Счет текущих операций России за январь - сентябрь 2019 года.

Аватар пользователя DimaPozitiv

Ранее часто делал такие обзоры. После перерыва решил возобновить традицию. Значимой частью платежного баланса является счет текущих операций. Проанализируем данные за 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2018.

Три года назад в своих статьях указывал, что резкие изменения в счете текущих операций и с оттоком капитала привели к обвалу рубля в 2014 году. Вернее даже рубль скомпенсировал своё укрепление в реальном выражении, которое происходило с 2000 года. Очень много тогда зависело от цены нефти, которая обвалилась в своей стоимости в 2014 году. Посмотрим какова ситуация сейчас.

1. Самая значимая для нашей страны компонента это конечно экспорт товаров. Мы видим, что если в первом квартале был слабый рост, то во втором и третьем уже падение. В целом 305,7 млрд долларов за период против 320,7 млрд за прошлый год. 

Составные этой подстатьи платежного баланса. Экспорт нефти минус 4,9%. Нефтепродукты аж на 15,6%. Природный газ на 11,6% минус. Сжиженный газ на 55% прирост. Но его доля небольшая пока. По прочему 0,8% прирост. Сколько тут не сырьевого экспорта из данной таблицы не сказано. В целом же доля экспорта сырья очень и очень велика. Прогресса значительного за пять лет нет. Радует только продажа из России сельскохозяйственной продукции. Темпы роста. 

2. Импорт товаров. По сравнению с 2018 он практически не изменился.

Торговый баланс по товарам в целом +122,9 млрд долларов против 137,2 млрд долларов за 9 месяцев 2018 года. 

Сильная зависимость от экспорта сырья находит отражение в сальдо торговли товарами. Цена на нефть и газ снизилась: баланс вслед становится меньше.  

3. Баланс услуг:

а) экспорт услуг практически не изменился. Транспортные услуги России для иностранцев выросли. А вот поездки показали снижение. А это туризм иностранный в Россию. Виной тому во многом чемпионат мира по футболу, который повысил показатели за 2018 год.

б) Импорт услуг. небольшой рост за счет выездного туризма и увеличения пункта "прочие услуги"

В целом баланс отрицательный, что стабильно в России. - 24,7 млрд долларов против -23 млрд за 2018.

То есть если по торговли товарами в Россию деньги активно приходят, то по услугам уходят. Это на протяжении всего существования современной России. 

4. Баланс оплаты труда без изменений. Минус но небольшой. Почти 2 млрд долларов. То есть иностранцы в виде зарплаты вывозят из нашей страны больше чем россияне из за рубежа. 

5. Баланс инвестиционных доходов стал с еще большим минусом. Аж 34,1 млрд долларов. Против 30,5 млрд долларов за 9 месяцев 2018. 

Так как доходы к выплате в два раза больше чем к получению. За счет чего? Совсем небольшой минус федеральных органов управления. Все же выплаты (%) по ОФЗ иностранцам стабильно идут. А ЦБ банк за счет ЗВР имеет доходы к получению. Объем огромный резервов, а вот ставки по гособлигациям развитых стран чуть больше нуля процентов. С монетарного золота дохода вообще нет. 

У банков ситуация улучшилась. Минус стал мизерный. 

Прочие сектора вносят основной вклад общего минуса. 34,9 млрд долларов против 29,3 млрд за 9 месяцев 2018. Доходы к выплате 59 млрд долларов за 9 месяцев 2019 года! Только вдумайтесь в эту цифру!!! По данной статье отражаются доходы нерезидентов, полученные от владения российскими финансовыми активами (в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций) и выплачиваемые им, по результатам их инвестирования в российскую экономику. Доходы включают в себя дивиденды, реинвестированные доходы и проценты.

В итоге счет текущих операций с плюсом в 57,2 млрд долларов. Против 75,1 млрд за 9 месяцев 2018 года. То есть значительное ухудшение. За счет снижения экспорта товаров (падения стоимости нефти и газа), роста импорта услуг, роста доходов к выплате.

Россия продолжает сильно зависеть от экспорта сырья. Изменений в лучшую сторону нет. В целом счет текущих операций положительный. Но он дает свой негативный эффект в оттоке капитала, который значительно снижает плюс по счету текущих операций.  Как правило (без санкций) увеличение экспорта товаров дает рост оттока капитала. 

P.S. Пункты 1 и 2 должны иметь иную структуру. Так как во главе идет сальдо торговли товарами, а экспорт и импорт это подстатьи. Но сделал это специально, для акцентирования внимания. 

Источник данных: ЦБ РФ

Предыдущие статьи: Анализ счета текущих операций за первое полугодие 2016г. Сравнение с 2015г.        Снизился ли приток валюты в Россию? Разберемся в вопросе.          Отток капитала из России за первое полугодие 2016 года резко снизился. Анализ за счет чего это произошло.       Чистый вывоз капитала частным сектором в январе-апреле снизился в 3,5 раза - до $12,8 млрд       Чистый вывоз капитала частным сектором в 1-м квартале снизился более чем в 4,5 раза - до $7 млрд            Приток и отток денег из России. Счет текущих операций в 1 квартале 2016г. Влияние на экономику и курс рубля.          Анализ счета текущих операций России за 2015 год. Пояснения, выводы.                    ЦБ: Отток капитала из России в январе снизился на 60%. Мои комментарии.                  Санкции Запада: последствия для курса рубля. Собственный анализ явления на основе Платежного баланса.                              Чистый вывоз капитала из РФ в январе-октябре сократился в 2 раза                        Приток капитала в Россию: деньги начали возвращать на Родину!              В третьем квартале 2015г. отмечен приток капитала в Россию!                Внешний долг России: всё ли так плохо? Анализ данных и интересные выводы.                     Структура и изменение по времени государственного долга России. Резервы бюджета.                        Действия ЦБ РФ, отток капитала, покупка зарубежных активов.                          Платежный баланс России 1-2 квартал 2015 к 2014. Анализ и разбор структуры. Серьезные улучшения показателя, несмотря на кризис!               Платежный баланс России за 2014 год.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Необходимо импортозамещение и рост экспорта не сырьевых товаров. Актуальность проблем никуда не исчезла. 

Комментарий редакции раздела Хроники 3 мировой

"выдаивание" экономики СОКРАТИЛОСЬ, но Дима "Позитив" снова клеймит власть. Причём уже не впервой. Видать, перекупили его, как и многих до него (Хазина, например).

Блин, народ, НА ТОМ СВЕТЕ за предательство РОДИНЫ вы попадёте В АД. Побойтесь БОГА, прекратите продавать душу!

Комментарии

Аватар пользователя Red_perez
Red_perez(6 лет 4 месяца)

Очень много тогда зависело от стоимости нефти, которая обвалилась в своей стоимости в 2014 году.

Не буду тролить просто скажу что это не самая изящная формулировка

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Суть зато точно определяет. Обвал на коммодитиз и санкции дали обвал рубля в 2014 году.

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

обвал рубля в 2014 году был искусственный, то есть не обусловлен экономически.

Решили две задачи: главная - заработать деньги на падении, и сопутствующая - повысить прибыль от экспорта сырьевых товаров. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Это заблуждение. Влияние спроса и предложения. Рынок.

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

Ну да, рынок. Ага - спрос со стороны Роснефти, которому нужно было рассчитаться по сделке в валюте, а получил от государства рубли, и единственный продавец такого объема валюты Сбер, через подставные компании.

Конкретные и правильные пацаны на этом наварились, фактически украв у государства деньги.

А так да рынок, Роснефти так и сказали - походи по рынку и поторгуйся.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Это санкции. Занимать за рубежом стало невозможно. А долги отдавать надо. Компании стали скупать валюту, спрос на нее выросла, как и курс рубля по главному экономическому закону.

Аватар пользователя A Lex 07
A Lex 07(6 лет 11 месяцев)

improved_account_16.pngDimaPozitivru.gif(5 лет 1 неделя)(14:18:55 / 31-10-2019)

Это санк­ции. За­ни­мать за ру­бе­жом стало невоз­мож­но. А долги от­да­вать надо. Ком­па­нии стали ску­пать валюту, спрос на нее вы­рос­ла, как и курс рубля по глав­но­му эко­но­ми­че­ско­му закону.

про это же вам и написали выше.

но вы, очевидно, не поняли.

зы

кстати, а почему баланс не в нац. валюте а в заокеанских тугриках считается?

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Внешняя торговля. Взаимодействие экономическое с внешним миром. Так более наглядно. Цены на нефть в мире не в рублях же.  

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

Если бы интересы навариться "правильных" пацанов не преобладали, то как государство дало рубли, точно так же могло дать и валюту. Или могло провести вне биржи покупку валюты такого объема. Тот же Сбер продал бы по курсу на бирже и выгона за сотню не было. А "под руку" и куча контор еще попала, что по импорту работало.

Роснефти нужно было закрыть конкретную сделку, о которой было известно заранее и к которой специально подготовились. Впрочем с Роснефтью, вот прям невезуха, такая история повторяется чуть ли не из года в год.

Ага, 16 декабря кредиты не давали, а 25 декабря наверно кредитами прям завалили страну? А уж к маю 2015 страна купалась прям в иностранных кредитах

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Если бы интересы навариться "правильных" пацанов не преобладали, то как государство дало рубли

Так и давало. Рублевое РЕПО активно использовалось в кризис банками.

 точно так же могло дать и валюту

А это уже валютное РЕПО от ЦБ РФ с лимитом в 50 млрд рублей. 

То есть ЦБ банк в кризис насыщал экономику как рублями так и валютой.

Плюс ЦБ валюту одно время продавал из ЗВР. 

Или могло провести вне биржи покупку валюты такого объема.

Кому и как вне биржи? Деньги Минфина отдать Роснефти?

Тот же Сбер продал бы по курсу на бирже и выгона за сотню не было

В банковской сфере так то был дичайший дефицит валюты.  

Роснефти нужно было закрыть конкретную сделку, о которой было известно заранее и к которой специально подготовились.

Тогда весь финансовый рынок лихорадило в России. Да и не спасло бы ситуацию. Не надо привязываться к одному факту.

Ага, 16 декабря кредиты не давали, а 25 декабря наверно кредитами прям завалили страну?

ЦБ качественно и умело делал все что в его силах. Политику Набиуллиной одобряю.

 А уж к маю 2015 страна купалась прям в иностранных кредитах

С момента введения санкций внешние займы практически прекратились. Резко снижался внешний долг. Потом ситуацию ЦБ стабилизировал.

Аватар пользователя Далёкий
Далёкий(8 лет 10 месяцев)

Если Росстат врёт всё время...

То смысл верить цифрам ЦБ или таможни.

 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

В целом думаю более менее правильно. Если есть враньё то по темпам промышленности и ВВП.

Аватар пользователя Boris13
Boris13(7 лет 9 месяцев)

Изменений в лучшую сторону нет.

Почему же нет? 

Как я понимаю теорию, счет в идеале должен быть равен нулю. Ну вот он к нулю и приближается.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Все бы ничего да отток капитала в минусах так и останется. 

Приток валюты от экспорта сдерживает падение рубля, стабилизирует финансовый рынок страны. 

А счет текущих операций при нуле? Как может случиться?

1. Обвал цен на нефть и газ.

2. Снижение экспорта энергоносителей в два раза.

3. Резкий рост экспорта несырьевых товаров в 2-4 раза.

4. Рост импорта товаров в два раза.

По каждому пункту, кроме третьего это негативно. №3 пункт при этом не осуществим.

Аватар пользователя Boris13
Boris13(7 лет 9 месяцев)

Избыточный приток валюты ведет к чрезмерному укреплению рубля и голландской болезни. С увеличением импорта и деградацией своего производства.
Ну и вот её на $14.3 меньше притекло. Уже неплохо.
Ну и меньше ушло как там "ништяков за резанную бумагу".

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Избыточный приток валюты ведет к чрезмерному укреплению рубля и голландской болезни. С увеличением импорта и деградацией своего производства.

Отток капитала прилично это компенсирует. Свое производство слабо в виду слабой поддержки государства. Ну и обсуждаемое активно увеличение налоговой нагрузки. Качества менеджмента в России все же ниже, чем на  Западе. 

Ну и меньше ушло как там "ништяков за резанную бумагу".

Не меньше ушло. Просто меньше заплатили) 

Аватар пользователя С-800
С-800(4 года 11 месяцев)

Качества менеджмента в России все же ниже, чем на  Западе

Намного выше

Комментарий администрации:  
*** В мире сейчас существует только 3 крупных антисатанинских силы - Иран, Путин и АШ (с) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Почему тогда наши компании проигрывают иностранным на рынке России?

Аватар пользователя С-800
С-800(4 года 11 месяцев)

Во-1, не всегда, во-2, это лишь в доживающей последние мгновение западной либеральной парадигме. Сразу после последнего либерального мирового финансово-экономического кризиса 2021г наступает новая эпоха, а вы, похоже, навсегда застряли в старой

Комментарий администрации:  
*** В мире сейчас существует только 3 крупных антисатанинских силы - Иран, Путин и АШ (с) ***
Аватар пользователя ИриС
ИриС(9 лет 6 месяцев)

+++

Сейчас воочию наблюдаю, как дефективные мнеджеры с кричалками(что приезжие иностранцы, что наши молодые - тупыми иностранцами выращенные) гробят мужнин завод. Почти уже справились. Заводу год-два осталось жить.

Причём, один из способов "эффективности", знаете, какой? Я когда узнала - чуть сквозь землю не провалилась - ПОЗОРИЩЕ.

Создать много мелких дочерних компаний и всех, на ком желаешь сэкономить(уборщицы, например) - уволить на Калине и там принять - с меньшей оплатой, без компенсации обедов и т.п.

И это - крупнейшая корпорация Юнилевер - такими методами действует. Стыдобище, рукалицо. Что тут говорить про мелких? А и говорить нечего.

Аватар пользователя Bruno
Bruno(8 лет 10 месяцев)

Так как доходы к вы­пла­те в два раза больше чем к по­лу­че­нию. За счет чего?

Да какая разница за счёт чего, если они всегда были в минусе. Минусом больше, минусом меньше - главное - чтобы не плюсом.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Это плохо. То есть иностранцы получают от инвестиций в экономику России в два раза больше, чем российские компании от вложений во внешние активы.

Хотя внешний долг России меньше внешних активов. 

Аватар пользователя Bruno
Bruno(8 лет 10 месяцев)

Если быть точнее - иностранные юрисдикции, т.к. не факт, что все эти бенефициары - иностранцы. Но по итогу - разницы нет, в любом случае - это для нас плохо.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Хорошее дополнение. Очень много пользуются оффшорами. Не зря главный инвестор в Россию это Кипр. Был там в июне. Лимассол. Русских очень и очень много. Теперь понятно кто реинвестирует в Россию.

Аватар пользователя С-800
С-800(4 года 11 месяцев)

И это хорошо, что паразитарные иностранные инвестиции утекают. Скоро уйдут окончательно, и перестанут пить из нас соки прибыли. А на смену им придут внутренние инвестиции

Комментарий администрации:  
*** В мире сейчас существует только 3 крупных антисатанинских силы - Иран, Путин и АШ (с) ***
Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

Картинка в тему от ЦБ России, а так же их прогноз

Рост ВВП торговых партнеров России во втором полугодии 2017 г. – первом полугодии 2018 г. достиг пиковых 3,8–3,9%, но с тех пор опустился до 2,4–2,6% в первой половине 2019 г. На этом фоне темпы роста несырьевого экспорта России упали с 8–15% в годовом выражении до отрицательных значений: –2,4% по итогам первого квартала этого года.

Если предположить, что выявленные зависимости последних 6–7 лет сохранятся и в будущем, то рост российского несырьевого экспорта в 2019 г. может замедлиться с 7,9 до 2,5–4%.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

На этом фоне темпы роста несырьевого экспорта России упали с 8–15% в годовом выражении до отрицательных значений: –2,4% по итогам первого квартала этого года.

А это уже кризис. Даже не стагнация в этой области экономики. Про, что я писал неделю назад.  Правительство вместо налогового стимулирования увеличивает нагрузку на бизнес.

Если предположить, что выявленные зависимости последних 6–7 лет сохранятся и в будущем, то рост российского несырьевого экспорта в 2019 г. может замедлиться с 7,9 до 2,5–4%.

Дак уже первый квартал этого года показал минус 2,4%.  

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

Про, что я писал неделю назад.  Правительство вместо налогового стимулирования увеличивает нагрузку на бизнес.

Не в этом дело, а в том, что если на радость публики АШ, Европа и США не то что упадут, а просто перестанут расти, то весь промышленный (несыревой) экспорт обвалится.

ЦБ (речь про регрессионные модели):

Динамика российского несырьевого экспорта напрямую связана с изменением темпов роста ВВП наших торговых партнеров. Ее корреляция с экономической динамикой 46 стран, на долю которых приходится 80% поставок несырьевых товаров и услуг, довольно значительная: так, с 2012 г. каждые 0,1 п.п. роста ВВП этой группы стран эквивалентны около 0,7 п.п. роста несырьевого экспорта России (расчеты – скользящее среднее за 4 квартала в годовом выражении).

 в обратную сторону пропорция сохраняется. То есть, снижение на 1% ВВП Европы и США даст 7% уменьшение несыревого экспорта России.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Не в этом дело, а в том, что если на радость публики АШ, Европа и США не то что упадут, а просто перестанут расти, то весь промышленный (несыревой) экспорт обвалится.

Само собой. Удивляюсь поэтому часто хотениям некоторых по мировому кризису. 

А по корреляции согласен. Сразу вас не понял.

Аватар пользователя Денис_из_сибири

Доходы к выплате 59 млрд долларов за 9 месяцев 2019 года!!!

А в чем проблема? В других странах как-то по другому?

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Да. В развитых доходы к получению больше чем доходы к выплате.

В развивающихся странах цифры по доходам к выплате меньше. 

Аватар пользователя Денис_из_сибири

ОК! Привести пример сможете! Ничего личного, просто интересно.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

США. Их инвестиции в зарубежные активы превышают выплаты иностранцам.

Аватар пользователя Денис_из_сибири

ОК!

Тогда проблема в чем? Два варианта:

  1. Мы мало инвестируем? Или нам не дают инвестировать?
  2. В нас много инвестируют, надо меньше?
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Мы мало инвестируем внутри страны. Надо теснить иностранцев, чтобы прибыль не уходила за рубеж. А никому не хочется.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Да. Согласен. И иностранцы захватывают многие сегменты рынка. Например производство пива.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Сейчас уже пошел обратный процесс. Расширяется рынок малых пивоварен. Но вообще - это стандарт. Китайцы отдали на откуп иностранцам половину производства, а сейчас их постепенно вытесняют....

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Возможно. Сам пиво редко пью. Пивоварни наверное при кафе и барах стали. 

Но крупные заводы все под иностранцами.

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(5 лет 8 месяцев)

Но при этом китайцы открывают финансовый сектор - страхование и банки. Что было одно из главных требований Трампа.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Это борьба. Китай вынужден идти на уступки из за зависимости от экспорта в США. По памяти 16-17% доля США.

Аватар пользователя vagabond
vagabond(7 лет 1 месяц)

Да на них клейма негде ставить.:)

Маскируется жульё.

Купил дитю "Растишку",а денежку "Данон" поимел.

https://bigpicture.ru/?p=1099343

 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Таких примеров масса. Денег на Западе больше. Качество менеджмент выше. Не зря же в 90-е в конце был огромный спрос на тех, кто работал в орбит и кока кола. 

Аватар пользователя Денис_из_сибири

Мало инвестируем в сравнении с чем или с кем?

Мало инвестируем везде или только у нас в стране?

Иностранные инвестиции в государство это плохо или хорошо?

Много вопросов вызывает ваш пост.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Мало инвестируем у нас в стране по сравнению, например, с Китаем или Индонезией. 

Иностранные инвестиции в государство - это покупка его облигаций. Это скорее хорошо, чем плохо, но особых выгод не дает. Скорее, это показатель доверия к этому государству.

Аватар пользователя ProstoPetroff
ProstoPetroff(4 года 9 месяцев)

Возможно боятся местные. Их легко обидит любой губе Имярек-50%. Попросит принять нужных людей в бизнес, поделится доходами или просто "пожертвовать на Храм". Форд, например, нагнуть трудно и потери он пережить может, то местный "буржуй" , как тут обзывали, может ласты склеить, как финансово состоятельный.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, инфомусор) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да. климат для бизнеса пока неважный....

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Проценты с нас получают иностранцы больше. Как и дивиденды уводят от Газпрома и Сбера. Мы же под низкие ставки за рубежом.

 В нас много инвестируют, надо меньше?

Тут больше вопрос во что инвестируют и с какой целью. Если производство шин или автомобилей наладить по полному циклу сборки - то хорошо.  

Аватар пользователя Серый волк
Серый волк(7 лет 8 месяцев)

Может быть , проблема в условиях инвестирования? 

Можно ж денежки вложить в проект под три процента прибыли, а можно под пятнадцать процентов.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 8 месяцев)

Бизнес в России возможно боится инвестировать. Интереснее через оффшоры прокрутить. То и имеем. Но это крупного касается. Малый бизнес это совсем иное. 

Аватар пользователя Bruno
Bruno(8 лет 10 месяцев)

Проблема в недоработке разнеженный российской бюрократии.

Если бы во всех федеральных органах работали на своём месте, хотя бы так, как Мишустин (он тоже далёк от идеала, но на фоне остальной чиновничьей субстанции - просто гигант), проблемы бы не было.

Страницы