Об умирающей русской деревне в свете исторических документов

Аватар пользователя Престарелый Neo

Поля у нас в России зарастают лесом, лесополосы никто не сажает, и все это потому, что деревня, русская деревня умирает! А если вы мне не верите, прочтите об этом сами в этом вот материале, прямо в первых абзацах. Конечно, трудно спорить с тем, что процент сельского населения постоянно сокращается, а малые населенные пункты постепенно исчезают с карты нашей страны. Только вот интересно, процесс это объективный или нет, а если нет, то кто его запустил? Нынешняя ли власть или, может быть, далеко, далеко предыдущая? Я не буду углубляться до 20-30-х годов прошлого века, когда вследствие принятого партией курса на индустриализацию в жизни русской деревни произошли коренные изменения. Давайте прочтем с вами исторический документ гораздо более позднего времени. Привожу документ и ссылку на него, с указанием архива, в котором он хранится и всех возможных реквизитов. Поехали.

Из докладной записки в ЦК КПСС о миграции сельского населения в Оренбургской области и ликвидации малых деревень, 28 сентября 1971 г. // ЦХСД. Ф. 5. Оп. 63. Д. 282. Л. 63-68. Подлинник.

28 сентября 1971 г.

[...] есть целый ряд вопросов, затрудняющих дальнейшее развитие сельскохозяйственного
производства, решение которых выходит за пределы компетенции местных органов
и организаций. Эти вопросы касаются, главным образом, условий жизни сельского
населения, их культурно-бытового обслуживания.

Прежде всего, из-за большого недостатка и плохого состояния жилья и культурнобытовых
учреждений (школ, детских садов, ясель, больниц, клубов, библиотек, кинотеатров,
комбинатов бытового обслуживания и т.д.) на центральных усадьбах совхозов и колхозов
и особенно в поселках совхозных отделений и колхозных производственных бригад,
а также невысокого ещё уровня механизации трудоемких процессов, в первую очередь, в
животноводстве, у нас имеет место значительная миграция сельского населения, продолжается
процесс «старения» деревни, в хозяйствах испытывается острый недостаток квалифицированных
кадров механизаторов и животноводов.

По статистическим данным только за 1968-1970 годы в целом по области выбыло
сельского населения 30982 человека, основную часть которого составляет молодежь. О
слабой закрепляемости молодежи на селе свидетельствуют и такие данные. За годы минувшей
пятилетки (1966-1970 гг.) в сельских профтехучилищах, совхозах и подразделениях
«Сельхозтехники» нашей области подготовлено более 46 тысяч молодых механизаторов,
а фактическое увеличение числа этих кадров в колхозах и совхозах за этот период составило
лишь 4730 человек. В настоящее время в хозяйствах области недостает 21540 механизаторов,
в том числе в малонаселенных целинных районах - 11540 человек. То же можно
сказать и о кадрах животноводов.

Изучение этого вопроса показывает, что основная часть сельского населения выбывает,
прежде всего с отделений совхозов и бригадных поселков колхозов. Их жители переезжают
в города, рабочие поселки, на крупные стройки нашей обласга, в другие экономические
районы, где имеются лучшие жилищные и культурно-бытовые условия.

В то же время многолетний опыт ряда передовых хозяйств области - колхозов «Россия»
Илекского района, имени XI Кавдивизии и имени Кирова Оренбургского района,
совхозов «Майский» Адамовского, «Матвеевский» Матвеевского, имени Гагарина Оренбургского
районов и некоторых других, где все население сосредоточено в основном в
одном поселке, а на участках созданы благоустроенные полевые станы - убедительно
показывает, что эти хозяйства полностью обеспечены кадрами механизаторов и животноводов,
организованно проводят все сельскохозяйственные работы, имеют хорошие результаты
производственно-хозяйственной деятельности. Здесь значительно лучше решаются
и все вопросы культурно-бытового обслуживания трудящихся.

С учетом этого опыта и для более полного осуществления разработанных мероприятий
по дальнейшему развитию сельского хозяйства области и увеличению производства
сельскохозяйственной продукции в свете решений XXIV съезда КПСС обком партии просит
рассмотреть и решить следующие вопросы:

в целях сселения мелких населенных пунктов (их в обласга насчитывается 449, с населением
до 50 человек в каждом), значительно увеличить планы строительства благоустроенного
современного жилья и различных объектов культурно-бытового назначения с тем, чтобы в
ближайшие 3-5 лет создать в большинстве хозяйств крупные населенные пункты и переселить
в них рабочих и колхозников с неперспективных отделений, бригад, ферм, поселков;

для более широкого и комплексного ведения строительства в совхозах восточных
целинных районов области в течение 1972-1973 годов организовать 5 строительных поездов
Минсельстроя СССР. Полагали бы также целесообразным для усиления темпов строительства
на селе, особенно жилищного, подключение к сельскому строительству промышленных
строительных Министерств, их трестов на местах с ежегодным освоением
ими не менее 5-8 миллионов рублей.

В недалеком прошлом подобные меры положительно сказывались на развертывании
сельского строительства и, как свидетельствует опыт, не сдерживали сооружение промышленных
объектов;

внести некоторые коррективы в практику переселения рабочих из густонаселенных
районов страны в целинные районы области. Здесь у нас, как известно, развернуто в основном
совхозное производство. Совхозы целинных районов испытывают значительно
большую нужду в людях, чем колхозы старых районов, однако переселенцы в колхозы
получают от государства большую помощь и льготы, особенно в части жилья, чем переселенцы
в совхозы.

Считали бы необходимым Государственному Комитету по использованию трудовых
ресурсов, начиная с 1972 года, увеличивать количество переселенцев в целинные районы
области, специально выделяя для них ежегодно 700-900 одноквартирных домов;

наличие большого количества малонаселенных поселков отрицательно влияет на работу
по дальнейшему подъему культурного уровня тружеников деревни и, прежде всего,
порождает определенные недостатки в развитии народного образования. В области насчитывается
120 восьмилетних школ с контингентом учащихся до 100 человек и 348 малокомплектных
начальных школ, в которых обучается по 12-15 школьников. Такое положение
приводит к большим трудностям в комплектовании школ учительскими кадрами, в обеспечении
необходимого уровня учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в
сельских школах области, особенно в восьмилетних и малокомплектных начальных не
хватает свыше 140 учителей, более половины учителей восьмилетних школ не имеет соответствующего
образования.

В то же время, переход на 3-летнее начальное обучение и вывод четвертых классов из
начальных школ в восьмилетние и средние, вызвал необходимость значительного расширения
количества школьных интернатов и определенные трудности для родителей по содержанию
в них своих детей.

В связи с этим требуются дополнительные расходы по линии госбюджета на расширение
и строительство типовых школ и школьных интернатов на центральных усадьбах колхозов и
совхозов, на строительство детских дошкольных учреждений и квартир для учителей;

серьезные недостатки имеются в медицинском обслуживании сельских тружеников.
Если в городской местности на 10 тысяч человек населения имеется 126 больничных коек,
то в сельской местности - 64 койки. На одного врача в городе приходится в среднем 377
жителей, а на селе - 2089 человек.

Из 34 сельских районов области в 20 здания районных больниц не отвечают самым
минимальным требованиям, необходимым для лечебно-профилактической работы, причем
строительство этих больниц за счет госкапвложений в ближайшие пять лет даже не планируются.

Всего в области работает 3856 врачей, потребность по расчету на текущую пятилетку -
5209 врачей. Однако ежегодно выделяемое нам Министерством здравоохранения РСФСР количество
молодых специалистов (240-250 человек) явно не обеспечивает этой потребности.

В связи с этим просим один из выпусков Оренбургского мединститута полностью
направить в нашу область и изыскать возможности для строительства в ближайшие 5 лет
за счет госкапвложений типовых больниц в 13 районах области;

в последние годы в связи с новыми проектами кинотеатров, изменением стоимости
строительных материалов и условий оплаты строителей, сметная стоимость кинотеатров
резко возросла. В то же время условия кредитования затрат на это строительство по ссуде
Госбанка (госкапвложения на эти цели не выделяются) остались прежними, что привело
к практической невозможности строительства кинотеатров за счет ссуд не только в крупных
населенных пунктах, но даже и в районных центрах.

Необходимо изменить условия кредитования кинотеатров в районных центрах и крупных
населенных пунктах на срок до 8-10 лет с предоставлением права исполкому облсовета
депутатов трудящихся определения срока кредитования в зависимости от местных
условий;

для улучшения культурного обслуживания отдаленных населенных пунктов, полевых
станов, животноводческих точек, не имеющих стационарных учреждений культуры, необходимо
увеличивать сеть автоклубов на 10 единиц ежегодно, а районные библиотеки в
ближайшие годы обеспечить библиобусами.

Обком КПСС считает, что эти меры позволят уменьшить миграцию сельского населения,
сократить текучесть кадров механизаторов и животноводов, значительно более полно
использовать огромные резервы и возможности области по дальнейшему увеличению
производства и заготовок продуктов сельского хозяйства, поднять до современных требований
уровень культурно-бытового обслуживания сельских тружеников.

Секретарь обкома КПСС [ подпись ] (А.Коваленко)

Ребята, ау, это 1971-ый год! Вполне себе Советская власть. Кстати, а термин "неперспективная деревня" придуман был  в Союзе, не так ли? Кстати, я об этом уже как-то писал. Вот здесь. 

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Когда я был маленьким, то все лето проводил у родни в деревне. На рыбалку на прекрасную речку Сок мы ходили мимо развалин деревни Гундоровка, что в Красноярском районе Куйбышевской тогда области. На начало 70-х она представляла собой заросшие бурьяном холмы завалинок с торчавшими вкривь и вкось печными трубами. Я не умею вставлять на АШ ни ссылку на карты, ни скриншоты. Но кому интересно, можно глянуть по координатам: 53.718392,  50.677701. Сейчас там я насчитал шесть хозяйств. Городские ли построились, местные ли, не знаю. Но факт налицо. Правда, более чем уверен, что ананасов там и сейчас мешками не продают.

Комментарий редакции раздела Антимарксизм

1971-ый год.

Расцвет марксизма-ленинизма в СССР. До обещанного коммунизма оставалось всего на всего каких то девять лет. 

Комментарии

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

Вы считаете, что лучше деревни, где образование представлено одним учителем, медицина одним фельдшером, а тушение пожаров вёдрами из реки?

Аватар пользователя Дядя Миша
Дядя Миша(7 лет 1 месяц)

Деревня развалилась как только появилась механизация, автоматизация, доступ к дешёвой энергии.

В деревне стало просто не нужно такое количество людей.

Классическая деревня - это смесь экономики и ментального уклада. Ну привыкли всё делать вручную, тяжело трудясь, с общинной собственностью и без возможности отложить хоть что-то на чёрный день. Ментально город не сильно отличался от деревни, по сути город был такой же большой деревней в виде посада и маленьким каменным куском с правителями-администраторами. Вологда на 1903 год население 28 тыс человек. Что было в городе чего не было в деревне? Электричества не было, телевизора не было, ничего привлекательного. Лишние люди в городе были не нужны так как экономика этого не требовала.

Всё изменилось с появлением технологий, не обязательно технических, позволяющих повысить производительность труда. Нетехнические технологии, а именно организационные, ломали традиционный менталитет.

Люди не видели экономического смысла в деревенской жизни, а индивидуализм разломал общинное сознание.

Дуракам, предлагающим возрождать деревни, надо идти лечиться. Какой они смысл в это вкладывают? Они предлагают поселить 1000 человек в колхоз на 10 Га в Нечерноземье, и снять с этих 10 Га продукции чтобы платить ЗП как в городе?

Комментарий администрации:  
*** Дураков не было ехать в города-миллионики за Уралом. Везли только зеков (с) ***
Аватар пользователя Ya
Ya(8 лет 9 месяцев)

Экономика порождает бытие. Для примера, посмотрим далеко в прошлое, когда еще не было массовой урбанизации.

Где живет большинство населения на землях Господина Великого Новгорода. В городе, потому что там сосредоточение экономической жизни, а лесах и болотах вокруг города делать нечего.

Аватар пользователя Дядя Миша
Дядя Миша(7 лет 1 месяц)

Человек, вкусивший всех прелестей некрестьянской жизни типа вставать не в 5 утра, свобода поехать на пару дней в другой город, другая развивающая профессия, возможность сделать карьеру, никогда назад не вернётся. Есть конечно люди, у которых призвание заниматься сх, которых процента 2, вот они -то и работают в сх.

Комментарий администрации:  
*** Дураков не было ехать в города-миллионики за Уралом. Везли только зеков (с) ***
Аватар пользователя Пеннигер
Пеннигер(12 лет 3 месяца)

Вставать не в пять утра это и для жителя мегаполиса мечта 

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Власть на местах.

Ранее один сельсовет приходился примерно на одно сх предприятие.

Сестра работает зам. гл. сельской адм. Укрупнили до одной адм. на район. Сидят в райцентре. Народу очень удобно.

Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(8 лет 9 месяцев)

Психические походу  уже не знают какой гондурас им расчёсывать.. 

За 30 лет уже  ничего кругом не осталось в их мозгу.. Для чего вообще  живут на этом свете наверно и  не помнят уже.

---------

в понедельник  все они колхозники, по вторникам лесники, по средам космонавты, по четвергам строители, а по пятницам учителя.

Но за 30 лет всё никак не соберутся, чтобы построить хоть один колхоз. 

Аватар пользователя Мутный
Мутный(3 года 4 месяца)

Может это нарколомка нет же дозы опиума идеологии)))

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация и набросы) ***
Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(8 лет 9 месяцев)

Да хрен знает что там в мозгах..

Помнят что не в том государстве живут.  А зачем они в нём живут - не знают.

Аватар пользователя дедуля
дедуля(3 года 6 месяцев)

 издалека, но умное замечание

Аватар пользователя Отец Гервасий

Да там еще проще.

Процентов 10 проходимцы, типа Семина. Ну, эдакие индейские целители доктора Воф-Ху из треста "Питерс, Таккер и Сатана", еще процентов 80-вожделеющих вэлфэр и все бесплатное( а кто там будет реально у власти-им в общем-то пофиг, хоть адвентисты седьмого дня. Но, они в ютубах слышали, что такое обещают необольшевики-вот и топят).

Ну и оставшиеся-это такие гаевы из "Вишневого сада". Типа там-"Много уважаемый шкаф! Приветствую твое существование, бла-бла-бла".

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Шабур
Шабур(10 лет 11 месяцев)

Вот Далёкий - молодец. Постоянен как никто. Всегда школота - школотой. Это я вежливо.

Комментарий администрации:  
*** Пациент уличен в систематическом перевирании и манипуляциях, всегда требуйте точных цитат и ссылок ***
Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(8 лет 9 месяцев)

Чё гондурас всё чешется))

Иди у Зеленского спроси - где наши хутора гад?

Почему на Укре всё кругом заросло лесами?

---------

А в Молдавии интересно, тоже всё лесами заросло?

Аватар пользователя Олежа
Олежа(9 лет 5 месяцев)

В Молдавии за второго ребенка правительство выделяет мешок цемента. Но потратить его можно только на образование.

Аватар пользователя Отец Гервасий

Шикарно!)))

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в преступной агитации) ***
Аватар пользователя Шабур
Шабур(10 лет 11 месяцев)

Всё таки прав Пучков про малолетних дебилов. Одного только Пучков не углядел. Малолетний дебил не в состоянии осознать, что он малолетний дебил.

Комментарий администрации:  
*** Пациент уличен в систематическом перевирании и манипуляциях, всегда требуйте точных цитат и ссылок ***
Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

Ну что сказать. Опять бодание теленка с дубом. Некие антисоветчики вообразили, что любое упоминание проблем запустения центральной России = русофобия и совкодрочество и начинают спорить с воображаемыми комисарами в пыльных шлемах. Другие малиновскими мриями тешатся о фермерских хозяйствах, поднимающих деревню под дружный хор о спасительной силе капитализма.

Проблема в другом - гиперурабнизация и перегрузка этой вашей Москвы и области (и не только их). Сколько еще может вместить нерезиновая? Когда водоводы придется строить из соседних губерний? Куда девать московское говнецо? В других городах это пока не чувствуется. Пока. Но уже ощущается. Так вам ненавистная советская власть разбила кучу парков, скверов, площадей, да просто пустых площадок в городе. Короче, специализированных и не очень мест для отдыха. В моем родном Ужопинске (Шуя) все такие рекреационные площади в пределах города - ВСЁ. Застроены ларьками, магазинчиками и магазинищами, превращены в парковки. Детям, к примеру тупо негде играть. Во дворе дежурят быдлоавтовладельцы, которые на любого бегающего спиногрыза смотрят как на идеологического противника, цель существования которого - поцарапать любимую ласточку. На бывших "площадях" сверкают окнами магазинчики и тоже бдят рожи, опасающиеся за свои стеклопакеты. На территории школ больше не поиграешь, на стадионе не побегаешь - обнесены колючей проволокой и поставлены вертухаи с вышками и собаками. Короче, город, по большей части превращается в неблагополучное для развития личинки человека место. Но вернемся к селу.

А нафига нам такая урбанизация? Толпы пролетариев были нужны только для того, чтобы клепать танчики, самолёты и паровозы с пулеметами. При современном производстве эти толпы не нужны. Занимаются самообслуживанием самих себя и ничего по большей части не производят. Дошло до того, что мне на повышении квалификации в ВШЭ прямо заявляют о гарантированном базовом доходе. Так не проще ли раскидать все эти толпы по поселениям городского типа, занять в сельском хозяйстве на современной технической базе? А кто поумнее пусть работает в аналоге МТС, дронами ворон разгоняют, на принтерах трактора (вместо утонувших в говнах) печатают. Да и пусть кибуц организуют заодно. Хрен с ними, с мелкими деревнями, но дохнут-то и крупные или превращаются в сплошные дачи. Ну и у кого руки чешутся и растут из правильного места - пусть поднимают хутора и фермерствуют (с опорой на вышеупомянутые поселковые МТС).

И последнее - вопрос выживания. Если наши дорогие партнеры таки решатся, то города-миллионники они точно застеклят, так что мало кто выживет. А вот рассеянное по крупным поселкам население, со своей производственной базой, пищевым самообеспечением безопаснее как-то выглядит.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Сказано просто клёво!

Отвечу другой киноцитатой. За чей счёт этот банкет - кто оплачивать будет?

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

Отвечу, есть такие люди :) Как при капитализме, так и при совке важнее всего убедить население, что это нужно ему самому. К примеру, больше ковидных ограничений для больших городов и свободу малым (упс, уже так сделали). Льготы строителям в сельской местности - земля копейки и при этом маржа будет дай Бог. Раздача современным капиталистическим МТС и агрономическим службам техники в лизинг - так и машиностроение взлетит. И главное - долбить и долбить образ счастливого и беспечального кибуцника на тракторе (фарминг симуляторы в каждый дом и школу! %) - ездию мол, но не как поросенок Петр, а по родным полям, зряплату получаю, специалист мне технику обслуживает, а я рулю по глонассу. В свободное время рыбалка-охота-футбол с мужиками на кибуцном стадионе. Разлюли-малина и кубанские казаки. Вот и побежит народ за деньгой и отдыхом нафиг из каменных джунглей.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

А Вы знаете, может и взлететь. Но это должен быть грамотный проект, который следует откатать на чём-нибудь пилотном. Чтобы люди со стороны могли приехать и прикинуть.

Аватар пользователя Дядя Миша
Дядя Миша(7 лет 1 месяц)

Бред сумасшедшего.

Комментарий администрации:  
*** Дураков не было ехать в города-миллионики за Уралом. Везли только зеков (с) ***
Аватар пользователя Филистер
Филистер(6 лет 9 месяцев)

Толпы пролетариев были нужны только для того, чтобы клепать танчики, самолёты и паровозы с пулеметами. При современном производстве эти толпы не нужны

Ох уж эти знатоки "современного производства".

Аватар пользователя sh0k
sh0k(5 лет 4 недели)

А вот рассеянное по крупным поселкам население, со своей производственной базой, пищевым самообеспечением безопаснее как-​то выглядит.

Это в смысле после ядерной зимы выживать? Шышки и коренья в лесу собирать?

Аватар пользователя ЭллиКо
ЭллиКо(3 года 11 месяцев)

У нас в райцентре в одной из школ администрация забабахала супер пупер стадион. Открыт для всех с 6.00 до 23.00. Кроме времени, когда у детей уроки.

Аватар пользователя sh0k
sh0k(5 лет 4 недели)

А вот рассеянное по крупным поселкам население, со своей производственной базой, пищевым самообеспечением безопаснее как-​то выглядит.

Это в смысле после ядерной зимы выживать? Шышки и коренья в лесу собирать?

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

Зачем шишки? МТС есть, металлообработка и аддитивные технологии имеются в виде комплекса станков. Пущай включают мозги, топливо синтезируют да продолжают пахать и урожаи собирать с полей. Проблемы подвоза сырья нивелируются тем, что есть развитая сеть дорог между такими поселками, так что в обход зон заражения по-прежнему можно поставлять сырье и материалы. Застеклят-то крупные города и магистрали, в них упирающиеся.

Аватар пользователя sh0k
sh0k(5 лет 4 недели)

топливо синтезируют

Ёшкин кот...

продолжают пахать и урожаи собирать с полей.

Дык года три ядерной зимы какие там урожаи. Ягель выращивать разве что.

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

На три года ядерной зимы банкет не удастся. Большая часть зарядов добра вообще никуда не вылетит, будет накрыто по месту прописки. Остальное применят конкретно по миллионникам и наши и ваши. Причем быстро офигеют и успокоятся. А поскольку у нас плотность заселения меньше - больше чистого места будет.

Аватар пользователя sh0k
sh0k(5 лет 4 недели)

Да Вы прямо редкостный оптимист!

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

А то, иначе давно бы запил :)

Аватар пользователя МС
МС(8 лет 6 месяцев)

В моем родном Ужопинске (Шуя) все такие рекреационные площади в пределах города - ВСЁ. Застроены ларьками, магазинчиками и магазинищами, превращены в парковки.

Посмотрел на вашу родную Шую через яндекс карты, "прогулялся" по улицам, по моему вы преувеличиваете, много парков и скверов, много зелени, да там от центра до частного сектора меньше километра, возможно скверов было больше, скорее всего Главмаг с парковками вместо одного из них, верно?

Насчет мегаполисов согласен, и едут и едут и не факт, что за большей зарплатой, знаю очень много нефтяников вахтовиков переехавших в большие города.   

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

Главмаг построен на жутком пустыре, не о нем речь. Мешает именно точечная застройка площадей и скверов. Иногда она не видна. Но самый яркий пример - пересечение Белова и Сведлова - застроена вся бывшая площадь, снесен фонтан, уничтожены дорожки и площадки.

Аватар пользователя МС
МС(8 лет 6 месяцев)

Ясно, конечно это плохо, но у меня общее впечатление от города положительное, смотрю есть два стадиона,  один из них с спорткомплексом, бассейн или бассейны? Надеюсь когда-нибудь соберусь и приеду.

Аватар пользователя Arsen NonLupin
Arsen NonLupin(6 лет 4 недели)

smile130.gif есть что посмотреть и куда залезть. К примеру, на колокольню. Можно оценить длину бывшего кремлевского вала и прикинуть площадь крепости. Короче, обращайтесь, всё покажем, многое расскажем. Сам тоже люблю по городам шастать - вот в Кирово-Чепецке не так давно на узкоколейке покатался забавы для.

Аватар пользователя Мутный
Мутный(3 года 4 месяца)

Ликвидацией неперспективных деревень занялись еще в 1959 году

80% деревень должно было быть ликвидировано в СССР.:

Впервые понятие «неперспективные деревни» было использовано в рекомендациях по проектированию сельских населённых пунктов. Рекомендации были составлены в 1960 году Академией строительства и архитектуры СССР в соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС от декабря 1959 года о разработке новых схем «районных и внутрихозяйственных планировок» в сельской местности. Согласно этому документу, сёла и деревни подразделялись на две группы в зависимости от того, какова была их численность населения, насколько они были обеспечены коммуникациями и в какой степени соответствовали условиям и задачам хозяйственного развития местности: «перспективные», численность населения которых составляла не менее 1—1,5 тысяч человек и «неперспективные» с соответственно меньшей численностью населения[2].

Инициаторы политики ликвидации «неперспективных» населённых пунктов исходили из принципа, согласно которому высокомеханизированному сельскому хозяйству должны соответствовать высококонцентрированные формы расселения. Согласно планам, каждый колхоз или совхоз должны были включать 1 или 2 посёлка с числом жителей от 1—2 тысяч до 5—10 тысяч человек. В поселенческой сети выделялись опорные пункты — «перспективные сёла», в которые планировалось переселить жителей малых населённых пунктов, «неперспективных деревень», в число которых попадало до 80 % их общего числа. Предполагалось, что это изменение поселенческой структуры способствует лучшему развитию социально-культурной и бытовой сферы села, приблизив её к городским стандартам, а также снизит поток мигрантов из сельской местности в городскую[3].

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация и набросы) ***
Аватар пользователя salvator
salvator(9 лет 3 месяца)

Напоминает нынешних оптимизаторов из МинЗдрава, МинОбра и МинТруда. С тем периодом ве бол менее потнятно, страной рулил троцкист https://ecology.md/ru/page/kak-hrushhjov-ubil-sovetskuju-derevnju-video

Аватар пользователя Рыбовед
Рыбовед(3 года 3 недели)

А вот нужно не только первые абзацы читать. Проблема не в том, что деревни исчезают. Проблема в том, что этот процесс происходит стихийно. Тратятся огромные бюджетные средства на поддержку бесперспективных деревень, при этом люди прозябают в нищете. Не лучше ли планомерно переселить людей в те населенные пункты, которые власть планирует оставить и развивать? А на территории ликвидируемых деревень посадить лес. 

В советское время проблему, как видим, осознавали и пытались решать. Сейчас у нас все "бизнес" решает. То есть ничего не решается.

Аватар пользователя Престарелый Neo

Проблема в том, что этот процесс происходит стихийно.

Не согласен, стихийно у нас только митинги навальные собирают. Это просто эффект домино в следствие развития производительных сил. И первую доминошку толкнули в Союзе.  

Аватар пользователя Дежко Сергей
Дежко Сергей(4 года 3 месяца)

В моем районе все исчезнувшие деревни исчезли в советское время. 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (призывы узаконить пытки с использованием содомии) ***
Аватар пользователя Алмаз колготкин

Да все элементарно, деревни остались с царских времён, большевики стали создавать там колхозы, они стали постепенно умирать с отменением оседлости... При демократах колхозы стали загибаться ещё быстрее.. Последнее десятилетие структура сельхоз производства изменилась, появились крупные агрофирмы, кто захотел, тот переехал поближе к ним... Никто в деревню с двумя старухами и тремя алкашами газ проводить не будет.. 

Это эволюция Ë-МАË и никакой хруст никакой булки этого не изменит. Место России по сельхозпродукции и её экспорту не даст соврать! 

Аватар пользователя Брат
Брат(7 лет 6 месяцев)

Блин, ну не надоело мусолить вопрос, на который давным давно уже есть ответы и решения?

Первичных причин, почему "деревня умирет" всего три. И без решения всех трех, ничего не изменится:

  • Доступ к коммуникациям. Если строить любое производство, то свет, водопровод и канализация доступна только в крупных городах. Без них, ни одно нормальное предприятие не заработает. Стоимость подключения в "полях" к комуникациям всем известна. Более того, от руководств соответствующих организаций есть прямые приказы в отказе к подключениям, за любые деньги по определенным "деревням" (есть личный опыт в отказе проведения проводного телефона в деревню, при наличии тех.возможностей, даже готов был оплатить доп прокладку кабеля и установку аппаратуры уплотнения канала)..
  • Транспортная доступность. Доставку палеты чего-либо в населенный пункт/из населенного пунтка в 60 км. от обл.центра можете, на досуге, посчитать. До тех пор, пока не будет доставки "от пенка в тамбовском лесу до камня на Камчатке" говорить о любом производстве в деревне просто нереально. Либо это будет стоить космических денег (нужно организовывать собствыенную транспортную службу), либо не будет вообще.
  • Деньги на местах. Если деньги остаются на местах их заработка, тогда есть потенциал развития на местах. Сейчас все деньги сразу уходят на верх и там их рассовывают по карманам. Соответственно инфраструктура не развивается. сколько бы не зарабатывалось. Как пример, есть, например, любой сетевой магазин, та-же пятерочка. Куда уходит прибыть от продажу в любом мухосранске? Правильно... в лучшем случае - в Москву и областной центр. Что остается в мухосранске? Земельный налог и часть НДФЛ работников, если они прописаны в этом самом поселке. Вопрос - откуда будет развитие деревень и поселков в таком случае?
Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация, набросы) ***
Аватар пользователя Престарелый Neo

причин, почему "деревня умирет" всего три.

Да не об этом писал. Это закономерный процесс. Писал о том, что в Союзе деревня умирала не менее интенсивно.  

Аватар пользователя Брат
Брат(7 лет 6 месяцев)

К сожалению, Вы не поняли моего коментария. Я указал объективные причины, и совершенно не важно, Союз это, штаты, колония марсиан, капитализм, социализм, ногивбокинзм или еще что. Как только решал эти три проблемы, народ потянется в деревни. Если хоть одна из этих проблем не будет решена - будет лишь укрупнение агломераций. В любой стране, при любом строе, климате, населении и прочем.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация, набросы) ***
Аватар пользователя Пеннигер
Пеннигер(12 лет 3 месяца)

Деньги на местах

Их там не может быть, если это не агрохолдинг. Остальное зарабатывают в городах.

Аватар пользователя Брат
Брат(7 лет 6 месяцев)

Вы это сами придумал? Смотрите:

  • Заправки
  • Магазины
  • ЛЭП
  • трубопроводы
  • Железные доргоги
  • Транзитные автодороги

Это даже без учета производства, те же  деревообрабатывающие, агропредприятия, деньги от них всех уходят куда угодно, кроме тех мест, где они были получены. Если хотябы половину этих денег оставить на местах, это даст просто гигансткий толчек развития инфраструктуры. Это настолько неочевидно и сложно понять?

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация, набросы) ***
Аватар пользователя sh0k
sh0k(5 лет 4 недели)
  • Заправки
  • Магазины
  • ЛЭП
  • трубопроводы
  • Железные доргоги
  • Транзитные автодороги

И это все в каждой деревне.))))))

 

Аватар пользователя Брат
Брат(7 лет 6 месяцев)

Как минимум половина из этого есть в каждой деревне ( с учетом приписанных к ней землям).

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация, набросы) ***
Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(9 лет 8 месяцев)

Деньги на местах.

Денег на местах в деревнях даже при Союзе не было никогда. Сельское хозяйство в СССР всегда считалось черной дырой, в которую деньги лились бешеным потоком и там пропадали. Только долги совхозов постоянно росли. Потом их прощали, опять накачивали деньгами и опять прощали. Вечно убыточная отрасль. Была.

А теперь деревень нет. А сельское хозяйство превратилось в сверх прибыльное дело. Но только не у жителей деревни, а у агрохолдингов. Потому что по настоящему прибыльным и конкурентоспособным может быть только массовое производство. А мелкое и кустарное загибается. Потому деревни и не нужны.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Сельское хозяйство в СССР всегда считалось черной дырой, в которую деньги лились бешеным потоком и там пропадали.

Так было не всегда. Наоборот, до какого-то момента сельское хозяйство считалось разновидностью волшебного кошелька. Бездонного, откуда можно брать и брать. А потом бдздынь - и халява закончилась.

И вот тут СССР как раз некоторым образом подтвердил трудовую теорию прибавочной стоимости. Что продукция не самозарождается от одного лишь вложения финансовых и материальных ресурсов. А ещё, СССР трудовую теорию опроверг - сколько народ из городов не отправляли на сельхозработы, продукция всё равно не самозарождалась. Т.е. важен не труд сам по себе, а труд правильно организованный. И что организация труда - тоже труд.

Аватар пользователя Брат
Брат(7 лет 6 месяцев)

Значительная часть предприятий при СССР, в том числе и сельскохорзяйственных, существовали ради единственной цели - обеспечить рабочие места. Их продукция по сути была мало кому нужна на местах, что вообще. Что мы прекрассно наблюдаем сейчас, когда значительно меньшее количество приедприятий обеспечивает почти то же количество продукции. Так вот, при СССР это было политическим решеним. Не учитывая это рассуждать и сравнивать - просто, как минимум, признак нечестности.

Поэтому я указал причины, что позволять обеспечить равномерную заселенность. Если это не делается. то не потому что "неизвестно что делать", а лишь потому. что нет такого желания. По каким причинам? Вариантов - множество.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация, набросы) ***

Страницы