Обзор российской гражданской авиации с точки зрения двигателей-​2

Аватар пользователя DmitryO

Теперь про диапазон размерности двигателей, в которых ничего хорошего в последние годы не произошло (ну, может быть, с одним забавным исключением) - 1000-2000 л.с.

Сертифицировать по существующим правилам новый самолёт, такой же как Ан-2 не получится - нельзя на однодвигательном самолёте перевозить больше 9 пассажиров. Если же перевозить не 12, а 9 пассажиров, то двигатель 1200 л.с. излишне мощный, с соответствующим расходом топлива и расходами на содержание. Государство и сочло эту нишу бесперспективной. С учётом того, сколько средств требуется на остальные проекты, госфинансирования здесь нет. Зато можно посмотреть, что будет без государственного принуждения и поощрения.

Желание заменить на Ан-2 двигатель на ТВД возникло ещё в начале 50-х (Советский Союз 40 лет не мог сделать новый кукурузник) .В середине 60-х подобрали двигатель - ГТД-10. С ним, и его развитием ГТД-20 провозились до распада Союза (25 лет не могли сделать кукурузник под готовый двигатель). Испытания самолёт закончил в 1991, к моменту развала Союза. В 1997 антоновцы совместно с Омском попытались организовать серийное производство. За 11 лет было выпущено 25 машин. Спроса на вновь изготовленный Ан-2 с российским ТВД не обнаружилось. Пытались выпускать моноплан Т-101 Грач - новые крыло и оперение, старые (использованные) фюзеляж и шасси от Ан-2, двигатель ГТД-10Б.

Не зашло. Остался задел на 20 самолётов. Задел выкупили, заменили мотор на американский, назвали Виконт. Не зашло, спроса не было.

Между тем, в сейчас в стране на хранении несколько сот Ан-2, у которых выработан ресурс по двигателям.

В СибНИА, используя американские двигатели, пошагово модернизировал Ан-2.

Для начала они поставили на кукурузник Honeywell TPE331-12UAN (вариант ТВС-2МС).

Потом ТВС-2ДТ — ТВС-2МС, с цельнокомпозитным крылом.

Вначале взлетел как моноплан.

Затем - биплан со стойкой в конце нижнего композитного крыла без расчалок.

ТВС-2ДТС - цельнокомпозитный вариант, с композитными крылом, оперением и фюзеляжем, включая новое остекление кабины пилотов с использованием гнутых стёкол (одна из причин высокого сопротивления Ан-2 - фонарь кабины).

Результат - выпущено несколько десятков ТВС-2МС (т.е. вариантов с использованием бэушных Ан-2). Авиакомпании согласны, если им на имеющиеся у них (т.е. бесплатные) Ан-2 поставят крупносерийный (т.е. дешёвый) импортный мотор. Все остальные варианты не прошли.

Но вот как раз с импортными двигателями и проблема. Поэтому ТВС-2МС выпускают из старых Ан-2 в количестве 4-5 штук в год (как в прошлом году), получая двигатели по серому импорту.

От безысходности появилась идея вернуться к ТВС-10. Даже заявляли, что опытный образец новой версии турбовинтового самолета Ан-2 с двигателем ТВД-10Б появится к лету 2025 года.

Но в Омске тема давно заброшена, и все усилия сосредоточены на производстве ракеты Ангара. Да и восстановление производства устаревшего двигателя вряд ли кто будет. Можно поставить один из готовых двигателей на самолёт, но перспективы у такого проекта ещё меньше, чем у серого импорта.

Есть люди, которые считают, что у задачи есть простое решение - восстановить Ан-2 в том виде, каким он взлетел в 1947.

Бог создал труд и обезьяну,
Чтоб получился человек.
Ан-2 господь вообще не трогал,
Тот сразу вышел хорошо.

Есть, однако, несколько моментов, которые мешают такой замечательной идее.

Первое, стоимость ручного труда (который в большом количестве требовался для производства по технологиям 1947 года) сейчас совсем иная, и планер выйдет гораздо дороже, чем у того же ЛМС-901.

Второе, понадобится восстановить производство АШ-62. Кто-то полагает, что пермяки сейчас заняты меньше, чем омичи, и они выделят средства и ресурсы на восстановление производства двигателя 90-летней давности, потребного только для одной модели самолёта.

Главное - авиакомпании не нужны новые самолёты размерности Ан-2, они лучше деньги сэкономят.

Так что и АШ-62 не годится.

В комментариях к прошлой статье вспоминали кулибиных, делающих двигатели в гараже. Их есть у меня!

Производственно-конструкторская компания «Технорегион» из Ейского района Краснодарского края поставляет самолёты  ТР-301, которые представляют собой облегченный на полтонны Ан-2, с которого снято нижнее крыло, а верхнее подкреплено подкосами.

Двигатели же на них стоят такие:

  • На 9 самолётах - родной АШ-62;
  • На 6 - чешские М601 от L-410, несмотря на то, что тяга маловата;
  • На одном - два вертолетных ГТД-350 от Ми-2, работающих на общий редуктор;
  • Вариант с двумя автомобильными двигателями ЗМЗ-409 от «Газели» мощность которых планировалось форсировать со 150 до 400 л.с.;
  • Вариант с форсированным дизелем от КамАЗа;
  • 1 октября 2025 взлетел вариант, который ейские кулибины считают самым перспективным. На вертолетном ТВ2-117 сняв свободную турбину (которая там передавала тягу на винт) и присоединили редуктор для привода самолётного винта непосредственно к компрессору. Мощность двигателя при этом упала с 1500 л.с. до 900 л.с., но б/у двигателей ТВ2-117 много, и они дёшевы.

Понятно, что такие чудеса поставляют не для перевозки пассажиров, а как экспериментальные самолёты для проведения технических работ. На МАКСе у самолёта ейцы мне сказали "Или тёщу по грибы возить".

Ещё один двигатель в диапазоне 1000-2000 л.с. - ВК-1600В, который разрабатывается для импортозамещения вертолёта Ка-62.

Однако никаких о каких подвижках по этому двигателю не слышно. Известно только, что его отрабатывают на стендах. Мотор предназначен только для одного аппарата, нужда в котором под вопросом. Так что всякие сокращения финансирования, скорее всего, затронут именно его.

Но на этом мрачном фоне есть светлое пятно. Недавно Путин ездил в Саров, и там около часа находился вне зрения журналистов. Ходят слухи, что ему докладывали об успешном завершении испытаний крылатой ракеты Буревестник с первым в мире ядерным турбореактивным двигателем, и обсуждалось принятие её на вооружение.

Так вот, по оценкам мощность её двигателя как раз 1000 л.с. Вряд ли его поставят на Ан-2. Хотя от ейских кулибиных всё можно ждать...

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Продолжение первой статьи

Комментарии

Аватар пользователя Muller
Muller(14 лет 4 часа)

Если мы говорим о дешевом наследнике Ан-2 - он может быть оснащен только поршневым двигателем, в идеале, автомобильным или двумя. В полном идеале - еще и работающими на сотом автобензине. По одной простой причине. Это летающая газель. Конкурирует она с ездящими газелями. Стоимость эксплуатации, сложность эксплуатации, ремонт силами эксплуататора - должны быть сравнимы с таковыми у газели. Турбовинтовой двигатель убивает всю идею на корню.

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

Поршневой двигатель в 800-1000 л.с. вряд ли будет дешёвым

Аватар пользователя nekoeimya
nekoeimya(12 лет 2 недели)

Ну они как бы с конца 30-х годов освоены в серии. Вся Великая Отечественная на них прошла

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Они не выпускаются у нас с 1974 г. Кстати это двигатель И16, И153 и Ли2

Аватар пользователя tgz
tgz(10 лет 2 месяца)

Ну вот тут в гаражах который год делают https://kbrusmotor.ru/ 

Такой двигатель будет дешевым, там не надо суперматериалов или нанаточность деталей. Наверно есть какие то подводные камни, но в любом случае государство могло бы кулибиным и помочь. Но на этом миллиарды не распилить, поэтому никто им денег не даст.
Так же можно было бы развивать частную авиацию, много кто может себе позволить купить самолет по цене автомобиля. Но вот получить "права" в нашем государстве невозможно. Если ты конечно не пилот боинга в аэрофлоте.

Вот и едут самые настойчивые в гейропу, получают там корочки и потом тут по ним и летают. или ищут варианты суперлегких планеров, на которые права не нужны. а можно было бы создать рынок и соответствующий спрос.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(13 лет 2 месяца)

Турбовальный можно сделать с опупенным ресурсом, и довольно дëшево (относительно) но эти радости возможны только за счёт некого снижения топливной эффективности. 

Неплохо отработанные движки аля Миг-21 тому пример, он хоть и турбореактивный, но важен сам газогенератор для конверсии в турбовальный, но кому это надо, да и топливная эффективность тоже крайне важна. 

Так не профессионально вижу. 

Аватар пользователя alvl
alvl(7 лет 3 недели)

Зачем все эти муки, если в итоге по экономике выйдет близко к или даже хуже Ми-8?

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

Поддержу. В далеком замкадье для грязи, тундры и прочей тайги нужен простой как валенок агрегат, чтобы даже без СТО поблизости можно было химичить - чему примеров просто валом. Ан-2 таким и был. СССР долго экспериментировал с турбинами - но не "не смог", а каждый раз это выходило на фиг никому не нужным.

Аватар пользователя alvl
alvl(7 лет 3 недели)

Не ремонтировали исторические звезды в тундре )

Не фантазируйте, в этом размерном классе, как справедливо пишет автор, полный тупик. Тракторного типа самолет с возможностью не только менять свечи и масло вне ангара - 4 места максимум. Автобензин вообще фантастика.

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

Вот интересно, настолько долгий срок эксплуатировались кукурузники - и все было нормально, а как компетенции утеряли - так внезапно полный тупик, полный! ))

Аватар пользователя alvl
alvl(7 лет 3 недели)

Вы бы знали, что в медицине случилось за это время! Ан-2 рядом не стоял! Такие потери!

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

В медицине многие хирургические инструменты практически не изменились со времен Пирогова есличо. Не тянешь изобрести замену, которая была бы востребована - пользуйся тем, что придумали умные люди ранее.

Аватар пользователя Shulz
Shulz(3 года 5 месяцев)

Лазерный скальпель, не?

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

А он точно полностью отменил обычный?

Аватар пользователя юрчён
юрчён(13 лет 2 месяца)

И вообще, проблема создания двигателей только одна - отсутствие должного объëма рынка сбыта. 

Будь он приличным, ничто бы не удержало их развитие. 

Это чудо что в условиях не окупаемости эти технологии худо бедно сохраняют инженерную приемственность, благо что деньги поступают для поддержания компетенций. Потому собственно БРИКС и пилят. 

Аватар пользователя Алекsандр
Алекsандр(5 лет 9 месяцев)

- отсутствие должного объëма рынка сбыта. 

 Классическая отмазка особо эффективных менеджеров и ударников труда на инвестиционных полях.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(13 лет 2 месяца)

Тебе пивному пузу лучше виднее. 

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

(Советский Союз 40 лет не мог сделать новый кукурузник)

Так у него уже было более 18000 штук выпущено. Фраза не корректная, скорее для современной России подходит.

И что за бред про ручной труд и дороговизну Ан-2 ??? Сравните стоимость полета Байкал и Ан-2 smile14.gif

Лизать надо аккуратней.smile29.gif

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

Особое возмущение Зюганова вызвало отсутствие прогресса в создании отечественного легкого самолета, который он образно назвал кукурузником. По его словам, в России за два десятилетия не могут сделать его. Он связывал эту проблему с недостатками в системе управления и отсутствием должной ответственности.

Очевидно, Зюганов имеет в виду то, что не сконструировали замену. Так Советский Союз тоже за 40 лет не смог сконструировать, хоть и ставил такую цель.

На фюзеляже Ан-2 панели двойной кривизны. Их делали вручную, киянками. Сейчас это было бы безумно дорого.

Да, стоимость полёта бесплатного б/у Ан-2 гораздо меньше стоимости любого купленного самолёта. В том числе и нового Ан-2, о чём я и пишу.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Оче­вид­но, Зю­га­нов

Что вы маркерами для дураков кидаетесь?

Зачем Союзу новый АН-2, если у него "старых"- проверенных и недорогих в использовании 18000?

па­не­ли двой­ной кри­виз­ны. Их де­ла­ли вруч­ную, ки­ян­ка­ми

Уверены?smile3.gif  Да, хоть зуботычками, не о том это.

Себестоимость полета Ан-2 -25000 руб.час, Байкал- 150 000 - вот о чем надо писать.

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

Решение о разработке нового Ан-2 под готовый двигатель было принято в 1965 году. Зачём? Спрашивайте у советского правительства.

Себестоимость полета бесплатного Ан-2 -25000 руб.час, какова себестоимость полёта нового Ан-2? Судя по тому, что ТВС-2 (в которых новый только двигатель) покупали ещё до санкций в количестве нескольких штук - для авиакомпаний эта цена просто неподъёмная.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Се­бе­сто­и­мость по­ле­та бес­плат­но­го Ан-2 -25000 руб.час,

С чего он стал бесплатный?smile1.gif

од готовый двигатель было принято в 1965 году. Зачём?

При Союзе было развитие с тысячами проектов всего и вся. Не получилось дешевле и лучше, значит Ан-2- идеал.

Слышали про мотоцикл Иж с роторным двигателем? А он был.

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

С того, что затраты на его закупку давно самортизированы.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

А до этого сколько стоил час полета? Если колхозники летали, как на автобусе сейчас ездят.

Союз на людей работал. В этом главное отличие капитализма и социализма.

Радуйтесь остаткам Союза и уважайте!!!

А то- не смог за 40 лет...smile14.gif

Что за последние 35 смогли???

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Вы путаете себестоимость и стоимость, а это две большие разницы

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Так разговор не про стоимость самолета, стоимость часа полета.

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Еще раз- есть себестоимость часа полета, а есть стоимость часа полета. Чем одно от другого отличается вы не понимаете? 
Себестоимость полёта пассажирского самолёта включает затраты на топливо, оплату труда экипажа, обслуживание инфраструктуры аэропортов и, в некоторых случаях, налоги. Эти расходы могут различаться в зависимости от авиакомпании, аэропорта вылета и назначения, а также особенностей маршрута

Стоимость полёта пассажирского самолётаформируется из тарифа — платы за предоставляемые авиакомпанией услуги, и такс— расходов на перевозку, которые авиакомпания закладывает в стоимость. 
Зы. Где вы взяли цифру 25 тыщ? Только не говорите, что Алиса сказала…. Вам не кажется, что цифра как то маловата? Например часовая поездка в такси по Москве будет пара тысяч.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Читайте внимательно!

https://aftershock.news/?q=comment/19515527#comment-19515527

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Еще раз- откуда вы взяли цифру 25 тыщ ( ну я кстати знаю откуда!)? Давайте напишите, поржем😂

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Ржать будете, когда на Байкале лететь будете, сквозь слезы.

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Пока ржем над вами!

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

16000 рублей  за час полета за одного пассажира  плюс сбор аэропорта, при скорости 300 км.час, плюс прибыль...

Там и поржете, не подавитесь.

Потянете?

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Вы можете ссылку дать, откуда вы взяли цифру 25 тыщ рублей за летный час самолета Ан2?

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

В яндексе бан?

Стоимость летного часа на Ан-2 варьируется, но последние данные указывают на диапазон от 24-25 тысяч рублей (себестоимость) до 50 тысяч рублей (аренда/управление) в зависимости от цели, региона и конкретных условий, с основными затратами на топливо, зарплату и техобслуживание. 

Если с этим не согласны, то в СССР жили только долларовые миллионеры- 18000 штук АН-2, стоимость билета чуть дороже чем в автобусе.

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Не учите жить и вам не скажут куда идти.

Вы мне документ покажите, где написано 25 тыщ рублей. 
А то получается, что один чудак ляпнул, Яндекс на него сослался, остальные чудаки на букву М понесли по интернетам. 
Ви таки то же ЧУДАК? На букву М?

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Ви таки то же ЧУДАК?

Сынок, лижи чупа-чупс.

Исхожу из обратного- сможешь ты летать на Байкале при себестоимости часа полёта- 150 000 рублей на 9 персон?

При Союзе летали- все! Тебе только лизать  осталось. Навеяло Пелевиным.smile1.gif

Ха-ха. Знаешь ли ты, что есть острие и суть иудео-саксонского духа? Я тебе скажу. Нарядиться панком-анархистом и яростно лизать яйца мировому капиталу, не отрывая глаз от телепромптера, где написано, как сегодня разрешается двигать языком. И велено ли покусывать. В.Пелевин «iPhuck 10»

Аватар пользователя Ватник
Ватник(10 лет 3 месяца)

Иди в пень чудак

учи матчасть

Аватар пользователя avt
avt(5 лет 7 месяцев)

Вот я вам напишу, сравните себестоимость производства любой единицы сложной техники, хоть летучей, хоть нелетучей, по всем технически развитым странам, сегодня и 70-80 лет назад. Вы будете поражены. У нас еще не такой рост, как в Штатах или Европе.

Я, кстати, придерживаюсь мнения, что СССР нам много оставил хорошей техники и оборудования, и кстати он тоже много получил от РИ. Не надо шельмовать ни один из этапов нашего государства.  

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

по всем тех­ни­че­ски раз­ви­тым стра­нам, се­го­дня и 70-80 лет назад. Вы бу­де­те по­ра­же­ны. У нас еще не такой рост, как в Шта­тах или Ев­ро­пе.

А чего вы от капитализма хотели? Дело в экономике!

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(6 лет 11 месяцев)

Времена ресурсного беспредела кончились. Люди будут дешеветь, ресурсы будут дорожать. Из этого и надо исходить в средне и долгосрочных планах.

Аватар пользователя Naive plague
Naive plague(8 лет 4 месяца)

А люди-то почему будут дешеветь? 

Их как-то тоже рожать в первом мире бросили. 

И возврат инвестиций ухудшился. 

Без тирании цифрового концлагеря точно не выйдет.  И с ней - не факт. 

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(6 лет 11 месяцев)

С людьми очень просто. Раньше относительно часа работы всё стоило очень дорого. И кожа, и зерно, и, тем более, топливо. Потом стало дешеветь и дошло до предела в 70 и нулевые. Сейчас, когда дешёвый уголь, нефть, медь, цинк, никель и т.д. и т.п. кончается, стоимость их относительно рабочего часа начнёт снова расти. Т.к. ЕРОЕИ в том числе об этом. То есть рабочих часов, чтобы добыть арктическую нефть или нефть Венесуэлы, надо в разы больше, чем разливать по бочкам фонтанирующую нефть Техаса. А это и есть рост стоимости ресурсов относительно стоимости людей.

Аватар пользователя Серёга
Серёга(9 лет 3 недели)

Откуда такая себестоимость? ))

200 кг бензина, з.п. пилота, обслуживание самолета, амортизация и т.д. и т.п.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(12 лет 3 месяца)

Спросите у производителя.

Аватар пользователя sbtec2005
sbtec2005(7 лет 8 месяцев)

Неоднократно видел Ан-2 над Омском, которые прилетали на Полет на замену двигателей. 

Сертифицировать по существующим правилам новый самолёт, такой же как Ан-2 не получится - нельзя на однодвигательном самолёте перевозить больше 9 пассажиров. Если же перевозить не 12, а 9 пассажиров, то двигатель 1200 л.с. излишне мощный

Вот интересно -  а почему нельзя? Типа с 9 пассажирами разбиться при отказе двигателя это норм, а с 12 это уже перебор? Если это правило кто-то когд- то гд- то принял , и мы теперь паримся - не положить ли на него с прибором? Что 12, что 9 пассажиров - одинаково ценны, может тогда выстреливаемый парашют, который БМД опускает в самолет засунуть, пусть весь самолет на парашюте садится - вот забота о безопасности. А говорить что 9 можно , а 12 нельзя- это маразмом попахивает. Тогда уж нужно вообще однодвигательные запрещать.

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

Потому что, насколько я помню старые разборки, заказ был на протолкнуть новый попил аппарат меньшего размера - пришлось ограничивать нишу от других проектов. Давняя история.

Аватар пользователя DmitryO
DmitryO(9 лет 3 месяца)

АП-25 приняли в 1994 году. Какой там попил на новом аппарате сказать трудно. Но по факту привели тогда к западным правилам.

Я, кстати, согласен, нужно было бы повысить ограничение - но это не в правах конструкторов.

Аватар пользователя gribulon
gribulon(12 лет 7 месяцев)

АП-25 приняли в 1994 году

Уговорили. Непонятно зачем прогнулись под западные правила, которые тогда принимали пачками не читая. Интеграция в цывилизованный мир, ага... Гуд.

Какой там попил на новом аппарате сказать трудно

Обычный попил: взяли много денег, сделали экземпляр для выставки, показали - забыли. У нас с военной техникой так же было (не авиацией - рации, дроны итд) - все есть, но в единичных экземплярах, и это никого не волновало пока не грянула СВО - а оно для массового и не годится и вообще уже забыто.

UPD2: А, вот нашел - https://t.me/olegtsarov/31520

Я, кстати, согласен, нужно было бы повысить ограничение

Причина? Я так понимаю, под это дело должна была быть ооочень хорошая статистика. Причём в нашем случае исключительно по одному единственному подследственному - Ан-2.

Аватар пользователя ПегийЛунь
ПегийЛунь(2 года 3 месяца)

Ну, и под конец 22 года добавили: НЛГ 23 https://favt.gov.ru/public/materials/7/5/5/c/1/755c14fafc9738742d2d46640f1ed415.pdf. Про 9-мест стр.16 "РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ" начиная с п.23.3.

Аватар пользователя Russo_Balt
Russo_Balt(2 года 9 месяцев)

Ан-2 на ядерном двигле? Вот это будет номер. 

Страницы