О превратностях исторической памяти и политическом прагматизме. Часть 2 – США-Вьетнам

Аватар пользователя Olvik

В части 1 я проанализировал, как Япония, подвергшаяся в ходе второй мировой войны атомной бомбардировке США, последствия которой сказывались и через десятилетия, постепенно трансформировалась в «непотопляемый авианосец» этих самых США. Не менее поучительно проследить как «всеобъемлющими партнёрами» стали США и Вьетнам, сравнительно недавно (по историческим меркам) столкнувшиеся между собой в ходе одной из самых кровопролитных и жестоких войн в истории человечества. Напомню, что США всерьёз хотели «вбомбить Вьетнам в каменный век» и применяли для этого самые изощрённые методы: ковровые бомбардировки, напалм, фосфорные бомбы, газ «оранж» (от действия которого вьетнамцы страдают и умирают до сих пор). А ведь это не капиталистическая Япония (где нашлось немало интересантов сближения с США), а социалистический Вьетнам, антагонист США «по крови». Как же так вышло?

Кратко об истории Вьетнама

Если о самобытной истории Японии многие имеют некоторое представление (хотя бы по фильмам «Семь самураев», «Сёгун», «Последний самурай» и т.п.), то Вьетнам для абсолютного большинства – экзотика. Тем не менее, логику действий современного Вьетнама трудно понять, не ознакомившись, хотя бы кратко, с его древней и современной историей.

Из глубины веков

Та территория, на которой располагается современный Вьетнам, имеет древнюю историю. Ещё в III веке до н.э. государство Намвьет (ага, Вьетнам наоборот), занимавшее как территорию современного северного Вьетнама, так и обширные районы южного Китая (со столицей в Гуанчжоу), было поглощено китайской империей Хань.

Хотя поначалу китайцы, подобно монголам на Руси, не вмешивались во внутренние дела покоренного народа, ограничиваясь регулярным сбором дани, их владычество сопровождалось не угасавшим ни на минуту сопротивлением. Череда восстаний, в ходе которых даже удавалось ненадолго изгонять китайцев из страны, в итоге окончилась поражением и утратой самостоятельности (к II веку н.э.). Китай начал оказывать сильнейшее влияние на культуру, экономику, политику и религию покоренной страны — влияние, ощущаемое и поныне на каждом шагу.

Долгие восемь столетий Вьетнам находился под китайским владычеством. К XI в., когда к власти приходит династия Ли, страна, сменившая название на Дайвьет (Великий Вьет), по уровню развития уже не уступает самым могущественным державам Дальнего Востока. В XII в. конфуцианство окончательно становится государственной религией Вьетнама, тогда как буддизм и даосизм начинают играть роль народных верований. Окрепшее государство полностью восстанавливает утраченные позиции — в конце XIII в. оно успешно отражает нашествие монголов и даже расширяет свои владения, присоединив северные горные районы и земли южных чамов.

В средние века государство Дайвьет вело активные внутренние и внешние войны, которые вряд ли представляют для нас интерес. Упомяну лишь, что в 1804 г. некий полководец  Нгуен Фук Ань, разгромив очередных повстанцев из соперничавшего клана,  принял тронное имя Зя Лонг, перенес столицу в г. Хюэ и стал первым императором династии, остававшейся на престоле до 1945 г.

Далее, в XIX веке «индокитайским вопросом»  вплотную заинтересовались европейцы, настойчивее других оказались французы. Поначалу, в первой половине XIX в., у Франции было полно других проблем и они действовали во Вьетнаме через миссионеров и авантюристов. Со временем, поднакопив сил, Франция решилась побороться за территории всерьёз и в 1858г. начала военное вторжение во Вьетнам. Франция сумела отвоевать у императора три южные провинции, где в 1862г. возникла колония Французская Кохинхина с центром в Сайгоне. Затихая и разгораясь с новой силой, военное освоение Индокитая Францией продолжалось до конца XIX в., когда в 1887 г. Вьетнам и Камбоджа были объединены в Индокитайский союз, а в 1899 г. к нему добавился Лаос, ставший французским протекторатом к 1893 г. Таким образом, Франция стала обладательницей огромных азиатских владений. 

Новое время

В начале ХХ века в стране развернулось освободительное движение. Одним из его активных участников, а затем и руководителем стал сын сельского учителя Нгуен Ай Куок (широко известный как Хо Ши Мин). Именно он в 1922 г. в Париже создал Межколониальный союз цветных народов, ставший прародителем нынешней Компартии Вьетнама. Немалый вклад в популяризацию коммунистических идей внёс Коминтерн, пестовавший кадры вьетнамских коммунистов (в конце 1920-х гг. в Москве обучалось марксизму более полусотни «аннамитов»).

В 1940 г. на территорию Вьетнама вошли японские войска. Токио вынужден был соблюдать «приличия» в отношении вишистской Франции, заключившей мир со странами гитлеровской оси, поэтому в стране установилось двоевластие. В марте 1945 г. японцы окончательно отстранили французов от власти в колонии, однако их время во Вьетнаме подходило к концу: 15 августа того же года островная империя капитулировала. Ситуацией немедленно воспользовались партизанские отряды Вьетминя, вышедшие из джунглей и всего за 11 дней взявшие под контроль всю страну. 2 сентября 1945 г. в Ханое Хо Ши Мин провозгласил создание независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). 

Французы не смирились с потерей своих бывших владений и в 1946г. начали 1ую Индокитайскую войну, вернув себе за три года контроль над южным Вьетнамом, где в 1949г. было создано государство во главе с императором Бао Даем. Война Севера и Юга шла с переменным успехом, пока помощь Китая, руководимого Мао Цзэдуном, не склонила чашу весов в пользу ДРВ. В итоге Женевское мирное соглашение разделило Вьетнам на Север и Юг по 17-й параллели и предусматривало постепенное объединение страны, которого, однако не произошло. В 1959г. Ханой провозгласил курс на военное объединение страны и поддержал партизанское движение на юге страны (Вьетконг). Правительство Юга в борьбе с коммунистами Севера сделало ставку на американскую помощь. Первые регулярные части американской авиации были переброшены в Южный Вьетнам в 1961г.

Американская война

В 1964г., после инспирированного США «Тонкинского инцидента», начались регулярные бомбежки территории ДРВ, ознаменовавшие активную фазу американской войны во Вьетнаме. Американцы рассчитывали за несколько дней решить вьетнамский вопрос. Однако, не достигнув быстрого успеха, американцы стали наращивать численность своих войск, доведя их к концу 1965г. до 180 000 человек, а к концу 60-х до 550 тыс. человек. Одновременно, они прибегали ко всё более варварским методам ведения боевых действий. Доведённые до исступления упорством вьетнамцев, защищавших свою землю, США обрушили всю мощь своего оружия против населения Вьетнама, воюя с запредельной жестокостью. Ковровые бомбардировки (около 8 млн. тонн различных боеприпасов), напалм, фосфорные бомбы, уничтожение мирных деревень, дефолиант «Agent Orange», отравивший землю Вьетнама на десятилетия и до сих пор вызывающий неизлечимые генетические заболевания у вьетнамцев. Перечень военных преступлений, за которые, по сути, никто не ответил, хорошо известен. Помощь Китая и СССР сыграла решающую роль в конечном поражении американцев.

В марте 1973г. последний американский солдат покинул Вьетнам. К этому времени с вьетнамской стороны погибли три миллиона человек, большая часть – мирные жители. Исход американцев не означал окончания войны. Лишь спустя два года (в апреле 1975г.), несмотря на помощь 26 тыс. американских советников и 4 млрд.$ (огромная, по тем временам, сумма) финансовой поддержки, пало южновьетнамское правительство в Сайгоне. Боевые потери американских войск во Вьетнаме составили без малого 50 тыс. человек убитыми и сотни тысяч раненых. Война оставила глубокий след в исторической памяти и культуре Америки. Более трех десятилетий спустя после окончания войны, в 2007 г., около 2 тыс. военнослужащих США продолжали считаться пропавшими без вести в Индокитае.

2 июля 1976 г. власти официально приняли решение о воссоединении страны и создании Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). В том же году бывшая столица Республики Вьетнам была объединена с примыкающим городом Тёлоном в единую агломерацию, названную именем вождя вьетнамской революции — Хошимин.

«Первая социалистическая война»

При поддержке Советского Союза новому государству удалось добиться мирового признания. 20 сентября 1977 г. страна стала полноправным членом ООН. Отношения с СССР были оформлены в 1978 г. Договором о дружбе и партнерстве. Руководство КНР, напротив, было крайне недовольно Вьетнамом, «изменившим» Пекину с Москвой и активно вмешивавшимся в китайскую политику в Юго-Восточной Азии. В 1978 г. войска СРВ оккупировали значительную часть территории Камбоджи и свергли правящий режим «красных кхмеров», поддержанный Китаем. Кроме того, проводя социалистические преобразования в собственной стране, вьетнамские коммунисты затронули интересы этнических китайцев, традиционно занимавших ключевые позиции в сфере торговли — особенно на Юге. Это привело к массовому исходу китайцев из Вьетнама, в ходе которого страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Утром 17 февраля 1979 г. части Народно-освободительной армии КНР вторглись в приграничные районы Северного Вьетнама. Легко сломив сопротивление пограничников и отрядов местного ополчения, китайские войска заняли Лаокай, Лангшон, Монгкай и другие приграничные вьетнамские города. Началась скоротечная и весьма странная война, во время которой не использовалась авиация, не прерывались дипломатические отношения между воюющими странами и не прекращались их контакты по партийной линии. Уже 5 марта Китай объявил о своей «победе» и начал вывод войск, завершившийся 16 марта. Возможно, в принятии столь поспешного решения сыграл свою роль Советский Союз, оказавший на Пекин сильное давление. Потери сторон в конфликте, получившем ироническое прозвище «первой социалистической войны», до сих пор достоверно неизвестны. Конфликт на долгие десять лет осложнил отношения между СРВ и КНР. Напряжение, воцарившееся на границе двух стран, время от времени выливалось в вооруженные стычки. Несмотря на последовавшее в итоге «замирение», между КНР и Вьетнамом до сих пор сохраняются разногласия по поводу принадлежности островов Южно-Китайского моря.

Новый курс

Авторитарные методы, преобладавшие в руководстве СРВ в эпоху первого секретаря ЦК КПВ Ле Зуана (1969 — 1986), привели к тому, что в середине 1980-х гг. экономика страны была охвачена глубоким кризисом. Смерть всесильного лидера и пример советской «перестройки» побудили руководство вьетнамской компартии провозгласить в 1986 г. курс «Обновления» (вьетн. дой мой), включавший меры по либерализации экономики. К счастью для страны, вьетнамские лидеры все-таки предпочли руководствоваться на пути преобразований не советским, а китайским опытом...

1990-е гг. не слишком благоприятствовали Вьетнаму. С распадом СССР страна лишилась своей главной опоры, а интеграция в мировую экономику осложнялась враждебным отношением США. Однако все трудности лишь стимулировали проведение реформ, позволив явить миру очередное «чудо»: из бедной тоталитарной страны Вьетнам внезапно превратился в самодостаточную и быстро развивающуюся державу, экономический рост которой не смог затормозить даже разрушительный Азиатский кризис 1997 — 1998 гг. Новая эпоха принесла смену внешнеполитических приоритетов: в 1991 г. полностью нормализовались связи с Пекином, а три года спустя были восстановлены дипломатические отношения между Вьетнамом и США. В 1995 г. СРВ стала членом авторитетной организации АСЕАН, а в 1998 г. - членом АТЭС. В 2004 г. очередной саммит стран — членов АСЕАН был проведен в Ханое.

Как и почему США начали сближаться с Вьетнамом?

Так получилось, что сближение США с Вьетнамом пришлось на начало 90х и совпало с распадом СССР. Вьетнамские коммунисты потеряли, в значительной мере, материальную помощь и поддержку коммунистов СССР, чем почти сразу не преминули воспользоваться геополитические противники. Они оперативно нашли достойное место своему бывшему непримиримому противнику в своих стратегических планах противостояния Китаю в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995г. США официально объявили о нормализации дипломатических отношений с Вьетнамом. В 1997г. страны обменялись послами. Затем, в 2000г., Билл Клинтон стал первым президентом США, официально посетившим Вьетнам после окончания войны.

Было подписано американо-вьетнамское двустороннее торговое соглашение. После чего торговый оборот стал неуклонно расти – с 451млн.$ в 1995г. до 35млрд.$ в 2014г. и 123,8млрд.$ в 2022г. (российско-американская торговля никогда не превышала 35млрд. $, российско-вьетнамский товарооборот оценивается в 3млрд. $, т.е. в 40 раз меньше американо-вьетнамского).

Позднее, американские президенты довольно регулярно посещали Вьетнам: 2006г. – Джордж Буш; 2016г. – Барак Обама; 2017г. – Дональд Трамп; 2023г. – Джо Байден.

Посещали США (начиная с 2005г.) и вьетнамские руководители. В 2013 году, во время визита в США президента Вьетнама Чыонг Тана, между Вьетнамом и США было подписано «Соглашение о всеобъемлющем партнёрстве». Российско-вьетнамское стратегическое партнерство стало называться «всеобъемлющим» с 2010г. Декларации о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве» у Вьетнама есть также с Китаем, Южной Кореей и Индией. Хотя, тот же Сергей Караганов считает «стратегическое партнерство…довольно бессмысленным термином», прикрывающим «любые отношения, кроме откровенно враждебных». Первый визит в США генерального секретаря Компартии Вьетнама состоялся в 2015г.

Итак, что же толкнуло вьетнамских коммунистов, предки которых насмерть стояли за родную землю, в объятия своих заклятых американских врагов? Если кратко и просто – экономическая выгода от сотрудничества и поиск союзника против Китая, который для Вьетнама оказался «более экзистенциальной» угрозой, нежели США. Теперь подробнее.

Главным мотивом сближения для обоих «партнёров» стала обеспокоенность растущей мощью Китая. Для США заигрывание с Вьетнамом стало элементом обозначившейся как раз в начале 2010-х стратегии на «сдерживание» Китая, окружение его кольцом военных баз и максимальное обострение отношений Китая с соседями (Индией, Японией, Южной Кореей и т.п.). Можно с уверенностью констатировать, что именно США и стали инициатором нормализации отношений и установления более тесных связей, прежде всего в экономке и, как следствие, в области «обеспечения безопасности». США с 2010-х годов укрепляют оборонное сотрудничество с Вьетнамом, ранее находившееся практически на нулевом уровне, именно в контексте противодействия Китаю. В 2011 году Хиллари Клинтон, будучи госсекретарём США, в своей статье в журнале Foreign Policy провозгласила стратегию «поворота к Азии», главной идеей которой было перенесение основного внимания США в сфере внешней политики в Азиатско-Тихоокеанский регион. Вьетнам в этой стратегии занял особое место. В том же году страны провели совместные военно-морские учения. Теперь они проводятся каждый год. В 2011-м также был подписан меморандум о взаимопонимании в области оборонного сотрудничества.

И тут подвернулся Маккейн

Активную роль в потеплении сыграл ветеран войны, сенатор от американского штата Аризона Джон Маккейн. В 1967—1973 гг. он находился в плену у вооружённых сил Северного Вьетнама, после того как его самолёт сбили в небе над Ханоем. Тот самый Маккейн, про которого В.В.Путин в 2011г. сказал: ««Господин Маккейн, как известно, попал в плен во Вьетнаме и просидел не просто в тюрьме, а в яму его посадили. Он просидел там несколько лет. У любого человека крыша съедет, поэтому чего там еще говорить» (в дальнейшем, об этом выступлении в официальных источниках старались не упоминать, я вспомнил о нём, так как в то время оно произвело на меня яркое впечатление и отложилось в памяти). Понятно, что публично униженный национальный герой Америки до самой смерти оставался самым яростным врагом России.


Именно Маккейн в 1991—1993 гг. руководил специальной комиссией сената США, которая постановила, что во Вьетнаме больше не осталось американских военнопленных. Выводы этой комиссии и позволили США начать нормализацию отношений с Вьетнамом.

Сам Маккейн впервые после освобождения из плена посетил эту страну в 1985 году и с тех пор часто там бывал. В свою очередь вьетнамские военные встречались с сенатором, приезжая в Вашингтон (на фото).  В 2015-м Маккейн активно ратовал за снятие эмбарго на поставки вооружений Ханою и предоставление Вьетнаму большого количества американского оружия. В 2016-м администрация Обамы пошла на этот шаг. В Ханое установили памятную стеллу «в честь сбития Маккейна» и сильно горевали, когда он издох в 2018г.

Зачем это США?

1.   Фактор геополитики. Основной соперник США – Китай, в противостоянии с которым все средства хороши. Стремление иметь в лице Вьетнама если и не 100% союзника, то хотя бы нейтральную страну. Доступ США к Южно-Китайскому морю — принципиальный элемент системы сдерживания КНР. Если это море можно с помощью распространенного клише по праву назвать китайским «задним двором», то для Вьетнама это — парадные ворота. Конечно же, говорить о способности Ханоя противостоять Пекину в случае открытого военного конфликта не приходится. Но значительно повысить издержки Китая Вьетнаму вполне по силам. И как раз с этим могут помочь США.

2.   Экономический фактор. Вьетнам – рынок сбыта для американских компаний и, одновременно, поставщик сравнительно дешевых товаров на американский рынок (текстиль, обувь, электроника). В расчёте на дешёвую вьетнамскую рабочую силу свои фабрики здесь разместили многие мировые бренды (Nike, Adidas,  New Balance и т.д.). Каждый год Вьетнам производит более миллиарда пар обуви для всего мира (я и сам, будучи во Вьетнаме в 2019, купил аутентичные беговые кроссовки Nike Flyknit вдвое дешевле, чем в магазинах Nike в России, правда, без фирменной коробки). Более того, вступив в технологическую конфронтацию с Китаем, США видят во Вьетнаме альтернативу в получении сырья и ключевых производственных навыков для сектора высоких технологий. В последней поездке Байдена во Вьетнам его сопровождали руководители ведущих технологических компаний США: Google, Intel, Boeing и GlobalFoundries. Однако, сами вьетнамцы признают, что смогут поставлять современные микросхемы на мировой рынок лишь через несколько лет (при условии значительных инвестиций в производство). Помимо обычных товаров, Америка очень рассчитывает заместить Россию в качестве основного поставщика всего спектра вооружений для Вьетнама. Так,  Байден в ходе последнего визита поспешил воспользоваться ситуацией, предложив Вьетнаму «помощь в диверсификации военных закупок» в обмен на отказ от российских контрактов. 

3.   Проекция «мягкой силы». Надо отдать должное американцам – даже если они не собираются использовать в своих интересах ту или иную страну прямо сейчас, они заблаговременно, в расчёте на будущее, готовят кадры для национальных элит. Так, Вьетнам занял высокое шестое место по числу студентов, обучающихся в США – их число 21.6 тысяч (на 2021г.). В России таких студентов только 3 тысячи. В США проживает двухмиллионная вьетнамская диаспора из числа бывших граждан Южного Вьетнама. Это значительный элемент электоральной базы, который учитывается в межпартийной борьбе. Немалую роль в процессе нормализации ситуации сыграли контакты по линии преодоления тяжелого наследия войны: поиск останков погибших военнослужащих, сбор и обмен информацией о пленных и пропавших без вести.

Зачем это Вьетнаму?

1.  Геополитика. Как отмечалось выше, за многовековую историю отношений между Вьетнамом и Китаем накопилось много противоречий, иногда приводивших к прямому военному столкновению. И всегда Вьетнам стремился иметь союзника в противостоянии с Китаем. В прошлом веке таким союзником был СССР. Однако, с распадом СССР и наметившимся сближением России с Китаем, единственным реальным союзником для сдерживания Китая стал бывший враг-агрессор – США. Военное строительство Китая на островах Спратли (Наньша) вызывает озабоченность всех соседних государств. Для Вьетнама, страны, которая узкой полосой растянулась вдоль побережья, вопросы защиты своих границ в Южно-Китайском море имеют стратегическое значение. Ещё один определяющий фактор — перспективы добычи полезных ископаемых (нефти и газа на морском шельфе), на которые также претендует Китай.

2. Экономика. Для Вьетнама США – один из крупнейших торговых и инвестиционных партнёров (сейчас в стране реализуются 1150 американских инвестпроектов). Вьетнам придерживается прагматичной стратегии «не класть все яйца в одну корзину», чтобы иметь альтернативу экономическому сотрудничеству с тем же Китаем, который является сейчас крупнейшим торговым партнёром Вьетнама.

3.  Гуманитарное сотрудничество. Вьетнамцы заинтересованы в гуманитарном сотрудничестве в преодолении последствий войны, которое предложили американцы. Обе стороны сотрудничают в реализации проекта по очистке почвы на территории аэропорта Бьенхоа, поддержке людей с ограниченными возможностями в загрязненных диоксином районах, оказанию помощи в проектах по разминированию, а также поиску, экспертизе найденных останков солдат, погибших во время войны. Вьетнам также координировал свои действия с США по поиску, идентификации и возвращению в США останков 733 пропавших без вести американских солдат.

Кейсы США-Япония и США-Вьетнам – сходства и отличия

Проще найти и перечислить сходные обстоятельства. Обе страны «претерпели» страшные, бесчеловечные злодеяния со стороны США. Жертвы исчисляются сотнями тысяч (со стороны Японии) и миллионами (со стороны Вьетнама). В обоих случаях американцы не сочли нужным извиняться и заглаживать вину или длить конфронтацию, а, руководствуясь народной мудростью «кто старое помянет..», предпочли в новых геополитических условиях использовать бывших врагов в собственных интересах против своих «экзистенциальных» врагов – России и Китая. Здесь и политический, и экономический, и военный аспект. Особо следует подчеркнуть, что  в обоих случаях американцы следовали продуманной стратегии, рассчитанной на многие годы (Вьетнам) или десятилетия (Япония), вне зависимости от партийных предпочтений (республиканцы/демократы).

И Япония, и Вьетнам исповедуют в отношениях с США политический (в основе, экономический) прагматизм, во многом ориентируя свои экономики на товарообмен с ёмким американским рынком. Конечно, учитывая разный объём экономик Японии и Вьетнама, характер экономического взаимодействия отличается. Но и начали японцы на 50 лет раньше.

Обе страны, мягко говоря, недолюбливают Китай. И Япония, и Вьетнам имеют многовековую историю военной конфронтации с Китаем: первый японо-китайский конфликт (битва при Пэккане) произошёл в 663 году н.э., а вьетнамцы находились под китайским «игом» аж 8 столетий, начиная с II века н.э. Так что, в генетической памяти поколений, несмотря на все ужасы американских злодеяний, страх перед Китаем превалирует. И США, для обоих государств, в современных условиях выступает неким гарантом от проблем на случай серьёзных обострений с поднявшимся Китаем.

Что касается различий, то главным видится совершенно различные стартовые условия «сближения» и, как следствие, методы его практического осуществления. В случае с Японией, мнения японцев никто не спрашивал. Американцы, на правах победителей, учредили оккупационную администрацию и трансформировали императорскую Японию в «либерально-демократическое» государство под бессменным руководством одноимённой политической партии (хотя формально Япония и остаётся парламентской монархией). И эта партия обеспечивает параметры союза США-Япония в интересах американцев. А 100% гарантией лояльности японцев является фактическая американская оккупация Японии с того самого 1945г. (о чём прямо заявил В.В.Путин).

Не так в случае с Вьетнамом. В отличие от побеждённой и капитулировавшей Японии, Вьетнам, несмотря на чудовищные потери, по факту можно считать победителем в схватке с США. Поэтому, ни о каком навязывании союза силой не могло быть и речи. Более того, трудно представить себе более идеологически враждебный для США государственный строй нежели коммунистический Вьетнам (разве что, коммунистический Китай). Но ни капиталистов США, ни коммунистов Вьетнама это не остановило: потенциальные выгоды «всеобъемлющего партнёрства» превзошли идеологические и исторические разногласия. Ну, что США в угоду правящим элитам и в силу превратного видения своих «национальных интересов» готовы сотрудничать хоть с «чёртом лысым» не удивительно. Но что заставило проводников коммунистических идей, ярых противников мирового империализма искать союза с оплотом этого самого империализма, даже с учётом всех выгод такого союза?

Думается, отправной точкой для вьетнамских коммунистов стали процессы перестройки в СССР, смысл и перспектива которых стали уже вполне понятны к 1986г. Именно в этом году во Вьетнаме, после смерти генсека ЦК КПВ Ле Зуана, была принята политика обновления «Дой Мой». А после распада СССР процессы поиска своего пути к социализму лишь ускорились. Полное представление об «обновлённом пути к социализму» во Вьетнаме даёт программная статья Нгуен Фу Чонга Генерального секретаря ЦК компартии Вьетнама (он одновременно занимал пост президента Вьетнама в 2018-2021 гг.). Он пишет:

Раньше, когда существовали СССР и мировая социалистическая система, вопрос о том, идти ли Вьетнаму к социализму, не обсуждался. Это было вне всяких сомнений. Но после уничтожения (!) социалистического строя в Советском Союзе и во многих странах Восточной Европы, после того как мировое коммунистическое движение оказалось в кризисе, вопрос о перспективах социалистического развития стал темой многочисленных дискуссий и даже жарких споров.

Но крушение СССР не связано, по Фу Чонгу, с ошибками марксистско-ленинской теории. Ошибались те, кто превозносил и превозносит капитализм, который «не способен преодолеть присущие ему противоречия». Далее следуют многочисленные (и вполне справедливые) обличения язв современного капитализма и констатация:

наша партия и народ с решимостью ведут Вьетнам по социалистическому пути на основе марксизма-ленинизма и идеологии президента Хо Ши Мина

А чтобы не сбиться с курса, вьетнамские коммунисты готовы, среди прочего, «развивать рыночную экономику с социалистической ориентацией». Достаточно вольная трактовка идей марксизма-ленинизма. Но вполне в русле «социализма с китайской спецификой», который дал впечатляющие результаты в Китае. Да и в самом Вьетнаме новый курс, по свидетельству Фу Чонга, привёл к увеличению дохода на душу населения в 17 раз и сделал экономику Вьетнама четвёртой по величине в АСЕАН.

Итак, идейно гибкие вьетнамские коммунисты не видят ничего зазорного во «всеобъемлющем партнёрстве» с американским империализмом, многочисленные пороки которого они гневно обличают. Того самого империализма, который развязал крайне жестокую войну против Вьетнама, унесшую жизни свыше 3млн. вьетнамцев. Возможно, такой прагматизм имеет оправдание. Ведь альтернативой служит судьба Кубы или КНДР. К тому же, в отличие от Японии, Вьетнам вполне самостоятелен в своей внешней политике, поддерживает связи и с Россией, и с Китаем. Вполне модная ныне «многовекторность».

Хотелось лишь пожелать вьетнамским товарищам не забывать опыт позднего СССР, который также налаживал взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Западом, объявил о разрядке и мирном сосуществовании. И пропустил серию ударов, от которых не смог оправиться. Так что, заигрывание «путешественников в социализм» с Западом, как показывает опыт того же Китая, неизбежно заканчивается конфронтацией (пусть и при сохранении экономических связей, болезненно выгодных обеим сторонам). И тут важно вовремя выбрать «светлую сторону силы», которую должна (вроде бы) безошибочно указать историческая память.

 

Список основных источников

1.       Вьетнамский синдром: как США укрепляют связи с бывшим военным противником – RT на русском, 2014

2.       Американцы вошли во Вьетнам – Коммерсант, 2023

3.       Американо-вьетнамское «всеобъемлющее стратегическое партнерство»: символика и содержание – Международная жизнь, 2023

4.       Вьетнамская рулетка: Россия, Китай или США? – РСМД, 2014

5.       Продвижение всеобъемлющего партнерства Вьетнама и США с открытым видением – Вьетнамский ресурс MEGA-STORY, 2023

6.       Исторические вехи в отношениях между Вьетнамом и США - Вьетнамский ресурс MEGA-STORY, 2023  

7.       США хотят, чтобы Вьетнам стал их новым лучшим технодругом –Wired Magazine, США, 2023.

8.        Некоторые теоретические и практические вопросы социализма и пути Вьетнама к нему – Нгуен Фу Чонг, 2021

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Почти всё так, но не совсем. Во Вьетнаме две исторические памяти. В Южном Вьетнаме помнят то, что северяне их оккупировали. А США защищали их от северян. И вьетнамцы США помнят, что США спасли их от тюрьм и смерти. 

А вот вьетнамские дети при встречи задают вопрос "Where are you from?". "Russia". Они задумываются "Что это за страна?"

Северные и южные вьетнамцы сильно различаются. Южане пьют крепкий кофе, а северяне - зелёный чай (тоже крепкий, не как китайцы). И какая между ними может быть дружба?  

Аватар пользователя vleo
vleo(9 лет 9 месяцев)

Вы говорите неправду. Сами знаете об этом или добросовестно заблужюетесь? У меня мать во Вьетнам надавно ездили и совершенно другие впечатления. Во всяком случае там на русском языке кругом надписи.

Аватар пользователя Alex Arx
Alex Arx(8 лет 3 месяца)

Антюр объездил всю Среднюю Азию, особенно Узбекистан. Бывал ли он во Вьетнаме? По-моему, он говорил, что бывал... )

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Я четыре года работал во Вьетнаме. В Вунгтау. Курортный городок. У меня там было хобби. В сб/вк ходить по горам. За предалами Вунгтау дети про такую страну как Россия не знают. 

Но нужно сказать, что дети во Вьетнаме какае-то странных. За "заборчиком" (живая изгородь, 0,5 м) стоят наши ракеты С-200. И дети на них плохие слова не написали. 

Аватар пользователя Kukuha
Kukuha(1 год 9 месяцев)

Вообще говоря, надо быть дауном, чтобы не знать самую большую страну, хотя бы из-за географии. Ну или как вариант, образование там сильно специфическое.

Аватар пользователя BobbyDigital
BobbyDigital(2 года 10 месяцев)

Наши дети знают столицы многих стран, даже мелких. Видать образования там отсутствует, а нахрена оно рабу который будет всю жизнь штамповать кроссовки 

Аватар пользователя a.pythe
a.pythe(2 года 1 месяц)

За предалами Вунгтау дети про такую страну как Россия не знают.

А если в российской деревне спросить деток про Вьетнам? :)))

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Головной текст про что? Про наших детей? 

Аватар пользователя a.pythe
a.pythe(2 года 1 месяц)

Так я ж не про головной текст. Ваш тезис: во Вьетнаме не помнят про Россию, доказательство - дети в деревнях не знают, что это за слово такое. Тезис сомнительный, что своим доводом я и проиллюстрировал. Дети в деревнях много чего цивилизационного не знают. Впрочем... в семидесятые в СССР в любой деревне про Вьетнам люди знали...

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

В СССР дети знали про то, про что им говорили коммунияты. Так же и во Вьетнаме. Дети знают про то, про что им говорят коммунисты. 

Аватар пользователя HuoBO-SS
HuoBO-SS(7 месяцев 6 дней)

Дети, в целом, могут знать о внешнем мире только то, что им передадут родители и учебные заведения.

Первые сами бывают разной эрудированности и с разным желанием  или (и) возможностями передачи знаний, основной базис знаний должны передать вторые.

Какое качество образования, такие и дети. Вне зависимости от географического расположения.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

Я анализировал, больше, геополитический аспект.

Что касается влияния вьетнамской диаспоры в США и различие в "исторической памяти" по линии Север-Юг - у меня нет достаточной информации, чтобы доказательно рассуждать об этом.

Мои личные впечатления относятся к Нячангу, где я был в 2019г. Некоторые там понимают русский, экскурсии на русском проводит вьетнамский гид, который обучался в Дальневосточном университете (вьетнамский гид - обязательное условие для всех экскурсий, организуемых нашими турфирмами). Обязательным элементом большинства экскурсий является посещение местного музея истории войны и памятников, с ней связанных.

Аватар пользователя дыня
дыня(10 лет 4 месяца)

Брехня. Откровенная. По всем пунктам.

Аватар пользователя And Se
And Se(1 год 6 месяцев)

Южане пьют крепкий кофе, а северяне - зелёный чай 

Не! Ну, если так, то конечно! А с какого конца они там яйца куриные  разбивают не выяснили? В некоторых случаях это имеет решающее значение.

Аватар пользователя Extremalist
Extremalist(7 лет 4 месяца)

В Южном Вьетнаме помнят то, что северяне их оккупировали

Вранье. Сколько с южанами не общался (включая отсидевших после войны) - нет такого.

Да и кофе пьют ВСЕ (тут вообще страна кофе), как и чай - только последний часто со льдом (когда жарко).

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

С какой стати они будут раскрываться перед фарангой? 

Культуру пития кофе в Южный Вьетнам принесли французы, а культуру пития зелёного чая в Северный Вьетнам - китайцы. Скажу больше. Северные и южные (без дельты Меконга) вьетнамцы - это разные расы. У них разный менталитет. Центральный Вьетнам – это микс. Французы слепили этнос «вьетнамцы» из разных рас. Это важные тонкости в контексте головного текста. Если Вы их не видите, то и ладно. 

Аватар пользователя Extremalist
Extremalist(7 лет 4 месяца)

С фарангами это вам западнее - в Таиланд. Тут термин и его смысл другой.

Да и я после 15 лет здесь уже давно не чужой, с кучей старых друзей и семьей жены (угу, женишься тут на всем клане сразу, так что родственников у меня тут под тысячу в результате, половину даже по именам не помню).

Что северные и южные разные - правда. Южные северных даже понимают плоховато. Это исторически - южные (и почти весь центр) - чампы (кхмерская империя, они же кстати Сайгон и основали), северные - вьеты. Называть кого-либо тут китайцем - не советую, можно невозбранно и в глаз получить.

Но вот менталитет скорее деталями отличается, удалось им связать в единое целое страну. Ну кроме тямов (горных евреев), те вечно на своей волне. И уж точно у ребят нет никакого желания разделяться опять.

Не верите тем, кто здесь живет - ну и ладно.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Нужно только учитывать, что южные вьетнамцы воевали с северными не за США, а сами за себя. 

У меня сложилось впечатление, что южные вьетнамцы - это, главным образом, "полинезия". Чамы совсем другие. Но это трудно уловимы тонксти. 

И уж точно у ребят нет никакого желания разделяться опять.

Коммунисты жёстко держат Вьетнам. А вот представте ситуацию, если 500 тыс. южных вьетнамцев вернутся на родину и проведут реституцию.  

Аватар пользователя violettaru
violettaru(7 лет 4 месяца)

Сама удивляюсь - как так возможно: сербы не прокляли амеров, а евреи поголовно эмигрировали из СССР в Германию... Мне это не понять.

Аватар пользователя vleo
vleo(9 лет 9 месяцев)

Это не имперские нации.

То же и вьетнамцы по сравнению с китайцами.

Имперские нации не злопамятны, но зло помнят и память у них хорошая.

Аватар пользователя Ховеш
Ховеш(1 год 10 месяцев)

Vleo!

В Германии много русских.

   Но в чём-то Вы правы. Русские – имперский народ. Может на таком отсеве в далёкие заграницы он и сохраняется имперским на своей родине? Знаю, что многие русские немцы хотят наплевать на свою «историческую родину» и вернуться в Россию. Вернутся, или нет, это другая тема.

Аватар пользователя sev63
sev63(3 года 3 месяца)

Ну и Русские тоже завидовали Финам, Немцам и даже Полякам с Болгарами во времена СССР, хотя память должна была быть!

Человек живет один раз! Верить можно, что есть перерождение, но все все равно, все хотят жить хорошо сейчас.

А для маленького человека, ни СССР ни тем более Россия так и не сотворили нормальный пример для подражания. А если нет нормальной альтернативы то смысл дергаться. Запад смог и сейчас большинство все равно в него верят, несмотря на проблемы.

Ну и не забываем, что если ты хороший работник-специалист то у тебя везде жизнь сложится.  А зарплата и условия там были лучше поэтому и стремились...

Комментарий администрации:  
*** отключен (геббельсовщина) ***
Аватар пользователя Aleks Братский

Евреи перед ВМВ перебирались из Польши в Германию ) , к Гитлеру ) , вот такой кунштюк.

Аватар пользователя gabitus
gabitus(11 лет 8 месяцев)

какая странная штука человеческая психология, и у автора и у вас хочется спросить, Россия не торгует с Германией, или в Германии русских нет

Аватар пользователя Галс
Галс(7 лет 3 месяца)

Мне очень понравилась ваша статья, читаю вас впервые. Сейчас же прочитаю вашу заметку об Японии. 

 Ситуация описана реально, во всяком случае я был во Вьетнаме в 2005 в северной и южной столицах. Изнутри видел совместную работу японских и вьетнамских инженеров по строительству нового здания аэровокзала, вникал в детали. 

Вьетнаму были необходимы инвестиции, технологии и компетенции и они их получили и продолжают получать. В основе только прагматичный подход. 

 Вашу статью можно было бы дополнить рядом фактов, бегло война во Вьетнаме неразрывна с войнами в соседних Юго-Восточных странах, где общее число погибших порядка 30 млн.

 Вьетнам ни при каких условиях самостоятельно не смог бы победить, США не планировали сворачивать войну, но их. остановило то, что в течении 2-х дней было сбито, если не ошибаюсь, 17 фантомов, а это говорит о том, чтобыл создан алгоритм работы ПВО. В действительности был разработан математичекий алгоритм и на его основе начала работать ПВО. После этого Никсон свернул войну, так мог потерять 95% авиации.

 В войне между КНР и Вьетнамом победил ВЬЕТНАМ. Вьетнамцы поступили хитро они дали возможность войти, а потом методично и спокойно преимущественно с помощью сил спецназа нанесли  поражение армии КНР. Через две недели зам.министра иностранных дел Вьетнама прилетел в Пекин и долго извинялся за то, что Вьетнам победил КНР. Эту историю в деталях мне рассказывал вьетнамец, мой сосед, который был сыном одного из Вьетнамских военачальников героев войны.

 Во всем есть свои ньюансы, которые просто так не увидеть.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

Спасибо! Очень интересные детали. 

Жаль, что в 90-х мы не сумели (не захотели) дать им "инвестиции, технологии и компетенции", сориентировавшись на Запад.

Теперь многое  в наших отношениях приходится восстанавливать чуть ли не с нуля (за исключением, пожалуй, вооружений).

Аватар пользователя Anunah
Anunah(1 год 3 месяца)

Жаль, что в 90-х мы не сумели (не захотели) дать им "инвестиции, технологии и компетенции", сориентировавшись на Запад.

Здесь и сейчас полно людей, которые считают, что СССР бесцельно "кормил полмира". Штаты не бояться это делать и пока на плаву. 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Эту историю в деталях мне рассказывал вьетнамец, мой сосед, который был сыном одного из Вьетнамских военачальников героев войны.

Это сказки. 

Аватар пользователя Will
Will(8 лет 3 месяца)

По себе не суди.  Если ты безапелляционно несёшь пургу, это автоматом не обозначает, что это делают другие.

Обычно нормальные, вменяемые люди, утверждая что-то не приводя доказательств, употребляют словосочетания : " мне кажется", " из моего опыта", " я когда был в глухой деревне во Вьетнаме , задал вопрос" и тд и тп, но не в твоём случае.

 Сначала ты выдаёшь свои хотелки ( мнение) за аксиому. А потом так же безапелляционно, без доказательств, подвергаешь чужое, которое кстати чел подстраховал фразой, что ему кто-то что-то рассказал, отрицанию.

Аватар пользователя Пепелац 2.0
Пепелац 2.0(1 год 9 месяцев)

Поддерживаю. Особенно когда из разговоров с мифическими - ладно, пусть не мифическими - детьми делаются выводы, как из полноценных социологических опросов... Я вот тоже был во Вьетнаме, целенаправленно общался с русскоязычными иммигрантами и их вьетнамскими семьями, естественно, обзавёлся кучей впечатлений, но как- то и в голову не могло прийти делать на их основе такого рода обобщения.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Да. Это мои наблюдения. Наблюдения - вполне научный метод. Молодое поколение вьетнамцев имеет смутные знания о СССР и России. 

Аватар пользователя Пепелац 2.0
Пепелац 2.0(1 год 9 месяцев)

Молодое поколение любой страны имеет смутные представления об истории вообще. Выделять именно вьетнамцев - некорректно. Это тоже на основе личных наблюдений во многих странах.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Мы обсуждаем Вьетнам. Следите за контекстом. 

Аватар пользователя Пепелац 2.0
Пепелац 2.0(1 год 9 месяцев)

Слежу изо всех сил. Вы выделили вьетнамскую молодёжь, я указал на некорректность такого выделения.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Я детально разбирался в этом вопросе. Франция заключила с Китаем договор о границе. Это сегодняшняя граница Вьетнама и Китая. Во время войны вьетнамских коммунистов с французами Китай отодвинул гранцу на 12 миль на свою территорию. Это востчные хитрости. У вьетнамских коммунистов там были базы, а французские войска перейти юридическую гранцу не могли. Так сложилась "историческая" граница между Китаем и Вьетнамом. После объединения Вьетнама он не захотел возвращать Китаю его территорию. Китай забрал её силой. Просто ввёл войска до юридической границы. У Вьетнама там было только ополчение. А миру показали "картинку". Ещё мне несколько вьетнамцев рассказывали, что своими глазами видели пулемётчиков, которые сошли с ума. Типа, китайцы наступали "морскими волнами" - цепь за цепью в полный рост. А пулемётчики их косили, кослили, косили ... и сходмли с ума. 

Мир переполнен сказками. А на АШ мы обсуждаем факты. Реальных фактов по той войне в публичном поле не имеется. Только сказки. 

Аватар пользователя Liker
Liker(8 лет 5 месяцев)

Спасибо АндерсенТюр, какие факты в постмодерне, мы обсуждаем интерпретации.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

Люди не задумываются о простых вещах. Например, почему нет реальных фактов о той войне? Почему "гуляют" только свидетельства "очевидцев"? Почему Китай наступал по горным тропам, хотя часть границы проходит по равнине? ЧИ что означает "историческая граница" в сообщениях ТАСС в период того конфликта? 

Аватар пользователя Liker
Liker(8 лет 5 месяцев)

Зато известны некоторые результаты, Китай не продлил договор о дружбе сотрудничестве и взаимопомощи с СССР. Неплохое начало новой политики Ден Сяопина.

Аватар пользователя IrkEnIA
IrkEnIA(10 лет 9 месяцев)

И от меня тоже спасибо!

Эпизоды декабря 1978-марта 1979 гг. у меня в памяти запечатлелись чётко. Такие свидетельства существенны для понимания "Модерна", или просто истории.

smile18.gif

 

Аватар пользователя Галс
Галс(7 лет 3 месяца)

 Перед Новым годом видел сына вьетнамца, то есть внука героя войны. Тот сообщил мне, что отец, которому 72 перенес инсульт, сейчас лежит отходит.

 А история была рассказана мне 3 года назад, вьетнамец без маразма. 

Так что было, так как я написал. 

Аватар пользователя Юрий555
Юрий555(1 год 7 месяцев)

У меня знакомый (уже пожилой человек), учился в 70-х МГУ. И там на курсе у них был вьетнамец, бывший диверсант. Рассказывает, что забирался на американские базы и по-тихому вырезал десятками спящих солдат.

Аватар пользователя Разочарованный странник

Мне думается, что при обострении отношений между США и Китаем янки вполне могут использовать Вьетнам наподобие укры. Они любят воевать чужими руками, особенно, когда есть желающие.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

Маловероятно.

Всё-таки, вьетнамские коммунисты прочно контролируют информационное поле и такую промывку мозгов, без которой не возможна Украина 2.0, наверняка не допустят.

Для американцев хорошо было бы уже то, что вьетнамцы не встанут на сторону Китая, хотя кто знает, как оно может обернуться через несколько лет!

Аватар пользователя Liker
Liker(8 лет 5 месяцев)

Всё-таки, вьетнамские коммунисты прочно контролируют информационное поле

Интересный момент, довольно тонкая игра вьетнамских и китайских элит, разделение экономического и идеологического уровня. Рынок глобальный, а идеология своя собственная. Иными словами, у простых китайцев и вьетнамцев поддерживается национальная картина мира.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

Именно!

То, что можно и нужно было делать КПСС вместо "перестройки".

На верху просто не оказалось умных лидеров, а пьяница Ельцин лишь довершил разгром

Аватар пользователя Галс
Галс(7 лет 3 месяца)

Прочитал вашу первую статью о Японии. Просто отлично написано и точно передано внутреннее настроение общества.

Могу добавить, что японцы умеют прислушиваться и понимать позицию второй стороны. Причем иной раз они отменяют ранее разработанные и утвержденные решения практически без бурных эмоций. Это относится и к менеджерам и к политикам. Покоряет динамичность нации и одновременно простота в общении.

 Ваш посыл в начале статьи о будущем установлении взаимоотношений между Россией и Украиной после войны на основе примеров, аналогий и аргументов должен быть осмыслен, понят и приведен в исполнение. 

Аватар пользователя Liker
Liker(8 лет 5 месяцев)

Народная память не имеет значения, историю можно переписать. А элита не предаёт, а постоянно ищет выгодные варианты. В принципе если варианты выгодны не только элите и страна при этом развивается, то в общем ничего нет плохого в вариантах.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

В самом первом, грубом приближении - это верно.

Поэтому, я и написал, как и за счёт чего сложились эти самые "варианты".

Если же рассуждать (как это делает наш Президент, и не только) о "цивилизационном выборе", то не все варианты "одинаково полезны". У каждой нации, в таких категориях, свой путь, своё предназначение (как и у каждого человека), и прагматизм, зачастую, уводит с этого пути.

То, что воспринимается как тактическая победа, в долгосрочной перспективе может оказаться стратегическим поражением.

Аватар пользователя Liker
Liker(8 лет 5 месяцев)

Это сложная игра, США постоянно требует уступок в идеологии в обмен на экономические преференции. Разрешение на работу НКО, признание "общечеловеческих"ценностей и т.д.

Со стороны богатовекторной стороны это похоже на гравитационный манёвр, можно ускорится, а можно не совладать с гравитацией и грохнуться.

Аватар пользователя Olvik
Olvik(5 лет 8 месяцев)

Да, идеологический, информационный аспект у них всегда идёт вместе с экономическим. У них есть чему поучиться.

Я буду писать об этом в 3 части.

Страницы