Почему крепкий, как дрын, рубль - не есть хорошо для России

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Это выражение применимо не только к военным баталиям, но, в еще большей степени, к экономике, которая сейчас стала невероятно сложной и требует основательных знаний. Однако знания нужно копить годами, а ругаться хочется сейчас. Поэтому все СМИ переполняют стоны о «деревянном рубле» и нашем Центробанке, который «не исполняет своих обязанностей». Впервые я обращался к этой теме 11 лет назад. С тех пор суть ее не изменилась, но и число жаждущих «крепкого рубля» особо не убавилось. Их строжайшие требования те же: выньте и положите мне на стол стабильный рубль, или все уходите в отставку. Вот пример: пользователь RegularReader безжалостно обличает наш Центробанк, а заодно и меня:

…сколько не занимайся апологетикой ЦБ и финансового блока правительства, одну истину не оспоришь-​ главная задача ЦБ - обеспечивать стабильность нац. валюты, стремится сглаживать скачки волатильности, так как это важнейший элемент как для гос. бюджета,  так и для бизнеса  и опосредованно для населения. Последние события четко показали, что ЦБ не способен выполнять эту свою главнейшую функцию, а идет в хвосте событий действуя по совершившимся фактам-​ также как с началом СВО заявили с видом описавшегося пуделя  о миллиардах замороженных на западе... Молодому поколению, не заставшему дефолт 1998 и последующие девальвации преподали очередной урок о "стабильном" рубле и " загибающемся" баксе... так что все камлания хуршудовых в топку,  и если эта молодежь заработает денег то вкладывать она их будет в бакс, юань, бетонометры но только не в постоянно девальвируемый рубль…

Когда я спросил, как должна выглядеть эта стабильность, какими цифрами выражаться, мне выдали, что стабильность – это отсутствие инфляции и нужно, чтобы колебания рубля не превышали 1-2%, примерно как в Швейцарии.

Это вопиющее невежество. Невежество, которое вопиет на пользу врагу. Поэтому я возвращаюсь к теме в более подробном изложении. Доказывать теорему буду методом «от противного». Для моих оппонентов  - даже от очень противного. Ничего не поделаешь, жизнь такая.

1.     Неизменных валют в мире нет

За исключением небольших, а также отсталых, стран и находящейся в изоляции КНДР все валюты торгуются на биржах, а потому у всех курс переменный.

Положим, нашел я волшебную палочку, взмахнул ей и установил курс рубля к доллару в размере 50 руб./$. Чуть цена дернется вверх, продаю доллары, чуть вниз – покупаю. Но вот за последние 1,5 месяца доллар к евро подорожал на 4%. Биржа легко переходит с одной валюты на другую через кросс-курсы. Следовательно, и рубль к евро вырастет на те же 4%. Швейцарский франк за год вырос к доллару на 16% (рис. 1) . Рубль на такую же величину должен подешеветь к франку. Получается, что «стабильность» даже теоретически возможна только к одной валюте, а к остальным – не обессудьте, бананьев для вас нема.

Рис. 1. Динамика котировок франка к доллару за 10 лет.

2.     Разрешите привязаться?

 Есть, правда,  немало стран, которые все же привязывают свою валюту к доллару США. Это, например, страны Карибского бассейна: Антигуа, Доминика, Гренада, а также Эквадор, Боливия, Панама и др. и пр. Они тесно связаны с американской экономикой, экспортируют туда свои кофе и бананы, к ним едут американские туристы. Также привязаны к доллару валюты нефтедобывающих арабских стран; коль нефть, их главный товар, торгуется в долларах, за саудовский риал уже 17 лет дают 0,26-0,27 доллара, и это всех устраивает (рис.2). Пока.

Рис.2. Курс саудовского риала к доллару США, 2006-2023 г.г.

У центробанков таких стран не работа, а мечта: сиди себе, поплевывая в потолок, и продавай доллары из своих золотовалютных резервов (ЗВР), либо покупай их туда же. Правда, иногда случаются сильные всплески.

К примеру, в августе 2018 г. страны ОПЕК увеличили добычу нефти на 30%. Биржа возбудилась, решила, что нефть упадет до $20 за бочку (это случилось, но на 1,5 года позже), тогда КСА останется без денег и ему полный крестец. Все бросились продавать риал, и его курс снизился на 9%. А в марте прошлого года, наоборот, цена нефти улетела до $139, и за ней вырос на 11,2% курс риала. Хотя оба раза саудовский ЦБ  в разумные сроки вернул риал на место.

Есть, впрочем, две сложности для такой валютной политики. Первая в том, что нужно иметь очень большие ЗВР. В Саудовской Аравии их $443 млрд, по 12,7 тыс. долларов на каждого жителя. В России с ее  $580 млрд ЗВР на душу населения приходится втрое меньше ($3,9 тыс.). Китай с его огромными ЗВР ($3,2 трлн) выглядит и вовсе бедняком, имея $2,3 тыс. ЗВР на китайца. В пору интенсивного роста Китай намеренно держал юань в течение 10 лет (!!!) привязанным к доллару, причем на весьма низком уровне 8,2 CNY/USD (рис.3). Это способствовало долларовым инвестициям, экспорту, дешевая китайская продукция победно осваивала западные рынки. А когда они были завоеваны, Китай отказался от этой практики. Но и тогда, и сейчас власти принудительно ограничивали хождение доллара внутри страны. Запомните это обстоятельство.

Рис. 3. Курс юаня к доллару, 1985-2023 г.г.

Большой размер ЗВР необходим, поскольку без него привязка валюты к доллару попросту невозможна. В пору экономических кризисов или иных катаклизмов все, и люди, и компании бросаются покупать валюту, и если ее недостаточно, курс собственных денег катастрофически падает. В России, в 1992-95 г.г. он упал в 37 раз. Для привязки своей валюты к доллару нужно иметь ЗВР почти столько же, сколько выпущено своих денег. Поэтому ЗВР Саудовской Аравии превышает количество эмитированных денег в стране (агрегат М1) и составляет 71,6% денежной массы М2, включающей еще и сбережения.

Другая сложность в том, что, привязывая свою валюту к доллару, страна как бы объясняется в любви к Великой Америке. Теперь у нее с американцами все будет немного лучше, чем с другими. Ей будет легче продавать свои товары в США. В эту страну поедет чуть больше американских туристов. Свои ЗВР она будет держать преимущественно в долларах, а доллары, разумеется, в американских облигациях. С другими валютами будут проблемы: у них курс переменный и есть риски резкого удорожания/удешевления к ним собственной валюты. Торговля будет от них страховаться, а это затраты. Для стран, прочно связанных с Америкой, это приемлемо, потому и существует.

Живет в океане рыба-прилипала. Своим присоском она прикрепляется к акуле и плавает вместе с ней. Неплохо живет, питается остатками акульего обеда. Если акула умрет от старости, прилипала поищет другую. А вот если акулу поймают рыбаки, прилипала попадет к ним на стол. Говорят, она очень вкусная.

В России же привязка рубля к доллару смертельно опасна. Денежная масса у нас сейчас выросла до 82,3 трлн руб. при курсе 60 руб./$ пришлось бы держать в составе валютных резервов минимум 960 млрд долларов. Их просто нет. А после начала спецоперации эти доллары были бы заморожены, рубль подешевел бы в десятки раз, и вся наша экономика была бы разрушена в считанные недели. Нынче это самая большая американская мечта. Теперь понятно, чьи интересы отстаивают радетели «твердого рубля»? Вот и славно. Пойдем дальше.

3.     Почему Центробанк отказался от валютных интервенций

 Ну ладно, скривится мой оппонент, привязать нельзя, но почему ЦБ не продает доллары, чтобы просто поддержать курс рубля? Сейчас разберемся.

После заморозки ЗВР наш ЦБ лишился возможности напрямую торговать валютами западных стран. Но он может это делать через уполномоченные банки, может продавать юани, изымая рубли из экономики, и тогда курсы западных валют тоже снизятся. Почему же он, наоборот, объявил о прекращении торговли валютой?

На 1 января 2023 года российские граждане и компании имели на своих счетах иностранную валюту в количестве $263,4 млрд. Это и доллары, и евро, и юани, и другие валюты, но больше всего, конечно, долларов. Из них $105,4 млрд в виде наличных были на руках, $66,6 млрд – в зарубежных банках. В пересчете на рубли получается ₽12 трлн. Это наши, заработанные деньги, которые мы получили за проданные товары и услуги. Деньги эти лежат мертвым грузом, не инвестируются в наше производство и не способствуют развитию нашей экономики. Нам это нужно?

Если ЦБ, ради поддержки рубля, начнет продавать валюту, количество ее на руках еще вырастет. А количество рублей сократится. И экономика будет тормозить еще больше.

Такое уже было. Без малого $100 млрд потратил наш ЦБ в 2014 г., стремясь при низких нефтяных ценах удержать рубль в пределах 32-35 RUB/USD. Не удалось, и тогда доллар резко подорожал вдвое, до 70 руб./$.

В порядке отступления. Тут мои оппоненты радостно затопают ногами: да что же это за Центробанк, которому ничего не удается? Должно удаваться! И в прошлом году не удавалось, упустили доллар до 123 рублей, потом слишком забодали его до 50 руб., а сейчас опять пропустили прыжок на 101 рубль! Всех уволить за некомпетентность!.. И вообще ликвидировать эту вредительскую контору!!!

Сразу им и отвечу: да, Россия вступает в новый для нее многополярный  мир методом проб и ошибок. Совершая довольно резкие шаги, ЦБ не может точно предсказать их последствия, ибо такого опыта никогда не было. Не было в мире крупной экономики, с одной стороны, многопрофильной, с другой – сильно ориентированной на экспорт сырья. Сейчас похожей экономикой становится Бразилия, но у нее нет противостояния с западом и НАТО, против нее не ведется холодная война. Все же Бразилии какой-то наш опыт может пригодиться. А нам учиться не у кого, только на практике.

Ну, скажите, каким коэффициентом можно оценить биржевую панику? Сколько у нас денег в руках прозападных или трусоватых владельцев, которые при снижении курса рубля толпой побегут в обменник? Какими цифрами оценить влияние западной пропаганды, которая уже 30 лет вдалбливает им в головы мысль, будто рубль всегда останется «деревянным»?

Но, оказывается, и другие крупные центробанки не используют валютные интервенции. Этот метод почти вышел из употребления. Он был эффективен 25-30 лет назад, когда не было электронных торгов. Сейчас же денежные потоки многократно увеличились, в торгах участвуют трейдеры со всего мира. Кроме бирж, валюты торгуются на мировом рынке ФОРЕКС, там сейчас дневной оборот составляет (внимание!) $5 трлн. Деньги легко перетекают с бирж на ФОРЕКС (и обратно), а повлиять на него валютными интервенциями при таких оборотах практически невозможно.

Сейчас биржевые котировки намного больше зависят от интервенций словесных. От сильных новостей, на которые биржа, с ее огромными деньгами, отреагирует в нужную нам сторону. Взгляните – только одно объявление ЦБ о предстоящем внеочередном заседании так напугало биржу (рис.4), что доллар за 4 дня (!!!) отыграл назад на 9 %:

Рис.4. Котировки пары  USD/RUB, дневной график.

Потому ЦБ и не проводит валютных интервенций, что располагает для стабилизации рубля более сильными средствами. Словесные мы уже отметили, коротко перечислим остальные.

Повышение ключевой ставки рефинансирования – мера мощная, но кратковременная. Нынешняя ставка 12% годовых уже повлекла за собой рост ставок кредитов и депозитов в банках. Дорогие деньги нехороши для экономики, и при первой же возможности ЦБ будет ставку снижать. Именно так он действовал в прошлом году и вполне успешно.

Обязательная (полная или частичная) продажа валютной выручки тоже эффективна, но с ней можно промахнуться. Внешнеторговый баланс у нас положительный, зимой пойдут вверх цены энергоносителей, и доллар спикирует вниз, только успевай останавливать. И мера эта напрягает экспортеров: хотел подержать валюту на счете до повышения курса, а нельзя, в положенный срок продавай, теряя доходы. А потом покупай ее дороже, чтобы расплатиться с иностранными подрядчиками.  

Ограничение хождения западных валют. Вот этот способ я считаю самым перспективным. Сейчас крупные валютные средства жителей и компаний по сути заморожены в банках: можно снять сумму до $10 тыс., остальное получите в рублях. Но в стране идут продажи иностранной собственности (по низким ценам), компании испрашивают и получают разрешения на покупку и вывоз валюты. Этот процесс отчасти стал причиной валютного дефицита, но он скоро сойдет на нет. Речь не о нем.

Мы должны добиться, чтобы доллар, впаренный нам в лихие 90-е, стал нежелательным. Чтобы он перестал быть средством уберечь деньги от инфляции.

Быстро это сделать нельзя, повредим многие международные связи, но эту линию надо взять за основу, объявить о ней всенародно и последовательно ограничивать в хождении по стране вражеские валюты. Тут можно использовать запреты, налоги, активную пропаганду (вспомните Китай!). Но главную роль должно сыграть улучшение инвестиционного климата. Это большая тема, в данной статье не уместится. Перейдем к тому, как ЦБ, влияя на курс рубля, способствует поддержке нашей экономики.

4.     Инструмент управления экономикой

 Многие экспортно-ориентированные страны в кризисы намеренно допускают снижение курса своей валюты. Спрос на продукцию их компаний падает, они должны снижать либо объемы продаж, либо цены, это ведет к убыткам. При удешевлении же своей валюты экспортные цены можно снижать без опаски, ибо выручка дома, в своей валюте, останется прежней. К примеру, в начале ковидного 2020 года Канада снизила курс своего доллара на 11%, южнокорейская вона подешевела на 13,5%, турецкая лира – на 15,5%. Россия в этом виде спорта обогнала всех, в моменте рубль падал на 28%, но нефть оперативно подорожала, и он 15% отыграл назад.

Своеобразие России в том, что экспортная выручка (преимущественно нефтегазовая) приносит 35-40% доходов в федеральный бюджет. В первом полугодии этот бюджет был дефицитен, было потрачено 2,6 трлн руб. из резервного фонда. Поэтому ЦБ не препятствовал росту доллара с 75 руб. в марте до 90 руб. в конце июля. Подсчитаем, чем это обернулось.

В августе при среднем курсе доллара 95 руб. нефтегазовые доходы составили 480 млрд руб. Если бы ЦБ удерживал курс на 75 руб./$ бюджет недосчитался бы 101 млрд руб. В масштабах страны, кажется, не так много. Но 350 современных танков Т-90 на них изготовить можно. Из прибавки за месяц, заметьте. Можно профинансировать денежное довольствие более, чем половине наших войск на Украине. Тоже не пустяки.

Нынешнее снижение курса рубля способствует нашим производителям и внутри страны. Импорт дорожает, стимулируя его замещение. Это как раз то, что сейчас России нужно.

Однако в том же августе бюджет стал профицитным, доходы превысили расходы на 230 млрд руб. Потому и думается мне, что ЦБ, применив что-то из своего арсенала, к концу года ослабит доллар. Нормальная его стоимость сейчас 80-85 руб. Но никакой спешки нет, нынешнее положение для страны не опасно. Нужно только внимательно следить за инфляцией.   

5.     Курс рубля и инфляция

Бытует мнение, что инфляция потребительских цен растет с падением курса национальной валюты. Это не совсем так, а бывает и совсем не так. В период 2003-2008 г.г. наш рубль подорожал с 32 до 23,5 руб./$ (на 26,5%), а инфляция потребительских цен прекрасно себя чувствовала на уровне 10-11% в год и за 5 лет накопила аж 94% (!!!). Пока рубль крепчал, цены выросли вдвое! Держатели долларов за этот период потеряли больше половины своих сбережений (!!!).

То же наблюдаем в нынешней Европе. В 2021-22 г.г. курс евро к доллару вырос на 13%, а инфляция в ЕС увеличилась до 5%.

А дело в том, что инфляция зависит от нескольких факторов. Когда в стране многовато денег, а вложить их некуда, растут цены на недвижимость, авто и бытовую технику, на зарубежный туризм. Сейчас мы именно это и наблюдаем. В западных странах лишние деньги (там их печатается все больше) бегут на биржу, вкладываются в страховку и разные фонды; в России эти способы пока мало используются, что, на мой взгляд, хорошо - меньше кормим нахлебников. Курс валюты сильно влияет на инфляцию, если страна импортирует много потребительских товаров. Наконец, у производства могут расти издержки, и это способствует росту цен независимо от курса валюты. Именно это мы сейчас наблюдаем в Европе.

В России прошлогодний скачек инфляции на 13,4% связан не с курсом рубля (в среднем по году он составил 70 руб./$), а с вливанием в экономику огромных денег. Это не только расходы на спецоперацию и поддержку производства (3,3 трлн руб.), но и выросшая валютная выручка, которая подлежала обязательной продаже. По моей (весьма приближенной) оценке она принесла дополнительно еще 3 трлн руб.

Теперь понятно, почему ЦБ отменил обязательную продажу валютной выручки и не вводит ее сейчас? Потому что главной целью он считает снижение инфляции. И в этом я с ним полностью согласен.

Для этого ЦБ вместе с Минфином продвигал льготную ипотеку, ради этого он сейчас не загоняет доллар обратно на 70 руб. жесткими мерами. Коль в стране еще хватает любителей держать доллары в кубышке, пусть купят их подороже, снижая количество горячих денег в экономике.

В случае некоторого сокращения денежной массы я не вижу больших угроз повышения потребительской инфляции в стране. Сейчас с начала года она составляет 4,57%. Продовольствием Россия себя полностью обеспечивает, импортные хамон и цинандали занимают небольшую долю рынка. Ширпотреб мы ввозим из Китая и других стран ЮВА, а юань в августе подорожал всего на 9% и уже отыграл назад 4,3%. Переход на юани в международных расчетах будет способствовать стабилизации рубля, а доллары и евро будут и дальше терять в России свои позиции.

Сложнее ситуация с промышленной инфляцией, там доля импорта еще существенна. Но и там идет замена западных товаров на свои и китайские. Однако статья уже объемом великовата, буду ее заканчивать.

6.     Резюме

С начала года курс рубля к доллару снизился на 37%, а турецкой лиры – на 44%. Турция – это вообще уникум: там инфляция в прошлом году составила 64% (!), а ВВП вырос на 5,6% (!!!). И никто, кроме проамериканской оппозиции,  там не посыпает голову пеплом, не хоронит свою валюту. Работают турки.

Пора и нам прекратить болтовню о «деревянном рубле» и твердом, как дрын, долларе. Нет в природе ни того, ни другого. Нужно понимать, что выгодны эти разговоры лишь тем, кто сидит на долларовой кубышке и ждет от нее новых доходов, да еще недругам России. И тем, и другим уже пора  заткнуть рот. Не кулаком, не запретом, а цифрами и аргументами. Как я это делаю сейчас.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Сам я продал свои последние доллары в 2002 году и держу свои резервы только в рублях. В прошлом году при инфляции 13,4% ставки по банковским депозитам достигали 20-25%. И сейчас они превышают инфляцию даже с учетом уплаты налога.

Комментарий редакции раздела Вопросы экономики

Местами спорные утверждения, но в целом довольно добротно

Комментарии

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А тут брехунов, как грязи... Этот - из самых маститых...smile1.gif

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

старается )

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не обращайте внимания, он на работе.... Есть такая специальность - пропагандон антироссийский. Очень популярна вна Руине и других бывших республиках....

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

Благодарю, я уже понял.

Немного огорчен засильем таких на АШе, но что ж делать? Война...

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да. У нас тут свой маленький фронт...

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

Вот, кстати, да smile9.gif

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это Вам из Франции видно? Хреново смотрите....smile1.gif

1. Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна и полностью обеспечивает себя продовольствием.

2. Я тут недавно купил 2 пары наших кроссовок по цене 900 и 1500 руб. Очень удобные и пока прочные. Вообще российской обуви полно. 

3. Холодильник у меня российский уже 15 лет работает. Правда,стиралку недавно купил китайскую, итальянская проработала 12 лет и сдохла.

4. ВСе строительные материалы Россия производит сама.

5. Россельмаш производит комбайны для страны и на экспорт.

6. Наконец, вооружение  нас неплохое. Хотите проверить?...smile1.gif

Это  так. навскидку. Список можно продолжить...

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

2. Я тут недавно купил 2 пары наших кроссовок по цене 900 и 1500 руб. Очень удобные и пока прочные.

О как, вот с этим еще не сталкивался - а кто делаем? Компания? Бренд? Прям любопытно

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Производитель неизвестен. Подделка под Reebok....smile1.gif 

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

Понятно, а как поняли, что именно отечественные?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Продавец магазина сказала - московская фирма. И по стилю - похоже... Думаю, вьетнамцы там делают.

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Lock_enough
Lock_enough(8 лет 3 месяца)

Благодарю, понятно 

Аватар пользователя Вотведь
Вотведь(10 лет 10 месяцев)

Почто Росатом третируете?) 

Аватар пользователя Стелс
Стелс(2 года 9 месяцев)

Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна

Россия всегда была крупнейшим экспортером зерна. Зерно это сырье.

Я тут недавно купил 2 пары наших кроссовок по цене 900 и 1500 руб

Соболезную. За такие деньги продают сланцы.

Холодильник у меня российский уже 15 лет работае

А внутри него детали где произведенные?

ВСе строительные материалы Россия производит сама.

Врать то зачем?

Россельмаш производит комбайны для страны и на экспорт.

 Да, вот здесь нормально, около 70% рынка.

Наконец, вооружение  нас неплохое

Не неплохое, а отличное советское оружие.

А вот современная Армата как-то не пошла.

Список жидковат, да еще и с враньём. 

Где российские электроника, бытовая техника, автомобили приличного уровня?

Правильно, их нет и не будет, потому что в экономическая политика властей не позволяет развиваться никаким отраслям, кроме сырьевых.

Тут ведь даже бизнес план не составить хотя бы на 5 лет вперед, потому что рубль за этот срок может  вдвое обесцениться. 

Надеюсь, его в октябре выпилят, пусть 11-го клона готовит...smile1.gif

Ваши надежды понятны. Так ведь вам никто не будет мешать врать.

Комментарий администрации:  
*** отключен (патентованный неполживец) ***
Аватар пользователя gwfr
gwfr(11 лет 1 месяц)

smile9.gif

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Еще одно ципсо проклюнулось... За 10 лет аж125 комментов написало...smile1.gif

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя gwfr
gwfr(11 лет 1 месяц)

Других слов не знаете, коль не по Вам? А Вы ножками ходите по земле, глядишь, глаза и откроются.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Россия всегда была крупнейшим экспортером зерна. Зерно это сырье.

Экспорт зерна из России: 2001 год - 2 млн т, 2005 год - 5 млн т, 2021 год - 33 млн т.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Российский_зерновой_экспорт#Экспорт_зерна_в_Российской_Федерации

С таким наглым брехлом я больше разговаривать не буду. Брысь отсюда.

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Стелс
Стелс(2 года 9 месяцев)

Так еще Российская империя была крупнейшим экспортером зерна.

И при этом была отсталой страной, где даже добыча ресурсов контролировалась иностранцами, а зерна не хватало для своих же жителей.

В 2001 году урожай зерновых составил 83,8 млн тонн, а в 2021 году составил 120,7 млн тонн. Очевидно, что тогда меньше шло на экспорт.

Здесь рост на 44%. Но это с низкого старта. Потому что если посмотреть Росстат, то окажется что например еще в 1978 году урожай был выше чем в 2021 году - 127,4 млн тонн.

Или например 1990 год - 116,7 млн тонн. Всего на 4 млн тонн меньше, чем в 2021 году.

Так где здесь достижение, при том что климат существенно потеплел, и множество земель вышли из зоны рискованного земледелия?

Может быть достижение в том, что свое качественное зерно вывозят, чтобы им кормили свиней в ЕС, а в обмен завозят оттуда корма для наших свиней из мясокостной муки?

Про свое вранье ты почему-то писать не решился, ну да оно понятно.

Вот так и получается, - ты оперируешь википедией, а я Росстатом, тебя ловят на откровенной лжи и ты отмалчиваешься, а я отвечаю за все свои утверждения, подтверждая их ссылками.

Но понятно, что такие собеседники тебе в твоем бложике не нужны. Они же мешают натягивать сову. Бери пример со счетовода, который забанил всех своих оппонентов и не жужжит. Тем более что ты из аналитиков перешел в пропагандисты.

Комментарий администрации:  
*** отключен (патентованный неполживец) ***
Аватар пользователя Слон
Слон(13 лет 4 недели)

Элементарно. Дело в том, что в нашем климате производство любой продукции требует гораздо больших затрат, чем в тёплых странах. И чем более высокого передела продукция, тем больше разница. Не в нашу пользу, разумеется.

 Допустим, обувная фабрика. В тёплой стране работа идёт под навесом, а у нас надо изготовить кирпичи, построить здание с толстыми стенами, построить кочегарку для отопления, в кочегарке должны работать люди. А ещё надо уголь добыть и привезти, это тоже труд, затраченный на производство конечной продукции. И целый шахтёрский город живёт, трудится, думаете, это не сказывается на себестоимости, к примеру, ботинок, которые выпускает  обувная фабрика? И завод "Камаз" работает, чтобы было на чём привезти туда уголь.  В общем, затраты труда нарастают как снежный ком.

Поэтому и разоряются отечественные фабрики, не выдерживая конкуренции с импортной продукцией.   Можно, конечно, пресечь внешнюю торговлю, как было в Сталинское время. Фабрикам станет полегче, но вот покупателям станет намного хуже. Население может взбунтоваться.  И тогда станет совсем плохо.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Думник
Думник(3 года 9 месяцев)

Элементарно. Дело в том, что в нашем климате производство любой продукции требует гораздо больших затрат, чем в тёплых странах. И чем более высокого передела продукция, тем больше разница. Не в нашу пользу, разумеется.

Это потому, что энергия была дешевой. Сейчас с развалом энергетики Европы, зеленобесием и угрозой исчерпания запасов углеводородов все начинает меняться. Да, надо обогревать, строить капитальные здания, использовать далекие плечи логистики. Но если у нас есть дешевая энергия, а у конкурентов нет, то и производство станет конкурентоспособным. Похоже, все ведут к тому.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это все же не самое главное. Хорошую обувь делают и в теплой Португалии, и в прохладной Финляндии. Есть много других факторов.

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 8 месяцев)

Сельское хозяйство - тоже деградирует? ВПК там, Росатом? Или - "этодругое"?

Аватар пользователя Стелс
Стелс(2 года 9 месяцев)

Сельское хозяйство - тоже деградирует?

Смотря что. Качество упало, объем вырос. На мой взгляд это деградация. Рост объема за счет снижения качества с использованием западных технологий. Как результат - люди стали больше болеть, а количество аллергий выросло в разы. Сегодня ребенок без аллергии редкость, а во времена СССР редкостью был ребенок с аллергией.

ВПК

Армату так рекламировали, а почему не производят? Где двигатель для Су-57?

Советское-то оружие модернизировали, а вот с новым как-то не идут дела.

Росатом

На сколько выросла доля атомной энергетики в России за последние 30 лет?

Комментарий администрации:  
*** отключен (патентованный неполживец) ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 8 месяцев)

Как результат - люди стали больше болеть, а количество аллергий выросло в разы.

То что продолжительность жизни выросла - вы старательно не замечаете

Советское-​то оружие модернизировали, а вот с новым как-​то не идут дела.

 С гиперзвуком тоже что-то не идет? Вы какое качественно новое оружие жаждете опробовать?

На сколько выросла доля атомной энергетики в России за последние 30 лет?

Насколько вырос портфель иностранных заказов у Росатома за последние 30 лет? Кто еще может предложить полный цикл?

Про квадратные метры жилья на душу населения вам напомнить - тоже повыше будет советских однако.

Ну не знаю, говнецом от ваших слов несет, уж извините. 

Аватар пользователя Стелс
Стелс(2 года 9 месяцев)

То что продолжительность жизни выросла - вы старательно не замечаете

Половина мужчин не доживает до пенсии. Очень выросла. Правда на бумаге.

С гиперзвуком тоже что-​то не идет?

Не знаю что с ним идет. Вот идет СВО, гиперзвук помог  завоевать преимущество на поле боя? Кто там сейчас в наступление идет?

Насколько вырос портфель иностранных заказов у Росатома за последние 30 лет?

Не доедим но вывезем?

Про квадратные метры жилья на душу населения вам напомнить - тоже повыше будет советских однако.

Это да, правда СССР с нуля отстраивал города. А потом к уже построенному, при сокращении населения, достроили новые квадратные метры. Да вот только в СССР квартиру давали бесплатно. А сегодня цена на квартиры такая, что 70% не могут даже и мечтать о покупке жилья в ипотеку.

А почему не могут? Да потому что медианная по стране $350, как в Африке, и большая часть населения живет в нищете доживая на остатках некогда великой страны. В то время как элитки изо всех сил вывозят из страны все, до чего могут дотянуться.

Комментарий администрации:  
*** отключен (патентованный неполживец) ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 8 месяцев)

Хватит врать-то. Возраст дожития нормальный вполне. И разработки свои в ВПК есть, и в атомной отрасли тоже. И в СССР "бесплатную" квартиру давали далеко не всем и не сразу, и сейчас половина жилья - это частные дома, а не квартиры вовсе. Это к вопросу про медианную по стране, где в "серой" экономике % так 30 прячется. Что вы там в нищете живете - это ваше дело, не надо на всех натягивать.

Кто там сейчас в наступление идет?

Как успешно ваши хохолики идут-то, а? До Урала уже дошли небось? Или полмиллиона уже потеряли, на пару километров продвинувшись? 

Аватар пользователя Тохx
Тохx(7 лет 5 месяцев)

Спасибо. Пропустил этот момент.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

smile18.gif

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя ААП
ААП(10 лет 4 месяца)

Главная проблема рубля не в том, сколько именно он стоит, а в том, что его курс не стабилен! Он постоянно скачет и, как правило, дешевеет.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Покажите мне другую страну с воюющей армией в 500 тыс бойцов, замороженными ЗВР и стабильным курсом своей валюты. Я знаю только США во время вьетнамской войны. Но США сами печатает свою валюту по всем миру, никакие ЗВР им не нужны, как же ей не быть стабильной...

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя veakar
veakar(6 лет 5 месяцев)

Так-то и до СВО курс был не стабилен. 

Да, я поддерживаю Верховного и большинство его действий, но с точки зрения кошелька обычного человека не могу сказать, что только с началом СВО рубль стал нестабильным

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не рубль... инфляция стала расти. А курс доллара ожидая краха страны, ее опережал.... моментами.

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(13 лет 11 месяцев)

Угум. Его атаковали в 2014-м,  ЕМНИП.  В тот год ничего не происходило. верно?

Аватар пользователя veakar
veakar(6 лет 5 месяцев)

Ну так на моей памяти его атаковали в 93, 96, 98 и т. д. Суть то не меняется, если смотреть с точки зрения кошелька обычного обывателя

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(13 лет 11 месяцев)

Разборки с Верховным Советом, Чечня, дефолт.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Еще как происходило. Цены нефти упали вдвое, а в стране накопилось многовато рублей, ранее полученных за нефть.

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(13 лет 11 месяцев)

Это был сарказм.  Малазийский Боинг как раз тогда сбили - и зарядили первые стотысячпятьсот санкций.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Смайлики надо ставить!  Тут 200 комментов, поди угадай, где сарказм....smile1.gif

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(13 лет 11 месяцев)

Не, ну я понимаю - боротьба с режимом, люди с горячими сердцами уже забывают про даты. Но нам, охранителям, помнить положено. Как раз сбитый самолёт стал официальным поводом для введения всевозможных санкций и ограничений. И до того было как бы не здорово, но вроде как где-то в те годы наконец-то отменили закон о санкциях, принятый в отношении СССР за невыпуск евреев за границу. Точно, Джексон-Веник. Хоть и ввели тут же аналогичный "закон Магнитского", но этого было маловато.

Так что Боинг был сбит очень вовремя, и с этого момента всё пошло по нарастающей.

Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Покажите мне другую страну с воюющей армией в 500 тыс бойцов

Не корректное заявление. 

Если бы в мире было бы хотя с пяток воюющих стран с 500тыс армией, то тогда можно было сказать  что вот у этих все рухнуло, а у нас все хорошо.

Но их нет. 

Поэтому единственно что можно - смотреть исторические примеры. 

Типа ссср в афгане, сша во Вьетнаме. 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не корректное заявление. 

Вот и я говорю: не у кого России было опыта набираться.... Ливия быстро проиграла, небольшая страна, Иран выдержал, но уже 15 лет терпит, и проамериканская оппозиция там уже не раз беспорядки устраивала.  

Комментарий администрации:  
*** Покойся с миром, уважаемый Александр - https://aftershock.news/?q=node/1485324 ***
Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Я вас умоляю, какои опыт? Даже попытки не было.

Они сами и устроили эту ситуацию. Они сами её до этого и довели. И само собои они даже не пытались какои то оыт приобрести. 

Как вам уже сказали, к пожар у готовятся до пожара мерами не позволяющим возникнуть пожару..

Но когда руководство занято тем чтобы набииь карманы быстрее чем его оппонент, то ни о какои противопожарной безопасности и речи не идёт.

Потому зачем вам не сгоревшей здание если оно не ваше? 

А оно станет не вашим если вы набьете карманы меньше чем конкуренты. 

А потом во время пожара уже и попризывать к героизм и на нарушения смотреть выпучив глаза "а кто это сделал?" 

Кто кто... Ленин конечно. Это же ленин заблокировал решение россиского парламента о переходи Крыма в Россию. Потому что его друг Билл попросил из спасеннои богом Америки. 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 8 месяцев)

Это же ленин заблокировал решение россиского парламента о переходи Крыма в Россию.

Откуда такая хрень? Крым передал Хрущев. Взять его обратно в 1992-м - это война по типу югославской, оно точно ослабленной России надо тогда было? 

Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

1. Слово сарказм не слыхали? Вы же меня знаете. И прекрасно знаете что я в курсе про хрущев а) 

2. С хера бы воина была? Кто с кем бы воевал? 

Украина тогда была советскими гражданами. Они не были готовы воевать. 

Крым уже проголосовал за выход Украины тогда. 

Если бы они поспорили бы выход Крыма то создали бы повод оспорить и выход Украины. 

Все очевидцы. Деятели, специалисты. Что наши что иностранные в один голос утверждают что Россия могла бы без проблем забрать Крым. 

Украинскии Крым - это чистое, единоличное пожелание ельцина.

Даже американцев приплести не удастся потому что они тоже офигели. Но Отказыватся от удачи не стали. 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(10 лет 8 месяцев)

В Чечне тоже были советские граждане  - вполне себе несколько лет воевали.

Аватар пользователя Scahor
Scahor(9 лет 11 месяцев)

Не надо путать теплое с мягким.

Много чеченцев не воевал или были за федералов. 

Воевали по большей части выходцы с гор, там где советизация их коснулась чисто номинально.

Аватар пользователя Vit999
Vit999(9 лет 10 месяцев)

Он постоянно скачет и, как правило, дешевеет.

И насколько же он подешевел за тридцать лет, к рублю на излёте советской власти, к рублю в начале советской власти, к царскому рублю на излёте царской власти, к рублю в начале царской власти? 

Аватар пользователя zag
zag(11 лет 6 месяцев)

Хрен с ним, не надо крепкий как дрын, пусть болтается между 30 и 60🤣

Аватар пользователя sixwinged
sixwinged(12 лет 6 месяцев)

С начала года курс рубля к доллару снизился на 37%, а турецкой лиры – на 44%. Турция – это вообще уникум: там инфляция в прошлом году составила 64% (!), а ВВП вырос на 5,6% (!!!). И никто, кроме проамериканской оппозиции,  там не посыпает голову пеплом, не хоронит свою валюту. Работают турки.

 Жопа у них полная и ключевую ставку уже до 25% задрали, а так то да, никто не посыпает голову пеплом, а если кто начинает - его записывают в проамериканскую оппозицию... прям как у хохлов - критикуешь Зелю - русофил!

Блин, Счетовод хоть пытается статистические данные к своим опусам привязать....

Ограничение хождения западных валют.

Угу, как Индия с неконвертируемой рупией.. и продажей всего ценного во внешку и за баксы.. прям как в позднем СССР..

Страницы