Пятничное. Белиз? Кто это?

Аватар пользователя bazil

К сожалению, Статистический институт Белиза (Statistical Institute of Belize) пока не ответил на запрос о существовании в природе белизских статистических сборников в электронном виде. Поэтому придётся довольствоваться скромными данными с официального сайта главного статистического органа страны и информацией от международных институтов касательно экономики Белиза.

Страна объявила независимость 21 сентября 1981 года. Главой государства является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Численность населения Белиза составляет 380,01 тыс. чел. (оценка на сентябрь 2016). [про себя] сопоставимо с количеством пользователей Афтершока, включая членов их семей.

Среднемесячная температура на территории государства – 26 градусов с незначительным изменением по сезонам. Часты ураганы.

Таблица 1 – Некоторые показатели социально-экономического развития Белиза за 1980-2017 г.г.

Пустые ячейки – нет данных.

 

Рисунок 1 – Численность населения Белиза, 1980-2017 г.г.

Любопытный факт – доля сельского населения Белиза росла до 2011 года, что редкость среди стран мира. Велика доля молодых людей в возрасте 14 лет и меньше – не смотря на заметное уменьшение с 1980, их доля не снижается менее 30%. И ещё любопытный необычный факт – доля населения старше 65 лет не только относительно мала, но и снизилась с 1980 года.

Миграционный прирост, разумеется, положительный. Естественный прирост велик, хотя и имеет тенденцию к снижению.

Ожидаемая продолжительность жизни на редкость стабильна с 1980 г. Хотя собственные данные Статведомства Белиза показывают отличные данные от Всемирного Банка: 73,7 года против 69,7 ВБ.

Уровень бедности - 41,3% в 2009 году.

Рисунок 2 – Воспроизводство населения Белиза, 1980-2017 г.г.

Рисунок 3 – ВВП (ППС), валовой государственный долг, 1980-2017 г.г.

В принципе долг по отношению к ВВП достаточно постоянен – в пределах 80-110% с 2001 года. Но это только потому, что и рост ВВП также стабилен. По сути, Белиз имеет постоянный отрицательный баланс текущего счёта с 1991 года.

Рисунок 4 – Белизские леса 1990-2015 г.г.

Леса в Белизе постепенно вырубаются. Хотя экспорт леса и лесопродуктов невелик.

Рисунок 5 – Лесная промышленность Белиза

Сельское хозяйство – основа экономики страны. Для такой небольшой страны велик сбор сахарного тростника, бананов, апельсинов. Практически весь сбор бананов и произведённый сахар идут на экспорт. А вот апельсины потребляются внутри страны.

Рисунок 6 – Производство и экспорт бананов, апельсинов и сахара

Рисунок 7 – Поголовье скота в Белизе

Поголовье свиней снижается. Растёт численность птицы, коров и овец.

Рисунок 8 – Производство продуктов животноводства в Белизе

Мясо и яики – рост. Производство молока относительно невелико и в последние годы также увеличивается.

Источники:

1. Statistical Institute of Belize.

2. МВФ - World Economic Outlook Database, July 2017.

3. Всемирный Банк.

4. ФАОСТАТ.

P.S. Могут показаться интересными материалы:

- «Остров свободы в цифрах»;

- «Vamos, vamos Argentina!»;

- «США. 100 статистических показателей 1980-2016»;

- «Бразилия, где много-много диких обезьян»;

- «Иран - статистический обзор соседей»;

- «Занимательная география: Србије 1975-2016»;

- «Страна восходящего солнца»;

- «Не нужен нам берег турецкий...»;

- «Финляндия - с 1944 без потрясений»;

- «Шестнадцатая республика СССР»;

- «Китай vs. Тайвань»;

- «У нас всё есть – как в Греции". А как в Греции?»;

- «Знакомьтесь – Индия»;

- «ПНР и Польша 1970-2015 г.г.»;

- «Made with the USSR»;

- «НРБ и Болгария 1970-2016 г.г.»;

- «СССР 1990-2015».

P.S.S.

Важное дополнение "с мест" от камрада Lige.

немного фотоотчета из белиз:

граница:

про фото границы можно добавить вот что -

любопытно,что колючий внешний вид - это мексиканская сторона, а вот , как видно на следующей, белизская - вполне вальяжная и спокойная, хотя основной траффик дури идет из мексики, и закрывать бы надо там. поэтому слегка поодаль от границы, километрах, так в 40-50, я уже точно не помню, может и дальше, но на приличном расстоянии, когда уже кажется, что все позади, тебя обязательно остановит неприметный патруль и проверит тщательно все содержимое багажника и багажа на предмет оной дури. американцы, правда, считают, что наоборот, трафик наркоты идет в мексику через белиз, поскольку тут изобилует бухтами, где можно швартоваться и покрыт лесами, где можно устроить ввп , скрыто от людских глаз.

белиз - маленькое государство, у него всего два соседа, и два официальных перехода. въезд в гватемалу уже без колючки, простой и на тросиках, пластиковых бочках, штакетнике... в общем, никаких укреплений.  

вообще, вопрос пересечения границ в мезамерике поставил меня в свое время в тупик. потому что в одном месте, где асфальт, трассы, фуры, машины - там стоят таможни, там охрана военная есть, пусть один человек с ружьем, в форме, но все равно есть. некий статус обозначен. а за пару сотен км в стороне может быть свободный проезд по грунтовке, ну стоит там будка с парой солдат, есть, возможно, где-то домик, где спит в сиесту таможенник и даже не знаю, есть ли там пограничник, ибо кроме местных , да контрабандистов (тоже, впрочем, местных) туда отродясь никого не бывает. ходи туда, сюда, езди... всем как-то фиолетово.  

белиз по большей части представляет из себя непроходимые леса - нац парки и заповедники. основная жизнь раскинулась вдоль побережья и транспортных артерий. однако на юго-западе белиза есть небольшой ровный участок, прикрытый нацпарком имени белой реки,  где раскинулись обширные сельхозугодья. точнее , это продолжение гватемальских полей, которые "залезают" на территорию белиза. ну и какой смысл там будки ставить? ))) впрочем, там все равно ведут шоссейку, возить товары в объезд, это не очень здорово, доложу я вам. 

буйная растительность субтропиков рвется вверх,в борьбе за солнце создает непроходимый лесной полог, надежно защищающий от взора свыше. спутник ли, самолет, сверху тропу не видно, только если дорогу, да и то не везде. поэтому везде где есть границы, не важно, между государствами или что-то внутри огорожено - там будут обходные тропы. некоторые я видел, некоторыми пользовался. и поскольку надежно закрыть границу просто не возможно, то в приграничных областях обычно усилены кордоны с полной остановкой транспортного средства и полным, но не пристальным, досмотром пассажиров. особенно местных. логика проста - можно проехать сколько-то на пикапе по убитой грунтовке, можно пройти сколько-то скользкими тропами, но нельзя так двигаться бесконечно. нужно выйти на асфальт, иначе товар никуда не попадет. и тут-то тебя и ловят.  наверняка  в запасе у контрабандистов есть свои контр приемы, вокруг блокпостов делают объезды, где могут, ибо гористая местность, скажем, это исключает. 

в общем, среди людей идет такая же отчаянная борьба за выживание, как и среди растений

флаг, теперь уже всем нам родной )))

типичное жилье на фоне типичного прибрежья. не сказать, что на побережье, что-то около 20км до него, но это равнинная часть, низменность, там все такое.

следующая, одна из моих любимых, люблю загадывать людям "где это?" )))

как раз для нашего случая - вот разве скажешь, что это - белиз? наше это, родное )))

вот так сразу и не скажешь где это

 

вот как-то так живут простые белизцы.

дороги там прекрасные, но удивляться не стоит - климат же без зимы. я так понимаю, главное в субтропиках/тропиках - это водоотведение делать качественное, чтобы в муссоны не смыло. в этом плане гондурас как то подвел, там с дорогами не очень в горах

такая картинка нередка, и это один из довольно удачных моментов, ибо есть и поглубже провалы, покруче склоны.  просто когда весь день за рулем, останавливаться , что бы снять что-то очень ломотно - тебя снова обгонят и будешь плестись в хвосте долго, пока появится гарантированная возможность обогнать.

хотя, в целом дороги такие:

тем не менее, в глубинке много участков с мелкими выбоинками. неглубокими, верхний слой асфальта просто отошел от нижнего, но все равно, скорость уже ниже, комфорт тоже. фоток не делал,ибо у нас такими дорогами с выщерблинами в городе никого не удивить, они повсюду

ну и заодно, если уж на то пошло.... 

для оценки горного пейзажа, более крупный план и в дальнейшем просто разные планы:

а вот еще одна типичная картинка - парни едут на работу из деревни. хорошо видно по предыдущим фоткам, что во многих селениях просто нет работы, кроме по огороду и хозяйству. впрочем, это прямо как у нас в деревне. но люди по домам не сидят, собираются такими вот толпами и едут в ближайшие городишки (как на фотке, это, полагаю, их конечная точка, ибо я тащился за ними прилично) на заработки. каждый день. 

вообще, после поездки туда я стал по-другому относиться к фоменковской пословице про "не ту страну назвали..."  хотя, конечно, это не отменяет того, что нищета и преступность там на уровне. хотя, еще раз повторюсь, на дорожных кордонах стоят военные, вот и на фотке тоже один попал в кадр, сейчас уже не помню различий, может именно это и коп, они тоже имеются в наличии, но в основном военные.  

это я к чему. в 2009 году пиндосы  свергли местного президента, которого поддерживали нищие слои страны. в неполживой вики говорится о политическом кризисе и попытке президента узурпировать власть через отмену конституции, а это ж самый главный гарант демократии!  на самом деле селайя хотел вывести страну из под американского контроля, в частности , через закрытие их баз и повышение уровня жизни. военные забрали власть у президента, он бежал.

так что наличие именно военных на блокпостах имеет под собой не криминогенную подоплеку, а политическую (как сейчас ситуэйшн на дорогах я не знаю). а наличие жесткой криминальной среды в городах (я так понимаю, что вся жесть именно в городах, где есть кого нагнуть на бабки, в деревнях некого грабить толком, и там уровень грабежей существенно ниже) позволяет всем участникам политического процесса либо использовать банды для устранения противника, либо наоборот - ссылаться на то, что оппозиция их использует и ничего с преступностью поэтому не делает. 

самый громкий город в гондурасе по уровню преступности, он же самый опасный город в мире - сан педро сула. вот где вся жесть. а глубинка - очень мила.

полагаю, что само выражение "банановая республика" пошло в том числе от гондураса, где долгое время резвились фруктовые тнк того времени. ну, по типу британской ост-индской. наши установили с ней дипотношения только (вы вдумайтесь!) в 1990 году. вероятно, просто не имело смыла налаживать отношения с марионетками штатов, но в "оттепель" наших заставили.

я это к тому, что сан педро сула  - одна из банановых мировых плантаций. неудивительно, что там тотальная нищета и жестокость в криминальном мире - необразованные, нищие и голодные рабы, чего с них взять? да, об образовании, в 2015 году министр образования хотел увеличить уроки на 5 минут. так студенты пошли бастовать - выходило, что домой надо возвращаться уже часиков так в 19, а уже темно и опасно. один из руководителей этой движухи был 13летний ученик, который по интересному совпадению, был найден со следами пыток в пластиковом мешке. видимо, в качестве доказательства, что детям по ночам опасно...

любопытный факт - название страны не привычно для нас и это совсем не гондурáс )))) она звучит "ондýрас" и происходит от испанского honda (óнда) -волна, hodura - это глубина, а "с" на конце - признак множественного числа, глубины. есть две версии происхождения, первая - простая как два рубля, говорит о происхождении страны от имени залива трухильо, где были якорные стоянки судов. залив так и называли тогда - глубины. вторая версия более поэтическая, для романтиков, якобы колумб, когда зашел за новый мыс (ныне Божьей благодати)в поисках спасения от шторма, произнес в сердцах "Gracias a Dios que hemos salido de esas honduras!"  (господи, спасибо, что мы покинули эти глубины). с тех пор мыс назвали "грасиасадиос", а землю "ондурас"

ну, и раз  меня понесло, то имеет смысл сказать, если кто не в курсе, что именно в гондурасе есть одно из самых знаменитейших мест майанской цивилизации - копан. но про это полно данных и картинок в интернете, кому интересно, пусть сами ищут и читают, материала навалом, место то культовое!"

...

"могу только вспомнить прохождение границы гвата/гондурас, приехал в ночь, когда она закрыта. толпа грузовиков, длинные очереди. рано утром она открылась, я тупо по борзому приехал прямо к началу, на площадке парканулся и пошел все выяснять. выяснилось, что меня свободно пропустят, а вот с машиной засада, потому что она не моя. вроде все разрешения есть, но пропуск подписать может только начальник смены.  а его пока нет. ну и кучу бумаг надо сделать, как обычно, копии всего чего только можно, потом они что-то там делают,я уж забыл подробности, и надо сделать копии с того, что они сделали, в смысле с каких то бумаг. к счастью, тут рядом была конторка, которая копии делала. в той же гвате конторки рядом нет, поэтому пришлось брать такси, ехать в город, делать копии, потом ехать обратно. если мне память не изменяет, по какой-то тупости пришлось ехать в город дважды, что ли... короче полный привет семье... был )))

тут все рядом. конторка - как в худшие года начала 90х, пара метров на пару метров, допотопный ксерокс с дорогой себестоимостью за копию, так что все не дешево. куча бумаг, никаких табличек, времени работы, кто, что... полный хаос. ну, с другой стороны, это чисто местный переход, рабочий, коммерческий, не туристический. а свои и так все знают, если что, спросить могут всегда... 

но, поскольку, как я сказал, нужно было ждать начальника смены, то я успел проголодаться, пошел в единственную обедальню. ну, может и не единственную, ибо прорву людей надо как-то кормить, а там реально муравейник. позже я узнал, что, вроде бы как есть еще один переход гвата/ондурас, но не точно. тут вообще с этим сложности. они закрываются, открываются. есть дорога, нет дороги. время работы, требования к пересечению (то есть могут только пешком пропускать, скажем). так что если времени мало, то лучше без экспериментов, иначе можно хапнуть крюк в объезд под полтыщи верст, это в самом лучшем случае. 

в общем, скорее всего, я нашел самый пристойный на внешний вид сарайчик, и долго присматривался там к меню. все мои анализаторы, что когнитивные, что подсознательные, категорически возражали против трапезы. ну не настолько я был голоден, чтобы это есть. тем более, что многое было непонятно, но вроде мясное, а непонятное мясное я и у нас тут не ем с детства. и тут вижу кусок филейной свинины, жаренный. ну, не то чтобы он был как ресторане, но определенно было ясно, что это. взял. с чем, уже не помню, ибо в памяти отложилось, как вы понимаете, главное, а не второстепенное.

главным оказалось то, что кусок был в конце не прожарен полностью. я это довольно поздно чухнул, так что еще денек или два меня терзала единственная мысль "хоть бы не эхинококк". почему-то очень легко верилось в полную антисанитарию и вероятность заражения. я, конечно, себя успокаивал, что мол тут лишком людное место, не должно оно быть зараженным, может оно достаточно прожарилось, ну и так далее... ))) 

но прикол в том, что я гондурас/сальвадор гористы, плато начинается в гвате, ближе к центру (у границы с мексикой, снова горы встают, может по панамериканской дороге и гладко все, но въезжал и выезжал я через дальние выселки, так что горы в обоих случаях приходилось пересекать.

не знаю насколько гондурас выше гваты на границе, но облака мне попадались исключительно в гонударсе и исключительно ниже меня. и это означало более низкую температуру воздуха, вкупе с более высокой влажностью. обычно я старался кондей не включать (выходить то и двигаться потом нужно в обстоятельствах, где кондея нет, это вам не от отеля к отелю, и перепад чрезвычайно сильный), однако более холодный и влажный воздух сделал свое дело - у меня воспалился лимфоузел на шее, куда дух воздух, я поздно прочухал и отвернул поток. и вот теперь, прошло пара дней, у меня на шее вскочил шишак, и сверлящая мысль про недожаренную свинку и мой голод, который не дал остановиться вовремя.... конечно, мой разум говорил, что это не реально, что слишком малый срок, что это скорее всего простуда, что тут лифмоузел как раз... но кто ж его слушает то, этот голос разума? ))) 

а на обратном пути я заехал маленький заштатный городишко, 37 тыщ душ, а там неплохой торговый центр, я там дешево , вкусно поел, посидел , вай фай бесплатный поюзал, жене бижуху купил прикольную, до сих пор носит, на удивление качественно и не китч. видно, что бижу, на  "бохато" не претендует, но при этом мило. фабричное производство, возможно что и китай, не помню уже, кто делал, удивило то, что не сельпошная шняга. 

вот, собственно и все.. все остальное я так или иначе поведал. 

про границу. на любой границе есть пограничники и таможня. у нас на границе первую скрипку играют погранцы, таможня так, фоном отсвечивает. у латиносов в центральной америке все наоборот, пограничников не видать толком, можно и сдуру их проехать, я скажем,  часто так делал, когда случайно, а когда и специально. а вот таможню уже так просто не обойти.  конечно, видел я как они решают какие-то вопросы, перетирают, что-то передают, куда-то уходят, открывают боковые ворота (ну это громко сказано, обычно какой-нибудь пластиковый предмет типа разделительного маркера, или тросик натянутый), если есть, или просто машет рукой дежурному на шлагбауме, и он поднимает.

спецуха у ребят простая - х/б футболка с машинной вышивкой на ней. ну кетай кетаем. у нас у многих такие машинки стоят, так что можно наделать себе хоть какие службы, главное чтоб  цвет и ткань футболки совпали ))). некоторые в граждани, так что хаос стоит знатный. кто не в теме ничего не ясно и нужно прояснять у местных. благо что они охотно помогают. некоторые даже берутся и тащут тебя туда, сюда, сами зовут сотрудников если надо. самое прикольное, я не помню, чтобы с меня денег потом просили. вроде один раз был какой-то, но денег если и взял, то крохи, раз я не запомнил этого. сами сотрудники все спокойно пояснят, помогут. с пониманием, и никогда не "козлили", если было можно - шли на помощь. кстати, из гваты выезжал, оказалось опять нужно кучу копий всего, а уже ночь. поехал в полицейский участок, ребята быстро все сделали без вопросов. трудности, конечно, есть, но они все всегда были решаемы. никакого засилья бюрократии я не заметил. правда, надо понимать, что я для них турист. не гринго, что огромный плюс. не помню где уже, но было что-то типа кричали гринго вдогонку, злобные взгляды бросали. в основном мелкие пацаны, лез 13. самый пик становления из ребенка, появление сил, давно самостоятельные. нужно как-то себя проявить в обществе... но обычно хватало улыбнуться и сказать, что я не гринго, это обычно снимало напряжение, возможно потому, что в их представлении гринго не говорят по испански и не говорят с нищими местными вообще, уж тем более не улыбаются. хотя, конечно, технически я гринго, ибо белокож. даже загорелый и небритый,  я все равно мало походил на своего )))

в гвате мне два молодых паренька, торговавшие фаст фудом (своя жарильня на газу, что-то еще, все мобильное, складывается и укатывается в сторону), и мывшие свой агрегат, предложили у них остаться на ночь, после болтовни о том, о сем. я , конечно, глянул внутрь, и конечно отказался, сославшись, что там негде и без меня, а я уж привыкший к машине. условия, конечно, полножопные - цементная коробка с одной дверью и окном. окно закрыто (видать от воров) и чуть ли не заколочено, в общем, непрозрачное. проводка прямо по стене, патрон с лампой, розетка. естественно, цемент без ремонта. двое нар, деревянных, на них какие-то лохмотья, напоминающие одеяла. все. туалет и душ на улице - тоже цементный куб, только врытый. вода в него с крыш домов стекает, ванна эта общая для всех. в туалет я даже не пошел. запах, конечно, в помещении, не помню уже какой, но пипец. потерпеть можно, но всю ночь?... это вряд ли

а парни живут, работают, книги умные читают, про психологию, как нравится людям, мечтают о чем-то. утром поводили по местному рынку, то, се показали. с кем-то познакомили... 

я еще много где потом останавливался, и мучил местных всякими вопросами - всегда были рады пойти на помощь, сопроводить рвались. 

вот как -то так.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Офисный планктон

Мы уж успели съездить в Белиз "на отдых" и вернуться, а кое-кто (не будем показывать пальцем) только-только Белизом заинтересовался. laugh

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Заметная часть коллег ещё "отдыхает")

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Простите что вклинился в дискуссию. 

Где можно получить командировочные??

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Сдаёте тридцатого табель Алексу - и дело в шляпе)

Аватар пользователя АЧТ
АЧТ(8 лет 3 дня)

Самое главное в командировочном удостоверении не забудьте печать белиззскую и подпись секретарши. Иначе нещитово

Аватар пользователя Офисный планктон

Действительно, надо подтвердить своё пребывание в пункте назначения. А то жене сказал, что в командировку отпуск в Белиз, а сам на чердак и работать, работать, работать.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

И это.. Билетики ещё)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

у меня и билетики есть и штампы в паспорте... но что-то кажется мне алекс не оплатит )))

 

вы, кстати, не написали о том, что довольно большая статья дохода - туризм. в основном - морской (купалка, нырялка -там риф есть, неплохой, если по карибским меркам судить). если не путаю - там какая-то лафа есть не то с прибытием по воде, не то с пребыванием на воде.... 

поменьше - пирамиды, караколь весьма знаменит и туда даже для туристов военное сопровождение организуют.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Ну, чтобы написать что-то, нужно откуда-то это взять. Ежегодников Белиза я не нашёл - использовал то, что есть. А в том, что есть, про туризм ничего не указано) так то понятное дело, климат, песок, пляж, горы небольшие.. Рай для туриста) США рядом - потенциальных туристов отдохнуть недорого навалом)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

не, тут все дело в рифе. побережье есть и у других соседних стран, но вот рифа там нет вообще. дайвинг тухлый до жути, разве что с бычковыми акулами bullshark (чей-та с утра забыл как по-нашему, не спал толком, башка не варит, а, бычьи, вроде, вот!) 

ну и у них английский - официальный, тогда как у соседей испанский. правда акцент у них жуткий, потому что по факту там в ходу вариант креольского, а где французский с английским схлестнулись - там совсем смешно слушать местных....

ну и третье,у них там более-менее порядок. военные и полиция на дорогах стоят, но не в таком количестве, как в том же гондурасе, наркоту ловят, из мексики.  

ну и какая-то бонусная фигня с въездом и пребыванием. не для россиян, конечно, нам виза нужна, не дешевая, зараза, для такой страны-то..

я там пиндосов мало видел, точнее - вообще не видел, но я в центре и не ошивался, так что мне показалось, что канкун и акапулько - вот где мекка и медина пиндосов. ну и доминикана, но она по большей части для условно нищих слоев америки, простых робатяг и домохозяек, которые у себя дома в рестораны не ходят...

как-то так...

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Любопытная информация. Спасибо) думаю, кто-нибудь с ресурса после известных событий всё-таки сподобится съездить в Белиз) С фотоотчётом)

А по поводу схлёстывания английского и французского полностью согласен. По опыту общения с камерунцами: говорят вроде по-французски, но выговор чисто английский с подмешиванием английских же слов)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

немного фотоотчета из белиз:

граница:

флаг, теперь уже всем нам родной )))

типичное жилье на фоне типичного прибрежья. не сказать, что на побережье, что-то около 20км до него, но это равнинная часть, низменность, там все такое.

следующая, одна из моих любимых, люблю загадывать людям "где это?" )))

как раз для нашего случая - вот разве скажешь, что это - белиз? наше это, родное )))

вот так сразу и не скажешь где это

 

думаю, хватаит. вот как-то так живут простые белизцы.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Спасибо)

40 с лишком % бедных в стране, судя по жилищам, вполне соответствует действительности. Хотя дороги на фото вроде неплохие.

"угадай страну по фотографии" действительно забавно)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

дороги там прекрасные, но удивляться не стоит - климат же без зимы. я так понимаю, главное в субтропиках/тропиках - это водоотведение делать качественное, чтобы в муссоны не смыло. в этом плане гондурас как то подвел, там с дорогами не очень в горах

такая картинка нередка, и это один из довольно удачных моментов, ибо есть и поглубже провалы, покруче склоны.  просто когда весь день за рулем, останавливаться , что бы снять что-то очень ломотно - тебя снова обгонят и будешь плестись в хвосте долго, пока появится гарантированная возможность обогнать.

хотя, в целом дороги такие:

тем не менее, в глубинке много участков с мелкими выбоинками. неглубокими, верхний слой асфальта просто отошел от нижнего, но все равно, скорость уже ниже, комфорт тоже. фоток не делал,ибо у нас такими дорогами с выщерблинами в городе никого не удивить, они повсюду

ну и заодно, если уж на то пошло.... 

для оценки горного пейзажа, более крупный план и в дальнейшем просто разные планы:

а вот еще одна типичная картинка - парни едут на работу из деревни. хорошо видно по предыдущим фоткам, что во многих селениях просто нет работы, кроме по огороду и хозяйству. впрочем, это прямо как у нас в деревне. но люди по домам не сидят, собираются такими вот толпами и едут в ближайшие городишки (как на фотке, это, полагаю, их конечная точка, ибо я тащился за ними прилично) на заработки. каждый день. 

вообще, после поездки туда я стал по-другому относиться к фоменковской пословице про "не ту страну назвали..."  хотя, конечно, это не отменяет того, что нищета и преступность там на уровне. хотя, еще раз повторюсь, на дорожных кордонах стоят военные, вот и на фотке тоже один попал в кадр, сейчас уже не помню различий, может именно это и коп, они тоже имеются в наличии, но в основном военные.  

это я к чему. в 2009 году пиндосы  свергли местного президента, которого поддерживали нищие слои страны. в неполживой вики говорится о политическом кризисе и попытке президента узурпировать власть через отмену конституции, а это ж самый главный гарант демократии!  на самом деле селайя хотел вывести страну из под американского контроля, в частности , через закрытие их баз и повышение уровня жизни. военные забрали власть у президента, он бежал.

так что наличие именно военных на блокпостах имеет под собой не криминогенную подоплеку, а политическую (как сейчас ситуэйшн на дорогах я не знаю). а наличие жесткой криминальной среды в городах (я так понимаю, что вся жесть именно в городах, где есть кого нагнуть на бабки, в деревнях некого грабить толком, и там уровень грабежей существенно ниже) позволяет всем участникам политического процесса либо использовать банды для устранения противника, либо наоборот - ссылаться на то, что оппозиция их использует и ничего с преступностью поэтому не делает. 

самый громкий город в гондурасе по уровню преступности, он же самый опасный город в мире - сан педро сула. вот где вся жесть. а глубинка - очень мила.

полагаю, что само выражение "банановая республика" пошло в том числе от гондураса, где долгое время резвились фруктовые тнк того времени. ну, по типу британской ост-индской. наши установили с ней дипотношения только (вы вдумайтесь!) в 1990 году. вероятно, просто не имело смыла налаживать отношения с марионетками штатов, но в "оттепель" наших заставили.

я это к тому, что сан педро сула  - одна из банановых мировых плантаций. неудивительно, что там тотальная нищета и жестокость в криминальном мире - необразованные, нищие и голодные рабы, чего с них взять? да, об образовании, в 2015 году министр образования хотел увеличить уроки на 5 минут. так студенты пошли бастовать - выходило, что домой надо возвращаться уже часиков так в 19, а уже темно и опасно. один из руководителей этой движухи был 13летний ученик, который по интересному совпадению, был найден со следами пыток в пластиковом мешке. видимо, в качестве доказательства, что детям по ночам опасно...

любопытный факт - название страны не привычно для нас и это совсем не гондурáс )))) она звучит "ондýрас" и происходит от испанского honda (óнда) -волна, hodura - это глубина, а "с" на конце - признак множественного числа, глубины. есть две версии происхождения, первая - простая как два рубля, говорит о происхождении страны от имени залива трухильо, где были якорные стоянки судов. залив так и называли тогда - глубины. вторая версия более поэтическая, для романтиков, якобы колумб, когда зашел за новый мыс (ныне Божьей благодати)в поисках спасения от шторма, произнес в сердцах "Gracias a Dios que hemos salido de esas honduras!"  (господи, спасибо, что мы покинули эти глубины). с тех пор мыс назвали "грасиасадиос", а землю "ондурас"

ну, и раз  меня понесло, то имеет смысл сказать, если кто не в курсе, что именно в гондурасе есть одно из самых знаменитейших мест майанской цивилизации - копан. но про это полно данных и картинок в интернете, кому интересно, пусть сами ищут и читают, материала навалом, место то культовое!

и прошу прощения за оффтоп )))))

 

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Напротив, оффтоп весьма интересен, спасибо) вам, наверное, нужно писать больше статей на ресурсе)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

да это же так, по большей части развлекательные статьи будут. я парочку с пиплом написал, времени много уходит, а пользы (на мой взгляд) маловато.

но если вы на основе моего комментария самостоятельно статью "про не ту страну страной глубоких волн назвали" напишите, я возражать не буду. и фотки забирайте )))

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

А я тоже откажусь)) развлекательное не мой конёк, да славу чужую отнимать не хочется)

Аватар пользователя АЧТ
АЧТ(8 лет 3 дня)

Действительно. Хорошая статья получается. Особенно важно, что из первых рук. Опубликуйте, с местным колоритом так сказать. 

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

это к автору статьи, а не ко мне ))) я мало что еще могу добавить, ибо давно уже было, да и мало интересовался. могу только вспомнить прохождение границы гвата/гондурас, приехал в ночь, когда она закрыта. толпа грузовиков, длинные очереди. рано утром она открылась, я тупо по борзому приехал прямо к началу, на площадке парканулся и пошел все выяснять. выяснилось, что меня свободно пропустят, а вот с машиной засада, потому что она не моя. вроде все разрешения есть, но пропуск подписать может только начальник смены.  а его пока нет. ну и кучу бумаг надо сделать, как обычно, копии всего чего только можно, потом они что-то там делают,я уж забыл подробности, и надо сделать копии с того, что они сделали, в смысле с каких то бумаг. к счастью, тут рядом была конторка, которая копии делала. в той же гвате конторки рядом нет, поэтому пришлось брать такси, ехать в город, делать копии, потом ехать обратно. если мне память не изменяет, по какой-то тупости пришлось ехать в город дважды, что ли... короче полный привет семье... был )))

тут все рядом. конторка - как в худшие года начала 90х, пара метров на пару метров, допотопный ксерокс с дорогой себестоимостью за копию, так что все не дешево. куча бумаг, никаких табличек, времени работы, кто, что... полный хаос. ну, с другой стороны, это чисто местный переход, рабочий, коммерческий, не туристический. а свои и так все знают, если что, спросить могут всегда... 

но, поскольку, как я сказал, нужно было ждать начальника смены, то я успел проголодаться, пошел в единственную обедальню. ну, может и не единственную, ибо прорву людей надо как-то кормить, а там реально муравейник. позже я узнал, что, вроде бы как есть еще один переход гвата/ондурас, но не точно. тут вообще с этим сложности. они закрываются, открываются. есть дорога, нет дороги. время работы, требования к пересечению (то есть могут только пешком пропускать, скажем). так что если времени мало, то лучше без экспериментов, иначе можно хапнуть крюк в объезд под полтыщи верст, это в самом лучшем случае. 

в общем, скорее всего, я нашел самый пристойный на внешний вид сарайчик, и долго присматривался там к меню. все мои анализаторы, что когнитивные, что подсознательные, категорически возражали против трапезы. ну не настолько я был голоден, чтобы это есть. тем более, что многое было непонятно, но вроде мясное, а непонятное мясное я и у нас тут не ем с детства. и тут вижу кусок филейной свинины, жаренный. ну, не то чтобы он был как ресторане, но определенно было ясно, что это. взял. с чем, уже не помню, ибо в памяти отложилось, как вы понимаете, главное, а не второстепенное.

главным оказалось то, что кусок был в конце не прожарен полностью. я это довольно поздно чухнул, так что еще денек или два меня терзала единственная мысль "хоть бы не эхинококк". почему-то очень легко верилось в полную антисанитарию и вероятность заражения. я, конечно, себя успокаивал, что мол тут лишком людное место, не должно оно быть зараженным, может оно достаточно прожарилось, ну и так далее... ))) 

но прикол в том, что я гондурас/сальвадор гористы, плато начинается в гвате, ближе к центру (у границы с мексикой, снова горы встают, может по панамериканской дороге и гладко все, но въезжал и выезжал я через дальние выселки, так что горы в обоих случаях приходилось пересекать.

не знаю насколько гондурас выше гваты на границе, но облака мне попадались исключительно в гонударсе и исключительно ниже меня. и это означало более низкую температуру воздуха, вкупе с более высокой влажностью. обычно я старался кондей не включать (выходить то и двигаться потом нужно в обстоятельствах, где кондея нет, это вам не от отеля к отелю, и перепад чрезвычайно сильный), однако более холодный и влажный воздух сделал свое дело - у меня воспалился лимфоузел на шее, куда дух воздух, я поздно прочухал и отвернул поток. и вот теперь, прошло пара дней, у меня на шее вскочил шишак, и сверлящая мысль про недожаренную свинку и мой голод, который не дал остановиться вовремя.... конечно, мой разум говорил, что это не реально, что слишком малый срок, что это скорее всего простуда, что тут лифмоузел как раз... но кто ж его слушает то, этот голос разума? ))) 

а на обратном пути я заехал маленький заштатный городишко, 37 тыщ душ, а там неплохой торговый центр, я там дешево , вкусно поел, посидел , вай фай бесплатный поюзал, жене бижуху купил прикольную, до сих пор носит, на удивление качественно и не китч. видно, что бижу, на  "бохато" не претендует, но при этом мило. фабричное производство, возможно что и китай, не помню уже, кто делал, удивило то, что не сельпошная шняга. 

вот, собственно и все.. все остальное я так или иначе поведал. 

про границу. на любой границе есть пограничники и таможня. у нас на границе первую скрипку играют погранцы, таможня так, фоном отсвечивает. у латиносов в центральной америке все наоборот, пограничников не видать толком, можно и сдуру их проехать, я скажем,  часто так делал, когда случайно, а когда и специально. а вот таможню уже так просто не обойти.  конечно, видел я как они решают какие-то вопросы, перетирают, что-то передают, куда-то уходят, открывают боковые ворота (ну это громко сказано, обычно какой-нибудь пластиковый предмет типа разделительного маркера, или тросик натянутый), если есть, или просто машет рукой дежурному на шлагбауме, и он поднимает.

спецуха у ребят простая - х/б футболка с машинной вышивкой на ней. ну кетай кетаем. у нас у многих такие машинки стоят, так что можно наделать себе хоть какие службы, главное чтоб  цвет и ткань футболки совпали ))). некоторые в граждани, так что хаос стоит знатный. кто не в теме ничего не ясно и нужно прояснять у местных. благо что они охотно помогают. некоторые даже берутся и тащут тебя туда, сюда, сами зовут сотрудников если надо. самое прикольное, я не помню, чтобы с меня денег потом просили. вроде один раз был какой-то, но денег если и взял, то крохи, раз я не запомнил этого. сами сотрудники все спокойно пояснят, помогут. с пониманием, и никогда не "козлили", если было можно - шли на помощь. кстати, из гваты выезжал, оказалось опять нужно кучу копий всего, а уже ночь. поехал в полицейский участок, ребята быстро все сделали без вопросов. трудности, конечно, есть, но они все всегда были решаемы. никакого засилья бюрократии я не заметил. правда, надо понимать, что я для них турист. не гринго, что огромный плюс. не помню где уже, но было что-то типа кричали гринго вдогонку, злобные взгляды бросали. в основном мелкие пацаны, лез 13. самый пик становления из ребенка, появление сил, давно самостоятельные. нужно как-то себя проявить в обществе... но обычно хватало улыбнуться и сказать, что я не гринго, это обычно снимало напряжение, возможно потому, что в их представлении гринго не говорят по испански и не говорят с нищими местными вообще, уж тем более не улыбаются. хотя, конечно, технически я гринго, ибо белокож. даже загорелый и небритый,  я все равно мало походил на своего )))

в гвате мне два молодых паренька, торговавшие фаст фудом (своя жарильня на газу, что-то еще, все мобильное, складывается и укатывается в сторону), и мывшие свой агрегат, предложили у них остаться на ночь, после болтовни о том, о сем. я , конечно, глянул внутрь, и конечно отказался, сославшись, что там негде и без меня, а я уж привыкший к машине. условия, конечно, полножопные - цементная коробка с одной дверью и окном. окно закрыто (видать от воров) и чуть ли не заколочено, в общем, непрозрачное. проводка прямо по стене, патрон с лампой, розетка. естественно, цемент без ремонта. двое нар, деревянных, на них какие-то лохмотья, напоминающие одеяла. все. туалет и душ на улице - тоже цементный куб, только врытый. вода в него с крыш домов стекает, ванна эта общая для всех. в туалет я даже не пошел. запах, конечно, в помещении, не помню уже какой, но пипец. потерпеть можно, но всю ночь?... это вряд ли

а парни живут, работают, книги умные читают, про психологию, как нравится людям, мечтают о чем-то. утром поводили по местному рынку, то, се показали. с кем-то познакомили... 

я еще много где потом останавливался, и мучил местных всякими вопросами - всегда были рады пойти на помощь, сопроводить рвались. 

вот как -то так.

 

----

но, возвращаясь к вопросу - на статью это не тянет, да и кому это интересно? паре человек... 

вот если уважаемый брат базиль отринет ложную скромность, и все таки возьмет на себя труд собрать еще данных, то будет статейка. я легко отдам лавры на его голову, благо это будет более чем заслуженно - все таки конечный труд будет его, а не мой. если уж совсем невмоготу, то можно мои слова прямой речью включить, типа "передать мне слово"... писали мы с пиплом пару статей совместно, он просто упомянул,что это наш совместный труд - и этого вполне достаточно. )))

готов помочь рецензированием, правками, еще чем-то, но писать познавательную статью о стране , где был совсем чуток.... почитайте, сколько о белизе написал автор, а сколько дополнил я -честный труд автора.

но, спасибо за отзыв, он, безусловно, приятен ))

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Стало быть, собрались два скромных человека и ничего у них совместного не получилось)))

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)


 

ну,это, мягко говоря, не совсем так.))) уже получилось. вы сделали хорошую статью на актуальную тему, я ее дополнил. получилось же что-то. можете, кстати фотки перенести в тело статьи, она на пульсе, с фотками будет индексироваться в дзен или где еще. и алексу плюсик и ваша статья полнее будет - обновлять статью из комментариев вролне устоявшаяся практика.))) насчет получится ли что-то еще.... про гондурас, ну если в том же составе и том же плане, то может получиться, дело за вами, я накидал уже по мелочи... пока народ на волне (онда) белиза, статья про ондурас будет благосклонно принята, кмк. ну, или вы можете написать дружище пиплу, вдруг он запилит статейку?)))

а мне нельзя - тема развлекательная в большей части, сочтут за пижонство и самопиар. а у нас и так этого добра хватает на ресурсе)))

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

С Вашего позволения - добавил в материал пару Ваших комментариев. Думаю, многим будет интересны оба угла обзора Белиза)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

))) только вот вторая часть балета не про марлезон, а гондурас )))) сэкономили? )))

про фото границы можно добавить вот что -

любопытно,что колючий внешний вид - это мексиканская сторона, а вот , как видно на следующей, белизская - вполне вальяжная и спокойная, хотя основной траффик дури идет из мексики, и закрывать бы надо там. поэтому слегка поодаль от границы, километрах, так в 40-50, я уже точно не помню, может и дальше, но на приличном расстоянии, когда уже кажется, что все позади, тебя обязательно остановит неприметный патруль и проверит тщательно все содержимое багажника и багажа на предмет оной дури. американцы, правда, считают, что наоборот, трафик наркоты идет в мексику через белиз, поскольку тут изобилует бухтами, где можно швартоваться и покрыт лесами, где можно устроить ввп , скрыто от людских глаз.

белиз - маленькое государство, у него всего два соседа, и два официальных перехода. въезд в гватемалу уже без колючки, простой и на тросиках, пластиковых бочках, штакетнике... в общем, никаких укреплений.  

вообще, вопрос пересечения границ в мезамерике поставил меня в свое время в тупик. потому что в одном месте, где асфальт, трассы, фуры, машины - там стоят таможни, там охрана военная есть, пусть один человек с ружьем, в форме, но все равно есть. некий статус обозначен. а за пару сотен км в стороне может быть свободный проезд по грунтовке, ну стоит там будка с парой солдат, есть, возможно, где-то домик, где спит в сиесту таможенник и даже не знаю, есть ли там пограничник, ибо кроме местных , да контрабандистов (тоже, впрочем, местных) туда отродясь никого не бывает. ходи туда, сюда, езди... всем как-то фиолетово.  

белиз по большей части представляет из себя непроходимые леса - нац парки и заповедники. основная жизнь раскинулась вдоль побережья и транспортных артерий. однако на юго-западе белиза есть небольшой ровный участок, прикрытый нацпарком имени белой реки,  где раскинулись обширные сельхозугодья. точнее , это продолжение гватемальских полей, которые "залезают" на территорию белиза. ну и какой смысл там будки ставить? ))) впрочем, там все равно ведут шоссейку, возить товары в объезд, это не очень здорово, доложу я вам. 

буйная растительность субтропиков рвется вверх,в борьбе за солнце создает непроходимый лесной полог, надежно защищающий от взора свыше. спутник ли, самолет, сверху тропу не видно, только если дорогу, да и то не везде. поэтому везде где есть границы, не важно, между государствами или что-то внутри огорожено - там будут обходные тропы. некоторые я видел, некоторыми пользовался. и поскольку надежно закрыть границу просто не возможно, то в приграничных областях обычно усилены кордоны с полной остановкой транспортного средства и полным, но не пристальным, досмотром пассажиров. особенно местных. логика проста - можно проехать сколько-то на пикапе по убитой грунтовке, можно пройти сколько-то скользкими тропами, но нельзя так двигаться бесконечно. нужно выйти на асфальт, иначе товар никуда не попадет. и тут-то тебя и ловят.  наверняка  в запасе у контрабандистов есть свои контр приемы, вокруг блокпостов делают объезды, где могут, ибо гористая местность, скажем, это исключает. 

в общем, среди людей идет такая же отчаянная борьба за выживание, как и среди растений

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

ой, важное вспомнил!

в белизе много общин. китайские и немецкие. про немцев только слышал, а вот китайские вывески в глаза-то сильно бросаются. берут землю в аренду или выкупают - не знаю, и там возделывают агрикультуру. этакие кибуцы-колхозы, закрыт от посторонних глаз - въезд закрыт воротами, территория огорожена.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Отечественных, в смысле русских, нет?

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

не знаю, не встречал и не слышал. а вот китайские поселения - они заметны взгляду и их реально много. и китайские кафешки тоже имеются. я вот сейчас не помню, как там с этим делом в других странах, но в белизе точно есть и много. случайно вспомнил. причем, знаете, что забавно? они по-испански не говорят! своя замкнутая коммуна, если что надо - переводчик есть. удивила тогда эта степень инкапсуляции... обслуживаем своих, зачем нам испанский?

 

кстати, к комментарию повыше, не обычный, а испанский гондурас.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Согласен насчёт испанского))

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

о, сейчас прочитал, что в белизе нет радаров, военной малой авиации (вертолеты) и они не умеют перехватывать мобильные звонки. и вообще, в сентябре этого года его внесли черный список  стран наркотрафика.

дополнено:

всегда интересовала граница между белизом и гватой - караколь находится почти на границе, 80 км по джунглям.

а сейчас решил посмотреть на границу с мексикой, на севере... и открыл для себя, что она дырявая как решето. проходит она по речушка метров 30-40 шириной? и с обоих сторон от нее есть дома и, главное, дороги, которые к реке походят. судя по названию, река глубокая, по ней ходят катера, и есть много съездов для прицепов. короче - вози что хочу, куда хочу...

 

 

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Я просто подумал, что человек, зашедший почитать про Британский Гондурас, заинтересуется и классическим Гондурасом))

Добавил про границу и вообще весь комментарий.

Аватар пользователя Офисный планктон

ну и какая-то бонусная фигня с въездом и пребыванием. не для россиян, конечно, нам виза нужна, не дешевая, зараза, для такой страны-то..

Это когда прибываешь самолётом. А когда на подводной лодке - виза не нужна.

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

)))) ну так если - то смотря каким самолетом.... 

Аватар пользователя Офисный планктон

Это Вы уже про активную фазу операции. Сейчас привлекать внимание незачем.

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

да нам и операция то не нужна, у них кроме караколя ничего не взять, а у нас свой каракуль есть, потеплее будет. все таки зима близко 

думаю, надо смайлик поставить. а то еще потом будут говорить, что русские в открытую планируют тайно завоевать подданных ея величества ))))

Аватар пользователя Офисный планктон

... у них кроме караколя ничего не взять, ...

Местоположение неплохое. Для базы подскока.

а то еще потом будут говорить, ...

Пусть живут в напряге, мы их жалеть не будем.

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(9 лет 11 месяцев)

За-а-а-видно…

У нас здесь тепло. Скоро пальму будем наряжать к Новому Году

 

Аватар пользователя micteya
micteya(9 лет 2 месяца)

Может кто и отдыхает, а я вот тружусь, в поте лица... И хочу Вам заметить, жизнь белизского таксиста-- не сахар. Тарифы низкие, клиенты жадные...

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

wink, хорошая гостеприимная страна, тоже там был недавно, как и большинство АШевцев. )))

Аватар пользователя Офисный планктон

Отдохнул - освободи место другим. На АШ уже очередь образовалась.

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

-Работаешь, работаешь, а когда отдохнуть? wink)

Аватар пользователя GogaMaster
GogaMaster(9 лет 2 недели)

Белиз? Кто это?

"Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!" smiley

Аватар пользователя Bruno
Bruno(9 лет 3 месяца)

Хотя соб­ствен­ные данные Статве­дом­ства Белиза по­ка­зы­ва­ют от­лич­ные данные от Все­мир­но­го Банка: 73,7 года против 69,7 ВБ

Действительно, странно. Ещё странно, что на странице белизского статведомства эти данные за 2010 год, как-будто у них более свежих нет.

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Угу. Но по указанной почте никаких ответов нет. Видимо, сайт, как и почта, проверяются редко)

Аватар пользователя Стpaнник
Стpaнник(11 лет 7 месяцев)

Настоящему белизцу завсегода везде ништяк. 

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в вопиющей неполживости - https://aftershock.news/?q=comment/11686044#comment-11686044 ***
Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Белиза дым нам сладок и приятен)

Аватар пользователя марионетка мордера

не понятно как я там оказался.....поясните кто либо из атишников.....Ан нет !!!! сегодня уже я наш ЁЁЁЁЁЁ!!!!!

Аватар пользователя negr
negr(12 лет 11 месяцев)

не свезло побывать

Аватар пользователя Alexander Chernykh
Alexander Chernykh(7 лет 11 месяцев)

Сельское хозяйство – основа экономики страны.

А не офшоры? (в Белизе был, по настоящему был, понравилось, страна заметно лучше соседних)

Аватар пользователя bazil
bazil(10 лет 6 месяцев)

Я имел в виду реальную экономику)

Аватар пользователя Lige
Lige(10 лет 8 месяцев)

эт смотря где. у побережья, где вся туса или в глубинке, где сельва. юкатан тоже намного лучше центра мексики, как и все города, что  у воды стоят, резко отличаются от тех, что в глубине... туризм-с

Аватар пользователя Alexander Chernykh
Alexander Chernykh(7 лет 11 месяцев)

эт смотря где. у побережья, где вся туса или в глубинке, где сельва. юкатан тоже намного лучше центра мексики, как и все города, что  у воды стоят, резко отличаются от тех, что в глубине... туризм-с

ммм

на мой скромный взгляд практически любое место Белиза будет лучше для человека, чем любое место Гватемалы. Ровно то же с Сальвадором. В Гондурасе не был, но по отзывам и Гондурас тоже сильно хуже

Страницы