Крупская, Макаренко и сталинские реформы образования

Аватар пользователя Ринат78

Похоже мне, как и многим не дают покоя лавры математика Фоменко на ниве истории. Но когда я начал сопоставлять различные даты, то у меня (как и у Фоменко) получился очень интересный результат. Правда, в области новейшей истории. Этим результатом, носящим предварительных характер, поскольку нормального набора пусть даже косвенных доказательств пока получить не удалось, только версии и предположения, но очень правдоподобные, я и хочу поделиться.

Если с 1918 по 1929 год Наркомпрос возглавлял большевик Луначарский, а в его помощниках находилась Крупская – известная своими работами в области педагогики, то и образование в стране по началу развивалось по коммунистическим принципам. Что это за принципы, подробно здесь говорить не буду – читайте Крупскую. Не обману, получите большое удовольствие и узнаете много интересного и полезного. Скажу лишь одно – настоящее коммунистическое образование должно быть политехническим, в основе которого лежит трудовое воспитание.

Совсем другое началось после Луначарского. С 1929 по 1937 год Наркомпрос возглавлял Бубнов, арестованный в 1937 и расстрелянный в 1938 году по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. На этом посту его сменил Тюркин. Он был наркомом до 1940 года, отбыв после этого возглавлять Ленинградский политехнический институт. Но и этот деятель был арестован, правда уже в 1949 году по знаменитому Ленинградскому делу. То есть образованием все это время занимались троцкисты.

Крупская все это время продолжает писать и выступать с заявлениями о том, что нельзя отходить от коммунистических принципов. Но образование движется совсем по другой колее.

А на Украине, в это же время, другой выдающийся деятель педагогики Макаренко проводит свои эксперименты, основанные на коммунистических принципах и практически один в один повторяющие теоретические изыскания Крупской.

Руководители из Наркомпроса постоянно вставляют ему палки в колеса, но он продолжает свою деятельность пользуясь поддержкой по линии ГПУ-НКВД. По косвенным данным он постоянно изучал работы Крупской и даже состоял с ней в переписке, о чем современные биографы предпочитают умалчивать.

Судите сами с 1920 по 1928 год возглавлял трудовую колонию имени Горького. Где проводил идею трудового воспитания пока в области сельского хозяйства. Апофеозом этой деятельности стал перевод колонии в Куряжский монастырь под Харьковом, чем подтвердил основной материалистический принцип что бытие определяет сознание. Кто не верит – почитайте (если не читали) или перечитайте «Педагогическую поэму» – получите массу удовольствия.

И хотя его изгоняют в 1927 году из колонии и из системы Наркомпроса, он снова на коне. С 1927 по 1935 год он возглавляет детскую трудовую коммуну ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, где продолжает на практике воплощать идеи трудового воспитания, теперь уже на основе промышленного производства, вершинами которого были завод электроинструментов и оптическое производство.

С 1935 по 1937 год работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний в центральном аппарате НКВД УССР.

А затем перевод в Москву, где по словам биографов занимался литературной деятельностью (был членом Союза советских писателей с 1934 года), готовил и публиковал свои теоретические работы, много выступал перед читателями и педагогическим активом. А в это время троцкисты во главе Наркомпроса готовили и проводили свою реформу образования. Результат которой современные не дружащие с головой «сталинисты» ставят в заслугу Сталину. Хотя от ее результатов плакать надо.

Суть этой реформы сводился к отказу от трудового политехнического образования и постепенному переходу к программам и методикам старой школы, яркими представителями которой в царское время были гимназии и реальные училища.

Из гимназии было взято практически все, включая программы по гуманитарным предметам и методики преподавания. Из реальных училищ – программы по естественным наукам и математике, более расширенные по сравнению с программами гимназии или в них отсутствующие. Конечно, часть предметов отпала, такие как «Закон божий» и мертвые языки – латынь и греческий, но суть образования осталась той же.

Отказ от системы образования, идущей от практики к теории, что усиливает интерес учащихся к изучаемым предметам привел к предсказуемым последствиям. Декларируемое абсолютное равенство учеников превратилось усилиями возврата к старой школе в дикое расслоение учащихся по успеваемости. Что в свою очередь усилило конкуренцию среди них и привело к появлению школьной «элиты». А Элитарность в образовании - это шаг назад от завоеваний социализма и коммунизма, провозглашавших всеобщую доступность образования для всех. Конечно, данная система несколько нивелировалась по началу достаточно большим числом выдающихся педагогов, но их на всех не хватало. А потом их очень сильно впоследствии проредила война, заменив учителями среднего уровня в основном из женщин.

А страна успешно двигалась вперед. Близился 18 съезд ВКП(б) на котором большевики готовились объявить о начале строительства коммунизма. Готовились изменения в программе и уставе партии.

Индустриализация и коллективизация были проведены. С всеобщей неграмотностью покончено. Но для строительства коммунизма нужно было перейти к той системе образования, которую пропагандировала в своих работах Крупская.

Существует масса заявлений, что Крупская готовила к съезду какое-то важное выступление. Современные троцкисты утверждают, что это выступление готовилось против проводимых репрессий. Но все говорит против этого. Не буду приводить всех фактов против слухов о массовых репрессиях того времени. Но прочтения собрания сочинений Крупской мне хватило, чтобы понять. Не было у Сталинской команды более верного соратника, чем Крупская.

А поскольку вся деятельность Крупской была связана с педагогикой можно предположить, что на съезде было решено объявить о реформах образования. И все это понимали, в том числе и троцкисты, засевшие в Наркомпросе.

В то же время интересные вещи происходят в жизни Макаренко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. его награждают орденом Трудового Красного Знамени – второй по значимости трудовой наградой страны. А в феврале 1939 года он подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Это косвенно свидетельствует, что готовится его назначение на высокий пост. А какой пост светит человеку с таким послужным списком?

И тут начинается полоса смертей. Сначала, в конце февраля 1939 года, неожиданно умирает Крупская. Буквально за неделю до съезда партии. А затем, 1 апреля 1939 года скоропостижно умирает и Макаренко.

Со смертью Крупской связано столько странностей, что это требует отдельного разбирательства. Что стоят только, например, заявление, что ей, якобы, отказались делать операцию при аппендиците, в результате чего она скончалась от перитонита. Или тот факт, что в ее лечении участвовало, по крайней мере, трое из фигурантов последующего дела врачей (Коган, Виноградов и Бусалов, причем Коган и Виноградов там чуть ли не главные фигуранты). Конечно, дебилы от истории обвиняют в смерти Крупской Сталина. Дескать, он ей подсунул на юбилей, отравленный тортик, поскольку она разоблачала его невежество. Но мы не будем уподобляться таким «профессионалам».

Все говорит за ту версию, что ее убрали троцкисты – противники реформ педагогики. Но пока нет доказательств это остается только рабочей версией, требующей хотя бы косвенных доказательств. Своего разбирательства требует и такая своевременная для троцкистов Наркомпроса смерть Макаренко. Но как же трудно их добывать – эти доказательства. Нет никаких данных, куда же подевались и что содержали черновики готовящегося выступления Крупской на съезде. Узнать бы кто действительно лечил, от чего и как Крупскую. Что же произошло с Макаренко в тот злополучный день. И тогда версия превратится в достоверный факт.

А пока посмотрим, что же стало с реформой образования в дальнейшем. На дворе был конец 1930-х начало 1940-х годов. События в мире требовали усиления советской дипломатии. В НКИД для усиления переходили ставленники Берии из НКВД. И именно в этот момент (1940-й год) из НКИДа переводится человек, имеющий большие заслуги на поприще дипломатии. Переводится народным комиссаром просвещения. Фамилия его Потемкин.

Биография Потемкина очень интересна. В 1893 году он окончил Тверскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Во время обучения в университете принимал участие в революционной деятельности, за что был заключён в Бутырскую тюрьму.

После окончания университета в 1898 году, был оставлен на два года при кафедре всеобщей истории для получения профессорского звания и одновременно начал работать в 7-й гимназии Москвы. С 1900 года преподавал в Екатерининском институте. Предположительно с 1903 года вновь примкнул к революционному движению.

В 1905 году работал в Екатеринославе, в женской гимназии Степановой, но из-за преследования полиции за участие в революции 1905 года был вынужден вернуться из Екатеринослава в Москву, где начал преподавать в женской гимназии Калайдович (впоследствии Деконской) и реальном училище Фидлера, а кроме того продолжил пропаганду марксизма в студенческих кружках и агитационную работу по заданиям Московского комитета РСДРП(б).

С февраля 1917 года работал в отделе внешкольного образования Московской губернской земской управы. На этой должности являлся организатором первого рабочего университета в городе Богородске Московской губернии.

После Октябрьской революции являлся членом коллегии школьной политики и заведующим отделом Наркомата просвещения РСФСР. В это время принимал активное участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе: в июле 1918 года председательствовал на I Всероссийском съезде учителей, в апреле 1919 года являлся организатором I Всероссийского съезда по народному образованию.

В 1919 году вступил в РКП(б). В мае-сентябре 1919 года был направлен на фронт, где занимал должности члена Реввоенсовета 6-й армии, начальника политотдела Западного, а затем Южного фронтов, где и познакомился с И. В. Сталиным. По его личному поручению Потёмкин с полномочиями выездной сессии революционного трибунала фронта не раз выезжал в слабейшие районы фронта для водворения порядка в частях, одновременно командуя особым отрядом.

С 1922 года Потемкин на дипломатической работе. Уже в том же году он член миссии Российского Красного Креста по репатриации русских солдат из Франции, а летом 1923 года был назначен председателем комиссии по репатриации бывших русских солдат и казаков-некрасовцев из Турции.

В 1924—1929 годах находился на дипломатической работе в Турции, занимая в 1924—1926 годах должность генконсула в Стамбуле, а в 1927—1929 годах — советника полпредства. В 1929—1932 годах — полномочный представитель в Греции.

В 1932 году назначен на пост полномочного представителя СССР в Италии. В 1933 году подписал советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете.

В 1934 году Владимир Потёмкин входил в состав советской делегации на Ассамблее Лиги наций. В том же году назначен на пост полпреда СССР во Франции. На этой должности в 1935 году участвовал в переговорах и подписании франко-советского договора о взаимной помощи. В 1936 году подписал соглашение о продлении франко-советского торгового договора 1934 года.

В 1937 году вернулся на работу в Москву, заняв должность первого заместителя народного комиссара иностранных дел СССР. В том же году избран депутатом ВС СССР.

В 1939 году избран членом ЦК ВКП(б). Член ЦИК СССР с 1935 года. На должности первого заместителя наркома иностранных дел принимал участие в ряде важных военных переговоров, в том числе в Московских переговорах 1939 года и советско-турецких переговорах, направленных на удержание Турции от участия в грядущей Второй мировой войне.

Именно Владимир Потёмкин 17 сентября 1939 года вручил польскому послу в Москве ноту о вводе советских войск на территорию Польши. Кстати, В 1944 году входил в советскую комиссию по изучению материалов Катынского расстрела польских офицеров.

Потемкин - лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942 и 1946 годы) — за участие в написании научного труда «История дипломатии».

Вот такой вот человек был направлен выправлять положение в области образования. И скорее всего он бы справился. Но помешала сначала война, а потом смерть в 1946 году и самого Потемкина.

Да, Потемкин много сделал для сохранения советского образования во время войны и для восстановления его в послевоенный период. Сколько великолепных учителей не вернулось с фронта или вернулось калеками. Сколько школ было разрушено и сколько школьников были лишены возможности нормально учиться, оказавшись на оккупированной территории? А сколько пошли на фабрики и заводы чтобы заменить на них своих отцов, или вообще воевали? Всем им надо было дать возможность получить образование. А ведь он еще добился всеобщего 7-летнего образования и развития школ рабочей и сельской молодёжи. Потемкин приложил силы и к созданию учебников для общеобразовательной школы, которые сейчас не без основания хвалят. Он до самой своей смерти участвовал в создании Академии педагогических наук РСФСР, а с 1943 года был её президентом.

Да, в Сталинских реформах образования много неясных вопросов. Требуют отдельного рассмотрения введение раздельное обучение и проблема учебников и многое другое. Но уже ясно одно. Не хватило для ее успешного проведения главного. Не хватило у того же Потемкина времени и сил до конца побороть троцкистскую мафию повернувшую вспять советскую школу. К сожалению, все хорошее сделанное им на посту наркома, это были все полумеры, и советская школа до самого государственного переворота 1953 года так и не стала трудовой политехнической, что непременно произошло бы окажись во главе советского просвещения так вовремя для троцкистов умершие Крупская и Макаренко.

Сталин выиграл борьбу с троцкистами за армию, за органы НКВД, за промышленность. Но проиграл ее в области коммунистического воспитания, сделав все что можно, но это оказались половинчатые меры. И результат этого проигрыша мы пожинаем сейчас.

Сергей Плетнёв

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Если с 1918 по 1929 год Наркомпрос возглавлял большевик Луначарский, а в его помощниках находилась Крупская – известная своими работами в области педагогики, то и образование в стране по началу развивалось по коммунистическим принципам. Что это за принципы, подробно здесь говорить не буду – читайте Крупскую.

В 1928 г. вновь посетила Пермь вместе с М. И. Ульяновой. С 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. С. Макаренко (после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. С. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Горького)[источник не указан 1537 дней]. Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды.[источник не указан 1537 дней] Н. К. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. И. Чуковского. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»[6]:

Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…

Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок[7] (после этого до 1942 года он не написал ни одной сказки).

Н. К. Крупская (справа) и К. И. Николаева (секретарь ВЦСПС), Архангельское (Подмосковье), 1936

С 1924 года — член ЦКК партии, с 1927 года — член ЦК ВКП(б). На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной[8], выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду 

Вот собственно и всё, что нужно знать о студентке-недоучке, которая заменила образование на пропагандонство. Жила бы она в 90-е, была бы близкой подругой Новодворской. Два сапога - пара...

Аватар пользователя Замполит
Замполит(10 лет 2 месяца)

это пример как дебилы близкие к власти, а тем более родственно, смертельно опасны для человечества

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Кстати, да. Особенно умиляет то, что автор, с придыханием, рассказывает о том, как бывшие эмигранты и каторжане пытались внедрять в неокрепшие и юные мозги свои каторжанские идеалы, густо замешанные на бреднях европейских паразитов.

Не зря был придуман термин "враги народа", ой, не зря...

Аватар пользователя Замполит
Замполит(10 лет 2 месяца)

кстати именно влияние на образование, воспитание детей я считаю самым большим преступлением со стороны зарубежныз разведок...

это не в пример хуже макдональдсов и колы

Аватар пользователя Omni
Omni(11 лет 8 месяцев)

Хрестоматия: "хочешь победить врага - воспитай его детей".

Аватар пользователя mr.Iceman
mr.Iceman(12 лет 3 месяца)

Хотелось бы вместо "каторжанских идеалов", "еврейских бредней" и прочих базарных соплей услышать конструктивную критику обсуждаемого политехнического образования.

Аватар пользователя Omni
Omni(11 лет 8 месяцев)

Политехническое обязательное образование с практическим аспектом должно быть!

Аватар пользователя Туманный
Туманный(12 лет 2 месяца)

Чуковский еще тот мракобес. Я когда его стихи своему дитю читал то искренне удивлялся что реально за хрень. В жисть бы не читал бы дитю его стихов но почему то других нет. Знаю что есть масса замечательных детский писателей для самых маленьких, а печатают много и доступен только Чуковский.

Аватар пользователя mr.Iceman
mr.Iceman(12 лет 3 месяца)

Кстати, да. И в детстве не любил, и сейчас не понимаю его "творчества". Какой-то обкуренный бред.

 

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Промчатся над вами

Года за годами,

И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы, Молодые,

А будете лысые вы И седые.

И даже у маленькой Татки

Когда-нибудь будут внучатки,

И Татка наденет большие очки

И будет вязать своим внукам перчатки,

И даже двухлетнему Пете

Будет когда-нибудь семьдесят лет,

И все дети, всё дети на свете

Будут называть его: дед.

И до пояса будет тогда

Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками

С такими большими очками,

И чтоб размять свои старые кости,

Пойдете куда-нибудь в гости, -

(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку

И поведете на елку),

Или тогда же, - в две тысячи двадцать

четвертом году; -

- На лавочку сядете в Летнем саду.

Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь

маленьком скверике

В Новой Зеландии или в Америке,

- Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,

везде, одинаково,

Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго

и Кракова -

На вас молчаливо укажут

И тихо, почтительно скажут:

«Он был в Ленинграде...

во время осады...

В те годы... вы знаете...

в годы ... блокады»

И снимут пред вами шляпы...

 

А вообще то его стихи и сказки писались для школяров другой страны и другого времени. И принимались ими, на ура...

Аватар пользователя D_S
D_S(8 лет 4 месяца)

Племянница - филолог. Диссертацию писала по Чуковскому. С тех пор даже слышать о нем не хочет, ибо  г*вно человечишко. Это помимо наркоманских стишков.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Других писателей для вас у меня нет (с)...

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

Чуковский - очень непростой дядя. Он был в центре литературной жизни ещё со времён символистов, когда сам ещё ничего не написал. В 1903-1904 жил в Англии. Издавал Некрасова, искал где-то неизвестные его стихи (возможно, у себя в голове). После революции продвинул Муру Закревскую, впоследствии Будберг (и свою дочку тоже назвал Мурой). Кроме пропаганды сказок и написания укура ещё переводил английскую литературу (про Айболита, Робинзона Крузо, детские стишки) и популяризовал её (в частности, доктора Сьюза переводили и экранизировали из его библиотеки, и транслитерация имени явно чуковская). С началом войны самовольно эвакуировался в Среднюю Азию (подробности этого фокуса в его дневнике), попал на эвакуированный Союзмультфильм, тут-то ему карта и попёрла. В хрущёвские времена дружил с Солженицыным, даже пишет, как с ним целовался. В брежневские времена издал "детскую Библию".

Его дневник - просто кладезь. Но понятно, что печатается с сокращениями.

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

https://public.wikireading.ru/133853 (РЕЧЬ НА VIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ВЛКСМ) на который вы ссылаетесь.

где здесь критика системы Макаренко?

 

 

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

А кто вам сказал, что вы прочли полную версию той речи?

Вот вам ещё цитата:

... Во 2-й половине 20-х гг. Макаренко боялся ареста по обвинениям, прозвучавшим в выступлении Н. К. Крупской 8 мая 1928 г. на съезде комсомола. Из письма Макаренко к Г. С. Салько: «Читали «Комсомольскую правду» от 17 мая, как меня Крупская разделала… шельмование во всесоюзном масштабе…» (3, т. 1, с. 80). «Я начинаю приходить в восторг… грозили прокурором… истерички добьются-таки, что меня посадят…» (3, т. 1, с. 64).

Добавим, что за этим последовала публикация против Макаренко А. В. Луначарского. Серьезные обвинения последовали со стороны различных украинских организаций – от Наркомпроса Украины, Рабоче-крестьянской инспекции и комсомольских органов. Так 23 мая 1928 г. секретариат ЦК ЛКСМУ определил, что: система А. С. Макаренко «не соответствует основам советской педагогики». А 29 мая Центральное бюро детской коммунистической организации (пионеров) ЛКСМУ подготовило проект решения: «Принять меры по реорганизации колонии им. М. Горького и прекращению ее влияния на другие организации и учреждения»… В центральном органе КП(б)У газете «Коммунист» (№ 158, 10.07.1928) появилась публикация Ю. Золотарева: «Замicть вражiнь» с карикатурой «Чемпiон хулiганства» (3, т. 1, с. 214).

http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/alternativy-1-2012/13991-a-s...

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 10 месяцев)

Скажите, вы понимаете, что просто ПРОЧИТАВ Макаренко, написать -  "Отказ от системы образования, идущей от практики к теории, что усиливает интерес учащихся к изучаемым предметам привел к предсказуемым последствиям. Декларируемое абсолютное равенство учеников превратилось усилиями возврата к старой школе в дикое расслоение учащихся по успеваемости. Что в свою очередь усилило конкуренцию среди них и привело к появлению школьной «элиты».-

мог только полный придурок?? Который даже не понимает (или старательно скрывает) тот факт, что до 34 года история не преподавалась, а математика частично? Что в октябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой ТРУДОВОЙ школе», заменившей все дореволюционные школы? Что именно при Луначарском и Бубнове внедрялась ПЕДОЛОГИЯ, вакханилию которой мы наблюдаем в нашем сегодняшнем образовании и которую жёстко пресёк Сталин? Что дети правительства и Сталина ходили в ОБЫЧНУЮ, НОРМАЛЬНУЮ, а не элитную школу?

Поясните,чем вас заинтересовал этот школярски - безграмотный винегрет невежества, что вы его опубликовали на АШ?

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

по поводу педологии будет дополнительный материал

Аватар пользователя nord_1
nord_1(11 лет 10 месяцев)

"по поводу педологии будет дополнительный материал"

Шо, опять от этого же бедолаги??

Вот всё, что нужно знать о педологии - О педологических извращениях в системе Наркомпросов : Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года  http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1933 

"Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией."

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

Речь Крупской на XIV съезде партии.

"Крупская. Товарищи, последние две недели каждый «из членов партии чувствовал себя чрезвычайно тяжело. У каждого члена партии являлось опасение, что авторитет нашей партии может быть поколеблен. Товарищи, наша партия пользуется исключительным авторитетом. Но этот авторитет покоится не на внешней дисциплине, он покоится на том, что вся партия убеждена в том, что линия, которую берет партия, правильна и что никакой другой линии взято быть не может.

В прежние времена наша партия складывалась в борьбе с меньшевизмом и эсерством, в спорах с ними у членов партии складывалось убеждение, что именно большевистская линия — наиболее правильная линия. Теперь, товарищи, мы живем в других условиях. Нам нужно как-то иначе вырабатывать коллективное мнение партии. Большинство товарищей работает в очень разных условиях и разных областях работы, и поэтому они видят действительность с несколько разных точек зрения. Надо как-то дать возможность этим точкам зрения выявиться. Это необходимо не только для отдельных» членов партии, это необходимо для правильного нащупывания партийной линии. Конечно, в борьбе с меньшевиками и эсерами мы привыкли крыть наших противников, что называется, матом, и, конечно, нельзя допустить, чтобы члены партии в таких тонах вели между собою полемику. Необходимо поставить определенные рамки, научиться говорить по-товарищески. Но те сомнения, те взгляды, те особенности, которые вытекают из наблюдения отдельных областей работы, они должны обсуждаться на страницах прессы. Последнее время этого не было, отдельные мнения не получили выражения на страницах нашего центрального органа, и благодаря тому, что этого не было, партия не приготовлена к дискуссии, которая, как снег на голову, обрушилась на партию за две недели до съезда. Не удалось ее загнать вовнутрь, пришлось обсуждать эти вопросы уже не в спокойной атмосфере, а в атмосфере чрезвычайно напряженной, и, кроме того, всегда так бывает, когда не ясно, из-за чего идет спор: принципиальное выяснение заменяется организационной склокой. И сейчас мы видим, что вопрос постоянно сбивается на то, что сказал тот или другой питерский или московский товарищ. Нужно ясно представить себе, из-за чего идет спор, и какие другие точки зрения товарищи считают нужным изложить, перед партийным съездом. Я думаю, что тут совершенно неправильно раздавались выкрики по адресу тов. Зиновьева, что это позор, что член Политбюро высказывает особую точку зрения. Мы, большевики, выросли в такой традиции, что съезд — высшая инстанция, и что съезду каждый должен сказать по совести, что волновало и мучило его последнее время.

Позвольте, товарищи, перейти к тому, что составляет предмет спора, и позвольте начать с того лозунга, от которого тов. Бухарин трижды отрекся, а, может быть, и большее число раз. Приходится останавливаться на нем, потому что он не прошел бесследно для нашей партии.

Товарищи, на московской конференции сравнивали слова тов. Каменева, что мы держим курс на богатеющую деревню, с лозунгом т. Бухарина. Мне кажется, что тов. Каменев был совершенно прав, когда он говорил о том, что партия держит курс на богатеющую деревню. Наша нищета, особенно ярко выявляющаяся в деревне, является результатом нашей отсталости, и борьба с этой отсталостью должна вестись достаточно энергично. Тут линия определена совершенно верно. А что неверно было и что так волновало в лозунге тов. Бухарина? Он обращался якобы ко всему крестьянству с лозунгом «обогащайтесь», «накапливайте». В обращении к крестьянству, конечно, нет ничего плохого, но дело в том, что содержание лозунга «обогащайтесь», «накапливайте» было таким, что по существу дела он может быть обращен не к сельскохозяйственным рабочим, не к беднякам, не к значительной части, середнячества, потому что если люди думают о том, как им пробиться до новины, как им просуществовать, то обращение к ним с лозунгом «обогащайтесь» может звучать только насмешкой, и поэтому, хотя тов. Бухарин и хотел обратиться ко всему крестьянству, лозунг его по существу дела был обращен к зажиточному крестьянину и кулаку. И вот тут-то и заключается корень ошибки. Мы делали революцию вместе с батраком, вместе с бедняком, вместе с той частью середняка, которая ближе стоит к бедняку. А лозунг товарища Бухарина был обращен не к той части крестьянства, с которой мы вместе делали революцию, он был через голову этого слоя обращен к тому слою, с которым мы боролись во время революции. И вот поэтому так и волновал лозунг тов. Бухарина. Он был отступлением от нашей классовой точки зрения. Я знаю, товарищи, что многие члены ЦК и даже члены Политбюро не были согласны с лозунгом тов. Бухарина. Но нигде в прессе опровержения этого лозунга не было, и широкими партийными массами он учитывался, как лозунг партийный, как лозунг ЦК. Многие из товарищей, — вы сами, «присутствующие здесь на съезде, это прекрасно знаете, — были дезориентированы этим лозунгом. Например, отдельные товарищи из всеработземлеса спрашивали: как же нам вести защиту прав батрачества? Как бы тут не обидеть богатого мужика, как бы не помешать развитию производительных сил? Владимир Ильич в письме к тов. Преображенскому в свое время, когда только что начал налаживаться нэп, писал: «Мы должны уметь перегибать эксплуататорские стремления зажиточного и кулака». Это уже писалось в эпоху нэпа, когда нэп был решен, как партийная линия. А лозунг тов. Бухарина представлял от этого отступление. Товарищи на местах знают, как, например, на Украине отозвался этот лозунг. Товарищи знают, что там этот лозунг привел к тому, что в части местностей сельхозналог был так распределен, что льготой сельхозналога воспользовались как раз зажиточные крестьяне, а налоговые тяготы пали на бедняков. Конечно, об этом нельзя говорить, как об общем явлении, но что такие, факты были, товарищи знают не хуже меня. Незадолго перед октябрьским пленумом в комиссии по работе в деревне мы заслушивали доклад товарища из Украины, — если память мне не изменяет, кажется тов. Ракитина, — который рисовал такую картину, которая заставила призадуматься очень многих. Он указывал, как обнаглел кулак, он указывал на то, как на Украине беднота чувствует себя покинутой. Я нахожу, товарищи, что тезисы тов. Молотова, которые приняты в результате горячих дискуссий по этому вопросу и которые диктовались как раз теми фактами, о которых я говорила, что они - в данном случае были чрезвычайно нужны и давали партийной линии правильную установку. И после тезисов т. Молотова было уже совсем не так важно, отречется ли Бухарин от своих тезисов или не отречется. Это уже становилось его личным делом. Линия же партии в тезисах т. Молотова была ясно определена. Но было бы гораздо лучше, чтобы это было не в октябре месяце, а было бы после XIV партийной конференции: тогда не был бы сделан целый ряд ошибок, которые были сделаны отдельными товарищами в их практической работе.

Из лозунга т. Бухарина «обогащайтесь», который давал неправильный классовый подход к вопросам деревни, вытекало другое. Вытекала неправильная оценка нэпа. Стали толковать нэп очень расширительно. Владимир Ильич определил нэп, как капиталистические отношения, которые мы допускаем в нашу хозяйственную жизнь на известных условиях. Мы можем допустить капиталистические отношения потому, что пролетариат завоевал ряд командных «высот. В руках пролетариата находятся и законодательство, и пресса, и могущественная организация рабочего класса, и такие командные высоты, как монополия внешней торговли и т. д. Нэп является в сущности капитализмом, допускаемым на известных условиях, капитализмом, который держит на цепи пролетарское государство.

Такое понимание нэпа всегда было у партийных товарищей. Но вот после лозунга т. Бухарина началось другое толкование нэпа. Я совершенно согласна, когда говорят, что надо расширить нэп на деревню, потому что в деревне до сих пор еще много пережитков военного коммунизма. Но надо расширять на деревню именно нэп, т. е. капиталистические отношения, которые ограничиваются и нашим законодательством, и определенной организацией и которые держатся на цепи. А когда у нас толкуют таким образом расширение нэпа на деревню, что нельзя отстаивать интересы батрака, то это называется не нэп, а капиталистические отношения, ничем не ограниченные.

И вот против неправильного понимания нэпа и выступал ряд товарищей, и я в том числе.

Стали у нас говорить и о другом, о том, что надо нэп распространить на нашу внешнюю торговлю. Мелкий хозяйчик, крестьянин, свободно торгующий своим хлебом, он, конечно, рассматривает монополию внешней торговли как нечто стесняющее его права. И вот, товарищи, мы присутствовали, при том, как на пленум ЦК представлены были тезисы т. Стецкого, которые ослабляли, по существу дела, монополию внешней торговли. ЦК снял эти тезисы и линию взял другую, линию правильную, на сближение Внешторга и Внуторга. Но самая возможность хоть малейшего прорыва нашей командной высоты — монополии внешней торговли, внушала, конечно, определенные опасения и желание, чтобы линия партии в смысле определения того, что такое нэп, была вполне ясно высказана. Поэтому, товарищи, вы видите, что нельзя было не говорить о лозунге т. Бухарина, хотя он от него и отрекся.

Теперь я остановлюсь на другом — на тех разногласиях, которые были у т. Бухарина с т. Лениным.

В четвертом «Ленинском сборнике» вы найдете две записочки, которые передал т. Бухарин в Институт Ленина. В этих двух записочках, которыми обменялись Владимир Ильич и т. Бухарин на заседании Политбюро, видно очень яркое различие в их подходе к оценке текущего момента. Владимир Ильич в записке т. Бухарину так характеризует наш современный строй: «Это — капитализм плюс социализм». Что отвечает на это тов. Бухарин? Тов. Бухарин говорит: «Вы злоупотребляете словом «капитализм», надо говорить о социалистической диктатуре пролетариата». Конечно, тов. Бухарин не мог отрицать, что в нашем строе есть элементы от старого капитализма, и тут интересны эти записки, главным образом, по своему методу подхода. Как мы должны переходить от капитализма к социализму?

Только путем того, что капиталистические отношения будут преобразовываться и перерастать в социалистические. И Владимир Ильич считал всегда нужным вот эту сторону дела — необходимость преодоления капиталистических элементов нашего хозяйства — выдвигать на первый план. Говорить о нашей социалистической диктатуре — это значит говорить то, что все знают, то, что добыто борьбой; но если не говорить при этом об элементах капитализма, которые остались в нашем хозяйстве, — это значит замалчивать основную трудность, ту трудность, которую надо преодолеть в борьбе за социализм. И как раз к этому же моменту (мы это тоже видим в IV сборнике) относятся разговоры Владимира Ильича с тов. Лежавой, как раз по вопросу о кооперации. Именно тогда, перед X съездом (к этому времени относятся эти записки), Владимир Ильич старался нащупать ту хозяйственную форму, через которую будет итти перерастание капиталистических отношений в социалистические. Он уже тогда видел в кооперации именно тот путь, который даст нам возможность от капитализма перейти к социализму, преобразовать все наши отношения. И в своей брошюре «О продналоге», относящейся к 1921 году, Владимир Ильич с особенною настойчивостью вскрывает эту роль кооперации. В этой брошюре он не только говорит о концессиях, он говорит в этой брошюре чрезвычайно много и о кооперации. Что он там говорит о кооперации? Он говорит: кооперация мелких хозяйчиков, это — кооперативный капитализм. Но на известной стадии развития этот «кооперативный капитализм» перерастает в нечто другое по существу дела, перерастает в социалистические отношения. Когда от мелкого производства кооперация переходит к крупному производству, этот процесс и совершается. И эту самую мысль Владимир Ильич повторяет и в своей статье «О кооперации». Только цели брошюр «О продналоге» и «О кооперации» — различны. Цель брошюры «О продналоге» была — доказать, обосновать необходимость новой экономической политики, необходимость итти именно этим путем, а цель брошюры и цель статьи «О кооперации», написанной в 1923 году, была другая — подчеркнуть, что мы обращаем недостаточное внимание на это. И вот, когда тов. Бухарин начинает утверждать, что у Владимира Ильича был не один, а два стратегических плана, он очень ошибается. Его точка зрения вульгарно излагалась на московской партконференции в таком виде: Владимир Ильич расходился с Бухариным. Он уточнял свои определения и уточнил их до того, что его точка зрения совпала с бухаринской. Это не точная цитата, но смысл одной из речей был именно таков. Ну, хорошо, скажем, какая беда в том, что мы будем говорить о социалистической диктатуре пролетариата, не упоминая, не подчеркивая опасности капитализма, не подчеркивая необходимости энергичной борьбы за то, чтобы капиталистические формы перерастали в социалистические? Какая в этом беда? Не на каждом же шагу употреблять слово «капитализм», тыкать в глаза капиталистическими отношениями. Беда в этом та, что, говоря о социалистической диктатуре пролетариата, не упоминая о капиталистических отношениях, мы идеализируем наш строй.

Вы знаете, что успехи нашей промышленности всем нам немножко вскружили голову. Каждый из нас не только радовался этим успехам промышленности, но каждого из нас охватил своеобразный партийный шовинизм: вот как мы великолепно растем, вот как мы великолепно побеждаем! И вот это утверждение тов. Бухарина о двух планах Владимира Ильича и замалчивание известных капиталистических отношений — оно совпало с этим общим увлечением. Это стало увлечением не только тов. Бухарина, но и общим. Мы все переоценивали с чувством гордости наши успехи на экономическом фронте. А результат? Результат — потеря известной трезвости мысли в этом направлении. Хозяйственные органы у нас просчитались. В какую сторону они просчитались? Они переоценили нашу возможность регулировать рынок; они недооценили, просмотрели некоторые факты. Вот тот практический вывод, который последовал из переоценки нашего положения, который вытек из того, что мы трезвость, которую нам всегда предлагал сохранять Владимир Ильич, мы эту трезвость в известной мере утеряли и увлеклись чересчур нашими успехами. Трезвость мысли коммунистической партии совершенно необходима в переживаемый нами период.

И даже, товарищи, я вижу также опасность в том, что т. Бухарин переоценивает наш госаппарат. В своей полемике с Каутским он бросает такую фразу: «Наш госаппарат, это — широкая организация класса». Вы знаете, что это не так, что мы еще стремимся к тому, чтобы наш госаппарат сделать широкой организацией рабочего класса. Пока это только еще аппарат, проводящий нашу классовую точку зрения, а широкой организацией рабочего класса он сделается тогда, когда наши РКИ и ЦКК проделают громадную работу по спайке госаппарата с массами. Спайка госаппарата с массами, конечно, заложена в нашей конституции, но она еще не осуществлена нами. Надо работать над осуществлением этой цели. И надо рассматривать это не как настоящее, а как то, к чему мы стремимся. И вот, в докладе тов. Молотова я вижу тот же оптимизм относительно госаппарата. Признаюсь, я с большим удовольствием слушала доклад тов. Молотова о том, как мы растем, как все гладко и хорошо идет. Но трезвая мысль диктовала бы нам несколько другой доклад — доклад, который говорит о тех трудностях, которые перед нами лежат. Нужен был доклад, который поставил бы перед съездом вопрос о том, как эти трудности преодолеть. Вопрос сейчас не в том, чтобы признать правильной линию ЦК. Это мы все признаем. Мы вообще достаточно с нашим ЦК спаяны. Не в этом дело. Дело в том, как сообща нащупать правильную линию. И вот, по-моему, этого правильного нащупывания в докладе тов. Молотова не было, а было то же увлечение, иллюзии, как и у тов. Бухарина: он видит «желаемое и ожидаемое как бы в настоящем».

Председательствующий. Надежда Константиновна, сколько времени вам еще нужно? (Голоса: «Продлить время!»)

Крупская. Я хотела еще остановиться на следующем. Мне кажется, мы недостаточно обращаем внимания на одну сторону. В статье Владимира Ильича «О кооперации» центр внимания направляется на культурную работу, на то, чтобы в кооперации принимала действительное участие широкая масса населения. Вопрос об участии масс населения в борьбе и строительстве социализма является основным вопросом нашей партии. Мы знаем, что когда-то у Маркса с Лассалем были расхождения именно по этому вопросу. Именно Маркс выдвигал на первый план необходимость вовлечения широких масс в борьбу за социализм. И традиции нашей партии все таковы, что борьба масс у нас всегда выдвигалась на первый план. Особенность учения Владимира Ильича заключается в том, что он этот принцип применял не только ко всей борьбе в старой форме, но и к той новой борьбе, которая выражается в строительстве социализма. Его план строительства Советской власти, все его высказывания подчеркивали необходимость вовлечения масс в эту работу. «Социализм живой, это — создание самих народных масс», — говорил он. И вот мне кажется, что мы теперь этот вопрос отодвигаем несколько на задний план. Тов. Бухарин, например, в своей, получившей такое большое распространение, брошюре «Путь к социализму» говорит, что классовая борьба у нас теперь выражается в классовом законодательстве, системе налогового обложения, мероприятиях на помощь бедноте и т. д. Это, конечно, правильно, но, наряду с этим необходимо было сказать о том, как же массы должны принимать участие в этой борьбе. Об этом говорится чересчур мало. А сейчас мы присутствуем, товарищи, при очень знаменательном явлении, которое, я думаю, позволяет нам более спокойно обсуждать все вопросы, не кричать тут о расколе, не раздувать наши разногласия в организационных мелочах. Это — факт «собирания» рабочего класса, факт роста активности рабочего класса, факт поднятия сознательного рабочего класса. Когда Владимир Ильич говорил о нэпе, на эту сторону дела он обращал особое внимание. Он говорил, что пролетариат у нас деклассирован, и это создает особые трудности. Одна из основных задач нэпа — путем поднятия промышленности воссоздать, собрать воедино, сплотить — пролетариат. И я думаю, что то, что мы наблюдаем сейчас, что является результатом новой экономической политики, — это «собирание» пролетариата, поднятие его активности. Это — факт громадной важности, это факт, который позволит нам в дальнейшем гораздо легче нащупывать правильную, партийно-выдержанную коммунистическую линию. И тут, странное дело, вдруг на тов. Бухарина нападает пессимизм. Всегда он оптимист, а тут он начинает усиленно говорить о трудностях. Конечно, на трудности нельзя закрывать глаза. Но надо помнить, что рабочий класс вел борьбу за то, чтобы отвоевать нашу госпромышленность у капиталистов, и он не забывает ни на минуту, что госпромышленность, это — его промышленность.

Про наш основной кадр пролетариата Владимир Ильич говорил, что «он увлечен борьбой за социализм», и я не сомневаюсь, что, увлеченный борьбой за социализм, он сумеет переварить и те новые слои, которые вливаются сейчас в рабочий класс. Тут опасностей не надо преувеличивать. О чем бы должен был сейчас говорить наш партийный съезд? Мы должны, мне кажется, обсудить, как эту растущую активность пролетариата направить на то, чтобы сделать нашу госпромышленность до конца социалистической. С абстрактно-политической точки зрения наша госпромышленность, конечно, — социалистическая, но если мы будем говорить, обращаясь к массам, без всяких оговорок, что она — социалистическая, и как раз будем говорить этим кадрам, вновь вступающим, то может создаться впечатление, что мы считаем нашу госпромышленность идеалом, что больше бороться не за что, что мы не призываем этих вновь вливающихся рабочих вместе со старыми кадрами работать над тем, чтобы нашу госпромышленность сделать до конца социалистической. Я думаю, что не надо забывать слов Владимира Ильича, что «мы сильны, когда выражаем то, что сознают массы»; а массы сознают сейчас — что? Что государственная промышленность — наша, что она отвоевана пролетариатом у капиталистов и что над этой госпромышленностью нужна еще колоссальная работа и в смысле поднятия техники, и в смысле организации труда вообще, и особенно в смысле социалистической организации труда на этих фабриках, где у нас эта работа находится еще в зачатке.

Вот, товарищи, те споры, которые у нас были, и я думаю, что споры эти имеют большое значение. Нельзя еще говорить об особой бухаринской теории, это еще не теория, но, конечно, между лозунгом «обогащайтесь», между отсутствием трезвости в оценке действительности, между известным неверием в революционный инстинкт рабочего класса существует внутренняя связь: это — уже некоторые элементы теории. Я думаю, что именно сейчас своевременно говорить об этих элементах теории, пока они не вылились в особую теорию.

Некоторую опасность представляет то, что у т. Бухарина есть «ученики», есть определенная «школа». Эти ученики — товарищи Слепков, Стецкий и другие — стараются всегда углубить точку зрения Бухарина. Не надо забывать, что красная профессура, группирующаяся около т. Бухарина, это ведь — готовящаяся смена, подготовка теоретиков, которые будут определять нашу линию. Я думаю, что этой смене тоже небесполезно присутствовать на этом съезде и прислушаться к тому, что будут говорить товарищи с мест.

Тов. Бухарин тут с большим пафосом говорил о том, что то, что съезд постановит, то и правильно. Каждый большевик считает постановления съезда для себя обязательными. Но, товарищи, мы не должны становиться на такую точку зрения, на какую становятся некоторые английские юристы, которые повторяют народную поговорку, существующую в Англии: «Парламент может постановить все, он может даже постановить, чтобы женщина стала мужчиной». Иронии этой поговорки английские юристы не поняли. Они ее приводят обыкновенно как указание на всемогущество английского парламента. Для нас, марксистов, истина — то, что соответствует действительности. Владимир Ильич говорил: ученье Маркса непобедимо, потому что оно верно. И наш съезд должен озаботиться тем чтобы искать и найти правильную линию. В этом — его задача. Нельзя успокаивать себя тем, что большинство всегда право. В истории нашей партии бывали съезды, где большинство было неправо. Вспомним, например стокгольмский съезд. (Шум. Голоса: «Это тонкий намек на толстые обстоятельства».) Большинство не должно упиваться тем, что оно — большинство, а беспристрастно искать верное решение. Если оно будет верным... (Голос: «Лев Давидович, у вас новые соратники»), оно направит нашу партию на верный путь.

Нам надо сообща искать правильную линию. Громадное значение съезда в том и состоит, что этот съезд дает выражение коллективной мысли. Чтобы достигнуть этой цели, надо, чтобы каждый член съезда обсуждал каждый вопрос по существу. Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или это — истинный ленинизм. В последние дни я, между прочим, перечитала и первую главу книжки Владимира Ильича «Государство и революция», написанной им как раз после июльских дней, когда он сам был на краю гибели. Там он писал: «В истории были случаи, что учение великих революционеров искажалось после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, предоставляя их имени почет, притупляли революционное острие их учения». Я думаю, что эта горькая цитата заставляет нас не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма, а надо по существу дела рассматривать тот или иной вопрос. Я думаю, товарищи, что сейчас о расколе, о недоверии к ЦК и т. д. не может быть речи. Не о том сейчас идет речь. Сейчас идет речь о том, как нам для дальнейшего установить рамки совместного обсуждения постоянно вновь и вновь возникающих в ходе работы вопросов, установить рамки такие, чтобы в этих рамках возможно было товарищеское обсуждение вопроса. Это чрезвычайно важно для того, чтобы наша партия могла всегда нащупывать правильную линию. Позвольте, товарищи, пожелать успеха в работе съезда и пожелать, чтобы в мелкой организационной склоке о том, кто, как и когда сделал какую промашку, не потонули вопросы чрезвычайной принципиальной важности."

Где здесь  поддержка "новой оппозиции"?

Хватит историю изучать по Википедии. Изучайте по первоисточникам!!!!!!!!!!!

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Я, пожалуй, повторю свой вопрос:

А кто вам сказал, что вы прочли полную версию той речи? Сходите в библиохранилище и поищите там довоенные партийные сборники. Хотя, навряд ли они там сохранились. Давно в макулатуру сданы.

А уж то, как чистили реальную историю, вымарывая тексты, фотографии и биографии "неудобных персонажей", как "врагов народа", так и " несогласных с линией партии", что в 30-е, что в 50-е, что в 80-е, нужно было спрашивать у тех, кто помнит те времена. А нынче, поскольку все они умерли, и не все от старости, можно впаривать населению всё, что угодно. Интернет большой, он всё стерпит. 

Некоему партайгеноссе по фамилии Геббельс приписывают такую фразу: "Говорите только правду, говорите как можно больше правды, но никогда не говорите всю правду"...

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

Это речь из Стенографического отчета XIV съезда ВКП(б) 1926 года издания.

 

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Веры нет этим отчётам. Потому что участники того съезда и тогда не доверяли друг другу, и говорили не то, что думали, а что от них хотели услышать.

Бухарин: 

... Мы должны сейчас против кулака поставить все загородки, мы должны сейчас считаться с ростом диференциации крестьянства, должны считаться с тем, что на ближайший период у нас будет обострение классовой борьбы. Надежда Константиновна смеется и будет, вероятно, выступать против меня. Но у Надежды Константиновны такой обычай: когда ее спрашиваешь: что, вы читали что-нибудь по этому вопросу, по поводу теперешнего спора в «Ленинградской Правде»? — она отвечает: «нет, не читала, ведь это склока».

А Ильич нас учил не так относиться к делу. Ильич нас учил читать все то, что наши противники или друзья пишут, все изучать. Если бы вы попробовали все изучать, то тогда бы вы увидели, что и я, грешный, в каждом выступлении подчеркиваю и говорю о том, что у нас будет на первых порах обострение классовой борьбы в деревне. В каждом выступлении! Но если хотят все повернуть, сделать фокус, если с Лениным делали фокусы, то почему же с другами их не делать?

Вот, товарищи, я должен сказать здесь еще последнее. Конечно, у нас есть много новых опасностей, опасностей и международных, потому что мы включились в международный рынок, становимся более уязвимыми, и внутренних, потому что у нас сейчас величайший рост классовой активности и рост классовой диференциации, но, товарищи, мы должны сейчас в первую очередь сплачивать наш класс, рабочий класс.

Перед нами есть великая задача, которой не хотят видеть эти «оптимисты», которые на деле являются пессимистами; они не понимают, что перед нами величайшая задача по воспитанию новых слоев рабочего класса, и если сейчас мы им, новым рабочим, как-нибудь дадим понять, что мы строим не социализм, а госкапитализм и только, что мы не в состоянии будем справиться с неизбежными трудностями нашей технической отсталости, что международная революция затянулась, а техническая отсталость нас тянет ко дну, то мы, товарищи, с такой психологией должны бороться...

Ярославский:

... А когда у нас на заседании президиума ЦКК говорили, что вот по отношению к тов. Троцкому когда-то принимали жесткие меры, тов. Крупская сказала: «Совершенно напрасно обидели Троцкого». Так обстоит дело сомнением т. Крупской. Это было всего 4 дня тому назад. Я это твердо помню.

Товарищи, конечно, как жена Цезаря не имеет пороков, так и ленинградская организация не может иметь ни одного порока. (Евдокимов с места: «Конечно, не такие пороки, которые здесь рассказываются».)

Но я продолжаю читать.

«...По вопросу руководства партией и всей ее работой т.т. Зиновьев, Каменев, Крупская и вся ленинградская организация за то, чтоб было коллективное руководство партией в разрешении всех важнейших вопросов работы и должностных перемещений, в то время как т. Сталин при поддержке указанной группы оттирает всячески от руководства партией т.т. Зиновьева, Каменева и др. Примеры этому т. Черный привел следующие: 1) т. Сталин единолично снял с Украины т. Скрыпника, с Сибири т. Лашевича»...

http://militera.lib.ru/docs/da/s14/index.html

Знаете, почему я дал эти кусочки других участников того съезда? Просто, чтобы показать, что каждое выступление участников многократно обсуждалось. И если вы чего-то не увидели в якобы полном выступлении, это значит то, что я сказал вам выше - оно не является полным...

И да, поищите в сети, сколь участников того съезда пережили Великую Отечественную. Весьма увлекательный список...

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

а вы сами поясностью прочли хотя бы тот источник который привели или только те моменты которые вам интересны?

я темы съездов (основательно) буду касаться только после их полного изучения (хотя бы прочтения). Причем у меня есть материалы всех 27 съездов....

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Если бы вашу энергию по изучению словоблудия века прошлого направить на реальное строительство века нынешнего, можно было бы пару мостов соорудить...  :-)

Вот скажите, чего вам лично не хватает в сегодняшней жизни? Только без общих фраз про социализм и пролетариат с прибавочной стоимостью? И что мешает вам сделать шаг вперёд в саморазвитии, вместо изучения того, что вы никогда не примените в собственной профессии?

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

Мне не хватает СПРАВЕДЛИВОСТИ!!!!

"направить на реальное строительство века нынешнего, можно было бы пару мостов соорудить"

по моим проектам уже много зданий и сооружений оборудовано слаботочными системами...

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Вот и развивайте личную квалификацию. Потому что изучение трудов товарища Крупской и прочих недоучек прошлого и позапрошлого веков, с возведением их в ранг гуру просто отнимает ваше время. Вы тратите его впустую.

А справедливость - она разная. "Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе." Этого - достаточно...

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

Это Ленин, Сталин и Крупская недоучки (при которых, особенно при Сталине, Россия поднялась на высшую точку своего влияния в мире)? 

А вы наверное гений в политике, экономике и истории народов...

"Вы тратите его впустую"

может для вас изучение опыта наших предков и пустое занятие, но для меня нет!

""Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе." Этого - достаточно..."

для кого достаточно? для вас может быть, но для меня нет

Изучение истории является моим хобби вот уже более 20 лет.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

может для вас изучение опыта наших предков и пустое занятие, но для меня нет!

Опыт предков один: сделай всё, от тебя возможное, чтобы не дать развалить Россию, в очередной раз. И в этом контексте вы изучаете как раз сочинения разрушителей, а не созидателей...

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

Хороши разрушители - 2 раза подняли страну из руин (причем оба раза в следствии интервенции, что в 1918-1922, что и в 1941-1945) и вывели ее на лидирующие позиции по многим отраслям народного хозяйства. Плюс к этому какое влияние СССР было в конце 40-х - начале 50-х (ни до, ни после не достигали таких результатов НИКТО).

Я еще хочу таких "разрушителей"!!!...

Аватар пользователя Дед Сергеич
Дед Сергеич(7 лет 2 месяца)

И где сейчас та страна, с её лидирующими позициями и влиянием? Наверное, влияния было мало, а пропаганды много. 

Россия она была, есть и будет. Не важно, с какими названиями. Вот только одна беда, как только к власти приходят те, кому идеология важнее реальных людей, страна уменьшается в размерах территорий и населения. Выводы делайте самостоятельно.

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

а что такое идеология?

идеология - это образ будущего. И если она нравится большинству населения, и есть организация (за частую это партия), которая готова не только на словах, но и на деле двигаться к этому будущему, показывая пример в числе первых, то за этой организацией идут (даже на смерть). 

Вот до 1953 года так и было.

А после, когда слова начали расходиться с делами, получили Новочеркасск, Сумгаит, Тбилиси и много других выступлений.

А через 40 лет именно по этому и не защищали "коммунистическую" (по делам троцкисткую) партию...

Партия - это СУБЪЕКТ управления. Убираете или дискредитируете субъект и любое государство погибает.

Страна может и остаться, но ослабленная до невозможности. 

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

идеология - это образ будущего

С чего бы это? Это всего лишь совокупность взглядов, оценивающих действительность.

И если она нравится большинству населения, и есть организация (за частую это партия), которая готова не только на словах, но и на деле двигаться к этому будущему, показывая пример в числе первых, то за этой организацией идут (даже на смерть). 

Вот сегодня официальной идеологии - нет. А большинству людей - страна нравится. Последние выборы это показали. И в Сирии наши воины готовы умереть. За Родину, а не за идеологию.

Страна может и остаться, но ослабленная до невозможности. 

Опять противоречие. Сегодняшняя Россия не согласна в вашими выводами. Она стояла, стоит и стоять будет. Вне того, что могут придумать домашние теоретики...

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

"Вот сегодня официальной идеологии - нет. А большинству людей - страна нравится. Последние выборы это показали."

Страна большинству нравится - согласен, а крупный капитал тоже большинству нравится?

Проголосовали на крайних выборах так потому что, ну нет организаций (партий) которые и на словах, и что важнее на делах предлагали бы альтернативу существующему капиталистическому строю.

"И в Сирии наши воины готовы умереть. За Родину, а не за идеологию."

Войны России всегда воевали лучше других. Это уже в менталитете сидит. Всю нашу историю по нашей территории пытались пройтись и завоевать, а мы сопротивлялись. И не только от внешнего врага, но и от внутреннего (как пример Разин, Пугачев и другие)

"Она стояла, стоит и стоять будет."

Только в сильно усеченном виде...

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

Вы несколько неудачно вспомнили единичные бунты при Хрущёве, забывая про многие десятки таковых при Сталине: https://afanarizm.livejournal.com/254116.html http://afanarizm.livejournal.com/254351.html

Понятно, что Хрущёва обсирать модно.

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 3 месяца)

Уровень тех теоретических дискуссий не сравним с нынешними.

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

да не то слово!

я нарыл все 27 съездов.

вот Крупскую (10 томов) дочитаю и примусь за их изучение.

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 3 месяца)

я нарыл все 27 съездов.

Всегда надо держать в голове тот факт, что история человечества переписывается. Через уничтожение первоисточников, искажение их, подмену.

Аватар пользователя Ринат78
Ринат78(6 лет 6 месяцев)

очень много как раз первоисточников.

в последние года 3 стараюсь доверять только первоисточникам

Аватар пользователя Vit999
Vit999(8 лет 3 месяца)

Да, борьба за воспитание и образование нешуточная. Это борьба за будущее страны, населения. То, которым оно станет, когда вчерашние школьники начнут вступать во взрослую жизнь. Осмысление результатов преобразований (реформ) в школе трудно, так как результаты преобразований отстоят от начала преобразований на 10-15 лет.

Аватар пользователя Kovcheg
Kovcheg(8 лет 4 месяца)

Хороший материал.  Спасибо !

Ждём результатов нынешней борьбы с троцкистами.

Аватар пользователя mr.Iceman
mr.Iceman(12 лет 3 месяца)

Ждём результатов нынешней борьбы с троцкистами.

Ожидание подразумевает пассивную позицию наблюдателя. 

Аватар пользователя Kovcheg
Kovcheg(8 лет 4 месяца)

 Стараюсь, как могу, через Одноклассники, Фейсбук. Много друзей и знакомых.

Аватар пользователя mr.Iceman
mr.Iceman(12 лет 3 месяца)

yes

Аватар пользователя Ёёё
Ёёё(6 лет 8 месяцев)

Похоже мне, как и многим не дают покоя лавры математика Фоменко на ниве истории. Но когда я начал сопоставлять различные даты, то у меня (как и у Фоменко) получился очень интересный результат. Правда, в области новейшей истории. Этим результатом, носящим предварительных характер, поскольку нормального набора пусть даже косвенных доказательств пока получить не удалось, только версии и предположения, но очень правдоподобные, я и хочу поделиться.

  Очень странный зачин, не имеющий к материалу статьи ни малейшего отношения. Какой-то бессмысленный набор слов  ни о чём. Для оживляжа и привлечения внимания, скорее всего?

Аватар пользователя Туманный
Туманный(12 лет 2 месяца)

Да вроде все понятно: слава и успех Фоменко являются основанием того что многие начинают проявлять интерес к фактам, малоизученным до этого.

Аватар пользователя Дед Сергеич
Дед Сергеич(7 лет 2 месяца)

Или к притягиванию за уши своих размышлизмов к этим фактам.

Помните такое:

 

Аватар пользователя grr
grr(9 лет 4 месяца)

То что наша научная школа и просвещение в плотную курируются британскими партнерами, у меня лично сомнений нет.

Одна украинизация чего стоит, кроме того, когда Б.Окуджава пошел стал учителем, у меня вообще пропали все вопросы к нашему образованию. Но что делать, видимо образование и наука не такие уж важные вещи в жизни общества.

Показательно, так же, сравнение научных книг которые выпускались в 1950-1960гг и во что это выродилось потом, во что выродились наши учебники. Технология производства хорошей научной книги абсолютно утрачена, либо это слюнявчик для идиотов, либо такая зубодробительная заумь, что никому не интересно кроме того кто ее писал. Например нету хорошего учебника по русскому языку, вернее он наверное есть но лингвисты его скрывают, где IELTS, TOEFL для русского языка, где вообще уважение к нашему языку? Почему английский, австралийский, американский мы зовем English, а Белорусский, Украинский, Польский - это отдельные языки?

В общем фразу "Знания - сила", мы теперь поймем видимо в ее первозданном виде.

Аватар пользователя Omni
Omni(11 лет 8 месяцев)

Погугли 22 урока идеальной грамотности, и 22 там, похоже, знаково.

Аватар пользователя grr
grr(9 лет 4 месяца)

Не говори мне, что мне делать и я не скажу куда тебе идти.(с)

22 урока, - это неграмотность. Возьми курс IELTS и посмотри как должен выглядеть неплохой учебник, про более сложные вещи я и не говорю.

Про то что у нас украли как минимум два падежа, которые мы постоянно используем в речи и прочие "странности".

Аватар пользователя Теодор Че
Теодор Че(7 лет 3 месяца)

«Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.

Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.»

Страницы