Франция: дорожные карты в энергетике с прицелом на 2050

Аватар пользователя CCAPMX

Еще несколько лет назад, когда "энергетический переход" только попал в поле общественного зрения, стали прорисовываться депрессивные контуры программируемого будущего. В общем-то, интерес к теме пропал уже тогда - в общих чертах направление понятно, можно просто посматривать, оклонятются от него или нет. И попытки отклониться были. В частности, отказ от остановки даже самых старых и безнадежных АЭС, которым уже на тот момент была уготована участь показательных жертв на пути энергоперехода. 

Затем, в общем-то в противоход общемировой тенденции, начала падать заргузка французских АЭС. Закрались сомнения, а не создают ли они резерв? Сильно врать тут, конечно, неблагодарное дело - слишком много и смежных индустрий вовлечено, все чревато практически неконтролитуемой регрессией, потерей компетенций и так далее. Формально, конечно, причина снижения загрузки разъяснена, - там всякие проблемы в контурах обеспечения работы самих реакторов, но копаться-выискивать реальную ситуацию, по-просту говоря, затратно. Тем более, что я не являюсь профильным специалистом в этой теме.

Поэтому. Решил посмотреть, появились ли какие-то более-менее количественные планы-прогнозы на дальний горизонт. Из них, в идеале, должно старть ясно - что именно движет измменениями в энергетике.

RTE. Это оператор электросетей во Франции. Выпусил отчет "ENERGY PATHWAYS TO 2050" - дорожные карты по энергетике с горозонтом на 2050 год. Отчет не совсем свежий, годовалой давности. Но более нового, кажись, пока нет. Почему они? Утверждается, что они обязаны это делать с точки зрения закона и отчет вышел по требованию правительства. Пусть будет так. В конце-концов, у кого как не у них спрашивать, как может функционировать энергетика как единое целое. 

В отчете много бравады и болтовни про экологию, но шила в мешке не спрячешь. Кому интересно, - полистайте, там интересного много. Засвечу, что мне показалось центральным.

К 2050 планируется уменьшить общее потребление энергии с 1600 до 930 ТВтч. Это полная энергия, не только электричество. При этом, предполагается и рост населения, и экономики. И даже - реиндустрилизация. Это, правда, уже было замечено в предыдущих планах: "амбициозный курс на повышение эффективности использования энергии и разрыв зависимости между энергопотоком* и экономическим ростом", Энергетический переход в прошлый век.

Кого порежут? Уберут почти весь сектор ископаемого топлива. Поднимут электрогенерацию, которая частично восполнит то, что раньше сидело на ископаемом топливе. На диаграмме это выглядит вот так:

Заштрихованный сектор с вопросиком - это новая электрогенерация. 
Судя по всему, это один из вариантов. На эту тему у них многовекторность: есть несколько дорожных карт как это сделать. От 100% возобновляемых источников (1 вариант) до микса включаещего только старые АЭС (2 варианта) и с вводом новых АЭС (еще 3 варианта). В самом "атомном" случае надо сохранить 24 ГВт старой атомной генерации и ввести в эксплуатацию еще 14 реакторов (27 ГВт). С учетом нынешних темпов строительства - это запредельный анриал, но такой вариант в планах числится. Чтоб не запутаться, оранжевый сегмент внизу - это введенная к данному моменту атомная генерация.  

Касательно потребления энергии от электро-генерации, рассматриваются несколько вариантов. "Основной" с 654 ТВтч, и разброс от "достаточного" (-90 ТВтч от "Основного") до "интенсивной реиндустриализации" (+107 ТВтч к "Основному"). Несмотря на заверения в росте ВВП, "достаточный" сценарий депрессивный: общественный транспорт, падение индивидуальных путешествий, падение потребления индустриальных товаров, взаимопользование (по-простому: брать в съём, а не в собственность), меньше отапливать, удаленка и прочия.

Как это звучало раньше:

будет продвигаться уже упоминавшееся "новое поведение": перевод 10% рабочих дней на удаленную работу; совместное использование автомобилей; пропаганда ходьбы пешком и езды на велосипеде...

Сбор, сортировка и оценка отходов становится обязательной для всех товаров. Товары должны производиться с расчетом на долгое время жизни. Прогнозируется, что рынок б/у товаров будет "очень активным", а "главным сектором экономики" станет ремонт.

Франция: зеленые пятилетки и контуры будущего

 

"Интенсивная реиндустриализация" хоть и рисует 12-13% роста пром производства к 2050, но... до начала 1990х не дотянет.

Что в вариантах, где есть атом? Там такие планы: серый пунктир - как было в прошлом (вводимая в эксплуатацию мощность):

Касательно 100% возобновляемой, - уже сейчас надо начать вводить быстрее, чем у самых шустрых (по европе).

Сети! Что там? Нужно все переделывать, крупные инвестиции, перегрузка сетей будет расти:

"M23" и "N2" - это варианты-подварианты разных дорожных карт. Все тревожно-окрашенное - требующее принятия мер.

В общем, без сюрпризов. Наличный атом будет медленно выводиться из строя, вводить новый - пока не принято решение, а на реализацию, видимо, нет ресурсов. Старые песни про декарбонизацию. И про затягивание поясов.  

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Kirpi
Kirpi(5 лет 5 месяцев)

Дорожные карты...это планы?) Как жаль, что эти карты отбили всю охоту читать дальше. Русский язык - фсе.

Аватар пользователя qwweer
qwweer(8 лет 8 месяцев)

Нет, план - это то что надо выполнять. Дорожная карта - это то, что просто нарисовали, после чего ничего из нарисованного можно не делать. Принципиальное отличие - в плане написано как именно он будет выпоняться, каких целей надо достичь к промежуточным точкам и кто за всё это будет отвечать. В дорожной карте только картинка "сейчас" - "через много лет", а посередине - магия. Учите новояз - будете замечать такие нюансы.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Не велика потеря.

Но, планы - это планы, а дорожные карты - это варианты развития, ещё не утверждённые, может так а может этак, - когда переводишь чужой текст, упрощения в языке, бывает, запутывают, потому что разные термины в оригинале переводятся в итоге одинаково.

Аватар пользователя романофф

Согласен , дорожные карты это рисунок того , что скорее всего не выполнят с вероятностью 50-70% , влажные мрии  так сказать , а вот того чего нет в дорожных картах не будут выполнять с вероятностью процентов на 99,9

Аватар пользователя Turw
Turw(2 года 10 месяцев)

Экономика должна быть экономной.

Сэкономленый киловатт - заработанный киловатт.

Одобрю пожалуй, туда им и дорога.

 

Аватар пользователя Алекс_андр
Алекс_андр(6 лет 11 месяцев)

Ну, население Франции явно надо сокращать приблизительно вдвое.

А так цифры правильные.

Аватар пользователя eumorozov
eumorozov(4 года 10 месяцев)

Товары должны производиться с расчетом на долгое время жизни.

Конец капитализму. Кто при капитализме станет продавать товар, которым можно пользоваться долгое время? В последнее время, однозначно был упор на противоположное: сделать так, чтобы вещь сломалась на следующий день после конца гарантийного срока.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Тут на помощь приходит ремонт, который станет главной отраслью экономики.
 

ну а на самом деле, капитализм капитализмом, а бюрократии всех за что-тоже же надо штрафовать. 

Аватар пользователя parhonf
parhonf(8 лет 9 месяцев)

Тут на помощь приходит ремонт, который станет главной отраслью экономики.
 

Если товары с долгим сроком жизни, то и ремонт будет редкий. У мамы холодильнику 30 лет. 20 лет простоял в квартире и 10 лет уже стоит на даче. Без всякого ремонта. Какая уж тут ремонтная область экономики.

Лукавят они. Будут делать товары с годностью лет на 5, а потом ремонты.

Скрытый комментарий ПРОЛ (c обсуждением)
Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(8 лет 9 месяцев)

.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Приношу свои извинения - все опечатки не смог отловить.

Аватар пользователя BadFem
BadFem(4 года 1 месяц)

Зеленая энергетика, глобальное потепление и прочие околоэкологические ништяки - это дудочка Крысолова для населения Европы.

Аватар пользователя Хитрый Лис
Хитрый Лис(8 лет 9 месяцев)

А на мой взгляд, совсем не смешно. И далеко не идиотизм, как представляют себе некоторые. Берем банальный пример: увеличение срока службы вещей в 2 - 3 раза. Уменьшение количества личного транспорта с одновременным переходом на электричество. Повсеместное внедрение энергосберегающих технологий (кстати, уже сейчас идет. У нас тоже и достаточно давно). Остаются почти неизменными (ну может немного упадут ) затраты на домохозяйства. Высвободившийся резерв ( в том числе и финансовый), желающие могут посчитать сами. Поскольку в Европе все очень грустно с ресурсами, то излишек пойдет в высокотехнологичные отрасли и исследования. Дальнейшие выводы делайте сами. ИМХО - это начало нового витка и такое уже было в истории не раз. Можно смеяться над "идиотами" и опять все прохлопать ушами. Что опять таки, уже было.
 

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

В этом случае они бы не ветряки с панельками строили, а замыкали атомный топливный цикл. А ведь наработки по реактору на быстрых нейтронах и мокс-топливу у них были.

"Доктор сказал - в морг, значит в морг" smile100.gif

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Там много неясного-закрытого… что Вагнер им в Африке устроил? У них своего  урана нет. 

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

ЗЯТЦ - это и есть выход при дефиците природного урана. Плюс повышение извлекаемости U235 при разработке новых поколений центрифуг, можно старые отвалы перелопачивать.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Технология только начала проходить обкатку и то - не у них.

отчасти так внимательно и смотрю - есть ли у них подвижки в этом плане. Но даже в самом атомном из всех сценариев таких реакторов нет.

При этом пока несуществующие другие технологии уже, судя по всему, входят в прогноз.

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

Французы были лидерами в этой области (см. реакторы "феникс" "суперфеникс". Ключевое слово - были.

Аватар пользователя Хитрый Лис
Хитрый Лис(8 лет 9 месяцев)

Новое, это всегда отработка технологий. И не всегда удачная. Однако, учитывая почти постоянные ветры с Атлантики, не означает провальная. Замкнутый атомный цикл могут себе позволить всего три страны в мире - Россия, США, Китай. Еще был ЮАР, но он выпал из этой обоймы. Зато в исследования термояда, Европа бухает немерянные деньги. Мне вот интересно, что вы скажете, когда они запустят полноценный термояд, а не эрзац с внешним поджигом, каким хватались Россия и Китай ? А ведь не просто так, они оттопырили нас от этого проекта. В конце 18, начале 19 века тоже посмеивались над промышленной революцией в Англии\Франции. И в середине 20 века критиковали кибернетику. Где эти критиканы теперь ?

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Термояд!

отличный вопрос по сути!

ответ: до 2060 ничего не будет (в отчёте нет ничего на эту тему).

а насчёт «посмеивались» - эт Вы немного приукрасили :)

Аватар пользователя Хитрый Лис
Хитрый Лис(8 лет 9 месяцев)

В отчете они получили устойчивый жгут на пару десятков секунд при использовании нового компьютера с ИИ. Вопрос управляемого термояда все больше смещается в область управления. Т.е. высокоскоростной процессор и софт позволяющие отслеживать процесс в real time mode. Т.е. режиме реального времени. Плюс корректирующие катушки малым временем реагирования. А это задачи хоть и достаточно сложные, но уже решаемые в обозримой перспективе. Пример с устойчивым жгутом более чем нагляден. И в отчетах этого не будет. Просто всех поставят перед фактом и ... покупайте у нас. И будут покупать, потому что термояд, по сравнению атомной энергетикой абсолютно безопасен. Там даже остаточная наведенная радиация, сходит на нет в течении пары-тройки дней.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

я в термояде не спец
А Вы?

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

А где они тритий в промышленных объёмах брать будут? На луну полетят?

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Давай так: я ссылку дал, а как автор опуса имею право на собственное к происходящему отношение :)

в остальном Вы правы - они пытаются выпрыгнуть из ямы. Вариантов у них, имхо - нет, по факту - я не знаю.

Но! Ввести за 29 лет 14 реакторов, когда они за 10 лет 1 не осилили в тучные годы…

и вообще, хорошо, правильно - режут ископаемое, заменяют на электро - хорошо. Но как это без атома? Вот в этом отчёте видно, что… ничего не видно.

вариант начать вводить с сегодня больше, чем чемпион Европы - где все это, реально ли?

ради этого отчёт и засветил.

там все жестко, те самые домохозяйства - не вспомню точно, но они вроде идут вторыми в Энергопотреблении (20-30%). Авто и индустрия - тоже треуднозаменяемые.

 

и наконец: что это за «сад» в котором такой трешак твориться? 

Аватар пользователя Хитрый Лис
Хитрый Лис(8 лет 9 месяцев)

Напомню, что сейчас большие деньги вливаются в развитие технологии объемной печати. Это будущее. И не менее 40-60% рынка. Ресурсно-энергетическая экономия в 2-3 раза по сравнению с традиционным производством. Это не говоря уже о широчайшем (чуть ли не до 100% в некоторых областях) использовании\замещении композитами. Пластокерамика, металлокерамика и т.п. Не зря они в свое время энергоемкое черновое производство со спокойной душой оставили России, а все наукоемкое, высокотехнологичное постарались у нас угробить. Просто посмотрите немного шире и поймете, что не такие они идиоты, как тут пытаются представить некоторые. И задача номер 1, на сегодня, не дать опередить в этой области, а то опять будет, уже ресурсная колонка, когда нам оставят энергоемкое производство смесей, а станки придется покупать у них. А вот если у нас будут свои станки (как минимум не хуже) и свои смеси, вот тогда все их усилия пойдут прахом. ИМХО - пример из недавнего прошлого - станки с ЧПУ. У нас было замечательное станкостроение. Делались очень надежные, высокоточные станки которые с удовольствием покупали даже немцы, но у нас не было станков с ЧПУ, которые уже мы, вынуждены были покупать. Баланс постоянно смещался в сторону станков с ЧПУ, потом многокоординатных, а теперь роботизированных линий. Где все это российского производства ? Единичные экземпляры не в счет. Точно так-же может быть и со станками аддитивной печати. А, как уже говорилось - энерго\ресурсоэкономия в 2-3 раза. Вот вам база всех этих построений.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

что касается материаловедения - вроде мы их сильно обогнали по некоторым отраслям.
А композитные дримлайнеры даже у американцев тяжко движутся, у ЕУ, вроде, так и этого нет.
Так что пока это все "завтраки" - "вот как изобретем!"...

но тоже Ваша правда - с нашим любймым шапкозакидательством лучше покончить раз и навсегда

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

Мост на 3д принтере не напечатать. Дико дорого.

А для промышленной революции - помимо энергетики нужно постоянно повышающийся уровень и качество образования (что мы не наблюдаем к сожалению и у нас) и расширение ресурсной базы, а это нужно  дальний космос осваивать. Без всего этого - только кардинальное сокращения бесполезных потребителей, что мы и наблюдаем.

Аватар пользователя eagleowl73
eagleowl73(8 лет 5 месяцев)

и наконец: что это за «сад» в котором такой трешак твориться? 

 

Аватар пользователя ип4
ип4(5 лет 8 месяцев)

Внедрение энергосберегающих технологий идёт с годов 80 х, в том числе и у нас,  и результаты скромные, по крайней мере точно не претендуют на источник, которому по силам заменить и даже хоть как то компенсировать отказ от традиционных средств генерации. Демагогия про « высокотехнологичные отрасли» сродни  разговорам о машине времени или вечном двигателе - вот они то, точно что-то знают, что не знаем мы. На самом деле все гораздо проще, не стоит усложнять, в обогащении урана бесспорным лидером в мире является Россия, при том, что США на данный момент вообще переживает атомный кризис, связанный как с утратой компетенций, так и с кризисом технологий. Кризис этот надвигался не одномоментно, поэтому в США отлично понимали своё отставание + становление России как суперэнергодержавы, поэтому американцы достаточно давно, с горизонтом планирования в десятки лет, осуществляли давно поставленные себе задачи. И если с оккупированными Германией и Японией прошло достаточно просто, то с Францией ситуация посложнее и ходов побольше, сначала США лишили Францию возможности строительства АЭС полного цикла ( выкупив у Франции заводы по производству турбин и оборудования турбинных цехов, руками Макрона, кстати, который тогда был министр финансов), а затем почуть, преодолевая огромное ядерное лобби) варит лягушку в тёплой воде. Сравнение с лягушкой Франции особенно символично. Идут запланированные процессы опускания Европы и попытки не дать России стать до неприличия суперэнергоимперией. Не стоит искать здесь секреты «супертехнологий», даже если они появятся , требуется лет 10 минимум для их опробования и внедрения( скорее всего больше в разы). Гораздо более вероятен возврат к углю и дровам, Япония, кажется, после Фукусимы угольных станций штук 30 построила? ( Где ты Грета?:)) И уголёк из США послушно стала возить, может все секреты именно здесь?

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Согласен 

и я не увидел никакого пути, даже тащить сюда этот доклад сомнения были - ничего нового.

Аватар пользователя ип4
ип4(5 лет 8 месяцев)

🤝

Аватар пользователя Konstruktor161
Konstruktor161(3 года 11 месяцев)

Пусть самоубиваются, это не наши проблемы.

Аватар пользователя ип4
ип4(5 лет 8 месяцев)

Игра идёт мировая, игра непосредственно против нас, было бы глупо покинуть сторожевой башни:))

Аватар пользователя t34rus
t34rus(6 лет 9 месяцев)

дорожные карты - это которые можно выбросить на дорогу и пройтись по ним

p.s. судя по минским соглашениям

Аватар пользователя t34rus
t34rus(6 лет 9 месяцев)

Блин люди тратят кучу денег на телефоны что бы постоянно заряжать их. постоянно выбрасыть с вредными аккумуляторами
и все только для того что бы в птичек играть и в тикток смотреть
и эти люди учат нас экономии
 

Аватар пользователя contracted
contracted(1 год 10 месяцев)

Автору сообщения smile9.gifsmile9.gifsmile9.gif. Давно не попадался подобный отчет с выходом на 2050 год.

Не верится, что это не фейк, а проект программы на среднесрочный период.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Спасибо!
И мне не верится... И со времен избрания еще Олланда - не верилось. Выползло наружу это еще тогда.
Но если это и фейк - то очень качественный, так как укладывается в те ограничения, которые объективо над ними висят. 

Аватар пользователя Серж625
Серж625(1 год 8 месяцев)

На мой взгляд, самое главное в тексте - "Товары должны производиться с расчетом на долгое время жизни". Этот тезис переворачивает экономическую политику. Сейчас главное - производить больше и хуже, чтобы потребитель все время менял старые товары на новые. Это дает рост ВВП. Если машина будет служить на не 3 года, а 20 лет - ВВП рухнет, но страна выиграет. Это то, что должно быть сделано в России после ...... Если предложение переведено правильно, французы готовят революция в экономике, уходят от потребительского рынка как движущей силы развития и вводят элементы социализма, просто по-другому этот тезис не реализовать. Молодцы!

Спасибо автору за публикацию!

Комментарий администрации:  
*** отключен (гнилой сморчок) ***
Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Солидарен!
эта фраза из обзора от 18/Июн/15...
Хотя я бы скорее выделил "разрыв зависимости между энергопотоком и экономическим ростом" - она обобщает все это, если под "зависимостью" понимать ту модель экономики, которая имеет место быть на данный момент..
Уже тогда оно все выглядело как "военный комунизм" в режиме аврала.
И главная мысль тут - дать представление о мире будущего, так сказать - фундамент идеи "АфтерШока".
Что надо, чтоб прорваться в будущее.

Спасибо за отзыв!

Аватар пользователя alx_me
alx_me(9 лет 11 месяцев)

По-русски это будет так: план развития энергетики Франции до 2050 года.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

С одной стороны там несколько «планов», с другой – ни одного. Это скорее общие наброски о том, как может развиваться ситуация. Никаких конкретных директив, планов - в прямом смысле этого слова, нет.

Аватар пользователя user3120
user3120(8 лет 7 месяцев)

Научно расписанное мальтузиантсво. Правда только одна часть - выводы из разряда: Что делать(причем в умеренном виде, как хотелки лягушатников). И ничего про сокращение населения.

Аватар пользователя CCAPMX
CCAPMX(12 лет 3 месяца)

Как ничего?
оно (сокращение) прогнозируется быть отрицательным!
т.е. да - в прогнозе рост.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя NRoss
NRoss(6 лет 2 месяца)

Интересно.

Тут неоднократно писали, что Европа, к сожалению, не была закатана под нуль в её "святые" 1939-1945гг, а потому старый жилой фонд практически сохранился - в отличие от СССР. Тепловые потери их старых халуп там довольно большие, в пересчёте на одного жильца. Так что тут сэкономить получится только при опережающем строительстве более энергоэффективных, что на вряд ли..

Касаемо электроповозок - эт вполне реально. Им из каждого утюга блеют, что закроем пр-во ДВС - как понимаю, именно это означает -ХХ ТВт. Жаль, что плебс наивно полагает, что пересев на электричку они смогут экономить. Или что пообще пересядут.

Изюминкой на торте тут фигурирует планомерное сокращение кол-ва АЭС. Франция, к примеру, не особо последние лета ломилась в ВИЭ (по сравнению с Херманией), так что им есть куда расти. Возможно, что на это и рассчёт. Не известно, как это отразится на климате, но вероятно, лучше от сотни тысяч ветряков в лоно Бискайского залива не станет. Зеленобесы в своих красивых пропагандах учтиво умалчивают цифры о стоимости обслуживания ветряков, равно как и периодичность их кап.ремонтов.

Аватар пользователя ЕвгенийТ
ЕвгенийТ(3 года 1 месяц)

 

К 2050 планируется уменьшить общее потребление энергии с 1600 до 930 ТВтч.

Так и хочется сказать за французов "а где же мы будем харчеваться?" smile3.gif

Энергопайка -50% и при этом рост экономики рисуют? Мда... Электорат там по ходу вообще не отдупляет откуда в мире вещи берутся.

 

Автору благодарность за инфу, очень ценная.