Почему развалился Советский Союз

Аватар пользователя Сергей Васильев

В качестве обязательного предисловия. Вчера, в процессе обсуждения одного вопроса сам собой написался  комментарий, который, как мне кажется, может оказаться интересным и  другим людям. Мнение на счет причин крушения СССР. Оно безусловно частное и конечно же не исчерпывающе полное даже по упомянутым причинам. Истиной в конечной инстанции не является тоже. И тем не менее.
-------------------

Вообще-то на этот вопрос я отвечал в своей ленте уже неоднократно. Однако повторюсь. 

Простого короткого ответа нет. Точнее он существует, но абсолютному  большинству из-за масштаба и глубины остается непонятен, потому  непринимаем.

Дело в том, что идею коммунизма Маркс обозначил, но  внятного ответа - как и для чего в нем будут жить обычные люди - он не  дал. В сущности теоретическая проработка стратегического смысла самого  коммунизма закончилась еще во втором десятилетии ХХ века.

Последней серьезной попыткой можно считать работу Ленина "О монополии на  хлеб". Я ее читал в какой-то из версий полного собрания сочинений во  время службы в армии. Но сейчас найти ее уже не могу и понимаю почему.  Если отбросить классовую шелуху Ленин описал чисто рабовладельческое  государство. Причем рабами там являлись все, включая победивший рабочий  класс и крестьянство. Так что показывать такое широкой общественности  сейчас мягко скажем чревато.

Таким образом главный вопрос о  смыслах остался без ответа. Даже Сталин, может и имел в голове какие-то  на сей счет мысли, в публичных работах рассматривал лишь тактический,  максимум оперативный уровень. Как мобилизовать экономику. Как провести  индустриализацию. Как подготовиться к неизбежной войне. Как обеспечить  население продовольствием и т.п. На текущем этапе это было безусловно  важно, но тактика заменить собой стратегию все равно не способна.

Пришедшие после Сталина лидеры оказались людьми куда меньшего калибра.  Думать о стратегиях они были неспособны органически. Хотя Хрущев, надо  признать, честно попытался, но не потянул. Так вместо стратегического  ответа во главу угла оказался поставлен чисто тактический.

Коммунизм это чтобы советские люди жили хорошо. А что такое хорошо?  Чтобы у каждого была работа. Чтобы каждый имел сколько-то конкретно  метров жилплощади, носков, трусов, ботинок и сковородок. В 60-х  разработкой таких норм занимался ряд институтов. Потом норму умножили на  число граждан, скорректировали на прогноз по демографии, итог поделили  на промышленные мощности, поправили на динамику их роста и на выходе  получили тот самый 1980 год. Когда промышленность обеспечит каждому  советскому человеку научно обоснованную норму потребления.

Возможное изменение потребностей, вкусов, взглядов, запросов, интересов,  не учитывалось, потому что не осознавалось. Как никто не задумывался  над тем, зачем и как жить потом, после 1980 года. Как не бралась во  внимание невозможность жить совершая подвиг ежедневно. Рано или поздно  любая нация устает постоянно ходить в атаку на пулеметы не считаясь с  потерями.

Зато коммунизм прочно связался с потреблением. И это  окончательно убило как саму идею, так и систему  административно-хозяйственного управления в целом. Союз начал пытаться  строить безэлитарное и безтрудовое общество. Первое означало идею, что  сын наркома останется таким же человеком, как все, и будет нормально  работать дворником. Второе исключало даже мысль о каком бы то ни было  материальном накоплении. Идея коммунизма появления среднего класса и  собственных денег у него не предусматривала в принципе. Более того,  подобное она считала недопустимым. Т.е. просто переводить еду в дерьмо  советские люди могли, а вот накапливать зажиточность - принципиально  нет. По крайней мере - официально.

Это очевидное несоответствие  идеи с реальностью дальше потянуло все прочее. Чем больше становился  размер экономики, тем нише опускалась ее общая эффективность. Сегодня то  мы грамотные, книжки по экономике читали, а тогда западная наука  полагалась лживой, а советская в этом направлении не копала. Ибо  противоречило главной идее.

Но реалии есть реалии, отменить их на  политзанятиях невозможно. Если система не дает возможности за больший  объем и качество труда получать больше дохода, то рано или поздно люди  утрачивают стимул стараться лучше. Что и происходило. Особенно  усугубляясь идеологическим стремлением обеспечить лучшую жизнь "человеку  труда", из-за чего простой каменщик мог получать сильно больше  грамотного инженера.

Очевидное прогрессирование расхождения между  жизнью и теоретической идеей стимулировало идейное двуличие. Когда  публично на словах за коммунизм были все, но в жизни большинство уважало  тех, кто "лучше умеет жить". А это значит больше выкручивать только в  свою пользу.

Это же порождало идеологическое расслоение, когда  любой успешный человек автоматом оказывался вынужден отбиваться от  окружающей гопоты, самостоятельно также эффективно вертеться не  способной, но очень возмущенной тем, что у тебя есть больше, чем у меня.

 Два указанных фактора породили деградацию элиты, которая все равно  формировалась просто потому, что сложное общество самоуправляться через  народное вече не способно принципиально. А тот, кто рулит, он же и  материальные блага распределяет. И он не хочет, чтобы его, министра,  сын, работал каким-то кочегаром.

Более того, в официальном  социализме была публично узаконена идея "особых бонусов" через  государственное обеспечение номенклатуры. Мол люди 24/7 заняты заботой о  государстве, им в очередях стоят некогда, потому им положен особый  паек. А чтобы все прочие не возмущались, выдавать его следует в закрытом  режиме.

Так появились цековские дачи, кремлевские больницы и  прочие расслаивающие явление. Которые со временем только расширялись.  Кроме номенклатуры ЦК, появилась номенклатура уровня обкома и горкома.  Позднее к ним добавились отдельная номенклатура Академии Наук,  Министерства культуры и Совета министров. Со временем своим закрытым списком «клубных бонусов» обзавелось каждое крупное предприятие.

В итоге идея осталась  как бы общей равной коммунистической, а реальный мир уже разделился на  тех, кому положено, и всяких прочих, кому нет. Например, у моей мамы,  работавшей на большом радиозаводе в структуре министерства электронной  промышленности, возможность получать в профкоме путевки в детский  пионерлагерь была, а у папы, работавшем прорабом в СМУ - нет. Потому что  у завода своя база имелась, а у строителей ее не было. Так что если у  тебя оба родителя трудились там, где базы не было, то и социальных  плюшек ты получал меньше, чем те, у кого родители "устроились  правильно".

В итоге процесс закончился закономерным формированием  клановых группировок, окончательно убивших экономику. При отсутствии  общего стратегического смысла развития, его подменила голая тактика.  Больше заводов, чтобы еще больше заводов, чтобы еще больше заводов.  Товаров всегда будет не хватать, а значит продукцию всегда будет кому  потреблять. Экономическая эффективность? Наплевать. Все считаем от  себестоимости, которую потом увеличиваем на нормативную прибыль.  Конкуренция? Запретить!

На выходе с общей эффективностью  экономики уже с середины 70х начала прогрессировать жопа. К 1990 году  объем незавершенного строительства в СССР превысил два годовых ВВП, а  объем складского запаса произведенной продукции приближался к трем. При  этом на бумаге все росло и множилось, а по факту происходило фатальное  замораживание оборотных средств. С 1982 года больше половины предприятий  в норме сталкивались с кассовым разрывом длительностью более декады,  закрывать который приходилось кредитами в Госбанке. Из-за чего и без  того низкая итоговая рентабельность по многим товарным группам вообще  уходила в минус.

Что с этим делать в масштабе страны никто не  знал. Потому, что в низах, что на уровне кабмина, начала крепнуть мысль  "хватит кормить Москву". Особенно усилившаяся когда стало окончательно  ясно, что существующие социальные лифты останавливаются. Если в  сталинские годы каждый второй секретарь республиканского ЦК имел  реальные шансы попасть в ЦК КПСС, то ближе к Перестройке таких шансов  уже не было. "Потому что у генерала есть свой сын".

В конечном  итоге в СССР уже никто не понимал, нафига тот коммунизм нужен. Тем более что сложившийся образ жизни и так на него был похож. Электричество дешевое. Коммуналка копеечная. Квартира бесплатная. Все крупные блага, вроде гаража, огорода или дачного участка — по очереди. Но тоже даром. Платить надо было только за машину или холодильник, хотя их распределяли тоже по очереди. Смысл перехода к какому-то еще лучшему коммунизму потерялся окончательно. Зачем еще напрягаться если оно и так хорошо?

Зато  буквально каждый сталкивался с тем, что лично ему государство не дает  нормально жить. Дачи выше двух этажей строить нельзя. Яблоки на базаре  продавать нельзя. Государство по никому толком неведомым причинам то  раздает землю под огороды, то ее отнимает. То агитирует за повышение  производительности труда, то тут же повышает нормы выработки. И так  далее и тому подобное.

А так как хотя бы общим основам  функционирования экономики перестали учить в школах, даже в рамках курса  политэкономии, то что откуда берется и как между собой связано толком  не понимало не просто абсолютное большинство населения, но и большинство  элиты, попадавшей туда из того же самого населения. Электричество берется из розетки, вода — из крана, прочие ништяки из распределения профкома. 

Наглядный  тому пример - президент Беларуси. Он что в РБ попытался построить? Все  тот же социализм с типичной прямой административно-командной системой. И  плевать, что в СССР такая система уже один раз развалилась. Не потому  что он плохой человек, просто в его представлении правильно только так.  Все остальное - неправильно и точка.

Не удивительно, что уже в  начале 80х большинство населения на всех уровнях стало мечтать от  государства как-нибудь отделиться. Через кооперативы, через частную  собственность, как угодно, главное отделиться, оградиться от  государственного произвола и сделать это официально. А что этот произвол  являлся зеркальным отражением массовой психологии обычных людей - всем  было фиолетово. Ведь главное как думаю конкретно я, а как это уживается с  остальными людьми мне наплевать. Главное, чтобы я был начальником. Вокруг одни идиоты. лодыри, обманщики и  рвачи. Вот введем частную собственность, тогда заживем. А так - нет.

В конце концов экономика начала буксовать. Сама, а не из-за козней ЦРУ.  Те ребята (я читал позднее попавшую в открытые источники их аналитику)  еще в 1989 году были абсолютно убеждены, что СССР стабильно  просуществует не менее чем до 2025 года. Потом, да, возможно столкнется с  глубочайшим кризисом, но до того он будет живее всех живых.

Хотя  свалить Союз они конечно пытались. И нашли способ через обрушение цен  на нефть. При прогрессирующем замораживании внутреннего капитала,  экспортные доходы, хоть и были невелики в масштабах ВВП, тем не менее  оказались единственным источником поступления живых денег в систему.

 Партийно-хозяйственное руководство СССР думало, что их будет много и  длиться счастье станет вечно. Под что резко расширило капитальное  строительство, программы помощи "развивающимся странам" и очередное  массовое перевооружение страны. В результате окончательно утратив  понимание общей картины.

А там творилось черте что. Военные  требовали БАМ, и по-своему были правы. Минтяжмаш их поддерживал, так как  это сулило выделение дополнительных фондов на новые заводы и вообще на  рост доминирования министерства в Кабмине, Госплане и Госснабе. Сельское  хозяйство упиралось, как и все отрасли легкой промышленности. Они тоже  хотели денег, но пирога на всех не хватало. Тем самым, при всех  разговорах об оптимальной стратегичности советской централизованной  модели экономики, она уже больше десятилетия занималась простым  перетягиванием одеяла на себя. Наплевав на рост негативных последствий.

И тут американцы с саудитами обрушили цены на нефть. Приток внешних  инвестиций закончился. Менее чем через полторы пятилетки закончился  оборотный капитал. На бумаге денег имелось море, но все они лежали в  незавершенке и в накопленном складском запасе, продать который оказалось  некому. А списать долги не позволял Госбанк и общая нерыночная  психология людей, принимающих решения.

Что в стране нарастает  жопа увидели многие управленцы, но как ее разгребать никто из них уже не  знал. Частную собственность допустить не позволяла закостеневшая  идеология.

Тут наглядным примером является дело о первых  советских валютчиках. На момент их ареста никакого закона, запрещавшего  валютные операции в СССР не существовало. Так что формально им можно  было присудить разве что неуплату налогов. Да и то... налоги начисляли и  платили предприятия. Никому и в голову не приходило, что гражданин  может получать доход как-либо иначе, а значит надо формулировать  какой-то механизм прямой уплаты.

Но когда при обысках у них по  нычкам стали находить буквально десятки миллионов рублей... при  официальной зарплате академика (!) в 500 - 600 рублей в месяц,  руководство решило, что это подрывает строй. Задним числом законы  написали, потом дважды подкорректировали и в последней редакции  предусмотрели за валютные операции расстрел. И валютчиков расстреляли.  Хотя юридически они были полностью невиновны. Но идеология....

Не  понимая, что с этой жопой делать, даже высшее руководство страны стало  склоняться к мысли - надо как-то договариваться с западом о помощи. И  это оказалось последней соломинкой.

Система рухнула. Союз  развалился. Но виновными в этом сегодня предпочитают называть всего  четверых человек. Троих первых секретарей республиканских компартий и  одного генсека. Остальные 280 млн граждан конечно же были не при делах.

В качестве постскиптума должен отметить два момента. Попытки изменить  систему конечно предпринимались. Например косыгинская реформа и лежащая в  ее основе концепция. Но все они также не входили за рамки сиюминутной  тактики, оставляя непоколебимыми советские идеологические догмы. Потому  все они тут же прекращались, когда начинали входить в конфликт с  идеологическими постулатами.

Так что, если попытаться ответить  коротко, то СССР развалился из-за того, что не сумел творчески  доработать идеологию, с одной стороны сохранив ее базовую суть, с другой  - вернув ей адекватность объективной реальности. Вот Китай сделать это  смог. Потому он жив и развивается, став фактически первой экономикой  мира. А СССР ушел в историю

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Обычно не балуюсь репостом, но этот уж очень в тему тому циклу, что я сейчас публикую.

Одельно прошу камрадов предоставить ссылку на Статью Ленина "О монополии на хлеб". С ходу найти не удалось

Комментарий редакции раздела Антимарксизм

Дадим слово дедушке Ленину:

Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля...

Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление, нам этого мало.

Нам этого мало. Нам надо не только запугать капиталистов в том смысле, чтобы чувствовали всесилие пролетарского государства и забыли думать об активном сопротивлении ему. Нам надо сломать и пассивное, несомненно, еще более опасное и вредное сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационных государственных рамках.

И мы имеем средство для этого... Это средство -- хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность .

Ну и как вам белый и пушистый дедуля? 

Комментарии

Аватар пользователя выхухоль
выхухоль(9 лет 3 месяца)

***стого короткого ответа нет. Точнее он существует, но абсолютному большинству из-за масштаба и глубины остается непонятен, потому непринимаем ***

Короткий ответ есть. Советский Союз погубила Ложь и эта статья является подтвеждением этого факта

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Вовка Крупский.
Вовка Крупский.(4 года 10 месяцев)

 Строительство коммунизма так задолбало даже самих строителей что он и развалился. Это как в армии.Там у солдата срочника все бесплатное и койка и еда и кирзачи с хб.Но почему то солдат срочник дни считал до дембеля)))Не нравился ему такой "коммунизм".

Аватар пользователя Не скажу
Не скажу(5 лет 3 месяца)

Потому что быт наладить не с мог в РСФСР.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя klk
klk(8 лет 5 месяцев)

Почему развалился Советский Союз

Опять мух с котлетами перепутали!

Это же два совершенно разных вопроса:

  1. Почему развалился СССР?
  2. Почему не построили коммунизм?

Ясно же, что СССР с одной стороны мог вполне продолжить жить, как обычная капстрана, а с другой, кто-то другой в мире мог бы построить коммунизм и без нас.

Однако не произошло ни того, ни другого!

Так вот, ответ на вопрос "Почему развалился СССР" прост. Достаточно вспомнить, для чего он создавался. А создавался он для того, чтобы совместными усилиями народов построить лучшую жизнь. "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача" - вот это и есть основная идея построения СССР! Жить хорошо не за счет соседа, а за счет освоения бескрайних природных ресурсов.

Но вот незадача, ресурсы, вдруг, закончились, и подкрался пик нефти. С углем, газом и ураном тоже все плохо. Да еще и Чернобыль рванул. 

Пик ресурсов изменил правила игры. Игра с положительной суммой, когда совместное объединение пятнадцати республик давало плюсы каждой, изменилась на игру с нулевой суммой, и братские народы бросились выяснять, кто чье сало съел. На заре создания СССР только совместными усилиями можно было реализовать грандиозные планы индустриализации. На закате грандиозные планы потеряли смысл. Не было больше идей, как можно в разы улучшить жизнь каждого, и люди занялись любимым занятием - перетягиванием лоскутного одеяла на себя. Конечно оно не могло не треснуть!

Это же просто и очевидно!

Но, нет, увидеть связь между развалом СССР и объективной реальностью пика ресурсов слишком сложно. Лучше тешить себя сказками про происки шпионов, неправильный народ или неправильную элиту laugh

 

Ответ на вопрос, почему не построили коммунизм - сложнее.

Для этого нужно вспомнить, что бытие определяет сознание. Что экономический базис определяет общественные отношения.

А что такое экономический базис? Да ничто иное, как энергоуклад!

Если у вас основной источник энергии - это человек, если люди пашут мотыгами, таскают на себе камни и гребут веслами - то вам достаточно для управления ими шестого приоритета обобщенных средств управления - физического насилия. Общественная формация, основанная на прямом физическом насилии называется рабовладельческий строй. Правящий класс - воины, которые могут это насилие применить. Эксплуатируемый класс - рабы, они же быдло - тягловый скот.

Если основной источник энергии - это возобновляемая энергия  воды, ветра и тягловых животных, то прямым насилием вам не обойтись. Вы не сможете бегать и следить за каждым хлебопашцем лично. Вам необходим следующий приоритет - пятый - геноцид и круговая порука. Общественная формация, основанная на геноциде, называется феодализм. Правящий класс - военные, объединенные в корпорацию и практикующие регулярный геноцид тех общин, которые отказываются выплачивать дань. Эксплуатируемый класс - крестьяне, объединенные в общины, чтобы их можно было коллективно наказывать.

Если же основной источник энергии - это ископаемое топливо, то регулярный геноцид, как средство управления, перестает работать. Машины слишком дороги, чтобы уничтожать их вместе с рабочими в качестве наказания. Приходится переходить к следующему приоритету средств управления - экономическому. Общественная формация, основанная на экономических методах управления называется капитализм. Правящий класс - буржуи, владеющие собственностью на средства производства. Эксплуатируемый класс - рабочие, которые этой собственности лишены и вынуждены работать за зарплату.

Какой источник энергии используется при социализме? Да все то же ископаемое топливо. Какой приоритет используют при социализме для управления? Да все ту же сдельную зарплату. Имеют рабочие при социализме право на владение средствами производства? Нет, они все также отчуждены от результатов своего труда. Разница лишь в том, что правящим классом является не буржуи, а госчиновники. Те же яйца, только в профиль.

А какой энергоуклад будет при коммунизме? Какие приоритеты обобщенных средств управления будут использоваться? Кто будет правящим классом, а кто эксплуатируемым? Или вы верите, что будет построено бесклассовое общество? А кто же в нем тогда будет управлять? Каждая кухарка в свободное от основной работы время будет инспектировать ядерные войска на предмет их готовности к ответно-встречному удару? Что же, посмотрите на курдов, к чему приводит такой подход. laugh

Но, если коммунизм - это всего лишь красивая сказка, то какая общественная формация на самом деле следует за капитализмом?

Для этого давайте посмотрим, какой энергоуклад возможен после эпохи углеводородов. На данный момент - это только ЗЯТЦ. Но для ЗЯТЦ нужен высокий уровень роботизации. Массовая ядерная энергетика, да еще и в замкнутом цикле невозможна без современных средств автоматизированного проектирования, станков с ЧПУ и безлюдных производств. Не лопатой же вы будете изотопы разделять!

Кто же будет эксплуатируемым классом в новой общественной формации? Это будут не рабочие у станков, а инженеры. Можно ли инженера, проектирующего ядерный реактор стимулировать сдельной зарплатой? Можно, но вы получите халтуру, чем, как я думаю, прекрасно наелись все те, кто сталкивался с реальным производством: мосты будут падать, ракеты полетят не туда, торговые центры - гореть, поезда сходить с рельс, самолеты биться, а реакторы - взрываться. Оглянитесь вокруг, не это об этой ли проблеме пишут все вокруг? Экономическое стимулирование в современном мире не работает! Оно приводит к тотальной халтуре во всех хозяйственных процессах.

Как же тогда инженерами управлять? Так посмотрите на все современные системы качества, позволившие компаниям добиться высокого качества своей продукции. Они основаны на идеологическом, а не экономическом стимулировании! На третьем приоритете обобщенных средств управления!

Итак, экономический базис следующей общественная формации - это ядерная энергетика. Основной приоритет управления -  идеология. Правящий класс - те, кто понимает, что "люди - это новая нефть", что контроль за мозгами, а не частная собственность на средства производства правят в современном мире - иными словами "мозголюбы". Эксплуатируемые класс - люди, занимающиеся на регулярной основе решением творческих задач, не поддающихся пока автоматизации - креаклы.

Итак, почему не был построен коммунизм? Да потому, что коммунизм - это всего лишь сказка, которую рассказывали мозголюбы, когда рвались к власти laugh

Аватар пользователя А.Петровский

Это же два совершенно разных вопроса:

Категорически поддерживаю. 1) крах СССР и 2) крах социализма - совершенно разные вопросы.

Однако, судя по тексту статьи, автор, по-видимому, подразумевает именно второе - почему не построили коммунизм?

Аватар пользователя klk
klk(8 лет 5 месяцев)

Категорически поддерживаю. 1) крах СССР и 2) крах социализма - совершенно разные вопросы.

Однако, судя по тексту статьи, автор, по-видимому, подразумевает именно второе - почему не построили коммунизм

Простите, а где вы видели крах социализма? Что вы называете "крахом"? Вот что от строительства коммунизма отказались, это я помню. Что государственную собственность приватизировали - тоже. Но идея социализма все еще жива, и борьба еще не закончена. Так что это не крах, а временное поражение. Или тактическое отступление laugh

Аватар пользователя А.Петровский

Отказ всех республик Союза и всего социалистического лагеря от социализма (первая стадия коммунизма) и переход к капитализму - это крах социализма.

"Но идея социализма все еще жива, и борьба еще не закончена" - согласен. Поэтому не надо давать себя одурачить сказками о псевдо-справедливости социализма-коммунизма.

Аватар пользователя klk
klk(8 лет 5 месяцев)

Отказ всех республик Союза и всего социалистического лагеря от социализма (первая стадия коммунизма) и переход к капитализму - это крах социализма.

А когда это Куба, КНДР и КНР успели отказаться от социализма? Я что-то пропустил? 

Поэтому не надо давать себя одурачить сказками о псевдо-справедливости социализма-коммунизма.

Претензия к коммунизму не в том, что он псевдо-справедлив. Проблема в том, что коммунизм в принципе неосуществим в текущей физической реальности. Бесклассовое общество построить невозможно. Доверить знания о ядерных технологиях и средствах доставки каждому желающему - самоубийство.

Коммунизм возможен только в монастыре. Как только появляются дети, тут же появляется и внутривидовая конкуренция, отменить которую невозможно. Но можно упорядочить в рамках неких "правил игры". Так вот идеологи коммунизма никаких правил борьбы за выживание внутри коммунистического общества за все эти годы не смогли предложить. Кто должен выжить, а кто сдохнуть, чтобы общество стало сильнее? Настоящий коммунист должен пожертвовать своей жизнью и жизнью своих детей ради общества. Но это отрицательный отбор, обрекающий коммунистов на неизбежное вымирание. И к власти в любом коммунистическом обществе рано или поздно придут псевдокоммунисты.

 

Аватар пользователя А.Петровский

Ответ на вопрос, почему не построили коммунизм - сложнее.

А здесь вашу трактовку не могу поддержать. Дело не в энергоукладе, а в сознании человека.

На несовместимость социализма и сознания человека уже указывали в комментах камрады - Mamomot, Satprem и Tabula rasa.

Ну и классика - Л.А. Тихомиров "Социализм в государственном и общественном отношении"  https://aftershock.news/?q=node/820067&full        

Спасибо камраду VDF за указание на данную работу. 

 

Аватар пользователя гадский папа

сэсэсэр развалил в том числе и американский Hollywood, который в достаточно условной степени можно назвать аналогом современного интернета. батя, к примеру грит, что всегда поражался, как американцы не жалеют своих машин, тараня ими друг дружку в своих боевиках...

а так то современный интернет непременно поставил бы крест на сэсэсре, если бы он, не приведи Господь, ещё трепыхался бы на планете Земля.

помер Максим, ну и хрен с ним.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменяемая русофобская пропаганда) ***
Аватар пользователя vovbel
vovbel(8 лет 9 месяцев)

...Спорно в некоторых местах, но в первом приближении на теперешнем этапе годится...

Аватар пользователя ed9
ed9(8 лет 6 месяцев)

Гигантомания. Простой и короткий ответ одним словом на вопрос в заголовке. В этом была коренная причина распада СССР.  Думаю, что в эпоху big data и нейросетей Госплан мог бы быть эффективен в принятии оптимальных решений для огромной экономической системы. А в то время решения принимали люди, не имеющие адекватных инструментов для оценки оптимального масштаба,  поэтому все раздувалось в угоду личного эго руководителей. В итоге экономика надорвалась.  Самый яркий пример  гигантомании - освоение Западной Сибири.

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

В закладки...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Ты вместо этого фуфла, возьми в научке подшивки Огонька за 87-91г.г и почитай, может чего в голове и щелкнет в нужную сторону.

Я ж тебе говорил: своей головой думай, а то Васильев с вдфом такого тебе в нее наложат....

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Я ж тебе говорил: своей головой думай.


 — А я "Капитал" Маркса прочитал!

 — Ты дурак? Своей головой думай!


Ты вместо этого фуфла,

А в чём фуфло? Вроде логично получается...

А вы: "Это всё Горбачёв за 5 лет сделал"...

Подумайте головой, как такое возможно? 

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

— А я "Капитал" Маркса прочитал!

 — Ты дурак? Своей головой думай!

Читать и думать, это два разных процесса. Неожиданно, правда? Но думать своей головой для тебя пока процесс недоступный.

Не хочешь, не читай, раз для тебя все логично.  Читай тогда вдфа, особенно нажимай на его коменты. И тебе откроется вся пгавдивая пгавда, сразу захочется, как деревянному, "шашкой рубать сисилистов".

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Читать и думать, это два разных процесса.

Ну вот! Я прочитал и принял решение, что это нормальный материал...

Читай тогда вдфа, особенно нажимай на его коменты.

А при чём тут ВДФ? Я не поддерживаю его пещерный антисталинизм...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Ты у него увидел только антисталинизм. Не читай выборочно, шпарь прямо по профилю, подряд. Иначе не узнаешь всей пгавдивой пгавды. 

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Не читай выборочно, шпарь прямо по профилю, подряд.

Какому профилю? Ты о чём? Не нужна мне его "пгавда"...

Ваша "пгавда" про "СССР разрушило ЦРУ" тоже не нужна...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Ваша "пгавда" про "СССР разрушило ЦРУ" тоже не нужна...

Это откуда взял? Можешь подтвердить? На ходу придумываешь? Или старший товарищ на ушко шепчет?

Я тебе сказал, тебе не понадобилось. Дело то твое. Чеши дальше про город-сад, и все у тебя будет нормально. Или не будет )) 

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Это откуда взял? Можешь подтвердить?

А это не вы говорили, что СССР развалили намеренно?

Тогда прошу прощения...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Еще раз: это откуда?

Ваша "пгавда" про "СССР разрушило ЦРУ" тоже не нужна...

Мало я тебя гонял. Повторить надо. Штоб научился за слова отвечать. 

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Всмысле? Я же извенился. Не вы, так не вы...

Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

"Огонек" фуфло, он рупор говна тогда был, как сейчас "Уеху Маськвы."

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Не равняйте. Ухо, это фуфло, как и "творчество" вдфа. Ремесленники, топорная работа. У огоньковщины - искусство. Мастера по влезанию в душу. Исподволь, тихой сапой, втираясь в доверие, красивым слогом, опутывали словесами, притворялись своими.  Но, по нарастающей. Сначала Лениным по Сталину, как завещал Яковлев. Потом Плехановым по Ленину. Вот и Васильев взял манеру столетние цитаты разоблачать. Выводить на чистую воду. Тоже пгавду несет в массы.

Вот и представьте себе, что осталось одно ухо, только в штате будут профессионалы, а не эта шобла, и начнут они нам пгавду про Россию доносить, только делать это талантливо, как огонек.

Я не преувеличиваю. С 1987 года была сплошь огоньковщина, и в прессе, и на тв. Еще дергалась в противовес "Молодая гвардия", но на фоне общего антисоветского массового воя, и с ее тиражом, никаких шансов у нее не было, и тираж по сравнению с огоньками был мизерный.

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

С 1987 года была сплошь огоньковщина, и в прессе, и на тв.

Не потому-ли, что введение "свободы слова" в стране, где люди стоят в огромных очередях даже за необходимыми продуктами хреновая идея? А люди же чернуху разносят лучше, чем позитив...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

....где люди стоят в огромных очередях даже за необходимыми продуктами хреновая идея?

Своими глазами видел, или на фотках у вдфа? 

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Не бей дно, скатываясь на уровень VDF-а... 

По твоему в 1987 году не было очередей?

Ты же про 1987 говорил фразой выше?

А когда ввели свободу слова? При Горби...

Вот тогда все и начали искать чернуху...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Последовательность действий: антисоветская пропаганда по нарастающей, розжиг нац. конфл. (кури Карабах, кто туда ездил и чего добивался), зеленые.

Пропаганда заходила не очень хорошо, поэтому подкрепили оголением витрин, вот отсюда и очереди и талоны. И с пропагандой пошло бойчее, лучше стало заходить.

Вот тебе факт для самостоятельного обдумывания: голода не было, более того, уровень потребления не сильно изменился, при этом большинство ТНП из магазинов исчезло. Зацени изящество решения и мастерство исполнения.

 

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Это всё сделал Меченый?  СПЕЦИАЛЬНО?

Или глупая политика партии после 1953 года, как написано в обсуждаемой статье?

Не надо пытатся объяснить что-то предательством, если можно объяснить глупостью.

Я считаю, что Г просто идеологизированный дебил, который прорвался во власть...

А что он оказался во власти — вина партии и идеологии, оторвавшейся от реальности.

антисоветская пропаганда по нарастающей


Малахов на 1 канале и половина Ютуба всёпропальства — Путин сливает страну социалистам! 


Ещё раз. ЧЕРНУХА ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЕТ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЗИТИВ!

поэтому подкрепили оголением витрин

Только не надо рассазывать про "закапывали исправные ТНП в карьерах вместо поставки в магазинам".

Может дело было так:


"Переходим на рыночную экономику — рыночек порешает!"

...

Рыночек порешал, но не в ту сторону...


Напомню, что принимали решения тогда идеологизированные люди...

И Гнус был одним из таких идеологизированных со стороны рыночка...

Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

85 стоял только за квасом или за молоком, бочка приезжала, ну или бутылки сдавать. Все, а когда ввели талоны сильно удивился, раньше можно было попросить продавца отрезать от ломтя масла "вот столько-то..", а потом это стало по талонам, причем буквально за год.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

До прихода Горбачева я не помню очередей, а вот когда появился черт опущенный Горби тогда понеслось.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Ну как не было очередей? Охранитель же лучше знает. Ему сам вдф рассказал эту страшную пгавду. Даже статейку как то запостил с фотками магазинов конца 80-х. Натыкали его, конечно, носом там, но охранители верят ) 

Как говорится, много ли потному надо? ))

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

В 1987 году, про который я говорил, не было очередей? Серьёзно?

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Это да... Только до Меченого цены на нефть были немного другими...

Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

Цены на нефть вообще ни на что не влияют.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Тебе лучше знать...

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

О, как раз твоя тема. За экономику. Ну, расскажи, про долю нефтяных доходов в бюджете.

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(4 года 7 месяцев)

Около 10 процентов. Но проблема не столько в этом...

СССР печатал деньги для покрытия дефицита бюджета...

Пока печатал немного, это убивало экономику медленней.

А когда доходы уменьшились, значит печатать надо больше.

У Crimsolalter-а в видео разносе экономиста Глазьева есть...

Смотреть лучше на скорости Х2...

Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

У СССР был внешний и оборот и внутренний и они не пересекались, цены на нефть за бугром не влияли на внутреннее положение дел, сейчас влияют. Сам знаешь почему.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

Я эти "Огоньки" читал, не искусство, а гонево, хоть и написано нормально, но по сути тоже фуфло. Не говоря о всяких "Взглядах" и прочих "Ужекторов перестройки".

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Я об этом и говорю: гонево, но излагали доходчиво, убедительно.

Долбили со всех сторон. Все сферы были охвачены. Ничего не упустили. Помните "зеленых", страдальцев за затопленные при строительстве ГЭС деревни, за Байкал, за Арал, за каракалпаков. Дело было сделано и как оторвало. Сразу стало никому не интересно. Спроси сейчас про Арал, кто то из тех кто постарше, еще вспомнят, а про каракалпаков из ста дай бог десяток что то скажет. Не нужны оказались ни Арал, ни каракалпаки, ни затопленные деревни. Задание отработано, бабки освоены.

Теперь энтузиасты, вроде вдфа, трудятся на ниве пгавды. 

Все строго по плану, как положено. План сработал. А сейчас втирают, как редактор, что Союз развалился  оттого, что люди впадали в депрессию,  потому что коммунизм не был построен и прочую ересь. Поколение сменилось, теперь можно любую лапшу на уши вешать, вон как Охранителю.

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)

Когда боксёр на ринге начинает рассказывать про то, что поскользнулся, что соперник его вынудил смотреть в прожектор и он не увидел предательского удара - это всё правда. Только для второго боксёра всё то же самое. СССР мог разложить пропагандой и примером лучшей жизни запад. И даже что-то в тридцатые забрезжило. Но не смог. А запад - смог. Вывод - коммунисты плохо боксируют (ну, может не тот народ им выдали).

Аватар пользователя craftwr
craftwr(4 года 4 месяца)

Да вы бредите... Потому что дело не только в идеологии.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (провокатор, за гранью УК) ***
Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)

Я ознакомился с Вашими аргументами. Нашёл их ценными, умными, развёрнутыми и исчерпывающе точными.

Спасибо за дискуссию.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Коротичи и прочие гангнусы позже пендосами стали, а пропаганду они вели в своих огоньках будучи гражданами СССР под чутким руководством яковлевых.

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)

Вот и я  о том же. Не Симонян сотоварищи смущала неокрепшие умы пожизненных велферщиков, а коротич наши. Не КГБ снесло запад пропагандой, а ЦРУ нас, если Вам нравится верить в этот вариант.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

...а ЦРУ нас, если Вам нравится верить в этот вариант.

Вы сказали. 

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 3 месяца)

Коммунисты всех сортов напирают на то, что это происки врагов, людей снаружи. Я показал, что это не так и у Вас  не нашлось возражений.

Страницы