Миф как инструмент информационной войны в геополитической борьбе против России

Аватар пользователя a.zaikin1985

Слова идеолога информационной войны.

Действия врага в информационной войне

Концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и геополитическое противостояние «море - суша» А. Дугина

Основоположник цивилизационного подхода А. Тойнби в своем труде «Постижение истории»[1] упоминает несколько крупных общностей, которые достойны называться цивилизациями. Беря это понятие цивилизации, С. Хантингтон создал свою концепцию взаимодействия цивилизаций, в которой неизбежно их столкновение[2]. Каковы причины такого понимания жизни цивилизаций? Ответ дает геополитика. Все цивилизации она делит на две большие группы: «море» - геополитически агрессивная сила, которая живет экспансией и не знает другого пути, кроме покорения и колонизации, и «суша» - мирное сухопутное образование, которое самодостаточно и развивается, вбирая в себя присоединяющиеся к ней народы на основе общности культуры и цивилизационного кода. Развитие «суши» и увеличение ее территории происходит мирным путем на основе геополитической матрицы культуры и того культурного ядра, которое воспроизводит на периферии тот же код развития, что и в самом центре, «подтягивая» уровень жизни периферии к уровню жизни центра, вливая его в свою культуру на правах равного.

Геополитика «моря» колониальна по своей сути и иерархична по типу. Ее устройство пирамидально: на вершине стоит «избранный народ», ему подчиняются «обычные люди», в самом низу пирамиды – колонии, за счет которых существует метрополия и искусственно удерживает у себя высокий уровень жизни, сдерживая его в колониях.

Противостояние «моря» и «суши» обусловлено самим образом их существования. Известный российский политолог, признанный эксперт А. Дугин[3] пишет: «Самой общей и разделяемой всеми геополитиками методологической формулой является утверждение фундаментального исторического дуализма между Сушей, теллурократией, "номосом" Земли, Евразией, heartland'ом, "срединной землей", идеократической цивилизацией, "географической осью истории" с одной стороны, и Морем, талассократией, Sea Power, "номосом" Моря, Атлантикой, англосаксонским миром, торговой цивилизацией, "внешним или островным полумесяцем", с другой. Это можно рассматривать как главный закон геополитики. Вне постулирования этого дуализма все остальные выводы теряют смысл. При всем расхождении в частных аспектах ни один из основателей геополитической науки не ставил под сомнение факта такого противостояния. По своей значимости он сопоставим с законом всемирного тяготения в физике». «Море» не может жить без колоний, только за свой счет, так же, как хищник не может жить без охоты и добычи. И потому «сушу» оно считает своим противником постольку, поскольку она сопротивляется экспансии «моря» для цели своего выживания и развития. Война «моря» и «суши» существует с момента их возникновения и не может закончиться по обоюдному согласию сторон, так как это противоречит их природе. Если «море» перестанет воевать и грабить колонии, оно умрет, не сумев прокормить себя, если «суша» перестанет обороняться от «моря», она будет им поглощена. «Суть геополитики заключается в противопоставлении двух начал: Моря и Суши. Двух цивилизаций, двух принципов бытия. Суша и Море постоянно борются друг с другом. Положение опре­деляет цели, оно же определяет средства. Цивилизация Моря строит флот и занимается морской торговлей, цивилизация Суши расширяется сухопутным путем. Задача Суши — не дать Морю заблокировать ее, взять под контроль прибрежные зоны и самой выйти к Мировому океану. Задача Моря — закрыть Суше доступ к морским просторам, подчинить своему влиянию прибрежные зоны и, раскалывая на части, постепенно поглотить Сушу» - пишет Н. Стариков[4].

 

Исторические виды войн и геополитика. Информационная война как современный вид войны

Цивилизации «моря» и «суши» ведут войны всю свою историю: если «суша» слабеет, то «море» наступает, и наоборот. В истории их противоборства виды войн со временем менялись, в зависимости от социально-исторической ситуации. На заре истории это была племенная война, в которой противник был назначен идеологически. Она велась до полного истребления. В этой войне цивилизация «моря» объявляет себя единственной именно цивилизацией, называя своего противника «варварами», то есть выдворяя его из цивилизационного поля и не давая ему идеологического права на жизнь и существование. Эта цивилизация «моря» назвала себя Европой и центром мира, единственной общностью, являющейся светочем культуры, окруженной мраком «дикости» и «варварства». Всю свою сознательную историю Европа, или Запад, воевала против варваров, не считая их людьми или достойными себя, отказывая им в праве на жизнь и на собственное видение мира, на независимое развитие. Европа покоряла моря, открывала новые страны и континенты, и везде в них уничтожала коренное население, захватывала территории, насаждала свои законы жизни, принуждала к подчинению силой. «Поход на Восток» стал для нее священной обязанностью, идеологически оправданным способом колонизации территорий как «священной войны» против варваров. С появлением на Востоке сильных цивилизаций, которые идеологически находились с ними в противостоянии, и их мощных армий, тактика «крестовых походов» сменяется с открытого военного противостояния на идеологическое, культурное, и, в наше время – информационное. Вот какую характеристику информационной войне дают В. Лисичкин и Л. Шепелин: «Главная же суть Третьей мировой войны — новое оружие — информационно-психологическое, т. е. определенные способы воздействия на души людей и общественное сознание. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, а целых народов. Их применение вызывает в конечном счете нарушение социально-экономических процессов и связей и приводит к гибели того или иного государства. При этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению»[5].

В чем особенность информационной войны? Она ведется другим способом, нежели традиционная война. Отсутствует в традиционном понимании линия фронта, на территорию физически не вторгается армия противника, но население страны, против которой ведется информационная война, неизменно сокращается. Ее культурный уровень падает, уменьшается ее территория, степень влияния в международных делах. Происходит социальный крах. В идеологии и культуре самостоятельность сменяется на культурные нормы победителя. Их ценности становятся доминирующими, их образ жизни – мечтой. Основным орудием такой войны являются создаваемые идеологической армией противника мифы, запускаемые в массовое сознание. Мифы о хорошей жизни «там», в метрополии, и «отстое» здесь. Мифы об идеологическом превосходстве победителей и об их святой миссии донести свободу всем народам. Мифы «холодной войны».

    

Миф как инструмент информационной войны. Виды мифов:  политические, исторические, экономические. Сила мифа и последствия его воздействия на массовое сознание

Миф как инструмент информационной войны исторически зарекомендовал себя как успешное средство «промывки мозгов» и манипуляции сознанием[6]. Причем миф несет в себе двоякую функцию: с одной стороны, он может применяться для идеологического обоснования агрессии как «информационный повод» войны («Карфаген должен быть разрушен!»), в таком случае он производится для внутреннего пользования и культивируется в своем обществе. Производится создание «образа врага» и легитимация очередного «священного похода» против варваров во имя свободы и справедливости. С другой стороны, миф используется как военная компонента информационной войны на территории противника, запуская процессы сдачи суверенитета, идеологического поражения и капитуляции, трансляции в умы признания собственной неправоты в войне, в отсутствии необходимости войны как таковой.

Мифы «для внешнего пользования» можно разделить на исторические, политические, экономические. Исторические мифы призваны очернить образ страны, заставить обывателя поверить в то, что «все пропало» и «пора валить». Вызываются к жизни и конструируются как имеющие место быть, но гипертрофированные иностранной пропагандой недостатки, так и не имеющие реальной основы за собой лживые идеи. Для трансляции мифов используются институты образования, науки, издаются исторические учебники, пишутся псевдонаучные статьи. Широко используется ресурс телевидения и кинематографа.

Политические мифы создаются для управления информационным пространством захваченной колонии, для идеологического обоснования и информационного прикрытия отсутствия суверенитета, для подавления зачатков освободительного движения. Очень важную роль занимает миф «о сильном лидере», который якобы всесилен и обладает всей полнотой власти, неограниченными полномочиями. В таком случае все происходящие негативные ситуации в политической жизни страны автоматически ставятся в вину этому лидеру, который ничего не делает и тем самым попустительствует этим событиям. Сюда же примыкает и миф о выборах во власть и избранниках народа, которые обязаны выполнять  его наказы и проводить соответствующую политику. В более широком плане существует миф о всевластии власть имущих и их неподсудности.

Экономические мифы используются для псевдообоснования низкого уровня жизни как научно обоснованного, вытекающего из якобы разгильдяйства и неспособности наладить хозяйство и быт. С ними связаны и исторические, и политические мифы на эту тематику. Весьма характерен миф об олигархах, которые якобы сами сумели заработать свои состояния, вообще миф о крупном бизнесе, который находится в стране, что он принадлежит стране. Низкие экономические показатели, ВВП и ВНП, а также низкие места в рейтингах «независимых» агентств по уровню экономического, политического и жизненного развития тоже из этой серии. Данный вид мифов транслируется комплексно, и через ТВ, и через другие средства связи. Фактически, на его пропаганду работают все СМИ, особенно электронные, как наиболее удобные для целей информационной войны[7].

Сила мифа и последствия его воздействия на массовое сознание выражаются в общем отуплении сознания, в угнетении способности к критическому мышлению и непредвзятому восприятию и анализу информации, в тех выводах, которые делает человек, попавший под информационное воздействие мифа. Неспособность критически мыслить порождает тип манипулятивного сознания, которое наиболее предрасположено к восприятию навязываемой информации, особенно той, которая полностью или частично является ложной[8].      

 

Ситуация на Украине и политическая мифология

СМИ как инструмент распространения мифов. Опасность СМИ как агентов влияния

Ситуация на Украине и последние события вокруг нее являют собой наглядный пример применения политической мифологии в действии, а также других видов мифов в информационной войне. Достаточно указать хотя бы на такой исторический миф, что Украина – самостоятельная страна, единая и независимая, которая ведет свою историю с 1991 года. О стране Украине, которой всего 23 года, написано и сказано много. А о том, что Украина, она же Малороссия, часть Большой Руси, наравне с Великороссией и Белороссией, сейчас вряд ли кто упоминает. Ситуация на Украине, где государственный антиконституционный переворот называют законным свержением нелегитимной власти, есть яркое проявление мифов, навязываемых нашими противниками в информационной войне. Основным инструментом распространения этих мифов являются СМИ, которые либо прямо утверждают информацию, не являющуюся подлинной, либо увиливают, информационно лавируют, говоря полуправду. В таком случае слаженная работа СМИ России и Украины в этом плане позволяет говорить, что информационная война ведется против  обеих стран одновременно. И СМИ, как показывают эти факты, выступают агентами влияния, подходя под определение «национал-предателей» и «пятой колоннны», о которых говорил президент В.В. Путин в своем внеочередном послании[9]. Характерен также образ России в западных СМИ, которые так же синхронно называли и продолжают называть мирное и легитимное присоединение Крыма к России аннексией, а Россию агрессором. И это те же самые СМИ, которые признают нелегитимное правительство Украины, заявляя, что оно законное и имеет право на осуществление своей деятельности.

В чем же опасность СМИ как агентов влияния информационной войны? В их практически всеобщем покрытии территории страны, ее информационного поля. В навязываемых ими мифах, которые воспринимаются населением, как реальность, и в тех действиях, которые люди предпринимают в связи с этим, либо в бездействии. Потому что если назвать войну войной, а врага – врагом, то запускается механизм защиты, механизм освобождения от врага. Всего этого не происходит в силу информационного диктата СМИ.

 

Суверенитет России как стратегическая цель победы в геополитической борьбе

Против России ведется информационная война, но об этом не расскажут в СМИ. Россия утратила свой суверенитет, но об этом запрещено говорить открыто в эфире. Вот как об этом пишет Н. Стариков: «Сегодняшней России нет в списке стран, обладающих Полным Государственным Суверенитетом. … Сегодняшние внутренние проблемы России (впрочем, как и вчерашние) являются прямым следствием потери нашей страной Полного Государственного Суверенитета.  Прежде чем выяснить, когда же мы его потеряли, нужно разобраться с терминами. Итак, что же такое Полный Государственный Суверенитет? Он состоит из пяти суверенитетов: 1. Признание международным сообществом территории страны; наличие флага, герба и гимна. 2. Дипломатический суверенитет — возможность проводить независимую международную политику. 3. Военный суверенитет — возможность отразить агрессора и обеспечить безопасность себе и своим союзникам. 4. Экономический суверенитет — развитие экономики и производства, достаточное для обеспечения своими силами дальнейшего развития страны. 5. Культурный суверенитет»[10]. Наша экономика несамостоятельна,  наша политика зависит от деятельности более сильных политических игроков. От нашей территории были отторгнуты 15 частей и названы другими государствами. Наша армия пока еще не способна к полномасштабной обороне страны. Нормы других государств важнее наших законов, и нам запрещено иметь свою идеологию. Мы не может самостоятельно и в произвольном объеме выпускать национальную валюту. Мы держим большую часть наших резервов в иностранных ценных бумагах и не можем пустить эти деньги на развитие своей экономики. Налицо серьезное поражение в информационной (холодной) войне[11].

Наши геополитические соперники, цивилизация «моря», запретили нам развитие. Если нет развития, наступает деградация. Благодаря восстановлению суверенитета наш уровень жизни может подняться в несколько десятков раз, но развитие страны искусственно сдерживается как внешне, через влияние навязываемых международных норм, так и внутренне, через работу механизма «пятой колонны», которые открыто саботируют решения президента.

Сама политическая система России после 1991 года искусственно создана по заданным правилам, полномочия верховной власти урезаны, реальная сила и возможность смены системы конституционно запрещены. Да и сама Конституция написана так, что запрещает стране иметь полный суверенитет и осуществлять самостоятельную политику, направленную на благополучие нашей страны и ее независимость от других стран с чуждыми нам интересами.

Поэтому восстановление суверенитета, возможности самостоятельного развития, принятия самостоятельных решений в политике – стратегическая цель победы в информационной войне.

Путь этот непрост. Один из действенных методов – прорыв информационной блокады СМИ, то есть нужно просто говорить правду о настоящем положении России[12]. Особенность культуры и менталитета, национального сознания русского народа - в любви к Правде, в стремлении к Справедливости, в достижении Счастья. А значит, узнав правду, русский человек никогда не захочет жить в несправедливости, горе и страданиях.

 

[1] Тойнби А. Постижение истории. – М., 2006.

[2] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

[3] Дугин А. Основы геополитики. – М.: Арктогея, 2000. - Глава 10, п.1., с. 25-26.

[4] Стариков Н. Геополитика. Как это делается. – С-Пб.: Питер, 2014, с. 12.

[5] Лисичкин В., Шепелин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. – М., 1999, с. 6.

[6] Мединский В. Мифы о России. Цикл книг. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013.

[7] Федоров Е.А. Национально-освободительное движение России. Русский код развития (+DVD). – М.: Весь, 2014.

[8] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2009.

[9] Обращение Владимира Путина по итогам референдума в Крыму // http://www.youtube.com/watch?v=mhrPXMQUNBA

[10] Стариков Н. Национализация рубля – путь к свободе России. – С-Пб.: Питер, 2014, с. 5.

[11] Федоров Е.А. Национально-освободительное движение России. Русский код развития (+DVD). – М.: Весь, 2014.

[12] Национально-освободительное движение. http://rusnod.ru/

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Оригинал статьи был опубликован автором в сборнике "Компаративное измерение философской инноватики". - Ростов-на-Дону, 2014.
По материалам "круглого стола", проведенного в мае 2014 г. в ЮРИУ РАНХиГС (бывш. Академия госслужбы при Президенте РФ).
Материал актуален до сих пор. Приглашаю к конструктивной и вежливой дискуссии. Для неадекватных будет модерация вплоть до бана.

Комментарий редакции раздела Национальная идея

Немного не по теме рубрики, но тем не менее публикую.

Теория. Миф как оружие оккупации. Геополитика.

Комментарий редакции раздела Стратегия уничтожения России

Информационная война как оружие уничтожения России.

Комментарии

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

Я бы разделил цивилизации так: русская, западная и восточная. Соответственно цивилизации меры, материи и информации. Можно добавить ещё африканскую, но она какая-то невнятная пока что.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя Rodriguez
Rodriguez(7 лет 2 месяца)

Я считаю, что у вас Синдром Русского Мира. Выделять Россию в отдельную цивилизацию это уже слишком. Можете еще выделить русского человека как следующую стадию развития хомо сапиенс, например.

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематическое паникерство, набросы) ***
Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(7 лет 5 месяцев)

А вы что же, отрицаете наличие Русской цивилизации? Странно.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя Ансельм
Ансельм(8 лет 11 месяцев)

Человек просто не понимает о чём речь. Как объяснить, что цивилизация это не айфон, а мировоззрение.

Аватар пользователя VYUN
VYUN(8 лет 9 месяцев)

мировоззрение

Мироздание, всё ж. 

Аватар пользователя Ансельм
Ансельм(8 лет 11 месяцев)

Нет, именно мировоззрение. Цивилизация в нас. И мы носители русской цивилизации, русского восприятия мира.

Аватар пользователя VYUN
VYUN(8 лет 9 месяцев)

Основной вопрос философии нарисовался.

Что первично -- Дух или Материя.

Для меня Материя, для вас Дух. Здесь разногласие.

А в остальном согласен.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

1. Не бывает "двух вечно борющихся сторон". Либо это нанайские мальчики, как республиканцы и демократы, интел и амд, либо их больше двух, так что ни одна не контролирует более 50% ресурсов. Манипуляция.

2. Экспансионизм и морские народы - это перпендикулярные понятия. Морские греки уже много веков сидят и никого не трогают. Некоторые степные народы в некоторые периоды породили несколько крупных государств. И не только степные, и не только государств. Примитивизация - манипуляция.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

1. вопрос по поводу этих терминологических понятий, как и концепции борьбы в целом, уже устоявшийся в геополитике, еще с 19 века. Махэн первый поднял эту тему, потом были работы в том числе и отечественные. в них эта дихотомия считается само собой разумеющейся. 
цели этих сторон противоположны, поэтому сравнение "Интел и АМД" тут некорректно, обе американские корпорации, обе стремятся захватить глобальный рынок, и в принципе, готовы объединиться против общего врага. между Сушей и  Морем такого в принципе быть не может как с категориями, я не веду сейчас речь об отдельных государствах.
обратимся к истории. среди тех империй, которые образовывались в Западной Европе последнюю тысячу лет, большинство из них - морские державы. США - наследники их исторического опыта, их целей, особенно Великобритании.
среди сухопутных держав тех, кто занимался колониальной экспансией в последнюю тысячу лет, не так много. тем не менее методология, принципы и цели их кардинально отличаются (если интересно, расскажу подробнее отдельно). 
что же касается Руси, то у нее все это время был свой путь - защитное государство, которое ни к кому не лезет. но и само никому к  себе лезть не позволяет. в этом плане мы являемся представителем  Суши.

2.  "Экспансионизм и морские народы - это перпендикулярные понятия" - скажите это викингам, Великобритании. США и т.д. 

что касается морских греков, теперь успокоившихся, не будем забывать про фундаментальную работу Н.В. Гумилева "Этногенез и биосфера  Земли". где он дает понятие пассионарности. греки свое отжили, их  пассионарность снизилась. а вот раньше они огого.  
рекомендую работу ростовского философа, Михаила Константиновича Петрова. "Пираты Эгейского моря" (дословно не помню название). там много фактов, которые сейчас, да и тогда, были мало изучены.

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

обратимся к истории. среди тех империй, которые образовывались в Западной Европе последнюю тысячу лет, большинство из них - морские державы. США - наследники их исторического опыта, их целей, особенно Великобритании.

Священная Римская империя, Австрийская империя, Германская империя, Французская империя, Португальская империя, Британская империя, Испанская империя -- 4 сухопутных, 2 морских, Испания -- под вопросом.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

Римская Империя - по всему побережью Средиземного моря. зря, что ли, воевали с Карфагеном. а он аж в Африке. сдался бы он им? но он тоже имел выход в это море, которое римляне считали своим и хотели его полностью контролировать.
Австрийская и Германская - именно что сухопутные, искусственным путем  натравленные на нас. вспомните, что говорил Бисмарк: с Россией лучше дружить, чем воевать. ибо любое поражение, закрепленное в договорах, Россия, усиливших, разорвет, и эти договора не будут стоить даже той бумаги, на которой написаны. 
Франция, Португалия, Британия, Испания - типично морские державы, которые захватили и превратили в свои колонии кучу стран далеко от своих домашних границ. более того, они еще и  между собой боролись за мировое господство. 
историю почитайте, Ост-Индской кампании, или войну за испанское наследство. всю Юго-Восточную Азию из рук в руки друг у друга выхватывали. 

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

Римская Империя - по всему побережью Средиземного моря. зря, что ли, воевали с Карфагеном. а он аж в Африке. сдался бы он им?

 В условиях "в Западной Европе последнюю тысячу лет". В моём списке Священная Римская империя. У неё все войны и крестовые походы были сухопутные.

Французская империя с чего это морская? Все завоевания сухопутные:

 

Если брать критерием морской державы "которые захватили и превратили в свои колонии кучу стран далеко от своих домашних границ", то СССР -- типичная морская держава.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

да, по поводу Священной Римской империи (надо было полностью тогда - германской нации) не о той империи подумал ))
типично сухопутная цивилизация. 

в Западной Европе за последнюю тысячу лет Франция успела оттяпать кучу заморских колоний в Африке, так же, как Италия, Бельгия.
 

поясните, что вы считаете фактами захвата для этого вашего высказывания: ''Если брать критерием морской державы "которые захватили и превратили в свои колонии кучу стран далеко от своих домашних границ", то СССР -- типичная морская держава.''
кого СССР захватил и колонизировал? и что вы понимаете под колонией тогда?

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

кого СССР захватил и колонизировал? и что вы понимаете под колонией тогда?

Колония — зависимое государство, политика которого определяется метрополией.

Колониями  СССР в этом смысле являлись: Куба, Вьетнам, Конго, Эфиопия, Лаос. Бенин, Мозамбик, Ангола, Кампучия, ...

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

как-то вы по верхам и обтекаемо. а чего тогда страны СЭВ не упомянули? они не являлись Советским Союзом, но входили в сферу его влияния. даже валютно, через переводной рубль.

вот из официальных источников определения колонии.
1. Колония — это страна, лишённая независимости, которую контролирует другая, более могущественная держава.

Французские североафриканские колонии. | Бывшие британские колонии. | Превратить страну в колонию.
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1854/колония)

Колония (от лат. colonia - поселение) - 1) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима 
(http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/k/2632.php)
 

Значения слова колония. Что такое колония?

Колония

Коло́ния — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

ru.wikipedia.org

КОЛОНИЯ КОЛОНИЯ страна или территория, не имеющая политической самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства — метрополии. Более мягкая форма зависимости от метрополии — протекторат…

Географическая энциклопедия

Колония (лат. - поселение) - страна или территория, насильно лишенная иностранным государством политической и экономической самостоятельности. Колония является аграрно-сырьевым придатком метрополии с уродливым однобоким развитием экономики.

Отечественная история в терминах и понятиях

Коло́ния территория, находящаяся под управлением иностранного государства. В широком смысле к колониям относятся протектораты, подопечные территории и мандатные территории.

Географическая энциклопедия
(http://wordhelp.ru/word/колония)
 
Коло́ния (лат. colōnia «поселение»[1]) — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением. Образование колоний — основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий).
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Колония)

а теперь, используя эти научные общепризнанные определения, попробуйте переосмыслить ваш комментарий.
Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

чего тогда страны СЭВ не упомянули

Потому что они не попадали под формулировку "кучу стран далеко от своих домашних границ". Сухопутной империей СССР была определённо.

лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима ... граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением

Так ровно это к сателлитам СССР и применимо. Разве что названия такого не было. Так у нас и на Донбассе не гражданская война, а "антитеррористическая операция". И с Грузией была не война, а "принуждение к миру".

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

"Кроме того, существует точка зрения о колониальном характере внешней политики СССР" - это из вашей статьи. источник - журнал американской политической и военной пропаганды Foreign Affairs, публикация от 1953 г. 
вы меня насмешили. а что-нибудь посвежее и неангажированное политически есть? а то тут звучат обвинения от страны, которая со времен своего основания из захватнических войн не вылезала. 
 

может, расскажите мне факты, что хорошего сделали США для своих колоний?
я вот скажу, что сделал СССР для братских стран, которые вы назвали колониями. однако СССР не выкачивал из них ресурсы, не обрекал на нищету, не подавлял национально-освободительные восстания, потому что их не было. 
торговал, помогал в строительстве объектов различного назначения, давал деньги в долг (большинство их списаны). 
и это вы называете колониями! постыдитесь. 

взяли из тог списка, который я привел, самое мягкое и обтекаемое утверждение. а как вам это? 

"Колония (лат. - поселение) - страна или территория, насильно лишенная иностранным государством политической и экономической самостоятельности. Колония является аграрно-сырьевым придатком метрополии с уродливым однобоким развитием экономики.

Отечественная история в терминах и понятиях" 
есть что сказать по этой формулировке? фактов колониального грабежа со стороны США вагон и маленькая тележка. нет же, вы пеняете на выдуманную соринку в глазу ближнего, не замечая свое бревно.

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

может, расскажите мне факты, что хорошего сделали США для своих колоний?

Промышленность, образование, уровень жизни — то, что Дугин назвал «экзогенной модернизацией». Или какие именно страны считаешь колониями США?

однако СССР не выкачивал из них ресурсы, не обрекал на нищету,

Уровень жизни в ФРГ был выше чем в ГДР

не подавлял национально-освободительные восстания, потому что их не было. 

Чехословаки и венгры, думаю, не согласятся.  

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

"Или какие именно страны считаешь колониями США?" - да, в общем-то, на сегодняшнее время, почти все страны, кроме Ирана, Кубы и Северной Кореи. Исключение - вассалы, верные слуги США - Британия со своим Содружеством (Канада, Австралия и т.д.), Евросоюз, Япония. Китай платит дань, но не является ни колонией, ни вассалом. 
лучше всего вы увидите картину, если посмотрите страны, у которых  ЗВР в долларах и треджерис на балансе. 
кстати, Россия тоже входит в эту группу. 

"Уровень жизни в ФРГ был выше чем в ГДР" - вот стыдно не знать. на АШ была как раз публикация, вроде бы, об этом секретном плане "витрины для СССР", искусственное повышение уровня жизни в некоторых странах как показуха для советских граждан, идеологический прием. и причем тут ГДР? СССР с нее ресурсы не выкачивал, как и из других стран, в нищету не вводил. наоборот,  на окраинах население имело уровень жизни выше, чем глубинка. изучайте статистику СССР. 
а уровень жизни во Вьетнаме, Гаити, Доминикане, Аргентине, странах Латинской Америки и т.д.? см. последний абзац.

"Чехословаки и венгры, думаю, не согласятся" - это вы про попытку США в виде госпереворота в этих странах,  по примеру  такого же, который они провернули  во Франции с Де Голлем? наброс засчитан. 

факты военного вторжения США задокументированы лучше некуда. всюду, куда они вторгались, они устанавливали свое господство, превращали страны в колонии, заставляли продавать ресурсы  за бесценок, снижали жизненный уровень их жителей. почитайте Джона Перкинса, "Исповедь экономического убийцы". и посмотрите  этот ролик: https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=HRTs_t7-iME

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

об этом секретном плане "витрины для СССР", искусственное повышение уровня жизни в некоторых странах как показуха для советских граждан, идеологический прием. и причем тут ГДР?

ФРГ -- колония США, ГДР -- колония СССР. 

снижали жизненный уровень их жителей

То есть хочешь сказать, что сейчас Япония живёт хуже, чем в 1946,  Южная Корея хуже, чем в 1953, а остальные страны бывшего советского блока хуже, чем в 1991?

а уровень жизни во Вьетнаме, Гаити, Доминикане, Аргентине, странах Латинской Америки и т.д.? см. последний абзац.

Так это как раз страны, которые отказываются стать колониями США. По крайней мере Вьетнам и Венесуэла точно.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

"ФРГ -- колония США, ГДР -- колония СССР. "- да вы упорный, продолжаете гнуть свою линию несмотря ни на что.

"То есть хочешь сказать, что сейчас Япония живёт хуже, чем в 1946,  Южная Корея хуже, чем в 1953, а остальные страны бывшего советского блока хуже, чем в 1991?" 
Япония и Южная Корея - вассалы США. их уровень жизни искусственно поддерживается высоким. однако вот совсем недавно Южную Корею начали валить по полной, изучите  материалы, на АШ есть. 
колония как сырьевой и экономический придаток метрополии - именно такое я рассматриваю определение, я вам его выделил жирным шрифтом и попросил с этих позиций посмотреть. вы упорно свою пластинку крутите заезженную с 1953 г. из журнала американской политической пропаганды.
кто спонсирует бюджет США? кто политически несамостоятелен, вынужден продавать свои ресурсы Америке и ее союзникам за гроши? изучите список стран по этому признаку. почти все, как я и говорил выше,  либо колонии, либо вассалы США. 

ваша упорность в доказывании протухших теорий намекает на вашу ангажированность. не проплаченный ли вы агент?

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

 

Убедил.

ваша упорность в доказывании протухших теорий намекает на вашу ангажированность. не проплаченный ли вы агент?

Да нет. Просто если человек высказывает некую точку зрения, то надо убедиться что она имеет под собой прочный фундамент, а не является просто мнением. Получить информацию о фундаменте проще всего высказав противоположную точку зрения.

Аватар пользователя Сергей Вятский

Сам Хантингтон открытым текстом назвал в качестве отдельной цивилизации православную цивилизацию. Понятно, что речь идет о России. Прочие как бы тоже православные ни на что не влияют.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(9 лет 2 месяца)

Фараон-Запад, Вавилон-Восток, Хетты-Север и Иудеи-Юг. :)

Аватар пользователя fashurian
fashurian(7 лет 10 месяцев)

А где Ассирия и Шумеры? ) Где логовище львов Ниневия? Они все были задолго

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(9 лет 2 месяца)

Это Вавилон.

Аватар пользователя fashurian
fashurian(7 лет 10 месяцев)

Вавилон это то что постаралось стереть и растоптать. Но никак не являющееся первой.  Понятно почему и понятно почему не скажу кто платил за то что так топтали Пальмиру)) История да не первые пришлые

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Это какая такая восточная? Почти все, что сегодня есть на "востоке" - это плоды Христианской цивилизации.

Аватар пользователя monk
monk(12 лет 2 месяца)

Почти все, что сегодня есть на "востоке" - это плоды Христианской цивилизации.

Иероглифическое письмо, идея "одна письменность -- разное произношение", пять стихий, даосизм, ... ? 

Аватар пользователя Alex_Krivoff
Alex_Krivoff(8 лет 10 месяцев)

Да чё уж там. Гораздо проще поделить всех на сапиенсов, неандертальцев и денисовцев))))

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

Цивилизация моря и цивилизация суши  это очень обобщенно. Вы описываете процессы не имея базового инструментария определений цивилизаций и движущих сил, не имеющих отношения к бюрократической государственной. Но это сейчас общая недоработка, для создания таких определений надо выходить из чисто научного поля определений и переходить в дополнительные теологические. Бжезинский ведь свои намерения и проекции строил не на чисто научном подходе, его мыслительные процессы теологические. Потому все эти банальные "море-суши и противостояния цивилизаций" опять упираются в проклятые вопросы теологических определения цивилизаций, народа и нации. И потом без базовых определений все банально переходит в описательную часть - "они победили потому что у них были морозы и мы победим потому что придумали лучшие ракеты".

Информационная борьба это одним из видов, но именно здесь отсутствие инструментария базовых определений приводит к противостоянию типа - "мы живем богато, вы бедные , мы лучше" и "а мы нищим африки операции делаем и возим им гуманитарку". Потому мы гуманные от слова гуманитарка. И опять пошло описание что мы гуманитарку возим в африку 30 лет, а вы только 2 года.

Введение определений на теологической основе дает понимание например того почему они возят, зачем они возят и за чей счет они возят. И почему они есть двуногие и четвероногие, а есть люди.

Вот например определение государства Иудея (почему именно Иудея, а не Израиль - ложь заложена в названии строителями этого государства неосознанно) в теологических определениях в новейшей истории дает понимание почему оно появилось, почему появилось именно в это время, дает понимание почему оно национальное, почему люди в этом государстве нация , а не народ, почему некоторая часть народа не против что уничтожить эту нацию и это государство - благо, и каковы шансы этого государства и этой нации на выживание.

Что смешно мифом выбрали теологию и потеряли вследствие этого движущие силы намерений и оставили технологические различия. И пошло описание - Бжезинский был гадкий русофоб а мы антисемиты типа, нас не любил и требовал нашего уничтожения. У Бжезинского есть теологическая технология зашитая в базовых определениях миропонимания, его гадость здесь не при чем.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

"Вы описываете процессы не имея базового инструментария определений цивилизаций и движущих сил, не имеющих отношения к бюрократической государственной." 

я описываю согласно распространенной модели понимания цивилизаций, предложенной  Арнольдом Тойнби, и дополненной Хантингтоном, Дугиным, Панариным и др. изучите  краткие тезисы  их теорий, тогда вам станет понятно, о  чем идет речь.

"Бжезинский ведь свои намерения и проекции строил не на чисто научном подходе, его мыслительные процессы теологические" - не замечал за ним веры. хотя, если  вы имеете в виду мессианскую  идею, "охватившую"  Америку, что  они "светоч мира"  и должны нести этот  свет всем "заблудшим", то тогда согласен, их всех на этом перекосило настолько, что это стало государственной идеологией. 

"Потому все эти банальные "море-суши и противостояния цивилизаций" опять упираются в проклятые вопросы теологических определения цивилизаций, народа и нации"  - в указанных теориях обоснование дано, его как минимум достаточно для описания и прогнозирования ситуации. если же вы касательно теологии, то сюда можно много что приплюсовать: и Тору, и "Протоколы сионских мудрецов". я этого делать не хочу. модель работает и без них. а вот введение таких неоднозначных разжигающих материалов только вызовет конфликт и добавит мути.

о том, что писали ниже, комментировать не буду. имеете право на свое мнение.

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

если же вы касательно теологии, то сюда можно много что приплюсовать: и Тору, и "Протоколы сионских мудрецов".

Вопрос в том что вы рассматриваете это как элемент культуры и провокации, а не цивилизационный образующий элемент. То есть идете по верхушкам культур-вышиванок, не затрагивая базы - Библии, Талмуда, Корана, производных религий востока.

мессианскую  идею, "охватившую"  Америку, что  они "светоч мира"  и должны нести этот  свет всем "заблудшим", то тогда согласен, их всех на этом перекосило настолько, что это стало государственной идеологией. 

Эта мессианская идея называется католикопротестантской христианской ересью, вы опять поверхностно рассматриваете эту ересь как часть культуры в вашем понимании, а не цивилизационную образующую идею запада. Потому называете ее мессианской. Надо называть животных животными, даже если их идея это жадность. И не везде эта их идея явилась победоносной.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

я рассматриваю ваш тезис о религии как основообразующем фундаменте цивилизации как авторское мнение. если у вас есть ссылки на  какие-то научные работы по этой теме, буду рад посмотреть.

Аватар пользователя sadnikoff
sadnikoff(10 лет 2 месяца)

Первый шаг вы сделали.. не уперлись рогом...

Ваш собеседник абсолютно прав... даже если вы с ним не согласны и обожествляете науку... т.е. веруете в непогрешимость и просите ссылок на непогрешимое. Но наука это постянное отрицание считавшегося ранее правильным и непогрешимым.

Религия (мировозрение,духовное) и является основообразующим фундаментом  об этом как раз Дугин и пишет излагая свои МЫСЛИ. Катасонов рассматривает все экономические процессы исходя из того , что основополагающим являются духовные установки человека и с этой ТОЧКИ ЗРЕНИЯ экономические процессы имеют более логичное и правильное объяснение.

 

 

 

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(9 лет 5 месяцев)

По сути не буду спорить, но вот

Благодаря восстановлению суверенитета наш уровень жизни может подняться в несколько десятков раз

Почему не в сотни тысяч или в два, например? 

Аватар пользователя Ансельм
Ансельм(8 лет 11 месяцев)

Не надо в сотни тысяч, а то я не справлюсь со своей жадностью и побегу требовать суверенитета.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

поздний Советский Союз имел долю от общемирового производства благ в  14%, сейчас 1%. имея в своем распоряжении треть земных богатств на территории 1/6 части суши, мы могли рассчитывать на долю в 33%. отсюда и вывод, что возвращение даже к этим 14% от мировой доли экономики дает увеличение  уровня жизни как минимум в эти 14 раз.

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(9 лет 5 месяцев)

Не касаясь цифр, земные богатства ещё каким-то образом надо преобразовать в увеличение этого уровня жизни, причём для всех, а не для избранных. А не подсчитывать долю, которая тебе вдруг упасть должна.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

согласен. однако возьмите другой случай - этих богатств у вас нет. и тогда ваш путь к благополучию получится длиннее, извилистее и... в общем, не совем честным он будет. за примерами - к истории становления западных цивилизаций. викинги ведь не от хорошей жизни занимались набегами. так же и другие западные страны последовали их примеру. "кушать нечего - а кушать хочется". ну и дальше жадность, алчность их понесла в мировое господство.

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

что и в самом центре, «подтягивая» уровень жизни периферии к уровню жизни центра, вливая его в свою культуру на правах равного.

Вот опять отсутствие базового понимания культура. Культура это просто способ поведения и потребления. https://aftershock.news/?q=node/543544

И культура например испанского рабовладельца-колонизатора и новозеланского людоеда. Их культура различается только в том что один потребляет более изысканные театральные блюда , а другой кушает людей и потребляет грубый танцевальный театр. Но в теологической разнице это просто двуногое католикопротестантское и четвероногое языческое животное, и двуногое понимает что надо скрывать свои животные инстинкты (именно скрывать, стыдится у двуногого нет причин по различным практическим задачам и миропониманию, выраженном в усложненном потреблении и поведении.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

"Вот опять отсутствие базового понимания культура. Культура это просто способ поведения и потребления" 

не могу согласиться. вы оцениваете понятие культуры слишком поверхностно. могу говорить  об этом часами,  сутками, но не буду. напомню лишь, что одних только определений понятия культура более 500 (!).

о том, что писали вы ниже, комментировать нет смысла, мы говорим  о разных пониманиях культуры. 

как говорится, для начала надо разобраться в понятиях, что одно и то же понимается одинаково. я выше уже сказал, вы неглубоко копаете. начните изучать культуру, и вы в этом море информации утонете. 

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

Дайте ваше определение культуры, я покритикую. Для начала надо давать свое, и сравнивать. smiley Определение культура должно быть одно, иначе никакой науки - иначе культура это театр и культура это рецепт говяжьих языков. Так можно и 1000 определений ( версий) придумать, как кому удобно.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

можно, конечно, и 1000. пока что в науке более 500 определений культуры. дать свое не могу - могу только из учебника культурологии. откройте и почитайте, там их тоже выделяют несколько наиболее универсальных.

Аватар пользователя Ансельм
Ансельм(8 лет 11 месяцев)

Возможно я параноик, но ваш вывод какой-то странный и похож на манипуляцию:

>> Особенность культуры и менталитета, национального сознания русского народа - в любви к Правде, в стремлении к Справедливости, в достижении Счастья.

В достижении Счастья?! Вы еще забыли сказать, что мы против всего плохого за все хорошее.

>> А значит, узнав правду, русский человек никогда не захочет жить в несправедливости, горе и страданиях.

Предлагаете идти на Кремль, чтобы прекратить горе и несправедливость?

Ещё раз прошу прощение за паранойю.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

основа менталитета русского человека именно в этих понятиях, которые я высказал. это не мои придумки. люди изучали, делали выводы. я лишь озвучиваю. сам потратил на это немало времени и сил, профессионально занимался этой проблематикой. 
базовая ценность западного общества - прибыль, нашего - счастье. что тут такого? у разных народов разные менталитеты и разные базовые ценности. так исторически сложилось. 
стремление к справедливости у нас чуть ли ни в подкорке зашито, как и свобода. русские не терпят рабства, насилия, эксплуатации.

"Предлагаете идти на Кремль, чтобы прекратить горе и несправедливость?"

предлагаю говорить как можно больше правды, чтобы у людей была альтернатива текущему идеологическому диктату СМИ от лица США. если вы против этого, обоснуйте. лучше знать правду, потому что, когда ты владеешь достоверной информацией, можешь принимать объективные и трезвые решения, в то время как, находясь под диктатом лжи со стороны СМИ, не можешь делать верные выводы.  

Аватар пользователя Ансельм
Ансельм(8 лет 11 месяцев)

Геополитику знать надо, особенно политическим руководителям. Из-за геополитической безграмотности КПСС возможно и потеряло связь с реальностью. Тут я с вами согласен, знания только на пользу.

Что касается счастья, то что вы понимаете под счастьем? Вы думаете, в других странах люди не хотят счастья? Просто оно у них другое. У нас оно русское. Но вот что такое русское счастье, вы не сказали. Я например уверен, что русское счастье очень сильно увязано с совестью. Для русских счастье - это чистая совесть.

Аватар пользователя VYUN
VYUN(8 лет 9 месяцев)

совесть

 Дожмите оппонента "стыдом" и "хамом". Понимаю, сложно,

но можно. И, главное, нужно.

Аватар пользователя a.zaikin1985
a.zaikin1985(7 лет 11 месяцев)

согласен. как основа - именно так. жить в ладу с миром и  с  совестью было основой мировоззрения русских издревле. 
свобода, равенство всех людей перед Богом - тоже.

вообще, православие оказало огромное влияние на наше мировоззрение. 

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

базовая ценность западного общества - прибыль

Вы опять оцениваете западное общество как целое, а это симбиот.

Страницы