Анализ счета текущих операций за первое полугодие 2016г. Сравнение с 2015г.

Аватар пользователя DimaPozitiv

Проанализируем ситуацию в Платежном балансе за первое полугодие 2016 года. Возьмем для сравнения с 2015 показатели торгового баланса товарами и услугами, а также инвестиционных доходов. Данные по этой теме как всегда взяты мной с сайта ЦБ РФ.  Пришлось вручную состыковывать две таблицы. Так как ЦБ дает данные отдельно по 2016 и 2015 годам. Причем в одной таблице в млрд долларов, а в другой в млн. Все это подредактировал, получилась наглядная таблица ниже.

Для чего нужен этот анализ?

1. Понимания того, что при положительном торговом сальдо товарами мы имеем отток валюты по услугам и инвестиционным доходам. А то некоторые умельцы складывают профицит во внешней торговле с 2000 года и заявляют, что только часть этой валюты находится в ЗВР, а остальную украли)

2. Насколько снизился импорт и экспорт.

3. Какая сейчас ситуация с инвестиционными доходами. Ведь процентов по внешним долгам платится прилично, да и дивидендов. 

Таблица для анализа:

1. Счет текущих операций. Из чего он состоит? Как раз все статьи, которые находятся ниже этого пункта таблицы. То есть счет текущих операций это совокупность: движения денег от торговли товарами и услугами,  разницы от инвестиционных доходов, баланса оплаты труда и вторичных доходов. Для примера считаем по первому кварталу: +22,4млрд дала торговля товарами, -4,8млрд отнял баланс торговли услугами, -0,4млрд взял баланс оплаты труда, -3,4млрд баланс инвестиционных доход и -1,2млрд забрал баланс вторичных доход. Итог +12,6млрд. долларов. 

Что это значит? Показывает сколько валюты поступило в Россию по этим всем операциям в чистом виде. 

Во втором квартале этого года всего 3,4млрд долларов. Таким образом, приток валюты в последнем квартале резко снизился. Что негативно для рубля. но не смотря на это он показывает всё большую стабильность.

В 2015 году было 30млрд в первом и 16,5млрд во втором квартале. Четко видна разница с этим годом.

Теперь перейдем к составляющим счета текущих операций:

2. Торговый баланс товарами составил +22,4млрд в первом квартале 2016 и 21,7млрд во втором. В 2015 было 45,5 и 43,7млрд соответственно. Ощутите разницу. Почему так произошло:

а) экспорт составил 60,4млрд в первом и 67,2млрд во втором квартале. 2015 - 90,2 и 91,4 млрд. Получается падение на 29,7%.

Основное падение дали сырьевые товары: нефть и газ. Пункт "прочие" просел значительно меньше. 

б) импорт составил в первом квартале 38,1 млрд и 45,5 млрд во втором. В 2015 было: 44,7 и 47,7млрд соответственно. Четко видно, что импорт снизился намного меньше, а во втором квартале его падение практически прекратилось.

3. Баланс услуг. В первом полугодии 2016 года показатель дал отток валюты на 9,9млрд. В прошлом году было 17,8млрд. Ситуация улучшается. 

Из таблицы видно. что по услугам импорт снижается намного более активно чем экспорт. Например выездной туризм. 

4. Баланс оплаты труда дал отток валюты в первом полугодии 2016 0,9млрд. В 2015 было 3млрд. В 2014 показатель был еще больше. можно посмотреть в моем обзоре за тот год. Было -4,6млрд.

То есть мигранты, работающие в России вывозят деньги более активно, чем наши соотечественники-работяги из за рубежа. 

5. Баланс инвестиционных доходов. В этом году чистый отток валюты на 14,5млрд, а в 2015 19,7млрд. В 2014 было 30,3млрд.  Видно, что ситуация улучшается. 

Что сюда входит? Проценты по кредитам и облигациям, дивиденды, доходы от участия в капитале и инвестициях, от акций, распределенная прибыль компаний и т.п. 

Получается, что наши компании получают доходы от инвестиций за рубежом намного меньше, чем иностранцы у нас. Причем это происходит за счет компаний, смотрим пункт "прочие". Банки же выходят в плюсе. Во многом за счет того, что они имеют внешние активы в приличных размерах, а внешние обязательства меньше, чем у компаний.

 

Снижение экспорта частично компенсировалось уменьшением оттока валюты по услугам, оплате труда и инвестиционным доходам. Во втором квартале счет текущих операций был в совсем небольшом плюсе. В 2014 и 2015 годах счет текущих операций рос. Ситуация изменилась. 

При этом в 2016 году отток капитала сильно замедлился. За первое полугодие в районе 10,5млрд долларов.       В 2015 было 38,6млрд   и 70,6млрд за первое полугодие 2014.    

Таким образом, для полноты картины надо учитывать не только показатель счета текущих операций, но и оттока капитала. Все это в совокупности есть Платежный баланс. 

В 2014 году при профиците счета текущих операций в размере 56,7млрд долларов    был отток капитала на 151,5млрд. В итоге общий отток на 94,8млрд. 

В 2016 году ситуация иная: счет текущих операций в профиците на 15,9млрд. А отток капитала в размере 10,5млрд. В итоге по Платежному балансу + 5,4млрд (это грубо для наглядности, так как есть еще небольшие пункты, но их не стал брать, чтобы не перегружать своих читателей). Система стала намного более сбалансированной. 

 

Предыдущие мои статьи на эту тематику:

Снизился ли приток валюты в Россию? Разберемся в вопросе.

Отток капитала из России за первое полугодие 2016 года резко снизился. Анализ за счет чего это произошло.

Анализ счета текущих операций России за 2015 год. Пояснения, выводы.

Приток и отток денег из России. Счет текущих операций в 1 квартале 2016г. Влияние на экономику и курс рубля.

. Чистый вывоз капитала частным сектором в 1-м квартале снизился более чем в 4,5 раза - до $7 млрд

ЦБ: Отток капитала из России в январе 2016 снизился на 60%. Мои комментарии.

Санкции Запада: последствия для курса рубля. Собственный анализ явления на основе Платежного баланса.

Чистый вывоз капитала из РФ в январе-октябре 2015 сократился в 2 раза

Приток капитала в Россию: деньги начали возвращать на Родину!

Платежный баланс России 1-2 квартал 2015 к 2014. Анализ и разбор структуры. Серьезные улучшения показателя, несмотря на кризис!

Анализ счета текущих операций РФ за 1-ый квартал 2015.

Платежный баланс России за 2014 год.

С Уважением, DimaPozitiv.

Публикация этой статьи на КОНТе

 

  

Комментарий автора: 

Платежный баланс показывает массу процессов в экономике страны. Это необходимо знать и изучать для правильной оценки ситуации, влиянии факторов на формирование курса рубля. 

Комментарии

Аватар пользователя арепо тетет
арепо тетет(7 лет 9 месяцев)

Снег чистить полгода  все равно будет надо.. с климатом не поспорить.. Поэтому  не надо заставлять отечественного производителя,  конкурировать зная о его заведомо более слабых исходных позициях , а защищать, санкции тому пример! Закрыли доступ дешёвой сельхозпродукции свое пусть дороже, но свое появилось.Рынок для заведомо  дешёвых европейских товаров нельзя открывать!  

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Конечно. Надо защищать своего производителя. В той же Европе огромнейшие дотации из бюджета. У нас таких возможностей нет. Тогда эмбарго хороший вариант. Как сейчас.

Аватар пользователя zhsale
zhsale(8 лет 4 месяца)

"Опять же - в этом потенциал для дальнейшего развития."

 Наверное следует смотреть ширее.

Ведь этот разрыв в производительности не с небе упал, Европа долго голодом выращивала население УМЕЮЩЕЕ так производительно работать. В России это процесс тормозился большим ресурсным обеспечением.

Принципиально обеспеченность ресурсам не изменилась, следовательно не изменились и условия отбора в РФ и Европе. Проще говоря, Европа ОБГОНЯЕТ РФ в росте производительности, Европа не будет дожидаться, когда ее нагонит Россия

"Необходима оптимизация рабочих мест в большинстве бизнесов." 

 Этот процесс законами не решить. Он решается конкуренцией. Конкуренция возникает только при ОГРАНИЧЕННОСТИ ресурсов. Чтобы догнать Европу РФ должна проесть ресурсы до европейских уровней. А это невозможно быстро- за 1 - 2 поколения.

Комментарий администрации:  
*** Наш главный враг не запад, а мы сами со своим поганым жизненным укладом ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Уточняю - бумажной производительности, т.е. фейкового ВВП на душу населения.

Аватар пользователя zhsale
zhsale(8 лет 4 месяца)

 "..бумажной производительности, т.е. фейкового ВВП .."

 Полностью согласен про фейковость ВВП. Но и у нас ВВП считается по Европейской методике, значит данные более-менее сопоставимы. Для достоверного сопоставления подушевых ништяков Следует сопоставить розницу. Это точнейший из доступных параметров. Я ленюсь, да и мне не особенно нужно. В Европе более высокое потребление - у меня не подтвержденная, но уверенность

Комментарий администрации:  
*** Наш главный враг не запад, а мы сами со своим поганым жизненным укладом ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

В этом полностью согласен. Долгое время в России не было развита конкуренция. Поэтому при открытии своего рынка мы проиграли. Сейчас надо наверстовать.

По своей работе смотрю - где предприятия борются активно за клиента: рост качества и цены практически не растут. 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Тут другой момент - менталитет населения воровать, тащить, перекидывать через забор, проносить через проходную, брать что плохо лежит и т.д.

А кто украл - те покупают актив за рубежом.

Это про личности дикие.

А те кто честно заработал просто хотят актив свой вложить в другие инструменты. Валютные: защита от внутренних передряг.

Аватар пользователя evg
evg(9 лет 5 месяцев)

Баланс транспортных услуг разворачивают-перенаправляя на порты РФ  транзит нефти продуктов и ещё кое что.Сегодня к этому делу подклоючили большую дубинку,так что это сигнал и другим,переводите это не просто политика и экономика-это воля ВВП и так далее.

Москва. 27 сентября. ИНТЕРФАКС-АНИ - Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов 28 сентября планирует провести совещание по вопросу переориентации экспортных потоков российских нефтепродуктов с терминалов Прибалтики в РФ, сообщили Агентству нефтяной информации (АНИ) источники, знакомые с ситуацией.

Предполагается, что участниками совещания станут представители РЖД, "Транснефти" (MOEX: TRNF) и нефтегазовых компаний.

------------

то есть радение бодет сильнее 5 в этом году и 5 ву следующем...

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Да. Слышал про такое. Так грузооборот морских портов рос в прошлом году не смотря на кризис. Балтика плачет) 

Аватар пользователя XRF
XRF(7 лет 7 месяцев)

так я и не понял - бакс покупать или продавать?

Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

Покупать.

Валюты в бюджете как не хватало, так и не хватает. И пока у власти либералы - ничего не поменяется. Эффект от прошлого ограбления Набиуллиной почти исчерпан.

Вы что, не помните диалог:

- Почему доллар растёт, а мы даём ему расти? Почему? У нас же всё дороже становится.

- Это правда. Но не всё. Наш экспорт становится дешевле.

- Я понимаю, но почему?

- А это мы его не регулируем нерыночным способом.

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Рубль с 2000 по 2013 год излишне укрепился в реальном выражении. Цены на нефть упали. Произошел возврат наполовину.

Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

Что значит "излишне укрепился"? Что вы бросаетесь ничего не значащими словами.

 

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)
Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

Расчеты все есть

А с чего вы взяли, что в 2000 году был адекватный курс доллара?

Вот, например, Big Mac Index, вовсе так не считает.

В табличках справа в последней строке указан тот курс доллара, который должен быть согласно этому индексу.

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Это смешной индекс. Он не отвечает реалиям. Это просто игрушка в руках США, которые этим поднимают недовольство россиян.

Нужно четко понять: издержки в России за последние 15 лет выросли в разы, в 4-10 раз. А стоимость импорта всего в 2,5 раза в среднем. Получается потеря конкурентноспособности нашего производства.

Очень мешает рост цен. Постоянно про это говорю. Как и наш ЦБ.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Если смотреть эффективность вложения денег, то с 2000 года лучший показатель у недвижимости, второе место у депозитах в рублях. Рей айдахо недавно публиковал свой график и анализ. На АШ.

Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

Если смотреть эффективность вложения денег, то с 2000 года лучший показатель у недвижимости, второе место у депозитах в рублях.

Не знаю, чего он там сравнивал, но вот мои расчёты эффективности роста вложений (2000-2015 гг):

Но это за 16 лет. Если же взять десятилетние периоды, то по тому, куда нужно вкладывать рубли, явно видна тенденция:

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Я сразу подчеркнул. С 2000 года. Депозиты выгоднее. последний график дает более короткий интервал. Там доллар выгоднее. 

Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

последний график дает более короткий интервал

Главное, что даёт последний график - ТЕНДЕНЦИЮ. Какой смысл жить тем, что было в 2000 году?

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Более долгосрочный период показательнее.

Правы мы оба.

Аватар пользователя Arandr
Arandr(9 лет 2 месяца)

Более долгосрочный период показательнее.

Это так только если влияющие факторы более-менее равномерно изменяются в каком-то диапазоне, если же они имеют направленное изменение, то это не так.

У меня там в первом графике по доллару немного другое было посчитано, вот так реально выглядит доходность с 2000 года:

*** Либералам-единоросам правда глаза колет ***
Комментарий администрации:  
*** Уличен в ретрансляции предвыборной политоты ***
Аватар пользователя izn
izn(8 лет 2 месяца)

не понятно почему цб так мало доходов получает.

Правильно ли я понимаю что из таблицы 1 пунктов 1 и 2 

https://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1609.pdf

следует что цб дал банкам на 01.01.16  73 триллиона рулей (совокупный актив минус собственные средства)? под ставку рефинансирования 10% (хотя на 1 января было больше) получается 7трлн в год или 100+млрд баксов чистой прибыли положил в карман цбрф. не?

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Про ЦБ там речи нет. Активы в основном это депозиты населения и компаний. Речь в таблице о банковском секторе в целом.

Аватар пользователя izn
izn(8 лет 2 месяца)

мде, тупанул-с

Аватар пользователя Любопытко
Любопытко(9 лет 6 месяцев)

Дык это жеж что получается -- РФ прекращает выплаты дани? Ну за исключением всяких там трежерей и прочих деревативов на неотложные нужды.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Тренд прежний сломался. Но очень важно развить рублевый рынок кредитования. Длинные деньги. Без снижения инфляции это невозможно.

Страницы