жила была АСТ.. сама виновата

Аватар пользователя тёплый ЭНЕРГЕТИК

Морозы стимулируют размышления о надежном и эффективном теплоснабжении наших городов и поселков... Атомное теплоснабжение - странное, казалось бы, словосочетание. Разве возможно - спросите ? А почему нет.. И сейчас, несмотря на варварство и луддизм 90-ых, это тоже работает - во всех городках-поселках крупных АЭС (Нововоронеж, Курчатов, Балаково, Полярные зори...), завершает свою работу легендарная Билибинская АТЭЦ в заполярье. И вы не поверите - АЭС Безнау снабжает недорогим теплом живописные предгорья Швейцарии (это не шутка). Почему же так и не состоялись замечательные проекты крупных "атомных котельных" в Воронеже и Горьком? ...попробуем разобраться..

Крупный тепловой источник - АТОМНАЯ СТАНЦИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ в базовой части графика тепловых нагрузок позволяет полностью покрыть летнюю тепловую нагрузку горячего водоснабжения и полностью вывести из эксплуатации наиболее опасные в экологическом отношении мелкие теплоисточники - на твердом и жидком топливе. В мощностном выражении первая очередь АСТ замещала 14% располагаемых мощностей городских источников теплоты и 29% годового Пуск двух очередей АСТ составлял 28% тепловой мощности города и замещал 53% годового теплопотребления. Гграфик тепловой нагрузки отопления крайне неравномерен в течение года, и важно вывести в базовую часть графика наиболее экономичный энергоисточник - тогда экономия будет максимальна за счет длительного периода работы АСТ, практически в течение всего года.

Прежде чем решить, где нужна АСТ - атомная станция теплоснабжения - надо понять тепловые нагрузки, их величину и график изменения...

Давайте начнем с самого начала.. окинем взглядом энергопотребности обычной семьи. Приготовление пищи, холодильник, телевизор, фен с утюгом, музыка со светом –  по минимуму два - три кВт-часа в сутки. Все это вместе примерно один килограмм условного топлива. С отоплением (и горячей водой) сложнее. Большинству квартир в нашем жилом фонде холодной зимой в сутки для отопления требуется 40-50 квт*час, или 130-150 мегаджоулей. А вот как это тепло в квартиру подвести – тут разные хитрости есть. Если котельная неподалеку, то для этого потребуется 5-6 кг. условного топлива, плюс потери в сетях. Если топить духовкой да плитой – раза в два больше, поскольку тепло улетучивается быстрее.

Ну а если из розетки – обогревателями, то вообще для этого на ТЭЦ потребуется сжечь как минимум в три раза больше, за 15 кг условного топлива. Такова вот физика с экономикой и с географией, поскольку у нас – самая длительная и самая суровая зима. Это и есть цена отключений, цена заблуждений и спекуляций вокруг энергообъектов. Свои калории для обогрева все равно народ из розеток вытянет, да у газовиков – в два, в три раза больше. Понятно, с какой эффективностью, и с какими затратами. Плюс еще горячая вода - по 90-100 литров на брата в сутки.

И вообще, надо понимать, что за каждые три киловатт-часа, которые мы тратим дома, на ТЭЦ в самом лучшем случае сжигается минимум один килограмм условного топлива, примерно 10 кубометров кислорода, а в атмосферу взамен этого энергетики выбрасывают столько же углекислого газа. И по мелочам – окислы азота, серы – от мазута, зола – от угля… И это всё – для обеспечения нашего комфорта, это социально-экологическая цена энергии.

Обратите внимание - высококонцентрированной энергии - электричества, мы потребляем в общем суточном количестве процентов 25-30, всё остальное - низкотемпературное тепло. А газ сжигается в котлах с высоким к.п.д. и высокой температурой - около 2000оС, чтобы получить в конечном счете нагретую воду, и повысить температуру в домах на 25оС, - представьте суммарную эффективность такого отопления. Кстати, крышные или подвальные котельные не устранят этого принципиального недостатка "огневого" отопления. Проблему нужно решать принципиально по-другому.

Значит, самые эффективные системы – это теплоснабжение отработанным теплом от ТЭЦ. Или от атомных ТЭЦ… Но АТЭЦ особо не приблизишь к городу. А можно ли приблизить АСТ…?

Почему вдруг Воронеж и Горький?  Под Воронежем и так работает крупная АЭС с реакторами ВВЭР (210, 265, 2*440 и 1000 МВт). Зачем еще? По двум важным причинам: во-первых, в Черноземье (а это почти 8 млн человек на территории с пол-Франции) нет никаких ресурсов, да и строить крупные угольно-газовые станции в самом плодородном месте страны не очень разумно.. Свыше 3/4 электроэнергии в российском Черноземье вырабатывается на АЭС. Ну и миллионники в Российском климате требуют как минимум 7-8 млн тут на отопление, почему бы не заместить эти мощности атомными.. и соответственно улучшить экологическую ситуацию?

Тем более, что города растут и тепла не хватает. На месте старого городского аэропорта Воронежа в Северном районе вырос целый город - за двести тысяч населения. А новую ТЭЦ там не построили… Поэтому вводили просто котельные, и строили дальше… Наступил момент - население города приблизилось к миллиону, и проблема теплоснабжения стала весьма острой, расчетный дефицит отопительных мощностей около 1000 МВт. Тогда и появился проект покрытия основной, базовой тепловой нагрузки города от атомного источника, который в отличие от АЭС или АТЭЦ можно приблизить к городу.

Нововоронежская АЭС отстоит от Воронежа примерно на 35 км, ближе нельзя по нормам радиационной безопасности. А почему АСТ так близко от миллионника? Всего в 5-6 км… Дело в том, что реакторы энергоблоков АСТ-500 не производят электроэнергии, не вырабатывают пар. Их продукция – нагретая вода. В реакторах АСТ, если можно так выразиться, «горение» ядерного топлива как раз и происходит при более низких параметрах. Давление, в отличие от энергетического реактора ВВЭР (160 ати.), составляет всего 20 атмосфер, энергонапряженность активной зоны меньше в 4 раза.

Температура воды на выходе из реакторной установки составляет 208оС, на выходе второго контура – 160оС, в сетевом контуре – 150оС. Соответственно, существенно меньше мощность, давление, температуры, напряженность активной зоны. Таким образом, энергетически АСТ являются наиболее оптимальным источником низкопотенциальной теплоты для покрытия тепловой нагрузки города, причем в весьма значительных количествах – до 500 МВт от каждой установки.

Принципиальная схема АСТ - атомной станции теплоснабжения - ниже

 

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%

 

1 — корпус реактора

2 — активная зона

3 — корпус реактора

4 — приводы систему управления

5 — страховочный корпус

6 — теплообменники второго контура

7 — железобетонная шахта

8 — трубопроводы второго контура

 

9 — вспомогательные системы первого контура

10 — компенсатор объема теплоносителя второго контура

11 — сетевой теплообменник

12 — система аварийного расхолаживания РУ

13 — тепловой пункт

14 — потребитель тепла

 

 

Теплоэнергетический комплекс Воронежа включает в себя две тепло-электроцентрали и сеть котельных. На 1990 год в городе было 429 котельных. Топливом для 392 котельных являлся газ, для 25-и - уголь, для 12 - мазут. 316 котельных - чисто отопительные, 20 - производственные, 93 - производственно-отопительные. 40% котельных имели небольшую мощность - менее 1,16 МВт (1 Гкал/ч), 36% - среднюю мощность (1-10 Гкал/ч), и 24% мощности свыше 10 Гкал/ч.

Основой перспективной схемы развития теплоснабжения города являлось введение в эксплуатацию крупного источника тепловой энергии на ядерном топливе - Воронежской атомной станции теплоснабжения. Первая очередь АСТ включает в себя два реактора АСТ-500 тепловой мощностью по 500 МВт каждый. Первая очередь АСТ даёт городу 1000 МВт, две очереди, соответственно, 2000 МВт тепловой энергии. Исходя из этого, планировалось и дальнейшее развитие теплоэнергетики города: откладывалась реконструкция ТЭЦ-1, планировалась реконструкция и выведение из работы многих мелких и устаревших котельных. К примеру, к 1995 году - ликвидировать 154 котельных, 20 переоборудовать под тепловые пункты (ЦТП), 14 вывести в резерв.

Дело в том, что АСТ - не просто очень большой кипятильник на атомном топливе, как представляется большинству народа и славной журналистской братии, а системный энергетический объект, существенно меняющий режимы работы всего теплоэнергетического комплекса… 

Крупный тепловой источник (АСТ) в базовой части графика тепловых нагрузок позволяет полностью покрыть летнюю тепловую нагрузку горячего водоснабжения и полностью вывести из эксплуатации наиболее опасные в экологическом отношении мелкие теплоисточники - на твердом и жидком топливе. В мощностном выражении первая очередь АСТ замещала 14% располагаемых мощностей городских источников теплоты и 29% годового Пуск двух очередей АСТ составлял 28% тепловой мощности города и замещал 53% годового теплопотребления. Гграфик тепловой нагрузки отопления крайне неравномерен в течение года, и важно вывести в базовую часть графика наиболее экономичный энергоисточник - тогда экономия будет максимальна за счет длительного периода работы АСТ, практически в течение всего года.

Ввод первой очереди АСТ, таким образом, полностью покрывал существующий в городе дефицит теплоты, и переводил котельные в режим пиковых источников, что существенно экономило топливо и, соответственно, выбросы в атмосферу. Экономия топлива составляет в этом случае ориентировочно 1300-1400 тысяч тонн условного топлива. Отметим, что эта цифра мало зависит от нынешней ситуации в городском теплоэнергетическом комплексе, тем более что улучшения за это время не произошло. Чем более неблагополучные котельные будут выключены при пуске атомной котельной, тем больше будет экономия топлива и выбросов продуктов горения в атмосферу.

В «натуральном исчислении» первая очередь АСТ приводит к экономии около ста тысяч кубометров в час, или миллиард кубов за год. При этом в атмосфере города «остается» (так как нет сжигания топлива) около 1120 миллионов кубометров кислорода. По отношению ко всему количеству кислорода, потребляемого при горении теплоэнергетикой города, это около 16%. Две очереди АСТ «оставляют» в городской атмосфере 30% кислорода, потребляемого отопительными энергоисточниками.

Теперь - выбросы. Начнем с «самого безобидного». Выбросы углекислого газа при работе первой очереди АСТ уменьшатся примерно на 10 млрд. кубометров, или около 1,7 млн. тонн СО2. Уменьшение выбросов диоксида серы - около 10,8 тыс.тонн, оксидов азота - около 200 тонн. В целом две очереди АСТ, как видно из вышеуказанных цифр, «не пускают» в городскую атмосферу около половины всех энергетических выбросов. Теплота от АСТ, согласно плану «ВоронежЭнерго», неравномерно распределялась по районам города. Так же неравномерно было и распределение экономии выбросов, однако в настоящее время такой анализ необходимо производить с учетом мощностных характеристик и конкретных тепловых нагрузок функционирующих котельных.

Введение двух блоков АСТ экономит около одного миллиарда кубометров газа, замещает столько же выбросов в атмосферу, покрывает практически всю летнюю нагрузку, и позволяет включать пиковые котельные только при наступлении холодов. Основные преимущества функционирования АСТ в городском энергокомплексе сведены в Таблицу 1

Таблица 1. Оценка эффектов от работы АСТ.

Нынешняя ситуация

 

Работа АСТ

Дефицит теплоты 1000 Мвт

 

Нет дефицита тепла

Затраты природного топлива

 

Экономится 1 млрд.м3 газа

Сжигание 1,1 млрд. м3 кислорода

 

нет сжигания кислорода

Выбросы 10 млрд.м3 СО2

  нет выбросов СО2

Выбросы окислов азота и серы

 

Нет выбросов оксидов азота и серы

Работают все котельные города

 

Выводятся из работы самые неэффективные котельные

Шум от работы котельных

 

Сокращение шума от котельных

Котельные работают практически круглый год

 

Котельные включаются в пиковом режиме (два-три месяца)

Повышенный риск аварий на газовых сетях, мазутопроводах

 

Существенное снижение риска аварийности

Затраты на перекачку топлива

 

Существенно меньшие затраты на перекачку газа, мазута

Затрудненное регулирование тепловой нагрузки из-за дефицита мощностей

 

Возможность качественного и количественного регулирования тепловой нагрузки

Необходимость реконструкции химводоочистки на всех котельных

 

Мощная станция ХВО на АСТ, плюс системы очистки на крупных котельных

Значительное водопотребление котельными города

 

Сокращение водопотребления котельными

Невозможность серьёзной реконструкции котельных и ТЭЦ

 

Возможность реконструкции котельных и ТЭЦ

Отсутствие средств на реконструкцию котельных

 

Средства на реконструкцию от экономии топлива

Перерасход электроэнергии в холодное время на отопление зданий

 

Нет перерасхода электроэнергии

 

Энергетическая эффективность АСТ, то есть коэффициент полезного теплоиспользования, приближается к 90% в отличие от 30-35% энергетических АЭС и ТЭС. Нет дополнительного преобразования теплоты в электричество, приводящего к значительным потерям, и потенциал вырабатываемой АСТ энергии полностью соответствует необходимому потенциалу отопительных систем.

Война. Война с АСТ началась почти внезапно…, верней, незаметно. Масло в огонь радиофобии подлили перестроечные явления, намечающиеся выборы в Верховный Совет СССР и РСФСР. В стихийные митинги превращались экологические конференции, фанатики собирали подписи с требованиями «закрыть АСТ» в библиотеках, школах, на улице. Все шло по теперь уже понятной и обкатанной схеме – слухи, мнение «специалистов», «независимые СМИ», митинг, голосование.. Роль «специалистов» возложили на себя прохиндеи с кафедры ядерной физики Воронежского университета (ВГУ). Злые языки поговаривали, что доцентам не отвалили денег на очередную бессмысленную НИР по «анализу перехода мезонов в мюоны», ну и ребята решили оттянуться).

И волна покатилась… Вы помните атмосферу 1988-1989 годов, друзья? Когда люди вместо «голоса Америки» взахлеб слушали трансляции съездов… И никакие доводы о полезности и эффективности АСТ (см выше) не могли перевесить истерии. Хорошо помню приезд маститых академиков-атомщиков в «цитатель гласности и демократии» - ВГУ. Был академик Виктор Сидоренко, кажется профессор Ильин и еще кто-то.. Выкрики заглушали ответы, и жанр встречи с учеными быстро перешел в антиядерные речевки.. Осенью 1989-го Минатом проводит «научно-практическую конференцию» о необходимости сооружения АСТ, на которой «демократические энергетики» вовсю задают повестку дня, задорно перебивают Е.Велихова и Н.Пономарева-Степного…

И больше всего нам тогда казалось удивительно странным бездействие обкома и горкома КПСС и особенно – «самых компетентных органов», которые так резво «работали» с молодежными политическими клубами, а тут на голубом глазу спускали «невинные шалости» «экологов», вернее вполне зрелых «зеленых» экстремистов.. Теперь то уж все понятно, что это было начало операции развала страны, которую так внимательно опекала часть партийной элиты и руководства КГБ.

Что мы могли сделать – провели молодежный пробег от АСТ к НВАЭС с пресс-конференциями и замерами радиационного фона по дороге и на обеих «атомных» площадках. Хорошо помню значение радиационного фона перед входом на Нововоронежскую АЭС – 7 мкр/час (ниже чем в Воронеже и в лесах вокруг города). Выпускали в Политехе свою забавную газету «Юный плюралист» с фельетонами по этому поводу. Проводили встречи и круглые столы с руководителями гидромета, санэпидстанции, водоканала. Возили экскурсии на строящуюся АСТ. Делали, что могли… Точку в споре поставил странный референдум 15 мая 1990 года: «вы за АСТ или за энергоэффективные газовые котельные»…??? 

Явка была достаточно приличная – за 60%, ну и счет по-моему - 90 на 10. Почему «странный» - спросите? Потому что по идее он не имел юридической силы относительно строительства объекта союзного значения. Но взять на себя ответственность за достройку никто не захотел (ну или посоветовали из Москвы не высовываться). И все встало... Какой год, говорите?  напомним – 1990-ый..

Воронеж, пожалуй, пострадал в перестройку больше всех миллионников в центральной части страны. Рухнула вся электроника, машиностроение, оборонка, химия... Так и не восстановился толком авиастроительный гигант. 90-ые жуткие годы роста безработицы и преступности.. какая коммуналка ?

 Минуло двадцать лет, и вместо «передышки» город «захлебывается», ощущая дефицит топлива, тепло- и электроэнергии и средств. А ведь экономия природного газа только от ввода первой очереди АСТ, с учетом постоянного удорожания голубого топлива, с каждым годом позволяла бы тепло-энергетическому комплексу Воронежа экономить все большие объемы денежных средств. А как можно оценить улучшение экологической ситуации в атмосфере города, снижение аварийной обстановки на мелких и старых котельных?

А 30-летний юбилей умерщвления АСТ столица Черноземья встречает в состоянии коммунальной катастрофы и архитектурного дебилизма. Десятки крышных котельных в центре города во всех жилых микрорайонах вместо вырубленных садов и рощиц. Нескончаемые аварии на теплосетях, дефицит и перебои с водой и теплом обычное дело. Так что все вполне закономерно, друзья и очень ясно: атомная энергетика – не для дебилов.

 

таблица 2. Параметры недостроенных и заброшенных АЭС на территории СССР в результате Чернобыльской аварии

 

Название 
станции

Проектная 
мощность

Тип реакторов

Год начала 
строительства

Год остановки

Город-спутник

Перспективы 
запуска АЭС

1

Воронежская АСТ

1000 МВт

АСТ-500

1983

1990

Шилово

Нет

2

Горьковская АСТ

1000 МВт

АСТ-500

1982

1993

нет

Нет

3

Башкирская АЭС

4000 МВт

ВВЭР-1000

1980

1993

Агидель

Неопределённые

4

Костромская (Центральная) АЭС

3000—4600 МВт

РБМКП-2400РБМК-1500,ВВЭР-1200

1979

1990

Чистые Боры

Не ранее 2035 года

5

Крымская АЭС

4000 МВт

ВВЭР-1000

1975

1989

Щёлкино

Нет

6

Минская АТЭЦ

2000 МВт

ВВЭР-1000

1983

1987

Дружный

Перестроена в ТЭЦ

7

Одесская АТЭЦ

2000 МВт

ВВЭР-1000

1980

1986

Теплодар

Возможно как ТЭЦ

8

Ростовская АЭС

4000 МВт

ВВЭР-1000

1977

1990

Волгодонск

Запущена в 2001 году

9

Татарская АЭС

4000 МВт

ВВЭР-1000

1980

1990

Камские Поляны

Неопределённые

10

Харьковская АТЭЦ

2000 МВт

ВВЭР-1000

Борки

Нет

11

Южно-Уральская АЭС

2400 МВт

БН-800

1982

1993

Озёрск/Метлино

Нет

 

Все произошедшее потом – как страшный сон. Достаточно просто взглянуть на таблицу заброшенных и остановленных объектов. Десятки и сотни миллионов только вложенных средств, и естественно, инфраструктурные и мультипликативные потери для городов и регионов, страны в целом.

Кроме 11 станций в таблице, было остановлено строительство Азербайджанской АЭС (у посёлка Наваги), Архангельской АТЭЦ (упоминаются две площадки: 1-я в 10 км восточнее Архангельска, на восточном берегу реки Юрас, 2-я у посёлка Рикасиха), Волгоградской АТЭЦ, Грузинской АЭС, Дальневосточной АЭС (у озера Эворон), Ивановской АСТ, Краснодарской АЭС (в посёлке Мостовской), Чигиринской АЭС (первоначально ГРЭС), но их возведение не вышло за стадию подготовительных земляных работ, то есть в отличие от вышеперечисленных объектов, они остались только на бумаге;

Возводившаяся в 1983—1988 годах Минская АТЭЦ в итоге была достроена как обычная ТЭЦ (Минская ТЭЦ-5), а поселок энергетиков Дружный вошел в состав пгт. Свислочь.

В бывшем здании Горьковской АСТ долго функционировал ликеро-водочный завод, теперь там завод шампанских вин. Там над ее закрытием славно «потрудился» еще один «выдающийся демократ» - Б.Е.Немцов, тоже физик, к слову. Страшная разрушительная сила радиофобии наложилась в те годы на социально-психологическую уязвимость людей, веру в перемены, недоверие к официозу, нехватку информации. А была ли та «нехватка» случайной, или строго контролируемой, как тогда в Воронеже?

http://samlib.ru/d/dushin_o_w/atomnajastancijateplosnabzhenijawgorxkompl...

На эту тему весьма интересный анализ делает Сергей Переслегин в его книге «Мифы Чернобыля». Как вполне заурядную по техническим и экономическим последствиям аварию превратили в «катастрофу века»? Не вполне разделяем взгляды проф. И.Н. Острецова о рукотворном характере аварии на ЧАЭС, но если бы ее не было, развал страны пошел бы до другому сценарию (или его можно было бы избежать).

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

​«Останки» Воронежской АСТ сегодня. Этого уже нет, взорвали прошлым летом.. с третьего раза   

https://vestivrn.ru/news/2020/05/29/snos-legendarnoi-vast-v-voronezhe-sn...

Даже взорвать не смогли - доламывали специальными кранами. Двойной идиотизм. Зачем ?

Комментарии

Аватар пользователя ЧиП
ЧиП(7 лет 7 месяцев)

Если убрать некоторые наезды в адрес автора, то в целом я согласен с тем, что сами расчеты доверия не внушают. Как и полное игнорирование того факта, что вопрос радиационной безопасности внутри города - это не яйца почесать. В целом статья выглядит ангажировано. От АСТ одни плюсы, а кто не с нами - того расстрелять.

Аватар пользователя Rintal
Rintal(3 года 2 месяца)

В целом статья выглядит ангажировано. От АСТ одни плюсы, а кто не с нами - того расстрелять.

Люди не держат в голове, что все тепло в Центральной России держится на нескольких газовых трубах длиной 3 тыс. км. Любая авария на этих трубах, диверсия, внутренняя или группы диверсантов на вертолетах, требование Сибири "платите нам газ", и все - тепла не будет. Электричество по графику только от АЭС (все остальные станция на газе). В Архангельске хоть буржуйки в квартиры поставят - леса полно, а в Воронеже дров на всех не хватит. Уничтожение АСТ - это мощная мина под безопасность России. И она когда-нибудь  сработает, скорее всего, еще при вашей жизни.

Комментарий администрации:  
*** отключен (пляски на костях) ***
Аватар пользователя jimjam
jimjam(11 лет 8 месяцев)

если бы на одну молекулу кислорода присоединили строго один углерод то получился бы СО=угарный газ. а так плепорция 1 к 2.

 Ничего, что в молекуле кислорода два атома? Потому и формула у него О2.

 

Аватар пользователя не дождетесь
не дождетесь(4 года 7 месяцев)

Если котельная неподалеку, то для этого потребуется 5-6 кг. условного топлива, плюс потери в сетях. Если топить духовкой да плитой – раза в два больше, поскольку тепло улетучивается быстрее.

 

автор самто понимает что несёт дичь

Аватар пользователя slonick
slonick(9 лет 7 месяцев)

Как аст расшифровывается?

Аватар пользователя snark.dva
snark.dva(3 года 10 месяцев)

Атомная станция теплоснабжения

Аватар пользователя Botnumber31
Botnumber31(3 года 3 месяца)

Ставит в пределах города атомный энергоблок... Даже пусть полностью безопасный. А человеческий фактор как убрать? Нанять обезьян? Я помню выброс аммиака на заводе до сих пор, там тоже было безопасное производство, но из-за ошибки накрыло неплохо. 

Аватар пользователя snark.dva
snark.dva(3 года 10 месяцев)

На атомные объекты точно лучше проверяют персонал чем на обычных предприятиях. И к технике безопасности относятся серьезней.

А тоже помню, но только угрозу выброса аммиака с обычного молокозавода. Вот там действительно набирали людей, кхм, немного выше интеллектом приматов на склады.
Вот они устроили пожар на складе и потом тупо вырубили складскую охлаждающую систему. Аммиак остался в трубах (по технологии его надо было сначала откачать в емкости перед остановкой). Тогда еще его использовали. При пожаре.. Как не бахнуло до сих пор удивительно.

А завод хоть и на окраине,но в переделах города - за забором жилые многоэтажки.

Воняло потом на складе и в цехе как в привокзальном туалете позднесоветского периода.

Так что бояться можно чего угодно. Человеческий фактор вокруг нас. Но всегда когда вопрос касается атомной энергии появляется запредельный уровень тревожности.

 

Аватар пользователя Ctavr
Ctavr(9 лет 1 неделя)

У современных АЭС при запроэктной аварии не допускается выброс радиации за пределы площадки АЭС. Это совсем другой уровень безопасности чем у блоков 80 годов.

Аватар пользователя Balbessed
Balbessed(10 лет 11 часов)

Интересно, жаль не достроили, ну воронежцы за что голосовали, пусть так и живут smile1.gif

Аватар пользователя Luddit
Luddit(5 лет 8 месяцев)

Автор начал размахивать термином АСТ, не задумавшись, а является ли он общеупотребительным настолько, чтобы втыкать его в заголовок да еще и не давать расшифровки в тексте.

Аватар пользователя snark.dva
snark.dva(3 года 10 месяцев)

Судя по комментариям, это не сильно дезориентировало читающих 

Аватар пользователя Кот Баюн
Кот Баюн(11 лет 3 месяца)

(удалено)

Аватар пользователя Volt
Volt(7 лет 11 месяцев)

Еще можно добавить информацию о заглушенном реакторе на быстрых нейтронах в городе Шевченко(сейчас Актау) там же гиганский опреснитель работал на атомном тепле и поставлял воду в город во всех квартирах, но после развала союза почему то заглушили. Интересный факт в каждой квартире несколько труб  приходит, горячая вода, питьевая холодная,  техническая(видимо как мытьевая) и отопление

Аватар пользователя goto
goto(8 лет 7 месяцев)

После развала СССР там, насколько помню, с МВФ связались, ну а это лавочка американская, ну они и потребовали заглушить..

В итоге переделали на газ.

Оно время носились с обратным осмосом, когда на МАЭК (Мангистауский атомно-энергетический комбинат) едешь, корпуса цеха обратного осмоса слева видны, только колонны с балками. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (паникерство, слухи) ***
Аватар пользователя Itanium
Itanium(6 лет 6 месяцев)

Горьковская АСТ - мое первое место работы, в отделе ядерной безопасности и надежности.

Распределился уже на 4-м курсе. А когда пришел на экзамен по английскому, преподаватель спросила недобро глядя на меня - это ты у нас на атомную станцию идешь работать? В общем, шел я на пятерку, а получил четверку :) 

Помню читали на станции письма озабоченных граждан в Обком, откуда нам их пересылали для ответов. И конечно никакие доводы уже не действовали. 

Аватар пользователя snark.dva
snark.dva(3 года 10 месяцев)

В 91м я переехал в новую квартиру В Верхних Печёрах. Пошел в новую школу 22. И со спортивной площадки, на тот момент, открывался отличный вид вдаль, и на горизонте в ясную погоду как раз был виден один из корпусов и что-то напоминающее трубу - ATC. Ощущения, по воспоминаниям были сложные. Такая близость все-таки после Чернобыля давила.

Аватар пользователя Sailor
Sailor(5 лет 11 месяцев)

Написать огромную статью про АСТ и не дать расшифровку сокращения - это надо суметь :)

Аватар пользователя Mike1975
Mike1975(5 лет 5 месяцев)

Атомная Станция Тепловая, я так полагаю. В вики тоже не расшифровано, только про реактор.

Аватар пользователя Bobrikpp
Bobrikpp(6 лет 5 месяцев)

А что мешает в небольших поселках поставить мешалки джоуля от ветряков? Без электричества, только тепло.

Аватар пользователя михаил сатаров

Ростовская АЭС находится всего в 12-16 км, по разным данным, от Волгодонска, по норме радиационной безопасности 35 км.

Аватар пользователя Берест
Берест(3 года 3 месяца)

Да ну на, а если сия хрень затроит в период морозов? А трубопроводы перегретой воды или пара по всему городу? Лучше попроще - на райончик блочную котельную и ЦТП, так надежнее. Централизация - зло.

Аватар пользователя Itanium
Itanium(6 лет 6 месяцев)

Вот здесь фотографии ГАСТ от 2014 года. Вылазка диггеров на "ядерную котельную".

https://lana-sator.livejournal.com/211713.html

 

Аватар пользователя Тыблоко
Тыблоко(5 лет 7 месяцев)

Вся Европа кроет матом

Наш советский мирный атом smile3.gif

Одна авария. А воплей... Хохлы потом со своей страной намного хуже обошлись, чем со своей атомной станцией. Чернобыльская АЭС же не сама взорвалась. Они отключили автоматическую систему защиты, чтобы посмотреть шо будет если реактор как следует разогнать.

Ну так просто не допускать хохлов и узбеков до атмных станций и все будет пучком. А уж Фукусиму вспоминать, это вообще жесть. Там цунами пол побережья смыло, но помнят все, только что затопило АЭС. И чето она после этого хреново работать стала.

В общем спички детям и жывотным не игрушка. Тут я соглашусь. Технология опередила свое время. Если не свалимся в 19-й век вместе с Украиной и Молдавией, снова придется к ней вернуться. Современное производство вообще не игрушки. 

Комментарий администрации:  
*** Я ничо против геев не имею. У меня есть друзья геи. Да я вообще практически гей (с) ***
Аватар пользователя Обыкновенный Воронежский Дворник

Снесли недавно взрывами АСТ нашу . Зря на мой взгляд.

Аватар пользователя Goga
Goga(9 лет 7 месяцев)

Возводившаяся в 1983—1988 годах Минская АТЭЦ в итоге была достроена как обычная ТЭЦ (Минская ТЭЦ-5), а поселок энергетиков Дружный вошел в состав пгт. Свислочь.

Откуда дровишки?

Я живу в Дружном с 1987 года. И никогда ранее, как и сейчас, он не входил в состав Свислочи.

Свислочский сельсовет - это да, но не в составе. Это разные поселки, в том числе и территориально.

Аватар пользователя Gri-fan
Gri-fan(10 лет 11 месяцев)

Статья - фигня.

Такое впечатление, что автор с темой знаком весьма поверхностно. За все проекты говорить не буду, не владею "нюансами", но за воронежскую АСТ вставлю свои "три копейки", как житель этого города:

- станцию спроектировали и построили (здание я имею в виду) примерно в 10 км. от южной  правобережной окраины города. При этом основное гражданское строительство в период с 1990 по 2010 (ориентировочно конечно) осуществлялось на северной окраине, т.е. до потребителя 20-30 км.

- горячую воду планировали подавать по трубам смонтированным над землёй (прикиньте масштаб теплопотерь). Частично их даже установили, потом в 90-е, кто-то их под шумок приватизировал. Ну а чо, труба железная, примерно метр в диаметре, не хило тянет даже по цене лома, Ж/Б конструкции их удерживающие до сих пор украшают обочину окружной автодороги. Я понимаю, что в 80-х годах прошлого века никто не мог подумать о дебилах с "берданкой" палящих на спор по этой трубе, типа пробьёт/не пробьёт, и в кошмарном сне им не мог приснится бородатый джигит под "знаменем Аллаха " стреляющей в неё из РПГ, но мы то ,мля, живём в 21 веке, и для нас это ни фига не фантастика. А за окном сейчас -12, ночью обещали до  -20, 300-400 тысяч человек без отопления в такую погоду это чп общероссийского масштаба. 

 - U235 в нынешние времена слишком ценный и дефицитный ништяк, что бы использовать его только на кипячение воды.

Как то так....

 

Аватар пользователя kroog
kroog(10 лет 2 месяца)

Работы на Краснодарской АЭС (в Мостовском) были остановлены уже в середине 90-х. До этого успели вывести фундаменты.

Крымскую АЭС пытаются разобрать до конца https://www.c-inform.info/news/id/92500

Правда, непонятно зачем это делать. Предлагаемая смета более 600 млн. руб.

Аватар пользователя тёплый ЭНЕРГЕТИК

90 откликов -это важно, большое спасибо. Конечно, времени прошло немало.. почему решили вернуться к этому ? По разному..

Жизнь и мир изменились. конечно. И можно ли винить проектировщиков 1985-го года в том что они не учли террорист. угрозы и дебилизм века нынешнего? Ну и то что страна и строй поменяются.. Хотя - есть ли примеры надземной прокладки трубопроводов большого диаметра где то? А до фига..

Самый представительный - это от СуГРЭС (среднеуральской ГРЭС) - 25 км от Свердловска - ей полвека уже

https://www.oblgazeta.ru/society/30450/

В Екатеринбурге (на тот момент - Свердловске) появилось надежное горячее водоснабжение и закрыли 300 (ТРИСТА !!!!!) котельных. Есть примеры поменьше масштабом, сильно разные, от Архангельска до Бурятии. Все теплоснабжение страны состоит из таких сотен разных примеров, не сосчитать.

а это - похожая теплосеть в горной Швейцарии - АЭС Безнау    https://docplayer.ru/41235646-Evropeyskiy-opyt-organizacii-teplosnabzhen...

Теперь - почему так "близко".. - в статье же есть причина - реактор на порядок менее энергонасыщенный, с системой пассивной безопасности. Не верю никаким словам и статьям - поэтому лично приезжали, лазили с инженерами АСТ смотрели - толщину колпака, который тогда заливали, и др. Я же говорю - то что творилось в 1988-1990 гг - не описать словами ... Убедить кого то в безопасности ? да мама дорогая.. да и наш опыт ликвидаторов тоже не ставился во внимание, наоборот.. На митингах бородатые олигофрены демонстрировали карты Воронежа с 30-км кругом от Шилово (где стояла станция).. какие доводы, о чем вы говорите.. ???

30 км - это расстояние от АЭС до миллионика по ПРБ (Волгодонск - не совсем миллионик (170 тыс.), а от Ростова до АЭС - почти 200 км).

Ну а распределение тепла и воды по городу - это задача СХЕМЫ теплоснабжения города (https://voronezh-city.ru/administration/structure/detail/30732). На тот момент АСТ планировалась как базовый источник - она направляла воду в Советский район, а там сети распределяли ее дальше, тогда ВоГРЭС и ТЭЦ-2 функционировали бы в том числе в качестве пиковых источников. Понятно, то в Северном нужна своя ТЭЦ.. - о чем Вы, уважаемый камрад "gri-fan" - напомнить, кто были мэрами Воронежа в 90-ые ?  Им до ТЭЦ было ?? А сейчас давайте вместе посчитаем число труб над новыми домами ??  Не могу фото что  то вставить - если поедете мимо перекрестка "Московский проспект - 45-я стрелковая" на север - поверните голову вправо - дымок вьется над совсем новой 20-ти этажкой.. - это теперь наш новый энергетический уклад..

http://www.hortek.com/presscenter/paper/spasut-li-kryshnye-kotelnye-sist...

Так давайте порежем все сети и наляпаем котельные на всех крышах.. правда ведь, централизация - зло ??? Ну там еще ветрячков, панелек солнечных прикрутим.. - на фига нам ЕЭС вообще..? при -20 мороза.. - норм..  С кого начнем ?????????

про уран 235 и др. тут тоже интересно - сначала была версия, что в Шилово на АСТ будут дожигать отработавшие на Нововоронежской АЭС сборки. - типа там для ВВЭР они уже не годятся, а на АСТ - вполне подойдут. Действительно, уровень энергоплотности в блоках АСТ пониже существенно. Но атомщики потом нам говорили, что не все так с ними просто. Но по любому на момент закрытия топливных сборок для Воронеж. АСТ и Горьковской было готово на несколько десятилетий..

Прошлым сентябрем возвращались домой с КМВ - в Масловке поезд остановился - смотрю в окно - а купол АСТ - вон он, на месте.. А как же взрывы то? К том времени давно должны были взорвать то. - а не вышло.. Почему же ? плохая взрывчатка попалась??  Или потому что все таки ПРАВИЛЬНО построили,  а не так, как орали ослепленные ненавистью и радиофобией жители тогда моего города.. ?!?!?

Ну и самое важное - ради чего все решили поднять.. Это прошлогодняя красочно-лауреатская "фэнтэзи" про "CHERNOBYL". Десятки и сотни тысяч откликов. Правда - 3/4 - по делу... Поэтому и решили собрать все, что помним про аварию и вокруг нее - и появилась книга.  

https://mpei.ru/news/Documents/2020/24-04-3.pdf

Это не 300% - за "АТОМ"..а кто против - в яму.. Неее... - это - как бы за подлинную картину, без нее никуда.. И не только на aftershock, а и везде ...

 

 

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Простите, что встреваю - но за вычетом меньшего давления в котле, все остальные атрибуты АЭС должны быть в наличии. Защита от внешних воздействий, система хранения отработанного топлива, охрана точно такого же уровня - со всеми положенными погремушками.  Только не в тридцати пяти километрах от города-миллионника, а в пяти. Все эти элементы - они себе стоимость не наращивают чутку? Ну так, совсем немножко.

Аватар пользователя goto
goto(8 лет 7 месяцев)

единственное, что новое вынес из этой статьи, что АСТ должна была покрывать только базовую нагрузку.

Всё думал, как собирались регулировать отпуск тепла, в свете ксенонового отравления реактора на сутки-двое. Можно решить, конечно, аккумуляторами, но мощности... 

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (паникерство, слухи) ***

Страницы