Николай Стариков и его утопия о "национализации рубля"

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Книга Николая Старикова "Национализация рубля" вдруг всплыла на столе у президента, что вызвало бурю эмоций... Идея заманчива и поэтому имеет горячих сторонников. Я познакомился с этой работой 5 лет назад и еще тогда посчитал ее утопией. Прошу читателей не пенять за несколько устаревшие данные; принципиально за прошедшие 5 лет ничего не изменилось. Действия ЦБ РФ в кризис 2008 г. и в недавнюю рецессию России 2015-16 г.г. вполне схожи, разве что сейчас у него было меньше резервов и потому он напрасно упустил курс доллара до 80 руб/$.

Случайно на одной из страниц Гайдпарка мне похвалили книгу Н.Старикова «Национализация рубля». Я ее раньше вскользь просматривал, а тут решил разобраться в деталях.

Нужно сказать, что к Николаю Старикову я отношусь с уважением. Его публикации точны, лаконичны, понятны любому, часто содержат интересную информацию. Искренне благодарен Старикову за беспощадное разоблачение антироссийского вранья, которое сейчас заполонило Интернет. Но, как говорится, истина дороже. Поэтому, приступим.

Начнем с того, что название книги в корне неверно. Национализация – это передача имущества из частной собственности в государственную. Вот лежит у меня в кармане российский рубль. Он мой, собственный, заработанный. А другой рубль лежит на счете Минфина, он в данный момент принадлежит государству. Разве Стариков предлагает все рубли у частников отнять? Нет, конечно.

Сущность его предложений в следующем:

      -    «отвязать» рубль от мировых валют, выйти из МВФ и печатать рубли под потребности нашей экономики,

      -    торговать нашими товарами только за рубли,

    -    подчинить Центральный Банк России напрямую правительству (Думе или президенту) и обязать его следить за  денежным обращением и устойчивостью рубля. К этим выводам Стариков приходит после хорошего анализа истории мировых финансов. И здесь я с ним во многом согласен.

Да, в результате Бреттон-Вудских и Ямайских соглашений США получили огромное преимущество, потому что доллар превратился во всемирную резервную валюту. Нынешняя международная торговля на 90% использует доллар, и это приносит США т.н. эмиссионный доход. Да, нужно противостоять давлению доллара в мире. Каким способом – об этом чуть позже.

Да, в 90-е годы объемы денежной массы в России не обеспечивали нормального функционирования экономики. Это приводило к задержке платежей, невыплатам зарплаты и угнетению бизнеса. Тогда можно было бы напечатать денег побольше.

Однако, работа российского Центробанка в последнее десятилетие, на мой взгляд, весьма эффективна и заслуживает похвалы. Вот об этом давайте подробнее.

1. СКОЛЬКО ДЕНЕГ НУЖНО ЭКОНОМИКЕ?

Удивлю читателя – этого НИКТО точно не знает. Все имущество российских предприятий и граждан оценивается разными источниками в пределах $10-20 трлн. Однако я, например, не собираюсь продавать свою квартиру, так зачем же кому-то давать деньги на ее покупку? Денег надо столько, чтобы обеспечить оборот на рынке жилья. А он разный. В 2009 году у нас рынок жилья замер, покупок было мало, и денег для его функционирования нужно было меньше, чем год назад, когда цены жилья находились на максимуме.

Вспомним 90-е годы, когда перечисления денег шли неспешной почтой, по 2-3 дня, а то и более. Да еще недобросовестные банки задерживали деньги клиентов на своих счетах. Тогда денег нужно было больше. Сейчас электронные перечисления идут моментально, и удельную массу денег за счет этого можно уменьшить.

По опыту считается, что денежная масса должна быть на уровне половины годового ВВП страны. Но это не догма. Стариков утверждает, что нормы МВФ обязывают все страны ограничивать денежную массу объемом золотовалютных резервов (ЗВР). Это не так. Ниже приводятся данные по денежной массе и ЗВР в России за последние годы. Видно, что с 2002 г. денежная масса (агрегат М2) превышал объем ЗВР, иногда даже на 40 %.

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

М2,трлн. Руб.

1,61

2,13

3,21

4,35

6,03

8,97

12,87

12,98

15,27

20,01

Курс руб./$

30,14

31,78

28,49

28,08

28,12

26,33

24,55

29,39

30,18

30,35

М2, млрд $

20,2

67

112,7

154,9

214,3

340,7

524,2

441,6

505,9

659,3

ЗВР, млрд. $

34,6

47,8

77

125

182

303

479

426

439,5

479

М2 / ЗВР

0,58

1,4

1,46

1,24

1,18

1,12

1,09

1,03

1,15

1,38

Может показаться, что в 2008 г. ЦБ РФ изымал рубли из экономики. И это будет заблуждением. Потому что в кризис банки и граждане бросились покупать валюту, и принимать у них рубли банк был обязан. Наоборот, ЦБ и Минфин в это время интенсивно вбрасывали деньги в экономику, предоставляя их банкам в кредит по льготным ставкам. Как только кризис успокоился, произошел обратный процесс, и денежная масса выросла до 20 трлн. руб.

Для того, чтобы регулировать объем денег в стране, ЦБ дает их в кредит банкам по ставке рефинансирования. Если экономика растет, банки берут больше денег и их объем увеличивается. В период рецессии он наоборот, падает. Заметьте, за эффективность использования кредитов ЦБ отвечают банки. На то они во всем мире и существуют.

2. КАК «ОТВЯЗАТЬ» РУБЛЬ ОТ МИРОВЫХ ВАЛЮТ?

На этот вопрос есть единственный ответ. Нужно:

      -   Отгородиться от всего мира, запретить всем владеть иностранной валютой. Нашли у тебя доллар – штраф или в тюрьму. Иначе торговать валютой будет черный рынок.

      -   Монополизировать внешнюю торговлю. Купить партию автомобилей или бананов Вы напрямую не сможете (валюты нет). Придется обращаться в ЦБ, он вам поменяет рубли на валюту и САМ перечислит ее поставщику. Делать ему больше нечего smiley. Но иначе нельзя, потому что получить валюту на свой счет Вы не можете, она в стране запрещена.

     -   Решить небольшую проблему: куда девать ЦБ лишнюю валюту и где ее брать, если вдруг ее не останется совсем. Даже сейчас нашему ЦБ уже не нужно наращивать ЗВР. Нам нужно стимулировать импорт, потому что мариновать лишние доллары и евры мы не собираемся.

Надо сказать, что именно так и было в СССР. Была статья за валютную спекуляцию. И только государство решало, что нам купить за вырученную валюту: зерно, кофе или бананы. Но сегодня повторить этот маневр абсолютно невозможно. Глобализация, господа, всемирная кооперация.

Может показаться, что Китаю такая операция удалась. Располагая $3 трлн. золотовалютных резервов, он поддерживает низкий курс юаня, вызывая громкие стоны и брань в ЕС и США. Только это не называется «отвязать», наоборот, юань жестко привязан к доллару. Курс доллара, например, к евро или рублю, меняется, и на столько же меняется курс к ним юаня. Да, поскольку 90 % торговли Китая идет в долларах, это позволяет поддерживать в Китае низкие внутренние цены. Но за рубежом китаец с месячной зарплатой в 200 долларов выглядит очень бедным родственником.

3. НА КОГО РАБОТАЕТ НАШ ЦЕНТРОБАНК?

Г-н Стариков детально анализирует законодательство о ЦБ РФ и делает вывод, что банк не является государственной организацией. Действительно, просто так (без нарушений) снять председателя ЦБ никто не может. Рубли, которые выпускает ЦБ и валюта, которую он покупает на бирже, правительству не принадлежат. Прямо волюнтаризм какой-то!

Однако председатель ЦБ все же назначается Думой по представлению президента. И закон о Центральном банке тоже принят в установленном порядке. Вот этот закон и является для ЦБ единственным основанием для работы.

В мире таких организаций немало. Есть независимые суды, прокуроры, уполномоченные по правам человека. Они потому и зовутся независимыми, что подчиняются не исполнительной власти, а только Закону. Иначе у правительства всегда будет соблазн заставить ЦБ напечатать побольше денег.

Теперь давайте остановимся на главном обвинении, предъявленном Центробанку. Оказывается, он держит свои ЗВР в облигациях западных стран, финансирует вражескую экономику!!! Налицо явная измена! Эти законы приняли наши враги, немедленно их взять, судить и расстрелять!!!

Это обвинение не бросал только ленивый. Зюганов тоже высказывал его гневным голосом. Ему, правда, простительно, ибо известно, что коммунисты в рыночной экономике не разбираются. Странно мне, что власть не находит времени (или возможности) толково объяснить людям ситуацию. Но я попробую.

ЗВР нужны стране для поддержания стабильного курса рубля. Три года назад, когда резко упали цены на сырье, ЦБ израсходовал половину своих резервов. А они по величине были третьи в мире. 

Ибо все, почуяв дыхание кризиса, кинулись менять рубли на валюту, западные банки потребовали возврата ранее взятых кредитов. Резко сократились поступления валюты в страну. Трудно сказать, что случилось бы с рублем, если бы цены на нефть остались на уровне  $40 за баррель еще пару лет. Думаю, доллар поднялся бы до 60-80 рублей, и все мы в момент стали бы вдвое беднее.

В этой ситуации ЦБ действовал исключительно грамотно. Он не стал грудью защищать рубль на уровне 30 руб./$, вводил свои резервы в дело постепенно. Валюта дорожала. Кто верил в Россию, подорожавшие доллары покупать уже не стал, а кто не верил – купил по 35 рублей, а потом побежал менять обратно с убытками. Так что ЗВР нам нужны обязательно.

Но и держать на своем счете валюту тоже не умно. Инфляция доллара и евро составляет примерно 2% в год, значит, будет валюта без толку обесцениваться. Хорошо бы получать на нее хоть какие проценты. Вот и вкладывают ЗВР в западные облигации.

Коротко о рынке этих облигаций. Они огромны. Долги США, например, составляют $15 трлн., эти облигации ежедневно продаются и покупаются на сотни миллиардов долларов. Суммарные долги стран Европы ненамного меньше. Продать эти облигации можно в любой момент, а доход по ним составляет 2-5 % годовых.

Признаюсь, я не страдаю любовью к Америке, и просто так покупать эти облигации не стал бы. Но если мне предложат выбор: показать Америке фигу или заработать $5 млрд., я без сомнений выберу второе. Это у людей любовь или ненависть могут иногда цениться дороже денег, а в экономике чувства отдельно, деньги – отдельно.

Попутно объясню ситуацию с нашими резервными фондами Минфина, они тоже хранятся в валюте и в западных облигациях. Несть числа было предложений не занимать эти деньги буржуям, а вложить их в развитие российской экономики. Эту несусветную глупость лучше пояснить на простом примере.

Живет себе нормальная семья. Зарабатывает, откладывает понемногу деньги на черный день. Сумма собралась уже приличная. Тут сын и вышел с «инвестиционным проектом», давайте, мол, купим дачу, разведем там тепличные овощи, сами будем есть, и на продажу останется. Подсчитал – окупается дача за 3 года. Отец, правда, был против, но мама сына поддержала, и дачу купили. Остались без резервов. Все бы ничего, но тут отец попал в аварию, и вместо приличной зарплаты стал получать скудное пособие. К тому же в квартире потолок обвалился, ремонт обошелся в копеечку. И на пропитание стало не хватать. Кинулись продать дачу, да за те же деньги быстро ее никто не покупает, пришлось отдать за полцены. Остались без огурцов и в убытке.

Так вот, если хочешь иметь резервы, вкладывать их в производство нельзя, тогда это уже не резервы. Можно вкладывать только в надежные и ликвидные активы (которые можно быстро без потерь продать), а это как раз и есть облигации крупных стран. Других. увы, нет. Управляет этими активами ЦБ, у него опыт есть. Здорово он это делает.

Признаюсь, я с удовольствием наблюдал, как ЦБ, оперируя в кризис деньгами резервного фонда, добывал для Минфина дополнительные доходы. Делалось это так. В конце месяца, когда подходит время платить пенсии и зарплаты бюджетникам, ЦБ прекращал продавать валюту. Немедленно набегали спекулянты и загоняли доллар на 1-1,5 рубля выше. В этот момент ЦБ продавал валюту Минфина и получал за нее больше рублей. После крупных продаж курс доллара снижался, и для Минфина можно было опять закупиться валютой подешевле. За счет этих операций резервные фонды прирастали по меньшей мере, на 3 %. А это десятки миллиардов рублей, не мелочь.

Да, мы же интересовались, как противостоять гегемонии доллара на мировом рынке? Очень просто: нужно перестать доллар покупать. Именно так ЦБ и делает. В начале века доля долларовых активов в структуре ЗВР составляла 55%, а три года назад уже 45 %. Более поздняя информация не публикуется. В структуре российских ЗВР появились фунт и иена, а сейчас, думаю, и юань, и рупия. Совсем недавно мы договорились с Китаем и Индией отказаться от доллара во взаимных расчетах. И весь мир так делает. Больше долгов у США – меньше доверия к доллару. За последние 10 лет доля доллара в мировых резервах снизилась с 70 до 61 %. 

Так что я могу с полным основанием ответить, на кого работает наш Центральный банк. На Россию работает.

4. СКОЛЬКО ПЕЧАТАТЬ РУБЛЕЙ И КАК ИХ МЕНЯТЬ НА ВАЛЮТУ?

Г-н Стариков считает, что Россия может напечатать очень много рублей под свои природные ресурсы.

http://danilidi.ru/books/publicistika/Nationalization-of-ruble_Starikov-45.html

Действительно они у нас велики, но вопрос в том, сколько они стоят.

Доказанные запасы нефти России составляют 10 млрд. тонн. Нынешняя рыночная цена запасов 40-60 $/т. Наши запасы не лучшего качества, существенно выработаны. В итоге получаем их стоимость $500 млрд. Запасов газа побольше, но они дешевле, всего набирается на $700 млрд. Остальные ресурсы стоят на порядок меньше. Не густо.

Можно, конечно, напечатать рублей под еще неоткрытые запасы, но они пока НИКАКОЙ ценности не имеют. С таким же успехом можно гарантировать рубль «всем достоянием России», как это делают США с долларом. Его, «достояния», вроде бы и много, но отщипнуть кусочек никак нельзя.

Ну, допустим, все же напечатали мы дополнительно 10 трлн. рублей, а вот как их вбросить в экономику? Тут набегает толпа охотников до халявы: «В бюджет! Будем дороги строить, заводы из руин поднимать!!!» Ладно. Только дело это длительное, заводы начнут окупаться лет через 5, а дороги – и того больше. Но уже в ходе строительства люди получат зарплату, кинутся на нее что-то покупать, а производство-то не увеличилось. Начнется рост цен, повысится спрос на импортные товары, потому что купить на дополнительные рубли нечего. Выходит, вбрасывать деньги в экономику надо постепенно, по мере роста в стране производства. Так наш Центробанк и делает.

Стариков предлагает наши ресурсы продавать только за рубли. Тут у нас грустный опыт имеется. В С-Петербурге уже 3 года работает наша нефтяная биржа. В позапрошлом году на ней было продано аж 55 тыс. т нефтепродуктов. Это в примерно в 30000 раз меньше оборота Нью-Йоркской биржи NYMEX. Не идут на нашу биржу ни продавцы, ни покупатели. Почему, спрашивается? А потому, что на ней не хватает биржевых спекулянтов. Все их ругают, но именно они обеспечивают товару высокую ликвидность, возможность купить/продать его без существенных финансовых потерь. Поэтому одним махом перейти на торговлю нефтью за рубли есть полная утопия. Чтобы набрать нужные обороты, такой бирже нужны десятилетия усилий, а до тех пор мы успеем обанкротить все наши нефтяные компании.

Наконец, Стариков предлагает сохранить за нашим Центробанком «контроль за устойчивостью рубля». Давайте посмотрим, что из этого может получиться. Положим, ЦБ установил курсы доллара и евро на текущих уровнях, 30 руб. за доллар и 40 – за евро. Через месяц курс доллара к евро на мировом рынке упал на 10 %. Любой соображающий в финансах субъект постарается всучить ЦБ подешевевший доллар за 30 руб. и купить дешево евро. И может неплохо на этом заработать. Придется Центробанку менять курс рубля в соответствии с мировыми котировками.

Позвольте, от какой зависимости рубля от мировых валют мы тогда «отвязались»? Ни от какой. Но могут быть вещи и похуже, приведу только два варианта.

Вариант 1, вроде бы позитивный. Россия сохраняет свой устойчивый профицит внешнеторгового баланса. Каждый год у ЦБ растут ЗВР, через 5-10 лет их становится уже $1 трлн. Что с ними делать? Западные облигации Стариков покупать запретил, от ЗВР доходу НИКАКОГО. Так и будем накапливать их в стране, поддерживая эмиссию доллара? Можно продать желающим за рубли, но тогда курс рубля будет расти, и контролировать его ЦБ не сможет.

Вариант 2, негативный. Правительство Старикова решило накормить страну досыта рублями и добавило в бюджет десяток триллионов. Цены поползли вверх, люди бросились за покупками, а поскольку своих товаров в стране не прибавилось, вырос спрос на импорт и инвалюту. Внешнеторговый баланс стал отрицательным, золотовалютные резервы тают. Паника. Предприятия рвут валюту из рук, переправляют ее заграничным филиалам под предлогом новых покупок. Наконец, ЗВР заканчиваются, и Россия возвращается в СССР образца 1990 г., когда рубль не стоил ничего.

5. РЕЗЮМЕ

Вопросы макроэкономики и мировых финансов очень сложны и требуют глубокого понимания. Я ни в коей мере не считаю себя в них крупным специалистом. Но я понимаю, что никакие «революционные теории» управления страной не могут быть реализованы сразу, потому что есть огромная инерция взаимосвязи стран мира и сознания людей. Печальным примером такой ошибки является открытие российских границ и шоковая терапия Гайдара в 1992 году.

Тут вспоминается старый советский анекдот. Дед спрашивает у приехавшего в колхоз лектора общества «Знание»:

-   Скажите, а коммунизм ученые придумали или рабочие?

-   Рабочие, дедушка.

-   Вот и я думаю, что рабочие. Ученые – они сначала на собаках попробовали бы…

Поэтому, если кто-то скажет Вам, что он знает, как быстро решить все экономические проблемы России, НЕ ВЕРЬТЕ. В лучшем случае, этот человек ошибается, в худшем – лжет.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Вопрос этот важный, потому что идею Старикова вовсю эксплуатируют и Е.Федоров, и  Г.Зюганов, и у С.Глазьева можно найти схожие аспекты. Поэтому предвижу много возражений. Большая просьба - возражать ПРЕДМЕТНО, КНДР в пример не приводитьsmiley, и стульями не кидаться...

Комментарий редакции раздела Аналитика

Статья спорная, но для обсуждения - ок.  

Комментарии

Аватар пользователя nhfvdfq71
nhfvdfq71(11 лет 10 месяцев)

работа российского Центробанка в последнее десятилетие, на мой взгляд, весьма эффективна и заслуживает похвалы

Хочу уточнить: речь конкретно про эмиссионную политику или в целом о работе ЦБ как мегарегулятора?

Аватар пользователя Александр Хуршудов

В целом. У ЦБ две главных  функции: стабилизация рубля и контроль банков. За исключением последнего пика доллара в январе 2016 г. я считаю, что больше он сделать не мог. Плюс хорошо взаимодействовал с минфином по бюджету.

Аватар пользователя nhfvdfq71
nhfvdfq71(11 лет 10 месяцев)

Насчёт контроля банков трудно согласиться. Лицензии отзывают зачастую тогда, когда уже всё разворовано до дна. А надо бы на несколько лет пораньше.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это пытались начать в 2005 г. Но зам.председателя ЦБ Козлова просто убили. Трудно сказать, сколь огромные деньги вращаются в теневом бизнесе и кто их крышует...

Аватар пользователя nhfvdfq71
nhfvdfq71(11 лет 10 месяцев)

С этим трудно спорить.

Однако, можно сформулировать, что нужно бороться с реальным бандитизмом, а не "национализировать ЦБ". Зампред. условного "национализированного ЦБ" ведь не заговоренный от пуль.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Разумеется. Когда Путин поставил на ЦБ Набиулину, я подумал, что задача у нее - ликвидировать банки обналички. Неужели, думаю, у кого-то на женщину рука поднимется?....

Скрытый комментарий Above_name (c обсуждением)
Аватар пользователя Above_name
Above_name(11 лет 5 месяцев)

.. Неужели, думаю, у кого-то на женщину рука поднимется? ..

Старовойтова, Политковская хотя и на столь значимые персоны были, но .. .

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Так давно это было, в 90-е вообще был беспредел....

Аватар пользователя Аль Капоне
Аль Капоне(8 лет 2 месяца)

Проблеммы с банками ранее были в том, что в лихие 90-е банковские лицензии раздавались на право и на лево. Было фактически открыто несколько тысяч банков. Типа берите капитализм за рога. Потом опомнились и теперь получить банковскую лицензию на новый банк практически не реально. Все новые банки, которые появляются сейчас фактически покупают старую лицензию, выданную еще в 90-х годах, а потом просто меняют название, а в бол шинстве случаев и название остается прежним. Примеров куча, самые яркие например банк "Югра". ЦБ уничтожая мелкие и серые банки уменьшает возможность появления "черных" банков, лицензию трудно получить, а теперь и купить.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

Доказанные запасы нефти России составляют 10 млрд. тонн. Нынешняя рыночная цена запасов 40-60 $/т. Наши запасы не лучшего качества, существенно выработаны. В итоге получаем их стоимость $500 млрд.

А у меня три-пять триллионов получилось)))... 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Разумеется, есть и другие ресурсы: земля, вода, чистый воздух. Но их сложно ценить.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

"Разумеется" вы специально ошибочно посчитали, занизив в 6-9 раз сумму.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это Вы о чем? Запасы нефти и газа ежегодно покупаются и продаются, на них есть цена. А рынка земли-воды нет.

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

Я о вашей заниженной цене в 6-9 раз на Российскую нефть. Не уходите от ответа по своей ошибке.

Доказанные запасы нефти России составляют 10 млрд. тонн. Нынешняя рыночная цена запасов 40-60 $/т. Наши запасы не лучшего качества, существенно выработаны. В итоге получаем их стоимость $500 млрд.

А у меня три-пять триллионов получилось)))... 

Аватар пользователя Александр Хуршудов

40х10=400

60х10=600

Среднее - 500 млрд. cheeky

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

У вас тонна - 40-60 долларов или все таки баррель - 40-60 долларов?))

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Разумеется, тонна... Баррель запасов стоит 5-8 долларов...

Он не может стоить 60, потому что после его добычи нынешняя цена ниже....smiley

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

http://www.rbc.ru/business/22/03/2016/56f1aabc9a79477047ec82d2 - Себестоимость добычи нефти в России-2 доллара! Дальше считайте сами.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Да я эти вещи уже лет 20 считаю.... Это Вы забыли добавить к затратам на добычу нефти налоги и экспортную пошлину. А они раз примерно в 12 выше, чем себестоимость у Роснефти....

Аватар пользователя Добренький
Добренький(10 лет 7 месяцев)

Это Вы забыли добавить к затратам на добычу нефти налоги и экспортную пошлину.

Которые остаются в России... Манипулятор, больше спорить не собираюсь.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

А и не надо спорить. Надо сначала знать предмет.

Аватар пользователя Лыков Олег

В целом. У ЦБ две главных  функции: стабилизация рубля и контроль банков.

По каким критериям оцениваете стабильность рубля?  В сравнении с какими центральными банками, каких стран, отечественная валюта по Вашему стабильнее?

   Контроль банков, когда из банка за полгода из 70-ти  млрд. исчезает  69 млрд, в том числе половина из
них под контролем непосредственно  Центрального банка. также считаете "весьма эффективным и заслуживающим похвалы" ?

О карликовой финансовой системе, самом большом Центрального банке в мире и его  надзорной политике.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Стабильность рубля оценивается по размеру колебаний во времени относительно мировых резервных валют.

Что и как там исчезает - не знаю. И Вы не знаете.

Аватар пользователя Лыков Олег

Ста­биль­ность рубля оце­ни­ва­ет­ся по раз­ме­ру ко­ле­ба­ний во вре­ме­ни от­но­си­тель­но ми­ро­вых ре­зерв­ных валют.

По вашему получается, что работа ЦБ по такому критерию как размер колебаний рубля "заслуживает похвалы".

Вот только сравнения с другими валютами и странами так и не привели.


Год назад самой волатильной валютой, к большому сожалению, был рубль. Мы прекрасно помним, что за пару дней курс мог измениться на 10%, а в таких условиях вести бизнес, да и просто планировать что-то, не представляется возможным. И хотя монетарные власти нашей страны вроде бы нашли выход из положения и добились стабильности курса нацвалюты, все равно за 2016 г. рубль показал очень широкий диапазон колебаний. 

Впрочем, сейчас есть куда более волатильные валюты. Так, например, на протяжении всего прошлого года такой валютой был южноафриканский рэнд.

Самая нестабильная валюта: хорошо, что не рубль

Что выглядит крайне странно на фоне соотношения денежной базы с ЗВР, позволяющем ЦБ держать курс стабильным практически на любом уровне.

http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/ershov_06_15.pdf

 Такая  работа ЦБ "заслуживает похвалы", разве что только со стороны спекулянтов.


Что и как там исчезает - не знаю. И Вы не знаете.

Этого часто не знает и  Минфин и  даже сам заслуживающий Вашей похвалы ЦБ

Силуанов о потерях государства в обанкротившихся банках: «За год потеряли 100 миллиардов рублей»

ЦБ закрыл Внешпромбанк за дыру в балансе в 187 млрд

Вопиющую ситуацию прокомментировал также председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

"Нарушал законодательства, нарушал инструкции Центрального банка. Фактически вел преступную деятельность. Выводил активы, не всегда показывал вклады, которые якобы формировал, а реально этого не происходило, - сказал политик. - Банк крупный, имел ключевые места в рейтингах международных рейтинговых агентств".

Как оказалось позже, ЦБ был не в курсе ни одной проблемы Внешпромбанка. Узнав о ситуации, в Банке России на чистом глазу заявили: "А мы и не заметили, что на-протяжении нескольких лет отчеты фабриковались. Разберемся. Меры примем".

Скандал с Симановским: "Пока нет лиц, понесших ответственность за это в Банке России"

Отчет за весь блок управления перед Советом Федерации держал тогда еще первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский. На закономерный вопрос спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, кто от ЦБ отвечал за надзор деятельности банка, Симановский ответил следующее: "На сегодняшний день идет служебное расследование. Пока нет лиц, понесших ответственность за это в Банке России".

Между тем в 2014 году проходила проверка. "Не мог банк за полгода вывести все активы. Почему не увидели, что фирмы-однодневки с капиталом 10 тысяч рублей выводили десятки миллионов долларов за рубеж? - последовало справедливое замечание сенатора. - Где наш финмониторинг прославленный? Где ваши проверяющие?"

На все это Симановский неуверенно ответил, что да, "не проявили достаточной настойчивости мы с той целью, чтобы продавить, провести это регулирование раньше"

После этого знакового заседания Алексея Симановского с занимаемой должности попросили. Но оставили в ЦБ в качестве советника председателя.

Но вкладчикам от кадровых перестановок теплее не становится. Константин Монахов назубок выучил законы и теперь стучится во все двери с требованием призвать Банк России к ответу.

"За три года было отозвано 223 лицензии у банков. Соответственно, число пострадавших, в моем понимании, исчисляется сотнями тысяч. Я желаю сотрудникам Центробанка, чтобы они попали в такую же историю. Аналогичную", - сказал Монахов.

"Слепые" аферы ЦБ: Кто украл у вкладчиков 560 млрд рублей?!

Феерический контроль банков получается. Хотя для расхитителей, это конечно здорово, воруй не хочу, а для остальных система сильно напоминающая казино.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Это все есть.... Я думаю. в половине банков можно найти нарушения, достаточные для изъятия лицензии. Но это обанкротит полстраны, если не больше....

Тут тактика примерно такая же, как у Путина с олигархами. Материал есть на всех, следовательно всех можно сажать. но сажают выборочно небольшое число с тем, остальные сделали правильные выводы...

А вот есть к вам вопрос. Как Вы считаете, можно было в 90-е годы вести бизнес, не нарушая законов?

Аватар пользователя Лыков Олег

Тут тактика примерно такая же, как у Путина с олигархами. Материал есть на всех, следовательно всех можно сажать. но сажают выборочно небольшое число с тем, остальные сделали правильные выводы...

Вероятно, что тут примерно такая же тактика как с олигархами, скорее всего не получится. 

По край ней мере когда Путин обозначил свою позицию по поводу деоффшоризации и переходу крупного бизнеса, в Российскую юрисдикцию,  увы большинство олигархов выбрало заграницу. Они предпочли как проживание, так соответственно и уплату налогов за бугром.

Одной лишь показательной поркой, вопрос решить не получится.  Много системных проблем требующих непростых решений.


А вот есть к вам вопрос. Как Вы считаете, можно было в 90-е годы вести бизнес, не нарушая законов?

 Это во многом зависит от конкретики бизнеса. Конечно в обстановке ослабления государства и беззакония, ни чего не нарушая вряд ли получится. Это будет излишняя идеализация, плохо сопоставимая с реальностью.

Аватар пользователя Александр Хуршудов

Вижу, что Вам бизнес вести не приходилось.... А я 15 лет был директором средней компании и могу Вас заверить - без нарушения законов работать было НЕВОЗМОЖНО. Далее бизнесмены и менеджеры делились на 3 категории:

1) На тех, кто находил себе хорошую крышу. платил ей и ничего не боялся,

2) На тех, кто нарушал законы ОЧЕНЬ грамотно, и поймать их было ОЧЕНЬ трудно, а главное - овчинка не стоила выделки (в эту категорию входил и я),

3) На тех, кто выбрал не ту крышу или  нарушал законы не очень аккуратно - те разорились или сели....

Так что при определенной настойчивости сажать можно было 95 % менеджеров. Но все зависело от того, какая крыша.

Аватар пользователя Лыков Олег

Вижу, что Вы бизнес вести не приходилось....

Тут Вы ошиблись приходилось, как производственным, так и торговым, конечно не в глобальных масштабах, но в большей части это пришлось именно на период 90-х.     

Позже,  после специализации на разработке  1С  и БД MS-SQL, работал на различными задачами и многие бизнес-схемы, в том числе и так называемые серые, использование фирм помоек, представляю. 


Далее бизнесмены и менеджеры делились на 3 категории:....

Полагаю что категорий в действительности на много больше, это некоторое упрощение, во всяком бизнесе имеется своя специфика.

Аватар пользователя Fondfinin
Fondfinin(12 лет 1 месяц)

Это старая статья. Она когда и где была опубликована?

Комментарий администрации:  
*** отключен (дешевые манипуляции) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов
Аватар пользователя Fondfinin
Fondfinin(12 лет 1 месяц)

Спасибо. Я нашёл её на Вашем сайте.

Ещё раз предлагаю выступить на конференции по Новой теории денег.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дешевые манипуляции) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я никогда не занимался теорией денег.

Аватар пользователя Fondfinin
Fondfinin(12 лет 1 месяц)

В этом-то и беда: и Вы не занимались, и Стариков - тоже. Но так убедительно оба предлагаете рецепты ... Но Ваше выступление нас интересовало больше в части проведения спекуляций валютой. И хотелось бы узнать больше - в чём польза, а в чём вред с точки зрения практика. Так что подумайте. Может, Вас заинтересует и сама Новая теория денег, тем более, что это не только отечественная, но и наиболее всеобъемлющая теория.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дешевые манипуляции) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

В отличие от Старикова. я никаких рецептов не предлагал. Я просто объяснил, почему его предложения являются утопией.

Аватар пользователя Fondfinin
Fondfinin(12 лет 1 месяц)

Почему же? Чем не рецепт: "если хочешь иметь резервы, вкладывать их в производство нельзя, тогда это уже не резервы. Можно вкладывать только в надежные и ликвидные активы". Это точно также утопично, в том смысле, что экономика становится утопичной, т.е. легко тонущей. Спекуляция никогда и нигде не становилась локомотивом экономики. Поэтому и хотелось, чтобы Вы, как её сторонник и выступили, и по возможности убедили научную публику в обратном.

Вы извините, довольно часто я встречаюсь с творцами довольно спорных высказываний, но когда их приглашаешь к серьёзному диалогу, всегда получаю (в лучшем случае) обтекаемый отказ. Но вы хотя бы обновили свою статью, ЦБ второй раз прошёлся по экономике смерчем - опровергните не Старикова, а Катасонова, Глазьева, да и законы денежного обращения. Больно уж вольно Вы понимаете закон количества денег в обращении ...

Комментарий администрации:  
*** отключен (дешевые манипуляции) ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Я - сторонник спекуляции? Тогда Вы - сторонник, например, нацизма. Потому что я точно так же существую отдельно от спекуляции, как и Вы от нацизма....wink

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Выходит, вбрасывать деньги в экономику надо постепенно, по мере роста в стране производства. Так наш Центробанк и делает.

Разве так? Можете ли вы это доказать на каких-то официальных данных, не вызывающих сомнения?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Легко. Видите в таблице, денежная масса в 2010 г. составляла 20 трлн. руб? А сейчас она 38,7 трлн. http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=ms

Там же приведен график из которого следует, что ежегодно она прирастала на 8-12%.

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Вопрос в том, прирастала ли одновременно товарная масса на потребительском рынке в одинаковой пропорции. Или это возрастала цена товаров вследствие увеличения денежной массы:)?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Товарная масса всегда прирастала, даже в кризисном 2009 г. добыча нефти выросла, а падение ВВП произошло за счет снижения вдвое ее цены. Имейте в виду, что денежная масса М2 наполовину состоит из депозитов населения: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=ms Так что это заработанные деньги.

 

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Я хочу что бы вы подтвердили тезис о согласованности размера эмиссии с ростом товарной массы на рынке. Если этого нет - то выделенная выше цитата - ложна.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Строгой зависимости между ними нет. Но если экономика растет, то растет спрос на кредиты. На кредиты построят производство, но продукцию оно даст через пару лет. Т.е. между денежной массой и реальным производством всегда есть некоторый лаг.

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Ну если строгой зависимости нет и никто ей не озабочен, то вся ваша дальнейшая логика рассыпается. Это не значит, что я не согласен с вашей критикой Старикова по ряду позиций, но бесконтрольность эмиссии - это разорение страны, что наблюдается непосредственно из окна.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

Не вижу "бесконтрольности" эмиссии. Вся денежная масса М2 - это просто заработанные деньги.

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Что значит "заработанные"? У полковника Захарченко тоже были заработанные. 

Заработанность денег означает, что тот, кто их заработал, что продал на рынке, т.е. получил эти деньги от потребителя своего труда. А если их просто печатает фальшивомонетчик у себя в гараже, или ЦБ рисует нолики у себя в компьютере - где производство товаров, наполнение потребительского рынка? Это же просто азбука. Тогда весь экономический рос дутый - просто за счёт увеличения денежной массы, голая инфляция. Что мы и видим в виде падения рубля непосредственно.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя Александр Хуршудов

С каких это пор фальшивомонетчик стал "работником"?

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Он производит продукт (бумажные деньги) путём немалого интеллектуального и физического труда. Да по сравнению с банкирами - он труженик. Но его сажают, говорят от фальшивых денег - ущерб экономике. От деятельности банков ущерб такой же точно, но их не сажают. Что-то у нас не так с финансовой системой:)

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Банковская система очень необходима для экономики. Это кровь. Без неё невозможно функционирование жизнедеятельности. 

Аватар пользователя auditor
auditor(11 лет 7 месяцев)

Да кто же против. Но почему кому-то позволено делать на этом частный бизнес, а кому-то нет? Если это функция управления экономикой, то пусть она и выполняется как таковая. Это просто ведение учёта, не более того.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дезинформации ***
Аватар пользователя VDF
VDF(7 лет 8 месяцев)

Экономике, вернее хрематистике, необходимо бабло, а не банковская система.

Собственно, всё ради бабла и делается. И войны воюються, и в космос летается, и айфоны айфонятся... Самоцель-с.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в систематической дезинформации, пример - https://aftershock.news/?q=node/843533 ***

Страницы