Что ждёт науку и высшее образование в 2022 году + мои мысли на эту тему

Аватар пользователя Отсюда

На площадке пресс-центра ТАСС состоялся совместный брифинг Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко и Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Спикеры рассказали о строительстве студенческих кампусов мирового уровня, приемной кампании в российские вузы в 2022 году и ограничениях в условиях пандемии, реализации госпрограммы научно-технологического развития и многом другом. 

 

Старт второй волны конкурсного отбора кампусов

В ходе брифинга Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко дал старт конкурсному отбору кампусов второй волны.

«Сегодня мы запускаем отбор проектов кампусов второй волны. Прием заявок продлится до 1 апреля. Он будет проходить на специальном портале Минобрнауки «Прокампус.рф» по принципу «единого окна». В этот раз доработаны критерии и расширены возможности участия. Теперь подать заявки могут не только регионы, но и особые территории, например, федеральная территория «Сириус», особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. При рассмотрении проектов комиссия будет учитывать включение в структуру кампусов технопарков и работу с технологическими партнерами», — отметил Дмитрий Чернышенко.

Валерий Фальков добавил, что на данный момент уже отобрано восемь проектов для строительства кампусов. Кампусы первой волны будут построены в Томске, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Калининграде.

Помимо строительства новой инфраструктуры идет работа по осуществлению капитального ремонта общежитий вузов. В прошлом году ремонт кровли, фасадов, инженерных систем, а также отделка внутренних помещений проведены в 254 общежитиях 94 вузов. На это было направлено более 5 млрд рублей.

«В университетских общежитиях более 900 тысяч мест. Это очень большой фонд, состояние которого нельзя оставлять без внимания. Поэтому в этом году на проведение ремонта выделено 8,3 млрд рублей. Минобрнауки России уже отобрано 103 вуза в 57 субъектах РФ, где будут проводиться соответствующие работы», — рассказал Министр о планах на 2022 год.

По словам Валерия Фалькова, в этом году также выделено более 1 млрд рублей для капитального ремонта 33 научных организаций в 14 регионах страны. 

Приемная кампания в этом году стартует 20 июня

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал, что в этом году на бюджет смогут поступить более 588 тысяч молодых людей, при этом акцент при распределении бюджетных мест между вузами делается на специализацию регионов. На 2023/2024 учебный год планируется распределить между вузами уже свыше 590 тысяч бюджетных мест.

Валерий Фальков отметил, что в этом учебном году наибольшее увеличение количества бюджетных мест произойдет по программам аспирантуры и ординатуры, а также магистратуры.

«Если говорить о распределении по направлениям подготовки, то существенные увеличения произошли по инженерным специальностям, по специальностям в области ИТ-технологий, здравоохранения и педагогических наук», — подчеркнул Министр.

По словам главы ведомства, приемная кампания в вузы в этом году будет проходить начиная с 20 июня. Абитуриенты смогут подать документы лично, отправить их по почте или воспользоваться электронными ресурсами, в том числе порталом госуслуг и суперсервисом «Поступление в вуз онлайн».

1,2 трлн рублей на научно-технологическое развитие России

Недавно стартовала новая Государственная программа научно-технологического развития России (ГПНТР). В ней впервые консолидированы все расходы на науку, которые раньше были распределены по 34 госпрограммам. Ежегодно на реализацию ГПНТР из федерального бюджета планируется направлять около 1,2 трлн рублей.

«В этом году 587 млрд будет направлено на развитие высшего образования, предоставление грантов и стипендий, а также на создание молодежных лабораторий, поддержку селекционных центров, центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок. Еще около 230 млрд направим на фундаментальные исследования и 235,3 млрд — на прикладные научные исследования. Благодаря реализации госпрограммы к 2030 году объем внутренних затрат на исследования и разработки вырастет более чем в 2,5 раза и составит около 3,5 трлн рублей. Для сравнения, сейчас он около 1,3 трлн рублей. Увеличим и количество внебюджетных инвестиций в науку с 53% до 75%. Также к 2030 году мы ставим себе цель, чтобы уже половина исследователей страны была моложе 39 лет. Сейчас их 44,3% от общего количества научных деятелей», — рассказал Дмитрий Чернышенко. 

15 стартап-студий и 30 передовых инженерных школ появятся в российских вузах в этом году

В 2022 году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» планируется создать 15 пилотных университетских стартап-студий. На это из государственного бюджета будет направлено 1,5 млрд рублей, и еще 15 млн рублей привлечено из средств частных инвесторов. Также в вузах будет создано 20 предпринимательских «точек кипения».

«Сегодня более 50% молодежи хотели бы реализовать себя, имея собственное дело. Технологические предприниматели меняют мир, и мы хотим дать возможность всем студентам, а у нас их 4,8 млн, попробовать себя в предпринимательстве», — заключил Министр.

В рамках второго федерального проекта к концу этого года планируется создать 30 передовых инженерных школ. В них начнется подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. На проведение проектной, научно-образовательной и научно-исследовательской деятельности будет направлено свыше 4,5 млрд рублей федеральных средств и еще свыше 900 млн частных.

«Оба проекта — это ответ на запросы общества, студентов и абитуриентов, и конечно, экономики. Проект «Передовые инженерные школы» активно обсуждается с российскими предпринимателями, топ-менеджерами крупных компаний. За последние годы инженерия существенно изменилась. Сегодня появились новые направления — программная инженерия, инженерия живых систем, геномное редактирование. Наша задача — подготовить высококлассных лидеров по лучшим мировым стандартам и передовым направлениям, которые поведут за собой студентов и коллег», — отметил Валерий Фальков.

В завершение брифинга Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков поздравили бойцов и ветеранов стройотрядов с профессиональным праздником — Днем Российских студенческих отрядов.

17 февраля 2022

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Так совпало, что ровно три года назад в этот день Владимир Владимирович на очередном Послании Президента Федеральному Собранию сказал свою самую сакраментальную фразу на мой взгляд: 

Наши задачи носят долгосрочный характер. Но работать на стратегические цели необходимо уже сегодня. Время спрессовано, я говорил об этом многократно, вы это всё прекрасно знаете. 

Примерно таких же принципов придерживается и информационный портал aftershock. Его слоган – «каким будет завтра»® отражает собой всю суть ресурса, а отношение редакции ко времени хорошо выражено в лозунге главного тематического раздела: 

Максимум информации на единицу времени читателя

Учитывая совокупность всех обстоятельств, я заранее прошу прощения у читателя за то, что на углубленное ознакомление с материалом ниже может уйти гораздо больше времени, чем вы рассчитывали.

В свою очередь, для тех из вас, кто достаточно хорошо знаком с моим блогом, ознакомление с материалом не должно занять много времени. Большая часть из представленной информации наверняка вам знакома.. Но даже в этом случае думаю будет не лишним её перечитать. Освежить в памяти ключевые выводы и авторские заметки на полях. Возможно в свете ваших сегодняшних знаний сможете открыть для себя в старых записях что-то новое. 

Этим текстом я хочу подвести Большое резюме, вывести основную Суть – мякотку, под всем тем, о чём писал для вас ...последние пару лет. (Только что посмотрел, когда была написана первая статья... оказалось, что тоже 20 февраля.) Честно скажу, не подгадывал это дату и не старался синхронизировать её с чем-то. Текст оформился сегодня чисто по интуитивному наитию в один день. Проснулся с утра, и пришло понимание, что пора его написать. Эту вступительное слово дописывал уже вечером, перед самой публикацией материала.

Текст ниже скомпонован таким образом чтобы читатель любого уровня знаний мог погрузится в представленную тему максимально комфортно для себя. Видит Бог, я старался донести Его слова для широкой аудитории максимально понятным и простым языком. Чувствую его поддержку в этом деле и очень благодарен ему за всё. Усаживайтесь поудобней, впереди будет много интересного... 


В предыдущих двух темах:

в комментариях прошлись немного по вопросам образования, поэтому захотелось собрать мысли в кучку и запилить некое резюме. Естественно, всё нижесказаное - это моё личное ИМХО. 

Начну из далека, а именно с темы о секретном оружии русских, в которой идёт речь о том, что западные психологи наконец-то приоткрыли для себя причины русской феноменологии духа.  То, о чём я так много говорю в своём блоге, наконец-то прозвучало из уст британских учёных™ американских психологов. Если описывать их вывод конструктивом цивилизации медиа, то он будет выглядеть следующим образом:

В переводе на старочеловеческий это означает: 

"Любая мысль, идея, вопрос, которые содержат в себе противоречие могут находиться в суперпозиции.

С точки зрения квантовой логики противоречие - это информационное топливо для объемных размышлений. 

– Как получить другой смысл из субъективной точки зрения?

Никак.

Вот тут и приходит на помощь смещение точки наблюдателя за пределы своего "Я". Это выражается в желании взглянуть на объект осмысления с позиции субъект противоречия. Посмотреть на объект осмысления другими глазами."

Вывод из вводной части простой: русские начали использовать квантовое мышление задолго до того, как это стало мейнстримом. 

Если переиначить эти слова, то это означает, что человечество сегодня вступает в новую цивилизационную эпоху в которой на ближайшие пару тысяч лет будет доминировать именно русский тип мышления. 

Этим выводом я хочу донести ещё одну мысль: даже в случае, если человеческая цивилизация по итогу своих раздумий выберет технологический путь развития общества, ей всё-равно придётся синхронизироваться со стандартами русского мышления, в независимости от того, будут ли русские к тому времени существовать или нет.

Развитие технологий и образования, которое будет заточено под эти технологии, будет укреплять в умах людей всего мiра наши мировоззренческие позиции. К этому тезису чуть позже ещё вернусь. 

Если вы уловили суть цивилизации медиа, то вам должны быть понятны причины того, почему у русских будет интеллектуальное преимущество.  Образное мышление вшито в нашу субкультуру на генетическом уровне начиная с дохристианской эпохи. В основе старославянской рунной письменности лежало то самое образное мышление. Именно образное мышление столетиями искоренялось в нас западной культурой посредством реформации нашей собственной культуры и письменности. Причина этого движения, с моей точки зрения, заключается в том, что наш понятийный аппарат того времени был гораздо сильнее чем в молодых празападных языках. 

Рассуждая религиозными понятиями, мы были ближе к пониманию Богу в силу более развитого языка и образа мысли. Это давало нам неравные конкурентные преимущества в вопросе познания Бога с одной стороны и тормозило сам процесс этого познания с другой. 


По своей сути квантовое мировоззрение - это та-же диалектика.

Без лишней скромности заявляю, что если вам нужны точки соприкосновения философии и науки, то их есть у меня. 

smile260.gif

Диалектика - это язык Бога!  Сегодня у каждого желающего есть возможность этот язык изучить в максимально доступной форме.. 

Спасибо AsIsStuffкоторый своими вопросами сподвиг меня к систематизации этой темы

Почему квантовое мировоззрение/диалектическое мышление - это перспективное направление? 

Всё больше убеждаюсь в мысли о том, что технологии и наука нам нужны в первую очередь для познания Себя, Природы и Бога. Если рассуждать в этом ключе, то не сложно догадаться, что человеческое мировоззрение лежит в прямой зависимости от тех знаний, которые мы получаем в процессе познавательной деятельности. Но как предугадать каким оно(мировоззрение) будет в будущем? Правильно! Проанализировать  перспективные фундаментальные технологии.. Собственно это и предлагаю вам сделать:

под каждой из этих статей в авторском комментарии я выразил своё мнение. Если его резюмировать, то основная моя мысль заключается в том, что у нас нет специалистов под те технологии, которые мы планируем освоить в ближайшем будущем. Мысль о технологической сингулярности именно об этом. Если мы не успеем создать специалистов способных обуздать новые технологии, то технологии сделают это сами. Человеческий вид в данном случае может уступить своё доминирующее эволюционное превосходство более высокоразвитым системам.

О том, с какими последствиями человечество может столкнуться после этого, я образно постарался подсветить при помощи цикла статей о разрыве поколений


Возвращаясь к теме образования хочу сказать, что если мы рассматриваем квантовое мировоззрения как перспективное направление развития человеческой цивилизации, то ключевое внимание на этом рубеже следует уделить именно методикам и подходам к образовательному процессу Чело-века. Принципы диалектического познания следует интегрировать во все этапы образования. На выходе мы получим поколение людей способных к самостоятельному зрелому мышлению.  

Вопрос технологий обучения - это очень широкий пласт взаимодействий с человеческим сознанием, и тут без сомнения будут нужны узкопрофильные специалисты из разных областей знаний. 

Та  страна, которая предоставит мiру наибольшее количество специалистов, способных свободно мыслить в новой парадигме, изменит ход истории. И что-то мне подсказывает, что этой страной вполне может стать Россия. Ну у кого ещё в этом мире наберётся столько же воли к жизни, как у народов населяющих нашу Родину? Сдаётся мне, что Бог закалял нас трудностями не просто так, мы всегда находились в поле его внимания.  Думаю, что в наших силах в очередной раз изменить ход истории. Для этого у нас есть сегодня все необходимые инструменты, и главным из них является человеческий капитал. 


Если придерживаться познавательной модели цивилизации медиа, то всё вышесказанное можно резюмировать эффективно заархивировать всего лишь в одну статью:

Заметки дилетанта: об образовании

Если вдруг у вас когда-нибудь возникнет желание пройти мой путь познания от начала и до конца, то вы всегда сможете начать оттуда :) 


Из материалов по теме: 

...а между тем, до 61 годовщины дня космонавтики остался 51 день. 

на этом пока всё

Комментарий редакции раздела Природоподобные технологии

Образование ждёт природоподобие. (Или наоборот.) И чем быстрее тем лучше.

Комментарии

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Также к 2030 году мы ставим себе цель, чтобы уже половина исследователей страны была моложе 39 лет. Сейчас их 44,3% от общего количества научных деятелей»

Повыгоняют всех кому за 40?

«Сегодня более 50% молодежи хотели бы реализовать себя, имея собственное дело. Технологические предприниматели меняют мир, и мы хотим дать возможность всем студентам, а у нас их 4,8 млн, попробовать себя в предпринимательстве», — заключил Министр.

Тоже тупенько. Студентов разных силовых структур также будут к предпринимательству склонять? Да и ряд других направлений, также тесно завязаны на государство.

 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Повыгоняют всех кому за 40?

Почему поввгоняют? По вашему к среднему знаменателю только таким образом прийти можно? )

Студентов разных силовых структур также будут к предпринимательству склонять?

«Дать возможность» и «склонять» вроде как разные термины. 

Откуда столько негатива? Не верите в наше образование? ) 

Аватар пользователя val1
val1(3 года 5 месяцев)

ВУЗ заканчивают в 23+, на пенсию в 65 (в науке мужчин больше). Итого среднее - 44, так что только расстрелы )) Ну или имитация в виде перевода на часть ставки smile14.gif

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Ок.. Поясню) думаю речь именно о привлечении молодых специалистов в науку. Процент молодёжи в науке станет тупо больше. Это логично, учитывая те тенденции и творческий потенциал, которые в будущей молодёжи будет заложен. Сама наука омолодится

Более 50% студентов-участников научных объединений хотят связать свою жизнь с научной деятельностью, такие данные социологического опроса, проведенного факультетом социологии МГУ

Аватар пользователя kuguar
kuguar(7 лет 4 месяца)

Когда я в этом дурдоме еще принимал участие, позиция минобра была -понижение среднего возраста исследователей путем привлечения студентов.

На грант берется один д.т.н  70, два ктн 40, и пять студентов 20.  Получаем (70+2*40+5*20)/8=31,25

Толку от студентов никакого, но показатели выполнены.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

А передаваемый опыт не в счёт? Или студентов к процессу не допускают? 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Ты можешь выиграть деньги, но подходящих студентов под рукой нет. Берешь из имеющихся тех, что получше, но не факт, что им захочется дальше идти в науку. Да и не столь большие деньги выделяют под зарплату студентам, им хочется большего.

Еще одна проблема в краткосрочности грантов. У студентов часто нет навыков быстрого освоения новой проблемы. Вхождение в тему потребует 2-3 лет, а грант уже кончился. 

 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

В целом понятно, что образование и наука требуют вывода в ключевые сферы развития.  По моим прикидкам, смещение оси мирового влияния с Запада на Восток, если таковое случится, активирует интерес к образованию и науке. 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Требуется вывод в действительно важные направления. А то сейчас с этими рейтингами приоритет получают не "горячие точки" науки, а сферы, где больше всего пасется ученых и выше цитируемость.

Аватар пользователя kuguar
kuguar(7 лет 4 месяца)

Мы за обучение говорим, или за исследования?

Попытка с одной мышки снять две шкурки.

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Есть еще любимые "шкурки"

спорт

выступления с номерами (театр, КВН, эстрада)

волонтерство,

студсоветы и т.д.

Все это называется саморазвитие, самоуправление.

Хорошо когда вуз крупный, шерсть стригут по чуть с каждого студента. А вот в небольшом вузе с актива приходится снимать по 3-4 шкуры за раз. 

Я могу сказать, что это плохо. Но артисты и спортсмены получают почти автоматом такой же диплом, как и учившие предмет. При этом концентрация всей этой ерунды, как мне кажется, все нарастает. 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Кумовство чистой воды.. )   дипломы за знания нужно давать, тут согласен. 

За всё остальное нужно отдельно поощрять... Хочешь быть артистом, иди в театральный.  

Поэтому я именно за модульное образование. 

Аватар пользователя kuguar
kuguar(7 лет 4 месяца)

"Ижевский государственный университет песни и пляски им. М.Т.Калашникова"  (с) из черного юмора

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Почему поввгоняют? По вашему к среднему знаменателю только таким образом прийти можно? )

Потому что бросается в глаза определение исследователей не по результатам, а по возрасту. Где-то негров требуют, у нас молодых.

«Дать возможность» и «склонять» вроде как разные термины. 

Посчитаны все студенты. Так что получается, что собираются именно "склонять". Это как с повышением конкурентноспособности образования.

Откуда столько негатива? Не верите в наше образование? ) 

Ну как верю, я в этой системе работаю. И хорошо вижу многие организационные недостатки.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Ну недостатки многие видят.. Так наше мышление заточено.. А достоинства видите? Было бы интересно.. 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

С достоинствами сложнее, так как я не в той организации, в которую вливаются деньги. Поэтому лично позитива не наблюдаю.

Но: 

- студенчество действительно поддерживают, если есть желание заниматься наукой, то вполне первый опыт можно получить, даже немного заработать. Это большой плюс. Минус - мало желающих, мало "больных" наукой, многие привыкли работать на "расслабоне" и считают, что этого достаточно. Говорю на обширном собственном опыте, руковожу научным кружком лет 10.

- поддержка концентрируется в нескольких отраслях. Как бы это понятно, при ограниченном количестве средств нужно чем-то жертвовать. Плюс - идет финансирование, исследования двигаются. Минус - забыты остальные отрасли, которые выживают только на энтузиазме. Минус - некоторых слишком перекармливают деньгами, не требуя сопоставимого результата. Отсюда коррупционные связи, кумовство и т.д. Но это хроническая болезнь.

- начинается подтягиваться издательская деятельность, отечественные журналы включаются в международные базы данных. Большой плюс, так как наша наука часто не интересна за рубежом.  

- начали ремонты, кампусы и т.д. - очень хорошо. Минус - опять же перекосы в распределении, где густо, где пусто. Любой техникум, вуз должен обеспечиваться на необходимом современном уровне. Иначе не образование, а профанация. Государственный вуз должно обеспечивать государство, при этом помогать развивать его, а не угрожать закрыть.

-

Аватар пользователя Хара-Хото
Хара-Хото(2 года 10 месяцев)

Повымрут.

Если не от ковида, то от омерзения разглядывания "науки".

В этом году случилось в первый раз:

Обычно я опрашиваю студентов, после того как они становятся независимыми от меня, о том, что им понравилось или не понравилось в моём курсе лекций. В этот раз вопрос одного из них прозвучал так: почему я к своему возрасту не разочаровался в науке. Это наводит на мысль, что студенты уже видят, до какого состояния доведена научная "деятельность" в стране. И никакие покупки "новой мебели" или "грантования" в этом публичном доме не помогут.  

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Это наводит на мысль, что студенты уже видят, до какого состояния доведена научная "деятельность" в стране

Так это же хорошо! smile1.gif

Гораздо хуже было бы, если бы они этого не замечали.

Всё что требуется сейчас - это направить их юношеский максимализм в нужное русло. Наука может стать хорошим полем для самоутверждения. 

 

Аватар пользователя Lo
Lo(2 года 8 месяцев)

Положить жизнь в попытке сломать порочную систему? Кому оно надо? Тем более за копейки.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

В моём понимании

Всё что требуется сейчас - это направить их юношеский максимализм в нужное русло. Наука может стать хорошим полем для самоутверждения. 

означает поддержку со стороны государства.

Аватар пользователя kir777
kir777(5 лет 3 месяца)

Те, кому за 40 в реале сейчас - это за 70....в большинстве....так что естественный процесс

А вот про предпринимательство - согласен....бред....Скопированный с западной модели коммерциализации научных результатов. Как это применимо в куче областей - от фундаментальной науки до всяких спец прикладных - х.з.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Есть уверенность, что с закатом Западной культуры ценности будут переосмыслены.. Конечно будет лучше, если это произойдёт на опережение. Чисто со стратегической точки зрения

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Не факт. К 30му году часть молодых ученых станет "старыми", им будет за сорок. Например, я.

Аватар пользователя DenSkipper
DenSkipper(8 лет 8 месяцев)

Все эти кванты и развития науки и кампусы просто отлично. Однако, стоимость за обучение растет, количество бюджетных мест крайне ограничено и недоступно обычным людям. Набирает обороты кредитование учебы. Америка 2.0 с закабалением людей с юности до зрелого возраста (пока в Америке, мы в начале пути). Стоимость учебы сейчас начинается от 100-120 т.р. год, что-то приличное - 150. Сможет теперь ребенок способный (но не гений с максимумом баллов ЕГЭ) из села поступить в ВУЗ или его уровень кричать 'свободная касса!' и читать о квантах (если останется время)?

К вопросу о не нужности высшего образования и нехватки профессиональных пролетариев - посмотрел колледжи - тоже самое и как бы не дороже. Стоимость по честному, не запредельная (на 'дешевые' институты), но хорошие ВУЗы уже не доступны. 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Посмотрим как будет всё это дело развиваться.. Хочется верить, что образование когда-нибудь всё-же станет в нашей стране бесплатными. 

Если размышлять о модели образования, то мне видится, что в будущем оно станет полностью модульным, и будет подбираться в индивидуальном порядке. 

Аватар пользователя DVonik
DVonik(9 лет 10 месяцев)

«Оба проекта — это ответ на запросы общества, студентов и абитуриентов, и конечно, экономики. Проект «Передовые инженерные школы» активно обсуждается с российскими предпринимателями, топ-менеджерами крупных компаний.

Т.е. это запросы корпораций, а не общества. 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

В чём вы видите негатив? Думаете наши корпорации будут развивать науку в ущерб нашему обществу? Это же свои корпорации, не чужие.. В перспективе продукция этих корпораций может выйдет на международный рынок.. Вы хотите свои айфоны и тик-токи?

В рамках второго федерального проекта к концу этого года планируется создать 30 передовых инженерных школ. В них начнется подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. На проведение проектной, научно-​образовательной и научно-​исследовательской деятельности будет направлено свыше 4,5 млрд рублей федеральных средств и еще свыше 900 млн частных.

Аватар пользователя СибВатник
СибВатник(7 лет 7 месяцев)

Однако, стоимость за обучение растет, количество бюджетных мест крайне ограничено и недоступно обычным людям.

Офигеть заявы. Сейчас чтобы не поступить - это нужно быть полным дубом.

Я не говорю о топ-специальностях топ-ВУЗов, где проходной в районе 290. Но не поступить в обычный и на обычную - ну вот действительно нужно быть совсем никаким.

На мой взгляд количество бюджетных мест вообще избыточно, в ВУЗы идут уже и беспросветные троечники, это серьезно девальвирует высшее образование.

Вот график 

Здесь до 2016, но с тех пор количество мест только росло. Практически каждый второй-третий 16-летний обеспечен местом в ВУЗе. А учитывая что очень многим высшее вообще никуда не упало. они и не думают никуда поступать, то картина совсем грустная - отбора почти нет, а правительство только раздувает количество бюджетных мест.

Ещё следует учитывать, что во времена Союза очень много мест в ВУЗах РСФСР занимали "представители братских республик", сейчас большинство из них на платной. 

Аватар пользователя Хара-Хото
Хара-Хото(2 года 10 месяцев)

Количество и доля  бюджетных мест с каждым годом возрастает. Другое дело, что студент с каждым годом всё слабее и слабее, особенно при увеличении массовости, так что тратить на него гос. деньги - всё равно что отапливаться ассигнациями.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Какую цель лучше развивать? 

Селекцию самых умных или средний уровень образования в обществе? 

Аватар пользователя NK
NK(2 года 10 месяцев)

Кстати, хороший вопрос, на который однозначного ответа не получается. Селекция самых умных нужна, чтобы не потерять редких гениев, которые породят прорывные идеи. Но для практической реализации этих гениальных идей нужно большое количество технически грамотных - не гениальных - инженеров. Ни первое без второго не сработает, ни второе без первого.

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Наверное при желании можно какую-то математическую модель придумать под решение этого вопроса.. 

Если рассуждать с диалектической точки зрения, то я бы смотрел на то, что останется в остатке. При упоре на селекцию что у нас остаётся в остатке? Остаётся ли там большое количество некчемных людей, навыки которых невозможно никуда приложить... На мой взгляд - это ПРЯМОЙ путь к расслоению общества. 

При упоре на повышение среднего уровня образования лишаемся ли мы гениальных людей? 

Гениальность в моём понимании - это фактор случайности, божья воля, исключение из правил. 

По-моему, ответ очевиден, но конкуренция - как базовый фактор развития разобщенных обществ вносит свои коррективы в эту логику. Отсюда же растут ноги у идей о создании искусственного интеллекта.  

Второй логический вывод из этой цепочки размышлений: с конкуренцией нужно завязывать. В закрытой системе она становится деструктивом. 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

количество бюджетных мест крайне ограничено и недоступно обычным людям.

Ну... смотря куда поступают "обычные люди". В большинство вузов поступить огромной сложности не представляет. А у нас как раз глухая провинция. При этом если 4 года бакалавра не груши околачивать, то магистратура в более серьезном вузе почти в кармане. А уж аспирантов и московские НИИ и вузы ищут.

Некоторая градация вузов всегда была и будет. Но возможности для студента сейчас достаточно хорошие. Преподавателям сложнее.

Аватар пользователя kir777
kir777(5 лет 3 месяца)

Это смотря на кого учиться.

ВОт у нас с этого учебного года количество бюджетных мест увеличивается фактически в два раза. Химики - технологи технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов (от строительного кирпича доя подложек для микросхем и LCC- керамики, кто в курсе..).Работы (т. е. заявок от реальных работодателей с предоставлением жилья и прочее - завались....

Так что.. велком...

Аватар пользователя Yana Hazina
Yana Hazina(4 года 10 месяцев)

Еще одно ворчучело! Откуда вас вылазит?

В приемную кампанию 2021 года осталось незанятыми овердохрена бюджетных(бесплатных для абитуриента ) мест! По всей РФ. И в москве тож. В 2022 году количество бюджетных мест будет еще увеличено. Причем на инженерку медицину педагогику.

Настало время когда руководители уч.зав стараются отпихнуться от лишних бюджетных мест (еще 5 лет назад дрались за каждое новое место). Патамушта за недобор дрючат страшно, а новое поколение выбирает тик-ток. Физику сдавать не хотят, соответственно на инженерные специальности не идут. Даже в ИТ проблемы с набором, по крайней мере в нашем маленьком провинциальном университете.

Аватар пользователя ufi
ufi(6 лет 9 месяцев)

Нда. Помолчали бы уж.

1. В 2021 дебилы из минобра изменили правила приемной кампании, как следствие у ВУЗов просто был недобор. Набирали кого попало в последний момент, не все успели. 2. Что касается увеличения мест - то это для столичных. В реальности все проще: если у кафедры в текущем году набор был с низким средним баллом, то в следующем у нее срежут бюджетные места. И вот смотрит отличник на зарплату в местном заводе в 30000 и очевидно на эту кафедру не пойдет, а поедет в столицу. Придет же на кафедру обычный троечник. Это впринципе и не плохо, но бюджетных мест нет!

Аватар пользователя Yana Hazina
Yana Hazina(4 года 10 месяцев)

пошто хамло даме разговаривать воспрещает?

Не молчала и не буду!

Не знаю откуда неуважаемый сведения берет.

Большая часть бюджетных мест распределяется в провинцию.

У нас на айтишной кафедре в маленьком провинциальном университете в ноябре был праздник.

Зав.Каф. отстоял цифры приема как в прошлом году. Остальным айтишным  добавили по 5-10 чел.

Абитуры - не хватает. Все  прутся в гуманитарии. Кто поумнее и посостоятельней валит в крупные центры.

Нам остаются пролетарии и раздолбаи. Выгребаем все заведения спо. Дык блин с прошлого года работодатели перестают требовать вышку при приеме на работу. Куда маленькому провинциальному университету податься?

Аватар пользователя ufi
ufi(6 лет 9 месяцев)

И как это противоречит моему пассажу про зарплату на заводе? Нет высокой зарплаты => нет бюджетных мест на связанной кафедре. И в айти сейчас зарплаты очевидно выше.

По факту современные айтишники это и есть гуманитарии по складу ума. Надеются устроится кодерами в офис, всяко лучше чем на грязный завод.

Аватар пользователя Yana Hazina
Yana Hazina(4 года 10 месяцев)

ёжик, ты дебил?

Тебе уже в надцатый раз сообщают что бюджетных мест в строительстве, машиностроении, сх лесе и прочем реальном секторе

хоть жопой ешь, только есть некому.

Аватар пользователя Yana Hazina
Yana Hazina(4 года 10 месяцев)

Кста, недобор на технические специальности где-то уже года 3 как. И никак не связан с приемной кампанией 2021

Аватар пользователя ufi
ufi(6 лет 9 месяцев)

В 21 особо хреново было: например, немало абитурентов оказалось зачислено (с изданием приказа) сразу в два три ВУЗа. Понятно что некоторые ВУЗы остались с носом - приемная кампания-то закончилась.

Аватар пользователя Директор моря
Директор моря(4 года 7 месяцев)

А что не рассказать о уже реализованных программах?

Кому читать лень:

К началу 2021 года проект окончился провалом: несмотря на потраченные 80 млрд рублей, ни один участник проекта так и не вошёл в топ-100 ни одного международного институционального рейтинга

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

А кто составляет рейтинги? 

Так же из информации по ссылке 

Исследователи отмечают, что такие проблемы, как разделение научной деятельности по академическим, отраслевым и вузовским институциям, несоответствие российской научной традиции и англо-саксонской образовательной системы; наличие разделения образования и науки, гиперспециализациясемейственност, малая интернационализация, устаревшая система управления и отсутствие университетской автономии несут существенные риски для Проекта 5-100. 

Аватар пользователя Директор моря
Директор моря(4 года 7 месяцев)

Ну так это входило в условие задачи. И было известно авторам этого проекта изначально. Однако они на что то надеялись. 

Аватар пользователя Отсюда
Отсюда(5 лет 1 месяц)

Ну если там действительно был провал, то  наверное имеет смысл подключить счётную палату, что она проверила эти выводы. 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 9 месяцев)

Да, у меня есть полуготовая заметка по этому проекту и рейтингам, в которые стремится министерство. Пока забросил. Задача безумная по своей бессмысленности.

Аватар пользователя val1
val1(3 года 5 месяцев)

Как-то читали программу "Наука 2030" и ржали всей лабораторией (правда смех был грустный).

Особо повеселили индикаторы  (там кстати не 50%, а 50,5 к 2030 году доля молодых):

6. Доля ученых ... имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей - 86%

8. Доля статей в соавторстве с иностранными учеными - 75%

9. Доля научных публикаций российских исследователей, ...размещенных через национальные журналы  - 73%

 

8+9 -> ПОЛОВИНА публикаций в наших журналах должна быть в соавторстве с иностранцами .

И, да, по моей тематике наши журналы выше Q3 не получат никогда.

Аватар пользователя Txip
Txip(11 лет 4 месяца)

там кстати не 50%, а 50,5 к 2030 году доля молодых

Возрастную пирамиду ученым мужам посмотреть было не судьба.

Аватар пользователя 55aa
55aa(10 лет 6 месяцев)

1. В части ремонта общаг и построения кампусов - чушь, не имеющая отношения к уровню зампреда правительства и министра образования.

2. 1,2 трлн деревянных - это карашо, конечно. Но жизнь оворит о том, что в зарплату все равно ничего не получим.

3. Сегодня - угроза калечащих экономику санкций, вплоть до запрета перевода денег за непродовольственные товары. Естественно, те меры, которые докатились до науки сегодня - они должны были быть в середине 2014. Запаздание вследствие либеральных тормозов - почти 10 лет.

Аватар пользователя Starcon
Starcon(6 лет 1 месяц)

Карго культ. Вот построим силиконовую долину, кампусы, технопарк (нужное подчеркнуть) "как у них" и все сразу заколосится.

Страницы