OFW: Пик мирового энергопотребления на душу населения пройден в 2013, пик мирового ВВП пройден в 2014

Аватар пользователя alexsword

Грозный прогноз еще 2012-го года...

OurFiniteWorld (aka "старушка" Гейл Тверберг) с полезными и очень тревожными наблюдениями, которые хорошо коррелируют с нашими сводками "Олимпиада Леммингов" о кардинальном замедлении / стагнации глобального индустриального производства и множественными признаками нового обострения долгового суперкризиса (несмотря на то, что глобальный печатный станок работает с рекордной скоростью).

Передаю слово OurFiniteWorld.


Мировой ВВП в текущих долларах достиг пика

Мировой ВВП в текущих долларах США это самая простая оценка мирового ВВП. Просто берется ВВП каждой страны в локальной валюте, переводится в доллар по текущему курсу, а затем складывается. В этом варианте подсчета не учитывается инфляция, поэтому она добавляется к полученной динамике, как и изменения курса доллара.

Тревожный факт состоит в том, что в этом варианте подсчета мировая экономика раньше росла, но в последнюю пару лет начала сокращаться - согласно данным Всемирного банка пик пройден в 2014 году:

Рисунок 1. Мировой ВВП в текущих долларах

Причина разворота прежде связана с коллапсом цен на ресурсы в 2014 и проблемами, возникшими у добывающих компаний (примечание alexsword - а также с остановкой QE в США, усложнившей рост долговых пузырей и раздувание "фейкового" спроса). 

Несмотря на падение цен на нефть, они все равно растут быстрее зарплат в США:

Рисунок 2. Зарплаты (“Wages and Salaries”) на душу населения в США и цены на нефть (в долларах 2016 года)

Формально энергопродукты имеют небольшую долю в мировом ВВП, но реальная роль их гораздо важнее - энергопродукты делают рост ВВП возможным, обеспечивая все производственные процессы и влияя на себестоимость всех остальных товаров и услуг.

Падение цен на энергоресурсы имело и позитивный, и негативный эффект. Позитивный состоит в том, что страны-импортеры (такие как США, ЕС, Япония, Китай) могут закупить больше энергии и позволить себе более быстрый рост, чем был бы без этого. Этот эффект "быстрый", он сказывается сразу.

Есть и негативные эффекты, относительно более замедленные - низкие цены способствую развитию дефляции, делая более проблемным обслуживание долгов. Кроме того добывающие компании получают финансовые проблемы, связанные с деградацией денежных потоков, сокращением инвестиций и возможным толчком к банкротству. Происходят массовые увольнения, а налоговые доходы у добывающих стран сокращаются - что влечет сокращение расходов, обостряет социальные проблемы и влечет риски краха, что мы наблюдаем, например, в Венесуэле.

Цель этой заметки - соединить наблюдаемую деградацию ВВП в текущих долларах с физическими проблемами. В частности, сейчас не существует возможности поднять цены на энергоресурсы на адекватный уровень, так как достигнут предел их доступности. По этой причине, мировой ВВП продолжит в дальнейшем стагнировать и сокращаться - то есть мир проходит пик ВВП в текущих долларах.

Более того, в последующие годы достигнутый позитивный эффект от низких цен на энергоресурсы будет становиться все более слабым относительно негативных эффектов.  Это будет выглядеть как обострение долговых проблем, нестабильность правительств стран-экспортеров и падение энергопотребления.

 

Пройден пик мирового энергопотребления на душу населения

Вот проблема, которая делает текущую ситуацию гораздо хуже, чем она была бы иначе - мировое энергопотребление на душу население прошло пик в 2013 году:

Рисунок 3. Мировое энергопотребление на душу населения (по данным BP и ООН)

Возможно, кто-то удивится, но мы видим, что пик энергопотребления пройден перед коллапсом цен на нефть и другие энергоресурсы, который произошел в середине 2014.  При сокращении цен естественно ожидать рост энергопотребления, а не сокращение.  Почему роста не случилось?

Рост энергопотребления при сокращении цен должен произойти, но только если причина падения цен не лежит в доступности энергоресурсов. Если же падение цен отражает проблему доступности (т.е. рост зарплат "простого Джо" недостаточен, чтобы он покупал энергоемкие товары и услуги, от домов до автомобилей), то паттерн будет именно таким какой мы наблюдаем теперь - низкие цены на энергоресурсы с одновременным сокращением их потребления. Понятно, что если проблема в доступности ресурса, то рост цен на них не исправит проблему.

Дополнительным соображением, подкрепляющем гипотезу о том, что корень проблемы в сокращении доступности является тот факт, что нынешние цены на энергоресурсы слишком низкие для многих добывающих компаний. С 2015 обанкротились сотни добывающих компаний, и в нефтегазе, и в угле. Сауды и те занимают все больше денег, чтобы свести бюджет, так как налоговые поступления слишком малы. Инвесторы США сокращают инвестиции в нефтедобычу, так как продолжают терять деньги.

 

В каких странах сокращается ВВП (в текущих долларах)? 

Одна из таких стран - Саудовская Аравия:

Рисунок 4. Динамика ВВП Саудовской Аравии в текущих долларах (по данным Всемирного Банка)

При этом валюта саудов привязана к баксу, то есть сокращение ВВП это не отражение девальвации, а сокращение производства товаров и услуг всех типов, измеряемых в долларах. 

Другие нефтедобывающие страны имеют аналогичные проблемы, хотя не все они есть в базе Всемирного Банка - например, там нет данных для Венесуэлы за 2014, 2015, 2016, но паттерн везде схожий:

Рисунок 5. Динамика ВВП ресурсоэкспортеров в текущих долларах (по данным Всемирного Банка)

Картинка похожа на саудов с той поправкой, что доля ресурсов в ВВП этих стран не столь высока, поэтому прохождение пика немного более гладкое, но сам пик везде приходится на 2014 год.

Аналогичный график для ведущих импортеров (США, ЕС, Япония) выглядит так:

Рисунок 6. Динамика ВВП развитых стран в текущих долларах (по данным Всемирного Банка)

Тренд роста здесь гораздо менее выражен, чем падение на предыдущих графиках у экспортеров - масштаб намеренно одинаков (верхняя граница 6), чтобы легче было сравнивать с 1990 годом взятым за базу и там, и там. Видно, что рост здесь гораздо более медленный. 

В ЕС и Японии ВВП в текущих долларах не просто стагнирует, а сокращается. Это значит их товары и услуги теперь меньшего объема (в долларах), чем были раньше. Это означает и то, что они могут купить меньше энергопродуктов, привязанных к доллару.  

США идет относительно лучше ЕС, но, как видно по рисунку 2, даже там рост доходов граждан меньше роста цен на энергоресурсы. То есть и в США развивается проблема доступности энергоемких товаров и услуг для "простого Джо".

Азиатские экономики выглядят значительно лучше:

Рисунок 7. Динамика ВВП стран Азии в текущих долларах (по данным Всемирного Банка)

Чемпионы тут Китай и Вьетнам. Рост их замедлился в последние годы, но это именно замедление, а не сокращение.

Суммируя эти графики, можно посчитать, что ВВП растет сейчас у стран, ориентирующихся на экспорт готовой продукции, а сокращение преимущественно у экспортеров ресурсов.  Рост цен на ресурсы позволит решить проблемы экспортеров, но приведет к усилению проблем у стран-импортеров, что вряд ли поможет вернут рост мировому ВВП (примечание alexsword - тут налицо прямой конфликт интересов фактически обанкроченных "развитых стран" и стран, экспортирующих ресурсы, за счет которых "развитые" откладывают свой коллапс).

 

Другие способы расчета ВВП

Мы говорили о динамике ВВП в текущих долларах. Есть и другие способы расчета.

ВВП в долларах очень важен, так как ценообразование на энергоресурсы происходит преимущественно в долларах, даже если валюта расчета в конкретной сделке не доллар. Смотри приложение внизу с графиками, показывающими высокую степень корреляции между ВВП и энергопотреблением.

Обычно ВВП сообщают с поправкой на инфляцию (так называемый "реальный ВВП"). Как правило, реальный ВВП более стабильный, чем ВВП в текущих долларах:

Рисунок 8. Динамика реального ВВП США и мирового ВВП в текущих долларах

Если смотреть на реальный ВВП, то назревающая проблема не видна. Даже кризис 2008-2009 там не сильно заметен.

Третий способ расчета ВВП - исходя из покупательной способности населения (Purchasing Power Parity, PPP). Это дает развивающимся странам гораздо больший вес, чем в текущих долларах - Китай получает вес примерно в 1.9 раза больше, а Индия в 3.8, чем при расчете в текущих долларах.  Обычно в прессе под термином мировой ВВП фигурирует ВВП с поправкой на инфляцию и с учетом PPP.

Вот как выглядит динамика мирового ВВП во всех трех вариантах:

Рисунок 9. Динамика мирового ВВП в текущих долларах, с поправкой на инфляцию и с учетом покупательной способности

Видно, в частности, что в текущих долларах сейчас худшая динамика мирового ВВП за всю историю наблюдений.

 

А как считается "мировая инфляция"?

Обычный метод измерения - берется корзина товаров для конкретной валюты, и измеряется динамика ее цен за период. Если расчет делается для группы стран, берется одна и та же корзина, инфляция замеряется для каждой из стран, а потом складывается с определенным весом (вероятно с тем же, который используется при расчете ВВП по покупательной способности).

На следующем графике используется другой подход. Так как Всемирный Банк публикует данные по ВВП и в текущих долларах, и в долларах 2010 года, мы можем их сравнить и получить оценку инфляции (кто-то может сказать, что это скорее дефлятор мирового ВВП, чем инфляция, но не суть важно). Чтобы сгладить график, делаем усреднение за три года:

Рисунок 10. Мировая инфляция, подсчитанная как сравнение ВВП, выраженного в текущих ценах и в долларах 2010 года по данным Всемирного банка.

Полученная инфляция очень сильно отличается от публикуемых данных.  Это вызвано изменениями курсов валют, а также включением стран, которые обычно не учитывались при агрегации.  Из графика видно, что высокий уровень инфляции обычно сопровождается высоким уровнем спроса на энергопродукты, и наоборот.

Негативной она была трижды - в 1983-1984, в конце 90-х / начале 0-х и после 2014-го. Все эти периоды характеризовались сокращением энергопотребления на душу населения и низкими ценами на нефть. Фактически, все эти периоды были периодами стагнации экономики и нехваткой платежеспособного спроса на нефть.

Временным решением для этих проблем в конце 90-х стала форсированная глобализация и интеграция Китая - который кинул в топку глобализации дешевый уголь (примечание alexsword - а в середине 80-х в качестве "временного решения" кинули в топку глобализации СССР и раздербанили его ресурсы). Добавление китайского угля во всемирный общак повысило доступность энергии для мирового населения. 

В США этот негативный дефляицонный эффект появился не так сильно, потому что доллар является мировой валютой, и свои проблемы они могут экспортировать.  Согласно официальным данным, устойчивый период падения цен в США пока наблюдался лишь в 30-х в период Великой Депрессии:

Рисунок 11. Инфляция в США, рассчитанная по тем же принципам (как дефлятор ВВП)

Проблемой такие дефляционные периоды становятся по причине разрастающихся каскадов дефолтов. В Великую Депрессию процесс в США удалось остановить лишь накачкой дефицита бюджета и военных расходов во вторую мировую (примечание alexsword - и  инсталляцией новой системы колониального налогообложения по ее завершении).

 

Как можно решить развивающийся кризис дефляции теперь?

Спрос на товары и услуги можно создать тремя способами:

1) Рост добычи легкодоступной энергии

Если такая энергия есть, она позволит улучшить энерговооруженность рабочих мест и внедрить более продуктивные средства производства. Зарплата рабочих будет расти естественным путем, они смогут потреблять больше продуктов. 

И наоборот, если энергопотребление стагнирует или сокращается (что сейчас и происходит - смотри рисунок 3), рост продуктивности исчезает. Это то, что происходит теперь.

2) Рост долгов, который позволит наращивать потребление дорогих товаров, что обеспечит и спрос на энергопродукты

Само по себе наращивание долгов создает спрос, которого бы иначе не возникло. Кроме того, завышенный спрос на товары позволяет повысить и зарплаты рабочим их создающим, что создает новый спрос. Мы видим высокую корреляцию в статистике США по этим вопросам:

 

Рисунок 12. Корреляция между зарплатами США и долгами нефинансового сектора

Долг это, по сути, обещание будущих товаров и услуг. Такие обещания часто помогают экономике расти, но когда уровень долга становится слишком высоким, это влечет очень серьезные проблемы, особенно если сочетается, как сейчас, с низкой динамикой продуктивности и падением энергопотребления.

3) Изменить курсы валют относительно доллара

Изменения курса валют могут существенно повлиять на "глобальную инфляцию" на рисунке 10. В некотором смысле текущие проблемы вызваны завышенным курсом доллара, что случилось после остановки QE в 2014:

Рисунок 13. Связь между QE и ценами на нефть

Цены на энергопродукты в долларах резко упали в период остановки QE, но рост курса доллара сделал их относительно менее доступными для ЕС и Японии.  Ключевой проблемой является разрыв между тем, что потребители энергопродуктов способны заплатить и тем уровнем, который требуется для добывающих компаний для устойчивого роста добычи.

Поэтому ни один из трех способов выше для решения развивающегося кризиса дефляции, работать не будет.

1) "падающий возврат" добычи привел к тому, что добывающие компании не могут наращивать предложение, наоборот, им требуется рост цен 

2) в мире все больше растет озабоченность размерами долговых пирамид

3) страны не хотят поднимать курсы своих валют относительно доллара, так как это ударит по их экспорту.  Если США продолжит курс на повышение ставок, курс доллара еще сильнее укрепится, что лишь усугубит развивающуюся дефляционную проблему

Выхода из развивающегося кризиса не видно.

 

Заключение

Мировая экономика в чрезвычайно неустойчивом положении. Многие страны видят, что спрос на их товары и услуги все меньше.  Долги других все больше.

Правительства не понимают, что происходит, так как их прежние модели не работают - они не уделяли достаточно внимания энергии. 

Мы как во сне бредем к гораздо более ужасной версии Великой Депрессии, чем была в 30-х.  Даже если экономисты понимали бы, что происходит, пути выхода неочевидны. Высокие цены на нефть помогут добывающим компаниям и странам, но усугубят проблемы импортеров. Это выглядит как нарастающая проблема с отсутствующим решением (примечание alexsword - решение может быть связано только с запуском масштабируемого энергоуклада более высоких плотностей, планете необходим атомный ГОЭЛРО - в противном случае, каннибализация экономики и "здравствуй, новая темная эра, здравствуй!")

 

Приложение - историческая связь между реальным ВВП и энергопотреблением

Часто доводится слышать, что "ВВП больше не зависит от энергопотребления".  Это ложь. Энергия требуется практически для каждого производственного процесса.

Одна страна может отдать производство в другие страны на аутсорсинг, но необходимость в энергии при аутсорсинге не исчезает. В отдельных странах может возникнуть разрыв, но не в системе в целом. 

На статистике с 1965 по 2016 мы видим следующую связь между реальным мировым ВВП и энергопотреблением:

Те же данные на X,Y графике, корреляция очень высокая:

Для стран Ближнего Востока:

Можно отметить, кстати, что энергопотребление растет в нефтедобывающих странах быстрее (относительно реального ВВП).  Вероятно, это вызвано падением эффективности нефтедобычи, т.е. проблемой падающего возврата, а также ростом численности населения, которое требует много энергии - на транспорт, кондиционеры и т.д., однако делая все меньший собственный вклад в прирост экономики.

Какой бы ни была причина, в терминах системы в целом это тоже показывает падение эффективности нефтедобычи.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Капустин

хм... поясните, почему

Рост энергопотребления при сокращении цен должен произойти, но только если причина падения цен не лежит в доступности энергоресурсов. Если же падение цен отражает проблему доступности (т.е. рост зарплат "простого Джо" недостаточен, чтобы он покупал энергоемкие товары и услуги, от домов до автомобилей), то паттерн будет именно таким какой мы наблюдаем теперь - низкие цены на энергоресурсы с одновременным сокращением их потребления. Понятно, что если проблема в доступности ресурса, то рост цен на них не исправит проблему.

 

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(11 лет 7 месяцев)

Ты жил с бензином по 10 копеек. Потом государство сказало: НА ТЕБЕ БАБЛО, и бенз взлетел (стал стоить рупь), а бенз (нефть), хавку и т.п. стали импортировать.

А потом бабло давать перестали, и цены на бенз стали падать: 80, 70, 60... Но СПРОС ТОЖЕ ПАДАЕТ (деньги, отложенные ранее, заканчиваются). 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Речь о том, что цены могут падать из-за а) гипотетического наводнения рынка энергоресурсами с чрезвычайно низкой себестоимостью, б) из-за коллапса платежеспособного спроса и сейчас мы наблюдаем именно вариант "б".

Прошу учесть, что цены периода 2010-2014 не были естественными, т.е. подкрепленными реальным платежеспособным спросом, основанным на здоровом балансе зарплат и расходов. Это был просто результат включенного печатного станка (т.е. форсированной аннигиляции пенсионных сбережений и прочих длинных капиталов).

Нынешних темпов глобального печатного станка недостаточно даже для видимости баланса, поэтому теперь система пожирает добывающие компании и страны - в том смысле, что они не могут обеспечить достаточный уровень инвестиций в воспроизводство добычи, и низкие цены сегодня означают физический дефицит завтра.


Глобальная система находится в режиме каннибализации, самопожирания. Она подъедает остатки инвестиций и сбережений 20-го века, после чего в муках испустит дух.

Аватар пользователя Константин
Константин(12 лет 5 месяцев)

Думаю нет. Никакого кратного падения платежеспособного спроса чтобы так обрушить цены не было. Просто при включении КУЕ3 стали подавлять цены на сырье и золото - тк только эти товары способны при вливании РЕАЛЬНО разогнать быструю инфляцию. Золото стали подавлять чуть раньше тк оно более опасно для фиатных денег. Очевидно что несмотря на все заклинания реальной цели по инфляции не было и нет! Задача была надуть гигантский пузырь в акциях и облигациях, при чем по всему миру, что и было успешно проделано. Если бы коммоды отпустили в свободное плавание, то во-первых не было бы возможности надуть такой спекульский пузырь, во-вторых при инфляции по доллару пылесос бы не заработал, не было возможности абсорбировать иностранный капитал, в третьих не было инфоповода для низкой ставки - ее надо было бы поднимать, а КУЕ сворачивать.

Аватар пользователя МГ
МГ(9 лет 3 недели)

строительство - достаточно энергоемкий процесс. и производство смартфонов тоже
но смартфоны доступнее жилья и спрос на них условно постоянный, всё же это товар "скоропортящийся".
госпожа Тверберг лукавит, когда рассматривает связку энергия-цена. проблема в распределении этого самого ВВП
финансы сосредоточены в руках тех, кому уже не надо ничего покупать (у них на тысячи "обычных" жизней капитала хватит), а те, кому действительно покупки необходимы, не имеют на них средств. жадность одних порождает бедность других. капитализм! (с)

ваш кэп

Аватар пользователя МГ
МГ(9 лет 3 недели)

ухмылкой к статье выглядит новость о запрете продаж мощных пылесосов в Европе devil что, панельки не тянут? laugh

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Пылесосы не работают круглосуточно, поэтому вряд ли их вклад в вопрос значим.

А эта мера выглядит, скорее, как банальное лоббирование местных производителей, скрытая защита от азиатов.  Сами, небось подготовили кучку новых моделей, и хотят это по-быстрому капитализировать.

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(11 лет 8 месяцев)

Еще как значим. В сутках есть пики потребления. И одновременное включение мощьных девайсов по региону очень заметно. Пик с 7 до 9 утра. Следующий около 12-14. Далее вечерний пик.

Аватар пользователя Omni
Omni(11 лет 8 месяцев)

Да, в 2014 всё было готово к войне, и провокация с боингом, в том числе, но не срослось, предателей в РФ разогнали заранее.

Скрытый комментарий ильягоряч (c обсуждением)
Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

Всё ерунда, кроме энергоносителей или мировые политика и экономика до 2024 года

https://aftershock.news/?q=node/552927

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Не засоряйте обсуждение такими комментариями, из которых ничего нельзя понять.

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

Собственно, в этой вчерашней заметке дополнение Вашей сегодняшней заметки.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Так формулируйте конкретно, чем именно дополняет, а не тупо ссылки давайте, выглядит как неуважение ко времени читаталей.

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

Понял. Я этого не сделал, так как вся заметка меньше страницы.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя Cunst
Cunst(8 лет 3 недели)

График Рисунок 10. Мировая инфляция, подсчитанная как сравнение ВВП, выраженного в текущих ценах и в долларах 2010 года по данным Всемирного банка.

 очень хорошо показывает, что нынешний суперкризис начался в конце 60-х, вышел на уровень мирового в 80-х, а. в 00-х он уже перешел в активную фазу.

Нисходящий тренд от 68-го совершенно очевиден, и "временные решения" никак на него повлиять не смогли.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Да.  Конкретно в статистике США - а именно там эпицентр долгового суперкризиса - эти даты видны очень хорошо.  Например, вот:

c10c5a18a78420bcd66a266335d119ef.png

https://aftershock.news/?q=node/536258

Аватар пользователя Cunst
Cunst(8 лет 3 недели)

Кстати, там настолько четкий, практически линейный тренд, что судя по нему, можно ожидать в ближайшие пару лет падение расчетного параметра до локального донышка в -6%, после чего возможен новый откат вверх ака "временное решение". Ну это, разумеется, если дело обойдется без глобального масштаба внезапностей.

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

Интересно, этот график тесно связан с пиком добычи нефти в США?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

В том числе.  Плюс с тем, что финансовая олигархия, ориентированная на глобализм, подавила промышленников.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Алекс, Вы очень нажимаете на эти зависимости, а ведь движущие силы мирового производства уже иные....

Да. реальное производство существенно. Пока народ в стране полуголодный, у него вместо крепких домов тростниковые хижины, а вместо авто - трехколесные мотороллеры.... В Китае материальное производство составляет 53 % ВВП.

А в США - 22%. Почему так? Потому что там народ сыт, одет и нос в табаке держит. Не надо ему уже наращивать материальное производство. А надо ему концерт Майкла Джексона  с билетами по $3 тыс. Надо ему 1,5 млн юристов. чтобы склоки решать помогали. Слуги нужны богатым. там только миллионеров 4 млн. Не будет там роста материального производства. Оно и в Китае скоро расти перестанет, а вот в голодном Бангладеш еще долго будет расти....

Посмотрите такое сравнение. В США семья из 4-х человек вполне может прокормиться на 1200 долл. в месяц. Не шикарно, но и не голодно. А месячный абонемент на парковку в Нью-Йорке стоит от 800 до 1500 бакс. Вот что там востребовано.

Рост доли услуг в составе ВВП - мировая тенденция. Причем среди услуг все большую часть занимает информация. У нас впереди новый строй - информационное общество. В нем жратвы и концертов уже всем хватает. информация становится самым востребованным товаром....

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> Потому что там народ сыт, одет и нос в табаке держит. Не надо ему уже наращивать материальное производство.

За счет своего производства? Или за счет многолетнего внешнеторгового дефицита?

Если ВСЯ планета начнет жить так же, кто будет теми лохами, кто будет такую планету кормить?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Давайте разберемся с дефицитом. Да, какая-то часть из него обусловлена эмиссией доллара. Но ФРС не эмитирует $1,2 трлн ежегодно. Основной источник потока денег в США - это прибыль от принадлежащих американцам компаний. Они зарабатывают деньги за рубежом, а тратят их у себя дома. Посмотрите: примерно $900 млрд это прибыль только 15 крупнейших компаний http://www.vestifinance.ru/articles/42405

Поверьте  - я не испытываю никакой "любви" к США, но  назвать их паразитом все же нельзя. Обдиралы, захребетники - да. Но работают .

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Достаточно посмотреть на исторические рекорды соотношения капитализации к прибыли, чтобы понять, что корпоративный мир США живет не за счет "прибыли", а за счет продажи дуракам фантиков.

И да, в том числе это помогает им оплачивать свой внешнеторговый дефицит десятки лет.

Однако даже этого им с 2008 года не хватает для сведения балансов.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Вот тут согласен. Многое делает реклама, многое - доступность финансов. Но американские компании работают рядом с другими. И пока не сдают позиций. Значит, людям фантики пока милее качественной продукции.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

enlightened

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Вы очень на­жи­ма­е­те на эти за­ви­си­мо­сти, а ведь дви­жу­щие силы ми­ро­во­го про­из­вод­ства уже иные....

Если Вы о зависимости ВВП от Энергии, то вот таблица. 

 

Топ-10 стран

 по потреблению энергии

Энергия, потребление

 (МЭА, 20014 год)

ВВП по ППС

 (ЦРУ, 2016 год)

 

Мир

100%

100%

 

 

 

 

1

Китай

22%

18%

2

США

16%

16%

3

Индия

6%

7%

4

РФ

5,2%

3,1%

5

Япония

3,2%

4,1%

6

Германия

2,2%

3,3%

7

Бразилия

2,2%

2,6%

8

Канада

2,0%

1,4%

9

Корея

2,0%

1,6%

10

Франция

1,8%

2,3%

 

Вся десятка

63%

59%

 

Остальной мир весь

37%

41%

Десять главных "энергообжор" в мире потребляют 63% всей Энергии, и почему то производят 59% ВВП. Я вижу здесь зависимость ВВП от Энергии.

А вот зависимость от этого:

Рост доли услуг в со­ста­ве ВВП - ми­ро­вая тен­ден­ция.

Причем среди услуг все боль­шую часть за­ни­ма­ет ин­фор­ма­ция.

У нас впе­ре­ди новый строй - ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство.

В нем жратвы и кон­цер­тов уже всем хва­та­ет. ин­фор­ма­ция ста­но­вит­ся самым вос­тре­бо­ван­ным то­ва­ром....

То есть зависимость ВВП от услуг и информации не вижу.

Аватар пользователя brekotin
brekotin(9 лет 2 недели)

Отличная таблица. Спасибо.

То что Россия "недооценена" тут также видно. 

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

От­лич­ная таб­ли­ца. Спа­си­бо.

smiley

То что Россия "недо­оце­не­на" тут также видно.

Да, энергоёмкость ВВП, то есть Энергия/ВВП у России "плохая".

 

У Германии     2,2%/3,3% = 0,67. Круто!!!

У США               16%/16% = 1,00. Среднемировая.

А вот и "дурная" компания.

У Канады         2,0%/1,4% = 1,43.

У РФ                 5,2%/3,1% = 1,68.

Мы в дурной компании Канады и видимо Австралии и Норвегии.

Здесь действительно не только международное разделение труда, но и попахивает колониальным налогом, по крайней мере для России.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Естественно будет попахивать если один экспортирует энергию и энергоемкие ништяки (металлы, удобрения и т.д.) получая в обмен на не только реальные ништяки, но и долговые расписки различного сорта, чье производство усилий не требует.

Ради внедрения этой схемы перестройку и проводили.

 

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Есте­ствен­но будет по­па­хи­вать если один экс­пор­ти­ру­ет энер­гию и энер­го­ем­кие ништя­ки (ме­тал­лы, удоб­ре­ния и т.д.) по­лу­чая в обмен на не только ре­аль­ные ништя­ки, но и дол­го­вые рас­пис­ки раз­лич­но­го сорта, чье про­из­вод­ство усилий не тре­бу­ет.

Здесь Цибульский пытается раскрыть эту тему  http://ecpol.ru/component/content/article.html?id=424

Правда, он не экономист, а физик. И мне в статье не всё понятно и понравилось.

Вот отрывки.

"Очевидно, что различие в стоимости товаров существенно меняет представление об энергоэффективности экономик".

 Например, Россия, добывая в год примерно 1200 т нефтяного эквивалента (тнэ) энергетических ресурсов, 550 млн тнэ продает в виде первичных энергоисточников (нефть, природный газ, уголь) и еще расходует 210 млн тнэ на изготовление товаров сырьевой группы (металлы, удобрения, древесина и т.д.), которые тоже продает на мировом рынке. Потребление внутри страны составляет лишь 35% всего количества добываемых энергетических ресурсов.

 

 Средняя стоимость сырьевых товаров, которые экспортирует Россия, составляет около 0,31 $/Кг, а стоимость товаров конечного потребления около 3,7 $/ Кг.

 

 Однако экспорт товаров конечного потребления (по массе) составляет лишь 1,5%, и в результате средняя стоимость товаров экспортируемых Россией составляет 0,37 $/ Кг. На гистограмме (см. рис. 1) приведена средняя экспортная цена всех товаров для некоторых других стран по статистическим данным за 2007 год.

А дальше про строительство жилья мне не понравилось.

Ради внед­ре­ния этой схемы пе­ре­строй­ку и про­во­ди­ли.

Здесь я "пасс". А зачем это надо было партхозактиву???

 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> А зачем это надо было партхозактиву???

Ну а почему рейдерские атаки сопровождаются поддержкой частью менеджмента корпорации, на которую идет атака?  Кого-то подкупили, кого-то соблазнили постом в новой структуре, кого-то обманули.

Управленческие элиты позднего СССР это не сталинские волкодавы, это моральные и интеллектуальные вырожденцы, которые карьеру делали на умении языком чесать и поляны накрывать.  Это не значит, что *все* такие были, но критическая масса была достигнута.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

> А зачем это надо было парт­хо­з­ак­ти­ву???

Кого-то под­ку­пи­ли, кого-то со­блаз­ни­ли постом в новой струк­ту­ре, кого-то об­ма­ну­ли.

Управ­лен­че­ские элиты позд­не­го СССР это не ста­лин­ские вол­ко­да­вы, это мо­раль­ные и ин­тел­лек­ту­аль­ные вы­рож­ден­цы, ко­то­рые ка­рье­ру делали на умении языком чесать и поляны на­кры­вать.  Это не значит, что *все* такие были, но кри­ти­че­ская масса была до­стиг­ну­та.

 Согласен, что это самая вероятная версия "Кого-то под­ку­пи­ли, кого-то со­блаз­ни­ли постом в новой струк­ту­ре, кого-то об­ма­ну­ли".

Внуки Гайдаров и Палов Корчагиных были обижены на судьбу. Власти много, а живут хуже чем рядовые буржуи на Западе. И другие причины. Но у меня до сих пор не укладывается в голове быстрота изменений 1985-1991 года приведших к "святым девяностым". Сейчас плюнул на этот вопрос. Чё зря голову ломать, время тратить.  

 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Умные люди гораздо раньше предупредили:

ВЕЛИКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

(Редакционная статья журнала "Хунци" и газеты "Жэньминь жибао")

(18 мая 1967 года)

Величайший урок истории диктатуры международного пролетариата состоит в том, что в первом социалистическом государстве - Советском Союзе партийное и государственное руководство узурпировано ревизионистской кликой и осуществляется реставрация капитализма.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Умные люди го­раз­до раньше пре­ду­пре­ди­ли:

ВЕ­ЛИ­КИЙ ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЙ ДО­КУ­МЕНТ

(Ре­дак­ци­он­ная статья жур­на­ла "Хунци" и газеты "Жэ­нь­минь жибао")

(18 мая 1967 года)

... узур­пи­ро­ва­но ре­ви­зи­о­нист­ской кликой и осу­ществ­ля­ет­ся ре­став­ра­ция ка­пи­та­лиз­ма.

 Уже час думаю и почти в шоке. Очень неожиданно.

ПС. В политбюро СССР сидел китайский шпион?smiley

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Все гораздо проще и нет никакой "дурной компании"....

В России, Канаде, ближневосточных странах просто избыток энергоресурсов и они дешевы. Соответственно их больше используют и они занимают большую долю в ВВП.... К тому же они составляют основу экспорта этих стран.

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Все го­раз­до проще и нет ни­ка­кой "дурной ком­па­нии"....

В России, Канаде, ближ­не­во­сточ­ных стра­нах просто из­бы­ток энер­го­ре­сур­сов и они дешевы.

Логично, если «избыток энергоресурсов и они дешевы».

 

Правда, тут некоторые «нехорошие товарищи» считают, что мы с экспортом немного «недопетриваем», то есть ведём себя как Буратино с лисой Алисой и котом..

 

«Для примера, средняя экспортная цена «Газпрома» за эти годы едва дотягивает до 200 $/тыс. куб. м, а европейский потребитель платит в среднем около 900 $/тыс. куб. м. Получается, что доставить газ из-за Полярного круга в Германию в 4 раза дешевле, чем отгрузить его потом на заводы BMW в Баварии».

https://www.nalin.ru/mirovoj-gazovyj-perevorot-reshenie-stokgolma-kuda-strashnee-chem-vy-dumaete-5584

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Нет, это не так. Конечно, прибыль распределительных газовых сетей выше. чем добычников. Просто потому, что они монополисты. Но добрую половину цены газа в ЕС составляют налоги.  

 

 

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Нет, это не так.

Ко­неч­но, при­быль рас­пре­де­ли­тель­ных га­зо­вых сетей выше. чем до­быч­ни­ков. Просто потому, что они мо­но­по­ли­сты.

 Для монополистов цены и норму прибыли устанавливает государство со времён "краха" Стандарт Ойл, в виде антимонопольных комитетов США, Германии и когда мы лет через 100 построим "цивилизованный рынок", то и в России.

А вот когда прибыль больше достаётся распределителям товара а не производителям, значит это кому-то в государстве надо.

Но добрую по­ло­ви­ну цены газа в ЕС со­став­ля­ют налоги.

Наверное так. Но как я думаю налоги поступают в бюджет Германии а не США?wink

И если это так, то эти средства идут на "зелёную энергетику" в частности. Хотя я часто ошибаюсь.

ПС. Вот дальше у Вас комент с 3-я пунктами (про не страшный кризис 2008 и прогресс), мне понравилось.

 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да. есть антимонопольные комиссии. Они согласовывают цену газа. но это палка о двух концах: чем больше они зажмут цену. тем меньше налогов поступит в бюджет. Поэтому они лояльны к распредсетям. Кроме того, в составе сетевых газовых компаний тоже часто присутствует  государство на 20-30 %....

ПС. Вот дальше у Вас комент с 3-я пунктами (про не страшный кризис 2008 и прогресс), мне понравилось.

Благодарю. Я стараюсь всегда учитывать разные факторы и не ленюсь заглянуть в историю вопроса....

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Да. есть ан­ти­мо­но­поль­ные ко­мис­сии. Они со­гла­со­вы­ва­ют цену газа.

Я примерно так и думал. 

Бла­го­да­рю. Я ста­ра­юсь всегда учи­ты­вать разные фак­то­ры и не ленюсь за­гля­нуть в ис­то­рию во­про­са....

Главное даже не то чтобы просто "за­гля­нуть в ис­то­рию во­про­са....", а на основе этого ещё и "за­гля­нуть в Будушее" с ОПТИМИЗМОМ. smiley

Приятно было пообщаться.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Взаимно. Да. без оптимизма долго не проживешь.....smiley

Аватар пользователя Citizen_Mordor
Citizen_Mordor(12 лет 3 месяца)

Да, энергоёмкость ВВП, то есть Энергия/ВВП у России "плохая".

 

У Германии     2,2%/3,3% = 0,67. Круто!!!

У США               16%/16% = 1,00. Среднемировая.

 

А вот и "дурная" компания.

 

У Канады         2,0%/1,4% = 1,43.

У РФ                 5,2%/3,1% = 1,68.

 

Почему именно так, хорошо написано в книге Паршева - «Почему Россия не Америка».

Аватар пользователя GrAG
GrAG(7 лет 7 месяцев)

Почему именно так, хорошо на­пи­са­но в книге Пар­ше­ва - «Почему Россия не Аме­ри­ка».

Я читал А. Паршев. "Америка против России", сейчас начал читать «Почему Россия не Аме­ри­ка».

Судя по содержанию, книги разные, но ту что я читал мне понравилась.

 

Вот адрес А. Паршев. "Америка против России" http://nkozlov.ru/library/s218/d1603/print/?full=1

Вот содержание А. Паршев. "Америка против России"

От автора

БУДУЩЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАСТУПИТ, хотим мы этого или нет

ВВЕДЕНИЕ

Часть 1.

ПОТЕПЛЕНИЕ. ДРОЖЖИ ЛИ МЫ?

ЗЕМЛЯ, КОНЕЧНО, НЕ ВЕНЕРА, НО…

ПЛАН ПОТОПА

КИОТО

О ПРОГНОЗИРОВАНИИ

АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА

ЗАДАЧИ-ТО ЕСТЬ

А ОН, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ

 

Часть 2

КУЛЬТУРА ЕВРОБУТЫЛКИ

НЕПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО

ОТСРОЧКА ЛИШЬ, НО НЕ ПРОЩЕНЬЕ

НЕФТЬ НА КАРТЕ МИРА

СТРАННАЯ СИТУАЦИЯ

НАСКОЛЬКО ИНФОРМАЦИЯ ДОСТОВЕРНА?

 

Часть 3

НЕФТЯНАЯ НАРКОЗАВИСИМОСТЬ

А ТАК ЛИ УЖ НУЖНА ЭТА САМАЯ НЕФТЬ?

КРОВЬ ЗАПАДА, ЛИЦО ЗАПАДА

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ БЕНЗИН И СОЛЯРКУ

РЕЙКЬЯВИК, РЕЙКЬЯВИК

ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ МИРА И ОПЕК

ДИНАМИКА ЗАПАСОВ

ЗАЧЕМ ЗАПАДУ РОССИЯ

СТРАНА “МИСС ВСЕЛЕННАЯ”

ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

СТУПЕНЬКИ К ПОСТУГЛЕВОДОРОДУ

 

Часть 4.

ГЕОПОЛИТИКА В БЛИЖАЙШИЕ 50 ЛЕТ

ПЛАН “КОВЧЕГ”

ЖАЛКО СЛОНИКА

ТРУДНЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Аватар пользователя Niss
Niss(10 лет 18 часов)

ВВП растет сейчас у стран, ориентирующихся на экспорт готовой продукции

как он будет расти, если у экспортёров сырья проблемы ? не за счёт ли самопоедания ?

и вот почти половина статьи из таких натяжек - а оставил бы последний абзац, сошёл бы за аналитика

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Речь прежде всего о Китае, который серьезно замедлился по сравнению с нулевыми, но все равно еще сохранил приличную положительную динамику.

Другое дело, что неясно насколько ему легкодоступного угля хватит, и что будет потом.  

Зато ясно, что в наступающую волну суперкризиса  его темпов вряд ли хватит, чтобы сохранить положительные темпы роста для мировой экономики в целом (как было в 2008).

Аватар пользователя Niss
Niss(10 лет 18 часов)

В КомПартии не дураки, они даже в Иране уже строят АЭС, плюс у себя ударными темпами.

А вот складывать (хотя бы сравнивать) рост ВВП за счёт производства и за счёт самопожирания может только весьма одарённый аналитик.

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

примечание alexsword - решение может быть связано только с запуском масштабируемого энергоуклада более высоких плотностей, планете необходим атомный ГОЭЛРО - в противном случае, каннибализация экономики и "здравствуй, новая темная эра, здравствуй!"

ИМХО для перевода на новый энергоуклад хотя бы ЕС, США и Китая потребуется минимум лет двадцать.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Да - это поколения, не годы.

Речь, думаю, уже не идет о том, чтобы избежать темную эру, об этом нужно было думать в 70-е.   

А теперь нужно думать о том, как можно попытаться сократить ее длительность. 

Аватар пользователя ильягоряч
ильягоряч(7 лет 7 месяцев)

ИМХО у России есть шанс пройти эту эру без больших потерь населения, если "партнёры" не помешают. Ваше мнение?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (спам, манипуляции) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Да. Заначек полно.  У холодного климата есть как минусы, так и плюсы - низкая плотность населения означает большее количество ресурсов на душу населения.

С поправкой на то, что до запуска и внедрения полноценного энергоуклада речь идет именно о режиме выживания, паттерны потребления "сытой Осени" (= нулевых) придется отправить в топку, что чревато некоторой социальной дестабилизацией.  Но, думаю, все равно это покажется легким домашним упражнением по сравнению с большинством других стран.

Страницы