Белое золото

Аватар пользователя bazil

Существует несколько версий касательно того, когда именно в Российской Империи начали выращивать хлопок. Но доподлинно известно (из [1,2]), что к 1884 году его производство достигло уровня в 1410 тыс. пуд. При этом импорт хлопка составлял 8090 тыс. пуд. Следовательно, доля импорта в потреблении превышала 81%. Далее в таблице 1 представлены данные о производстве и импорте хлопка в обозримый исторический период. Разумеется, до 1991 года, поскольку после распада СССР собственное производство культуры осталось за пределами России.

В пятой колонке таблицы 1 отражён арифметический результат действия:

100 х (И-Э)

П+И-Э

где И – Импорт,

Э – Экспорт,

П – Производство.

Если экспорт превышает импорт, то показатель принимает отрицательные значения.

Таблица 1 – Производство и импорт хлопка в Российской Империи и СССР в 1884-1990 г.г, тыс. т.

Источники - см. список в конце статьи.

 

Рисунок 1 – Производство* и импорт хлопка в Российской Империи и СССР в 1884-1990 г.г, тыс. т.

Примечание: с 1970 по 1984 выход волокна из хлопка-сырца принят 30%.

Рисунок 2 – Зависимость от импорта хлопка в Российской Империи и СССР в 1884-1990 г.г., % (отрицательные значения не показаны – экспорт превышает импорт).

В 1913 году Россия занимала 3-е место в мире по сбору хлопка, уступая США и Египту. Однако при этом 45% потребления закрывалось импортом. Импортный хлопок шёл в основном из США, меньше – из Германии, Великобритании и Египта. На рисунке 1 заметно, что производство хлопка постоянно росло. При этом физический размер ввоза с 1884 по 1914 год также рос, хотя и не так быстро. После начала Первой Мировой поставки по понятным причинам были практически прекращены. В 1915 импорт хлопка снизился вдвое против показателей 1914 года. Производство при этом достигло рекордных 283 тыс. т. В 1916 импорт хлопка составил всего 6% от показателя ввоза 1914 года.

После Гражданской войны сбор хлопка рос гораздо более быстрыми темпами, чем в Империи. А возникший было в середине 20-х г.г. импорт к середине 30-х г.г. уменьшился до сравнительно незначительных величин. Впервые экспорт хлопка превысил его импорт в 1937 году. С 1944 года это превратилось в устойчивую тенденцию.

Если Империя снабжала весь мир льном (импортируя хлопок), то Союз – ещё и хлопком. Максимум экспорта пришёлся на 1981-82 г.г., когда ежегодно в другие страны продавалось свыше 900 тыс. т хлопка-волокна на сумму свыше 1 млрд. руб. В 1989 было экспортировано почти 800 тыс. т волокна на 921 млн. руб. В среднем по 1164 руб. за тонну. В то же время внутренняя закупочная цена хлопка-сырца составляла 923 руб./т. (см. «Народное хозяйство СССР 1990»). Зная, что выход волокна из сырца примерно составляет 30%, то соответственно закупочная цена волокна составила бы около 3 тыс. руб. Государственная дотация на хлопок в закупочной цене таким образом составляла почти 2/3.

Экспорт по странам распределялся в 1989 году следующим образом:

Таблица 2 – Экспорт хлопка-волокна по странам-покупателям советского хлопка в 1989 г., тыс. т.

 

Рисунок 3 – Экспорт советского хлопка в страны мира в 1989 г.

Удельный вес хлопка-волокна в советском экспорте составлял в 1989 1,3%. Это было больше, чем экспорт круглого леса (1% в экспорте) и сопоставимо со всем советским экспортом пищевкусовых товаров и сырья для их производства (1,5% в экспорте).

По данным ФАО мировой экспорт хлопка-волокна в 1989 по странам выглядел так:

Таблица 3 – Экспорт хлопка-волокна (cotton-lint) по странам мира в 1989 г., тыс. т. (показаны страны, экспортировавшие в 1989 свыше 50 тыс. т).

 

На сегодняшний день крупнейшими производителями культуры являются Китай и Индия. Более подробно мировое производство хлопка с 1970 года рассмотрено в статье «Силён не тот, кто много ест, а тот, кто много еды производит – 4». Коротко:

Рисунок 4 – Сбор хлопка-волокна в странах мира в 1970-2013 г.г., млн. т.

Рисунок 5 – Сбор хлопка-волокна в странах мира в 1970-2013 г.г., %.

Таким образом, в 1989 г. Советский Союз был на 3-м месте в мире по сбору и экспорту хлопка-волокна.

Список источников:

 

Комментарии

Аватар пользователя DeimonAx
DeimonAx(7 лет 11 месяцев)

Хлопотное это дело, хлопок выращивать. Сочетание тепла и воды для наших широт не очень характерно.

Что-то в этом году в Волгограде замутили с генной инженерией хлопчатника. Вроде бы, в сторону севера его ареал сдвинули

Аватар пользователя Trikon
Trikon(12 лет 3 недели)

http://www.vlg.volpromex.ru/promyshlennost/apk/volgogradskii-hlopok-poluchil-patent-min.html

 

Акклиматизировали для юга области.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Прогресс РИ в деле замещения импорта впечатляет. "Мы стояли на плечах гигантов".

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Куда более впечатляет прогресс в этом деле СССР.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Дело вкуса, конечно.

Можно сравнить показатели 14-16 годов и 41-45, к примеру.

Аватар пользователя Eugm
Eugm(11 лет 3 месяца)

Дело вкуса, сравнивай теплое с мягким. 
Только учти, что в Средней Азии все это время свободных посевных площадей не было, и для того, чтобы увеличить производство с/х культуры, надо или 1. отобрать площадь от какой-либо другой культуры или 2. оросить какие-то новые площади. И в период России подавляющую часть прироста обеспечивал 1-й способ. В период Советской власти - второй.   Сравни затраты на эти 2 способа. Пруфы http://studbooks.net/534886/istoriya/osobennosti_ekonomicheskogo_osvoeni...

Если в 1885 г. в Ферганской долине только 14 % земледельческих площадей были отданы под разведение хлопка, то в 1915 г. они составляли уже 40 %. Местные сорта хлопка постепенно вытеснялись американскими сортами лучшего качества. Одновременно разрабатывались крупные проекты, связанные с развитием оросительной системы и ирригационных сооружений, но из этого мало что осуществилось. Как правило, хлопок уже в Средней Азии выбирали из коробочек и прессовали, то есть первая стадия процесса его переработки осуществлялась на месте. Но потом все же начали транспортировать его в российские центры текстильной промышленности, в то время как в Средней Азии никакой хлопкообрабатывающей индустрии не создавалось. Транспортная проблема была решена строительством железных дорог. И все же первую железную дорогу, закаспийскую, стали строить в 1881 г. из военно-стратегических соображений. Она вела от Каспийского моря в Мерв (1886), затем через земли Бухарского эмирата в Самарканд (1888), в 1898 г. она дошла до Ташкента, а в 1899 г. -- до Андижана в Ферганской долине. Для транспортировки хлопка более важное значение приобрела линия Оренбург-Ташкент, которая установила в 1906 г. прямую связь с центральной Россией.

Из-за своей концентрации на производстве хлопка российская экономическая политика в Средней Азии обрела, таким образом, типично колониальный характер. В отдельных областях, таких, как Ферганская долина, которая уже до первой мировой войны должна была импортировать зерно и где происходили глубокие социальные изменения и сдвиги, можно уже по отношению к этому времени вести речь о насаждении монокультуры. Но в целом, в 1913 г. только от 15 до 20 % пригодных для земледелия (орошаемых) площадей Туркестана были заняты хлопком. Тем не менее, в 1910 г. хлопок составлял уже более половины стоимости всей сельскохозяйственной продукции Туркестана. С современной точки зрения ясно, что российская экономическая политика того времени заложила основы тех тяжелых хозяйственных и экологических проблем, которые выросли из среднеазиатской хлопковой монокультуры.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

доп.

За 20 лет РИ увеличила сбор в чуть более, чем 12 раз.

В СССР после достижения сбора на уровне РИ, рост ни разу не превысил 6 раз (с 1945 по 1965 - менее, чем в 6 раз)

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

При этом РИ нарастила импорт вдвое. А СССР не только увеличил сбор свыше чем в 100 раз за 20 первых лет своего существования, но и снизил импорт до нуля.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

При этом РИ нарастила импорт вдвое

По Вашей табличке:

Экспорт, 1885: 104,47

Экспорт, 1915: 119,79, +15%

А в 1916 и вовсе: 12,32, -88%

Так что ещё до революции импорт снизился до околонулевых значений. Имелся ли смысл в экспорте из РИ - вопрос чисто экономический.

А СССР не только увеличил сбор свыше чем в 100 раз за 20 первых лет своего существования

Это называется "восстановительный рост", и к успехам промышленности отношения не имеет. Имеет смысл говорить о достижениях, когда база превышает хотя бы средний достигнутый уровень, т.е. после 1925 года  в качестве базы , и после 1945 - в качестве сравнительного достижения. 1945 к 1925 - рост примерно в 2 раза.

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Неверно. В таблице 1 для Российской Империи экспорт - всегда нуль в любой год. Это вы смотрите импорт.

В 1915-1916 импорт упал из-за перекрытия торговых путей немцами и турками. Вообще в 1916 почти вся внешняя торговля встала. А с 1884 по 1914 импорт вырос с 102,82 до 221,54 тыс. т.

"Это называется "восстановительный рост", и к успехам промышленности отношения не имеет. "

А в Империи сказывается эффект "низкой базы" - т.е. производства "с нуля".

На рисунке 1 совершенно отчётливо видны тенденции роста производства в разные периоды. И в период СССР собственное производство росло громадными темпами по сравнению с Империей. Империя, при своих темпах прироста производства хлопка, в лучшем случае вышла бы к началу 80-х на объём сбора, равный советскому экспорту.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Неверно.

Да, конечно, речь об импорте.

А с 1884 по 1914 импорт вырос с 102,82 до 221,54 тыс. т.

Это хороший аргумент. Чтобы предсказать дальнейшее развитие событий, надо знать себестоимость производства по сравнению с импортом, возможность введения заградительных пошлин и общую целесообразность наращивания экспорта, по большому счёту, сырья, а не конечных изделий. Т.е. после войны резко выросшее производство могло упасть обратно (а могло и не упасть, на что сейчас рассчитывают. занимаясь импортозамещением и контрсанкциями).

Но уровень производства. перекрытый после большевиками только к концу 20-х, это достаточно неплохо.

И в период СССР собственное производство росло громадными темпами по сравнению с Империей. Империя, при своих темпах прироста производства хлопка, в лучшем случае вышла бы к началу 80-х на объём сбора, равный советскому экспорту.

 

У Вас график в абсолютных величинах, а я привожу к логарифмической шкале (что обычно делают при анализе роста чего-либо).

Можно взять более короткий период. За пятилетние периоды рост производства в конце РИ был такой:

1912: 2,36 раз
1913: 2,30 р.
1914: 2,13 р.
1915: 2,54 р.

В СССР роста за пять лет выше 2 раз с базой выше 90 на протяжении 4 лет подряд не было никогда. Пик роста за пятилетку был достигнут в 1950 (3.05 р). но он относится к периоду восстановительного роста - базовый, 1945 год, практически локальный минимум.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Можно, конечно, цифры к носу прикладывать или ко лбу, чтобы получить нужный результат. Но факт остаётся фактом: прирост производства в советский период был значительнее, чем при Империи. Просто смотрим на тренды и фиксируем очевидное - РИ никогда бы не достигла уровня СССР:

Уже в середине 30-х СССР не только отыграл всю разруху интервенции и Гражданской войны, но и опередил возможное развитие хлопководства в Империи в случае, если бы ПМВ и Революции не было. Помешала Война. Но уже в 1948 снова имперский тренд был превышен.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Можно, конечно, цифры к носу прикладывать или ко лбу, чтобы получить нужный результат. Но факт остаётся фактом: прирост производства в советский период был значительнее, чем при Империи. Просто смотрим на тренды и фиксируем очевидное - РИ никогда бы не достигла уровня СССР:

Тренд (прямую линию) надо рисовать не в арифметической. а в геометрической прогрессии.

Мне рисовать лень, поэтому ещё раз на пальцах.

За 1909-1914 рост составил 2,13 раз. Это наименьший рост из рядом стоящих пятилеток, как я уже говорил. Даже с такими темпами роста были бы достигнуты следующие уровни:

К 1919 - 495 т.т. (уровень СССР 1935 г.)

К 1924 - 1055 т.т (уровень СССР 1950 г)

К 1929 - 2248 т.т. (уровень СССР 1972 г)

К 1934 - 4789 т.т (уровень СССР - никогда).

Для темпов роста 1908-1913 уровень СССР был бы превзойдён ещё раньше.

Понятно, что это спекуляция, но она немного ближе к реальности, чем Ваша.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Рисунок нарисован именно так, как надо. Полагаю, для Вас его правильность диктуется тем, что он показывает? Т.е., если тренд указывает, что Империя отставала от СССР, то тренд - неверный?

"За 1909-1914 рост составил 2,13 раз."

Во-первых в 1914 по сравнению с 1909 был достигнут рост не в 2,13, а в 1,62 раза. Во-вторых, к примеру, за 1921-1925 рост составил 27 раз.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Вы продолжаете экспоненциальный рост линейкой, о чём говорить?

Про 1921 год повторяться неохота.

Чёрт, в спешке перепутал (рост не за 5 лет. а за 10) надо пересчитывать, а некогда. Спасибо, что заметили.

Ваша позиция становится заметно крепче.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

О каком экспоненциальном росте можно говорить, глядя на рисунок 1 или на мой рисунок в комментариях? Для Империи - типичная линейная зависимость за весь наблюдаемый период с минимальными отклонениями. Да и Союз, с бОльшими отклонениями, но укладывается в линейный тренд.

Аватар пользователя ata
ata(12 лет 3 месяца)

Если бы был чисто линейный тренд - то прирост сбора был бы одинаков (с усреднением).

Но получилось по-другому: средний прирост средних сборов до паузы в данных был довольно стабилен, не уровне 4 - с копейками в пересчёте на год. На уже послу паузы он стал прибавляться довольно резво. примерно так (10 - 12- 11 - 13 - 15 - 16), т,е. уже ближе к квадратичной функции.

В советское время линейный тренд тоже не был достигнут, резкий рост с ускорением сменялся падениями и наоборот. Можно, конечно, сказать, что это кусочно-линейная функция. но ей можно описать любой конечный набор данных :)

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

В сельском хозяйстве не бывает примерно одинаковых сборов. Оно слишком зависит от погоды. И тем более зависело в начале 20 века. Поэтому наблюдаются скачки урожаев от -19% до +29% за период 1902-1915. И  от -16,1% до +83,75% в период 1884-1895. Средний ежегодный прирост в 1884-1895 составил 12,57%, а в 1902-1915 - всего 9,81%. То есть вы говорите с точностью до наоборот) [ata: "уже после паузы он стал прибавляться довольно резво"]

Понятно, что точный линейный тренд не достигнут. Но говорить, что ситуация похожа на экспоненту - ещё менее верно)

Аватар пользователя Товарищ Иванов

О каком экспорте при РИ вы говорите, друже? Там отдельный столбец есть, в котором постоянно "0" указан. Не было никакого экспорта.

С 1884 по 1915, то есть за 31 год РИ увеличила производство с 23 до 283 т.т., то есть на 260 т.т.

С 1921-1922 годов СССР (после гражданской) восстановил производство до уровня 1915 года в 1929 году, то есть за 7-8 лет. Только этот период можно назвать "восстановительный рост" с использованием доставшихся от РИ производственных мощностей индустрии.

Далее начинается индустриализация, первая пятилетка. Весь дальнейший рост - это уже результат введения новых мощностей, собственное развитие СССР, а не восстановление наследства.

При этом для того, чтобы полностью исключить импорт, с 1929 года понадобилось лишь 8 лет.

А тот самый прирост в 260 т.т., на которой в РИ ушел 31 год, СССР достиг (и превысил) уже в 1936:

1929 год - 277 т.т.

1936 год - 599 т.т.

То есть за 7 лет. И это была уже заслуга СССР, а не восстановление дого, что досталось от РИ.

Аватар пользователя MyKG
MyKG(8 лет 5 месяцев)

При низкой базе повышать - одно удовольствие, если выражать в кратности. Из нуля - 1 кг получится бесконечность.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Хороший обзор. Спасибо. Средняя Азия была колонией Российской империи. Колонией она осталась и в колониальной империи СССР. Была превращена в поставщика хлопка. При этом коммунисты были более эффективными колонизаторами, чем Царь. Они строили оросительные каналы и проводили мелиорацию засоленных земель. Заселяли их аборигенами и колонизаторами из России. Была и специфическая колонизация. Горных таджиков насильственно выселяли на равнины. На хлопковых плантациях коммунисты применяли и принудительный труд. Детей забирали в рабство на полтора-два месяца в году.  

Аватар пользователя Listener
Listener(10 лет 10 месяцев)

Для "колониста" нужный атрибут. Дарю!

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

от всего этого чудовищного угнетения...угнетенные начали размножаться как кролики...не находите что какой то странный эффект от угнетения? хотя да вы правы...целесообразность поднятия культурного и цивилизационного уровня тамошних туземцев сомнительна...пусть бы жили вольно...кочевали...резались друг с другом...дохли от чумы и оспы как вольные дети степей и гор...

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Чем ниже жизненный и культурный уровень сообщества и чем хуже в нем медицинское обслуживание (включая предохранения от беременности и аборты), тем выше рождаемость.

//////пусть бы жили вольно...кочевали...резались друг с другом...дохли от чумы и оспы как вольные дети степей и гор.../////

Империи (Российской империи = СССР) был нужен хлопок. Это и порох и бумага. Но главное, это своя текстильная промышленность.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

если ограничен ресурс Пожрать то уровень рождаемости для прироста населения значения не имеет))) порох и бумага...да...нужны...только вот  мозги были бы полезнее...они бы позволили организовать процесс получения нужных ресурсов у себя развитием пром. химии или с минимальными затратами силами туземных  байков (еще и свои руки чистые!!) которые бы  нашли методы максимальной интенсификации производства без увеличения рождаемости...я верю в этих людей! Бергандулы свидетель!

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Вы не правы. Нужно спокойно относиться к колониальному периоду прошлого России (Российская империя/СССР). Хлопок был стратегическим товаром. И в то время наилучшим доступом к нему была колонизация земель с соответствующим климатом. Коммунисты были прекрасными колонизаторами.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

лохами они были верившими в сказки про Счастя Фсем Нидорога...хороший колонизатор ВСЕГДА добивается Максимальной прибыли с Минимальными затратами на процесс...и тут развитие социальной инфраструктуры региона и забота о туземцах это полный дибилизм...вон Кения пример прекрасно организованного процесса-нигры пашут за еду и сами себя охраняют....и счастливы!

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Вы мыслите узко. Само завоевание к колонизация территорий, построение Империи - это не самоцель. Империя - это инструмент имперского сообщества в его борьбе за доминирование в мире. Во второй половине 80-х годов стало понятно, что колониальная империя СССР, как инструмент, не позволяет имперскому сообществу (ментально русским) достичь своей цели (доминирования в мире). Поэтому он от этого инструмента отказалось.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

Империя это инструмент получения ПРИБЫЛИ метрополией империи...если прибыли нет то империя дохнет несмотря на любые лозунги))) Порок СССР был в идеологии коммунизма которая не давала грабить покоренные территории по самому жесткому варианту в пользу метрополии, а заставляла вкладываться в подъем тамошнего уровня жизни и развития что по сути полный идиотизм так как усиливает Слуг и ослабляет Хозяина

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Ну, зато сейчас, слава Богу, свобода и отсутствие рабства)

Аватар пользователя wlad
wlad(9 лет 4 месяца)

Не, это уже традиция в Узбекистане - каждый год в сентябре-октябре сгонять провинциальных школьников "на хлопок". Ташкентских вроде уже не гребут. Кто может, те откупаются, остальные "ишачат".

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

Это был сарказм) Понятно, что ишачат в хвост и в гриву как и прежде. Комбайнов хлопкоуборочных не стало совсем, ручного труда стало ещё больше.

Аватар пользователя MyKG
MyKG(8 лет 5 месяцев)

Оказывается, не только казахов. Прошу огласить весь список. (с)

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

////////В 1989 было экспортировано почти 800 тыс. т волокна на 921 млн. руб. В среднем по 1164 руб. за тонну. В то же время внутренняя закупочная цена хлопка-сырца составляла 923 руб./т. (см. «Народное хозяйство СССР 1990»). Зная, что выход волокна из сырца примерно составляет 30%, то соответственно закупочная цена волокна составила бы около 3 тыс. руб. Государственная дотация на хлопок в закупочной цене таким образом составляла почти 2/3.//////

Экспорт осуществлялся в страны СЭВ и приравненные к ним страны социалистической ориентации. Коммунисты СССР их просто дотировали льготной ценой на хлопковое волокно. А тот экспорт, который осуществлялся за доллары, пересчитывали в рубли по назначенному курсу. Реально, закупочная цена на хлопок Средней Азии была колониальной. Значимо ниже цены мирового рынка. Эти расчеты делались в Узбекистане во второй половине 80-х годов.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

нынче с падением тоталитарного режима вольный край расцвел? ...ходит слух что следующим лидером одного из вольных народов станет проктолог нынешнего лидера свободных и гордых)))

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Не было никакого падения тоталитарного режима. Россия распустила СССР. За ненадобностью. 

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

тоесть КАК? зачем распустила? неужто устала собирать дань и обворовывать туземцев?))) ...или может устала КОРМИТЬ? ...кто там стал жить лучше на СВОИХ харчах? ау!....

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Во второй половине 80-х колонии стали не рентабельными. Поэтому Россия и распустила СССР.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

они СТАЛИ нерентабельны с момента установления там совецкой власти...этих самых...Рабочих и Крестьян))) потому что те кого  эксплуатируют в принципе не способны создать механизм ПРИБЫЛЬНОЙ эксплуатации кого либо...у них постоянно колхоз "Очко Коммунизьму" выходит

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Вы наивный. В Средней Азии советской власти не было. По крайний мере я ее проявлений не видел и про них не слышал. Например, коммунисты забирали детей в рабство на хлопковые плантации. Как это соотносится с представлениями о светской власти?

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

о как лозунги поперли))) вы хоть сами понимаете чего пишете?))) если у вас "В Средней Азии советской власти не было" то откуда взялись "коммунисты" которые "забирали детей в рабство"?)))) или у вас в мозгу совмещается существование Коммунистов забирающих детей в рабство и ОТСУТСТВИЕ совецкой власти?))) насвай?))) ну а по поводу уровня эксплуатации туземцев так он был отвратительно низок! что доказывается чудовищным приростом туземного населения! ...в Бельгийском Конго деток забирали пока они не дохли на плантациях поголовно, а родителям рубили пальцы и руки за невыполнение нормы...детками...про Оплату вообще никто не слышал...кормили чтобы завтра не подохли...население просело на 60%...так что вы любезный Настоящего Колониального Кнута на своей шкуре не чувствовали отсюда и пребываете в заблуждении что совковое вытирание вам соплей, поп и кормление с лечением это Колониализм...ну ничего...поймете.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Коммунисты были. Я их сам видел. А советской власти не было. 

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

чертей видел, но в Ад не верю...свежо...а может вы сами...того...состояли в рядах вегных ленинцев?

Аватар пользователя Волковец
Волковец(9 лет 8 месяцев)

ВСЕ узбеки, с которыми я общался, заставшие времена СССР, однозначно признают, что жизнь до распада СССР для них была гораздо лучше, несравнимо лучше, чем нынешняя, полуголодная.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Ну да. Хорошо было в Узбекистане в 70-х. Население порядка 12-13 млн. чел. А сегодня - 30 млн. Увеличение в 2,4 раза. А природные ресурсы, на которых может жить это население, уменьшились. Империя добыла в Узбекистане легкодоступные уран, медь, газ, золото. Естественно, сегодня уровень жизни ниже, чем в 70-х. И роспуск СССР здесь ни при чем.

Аватар пользователя Игорь71
Игорь71(7 лет 9 месяцев)

а сколько там было народу в 1910-х годах? миллиона 1,5-2?))) а на момент роспуска СССР 30?)))...как плохо жили то)))...думаю когда вернутся к исходным 2 лямам определенным физическими возможностями территории для прокорма популяции им полегчает...вздохнут Вольно и Свободно отринув СССР как страшный тоталитарный кошмар....ведь Свобода лучше Несвободы!

Аватар пользователя Волковец
Волковец(9 лет 8 месяцев)

Не верите мне, сами пообщайтесь. Как только русские ушли, тут же повылазили новые баи и загнали туземцев обратно в годное средневековье по самые гланды. Был я там в 98-м, жопа там.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Я Вам верю. Более того, свидетельствую, что в 70-х и 80-х годах в Узбекистане жить было хорошо. И большинство узбеков хотело бы вернуться в те годы. Но это невозможно. Население возросло, и природные ресурсы уменьшились в расчете на одного человека.

Аватар пользователя Волковец
Волковец(9 лет 8 месяцев)

Жрали они больше, чем зарабатывали за счет "ымперии", а сейчас оказались там, где и должны были быть.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (маты, провокации) ***
Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 11 месяцев)

"Реально, закупочная цена на хлопок Средней Азии была колониальной. Значимо ниже цены мирового рынка."

Реально (если вы смотрели ссылку) в Средней Азии закупочная цена была самой высокой. И значительно выше экспортных цен. Например, во Францию экспортная цена была порядка 700-800 руб. за тонну (разумеется, рубли пересчитываются по курсу). А закупочная цена в Туркмении была даже больше 1000 руб.

Страницы