Не единожды в Инете приходится натыкаться на многомудрые суждения: Росатом сошел с ума, за свой счет строит реакторы за границей, пихая иностранцам дешевые кредиты, доколе?! Туркам, финнам, белорусам… И суммы-то большие!!!
Читаю, пугаюсь, хватаюсь за успокоительное. Вот только успокоительное для меня – общение с моим другом калькулятором. Прекрасный собеседник, рекомендую. И вот что дружище мне нашептал, взяв в качестве примера АЭС «Ханникиви», договор о строительстве которой Росатом подписал в декабре 2013 года. Строится там будет 1 реактор – ВВЭР-1200, считать проще.
Некоторую оторопь вызывает сам срок договора: 2013-2113. Сто лет. Один век. Хм. Что за новый способ «распила», ежели договор длится дольше жизни подписывателей? По углеводородам договоры в разы короче, там все как-то понятнее.
Наверно, дело в том, что уран – это не нефть, однако. И дело не в том, сколько в нем энергии в сравнении с нефтью, газом, углем. Нефть и пр. – БИРЖЕВЫЕ товары. И бесконечные прыжки цен – биржевые. И физической нефти на бирже – процентов так 10, все прочее – «финансовая нефть». Прыг-скок, прыг-скок – лихорадит всю отрасль, лихорадит всю мировую экономику, трясет бюджет России. Ну, вы в курсе. А уран – НЕ биржевой товар. Причина понятна? С одной стороны он – топливо, а с другой – самое жуткое в истории оружие. Какая уж тут биржа...
Цены на уран, конечно, тоже меняются. Япония вон АЭС закрыла после Фукусимы, Германия приняла решение закрывать свои АЭС – значит, спрос упал, цена снизилась. Но на фоне нефти – тишь и гладь. Что еще полезного в «небиржевости» товара? Контракты на строительство АЭС подписывают с теми, кто способен гарантировать стабильную работу реактора, то бишь поставки уранового топлива.
А Росатом занимает второе место в мире по запасам урана –вот и идут клиенты. Кто на первом? Австралия. Но месторождение Олимпик Дэм заслуживает отдельного рассказа, оставим на потом. И даже рассказ о том, как Росатом вышел на это второе место – рассмотрим отдельно, поскольку это настоящий детектив, с подложными письмами, закулисными играми, тюрьмами и прочими прокурорами разных стран.
Росатом уникален еще и тем, что он готов предоставить клиентам полный, полнейший комплект услуг. Помочь разработать законодательство – уран требует экологической и физической безопасности. Помочь с выбором геологии будущего места расположения АЭС.
Решить вопрос с обучением персонала. Спроектировать, построить, ввести в эксплуатацию, обеспечив согласование с уже существующими электрическими сетями. Вывезти ОЯТ – облученное ядерное топливо. Обеспечить проведение всех необходимых плановых ремонтов все время работы реактора. Вывести из эксплуатации саму АЭС, когда у нее закончится срок службы, привести в порядок место, где она стояла. По отдельности услуги их этого списка можно получать у других атомных компаний, но в комплекте –только у Росатома.
Ладно, возвращаемся к калькулятору. Проектные и строительные работы, ввод в эксплуатацию АЭС «Ханникиви» оценивается в договоре в 6,5 млрд евро, из которых финны предоставляют 1,9 млрд, а Росатом – 4.9 в виде кредита. Кредит – под 4% годовых, на 30 лет. Да-да-да, полный дурдом: в России кредиты в пять раз дороже!.. Но Росатом получает 34% в уставном капитале «Ханникиви» и право участия в операционном управлении.
Начнем по порядку – 4,9 млрд «входных». Статистика затраты этих денег в зарубежных проектах у Росатома известна: 80% этих денег будут потрачены ВНУТРИ России. Реактор, турбина, градирни, теплообменники – все это производится на предприятиях Росатома (в составе корпорации их больше трех сотен). Кредит, за который платят финны, обеспечивает работой россиян и одновременно – экспорт уровня хай-тэк. Грубо говоря – на 4 млрд евро «впрыск» денег в экономику России, за который рассчитываются финны. Плохо? Не сказал бы. И 4% годовых за 30 лет – это 120% итого, или 5,88 млрд евро в копилку России. Крохи? Ну, если каждый отдельный год рассматривать – это по 196 млн евро. Не фонтан, но не лишние деньги-то.
Далее. Пусть АЭС уже построена, началась работа. Для работы АЭС требует 2 закладки топлива в год. Комплект ТВЭЛов по нынешним ценам – 19 млн долларов, за утилизацию облученного топлива платят половину. Итого –57 млн долларов в год, что в евро (раз уж считаем в этой валюте) – 52 млн. Плюсуем «кредитные» – 248 млн евро в год на протяжении 30 лет. Стоимость обучения персонала и сам факт «привязки» Финляндии к российской технологии, к российской науке предлагаю не учитывать – пока не видел цифр в открытой печати, почем обучение в МИФИ финнам будет стоить и сколько финнов сядет там за парты. Приятная, но мелочь, потому, что нужно учесть главное – те самые 34% в уставном капитале, которые и 34% в прибыли.
Главная особенность АЭС: ее дорого строить, но получаемая с нее энергия дешевле любой другой. 1 кВт*час от ВВЭР-1200 стоит 1 американский цент. А вот средняя цена электроэнергии на финском рынке – 7 евроцентов за 1 кВт, то есть заработок 0,07 – 0,009 = 0,061 евроцента. Копейки? Угу. Но реактор ВВЭР-1200 в год вырабатывает 7,5 млрд кВт*ч. Эти «копейки» за год дают 525 млн евро, доля Росатома в которых – 178,5 млн. Давайте, помимо обучения персонала, обнулим и производство тепла – у меня просто нет информации, кого «Ханникиви» будет обогревать и сколько это будет стоить. Цифр и так достаточно.
Первые 30 лет, пока идет возврат кредита, Росатом получает каждый год 248 + 178,5 = 426,5 млн евро. За 30 лет – 12,795 млрд евро. Срок эксплуатации «Ханникиви» – 60 лет, то есть еще 30 лет деньги будут идти уже без возврата кредита: 52 + 178,5 = 230,5 млн евро ежегодно. За 30 лет – 6,915 млрд.
Вот теперь – итого. Итого – 19,71 млрд. При входных 4,9 млрд, из которых 4,0, напомню, остаются внутри России. Вот это и есть цифра, над которой есть смысл размышлять: 15 млрд с каждого реактора, введенного в эксплуатацию за пределами России. Срок эксплуатации – 60 лет, если всё напрочь усреднить, то каждый реактор будет давать России 250 млн евро ежегодно. Не Газпром, конечно, и не Роснефть. Вот только у двух последних договоров длительностью 100 лет не бывает. Только АЭС обеспечивает задел на век вперед – это надо уяснить.
Что в заключение? Да вот итоговая черта на 1 декабря 2015 года – Росатом уже строит или подписал твердые контракты на 34 реактора за рубежом. Построит – Россия будет получать 8,5 млрд евро в год. Но Росатом и не думает останавливаться – ведутся переговоры об еще 40 реакторах.
И еще раз прошу обратить внимание – все эти цифры от бирж, от спекулянтов свободны полностью, абсолютно. От курса рубля прибыль от зарубежных АЭС тоже зависит никак. От того, остался ли президентом Путин или им стал кто-то другой – никак. Работает командиром Росатома Кириенко или нет, реакторы не остановятся...
Ну, и раз уж речь про зарубежье и работу – давайте глянем, кому там работать предстоит. Росатому до 2018 года требуются несколько человек с высшим образованием. Немного. Чуть-чуть. 11 000 (одиннадцать тысяч) человек. Только специальности не назову. Лень мне 202 наименования перепечатывать, вы уж простите. Даже менеджеры с юристами нужны – АЭС управлять и с иностранцами договариваться. Хотите на престижную работу за рубежом? У Росатома она есть, причем практически в любом углу земного шара, включая США. У Росатома там рудничок урановый завелся, за что отдельное спасибо мадам Хиллари Клинтон. Но это – совсем другая история...
Борис Алестар
22 апреля 2016
Комментарии
Ага, продавать нефть, чтобы давать кредиты на строительство АЭС в Турции. А когда у нас нефть закончится, Турция нам нефть даст? Без нефти нам будет полный каюк.
фрукты даст
Без бензина никаких фруктов сюда не привезти.
Т.е. папуасы, которым списали милларды баксов эти фрукты давать не могли?
У тех "папуасов" АЭС не было
Т.е. теперь, кроме списанных миллиардов еще и АЭС подарим? Или обратно перевезем и под Москвой поставим?
Ваще не понял как это связано с предложением что бы отдавали фруктами когда нет денег
Про фрукты было некорректно, или точнее утрированно. Возврат идет работы АЭС. То есть, страна получает дешевую электроэнергию (да чего там дешевую, просто получает) и за с выручки за электроэнергию иджет погашение кредита.
Всегда есть что можно вывезти из любой страны. IMHO. Фрукты, вещи, товары и т.д.
В одной из статей по турецкой АЭС была ссылка на текст контракта, где цена на квч. энергии прописана в контракте - хрен мы что-то получим раньше чем через 100 лет, если вообще отобьем.
Насчет вывезти - я про это и пишу, почему-то решают списывать долги, а не вывозить ресурсы
Амортизация обязательно начисляется, она и идет в погашение кредита. А с небольшая часть - доходы с прибыли.
Соглашусь с Вами + добавлю что РФ в теме с АЭС кинуть-национализировать не получится,ТВЭЛы для блоков надо будет откуда то получать ,а отработанные куда то девать . МАГАТЭ опять же бдит за этим,так что национализировали АЭС и уже через год головняка на стоимость АЭС получили,думаю аборигенам проще будет платить+в розетку вилки втыкать и не задумываться откуда там вольты с амперами берутся при ЛЮБОЙ власти у них
Верно.
При строительстве станций за бугром, Росатом обязательно создаёт СП с принимающей стороной. Это СП в конечном итоге занимается дележкой денег с продажи электроэнергии. И часть этих денег идёт росатому.
Т.е. Как только станция начинает работать, в Росатом начинает идти поток денег от продажи электроэнергии.
Или вы думали "вот вам деньги на АЭС, отдадите через 30 лет"?
Так дела не делаются)))
Вообще говоря Росатом мог-бы выходить с предложением типа "давайте мы у вас построим АЭС на СВОИ деньги, но ВСЯ прибыль от продажи электроэнергии - НАША!"
Проблема в том что принимающая сторона тоже хочет урвать свой кусок от продажи э.э. Потому и возникают такие СП.
При такой схеме даже если и не вернут кредит - Росатом все равно в прибыль по проекту выйдет.
Кроме того кредит на АЭС - во многом виртуальный. Для нас. Ведь деньги даже не покидают Россию! Ростаом эти кредитные деньги перечисляет производителю реактора например. Фактически внутри Росатома деньги из одного кармана перекладывают в другой. При чем перечисляет не доллары а рубли)))))
Ведь деньги даже не покидают Россию!
Вывозяться трудозатраты и материалы. Семьи выехавших сотрудников потребляют внутри страны обеспечивая спрос и на завозимые товары купленные на доллары от проданной нефти!
ВОО (build-own-operate) - "cтрой-владей-эксплуатируй".
Требование своей доли при оплате э\э аборигенами вполне законно-ведь они аборигены вкладываются в создание и расширение энергосетей и не РосАтом им строит ЛЭП,подстанции и ведёт проводку по домовладениям и торг-офисцентрам
Объясняю на пальцах.
1. Россия даёт Турции денег на строительство АЭС.
2. АЭС строит не кто-нибудь другой, а сама Россия. Её предприятия.
3. Внимание вопрос: кому в итоге будут уплачены деньги, полученные Турцией?
Ответ: они будут выплачены Росатому и другим российским предприятиям за изготовление оборудования для этой АЭС. Причём Турция заплатит доллары, а изготавливать будут за рубли.
Если всё ещё не поняли, объясняю предельно просто - эти деньги снова вернутся в Россию. Все. Полностью. + турки ещё и должны останутся. Причём с процентами.
А если ещё добавить, что сама АЭС на весь срок её службы будет принадлежать России и деньги с продажи энергии на рынке Турции Россия как раз и будет забирать в счёт долга, а когда долг будет выплачен, пойдёт прибыль... То я не припомню других подобных сделок в мировой истории строительства АЭС.
Там получается чётко как в том анекдоте - "И рубля нет и топора нет, ещё и должен остался..." Это про турок
Я не знаю... наверное за эту сделку высшему менеджменту Росатома нужно звезды героя давать, всем поголовно.
p.s. А хотя нет, я знаю ещё одну такую же сделку в мировой истории строительства АЭС. Это Ханхикиви в Финляндии. И строит её также Росатом и на тех же условиях
У тех папуасов не было и нет АЭС, с фруктами напряженка, да и эпидемия зверская еще совсем недавно бушевала.
За "красивые глаза" долги не списывают. И Россия тоже больше не списывает. Так что же у тех папуасов такого, за что им списать долги?
А у папусов тех 25% известных мировых запасов бокситов, и работает там РусАл (не первой год шахтой совладеет). Еще у тех папуасов залежи золотишка и алмазов, и запасы гидроресурсов очень приличные. И папуасы те совсем случайно хотят в разы наращивать выработку электроэнергии...
Поэтому совсем не удивлюсь, если в той папуасии совсем скоро хорошенько расширится РусАл, копатели драгмета появятся, да РусГидро приличными работками обзаведется...
В вашем тексте есть одно маленькое, но очень важное слово - волшебно слово "ЕСЛИ". Если расшириться, если нам дадут больше бокситов, если дадут золота - если, если, если. Помнится в Ираке нам то-же много ЕСЛИ обещали - и миллиардные проекты по восстановлению, и добычи нефти и прочие ЕСЛИ.
Фрухтов там достаточно, не могут сами выращивать - пусть дадут землю в аренду на 50-100 лет под наши плантации. Долги, кстати, списываются - 2013й в табличке и вот недавнее - В июне 2017 года Москва списала долги Киргизии на $240 млн. Напомню, что ни СССР, ни России долги что-то никто не списал. Еще РФ совсем недавно расчитывалась по долгам царского правительства Франции в 1996м году! 100 блин лет прошло, нихера что-то не списали. А, ссуко, 1996й в России нихера, б*ять не супер-пупер крутой.
Нет бабла отдать сразу, договариваетесь о расширении добычи - переведите долг из активного в замороженный. Пусть проценты не капают, но долг висит. Начинают выеб*ваться - долг активируется.
Для желающих списывать под волшебные ЕСЛИ - https://lenta.ru/articles/2017/08/23/reddebt/
К примеру, в 1996 году Анголе разрешили не возвращать 3,5 миллиарда долларов. В том же 96-м Москва решила вернуть Парижу заем столетней давности. А в 1998-м Россия сама объявила дефолт.
По ЛэндЛизу СССР выплатила (выплатила полностью уже Россия) совсем не ту сумму, которая прописывалась. Это вроде "реструкторизация" называется, дык там порядка 50% выплатили и через 60 лет. Нормально так "реструкторизировали", дипломатам респект.
Еще мифы про то, что РФ больше долгов не списывает
https://www.gazeta.ru/business/2017/09/28/10909766.shtml
У меня мааленькая просьба- а можно в случае если РФ опять соберется кому-то долги списать, передать мне права на владение и управление этой задолженностью? Я даже готов в бюджет пару тыс баксов внести, СРАЗУ! А дальше я уже сам буду с должниками договариваться?
Для РФ плюс - деньги получит сразу, и мне то-же неплохо будет, что-то да договорюсь :)
После постройки АЭС идет генерация, с которой идет поступление финансов. С этого оборота, предполагаю, и планируется возврат кредита.
Это где-то лет 100-150? При ФИКСИРОВАННОЙ цене за киловат прописанной в контракте. Т.е. рост цены не заложен даже на банальную инфляцию, не говоря уже про возможные проблемы с самим долларом
Фиксированная цена за киловатт в контракте - это что-то новое. Не прочитав контракт более убедительно сказать не смогу. Из личного опыта - несколько лет назад подписали контракт на монтажные работы с американской конторой в долларах, но настояли на пункте в привязке к рублю. В общем сначала американцы поулыбались, потом, попозже, мы в долларах больше заработали.
Нет фиксированной , оговаривается минимальная.
Я вам больше скажу...
Есть у меня бааальшое подозрение, что электричество которое вырабатывает АЭС принадлежит... РОССИИ!
Во всяком случае часть этой электроэнергии.
При таком раскладе все встаёт на свои места.
Россия фактически за свои деньги строит АЭС, а потом продаёт электроэнергию на местном рынке.
Добавлю несколько слов. Использует этот фактор как элемент "мягкой" силы в той стране, которую прокредитовали, плюс влияние на её экономику.
Когда закончится нефть будет продавать топливные сборки для ядерных реакторов.
Какие, к чёрту, сборки? Весь транспорт в России остановится, в том числе и задействованный на добыче урана, угля, газа. Вымерзнем как динозавры.
Странная логика.
Тогда смотрите этот фильм. При этом делайте поправку на разницу климата США и нашей страны.
Да, посмотрите, сколько транспорта и солярки надо для освоения севера.
Какие смишной клован. Кто вам мешает сделать лучше? например, как в СШП, или ЕС?
конечно же, паровозы не построим, газогенератор для УАЗ не сделаем, ЖД от АЭС не запитаем. да.
Да и если станет совсем плохо можно на дровах ездить.
Чудак-человек, да где же набрать столько топлива для газогенераторов?
Вы хоть представляете, как это топливо заготавливать придётся? Вот что писала "Алтайская правда":
По-боевому заготовлять газогенераторное топливо
В Сорокинском (ныне - Заринском. - А.М.) районе газогенераторные тракторы составляют около половины мощности всего тракторного парка. Заготовка газогенераторного топлива к летним полевым работам имеет исключительно важное значение.
Председатель колхоза "Красный маяк" коммунистка Золотарева, не дожидаясь механической пилы из МТС, организовала у себя в колхозе резку чурочек вручную и сушку их. Уже заготовлено 130 кубометров газогенераторного топлива вместо 110 кубометров по плану. В печах колхозников высушено больше 60 кубометров чурочек.
В колхозе "Советская Сибирь" вместо 45 кубометров по плану заготовлено ручным способом 60.
А вот руководители колхозов "Заря коммунизма", "Красное утро", "Красное знамя" и другие не заготовили еще ни одного кубометра газогенераторного топлива.
Древесины в Сорокинском районе много. А газогенераторное топливо заготавливается весьма медленно.
Н. Петренко. "АП", 6 марта 1942 год
----При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
Источник: http://www.altairegion22.ru/territory/remember/65viktory/ap/
Да, про газогенераторные уже обсуждалось. Сейчас кое-что скопирую
Слон(3 года 9 месяцев)(10:49:37 / 20-09-2016)
Видите, целый колхоз целую зиму вручную заготавливал топливо для одного трактора. Так что не надейтесь на газогенераторную технику.
Слон(3 года 9 месяцев)(11:28:44 / 20-09-2016)
Что касается количества тракторов. В статье упоминался план заготовки - 45 кубометров. 45 кубометров чурочек, это примерно 20 тонн высушенной древесины.
Газогенераторный трактор ХТЗ-Т2Г расходовал 43 кг в час при мощности на крюке 29 л.с.
Дизельный Т-4А расходовал 24 кг в час при мощности на крюке 95 л.с.
Разница на единицу работы шестикратная. И 20 тонн древесины заменяют 3,3 тонны солярки.
Больше чем для одного трактора этого не хватит.
1-кончится нефть в дело пойдёт газ
2-кончится газ в дело пойдут АЭС энергия с которых позволит тем же гидролизом добывать водород вместо бензина или моторного газа
3- на особо крупную технику ( с централизованным обслуживание) типа гигантских экскаваторов и карьерных самосвалов уже сейчас вполне можно ставить компактные ядерные реакторы
4-"экологи" и "зелёные" засрали всем мозги гибридами и эльмобайлами,хотя пневмоход на мой и не только мой взгляд более перспективен
Во т вариант пневмогибрида от Пежо .На полном баке и полной заправке воздухом Peugeot 2008 Hybrid Air может проехать до 1300 км.До 70 км\ч ДВС у него не подключается,со временем уверен что вмсето 2-х двигателей будет установлен один,но способный работать как на бензине,так и воздухе
А это вариант от индусов Тата
А почему вы исходите из предположения, что все углеводороды России кончатся полностью, единомоментно и внезапно?
А вот тут есть объяснение.
http://vvictorov.blogspot.ru/2012/03/48.html
Вы предлагаете мне купить и прочесть книгу в которой, судя по рецензии, было спрогнозировано вынужденное прекращение экспорта российской нефти в 2015? Спасибо, но зачем мне книга, автор которой ошибся? И почему вы подменили "углеводороды" в моем вопросе на "нефть" в своем ответе?
Потому что без нефти нечем будет заправлять технику, и добыча газа прекратится.
А что в сроках небольшая ошибка, так это мелочь. Вон я работал на маслосырзаводе электриком, так думал, что завод закроется в 1995 году. А он дотянул до 1999. Но всё равно закрылся, сейчас похож на Дом сержанта Павлова в Сталинграде.
Откуда мне знать, что это мелочь, а не в корне неверная логика?
Если предполагать, что сегодня нефть есть, а завтра с утречка она вдруг исчезла, а нефтяники глупо хлопают глазами у пустых скважин - то да. А если таких глупостей не предполагать, то спокойно переводим потребление на газ, потом на синтетику из угля.
Да, будет так, что нефтяники хлопают глазами у пустых скважин. Потому что скважины сейчас с гидроразрывом, а у них срок службы - месяцы. Будут бурить до потери пульса новые скважины, а когда сил на это не останется, будет поздно что-то делать другое.
Где-то была статья про Самотлор, найду - дам ссылку.
А на уголь не надейтесь. Для этого надо будет увеличить добычу угля в десятки раз.
График 5, Потребление и производство нефти в Южной Африке 1998-2008, в тысячах бочек в день.
Что мы видим на графике? Производство нефти из угля в ЮАР держится на одном уровне - 7 миллионов тонн нефти в год. Расходуется на это около 70 миллионов тонн угля [1, 2]. Импорт нефти растет и составляет более 15 миллионов тонн в год. ЮАР производит 250 миллионов тонн угля, но никогда не сможет производить достаточно нефти из угля для своих потребностей. Почему? Потому что для производства угля нужна нефть. ЮАР уникальное место - есть дешевая рабочая сила - шахтеры - они во многом замещают нефть расходуемую на добычу угля в других местах. Ни о каких десятках миллионов тонн нефти из угля даже в мировом масштабе не может быть и речи.
Вот статья про Самотлор
https://aftershock.news/?q=node/546035
Цитата:
Так что, когда вам сообщают, что «существующими технологиями из Самотлора можно извлечь ещё 3 млрд тонн нефти», вам не врут совершенно. Забывают только разъяснить затраты: «За каждую тонну в сутки будут горбиться одиннадцать зэков в шахте. При этом, из каждой тонны добытой нефти шахта будет потреблять на собственные нужды 900 кг»
Ну вот там в статье есть хороший график: "резкое" падение добычи заняло более 10 лет, далее идет плавное снижение добычи еще несколько десятилетий. И это только одно месторождение, в то время как в России их десятки, и у всех подобные графики сдвинуты друг относительно друга. Так зачем же вы вводите людей в заблуждение, рассказывая, как в России нефть кончится единомоментно?
Конечно. Правда, не единомоментно.
Которую можно получить из угля. И этот процесс сам по себе положителен по отдаче. То, что ЮАР не наращивает производство синтетической нефти, объясняется элементарно - им дешевле купить нефть.
Увеличить добычу угля в десятки раз??? На такую глупость я отвечать не желаю.
Да вы, как я вижу, ни на что отвечать не желаете )
Ваш ник Слон? Точно? Мордастым так и запахло.
Согласен с комментарием администрации
Угу, в Великобритании, такие же как вы демагоги били в колокола и доказывали, что при текущем росте количества лошадей к 20-му веку Лондон утонет в навозе! Утонул? А уж какая была паника в римской империи, когда исчерпывались доступные рудники олова! Из чего мечи делать!!! Как-то обходимся без бронзовых мечей-не? Дядя, успокойся!
Страницы