Война с историей. Соломоново решение? Контекст голода 1946-1947 гг

Аватар пользователя Павел Попов

Небольшое отступление от анализа школьного учебника истории. Но, далеко не уйдём. Материал нынешней заметки понадобится для разбора в учебнике картины "маслом" "в трудные годы" про жизнь на селе в военные и первые послевоенные годы. Коснёмся этой темы и при разборе принудительных массовых переселений некоторых народов СССР.

 

Полное название обсуждаемого учебника:

 

 

Предыдущие посты цикла:

 

 

В комментариях к моему посту "Война с историей. Пляски на костях голода"  (кликабельно), разгорелись жаркие споры. В том числе о масштабах голода 1946-1947 гг. 

Некоторыми пользователями были сделаны эмоциональные заявления по темам: миллионных жертв голода, личной истории о том, как близкие родственники были при смерти в то время, про массовый каннибализм. Просьбы о ссылках на источники документов (публично) и подробности тяжелой семейной истории (в личке) не привели к конструктивному результату. По документам ссылок не последовало. Во втором случае автор отказалась от рассказа подробностей. Пальцем тыкать не буду. Если кому интересно, пройдите по ссылке и полистайте комменты.

В одном случае собеседник попросил меня дать комментарий к моей фразе из поста

 

Даю комментарий.

При этом основная цель моей заметки объяснить, как важно не лениться искать информацию и как правильно это делать, не тратя много времени.

Самая "обжигающая правда" обычно лежит на поверхности. Её подсовывают под нос. Кто-то это делает в коммерческих целях, кто-то осваивает бюджеты наших «вероятных партнёров» по «информационному сдерживанию» России. Кто-ведёт свои личные вендетты, как бесплатный доброхот и не стесняется в средствах.

В общем, скандалы "продавать" проще всего и хроническую информационную войну никто не отменял. Самыми распространёнными приёмами являются: цитаты, вырванные из контекста, сканы фейковых документов, сканы настоящих документов (когда отдельные случаи эмоционально подкрепляются намёками про массовость), рассказы семейных историй с характерными акцентами, но без подробностей. Как правило вся эта «каша» густо заправляется эмоциями и необоснованными обобщениями. Количество тоже имеет значение. Чем больше объём разового материала, тем больше шанс, что адресат его не осилит и поверит на слово.

К этому можно добавить, что в самой исторической науке хватает проблем с ангажированностью по политически важным и чувствительным темам. Бывает, даже что в политических целях родное государство может создавать фальсификат. К примеру, на рубеже 1980-1990 годов, было опубликовано не мало разоблачительных и «разоблачительных» документов.

И как жить? Не забывать здравый смысл. Включать критическое мышление. Уметь фильтровать входящий контент. Быстро искать нужные материалы, чтобы разобраться в важной теме.

 

Сейчас тема голода 1946-1947 гг. Напомню, что у меня нет профильного исторического образования, как и у большинства из вас. Так же, как и вы, я знаю далеко не всё. Если вы думаете, что всё знают историки, то ошибаетесь. Подход: «Ты ж историк, скажи, а…» - не работает. У каждого историка есть своя специализация. Чаще всего вы услышите: «Я не специалист в этом вопросе. Моя тема такая-то.»

На фото выше процитированы мои слова. Я дал общую оценку: «Кто-​то вспомнит еще голод 1946-1947 гг., но размер этой проблемы был во много раз меньше. Даже не смотря на страшное разорение в период ВОВ и нацистской оккупации, новый организационный, технологический и технический уровень с/х избавили от значительной части проблем.»

Количество вопросов по одному не полному XX веку громадно. Я ориентируюсь во многих темах, но далеко не во всех подробно. Послевоенный голод я до сих пор не разбирал. Для моих целей, мне хватало общего понимания контекста периода.

Поэтому, передо мной встала точно такая-же задача, как и перед вами. Разобраться. По возможности быстро. У каждого из нас много текущих дел. Много их и у меня. Несколько отдельных картинок, для понимания широты стоящих передо мной задач. В четверг я провёл занятие для группы детей по военному делу Древнего Китая. В пятницу знакомился с новым клиентом (сектор B2B) и сдавал ему первый заказ. Сегодня в субботу без отрыва от производства были хлопоты по празднованию Дня рождения сына. Еще сегодня успел получить вторую порцию вакцины от модной ковидлы. Сейчас перед сном дописываю этот материал.

Как успеть разобрать новую тему? На ходу. На самом деле, базовая часть задачи – вход в контекст проблемы на первом уровне заняла примерно 20 минут. Этого и вам будет достаточно, во многих случаях, чтобы не реагировать на разнородную лживую и подлую пропаганду. Смотрите в конце заметки список использованной литературы.

Никаких сложных запросов в поисковик я не забивал. Смотрите по контексту задачи. Пробуйте менять формулировки. Все материалы научные. Но, ни их поиск, ни их понимание не требует специальной подготовки. Обратите внимание на статьи Р. Р. Хисамутдиновой и Ю. В. Деминой.

Это короткие обзорные статьи по проблематике. Дальше поиск нужных материалов из списка и знакомство с ними. Для общего понимания идей автора и качества его аргументации много времени тоже не требуется. Часто специалисты ведут между собой научные споры. Критикуют работы оппонентов. Это может заметно облегчить решение вашей задачи.  

Нет. Расслабляться никогда нельзя. Критическое мышление вам нужно всегда. Критика тоже бывает некачественной.

Моя задача в этот раз сложнее. Мне нужно подготовить заметку. Это, конечно занимает не в пример больше времени и сил.

 

К теме.

Белой завистью завидую камраду Счетоводу. Массивы современной официальной статистики – это надёжность и точность. К такому качеству человечество шло долго и постепенно. Периодически теряя навыки. Особенно в моменты тяжёлых войн внешних и внутренних, а также крупных катаклизмов.

Более-менее точный подсчёт жертв голода вообще не возможен. Здесь целый клубок проблем медицинских, методических, технических и политических.

Академик Чубарьян не просто так публично жалуется, что историей XX века аспиранты не хотят идти заниматься. Здесь крайняя политическая ангажированность. Либо соответствуешь и пишешь, как требуется, либо занимаешься наукой, но тогда степени, гранты, командировки, проекты и должности – это не про тебя.

 

Самые горячие полемические споры разгораются вокруг голодовок и неурожаев:

 

1921-1922 гг.

1932-1933 гг.

1946-1947 гг.

 

Правые и левые ломают много копий по этим темам и спор бесконечен. В СССР, в целом замалчивались все три голодовки. Первый период известен был больше. Его не особо-то скрывали. Но это не означало, что можно было толком исследовать. В результате, у нас в обществе сформировались болевые точки. На незнании легче всего добиться успеха в лживой пропаганде. В очернении истории нашей страны очень заинтересованы внешние платёжеспособные силы. В нашем обществе и так сильны расколы. Бойцы на баррикадах с удовольствием подхватывают оружие, которое им подсовывают платные тролли и разработчики контента, стоящие за их спиной. Потом и не разобрать откуда взялась конкретная деза.  

Масла в огонь подливает и вроде бы официальная наука. И в США (особенно русскоговорящие эмигранты), и на Украине, в условиях крайней политической заинтересованности, рисуют цифры жертв один больше другого. При этом ни окончательно доказать эти цифры, ни опровергнуть их невозможно. А любая работа, введённая в научный оборот, в независимости от её качества и степени ангажированности, влияет на общую ситуацию в науке. Принято, что последующие исследователи ссылаются на профильные работы своих предшественников.

 

Голод 1921-1922 гг. До сих пор толком нет обобщающих исследований. Встречаются оценки количества жертв от 3,8 до 5,2 млн.

Голод 1932-1933 гг. от 3-4 до 12,8 млн. (9,8 +- 3 мл. по С. Максудову; самая раскрученная тема)

Голод 1946-1947 гг. от около 0,2 до 1,5 млн. («от» А. В. Шалак, «до» В. Ф. Зима)

 

Подробней по голоду 1946-1947 гг.

 

Уточнение. По Шалаку А. В. 200 тыс. это допущение, по максимальной оценке, при использовании коэффициента 10% смертности от учтённых случаев дистрофии для всех трёх республик, пострадавших от голода (Россия, Украина, Молдавия). При округлении в верхнюю сторону. Нижней оценки автор не приводит из-за недостатка точных данных. Можно дать еще одну оценку, назовём её «средней». Сам Шалак не делает окончательный расчёт, но даёт исходные цифры: «По Украине и России уровень смертности от дистрофии не превышал 5%». Для Молдавии коэффициент по Шалаку составил 10%. Вычисление даёт цифру в 95 тыс. избыточных смертей.

 

Подсчёты А. В. Шалака:

 

 

Критика Шалаком Зимы: 

 

 

На самом деле подсчётов и критики больше. К сожалению, подробней сейчас нет возможности писать. В том числе сейчас не берусь разобрать все признаки ангажированности в подходе В. Ф. Зима.

При этом нужно понимать, что и у А. В. Шалака аргументация его подсчётов не самая сильная.

С некоторой долей вероятности, мы можем оценить количество избыточных смертей в СССР, связанных с голодом, в диапазоне от десятков тысяч до первых сотен тысяч.

И точнее никто не скажет.

 

Сейчас нам важен порядок цифр – это миллионные жертвы в 1921-1922 и 1932-1933 годах с одной стороны и на порядок меньший уровень жертв голода 1946-1947 гг.

 

Второй вопрос – были ли тогда решения руководства нашей страны, взвешенными или они были ошибочны.

 

Посмотрим на мировой контекст.

 

К началу 1946 года проблема голода была общемировой проблемой. Это было следствием послевоенной разрухи в Европе и неурожаев в разных регионах планеты.

Державы-победительницы и по совместительству постоянные члены совета безопасности ООН договорились помочь голодающим. О большом будущем неурожае в СССР пока еще никому не известно

Подробности:

 

 

СССР начинает выполнять договорённости. Постепенно становится понятно, что будет неурожай дома. Масштабы проблемы уточняются.

Подробности по экспорту зерна из СССР:

 

 

Оценочно предположим, что к моменту развилки и необходимости принятия решения о продолжении поставок по международным договорённостям или их прекращении вывезена половина зерна от общей годовой цифры. Это 0,85 млн. т. Плюс экспорт следующего года 0,8 млн. т. Складываем и математически округляем. Получаем оценочно 1,7 млн. т., которые можно было добавить к использованию для внутреннего потребления.

Валовой сбор зерна неурожайного 1946 года дал 39,6 млн. т. Получается, что можно было добавить к имеющемуся еще 4,3%.

Был государственный резерв. Он использовался в 1946-1947 гг. более чем на половину.

Остаток к середине 1947 года 4,7 млн. т. Это намного больше, чем то, что можно было не отправлять на экспорт.

Подробности по госрезерву:

 

Итого, максимум к собранным 39,6 млн. т. неурожайного года, технически можно было добавить весомых 6,4 млн. т. На вскидку – это точно бы избавило 1,7 млн. серьёзно голодающих (количество учтённых случаев дистрофии по Шалаку) и были бы спасены избыточно умершие в эти годы (от десятков до первых сотен тысяч).

 

Но мог ли СССР задействовать эти миллионы тонн зерна?

В начале XVII века Борис Годунов в череду голодных лет использовал весь государственный зерновой резерв. Пошёл ва-банк и проиграл. Ладно ещё сам проиграл, не смог создать новую династию и всё потерял. Наша страна попала в череду проблем такого масштаба, что их последствия чувствовались даже много десятилетий спустя.

Для середины 1946 года стоит добавить, что мира не было. Наши предки с трудом победили в самой большой горячей войне. Хозяйство лежало в руинах. При этом нас уже принудили к новой войне – Холодной войне.

К моменту развилки в середине 1946 года, уже сказана У. Черчиллем Фултонская речь. Провозглашён «железный занавес». США уже слили в прессу свои планы по масштабной атомной бомбардировке городов СССР. В истории СССР уже было продовольственное эмбарго со стороны самых сильных стран Запада. Теперь такое эмбарго мог ввести в действие объединённый Запад под руководством США.

До кучи, неурожай в мире в целом, хоть и не такой силы как в СССР. Купить зерно просто негде. Негде сегодня и негде будет купить завтра. Будет ли урожай 1947 года хорошим – никто сказать не может. Использовать госрезерв до дна в таких условиях точно нельзя.

Можно остановить обещанный экспорт. Но тогда международные политические последствия будут очень тяжелыми. Запад точно раструбит прекращение помощи нуждающимся. СССР подвергнется остракизму вплоть до возгласов про исключение из ООН. СССР был маргинализирован в предтече ООН – Лиге наций. Риски потери с таким трудом приобретённого международного влияния были очень велики. Купирование потерь, могли стоить во всех смыслах многократно больших расходов, чем отправленное на экспорт зерно. Обратите внимание, что объём экспорта зерна из СССР в 1947 году в два раза меньше, чем в 1946. Похоже, что сделали всё что возможно без потери международной репутации.

Ценой давления Запада и отсутствия резервов сил у СССР была избыточная смертность в 1946-1947 гг.

 

Тучи сгущаются:

 

 

Использованные материалы:

 

 

 Картинка в тизере не имеет отношения к управлению, тем более к управлению государством. Руководствоваться чувствами просто неэффективно. Только расчёт. В случае 1946 года - это расчёт в условиях войны.

На войне полководцв и командиры постоянно решают вопросы как выполнить боевые задачи с минимальными потерями. По другому тоже самое будет звучать так: как на смерть отправить одних людей, чтобы выжить могли другие и как сделать так, чтобы первых было как можно меньше, а вторых как можно больше. 

Нам, живущим сытой и спокойной жизнью, в сильной стране, сложно понять проблемы той эпохи. 

Но важно помнить, что наш нынешний успех был заложен именно тогда

 

Продолжение (кликабельно)

 

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Скрытый комментарий Исидор Никифоро... (c обсуждением)
Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

"Нам, живущим сытой и спокойной жизнью, в сильной стране, сложно понять проблемы той эпохи..". А одной из причин избыточной смертности сейчас является ожирение

Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(9 лет 9 месяцев)

А одной из причин избыточной смертности сейчас является ожирение

Может быть, но мне кажется, что загаженная природа и не натуральные продукты (питания и домашнего пользования).

Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

загаженная природа и не натуральные продукты — одна из причин ожирения.

Нужно заниматься спортом и кушать только фермерские продукты. Конечно, если у вас есть время, силы и деньги).  А если нету — травитесь на здоровье, потом скажут — ковид со своими "неисповедимыми" осложнениями виноват, а не жадный капиталист сэкономил на вашем здоровье.

Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(9 лет 9 месяцев)

Так категорично нельзя заявлять. ЗОЖ не панацея, помогает во многих случаях, но не панацея. Приходилось общаться с людьми нормостениками и даже следующими правилам ЗОЖ (их числе и молодыми людьми), но тяжелые поражения здоровья, они не избежали.

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

не жадный капиталист сэкономил на вашем здоровье.

Честно говоря, мне кажется тут дело даже не в капитализме как таковом, а в ненависти этих капиталистов к другим людям. То есть не желание  экономить на здоровье, а полная отчуждённость от людей и подсознательная ненависть к инаковым. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

Верно, о здоровье других они не думают  вовсе. Они думают только о прибыли и снижении издержек за счёт чего бы то ни было.  Это и есть - капитализм. А будут ли эти издержки снижены за счёт использования химии или рабского труда узников концлагерей -- зависит от политического контекста и произвола власти капиталиста. 

Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(9 лет 9 месяцев)

Что интересно, капиталист то оказывается простым соседом, а не злобным буратино из за бугра.

Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Пардон, ветка не по теме. Сворачиваю

Аватар пользователя Рамбов
Рамбов(4 года 7 месяцев)

Спасибо. Прекрасная статья.

Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Спасибо за поддержку. 

Нет, статья сырая. Готовил между делом, почти на бегу. Главный недостаток, в том, что не хватило времени и сил на более подробную критику работы Зимы. Автор явно ангажирован

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

 

В начале XVII века Борис Годунов в череду голодных лет использовал весь государственный зерновой резерв. Пошёл ва-банк и проиграл. Ладно ещё сам проиграл, не смог создать новую династию и всё потерял. Наша страна попала в череду проблем такого масштаба, что их последствия чувствовались даже много десятилетий спустя.

Хотелось бы услышать как было правильно поступить Годунову? Заказать станки в США или что? Или перебить пару миллионов человек, чтобы едоков на следующий год было меньше?

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Исидор Никифорович Курляндский

Купить яхту и свалить в ландон.

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

Угу

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Флаг Вам в руки: возьмите и подготовьте статьи по интересующим Вас вопросам. 

Аватар пользователя 2А70
2А70(7 лет 7 месяцев)

Камрад, да забань ты этого имбецила не трать время.

Спасибо за статьи

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

 

Можно остановить обещанный экспорт. Но тогда международные политические последствия будут очень тяжелыми. Запад точно раструбит прекращение помощи нуждающимся. СССР подвергнется остракизму вплоть до возгласов про исключение из ООН. СССР был маргинализирован в предтече ООН – Лиге наций. Риски потери с таким трудом приобретённого международного влияния были очень велики.

Ах нас перестанут уважать?! Это разводилово на уровне детского сада, когда  человек отдаёт последнее, тем кто в нём особо не нуждается - тебе что жалко? Ты же обещал?  В итоге свои дохнут как мухи, а западные друзья: молодец, Иван, так держать, мори своё население голодом, что бы потом оно голодными глазами глядело на сытую жизнь за бугром. Давай Иван шли зерно, ты же обещал? Шли и потом ты сам будешь безуспешно возводить стену между нашими мирами, что бы никто не узнал как оно тут. Давай, Иван, шли зерно и что бы ты потом не говорил про нас среди своего населения, тебе всё равно никто не поверит, что бы мы не делали и каких бы преступлений не совершали - твои жители всё равно будут смотреть на нашу жизнь с завистью.

Очнитесь и вчитайтесь в то что вы сами пишите!  О какой дружбе и договорах идёт речь? Это бред сумасшедшего! На нас молились всем миром, потому что таких лохов ещё поискать надо было.

СССР был маргинализирован в предтече ООН – Лиге наций.

И что В ООН было всё шоколадно и мы не покупали верность бесплатными поставками? Или может нас не предавали те кто от нас полностью зависел?

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(9 лет 9 месяцев)

потому что таких лохов ещё поискать надо было

Чистая правда. Неблагодарная западная Украина ярчайший пример. Бывал как-то в разные времена в г.Ровно, даже подумывал жить там после получения пенсии. Разительно город отличался от многих областных городов ЦЧО России. Складывалось впечатление, что в Ровно живут рачительные труженики, даже несравнимо трудолюбивые с харьковчанами (хоть и тоже Украина). Но со временем, начинал понимать, что дело всё было в избыточном финансировании, а не в трудолюбии. Не в коня корм был.

Аватар пользователя Gregalex84
Gregalex84(4 года 8 месяцев)

Для начала: автор определённо и аргументированно сказал: голод был везде. Так что ваши слова: "человек отдаёт последнее, тем кто в нём особо не нуждается" - ошибка.

Далее: представим, что Советское руководство поступило так, как вы предлагаете, и отказывается от своих обязательств. СССР теряет авторитет, теряет международное влияние. Для СССР закрываются границы. Чем это чревато?

Во-первых, крайне затрудняется разведка. Об агентах-энтузиастах типа той же "Кембриджской пятёрки" можно забыть. В закрытые страны гораздо труднее ввезти и самих разведчиков, и их материально-техническое оснащение (оружие, аппаратуру, и т.п.) Гораздо труднее поддерживать связь.

Во-вторых, минус внешняя торговля. Конечно, для социалистической страны внешняя торговля априори не является жизненно важным показателем - это капиталистическую страну запрет внешней торговли может убить. Но всё же, внешняя торговля даёт пространство для манёвра, расширяет возможности.

В-третьих, минус международный научный обмен. Минус новые идеи для учёных, минус новые методы решения задач.

В-четвёртых, минус дальние морские путешествия. Иностранные порты закрыты - возможности пополнять топливо и другие припасы отсутствуют - значит, каждый выход в море должен быть в виде каравана с суднами обеспечения, что повышает стоимость выхода в море многократно. Забудьте про поддержку тех немногих дружественных стран, которые у вас есть.

И при этом не забываем, что только что закончилась война, в которой в СССР поставлялись товары по ленд-лизу, которые в итоге были оплачены всего на 7%. Помощь Украине и Белоруссии со стороны ООН оказывалась вплоть до 1947 года.

Аватар пользователя Дерсу Узала
Дерсу Узала(4 года 3 месяца)

Далее: представим, что Советское руководство поступило так, как вы предлагаете, и отказывается от своих обязательств. СССР теряет авторитет, теряет международное влияние. Для СССР закрываются границы. Чем это чревато?

 Возьмём нынешнюю ситуацию. Россия скурпулёзно выполняет все свои обязательства, прописанные в контрактах по поставкам газа в Европу. А США тупо кинули всех, кому обещали поставки СПГ и везут свой газ в Азию, потому что там дороже.  Дохера у России прибавилось авторитета, если из каждого утюга раздаются крики, что это Россия виновата в нехватке газа и в дорогой цене. А о том, что США не выполняют свои обязательства ни слова. И так будет всегда. Право сильного никто не отменял. А пиндосы умеют пускать пыль в глаза и показывать свою силу, там где надо.

 Я не говорю, что нужно заниматься откровенным кидаловом, нет нужно чётко исполнять свои обязательства. Но в стае шакалов, которую сейчас представляет из себя Европа, авторитета у нас никогда не будет. Во всех европейских государствах к власти десятилетиями приходят политики, у которых сбита в голове планка. Они требуют от нас сострадания в надежде на то, что мы прогнёмся, как всегда. В расчёте на то, что мы лохи. И уже пора их в этом разочаровать и показать, что мы стали такими же капиталистами, как и они.

Аватар пользователя Gregalex84
Gregalex84(4 года 8 месяцев)

Возь­мём ны­неш­нюю си­ту­а­цию. Рос­сия скур­пу­лёз­но вы­пол­ня­ет все свои обя­за­тель­ства, про­пи­сан­ные в кон­трак­тах по по­став­кам газа в Ев­ро­пу. А США тупо ки­ну­ли всех, кому обе­ща­ли по­став­ки СПГ и везут свой газ в Азию, по­то­му что там до­ро­же.

Есть разница. СССР тогда был страной-изгоем, которая пробилась "в свет" только благодаря победе над фашистами. И капиталистическим странам был только повод нужен, чтобы снова втоптать СССР в грязь. А США сейчас - страна-гегемон, с долларом, который является мировой валютой, с самым мощным флотом, и т.п. Поэтому они и позволяют себе "кидать". Плюс, точно не знаю деталей, но наверняка было не обещание, а заявление, которое юридической силы не имеет, а газ в Азию повезли частные компании, которым слова политиков не указ, пока они не облечены в конкретные законы.

Аватар пользователя LeonidSh
LeonidSh(4 года 3 месяца)

товары по ленд-лизу, которые в итоге были оплачены всего на 7%

С некоторой суммы, долг становится проблемой не должника, а самого кредитора. Если побанить СССР, то можно при таких исходных и свои акции уронить. А так СССР, а потом РФ расплачивались до 2006 и полностью закрыли долг.

Аватар пользователя Sergeant1985
Sergeant1985(2 года 4 месяца)

СССР заплатил лишь несколько процентов по Ленд-лизу.

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в набросах + клонирование) ***
Аватар пользователя лпх
лпх(10 лет 1 день)

СШП не заплатили за аляску и гуантанамо.

Комментарий администрации:  
*** отключен (неполживец и веган-радикал) ***
Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

 

 голод был везде 

Везде был неурожай, а вот голод допустили не только лишь все.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Я правильно понял, что было разумнее направить резервы на пропитание французских граждан, нежели советских? И что обязательства перед международным сообществом важнее обязательств перед собственным измученным войной народом?

 

Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Планы США на массированные ядерные бомбардировки СССР уже известны. Для такой акции нужна готовность не только военной составляющей, но и политической. Нужна консолидация Запада. Франция причислена к короткому списку победителей у которых больше всех прав в совбезе  ООН. Во Франции в этот период раз в несколько месяцев меняются руководители временного правительства. На этой должности бывают и социалисты. Помощь Франции зерном в размере 0,5 млн. т. в трудный для неё момент, много добавляла к уверенности в том, что политической составляющей для ядерного удара пока не будет. Завтра не погибнут миллионы советских граждан, а экономика СССР не будет окончательно добита (что приведёт к медленной смерти десятков миллионов людей).

А наша страна продолжала рвать жилы, чтобы скорее сделать свою ядерную бомбу и её средства доставки до "вероятного партнёра"  

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

О да, Франция могла  сказать своё веское слово, воспрепятствовав бомбардировкам. Американцы непременно бы послушали, устыдились - и передумали бомбить.

 

Так что, я правильно Вас понял - важнее спасать от потенциального голода французских граждан, собственным же не до того - им надобно жилы рвать, а вот есть им ни к чему. А что кто-то в процессе от недоедания помрёт - ну что ж, в свете высших ценностей это вполне оправданная жертва. Зато французские граждане скажут "спасибо".

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

Таки вы поняли правильно.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Отец Гервасий

Автор, вы вот уже какую статью не критикуете новый учебник, а всеми силами пытаетесь оправдать вполне определенный временной участок . А точнее-время правления Сталина. Сводя все к-ой,"дачетаковата. А это фальшивые документы. А если и не фальшивые, то все равно все делалось правильно". Если лично у вас пиетет к этому...правителю-то не надо всеми силами обелить и распушистить его образ.

Советская власть-менее всего задумывалась о благополучии советского( а особенно русского) народа. Более-менее сносное житье довольно узкой группы людей обеспечивалось за счет обирания всего остального населения. Вот и вся тн "сталинская экономика". Для Сталина-действительно-надо было всеми силами-предстать на Западе адекватным и положительным руководителем государства. Он или не понимал, или не хотел понимать, насколько жалкими в этом отношении были его потуги в глазах остального мира. Да ладно бы, речь шла только о нем. Так он еще и весь народ в глазах остального мира выставлял полными дурачками( либо дурачками злобными, либо дурачками прекраснодушными). Вот и в этой вашей неуклюжей попытке-вы пытаетесь оправдать умерщвление( а юридически-спланированное массовое убийство) по сути собственного населения ради того, чтобы что-то там показать каким-то там французам. .

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Hey Cruel World
Hey Cruel World(8 лет 5 месяцев)

Задолбали с этой Фултонской речью .Сие фуфло для лохов , и Черчилль-ЛОХ . И пиндосам с СССР воевать на.. не  уперлось   ,и х контроль над Зап .Европой    вполне  устраивал  ,   А   для обеспечения сего контроля   , нужно было пугало ....----СССР . 

Аватар пользователя Holy
Holy(6 лет 6 месяцев)

Ну да. Не уперлось. Только вот  план "Тоталити", предполагал бомбардировку сразу нескольких крупных городов предполагаемого противника ядерными бомбами. В списке числились Москва, Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград (Санкт-Петербург), Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Молотов (Пермь), Тбилиси, Сталинск (Новокузнецк), Грозный, Иркутск и Ярославль — всего 20 городов.
Но просто не успели произвести необходимое количество бомб. 

Аватар пользователя Непонял
Непонял(8 лет 5 месяцев)

Только вот  план "Тоталити"
 

Вы пологаете, что в СССР не было планов на возможные военные действия? Или эти планы были исключительно оборонительные?

просто не успели произвести необходимое количество бомб
 

Они это вам сами сказали или вы додумали? 

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

В Речицком районе Гомельской области в небогатом колхозе, где жила моя бабушка с четырьмя детьми, собрали в 1946 году зерна впритык на семена.

Люди питались картошкой, крапивой, грибами, одуванчиками...

Было тяжело так же, как во время войны. А может, даже тяжелее, потому что в этой деревне на 14 дворов бабушка даже сохранила корову (которую сразу после освобождения кто-то украл, возможно отступавшие полицаи. Моя тетя видела перед этим какого-то мужчину в форме без знаков различия. Он даже тётю о чем-то расспрашивал на русском). Корова всю войну в лесу за околицей паслась. Оттуда и пропала. А когда летом 1943 года каратели деревню сожгли, всех жителей успели предупредить партизаны. Люди сбежали в лес, и корова опять спасала молоком уже и партизан тоже вместе со всеми.

Выжила вся семья моей бабушки (её муж на фронте погиб). Про других я не в курсе.

Аватар пользователя Кагбытьто
Кагбытьто(5 лет 4 месяца)

Как хорошо, что вы это помните! А вот моя двоюродная сестра в Гомеле говорит: "А у нас немцы ничего плохого не делали. У нас тихо было."и самую красивую улицу в Гомеле немцы построили. Они такие трудолюбивые, культурные, чистоплотные, прямо как беларусы.  А когда я говорю о Красном Береге, у нее портится настроение.

"Детей брали в возрасте от 8 до 14 лет. Ездили по деревням, причем не только в Жлобинском, но и в соседних районах. Таким образом за красным забором помещичьей усадьбы оказался и Анатолий Чайковский. В 44-м ему было 11 лет...по свидетельству местных, детей быстро грузили и вывозили. Детям вешали шильду, на которой писали группу крови. Есть воспоминания, что немец пожалел девочку, которая знала немецкий язык, и сказал: возьми карандаш, потом исправишь. Все ей объяснил, как", — рассказывает первый научный сотрудник филиала Жлобинского историко-краеведческого музея в Красном Береге Людмила Мелащенко.

Ну, то есть, в Беларуси, почти как в Японии: великие белые господа не сбрасывали атомной бомбы (или двух) на ничтожных тараканов, они несут благо, свет, тепло, культуру и прогресс.

Аватар пользователя СергиоПетров
СергиоПетров(8 лет 11 месяцев)

А вот

Кто-то же был полицаем и у кого-то этот полицай столовался.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Кагбытьто
Кагбытьто(5 лет 4 месяца)

Кто-​то же был полицаем и у кого-​то этот полицай столовался.

    То-то и оно, что наш общий с сестричкой дедушка был в плену, а бабушку немцы? гоняли на работы, она лес сажала? (что-то странное мне чудится в этой истории, возможно, это были не немцы, а как раз полицаи, новые господа?), она простудилась и умерла. 

     Никто в полицаях не был, и я вот помню, что немцы беду принесли, а беларусам мозги промыли до такой степени, что они, как японцы, благодарны культуртрегерам. Сестричка моя еще неглупа, и у нее просто портится настроение от того, что мы друг друга не понимаем, а вот другие, более звонкоголовые, сразу заводят свою истерическую шарманку про агрессивную Россию, которая их всю жизнь угнетала.

     Просто удивительно, как работают мозгопромывочные машины, и как можно форматировать сознание на чье-то усмотрение.

 

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

У меня всё помнила моя родная тётя. Умерла месяц назад.

Она и своим детям-внукам рассказывала, и мне немного успела.

Полицаи были не в каждой деревне. А партизаны в каждой, даже в деревне моей бабушки из 14 дворов были партизаны. Поэтому и сожгли эту деревню под названием Доброволец.

А вот дальше в лес есть деревня Подалесье. Туда немцы ни разу не заехали, потому что там уже был партизанский край.

И Подалесье не сожгли, и скотина там у людей осталась. Потом, в 1945 году бабушка купила в Подалесье телочку за 5 пудов ржи.

 

Аватар пользователя Кагбытьто
Кагбытьто(5 лет 4 месяца)

Спасибо вашей тете. 

Пусть не прервется эта нить. 

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

Вам спасибо за добрые слова.

Аватар пользователя Hol
Hol(8 лет 9 месяцев)

Жили люди, правили страной, находясь при этом в живом мире. Люди эти были подвержены влиянию сотен факторов и каждое их решение - результирующий вектор этих давящих факторов с уникальным набором давящих факторов у еще массы народу вокруг. 

Выдергивать отдельные факты, давать им свое толкование, присваивать СВОЮ логику принятия решения историческому персонажу и начинать его после этого охаивать - основной способ ведения исторических споров вокруг СССР. 

Главный посыл всех этих фантазий - попаданческий. Уж ежели бы современного либерала на место Сталина поставить - уж он бы развернулся со свободой и демократией на полную катушку, всех бы легко накормил, никого бы даже не то, что не расстрелял, но и не наругал бы ни разу, ни с кем бы не воевал и его красивого все носили бы на руках все миллиарды населения планеты.

Это история не знает сослагательного наклонения, а эти господа - точно знают.

Аватар пользователя Отец Гервасий

История не знает, согласен. Главное-не допустить опять этого форменного издевательства над Россией и русскими. Вот о чем речь.

Нынешние проблемы в виде ипотеки или не купленного по сходной цене автомобиля-эфир, пыль-сравнительно с кровью, смертями, голодом, унижением 80% населения быв.СССР( особенно в РСФСР. да и в других-то республиках-кроме Закавказья, Прибалтики и Зап. Украины-не лучше). Кстати! Вот интересное дело! Моя тетка еще в далекие 70-е переехала из КЗ-как раз таки в Свердловск. Ну-муж был оттуда и работал на УОМО. И-вот она-как-то раз поехала по внутрисоюзной турпутевке-как раз в Ивано-Франковскую область. И по приезду-ее аж трясло, что там-огромные домищи, огромные участки. Все разрешалось сеять и сажать в огородах. Давали землю под дачи для горожан( чего не было ни в РСФСР ни в КЗ массово). Ну ладно-"это Хрущов виноват-выпустил бандеровцев". Хрен с ним-можно и согласиться. Но-огромадные особняки в Грузии-задолго до всякого Хрущова-это кто виноват? А вот это презрительное-"Уассяяя"-это же не при Хрущове и не при Горбачове появилось. И прибалты-жили от пуза при Союзе. Это на кого списать? На Троцкого? Или плата такая своеобразная была? Ну-евреи-понятно-в культуру-искусство( жертвы погромов в количестве там сколько...вроде около 2000-вместе с побитыми). Кавказцы-во все властные структуры( за то что им-в царское время-не очень-то давали заниматься абречеством и поголовным тунеядством.) Поляки...тут без комментариев-ясное дело-Россия "душила". Ну, а прибалты и латыши в частности-наверное за то, что за золото-отлично так воевали с русским народом. После окончания ГВ-огромная часть латышских " красных"( хотя...а чего в кавычках-то...) стрелков-вернулась в буржуазную( красные стрелки-в буржуазную!!))))) Латвию, а после-многие из них стали вполне себе пособниками гитлеровцев. 

Ну нормальноооо...

Как же так-то автор? Лучше всего в СССР( из национальностей)-жили самые отъявленные русофобы? Это вы на что спишете? 

А не на что вам списывать-все вы понимаете, да боитесь сказать. А я-скажу. Вся политика Советской власти с 1918 года-была направлена только на одно-чтобы за счет русского народа, на крови его, на теле его. на землях его-всякие клопы, пиявки, клещи энцефалитные-жили и жировали.

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Hol
Hol(8 лет 9 месяцев)

Это вы на что спишете? 

А не на что вам списывать-​все вы понимаете, да боитесь сказать.

Да нет, не боюсь. Вы предвзяты и эмоционально нестабильны. Поэтому штормит Вас из крайности в крайность. 
Достаточно смело, с учетом, как Вы обычно кидаетесь на несогласных оппонентов?
Сам считаю - просто отважно, на пределе, просто по краю пропасти ступаю.

Кстати, с удовольствием еще послушал бы про тяжесть жизни тетки в Свердловске в 70-е года - очень, очень интересно, честное слово.

Аватар пользователя Чураш
Чураш(5 лет 9 месяцев)

Все правильно написано.  Страна, которая победила только благодаря мобилизационной экономике Сталина, индустриализации и коллективизации, и руководству государством и армией самых ответственных и гуманных правителей за всю свою историю (и настоящее время) не могла себе позволить взрастить антисоветские настроения после ВОв в Европе - мечта все либерастов и западопоклонников и в настоящее время. Антисоветчик = русофоб = либераст. Здесь много таких тварей собирается, воевать с русской историей и советским народом - единственным победителем во 2МВ.

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы) ***
Аватар пользователя gruzzy
gruzzy(9 лет 10 месяцев)

Спасибо!

Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Спасибо за поддержку

Аватар пользователя Красный_трактор

smile9.gif

Аватар пользователя Павел Попов
Павел Попов(2 года 5 месяцев)

Спасибо за поддержку

Аватар пользователя Филистер
Филистер(6 лет 9 месяцев)

По вопросу голода в 20х есть материалы от Григория Циденкова

 

 

Размещал его на момент выхода, интереса, естественно, не вызвало, бо страшная правда отсутствует, как следствие, завыть, забиться, за хрипеть, а тем более, обосраться, не с чего. 

Аватар пользователя НВК
НВК(5 лет 10 месяцев)

В результате, у нас в обществе сформировались болевые точки. На незнании легче всего добиться успеха в лживой пропаганде. В очернении истории нашей страны очень заинтересованы внешние платёжеспособные силы.

Болевые точки сформированы из-за постоянного муссирования этих тем. Поскольку смысл этого муссирования -очернение эпохи Советского Союза. Ведь по странному стечению обстоятельств практически каждый день количество русских, вырезанных в Чечне не обсуждается. Как и экономический эффект от приватизации в Питере при Собчаке. Внешним силам на нас давно наплевать, занимаются очернением именно внутренние силы.

Причины вполне понятная провалы в нынешней политике. Надо их как-то прикрыть.

К началу 1946 года проблема голода была общемировой проблемой. Это было следствием послевоенной разрухи в Европе и неурожаев в разных регионах планеты.

Попробуйте сравнить количество статей о голоде в Европе с тем-же количеством статей о голоде в СССР в прессе за этот год. Сравните как освещают в Европе в учебниках по истории этот период и у нас.  

Белой завистью завидую камраду Счетоводу. Массивы современной официальной статистики – это надёжность и точность.

Угу, только пользуется он этой статистикой однобоко. Ангажирован. 

Самыми распространёнными приёмами являются: цитаты, вырванные из контекста,

Самые главные приёмы- втягивание в спор о количестве, о точности подсчёта. Втягиваясь в эти бессмысленные дебаты Вы сразу проигрываете. 

Страницы