За счет кого вымирает Латвия. Разбор. Невесёлый.

Аватар пользователя Счетовод

Давно подметил у  части читателей  АШ  излишнее злорадство относительно  демографии стран Прибалтики.  Ключевое слово здесь не "злорадство" (я и сам без особого уважения отношусь к этим геополитическим  недоразумениям),  а именно "излишнее".   И если мы говорим о вымирающей Латвии,  например,  то пора бы  открыть глаза на то,  за счет кого это вымирание (по большей части) происходило.   Это,  увы,  может стать "отрезвляющим душем".  

   Пошерстил  Латстат.   И вот вам наглядная выжимка.  

Численность населения Латвии,  чел.

 Общая численность республики сократилась на 747 тысяч.  Латышей- на 191 тысячу. Русских- на 427 тысяч.  

Нет,  понятно,  что бОльшая часть аудитории и  раньше понимала, что  сокращается население стран  Прибалтики не только за счет  "титульных"  национальностей.  Что русских число там сокращается,  наверное,  еще быстрее.   Ну  ущемление прав никому социального здоровья не добавит.   Но, думаю, те конкретные данные по темпу  сокращения численности в разрезе этносов  и по  соотношению этих темпов вас шокировали.  

  Остается последняя возможность хоть как-то  сгладить впечатление от картины.   А может это чудовищное                     (ополовинивание русских в Латвии!)  сокращение,  точнее обвал,  мор, объясняется  не вымиранием русских,  а их отъездом?  Тогда бы в этом не было  ровным счетом ничего неприятного.  Наоборот.  Мы же не патриоты Латвии,  сокращение общего населения их страны- их проблема.   Может вся эта половина русских просто съехала?  Тогда это вообще можно было б считать отрадным фактом.  Многие же в Россию  вернулись.  

Сделал табличку по  естественному приросту (убыли) двух общин. 

То есть даже при гораздо меньше доле  русских в общем населении абсолютная величина их естественной убыли в полтора с лишним раза больше чем у латышей!   

Итоги:  

1) Численность собственно латышей сокращалась гораздо медленнее  нежели общее население Латвии.

2)  Наибольший (то есть не только по темпу, но и в абсолютных значениях!) печальный вклад в обвал общей численности населения Латвии внесли русские.  

3)  Русские Латвии не только массово и быстро возвращались в Россию,  но и массово и быстро физически вымирали на месте.  

Выводы:

Давайте будем объективными.  Давайте не зеркалить полные заблуждений западные агитки про Россию  столь же дуболомными агитками про Запад.  Чтоб не получалось как в случае с  шутейками про прибалтийские "Вымираты".  В Литве- да, согласен,  там  сами литовцы и мрут и сваливают.  А вот в Латвии и тем более Эстонии "не всё так однозначно".      Пусть  знаменитое "Чему смеётесь?  Над собой смеётесь!"  из "Ревизора"   будет не про  аудиторию АШ.  

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Комментарии

Аватар пользователя BapBap
BapBap(9 лет 9 месяцев)

 а есть межобщинные переходы? сдал языковой, записался в латыши,

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

сдал языковой - записался в латвийцы (граждане Латвии),  а не латыши.   Но если есть желание заболтать реальность конспирологическими предположениями- пожалуйста.   УК РФ  не запрещает  простые ответы на сложные вопросы.  

PS   только кто же тогда  те 747 тысяч  убывших общего населения?   Ну русские 427  переписались в  латышей.   Бездоказательная чушь,  но ок,  предположим.   А общие то 747 тыс в кого переписались?   Кто реально вымер то,   без переписывания?

Аватар пользователя Wodoleus
Wodoleus(8 лет 3 недели)

Но, наверное, есть случаи, когда ребёнок имея разных родителей писался русским, а потом стал писаться латышом... Для упрощения жизни.

 

Аватар пользователя лабиринт разума

Из всех национальностей,  логично предположить, титульная будет иметь меньше всего стремлений эмигрировать. А русские, вероятно, одни из самых мотивированных, что на Рлдину, что на запад.

В титульную нацию "приток" граждан будет явно больше, чем приток русских в Русскую общину латвии... 

Какая национальность пишется в статистике, если скажем Энштейс из Швеции получает паспорт латвии?

а Ивановс? Думаю, тут статистические чудеса трибалтийского учета граждан наблюдаете 

Аватар пользователя olegNb12
olegNb12(7 лет 11 месяцев)

Странные цифры наблюдаются в таблице:

С 1994 по 2004 года убыль лат. и рус. почти равны и вдруг в 2005 скачёк: у лат. изменение в + на 1500, а у рус. - 2000. Похоже на массовую смену национальности.

После 2005 года у рус. более-менее постоянный -, а лат. сильно колбасит от минуса к плюсу и обратно. Очень похоже на записывание русских в латыши по рождению ради "настоящего" паспорта.

В любом случае получается, что активные русские уехали, а терпилы остались.

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг) ***
Аватар пользователя Дмитрий 777
Дмитрий 777(10 лет 1 месяц)

Вы разве не знаете что Латвийское государство практически заставляет немного менять фамилии и становиться истинным Латвийцем? Был Иванов стал Иваноучаскин  .Вот Вам и  убыль Русского населения.относительно Латвийцев.Можно и не менять .но Вы не получите гражданства и нормальной работы.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

Ivanovs  вместо  Ivanov  -   правило написания,  филология.   А не этническая  принадлежность.  В России  этнические латыши тоже пишут,  например,    Озолиньш,  а не Ozoliņš.    Если уж на то пошло.  Это не значит, что их  насильно в русские переписали.   

 В  кого  (и из кого)  переписались 747 тысяч жителей Латвии?

Аватар пользователя Лукич
Лукич(7 лет 4 месяца)

Ivanovs  вместо  Ivanov  -   правило написания,  филология.   А не этническая  принадлежность.  В России  этнические латыши тоже пишут,  например,    Озолиньш,  а не Ozoliņš.

насколько я понимаю, окончание "с" в латышской фамилии означает "сын". По тому же принципу, что и у большинства землян. В русской фамилии Иванов тот же смысл имеет окончание "ов". Приделывать к смысловому окончанию еще одно такое же - глупость.

Мы не пишем латышей как Озолиньшевых. Мы используем простую транскрипцию, а потом склоняем (если склоняемое) по общим правилам.

С окончаниями надо аккуратно. Это как с римскими именами. Там есть окончания в именительном падеже как правило. Поэтому Gaius Julius Caesar - это Гай Юлий, а не Гаиус Юлиус. Если бы был Гаиус, то в склонении это было Гаиуса, Гаиусу... Что было бы аналогично Данилау, Данилае вместо Данилу, Даниле. Был бы косяк с окончаниями. Вот у латышей тоже косяк с Ивановс.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

ваш коммент не противоречит тому что я сказал.   я ни слова не говорил про хорошо/плохо  менять написание.  я про то  что некоторые  читатели ошибочно путают смену написания фамилий с записью в латышский этнос.   тогда БЫ  в латвии вообще "не было" русских.  

Аватар пользователя Дмитрий 777
Дмитрий 777(10 лет 1 месяц)

Многие  Русские считают ниже своего достоинства перекрашиваться к Латышей поэтому в Латвии 200тыс неграждан.Наверное за годы жизни можно выучить язык.Однако они остаются негражданами.терпя  значительное ограничение по карьерной лестнице .Масса профессий просто недоступно негражданам.У меня много друзей в Эстонии и Латвии .часто там бываю .Знаю о чем пишу.

По закону работник магазина или ресторана не должен говорить по Русски.Однако не говорящего не возьмут так как клиенты половина русскоязычных.Такое там на каждом шагу.

Аватар пользователя helgeoleg
helgeoleg(5 лет 9 месяцев)

карьера латыша-такое счастье,лучше уж ефрейтором в армии

Аватар пользователя Medved075
Medved075(6 лет 3 месяца)

а в армию интересно русских берут? можно стать латышским стрелком?:) там говорить вроде не обязательно.. понимать главное.

Аватар пользователя zzz
zzz(8 лет 6 месяцев)

Чехи прицепляют окончания и не парятся. Ещё в 70-х, читая чехословацкие журналы, веселился, видя как они переделывают наши фамилии, например, «Алла Пугачовова»:

Alla Pugačovová - primadona ruské populární hudby

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

Неправильно понимаете. Латышское -s - окончание именительного падежа для мужского рода. В других падежах другие окончания. В латинском тоже.

Аватар пользователя Дмитрий 777
Дмитрий 777(10 лет 1 месяц)

 Какие правила какого языка заставляют людей менять фамилию?Латыши Латвийцы Эстонцы придумали свои правила и неграждан тоже они выдумали.Серые паспорта видели? У меня несколько друзей с такими живут и давно.Хочешь стать полноценным гражданином.меняй фамилию и учи язык.Еще клятву верности  государству и вперед может станешь гражданином.

https://lv.sputniknews.ru/trend/non_citizens_31052016/

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

"Какие правила какого языка заставляют людей менять фамилию?"

Я  тоже не понимаю какие правила  какого языка заставляют  в России латыша  Ozoliņš  писать свою  фамилию  Озолиньш.  

Аватар пользователя vlad02
vlad02(8 лет 6 месяцев)

Красивая сказочка, только вот реальность другая и её вы в упор не видите.

Пример, 60 лет одна моя родственница была русской, а потом в 2000х бац и стала молдаванкой. По той хрени , что вы толкаете молдаване увеличили свое количество а у русских вымер человек. И что интересно когда вам это все пишут вы упираетесь рогами и копытами с криками-не все не так. А все именно так, и именно поэтому скорость исчезания как бэ русских больше скорости исчезания как бэ титульной нации. На самом же деле огромное количество людей глубоко по барабану их так называемая национальность, они перекрасятся в кого угодно если это несет выгоду.

Еще раз повторю математику 1 людь переходя из русских в нацменов автоматически приводит к увеличению разницы между русскими и нацменами на 2 человека. И именно это основная часть разных скоростей убывания.Ну а про то что русские едут не только в Россию это еще серьезный кусочек пирога

Аватар пользователя Тохx
Тохx(5 лет 10 месяцев)

  кого  (и из кого)  переписались 747 тысяч жителей Латвии?

Негры учтены? У них обычно два паспорта негражданин латвии и другого государства. Потому и учет может по двойному вестись. Т.е. с какого-то времени их вычли.

Аватар пользователя Patroll
Patroll(4 года 11 месяцев)

Не факт, что русские уезжали из Латвии в Россию, скорее всего в Германию или в США.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематическая дезинформация и набросы) ***
Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

Обычная прозападная чепуха.  Эмиграция из Латвии в страны СНГ (данные в разрезе групп стран даны)  за  1990-2018  на 188 тысяч превысила  иммиграцию в Латвию из стран СНГ.    Это покрывает две трети всего негативного миграц баланса русских.   Так что  львиная доля-  НЕ в Германию и НЕ в США,  а именно в Россию.     Понятно,   что это не с Казахстаном обмен.   

Вот первоисточник  Латвиястата:  https://data1.csb.gov.lv/pxweb/en/iedz/iedz__migr/IBG020.px/table/tableV...

 

Аватар пользователя lunatik005
lunatik005(11 лет 3 месяца)

Спасибо за статью, интересно. Но вы не раскрыли тему сисек - куда уехали эти 400 тысяч русских из Латвии - сколько в Россию и сколько работать на английских огородах. Для нас, естественно, интересны те, что переехали к нам. Русские там были как правило высокопрофессиональными рабочими. Что существенно при нехватке оных у нас при засилии среди молодежи всяких манагеров. 

Аватар пользователя Замполит
Замполит(10 лет 1 месяц)

ты уже начал из пальца высасывать статьи, ясен пень после массового побега русских активного возраста КОМУ РОЖАТЬ ТО ???

и тем более потом смысл записываться русским

кладбища бывшего СССР весьма быстро наполнились русскими пенсионерами

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

"ты уже начал из пальца высасывать статьи"

За "уважение" к чужому труду  отдохни-ка пока в бане,  хамло.    Ты- в бане,  статья- в разделе "Аналитика",    всему своё место.  

Аватар пользователя просто чел
просто чел(4 года 11 месяцев)

Зеркалишь, "Замполит" - из пальца (причём 21-го) высасываешь ты. Иди, скушай у своих татар эчпочмяк laugh

Комментарий администрации:  
*** Отключен (агрессивная политота) ***
Аватар пользователя мужиккакойто
мужиккакойто(5 лет 6 месяцев)

Пожалуй я поддержу Дмитрия в том, что принудительная ассимиляция русскоязычного населения это государственная политика в Латвии. Способы "перекрашивания" русских в латышей могут быть любыми, не только насильственное изменение написания имён и фамилий.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

"не только  насильственное изменение написания имён и фамилий"-  а изменение имен и фамилий никак не связано с этносом.   В России латышей тоже пишут  русским вариантом написания.  Озолиньши,  Берзиньши (а иногда и вовсе Берзины).    Это не значит,  что во время переписи их  заставляют записаться русскими.  И даже если б заставляли- правописание фамилий  и запись нац-ти  в любом случае разные  параллельные процессы. 

Аватар пользователя shprotas
shprotas(8 лет 2 месяца)

Не согласен. Берзиньш не является искажением оригинальной фамилии, а берзинов является. Как и является ivanovs искажением. Самое поганое, что это практически необратимо.

Если я еще смогу доказать, что я действительно иванов, у меня есть советское свидетельство о рождении, то мои дети и внуки нет. Что косвенно подтверждает Россия - в визе русскими буквами написано Ивановс.

 

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

Берзиньш-  мягкий вариант.   В России чертова уйма  Берзиных.   Если что- открою тайну- это латыши.  И их фамилия изнасилована ничуть не менее чем фамилия Ивановых изнасилована  в Латвии.  

Аватар пользователя Freken
Freken(5 лет 12 месяцев)

Евреи это.

Комментарий администрации:  
*** отключен (набросы, переход на личности и личную жизнь) ***
Аватар пользователя Наталена
Наталена(5 лет 10 месяцев)

Вы как-то забыли про смешанные браки. Сын латыша и русской или русского и латышки,  он кто? Может быть записан при переписи и русским и латышом. И если при переписи в СССР он записывался русским, то при новой власти запишется латышом. Вроде как никто не уехал, а статистика изменилась. 

Аватар пользователя Гелиотроп
Гелиотроп(8 лет 9 месяцев)

Вы как-то забыли про смешанные браки

На численность населения той или иной национальности влияют рождаемость и смертность, с одной стороны, и миграция и ассимиляция (в том числе изменение самоопределения) — с другой. Один из путей ассимиляции — принятие детьми из смешанных семей титульной национальности.

Доля смешанных браков, по данным ЦСУ, выглядела следующим образом:

В 1987 году 16,4 % русских женихов вступили в брак с латышками, а 16,0% русских невест — с латышами.
В 2002 году эти доли выросли до 22,6% и 25,9% соответственно.
В 2017 году они увеличились до 26,6% и 28,4%.

Аватар пользователя jamaze
jamaze(12 лет 3 месяца)

Ну вот, около четверти русских "растворились" в титульной нации.

Аватар пользователя serzhant
serzhant(12 лет 4 месяца)

Никто в латыши , за крайне редким исключением , из русских не записывается. Другое дело , что в основном по началу независимости, многие латыши , которые при СССР были всякими Анатолиями Горбуновыми , Макаровыми и т.д. , резко вспомнили , что они таки латыши и стали Горбуновс , Макаровс, ну выгодно же...

А так да русские выезжают больше , чему несказанно радуются латыши , по принципу " выколи мне глаз , что бы у соседа обеих не было".

Аватар пользователя BlackHand
BlackHand(6 лет 3 месяца)

 основном по началу независимости, многие латыши , которые при СССР были всякими Анатолиями Горбуновыми , Макаровыми и т.д. , резко вспомнили , что они таки латыши и стали Горбуновс , Макаровс, ну выгодно же...

Не знаю как там Латыши, а с Литовцами, имевшими фамилии Шапкус и Моховиковс я был знаком ещё в конце семидесятых. Так что этот тренд, вовсе не связан с обретением независимости. Да и фамилия - абсолютно не связана с национальностью. Например, при получении Финского паспорта, вам никогда не напишут, что ваша фамилия Шацкий, , например. Ибо звуки "ц" и"ш", начисто отсутствуют в Финском языке, соответствено еёэневозможно записать. Вам придумают Финскообразную. Но это не сделает вас Финном, а только гражданином Финляндии, с фамилией которую можно выговорить и записать в документах. Например, Гордон - абсолютно не Еврейская фамилия, невзирая на то, что её носят два довольно известных тележурналиста именно Еврейского происхождения. 

Аватар пользователя serzhant
serzhant(12 лет 4 месяца)

В данном случае это именно латыши , ну как латыши , дед или бабка иногда отец или мать русские. Просто тогда им выгодно было быть русскими , а потом они резко вспомнили о своих латышских корнях.

И вот эти вот , самые упоротые так как пытаются доказать , что они самые латыши из всех латышей.

Но предполагаю в случае смены коньюктуры они снова выкопают свою родословную по русской линии.

Аватар пользователя Good Evil
Good Evil(8 лет 2 месяца)

Интересны критерии записи в те или национальности.

В советское время понятно - пункт 5 в паспорте. В нынешнее время как?

Вот образец паспорта. Пункт "национальность"  - латвиец, но не латыш или русский.

Аватар пользователя shprotas
shprotas(8 лет 2 месяца)

Графу национальность ведут на отдельной странице.

Кстати это и дает повод усомниться в правдивости статистики: при регистрации новорожденных национальность не спрашивали - приходилось напоминать. А у многих детей записывали с прочерком в разделе национальность

Аватар пользователя Good Evil
Good Evil(8 лет 2 месяца)

Дык пункт 3. Но, думаю, что всех подряд пишут латвийцами и латышами. Отсюда и уменьшение в статистике русских.

Аватар пользователя Оригинальный куплетист

Пункт три - это подданство. К русский/латыш не имеет отношения.

То, что мы называем национальностью, указывается - по желанию владельца паспорта - на другой странице. Если желания нет, то ничего не указывается. Хучь евреем будь. С фамилией Озолкалнс.

Аватар пользователя vlad02
vlad02(8 лет 6 месяцев)

Да вы я смотрю не только тупостью страдаете, но и откровенной слепотой -ВНИМАТЕЛЬНО вглядитесь в заголовок удостоверения личности - пункт 3 НАЦИОНАЛЬНОСТЬ на трех языках видимо для вас не показатель? Вот зачем писать и демонстрировать свою глупость когда могли промолчать?

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

вы не правы nationality  сейчас в европе обозначает гражданство.    а ethnic nationality (национальность в нашем традиц понимании)  почти никто из госуд статистик сейчас не публикует  ( я только в эстонии и латвии пока видел).   на этом паспорте - про гражданство

Аватар пользователя Good Evil
Good Evil(8 лет 2 месяца)

Тогда получается, что паспорт Латвии может указывать на чужое гражданство?

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

нет.  это называется формальность.  мир ими полон.   вы, видя в паспорте гражданина РФ упоминание про "выдан УФМС РФ",  тоже начинаете сарказмировать про   "а что, паспорт РФ может быть выдан УФМС Гондураса?!))"

я не собираюсь с вами обсуждать значение слова  нашионалити в сегодняшнем мире.   Я это ЗНАЮ,  а не мнение высказываю.  вчера постил  про  британскую стат-ку-  сходите по ссылке на первоисточник для примера.   нашионалити-  гражданство.  подданство.  а не кровь.   Это просто надо знать.  точка

ЗЫ  да на том же сайте  Латвиястата есть миграция в разрезе nationality  - и она  тоже про гражданство приехавших-уехавших, а не про кровь.   

Аватар пользователя Земляк 67
Земляк 67(6 лет 2 месяца)

на трех языках видимо для вас не показатель?

Вы ошибаетесь. Pilsoniba - это гражданство. По-латышски.  

Аватар пользователя Оригинальный куплетист

Действительно, у вас был прекрасный шанс проканать за умного, но вам страсть как захотелось продемонстрировать полное отсутствие знаний по теме.

Latvijas никоим образом не может указывать на этническую принадлежность, потому что это родительный падеж, а не именительный.

То, что вы называете национальностью, печатается на другой странице паспорта по желанию владельца этого самого паспорта, о чём спрашивают (либо даже не спрашивают) при оформлении заявки на документ. Паспорт в любом случае будет с nationality Latvijas, хоть вы трижды негр из Лесото.

Ну и для справки.

Русский/русская: krievs/krieviete

Латыш/латышка: latvietis/latviete

Именно такими словами указывается этническая принадлежность на другой странице паспорта. Насколько я в курсе, по закону можно назваться ливом, не имея для этого никакой родни среди ливов, и войти в состав вымирающей народности.

Аватар пользователя Оригинальный куплетист

Пункт три - это подданство. К русский/латыш не имеет отношения.

То, что мы называем национальностью, указывается - по желанию владельца паспорта - на другой странице. Если желания нет, то ничего не указывается. Хучь евреем будь. С фамилией Озолкалнс.

Аватар пользователя serzhant
serzhant(12 лет 4 месяца)

А вот тут 100% лукавство . У меня в паспорте в этой графе записано то же самое хотя 100% русский со всех сторон. Национальность не записана в паспорте нигде. А лукавство в том ,что pilsoniba по латышски это гражданство , и дальше смотрим слова национальность на других языках,в той же графе..

Аватар пользователя мимобегом
мимобегом(11 лет 4 недели)

Молодые русские уехали. Старые русские остались.

То есть старики умирают, а русская молодёжь обзаводится семьями не в Латвии. Вот поэтому такая убыль.

Чтобы говорить о геноциде, надо смотреть строго смертность. А не убыль-прибыль. Вот если окажется, что именно смертность русских в Латвии в три раза выше, чем у латышей, то вот это уже основание для международного трибунала над латвийскими властями. 

Аватар пользователя Мария_К
Мария_К(8 лет 5 месяцев)

Основная причина таких цифр - да, в том, что возрастная структура русских заменилась гораздо более резко в сторону постарения. Но и смертность среди русских Латвии /Эстонии выше, чем у титульных, и продолжительность жизни ниже. Главная причина - сдохшая промышенность, где были заняты в основном русские. Проживание в депрессивных районах продолжительности жизни не добавляет. 

Аватар пользователя Гелиотроп
Гелиотроп(8 лет 9 месяцев)

Для русского населения стран Прибалтики характерна естественная убыль: она зависит не только от рождаемости и смертности, но и возраста — для пожилого населения характерно сокращение рождаемости и рост смертности. После распада СССР в этих странах — в том числе и в Латвии — сократился приток молодого населения, относительно быстрое старение русской диаспоры в Прибалтике началось с 1990-х годов.

Русские женщины рожают меньше, чем представительницы титульного населения, а смертность у взрослых русских выше. В этих странах социально-экономический кризис в большей степени затронул русских и русскоязычных, так как они были заняты в основном на крупных государственных предприятиях, остановившихся из-за экономических проблем. Многие не знали местного языка и не могли интегрироваться в изменяющийся социум. Это вело к увеличению стресса и, как следствие, злоупотреблению алкоголем и росту смертности, особенно среди трудоспособного населения.

Удельный вес некоторых этнических групп в составе населении Латвии, по данным ЦСУ,

на 1 января 2011 года:

  • Все возраста
    60,5% — латыши
    26,8% — русские
    1,5% — национальность не выбрана или не указана (распространено у детей из смешанных семей)
  • Возраст 0-4 года
    65,2% — латыши
    12,7% — русские
    19,4% — национальность не выбрана или не указана.

На 1 января 2018 года:

  • Все возраста
    62,2% — латыши
    25,2% — русские
     2,3% — национальность не выбрана или не указана
  • Возраст 0-4 года
    72,8% — латыши
    15,7% — русские
     8,2% — национальность не выбрана или не указана.

Страницы