Почему у одних зарплаты растут, а у других нет

Аватар пользователя Олег Макаренко

Вчерашнее обсуждение показало, что если с 2000 по 2008 год зарплаты у большинства выросли очень сильно, то с 2008 по 2016 год рост был куда как менее заметен, у многих с учётом инфляции доходы даже понизились.

Оно, в общем, и неудивительно. До 2008 года мы восстанавливались после опустошающей разрухи благословенных девяностых, сработал эффект низкой базы. После 2008 года страна вместе со всей остальной планетой вошла в мировой кризис, а в 2013 году этот кризис усугубился Евромайданом и последовавшими за ним событиями.

Отмечу, что даже в этих неблагоприятных условиях Россия показывала неплохие темпы роста. Так, ВВП России (по ППС) вырос с 2008 по 2015 год на 20%:
GDP_of_Russia_since_1989.svg.png
http://ruxpert.ru/ВВП_России

Средняя, например, пенсия, выросла с 4200 рублей до 13200 рублей — рост (с учётом инфляции) около 70%:

http://ruxpert.ru/Пенсии_в_России

Средняя продолжительность жизни в России, опять-таки, выросла за эти 8 лет на 3,5 года. Это, пожалуй, не менее важно, чем экономические показатели:



http://ruxpert.ru/Продолжительность_жизни_в_России

Надеюсь, этих цифр достаточно, чтобы показать, что Россия и в последние 8 лет тоже не стояла на месте. Если нет, загляните в перечень крупных российских проектов — объёмы строительства новых заводов и магистралей колоссальны. Чего стоит один только Северный поток, первая нитка которого уже построена, а вторая активно продавливается Германией:

 
О Северном Потоке 2


Теперь, после этого необходимого отступления, вернусь к зарплатам. Средняя зарплата выросла с 2008 года с 17 300 до 33 000 рублей в месяц. Если считать в долларах, это небольшое падение. Если в рублях с учётом инфляции — небольшой рост. В среднем можно сказать, что зарплаты в России остались примерно теми же, что и 8 лет назад:

 
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника 1999 - 2016гг


Плавно перехожу к сути статьи. Вчера в комментариях некоторые так и писали — с 2008 года зарплата стагнирует, стоит на месте. Другие однако заявляли, что их зарплаты за это выросли, зачастую в несколько раз:

Как работает государство

В чём тут секрет? Что такого особенного делали счастливчики с растущей зарплатой?

Если исключить из выборки бизнесменов, мы увидим простую закономерность — выше зарплаты стали у тех, кто все эти годы повышал свой профессиональный уровень. То есть у тех, кто параллельно с работой продолжал учиться, причём чему-нибудь хорошо востребованному на рынке. У тех, кто после окончания вуза или техникума про учёбу забывал как страшный сон, зарплаты или не росли вовсе, или росли гораздо медленнее.

А знаете, что самое любопытное?

Это классический вариант карьерного роста — который активнейшим образом рекламируется всеми подряд вот уже несколько веков. Типичная история успеха из книжек или фильмов: выходец из небогатой семьи ходит в обносках и голодает, чтобы получить образование, но зато потом образование даёт ему хороший доход.

Такого рода истории были и в СССР: самый простой и прямой путь наверх для, допустим, рабочего лежал именно через учёбу.

Сейчас, как видите, «учебный лифт» тоже отлично функционирует. Конечно, чудес не бывает, даже самая усердная учёба чему бы то ни было навряд ли сделает вас миллиардером. Однако если вы постоянно учитесь, причём не просто каким-то интересным лично вам дисциплинам, а востребованной на рынке профессии, то на зарплату значительно выше средней вы, вероятно, выйдете относительно быстро, буквально за 5-10 лет.

Комментарии

Аватар пользователя vreditel
vreditel(8 лет 7 месяцев)

Вот с РЖД-то как раз неплохо бы спросить за неплохие зарплаты, а заодно и за отличные бонусы. Нужно ли напоминать присутствующим, что РЖД уже много лет как убыточна и присосалась к бюджету так, что не оторвешь?

Комментарий администрации:  
*** отключен (СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с)) ***
Аватар пользователя ScorpI
ScorpI(8 лет 10 месяцев)

Это не отменяет того,что о чем я рассказал.Учеба=улучшение уровня жизни.

 

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

А в чем смысл смотрения на всё через розовые очки? или, даже, засовывания головы в песок? Мне кажется надо четсно и без страха смотреть правде в глаза. Анализировать и искать ошибки, находить иные методы решения задач.

Вот это вот успокаивающее убаюкивание считаю чертовски вредным. Страна с каждым днем становится всё менее конкурентноспособной, а мы читаем про всё новые и новые "успехи".

Мне кажется пропаганду об сплошных успехах и верном пути партии и правительства могут вести только враги России.

И работа ведётся с двух рук. С одной стороны национал предатели выдают нелепую, совершенно не конструктивную "критику" властей, осуждая каждый пророссийский шаг властей. С дургой сторны т.н. патриоты" такой же нелепый одобрямс всех провалов правительства.

Получается у нас нет не только конструктивной оппозиции, но конструктивной провалстной позиции. Ну и самое главное что и те и дургие мыслят в русофобских категориях.

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Олег Макаренко

> Страна с каждым днем становится всё менее конкурентноспособной

Это вы по каким критериям определили?

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(8 лет 5 месяцев)

Как это по каким? Теслу делаем не мы. Ракету, что умеет сама возвращаться на стартовый стол делаем не мы. Ну и безусловно айфоны тоже делаем не мы. Все! Страна безнадежно отстала!

А то что мы там какие-то супер крутые самолеты делаем, термояд всякий - так это хрень полная никому не нужная на планете!

Аватар пользователя Shock
Shock(10 лет 1 месяц)

Главный недостаток - это неумение рисовать нолики в компьютере, как это делает весь "прогрессивный мир".

Аватар пользователя Talkov
Talkov(9 лет 1 месяц)

Тесла в наших зимних условиях сверх неэффективна. Проблему с литием не решена. При массовом производстве - все эти начинания заглохнут.

Ракета на стартовый стол? А зачем? Вы хотя бы задумывались почему они это делают? Гораздо проще на парашютах сажать, а не на стартовый стол. Но вот с этим у них беда - некуда на парашютах-то сажать. Догадаетесь почему некуда? А каждый лишний грамм топлива выливается во что? Какую массу способны выводить такие носители? Очень не эффективно.

Термояд нахрен никому не нужен? Странно почему же тогда эти электростанции по всему миру пытаются построить?

Аватар пользователя TekBoris
TekBoris(8 лет 5 месяцев)

Понятие "сарказм" вижу вам недоступно для понимания.

Аватар пользователя Подольский
Подольский(8 лет 8 месяцев)

Термояд нахрен никому не нужен? Странно почему же тогда эти электростанции по всему миру пытаются построить?

Назовите хоть одну термоядерную электространцию, которую пытаются построить. Термояд - это такое удовлетворение любопытства плазмистов за госсчет.

Комментарий администрации:  
*** Батареи Тесла - ни одного взрыва, одни возгорания (с) ***
Аватар пользователя амапроект
амапроект(8 лет 2 месяца)

Да, а Вы сами, что делаете? Ничего наверное...

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Так предлагайте свои критерии! Я тут (на АШ) как то предложил сторонникам правительства выдвинуть свои критерии оценки эффективности деятельности этого правительства. за 15 лет же можно что-то оценить уже?! Никто ничего не смог предложить.

Поэтому, до сих пор я пользуюсь общедоступной статистикой.  Естественно, не без контекста. Например подушевой ВВП.

В том числе беру и смешные либеральные рейтинги (делайте другие), например вчера шумели в СМИ - "Москва поднялась в рейтинге финансовых центров". "Поднялась" до 67-ого места! Конечно это совершенно дурацкий рейтинг, но так ведь по всем параметрам! Россия не среди 10-ти или даже 20-ти лучших стран мира, а болтается в сотне, а то и вне её.

И уже не скажешь что "это проклятие 90-х виноваты".  

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Да-да, за 15 лет ничего не сделано, просралиполимеры - вон уже и хохлы из Норвегии ковыряют в носу и критикуют, они-то лучшего достигли, свалив в рай на Земле.

Аж 67-е по финансам в мире, не умеют так же рисовать нулики в компьютере, как американцы, японцы и европейцы - ужас-ужас, все, совсем пропала страна, поравалить!

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Ну вот, собственно, и всё на что способны провластные комментаторы. Стебаться и увиливать.  Увы.

PS А зачем вы это написали?

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Тоже самое и вас можно спросить. Потому как кроме "просралиполимеры" ничего не видно. Без особой конкретики и альтернативы.

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Я констатировал ФАКТ что путинское правительство самое бездарное правительство всех времен и народов. С точки зрения экономических достижений страны, на фоне других стран. Исследую я общедоступную статистику. НО! Я готов вас, "охранителей" выслушать - давайте свои параметры определения эффективности Путина. Я с радостью на них посмотрю.

Однако, как обычно, охранители скатываются в демагогию, уходя от ответов.

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Цифры показывают, что вы не правы. Но вы по прежнему уперты, и другие мнения слушать не хотите. Ваше право

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Какие цифры то? можно их озвучить или это закрытая информация?

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Вы статью изначальную читали? Некоторые цифры там есть: зарплата в рублях (а это - российская валюта) растет, продолжительность жизни - растет, добавлю, что и рождаемость тоже растет. А вы все эмоциями гундите, как все плохо. Что плохо-то?

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Это не статистика, а жонглирование вырванными из контекста цифрами. Я не рассмтариваю данные сами по себе, а в контексте результатов конкурентов. На мой взгляд всё что нужно знать про российских либералов доведших страну до бесперспектиной нищеты -

71 Flag of Gabon.svg Габон 8 581
72 Flag of Russia.svg Россия 8 447
73 Flag of Saint Lucia.svg Сент-Люсия 8 410
Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Ужас-ужас. Не поеду летом в Италию - придется в Сочи перебиваться с ежей на бобровый сок. ВВП по ППС сами посмотрите?

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Вот вам про продолжитльеность жизни:

140 Flag of Tonga.svg Тонга 70.73 68.18 73.41
141 Flag of Belarus.svg Белоруссия 70.63 64.95 76.67
142 Flag of Russia.svg Россия 70.3 64.3 76.4
144 Flag of Guatemala.svg Гватемала 70.29 68.49 72.19
Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 1 неделя)

Сравните с советским периодом.

Заодно можете посмотреть на количество абортов в СССР в середине 50-начале 60-х. Это к вопросу нынешней рождаемости кстати

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

СССР был по большинству показателей в пятерке. Пик его экономического развития - 1990-ый год на данный момнет представляется недостижимым В ПРИНЦИПЕ. И дело даже не в количетсвенных показателях, а в качественных. Структура экономики из высокоразвитой индустриальной, безнадежно трансфоримровалась в колониально-сырьевую.  Да и большинство ещё пока хорших показателей либеральной России есть нисходящий тренд от проедания наследия СССР, котрое скоро кончится. Да есть какието там нанотехнологии, атом... но это не на долго. А доля этого в общей экономики ничтожна мала и уже номинально, во многих показателях меньше чем у конкурентов. Либералам осталось просрать только космос и атом. Это произойдёт естественным путем через 10-20 лет. И альтернативы этой перспективе не наблюдается.

В тоже время мы наблюдаем что все эти годы богатйшие семьи страны богатели невиданными темпами. Так что факт есть факт - цель сегодняшнего праивтельства не развитие Страны, а обогащение узкого курга элиты, и бесконечные уступки "западным партнерам". Всё по палну Бжизика: "...против России, за счёт России, на обломках России". Да и цели Гитлера давно достигнуты - Россия донор германской экономики. Сырьевой придаток. И не надо воевать! достатоочно завербовать одного человека... Путина.

 

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Drunken sailer
Drunken sailer(9 лет 5 месяцев)

Вчера уже цитировал  Константина Сёмина в каментах к ежедневному вестнику капиталистической пропаганды:

Охранительство - это защита "своих" врагов народа от нападок иностранных врагов народа.

Всеоправдывающий охранительский раж так же отвратителен, как и либерастическое поклонение Западу. И за то, и за другое однажды будут бить. (с)пёрто

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(12 лет 3 месяца)

Точно!

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(12 лет 4 месяца)

Тысяча чертей! Как это верно!

Аватар пользователя kw
kw(9 лет 10 месяцев)

выше зарплаты стали у тех, кто все эти годы повышал свой профессиональный уровень

Клиника.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Согласен с Олегом Макаренко. Лично сам постоянно трачу время на самообразование. Именно это позволило развиваться моему бизнесу. Расти даже в кризис. Необходимо расширять свой кругозор, больше разбираться в вопросах, расти профессионально!

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(11 лет 4 месяца)

                                                                                                     "Учиться, учиться и еще раз учиться!"

 

Думается следует ограничить в каких отраслях сейчас лозунг В.И. Ленина наиболее действенен:

1. В крупный государствообразующих организациях - слишком большая конкуренция за следующую ступеньку карьерной лестницы, структура управления движением обуславливается "сверху"-от руководства, а не "снизу"-от исполнителя и его интеллектуального капитала;

2. В мелких судорожно выживающих фирмах - на первом плане текущие проблемы выживания. О перспективном развитии (в т.ч. обучении) как правило речи не идет, либо это узкая задача руководства. Дело исполнителя: печатать письма/договора, выполнять работы согласно инструкциям;

3. В конструкторских бюро, заводах-производителях - обучение необходимо и должно сразу переходить из теории к практике: только тогда имеет смысл. Поэтому обучение ограничивается узким кругом близлежащих задач и изучением опыта конкурентов;

4. В системе образования - постоянное собственное обучение обязательно!

Поэтому статью предлагаю назвать что то типа: Почему у одних работников ВУЗов зарплаты растут, а у других нет.

Аватар пользователя Олег Макаренко

Профессионализм выше всего ценится в фирмах среднего размера. В маленьких фирмах рост обычно идёт "вместе с фирмой", в крупных -- свои законы, про которые сейчас долго рассказывать.

 

Однако в любом случае никто не мешает менять работу, если ваша квалификация выросла, а на зарплате это не отразилось. Крепостное право отменили в 1861 году.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Большинству лень работать над своими профессиональными качествами. Зато хватает на диван и спор. 

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(11 лет 4 месяца)

"никто не мешает менять работу, если ваша квалификация выросла, а на зарплате это не отразилось" - согласно этим словам теряется инициатива. Кто сказал что я учусь для какого нибудь работодателя? Учусь я для повышения своего потенциала в решении производственных задач. И как только текущий работодатель морально устареет более некоторой величины - он естественным путем будет сменен на иного: участь которого также незавидна. Мне думается у вас причина и следствие - поменялись местами. Поэтому слова "Крепостное право отменили в 1861 году." - нужно талдычить сговорившейся своре руководителей отделов кадров заводов/ВУЗов/КБ которые держат пульс на руке своих работников - пусть они боятся. Мне предки завещали свободу. Если работодатель не будет обучаться вместе со мной, или будет делать это медленнее меня - ему ТБМ-ец.

Интеллектуальный капитал - собственность человека, а не работодателя!

И попрошу в сложившихся обстоятельствах засунуть в ... корпоративный дух и подобное. Эксплуатация персонала - палка о двух концах.

Аватар пользователя Argus
Argus(8 лет 2 месяца)

Любопытно, что вы ищете работу, а не даёте. Только вот он может найти другого работника, а сможете ли вы найти другого работодателя? Безработица и в америке бывает, и появляется она именно от отсутствия работодателя.

Если работодатель возьмёт менее качественного работника -  у него будет хуже продукция и будет меньше денег. Если вы уволитесь - у вас не будет денег вообще.

Палка о двух концах, но один бъёт больнее.

Аватар пользователя Hamulus
Hamulus(9 лет 8 месяцев)

массовая безработица бывает только в отраслях где либо нужна низкая квалификация, либо целая отрасль паразитическая - типа турагентств или рекламщиков
как кризис - их под сокращение всех пускают

там же где нужна высокая квалификация - постоянный кадровый голод в любой стране

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(11 лет 4 месяца)

У меня не стоит задача обанкротить, какого либо, работодателя напроч! У меня задача человеком остаться, а не перенимать повадки крыс и иных мелкошкурных зверьков. Думается, что если такую задачу поставить: цели и средства их достижения меняются. И на происходящее вокруг по другому смотрится. Так что больнее, по вашему, второй конец палки бьет только тех кто встал в нужную работодателю позицию - отклячив заднюю часть боди.

И конечно у меня нет ненависти к работодателю как к таковому. как можно ненавидить неодушевленный предмет? :)

Аватар пользователя Подольский
Подольский(8 лет 8 месяцев)

Профессионализм выше всего ценится в фирмах среднего размера.

Спекулянты-профессионалы? Охотно верю. 

Комментарий администрации:  
*** Батареи Тесла - ни одного взрыва, одни возгорания (с) ***
Аватар пользователя vreditel
vreditel(8 лет 7 месяцев)

После присоединения к болонскому процессу высшее образование в стране практически умерло. Причем так ловко, что никто и не заметил, кажется. Т.е. вместо образования (ловко) продает дипломы.

Комментарий администрации:  
*** отключен (СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с)) ***
Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(9 лет 6 месяцев)

Все циклятся на обычном образовании: школа\институт. Но забывают о том, что учиться и расти личностно надо постоянно: в 30-40-50-60 лет. Мне самообразование очень многое дало. В том числе и хорошую личную жизнь, много интересуют практической психологией, читаю полезные книги, прохожу тренинги. А другие пивко пьют. 

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(11 лет 4 месяца)

yes

Аватар пользователя Shock
Shock(10 лет 1 месяц)

Со всем написанным согласен, но вот слово "тренинги" воспринимаю исключительно в негативном контексте, по причине того, что их зачастую проводят теоретики, никогда не применявшие (проверявшие) свои знания на практике.

Аватар пользователя parhonf
parhonf(8 лет 9 месяцев)

После присоединения к болонскому процессу высшее образование в стране практически умерло. Причем так ловко, что никто и не заметил, кажется. Т.е. вместо образования (ловко) продает дипломы

Надоели эти мантры. Образование умерло, дипломы все продают. МГУ, МИФИ, МФТИ, МАИ, Бауманка и т.п готовят много классных специалистов,в которых учатся умные дети, сдавшие между прочим ЕГЭ.

Аватар пользователя Drunken sailer
Drunken sailer(9 лет 5 месяцев)

Лозунг Ленина звучал " Учиться, учиться и еще раз учиться коммунизму!" Так говорят первоисточники. В капиталистической парадигме образования, даже нарастающего мало, нужно прокачивать навыки взаимного шантажа, всегда присутствующего в отношениях работодателя и работника, на одних знаниях далеко тоже не уедешь. При достижении определенного уровня в иерархической вертикали смотреть на жизнь глазами Человека чревато для карьеры, необходимо смотреть глазами Акулы бизнеса.

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(11 лет 4 месяца)

yes

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(11 лет 6 месяцев)

Лозунг Ленина звучал " Учиться, учиться и еще раз учиться коммунизму!" Так говорят первоисточники.

Разочарую. Первоисточники ничего такого не говорят. Это лозунги из школьных коридоров.

... учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

«Попятное направление русской социал-демократии»

... во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом. 

 «Лучше меньше, да лучше» 

... «Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться

 «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.)

Аватар пользователя kw
kw(9 лет 10 месяцев)

Клиника а не аналитика.

Это не зарплаты растут, это человек переходит c низкооплачиваемой профессии/ставки/должности на более высокооплачиваемую, переходить можно за счёт разных стратегий, можно больше работать, можно работать качественней, а можно обучится и стать более ценным кадром, выбирай любой способ который тебе будет по силам, но это восе не значит что зарплаты растут!

От того что Вася Иванов из дворников перешёл в инженеры, зарплаты что у дворников, что у инженеров не выросли, а даже наоборот упали.

Сделайте разрез по профессиям и посмотрите на динамику ЗП.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

Моя зарплата выросла с 2008 года в почти в 2 раза - на одном месте и на одной должности сижу с 2002 года, если сравнивать с 2002 годом, то заплата выроста раз в 5 (точнее в 4,5 раза).

Аватар пользователя kw
kw(9 лет 10 месяцев)

До 2008 года моя ЗП в течении 4х лет каждый год удваивалась, начинал с копеечной ЗП, студенты больше получали. С 2008 года моя ЗП остановилась. За последние 3 года упала в 2 раза. Моя ЗП зависит в первую очередь от цены на нефть и только потом от всего другого. Надо уходить в другую отрасль, хотя в моём возрасте не компанию/отрасль надо менять по уму, а в начальство идти, но тут ведь как, не стоит начинать заниматься тем, чем не умеешь.

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

Я работаю в связи ( закрытая связь), в начальство не рвусь ( нафиг мне этот головняк) - меня вся устраивает, т.к. моя зп. от нефти зависит сильно опосредовано (т.к. практически никак).

Аватар пользователя TRIBOS
TRIBOS(8 лет 5 месяцев)

Если у вас все хорошо, это ведь значит, что у всех хорошо примерно так же, как и вас, не правда ли?

Аватар пользователя TRIBOS
TRIBOS(8 лет 5 месяцев)

Очень дельное замечание у вас.

Ведь на самом деле, если доход растет у конкретного человека, который еще и карьерист, то из этого совсем не следует рост зарплат по стране. Зарплаты могут и падать, в то время как человек ищет. Конечно, трудно спорить, что самообразование штука перспективная на доход влияет сильнее, чем его отсутствие. Однако ж если и рабочее и свободное время посвящать профессии, то это уже будет не профессия, это будет жизнь. А многие ли согласны делать жизнью свою профессию? Конечно, найти такой род деятельности счастье, а вот что делать например пекарю, если он больше всего на свете любит рассматривать ночное небе через телескоп? Задавить желание души и открыть свою пекарню или начальником отдела своего стать? Смешно же

Страницы