Геоэкономика как часть геополитики. ВВП как один из показателей геоэкономики. Геоэкономическое развитие России в 1992-2013 (2018 и 2023) годах

Аватар пользователя indigo

Цель статьи - внести некоторую ясность в понимание разнообразия множества экономических показателей, основанных на понятии валовой внутренний продукт, и увидеть экономическое положение России в разные периоды новейшей истории. Достижение цели статьи позволит понять геоэкономическую мощь России, и динамику её изменения, на Европейском континенте. Статья написана в 2013 году, некоторые данные чуток устарели, но в статье есть рабочие ссылки на многие графики, которые, на удивление, рабочие и, что ещё более удивительно, обновляются. Так что переход по ссылкам позволит увидеть актуальные данные.

Для "понимания непонимания" некоторых аспектов геоэкономической силы Российского государства приведу один опрос:


В 1992 году душевой ВВП России в иностранной валюте по обменному курсу был:

1. в 50 раз ниже западноевропейского;

2. в 6 раз ниже западноевропейского;

3. в 2 раза ниже западноевропейского;

4. чуть ниже западноевропейского;

5. на уровне западноевропейского;

6. выше западноевропейского.

Предлагаю сразу написать свой ответ в комментариях, а потом уже дочитывать статью.

 
Если уж кому сильно интересен ответ заранее

Статья состоит из двух частей, теоретической и практической.

Часть 1. Теоретическая.

Геоэкономика — новая геополитика (геополитическая экономика) с позиций экономической мощи государства, обеспечивает достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путём.

Сперва разберемся в нюансах различных показателей ВВП (первая часть статьи), а потом рассмотрим их изменение во времени (вторая часть статьи).

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Таким образом ВВП рассчитывается в национальной валюте. Но в таком виде он мало о чём говорит ввиду действия различных факторов: изменения уровня цен, валютных курсов, демографии и прочего.

Потому существует много различных производных показателей, основанных на показателе ВВП.

Для сравнения размеров экономик стран мира ВВП в национальной валюте пересчитывают по валютному курсу в ВВП в иностранной валюте. Но такой способ хоть и прост (и имеет некоторые другие преимущества), но не отражает истинных размеров экономики ввиду различия уровня цен в разных странах.

Потому сравнения размеров экономик на основании ВВП по паритету покупательной способности валют более корректно позволяют сравнить количество производимых благ в разных странах.

Поскольку ВВП - это количество произведенных рыночных благ, а эти блага, в основном, потребляются; то показатель ВВП на душу населения является мерилом как средней производительности в экономике, так и уровня жизни населения.

Причём, если сравнивать среднюю производительность в разных странах, то необходимо брать показатель ВВП на душу населения по ППС.

Если же сравнивать уровень жизни в разных странах, то можно пользоваться двумя показателями - душевой ВВП по ППС и душевой ВВП по обменному курсу. В первом случае мы получим сравнение по количеству реально потребленных благ; во втором же случае мы получим номинальную покупательную способность, которая может быть интересна, к примеру, при ощущении чувства богатсва туристами за границей.

Ключевую роль в формировании ВВП играет показатель национальный доход, составной частью которого является заработная плата. Последняя составляет большую часть в ВВП стран мира, а потому по показателю душевой ВВП в иностранной валюте по обменному курсу можно судить о доходах (в том числе и зарплате) в иностранной валюте в данной стране.

ВВП в иностранной валюте по обменному курсу является определяющим для размера бюджета страны (обычно примерно одну треть ВВП), то есть данный показатель является индикатором объёма доходов (и расходов), т.е. характеризует объем финансовых ресурсов страны.

ВВП по ППС не подходит для сравнения показателей одной страны за разные периоды времени (так в него "вшита" инфляция доллара США), потому необходимо использовать реальный ВВП и реальный душевой ВВП.

Таким образом:

  Для сравнения необходимо использовать
 1  размеров одной экономики в разные периоды времени реальный ВВП
 2 производительности труда и уровня жизни населения в различные периоды времени реальный душевой ВВП
 3 экономической мощи стран ВВП по ППС
 4 средней производительности и уровня жизни по странам мира душевым ВВП по ППС
 5 финансовой мощи стран ВВП в иностранной валюте по обменному курсу
 6 покупательной способности населения "за границей" душевой ВВП в иностранной валюте по обменному курсу

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Для тех кому табличное представление показалось не сильно понятным:

На основании таблицы выше во второй части статьи, практической, будет рассмотрена динамика этих показателей России в 1992-2013(8) годах (а по ссылкам будут доступны в большинстве случаев данные до 2018 года и даже прогнозные значения на несколько лет вперёд).

P.s. 1. Данные МВФ не идеальны по нескольким причинам:

1. Это данные самого МВФ.

2. Данные обновляются всего 2 раза в год.

3. Тренды по численности населения РФ обновляются не совсем регулярно.

4. Данные в некоторых случаях довольно сильно расходятся с данными Всемирного банка.

Тем не менее, данные МВФ, наверное, лучший из доступных источников статистических данных. К тому же содержат прогнозные значения.

P.s. 2. Хоть ВВП и неравномерно распределяется между жителями страны, у меня не вызывает сомнения, что уровень жизни стран с душевым ВВП 50000 в среднем выше, чем у страны с душевым ВВП 2000. Потому неравенство распределения доходов имеет меньшее значение.

P.s. 3. 

 
Знаю, что АШ недолюбливает показатель ВВП, но лучшего показателя у меня для вас нет.

Часть 2. Практическая. Пункты 1-6.

1. Для сравнения размеров одной экономики в разные периоды времени необходимо использовать реальный ВВП.

Итак, рассмотрим изменение размеров российской экономики относительно самой себя. По данным МВФ об экономическом росте России с 1992 года можно построить график изменения реального ВВП России и его прогнозные значения до 2018 года:

По данным ГКС можно построить схожий график изменения реального ВВП по отношению к 1990 году:

Видно, что падение ВВП за 1991-1992 составило около 19%, поэтому ВВП 2008 года относительно 1992 года на 27 п.п. выше ВВП 2008 года относительно 1990 года.

Ссыль на данные МВФ.

Графики об изменении реального ВВП России с 1990 (1992) года довольно-таки известные и ничего нового в них нет. Провал 90-х, за ним подъём нулевых, выход в 2004 году на уровень 1992 года, а в 2007 - размер экономики вышел на уровень 1990 года.

В 2018 году экономика России составила примерно 149% от уровня 1992 года и примерно 121%  (=149% * 81,23%/100%) от уровня экономики РСФСР в 1990 году.

2. Для сравнения производительности труда и уровня жизни населения в различные периоды времени необходимо использовать реальный душевой ВВП.

Рассмотрим изменение реального душевого ВВП во времени, которое во многом определяется изменением средней производительности труда, и характеризует средний уровень жизни. По данным МВФ можно построить график изменения реального душевого ВВП по отношению к 1992 году:

Больших отличий изменения душевого реального ВВП от изменений реального ВВП нет. Ввиду небольшого сокращения численности населения России с 1990 года рост душевого реального ВВП несколько выше роста реального ВВП. Как видно из вышеприведенных графиков, средняя производительность труда и средний уровень жизни (с натяжкой) после 2003 года превзошёл уровень 1992 года, а после 2007 года - уровень 1990 года.

3. Для сравнения экономической мощи стран необходимо пользоваться ВВП по ППС.

По экономической мощи (ВВП по ППС) в 1992 году Россия находилась на 5 место после США (6,3 трлн. долларов), Японии (2,6 трлн. долларов), Германии (1,6 трлн. долларов) и Китая (1,20 трлн. долларов) с показателем 1,17 трлн. долларов.

В 1998 году Россия опустилась на 11 место после США, Японии, Китая, Германии, Франции, Индии, Великобритании, Италии, Бразилии и Мексики.

В 1999 Россия обогнала Мексику.

В 2003 Россия обогнала Бразилию.

В 2005 Россия обогнала Италию.

В 2007 Россия обогнала Францию.

В 2008 и в 2010 Россия обогнала Великобританию.

Смотреть здесь.

Итак, по состоянию на 2013 год российская экономика является 6-ой в мире после американской (16,2 трлн. долларов), китайской (13,6 трлн. долларов), индийской (5,0 трлн. долларов), японской (4,8 трлн. долларов) и немецкой (3,3 трлн. долларов) с показателем 2,6 трлн. долларов.

 
Ремарка с важной ссылкой

Уже который год российская экономика идёт ноздря в ноздрю с немецкой.

4. Для сравнения средней производительности и уровня жизни по странам мира необходимо пользоваться душевым ВВП по ППС.

В 1998 году душевой ВВП по ППС России составлял 6260 долларов и Россия по этому показателю находилась на 69 месте среди стран мира. Душевой ВВП по ППС Ирана составлял 6370 долларов, Бразилии - 6700 долларов, Турции - 7700 долларов, Малазии - 8000 долларов, Эстонии - 8600 долларов, Венесуэлы - 8800 долларов, Польши - 9100 долларов, Ливии - 9100 долларов, Чили - 9300 долларов, Мексики - 9800 долларов, Чехии - 14000 долларов, Португалии - 16500 долларов, Греции - 17000 долларов, Кипра - 17900 долларов, Франции - 23700 долларов, Германии - 24000 долларов, США - 31900 долларов.

Другими словами в 1998 году по производительности труда и уровню жизни населения Россия находилась ниже многих стран Восточной Европы и Южной Америки, а западноевропейских стран в 3-4 раза, а США - в 5 раз.

В 2013 году душевой ВВП по ППС России составил 18700 (52 место в мире). Оставили позади Иран, Бразилию, Турцию, Малазию, Венесуэлу, Мексику и другие. Недалеко от Чили - 19500 долларов, Польши - 21500 долларов, Португалии - 23200 долларов и Греции - 23900 долларов. Но еще велико отставани от Франции - 35900 долларов, Германии - 40000 долларов и США - 51200 долларов.

То есть к 2013 году по производительности труда и уровню жизни населения Россия находится примерно на уровне стран Южной Америки и Восточной Европы, ниже стран Западной Европы в 1,25-2 раза и США - в 2,7 раза.

 
Текст выше был написан по данным МВФ от 2013 года

5. Для сравнения финансовой мощи стран необходимо пользоваться ВВП в иностранной валюте по обменному курсу.

Проанализируем изменения финансовой мощи России в 1992-2013 годах. Индикатором изменений будет показатель ВВП в иностранной валюте по обменному курсу.

В 1992 ВВП России по обменному курсу составил 86 млрд. долларов. По этому показателю Россия заняла 35 место в мире. Пропустила вперед себя Польшу, Португалию, Тайланд, Грецию, Финляндию, Норвегию, Австрию, Турцию, Аргентину, Швейцарию и другие намного более крупные страны (Бразилию (390 млрд. долларов), Испанию (612 млрд. долларов), Италию (1278 млрд. долларов), Германию (2068 млрд. долларов) и США (6342 млрд. долларов).

Поразительно, но финансовая мощь маленьких (5-10 млн. человек) европейских государств (к примеру, Финляндия или Греция) была больше финансовой мощи 145 млн. России. При размере ВВП по обменному курсу в 86 млрд. долларов размер бюджета определяется одним-двумя (в лучшем случае тремя) десятками млрд. долларов. Вспомним те времена - как для России была важна в тот момент помощь иностранных кредиторов в какой-то по нынешним меркам 1 миллиард долларов.

 
Первая же попавшаяся информация о важности любого миллиарда в те годы:

И при этом в 1992 году экономика России была 5-й в мире.

К 2013 году российский ВВП в иностранной валюте по обменному курсу "несколько" подрос:

И Россия переместилась на 23 позиции вверх в мировом рейтинге...

... став 8-ой в мире после США (16200 долларов), Китая (9000 долларов), Японии (5100 долларов), Германии (3600 долларов), Франции (2700 долларов), Бразилии (2500 долларов), Великобритании (2400 долларов), с показателем в 2213 млрд. долларов (в 2013 году по данным МВФ 2013 года).

 
Напомню

6. Для сравнения покупательной способности населения "за границей" необходимо использовать душевой ВВП в иностранной валюте по обменному курсу.

Самый мой любимый показатель. Особенно его динамика в 90-х годах.

В 1992 году душевой ВВП в иностранной валюте по обменному курсу составил 576 долларов и Россия по этому показателю заняла 114 место в мировом рейтинге. Чуть ниже по рейтингу располагались Пакистан, Камбоджия, Кения, а чуть выше - Шри Ланка, Ангола, Монголия, Индонезия, Сенегал и другие. То есть при выезде, к примеру, для туризма в третьи страны, покупательная способность жителей России была сопоставима с покупательной способностью жителей из большинства стран третьего мира. Для сравнения - душевой ВВП в иностранной валюте по обменному курсу в Испании составлял 16000 долларов, во Франции - 24000 долларов, а в США и Германии - по 25000 и 26000 долларов соответственно.

К 2013 году душевой ВВП России в иностранной валюте по обменному курсу подрос:

... обогнав 68 стран...

... и достигнув 46 места в мировом рейтинге с показателем в 15650 долларов. Что всего в 2 раза ниже, чем в Испании (30000 долларов), и в 3 раза ниже, чем в Германии (44000 долларов):

 
Стандартное напоминание

Как видно из анализа, производительность труда в экономике и покупательная способность доходов граждан внутри страны к настоящему моменту достигли или даже превысили пиковые советские уровни, таким образом в целом преодолев спад 90-х годов.

В советский же период о покупательной способности граждан за пределами Родины говорить, за редким исключением, не приходилось. А за период с 1992 года покупательная способность доходов граждан за пределами страны (или на импортные товары) значительно увеличилась (примерно в 10-15 раз), что и определило значительный рост (с 1992 года) выездного туризма и доступность импортных товаров в России.

О причинах отклонения ВВП, рассчитанному по валютного курсу, от ВВП по ППС - в одной из следующих статей.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Добавлю некоторые выводы:

1. Есть несколько показателей, рассчитывающихся на основании "обычного" ВВП. Для каждой конкретной цели необходимо использовать определённый показатель ВВП.

2. Экономика России в 2018 году превзошла по размерам экономику России 1992 года и экономику РСФСР 1990 года.

3. За последние 18 лет Россия по "экономической мощи" (ВВП по ППС) вышла на первое место в Европе и разделяет его с Германией.

4. К 2018 году России неплохо удалось сократить отставание в уровне жизни (душевой ВВП по ППС) своих граждан от западноевропейских стран.

5. "Финансовая мощь" (ВВП по обменному курсу) России к 2013 году достигла своих наивысших значений в новейшей истории (напомню, "стартовала" Россия в 1992 году с совсем неприлично низких значений). Кризис 2014-15 годов несколько снизил этот показатель, но за 2017-18 годы наблюдается некоторое улучшение - номинальный ВВП по обменному курсу приблизился к уровню 2008 года.

6. Наиболее выдающееся достижение российской экономики характеризуется, на мой взгляд, изменение показателя "душевой ВВП по обменному курсу", который главным образом и определяет покупательную способность россиян "за границей" и является главным фактором увеличения доступности импортных товаров и услуг. Душевой ВВП по обменному курсу вырос с 600 долларов в 1992 году до 11000 долларов в 2018 году. Данный значительный рост показывает, что доступность импортных товаров увеличилась более чем в 10 раз.

 

Комментарии

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 8 месяцев)

Не спорю по расчетам, но это всё вилами по воде писано. Производительность труда - липовый показатель, рассчитывающий нарисованную ценность товаров и услуг.

А так, да, завлекательно. Спасибо за работу.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

спасибо за комментарий

Производительность труда - липовый показатель, рассчитывающий нарисованную ценность товаров и услуг.

Позволю себе не согласиться. Экономисты худо-бедно подсчитывают сумму произведённых благ в экономике за год в реальном выражении. Делением этого показателя на численность населения можно приблизительно оценить производительность труда в экономике.

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

Одно дело выплавить тонну чугуна и другое нарисовать логотип. А так да, экономизды подсчитывают худо и бедно "в реальном выражении".

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

а в чём проблема?

если одно на другое нормально обменивается

мы же меняем буханку хлеба на 20 процедур массажа?

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

Весь мир меняет реальные ништяки на нолики с флешки ФРС и что, вы полагаете это нормальной экономикой? Индейцы хоть бусы и зеркала получали вначале за свою землю:)

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

ой ну не надо опять "про Опель", хорошо?

а бусы и зеркала никто не запрещает покупать и сейчас

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

То есть вы адепт невидимой руки рынка чтоли?? Накиньте пару тезисов, которые вы полагаете априори верными, понять хочу с кем беседу веду.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

Я думаю, что в статье, если чуток постараться, можно найти "пару тезисов".

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

Да тезисов там хватает, только понимания не хватает о причинах этих явлений. Ну да ладно, статью написАл и то хорошо.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

Ну да ладно, статью написАл и то хорошо.

низкий поклон, ради такого комплимента и старался

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 2 месяца)

Нету в публичном пространстве других подходов. Социализм слился, капитализм в лице ППС и ВВП представлен во всей красе. Вы лучше вот о чём задумайтесь, если бы были показатели, которые можно реально собрать и использовать (в том числе про физическую экономику), то проклятые буржуи так и сделали бы. Но, либо овчинка не стоит выделки, то есть не окупается сбор всех показателей, либо это в силу каких-то причин невозможно на данном этапе.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

капитализм в лице ППС и ВВП представлен во всей красе.

имхо, не так плох "капитализм в лице ППС и ВВП", как отягощение этого капитализма демократией в нынешнем виде, обычно популистском...

вот госдолг США или Италии высок не из-за "капитализма", а из-за того, что партия у власти может подарить морковку избирателям, купленную в долг, а долг за морковку будет отдавать уже партия, победившая на следующих выборах

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 2 месяца)

У Вас, похоже, есть идеи, как нам реорганизовать Рабкрин? Вариянтов-то не много - диктатура всех видов и сортов, но нужен товарисч, которому комфортно сидится на штыках и нигде не колет - умный и умелый, ведь слабого заколют свои же. Демократия со всем возможным популизмом, т.к. где ж Вы найдёте народ а ля швейцария? В большинстве случаев граждане менее образованы. Вон Рибок не так давно попал. Гражданочка распространяла не рефлексируя, а оно вон чего получилось.

Есть ещё идеи Кубкарамазова, как починить нынешний капитализм, они даже при демократии будут работать, как любые бухгалтерские законы. Но тут уже сверху куча препятствий.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

нет, вариантов у меня нет

моё мнение, будь у демократии меньше популизма - проблемы капитализма не так бросались бы в глаза

Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 2 месяца)

Наври с три короба про рай земной и временная должность за тобой - трест, который лопнул, а ранее О. Генри с Твеном. Альтернатива - Швейцария, где народ знает цену популизму. А так-то я тоже за всё хорошее и категорически против всего плохого.

Аватар пользователя brekotin
brekotin(9 лет 2 недели)

Уверен, нынешняя система полсчепо ВВП выгодна западу, поэтому так и считают.

Вы сами аргумент привели: когда мы сели играть с шулерами за их столом и по их правилам, в 92 году Россия была пятой экономикой ... Но граждане нищие. А кто выиграл от этого?

Сравнение с экономикой Германии не корректно без другого показателя: объем теневой экономики, не учитываемой в ввп. У нас объективно выше, те же овощи с дачи. Если же взять данные МВФ, то экономика Россия заметно больше окажется.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

Российская экономика и без теневого сектора идёт ноздря в ноздрю с немецкой - отклонения меньше погрешности исследований. Да, тут ссылались на вашу статью об учёте теневого сектора. Возражений особых не имею.

Но цель моей статьи (помимо теоретической) была показать процессы в динамике. 

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(8 лет 8 месяцев)

Если в реальном секторе худо-бедно можно подсчитать стоимость произведенного, то в сфере услуг пределы оплат зависят лишь от финансовых возможностей заказчика. Показательным может считаться оплата труда богемы в СССР - будем считать при такой же производительности зарплаты и премии была гораздо ниже. Про то, что здесь выстраивали и оценивали сопоставляемую стоимость не слышал ни разу.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

хорошая ремарка

индексы цен и сопоставления для услуг в общем, составляются

конкретно в этом случае - хз

Аватар пользователя maksimm
maksimm(7 лет 1 месяц)

Где можно найти исторические данные по ППС для рубля?

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

хороший вопрос

вот так на вскидку я даже и не уверен с ответом, есть ли где-либо достаточно длинный ряд данных по ППС рубля

иногда этот показатель публикуется для некоторых лет на сайте ГКС:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/ocenka-vvp.htm

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
11,55 12,74 12,61 13,98 14,34 14,02 15,82 17,35 18,46 19,42 21,01 23,59 24,36 24,34

в одной из следующих статей, возможно, ближайшей, будет в т.ч. методика расчёта ППС, которая позволяет его рассчитать с 1992 года (очень увлекательная информация!)

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

Терпеть тебя ненавижу,   Макс,    но так и быть  подскажу,   на том же сайте МВФ,   кстати, странно что ТС  этого не знает, если цифры по ВВП брал  на соседней строчке фактически -   https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/02/weodata/weorept.aspx?pr...

ВНИМАНИЕ.   Всерьез смотреть  рекомендую только на 2011  год -  год собственно  "глобального раунда  международных сопоставлений" (офиц название).   То есть  год  для которого   этот паритет непосредственно высчитывался-  просто  гигантская работа всех статслужб мира,   в 2011 году собирались данные по тысячам товаров-представителей,  потом  чуть ли не 2 года все это рассчитывали.  То есть  ППС за 2011  предельно близок (ну насколько это возможно)  к реальному соотношению в жизни.  И именно поэтому  у всех структур (МВФ,  ОЭСР,  всемирный банк) данные по ВВП по ППС за разные годы разные,  а за  2011 совпадают.      Другие годы- это уже не непосредственный расчет как есть,   а  экстраполяции и тд,   не хочу вдаваться и изучать.   Не значит что они туфта,   но просто по объектив причинам менее близки к реальности чем за  2011 год.  Следующий всемирный раунд- за 2017 год.   Но опубликуют еще очень нескоро.  Еще  был  за 2014 раунд,  но не всемирный,  а у стран ОЭСР и его партнеров ( в тч РФ)  ну да Бог с ним.    

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

кстати, странно что ТС этого не знает

Спасибо за подсказку.

Скажем так: скорее подзабыл.

И данные ППС рубля как таковые, напрямую, мне не сильно нужны. А те показатели, которые я рассчитывал в других статьях, можно было рассчитать и другим способом, не используя ППС рубля.

P.s. для 2004-2007 присутствуют довольно значительно расхождение в значениях ППС рубля между данными МВФ и ГКС.

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

я тот коммент дополнил кое- какой инфой.  перечитайте.    если вкратце-  точность  ищите только в данных за 2011.   но лучше прочтите тот коммент

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

спасибо, никаких возражений не имею)

одна ремарка... из воспоминаний...

помню как было обидно за 2008 и 2014 годы - конец года сильно "смазывало" девальвацией рубля и было не до конца понятно, при сопоставлениях тех лет, учитывалось ли обесценивания рубля в конце года (т.е., брали среднегодовые цены и курсы или декабрьские)

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

не очень понял вопрос.   если вы про ввп по ппс за  2008 и 2014  то он (ППС)  для того и существует чтоб сгладить валютные колебания ибо ему на них  "плевать".   а если вы про ввп по текущим курсам-  то он и обязан   дико колебаться,  ровно поэтому и не годен для сопоставлений стран.   поясните

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

Ну не вопрос то был, а ремарка... мысли вслух.

Допустим, яблоки стоили в середине года 20 рублей при курсе 25, к концу года курс подпрыгнул, яблоки подорожали до 25 рублей при курсе в декабре 30 рублей. В США яблоки что в середине года, что в декабре стоили 1 доллар.

Тогда, согласно нашим условиям, ППС рубля в середине года был 20 рублей, а в конце года поднялся до 25 рублей.

Вот и вопрос был не столько к вам, а так, вслух, но и ваши мысли интересны, какой ППС рубля попал в программу сопоставлений за тот год, 20 рублей или 25 рублей?

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

ну в такой формулировке  вопрос  актуален для любого года.  даже  "раундового".   я вот не в курсе  за раундовый год ( 2017 например) цены на какую дату фиксируются или будет среднегодовая рассчитываться.   действительно-  вопрос.

 а  вот насчет курсов   ("яблоки подорожали до 25 рублей при курсе в декабре 30 рублей.")- насколько я понимаю  всю эту систему,  ваше упоминание курсов  лишнее.   так как сопоставление проводится  через  "условно натуральные"  единицы.    ну если очень грубо говоря,  рубли добавленной стоимости полученной в  российской  "яблочной отрасли"   переводят в яблоки, а потом сразу  смотрят  стоимость такого количества яблок в сша.    А ППС-  ну столько то рублей за 1 доллар-  это сугубо расчетная величина получаемая  как бы  "обратным счетом"  в конце расчетов.   Когда уже посчитан ввп по ппс и  смотрят его соотношение к  номинальному ввп в рублях.   Это моя догадка,   не более.   Я хоть и работал  6 лет в росстате,   но не в Мск,   и к расчету ппс отнош не имел.   

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

ну в такой формулировке  вопрос  актуален для любого года.  даже  "раундового".   я вот не в курсе  за раундовый год ( 2017 например) цены на какую дату фиксируются или будет среднегодовая рассчитываться.   действительно-  вопрос.

те годы сопоставлений особенно интересны тем, что тогда к концу года происходил "сильный скачок", который теоретически и мог усилить искажения

А ППС-  ну столько то рублей за 1 доллар-  это сугубо расчетная величина получаемая  как бы  "обратным счетом"  в конце расчетов.   Когда уже посчитан ввп по ппс и  смотрят его соотношение к  номинальному ввп в рублях.   Это моя догадка,   не более.

у меня схожие "ощущения"

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

В 1992 году душевой ВВП России в иностранной валюте по обменному курсу был:

в 50 раз ниже западноевропейского;

Тогда мы ещё были чужды "традиционным ценностям" и не включали в расчёт: ни проституцию, ни торговлю наркотиками, ни чёрную торговлю оружием, ни коррупцию и откаты, ни многое чего другого.... По старинке жили,по глупому - одно голимое и не нужное производство подсчитывали......

А вот как приобщились, так и зараз - о-го-го.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

ответ правильный...

но из-за интерпретации чуть не свернул его..

Аватар пользователя Счетовод
Счетовод(5 лет 8 месяцев)

опять бредите.    в реальности-  просто чудовищно заниженный курс рубля.   

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

просто чудовищно заниженный курс рубля.   

Спасибо.

Хоть кто-то обратил внимание на самое интересное.

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

ВВП мы в рубликах измеряем и при этом умудряемся добрую его половину перевести в иностранную юрисдикцию.

Так что, "сказка ложь, да в ней намёк..", для глупых счетоводов.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

Так что вы скорее о ВНП.

Скрытый комментарий Борода (без обсуждения)
Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Вас что, удивляет.что ВВП в рублях исчисляется? Мало того, прибыли тоже в рублях фиксируются.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя яГеоргий
яГеоргий(6 лет 8 месяцев)

Ув. Счетовод

А каким на Ваш взгляд должен быть курс рубля? С учётом того что наш сосед КНР свою юшку принижает? И с учётом открытости рынков? Спасибо

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

позволю себе вклиниться)

Первый вариант, курс "должен соответствовать" курсу ППС, т.е. составляет сейчас ППС рубля 25 рублей, значит и обменный курс "должен" быть 25 рублей.

Но экономисты "как-то" заметили, что редко у каких стран курс ППС и обменный совпадают. И стали мучаться. И появился второй вариант.

Второй вариант, гораздо сложнее. О нём в следующей статье.

А пока для размышлений - в 1992 "чудовищнозаниженный", а сейчас уже не "чудовищнозанищежнный"?) Здесь много мыслей интересных может появиться.

Аватар пользователя яГеоргий
яГеоргий(6 лет 8 месяцев)

Спасибо за комментарий.

Но ведь слава Богу жизнь циклична и не повторяется точно. ИМХО на данном временном отрезке-этапе геополитика в "массивности" своей более весомый вклад в экономику привносит. И ещё одно - в 1992 году экономика РФ не была столь открыта экономике Мира. И рынок товаров и услуг не был так насыщен как импортным товаром и цепочками его доведения до покупателя, так и покупателем, желающим часто приобрести товар импортный. Покупателем не научившимся работать с заёмными средствами (оценка риска), но активно использующим эту возможность. 

Т.е. ИМХО курс сейчас часто играет в большей мере заградительную функцию для импорта, и наоборот экспортёрам дает преимущество. Ведь власти исполнительные в нашем государстве экспорто ориентированы то же, как и нефтянка, химики и с/х. 

И самое главное - при замедлении экономики США - будет уменьшение темпов закупок товара американцами из КНР. Внутренний рынок КНР, как часто показывает сейчас статистика, может перейти к модели сбережения. И тогда "море" товаров, производимых КНР, но не покупаемых в США, хлынут на рынки где валюта будет крепче юаня. Успеют ли наши власти закрыть для них рынок на таможне, в физическом варианте  закрыть? Если нет - то промышленности нам не видать. Будем производить не равновесный для нас обмен - наше с/х и ресурсы всех видов на товары с высокой добавленной стоимостью из КНР, кормя 1,5 млрд соседей. 

Я против.

Иносказательно - последняя стадия - олигархического капитализма, ИМХО это как вирус. Или как пожар, как угодно. И наши западные (США и Ко), а также восточные (КНР) партнёры - больны. Или горят. Опять же как угодно. Нам нужно привиться, стараться не выходить из дома. Если хотите - нам нужно следить чтобы пожар с их "домов" не перекинулся на нас. 

Курс валют при этом - почти керосин при пожаре. Трогать не нужно. 

ИМХО, Перекосы в Мировой экономике произошли из-за того, что около 600-800 миллионов человек (западного мира) жрало в три горла продукт, который им производили и готовили 2-3 миллиарда человек (восточно-юго-восточно мира).

Они выстроили эту модель сами. Пусть и разбираются сами. Вот сгорят их дома, пусть новые строят. 

ИМХО курс сейчас по времени  - адекватен.  Сейчас инфраструктура нужна новая. За неё и берутся власти. Ещё нужно сейчас изысканиями и НИОКРами заниматься. И подождать. 

Всё ИМХО.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

особых возражений к вашему "имхо" не имею

Т. е. ИМХО курс сейчас часто играет в большей мере заградительную функцию для импорта, и наоборот экспортёрам дает преимущество

соглашусь, и он при этом не "чудовищнозаниженный", но ещё раз намекну:

А пока для размышлений - в 1992 "чудовищнозаниженный", а сейчас уже не "чудовищнозанищежнный"?) Здесь много мыслей интересных может появиться.

 

ИМХО курс сейчас по времени  - адекватен

примерно согласен

Аватар пользователя яГеоргий
яГеоргий(6 лет 8 месяцев)

Спасибо.

Тогда прошу пояснить, что такого на Ваш взгляд необходимо увидеть мне сравнивая курс в 1992 году с нонешним, при условии, что во время диалога мы с Вами выяснили, что и экономика тогда была иной. ИМХО нонешний курс отражает и геополитическую ситуацию, да и экономику потребления то же. Но в 1992 году я был уже в 8 классе (в 1994 году я школу окончил) - никакого общества потребления там не было. И соответственно влияния принципов этого общества на курс - не было. Т.е. ИМХО в 1992 году курс рубля в СССР уже мало что именно отражал вообще. РСФСР двигалась по сути во многих отраслях по разогнанной ранее динамике. Центробежные силы политического характера уже ломали сложившиеся цепочки рынков республик. Что именно было в 1992 году?

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

спасибо вам за интерес

что во время диалога мы с Вами выяснили, что и экономика тогда была иной. ИМХО нонешний курс отражает и геополитическую ситуацию, да и экономику потребления то же.

отклонение обменного курса от ППС, имхо, - это такой "интегральный", единственный показатель, характеризующий экономику в целом... но мало что говорящий о частностях... примерно как температура больного))

вам и вправду интересна эта тема, приглашаю вас на следующую статью, она сложная, но там будет попытка раскрыть этот вопрос

Скрытый комментарий Борода (c обсуждением)
Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Покупателем не научившимся работать с заёмными средствами

А без разницы, - грамотен потребитель либо безграмотен. Чисто математически, любая финансовая пирамида ограничена физическими параметрами среды обитания и неизбежно терпит крах. А капиталистические отношения именно такая пирамида и есть, с инстинктом наживы на знамени.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 2 месяца)

Так было, но изобретено противоядие. При более менее сильном государстве можно бороться с перепроизводством долга.

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 1 месяц)

Это профанация. Искусственно и бесконечно генерировать прибыльность  для избранных  - невозможно. А без прибыли - любой бизнес не жилец.

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Kozel de Baran
Kozel de Baran(5 лет 2 месяца)

Если я правильно понимаю идею Кубкарамазова в его основе - пусть люди зарабатывают, даже банкиры. Но эта прибыль - ссудный процент и будет облагаться налогом. Сработал и заработал меньше соседа - разорился. Сейчас проблема в том, что раздают не деньги, а ничем не обеспеченные долги. Кубкарамазофф предлагает надёжный заслон любым финансовым пирамидам, ибо в основе лежит долг. А его производство можно перекрыть налогом на добавленный долг.

Аватар пользователя SEDATUS
SEDATUS(8 лет 3 месяца)

Он будет таким всегда. Представьте, что завтра рубль уровняется к баксу. Страна баксовых миллионеров. Пол страны постараются махнуть свою квартиру в 40 м3, на виллу где-нибудь в солнечном Таиланде сразу. У каждого работающего дворника, будет свой гараж премиальных авто и свой садовник филиппинец. Ну а в массе своей на работу положит вся страна.

Очень маловероятно, что бы наше правительство такое допустило. И если даже так случиться , что рубль станет стоить как бакс или евро, с ним предварительно проведут "работу" и получатель сих ,будет жить не лучше прежнего.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

Он будет таким всегда. Представьте, что завтра рубль уровняется к баксу. Страна баксовых миллионеров.

Речь же не про "номинальную заниженность". "Отсутствие заниженности" не означает курс 1 рубль за 1 доллар. При курсе ППС в 25 рублей "отсутствие заниженности" означает, что обменный курс составляет 25 рублей за доллар.

Вот японская йена не особо-то и занижена к доллару, но курс примерно 100 йен за доллар.

Аватар пользователя SEDATUS
SEDATUS(8 лет 3 месяца)

А по какому критерию вы оценили именно к 25 ? Если по уму считать страну, где долг по сравнению с теми странами валюты  которых вы сравниваете, мал, ресурсов всех начиная от воды и заканчивая энергетикой на каждого жителя, явно побольше чем у пиндосов, возможностей все это защитить слава ВВП теперь есть. Стоят ли 25 баксов один рубль, наверное так нужно ставит вопрос.

Аватар пользователя indigo
indigo(7 лет 4 месяца)

25 - это примерный курс ППС рубля к доллару для 2018 года, т.е. при таком курсе уровни цен в США и России по всем товарам примерно будут совпадать...

чьи-либо долги, обеспеченность ресурсами и прочее отношения к этому не имеют... 

Страницы