Из мемуаров Серова. О князе Долгорукове

Аватар пользователя bom100

События происходят в Бессарабии сразу после освобождения Кишинева в 1940 году. 

..

На следующее утро чекисты распределили между собой задержанных и начали допрашивать. Русские (царские) офицеры трусили, зная, что за подлости, которые они творили более 20 лет, им придется поплатиться.

Я на полчаса прошелся по Кишиневу. Население чувствовало себя спокойно, как у нас в выходной день, гуляли, заговаривали с нашими военными. На главной улице «рестораторы» открыли кафе, и прямо на улице под тентом пьют кофе и вино.

Придя в сигуранцу, я донес в Москву о результатах первых суток и решил допросить несколько задержанных, начиная с князя Долгорукого. Я знал, что это прапраправнук основателя Москвы Долгорукого.

Когда князь Долгорукий вошел ко мне в кабинет, то я увидел бодрого старичка лет за 70, опрятно одетого, в кителе и брюках из сурового полотна. Волосы на голове, борода и усы были седые до белизны. Внешний вид князя был внушительный, вроде профессора с умными глазами, но выглядевшего молодо.

Я предложил ему сесть и начал задавать общие вопросы:

— Сколько вам лет, князь?

— 82 года в этом году, господин большевик.

— Вы все время жили в Кишиневе?

— Да, я сразу после войны в 1917 году как тут жил, так и остался.

— Много тут было белогвардейцев?

— Не особенно много, а точно не знаю.

— Как же вы, князь, не знаете, ведь вы — председатель этого общества?

— Господин комиссар, это было давно, несколько лет назад. Я сейчас все вам расскажу, только позвольте мне ходить по кабинету, так как я все-таки несколько волнуюсь, потому что впервые вижу большевика. И во-вторых, я переполнен чувствами, что пришли сюда русские.

— Пожалуйста, можете ходить.

— Так вот, господин большевик! Сразу после революции сюда прибежало много всякой дряни. Ну, меня знали все и относились с уважением. Затем некоторые горячие головы, будучи озлоблены на Советскую Россию, стали предлагать разные сумасбродные идеи. В первые годы — устроить набег на Россию и захватить Одессу, послать шпионов и перебить Советское правительство и другие глупости. Я, как мог, отговаривал и высмеивал эти идеи. Затем, когда узнал, что румыны с помощью немцев засылают в Россию шпионить, я отказался от должности председателя «офицера общества» и больше там не появлялся. Я предателем Родины не был и не буду. С сыном, который вчера убежал с румынами в Бухарест, я крепко поссорился и не разговаривал, он — ярый противник Советской России. Сейчас он тащил меня в Румынию, но я сказал — родился в России и умру в России. Последние годы я стал ходить в церковь. После этого надо мной смеялись и говорили, что «князь рехнулся», но я не обращал внимания и стыдил всех русских офицеров, как они низко пали и предают Россию. У меня по этому поводу был крутой разговор с губернатором, который увещевал меня остепениться и прекратить всякие разговоры в пользу большевиков. Такой же разговор был и с сыном, который является консулом Румынии в Бессарабии. Румыны Бессарабию разыгрывали, как Русско-Молдавскую автономию, а на самом деле грабили бедных молдаван и все.

Я продолжал слушать князя, а он все время меня величал то господином большевиком, то комиссаром. Я предложил ему чаю, он вначале было отказался, а затем в спешке выпил стакан и, продолжая ходить, говорил.

«Вы, господин большевик, видимо, ошибочно задержали меня, предполагая, что я богат. Известный по России богач князь Долгорукий — это мой брат, это у него было много имений в России и на Украине, где были сотни тысяч десятин земли. А у меня этого не было».

И, продолжая говорить, перечислял: «В Полтавской губернии у меня было 16 тысяч десятин земли, под Москвой — тысяч 40, не больше, в Тульской губернии — 7 тысяч десятин и в Новгородской губернии — 12 тысяч. Вот и все, — закончил князь. — Так что вы не того Долгорукого хотели задержать-то».

Ну, после такого разъяснения о своей бедности (80 тысяч десятин!) я ему спокойно сказал: «Князь, меня ваше и вашего брата богатство не интересует, так как эта вся земля в руках наших крестьян-колхозников, также и имения. Меня интересовала антисоветская деятельность „Русского офицерского общества“, которое шпионажем против Советского Союза наносило вред моей и вашей Родине. Вот что больно!»

Князь заулыбался и попросился выйти походить по коридору. Надзирателя, который привел князя, я вызвал к себе, а князю сказал: «Пожалуйста, идите!»

Минут через 10 князь вернулся, и мы продолжали разговор. Он рассказал про мещанскую жизнь кишиневцев, про пьянство, в том числе и молодежи, и высших кругов и т. д. Затем я решил прощупать его политические взгляды, в связи с чем спокойно сказал: «Ну, у нас в Советском Союзе все обстоит по-иному, и вам, боюсь я, трудно все это понять».

Вот тут-то князь и показал себя. Он вскипел и ужасно обиделся моим замечаниям, он сказал:

«Господин большевик, вы меня в два раза моложе, поэтому и имею право вам сказать. Молодой человек, вы ошиблись, я все время, находясь здесь, следил за своей Родиной, жил ею и был уверен, что кончится тем, что произошло вчера, т. е. вы пришли на свою родную землю.

В первые годы Советской власти я действительно был озлоблен против большевиков, а со временем, когда увидел дела румынских бояр и сравнивая с тем, что делают большевики, то я возненавидел румын и стал сочувствовать большевикам. На этой почве я поссорился не только с сыном, но даже перестал встречаться с невесткой и внуками, которых я люблю. Вот вы посудите сами, господин большевик, что происходит. Советская Россия существует 20 с лишним лет и, несмотря на карканье Черчиллей*, Пуанкаре и других о том, что ей осталось жить полгода, год, два, а тут — 22 года. Просчитались, господин большевик!»

Он это сказал таким тоном и так посмотрел на меня, словно я просчитался. «Сталин забрал у поляков исконно русские земли Украины с городами Львов, Ровно, Брест, Станиславов и др. Браво ему! Сталин прибирает к рукам Прибалтику, этих эстонцев, латышей, литовцев, это ведь исконно русские земли, они всегда принадлежали России, начиная от Петра Великого. Браво Сталину, ура ему! Вот когда Красная Армия осеклась на чухонцах (финнов он так называл), и война с ними получилась неудачной, так я читал газеты и плакал, сердце кровью обливалось, а надо мной смеялись, говорили: „Вот твой Сталин!“. Разве это не обидно? Вот сейчас забрали нашу русскую Бессарабию, браво вам всем, молодцы! Когда я вчера увидел нашу пехоту, танки, кавалеристов, как они четко шли, эти русские солдаты, блондины со вздернутыми носами, да пели песни, так мне хотелось броситься их обнимать и целовать!»

После этой тирады он так растрогался, что появились слезы на глазах. В общем, беседа у меня с ним длилась часа три. Она была и первой, и последней.

... Серов отсутствовал, выезжал на передовую - его не было в Кишиневе и вернувшись ..

Когда я к вечеру вернулся в Кишинев, меня ожидала неприятность. Мне доложили, что князь Долгоруков застрелился.

Я спросил, как это могло случиться. Мне рассказали, что, когда восстановили камеры, решили развести по камерам задержанных, в том числе и князя.

Когда спустились из общей залы вниз, надзиратель подвел князя к общей камере и сказал: «Вот, вам сюда». Князь посмотрел на надзирателя и сказал, что он никогда не сидел в тюрьме и не будет сидеть.

Надзиратель решил, что старичок пошутил, и сказал ему: «Ну, давай, папаша, все должны разместиться по камерам». Князь сунул руку за пазуху, и раздался выстрел. Когда прибыл врач, он уже был мертв. В руке зажат пистолет вальтер № 1, маленький, словно игрушечный.

Я долго раздумывал, почему он это сделал, и как мне донести в Москву об этом. Поздно вечером, точнее, ночью я написал телеграмму в Москву, коротко изложив суть вопроса.

На следующий день, несмотря на свой план поездки на юг Бессарабии, я весь день находился на месте, так как знал, что будет звонок из Москвы. Около 2-х часов дня по ВЧ позвонили из Москвы, и вопреки моим ожиданиям, что позвонит нарком, мне телефонистка сказала: «Вас вызывают по большой молнии». Значит, будет говорить Сталин.

В трубке послышался известный мне приглушенный голос: «Да». Я сразу сказал: «Серов слушает вас, товарищ Сталин».

Сталин, не поздоровавшись, сказал: «Слушайте, как это получилось с князем Долгоруким?» Я, стараясь сохранить спокойный голос, сказал: «Очевидно, плохо обыскали его».

Сталин, рассердившись, сказал: «Это я здесь могу сказать — очевидно, а вы должны знать это». Я промолчал. Затем Сталин сказал: «Эх вы, единственного князя и не могли сохранить!» — и хлопнул трубку.

Ну, после такого разговора можно только представить мое настроение. Я ходил как в воду опущенный. Правда, я об этом разговоре сказал только Сазыкину, да и то предупредил, чтобы не болтал.

Правда, он мне еще потом сказал, что: «Иван Александрович, а ведь когда Вы с ним беседовали несколько часов, так он и Вас мог застрелить, ведь револьвер-то у него был». Я согласился с этим, но на фоне такого разговора со Сталиным это предположение уже не имело значения.

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Это к вопросу о методах допроса и избиениях в НКВД. Только идиот может предположить что ко всем без разбора подследственным могут применяться одни методы. 

Мне кажется, что князя следовало отпустить под честное слово. Это не тот человек, который бы его нарушил. И в этом случае можно было бы его использовать в борьбе с белоэмигрантами. Против чего и он был по видимому не против. 

Сталин это понимал и видел в перспективе предстоящей войны, а Серов (молодой еще и не очень опытный - не видел такой возможности)..

Комментарии

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Мне кажется, что арест 82-летнего старика смотрится как дикость,

и говорит лишь об одном : в Молдавии НКВД не имело до 1940г своей сети спецагентов.

А что до методов, тут надо понимать, что разговор происходил в 1940г,

а СЕРОВ до февраля 1939г вообще НЕ имел отношения ни к НКВД, ни к ГБ.

Армейский офицер, к 1935г дослужившийся до замначштаба полка,

он с 1935 по 1939г учился в академии имени Фрунзе.

Аватар пользователя И-23
И-23(8 лет 7 месяцев)

МОССАД лоббирует аресты и более возрастных обвиняемых.

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Индивидуальную, а не тотальную по принципу : метем всех,

а дальше разберемся.

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(11 лет 9 месяцев)

Да, к тому же если у руководством есть планы на кого то, то надо более чётко озвучивать их, а не ждать, что подчинённые должны сами все понимать.

Аватар пользователя borbacuca
borbacuca(3 года 11 месяцев)

интересная история

Аватар пользователя goretex
goretex(11 месяцев 2 недели)

Это к вопросу о методах допроса и избиениях в НКВД.

Че это за бред, зачем было избивать князя? В тексте нет предпосылок для избиений.

Только идиот может предположить что ко всем без разбора подследственным могут применяться одни методы. 

Ну да, не ко всем...

"Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви последнюю черту земного бытия святителя Серафима (Чичагова) кроваво очертил 1937 г., ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан... Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г., прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму из-за невозможности перевезти его в арестантской машине в машине «скорой помощи»... Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему обвинений. 7 декабря 1937 г. Тройка НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима... 11 декабря 1937 г. с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим."

"В ночь с 17 на 18 августа 1918 года на острове Мочальном, расположенном на Волге напротив исторического центра Нижнего Новгорода, были расстреляны 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский".

Памятный Крест на острове Мочальный.

https://pereklichka.livejournal.com/1350707.html

Убитые монахи Мгарского монастыря.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mgar_mucheniki.jpg

Жертвы херсонской чк.

https://bessmertnybarak.ru/article/krasnyy_terror_v_fotografiyakh/

Комментарий администрации:  
*** Отключен (злостный инфомусор) ***
Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Правильно что указана дата. Да, 1937-1938 год - это период, который в народе называется "ежовщина", когда к власти в НКВД пришла группа Ежова. 

Серов об этом пишет

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

По документальным данным, по которым фиксировались посетители к Сталину,

Ежов был у Сталина за 2 года 290 раз с докладами.

ТО есть почти каждые 2 дня.

Чаще бывал только Молотов.

Так что ни к какой СВОЕЙ власти Ежов в НКВД не приходил.

Он был умелым инструментом в руках Иосифа Виссарионыча.

Почему потом Ежова расстреляли, обвинив в злоупотреблениях?

Ну видимо потому, что он был одноразовым инструментом в руках товарища Сталина

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Вот это должно быть интересно и возможно объясняет проблему (если не считать что это банальное - включил "тройку" - отключил "тройку", то есть внесудебные расправы) - Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № П 4387 от 17.11.1938 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» — Викитека (wikisource.org)

Выживание СССР без резкой смены курса было невозможно. Смена курса страны была невозможна без ликвидации части "ленинской гвардии". Уничтожение даже части "ленинской гвардии" было бы невозможно в правовом поле. Тройки - элемент ликвидации на время - правового поля в СССР. Так что решение простое - либо выживание страны, либо уничтожение части "ленинской гвардии". О чем я говорю? Прежде всего о вере части руководства СССР в мировое революционное движение и в поддержку СССР со стороны рабочих и рабочего движения во всем мире (марксисткий предрассудоку и розовые очки и сопли - одновременно). Если бы Сталин и его группа продолжали ориентироваться на подобные ложные идеи, то в 1941 (а может и раньше) - потеряли бы страну и бОльшую часть населения страны.  

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Тут все и проще, и сложнее коллега.

Стоит просто вспомнить, что к моменту назначения Ежова, конец сентября 1936,

Сталин обладал АБСОЛЮТНОЙ властью в стране и в партии.

Все так называемые конкуренты, кто обладал авторитетом к тому времени

УЖЕ были или высланы из страны (Троцкий) или расстреляны (Зиновьев, Каменев).

Так же стоит вспомнить, что позже все уничтоженные по решению 2-го Московского процесса,

лидеры второго звена партии (Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков) к моменту назначения

Ежова уже были арестованы и находились в застенках НКВД.

Точно так же УЖЕ, до назначения Ежова, были арестованы ПЕРВЫЕ комкоры, Примаков и Путна,

герои гражданской войны, через выбитые показания от которых позже были 

арестованы Тухачевский, Егоров и остальная военная верхушка.

Так что НИКАКОЙ оппозиции в СССР, а уж тем более сопротивления режиму Сталина,

к моменту назначения Ежова НЕ существовало.

Вот из этого лучше делать выводы.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Вы рисуете историческую картину слишком широкими мазками, поэтому я и предлагал посмотреть материал по ссылке.

То есть - там приведены результаты работы Ежова (как и положено настоящему бюрократу - очень методично, шаг за шагом состругивал все те слои общества, которые еще оставались в стране хотя бы отдаленно - революционными и интернационалистскими).

До 1936 года были убраны верхние слои и верхняя часть среднего слоя. Далее предстояла работа по снятию революционной  части нижней части среднего слоя и затесавшихся элементов в нижних слоях. По объему это было существенно больше и пришлось Сталину использовать "тройки" - это и есть воплощение тезиса - рубят лес щепки летят - перевод страны с одного курса развития на принципиально другой. От Революции и полной открытости миру (Коминтерн) - к Реакции (постепенному возвращению к порядкам Российской Империи - вплоть до копирования формы городовых у милиции 40-50х годов) и автаркии (закрытости от внешнего мира)..

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

post-9382-0-33073000-1376130479.jpg

stsost47.jpg

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Да я согласен, что Ежов по указанию Сталина "зачистил" оставшуюся типа совесткую элиту.

Вот только :

1. в РИ такого беспредела не было со времен Петра и Анны Иоанновны (слово и дело).

По причине того, что бесконтрольные исполнители на местах вошли в "раж" по теме поиска "врагов народа",

среди своих же соседей

2. в результате прореживания вокруг Хозяина остались одни тупые исполнители, смотрящие в рот Виссарионычу,

Ворошилов, Молотов, Хрущев и К. Которых многие потом называли "предателями" дела Сталина

3. ну и тотальное уничтожение руководства армии от комдивов и выше аккурат перед войной, аукнулось нам в 41г,

чть ли не миллионными потерями

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Людей жалко, но с точки зрения системы - были выведены на высшие посты в государстве МОЛОДЫЕ и способные кадры - Косыгин, Устинов, и многие, многие другие, без которых вероятно войну и не вытянули бы .. 

Абсолютно непонятно, как показали бы себя старые армейские кадры (все равно чисто по человечески - их жалко, не все были предателями) ..

Родного брата моей бабушки расстреляли в 1939 году (арестовали в декабре 1938) так как на нем сошлись стрелки сразу по нескольким постановлениям: он входил в железнодорожную элиту и при этом был  - из дворян и что совсем плохо - поляком. Самое смешное в этой трагической истории то, что он поляком не был! Просто предки (его родители) слегка изменили фамилию и она стала выглядеть в глазах окружающих как польская, а не итальянская. В Беларуссии поляки - это нормально, а вот итальянцы - как-то не вписывались в общую картинку. А в документах РИ все равно национальность не ставили - только вероисповедание - а тут что итальянцы - католики, то и среди поляков практически все тоже католики.   

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Да там коллега (среди репрессированных),

на 98% никаких предателей отродясь не было.

Неужели можно поверить,что условный осужденный был одновременно 

шпиеном Японии, Англии и Германии?

Да, были недовольные Курсом, да были недовольные лично Сталиным,

это ДА.

Но расстрелять и посадить в РККА ВСЕХ  командармов и флагманов 1 и 2 ранга,

ВСЕХ комкоров, и по 50% состава комдивов и комбригов накануне ВОЙНЫ,

это согласитесь за гранью.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Я так понимаю, речь шла (в обвинениях) не о реальном предательстве, А О ПОТЕНЦИАЛЬНОМ предательстве (как случилось у Власова).. Что будет, если обстоятельства сложатся .. так-то.. 

Ведь новой власти от родясь было только 20 лет (и то внутри была сплошная борьба). И ощущения твердости власти - у власти (Сталина) не было и быть не могло. Это обычный невроз или психоз - не знаю как правильно это с медицинской точки зрения классифицировать. Страх, порождающий неуверенность и она начинает тебя разъедать.. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

По второму абзацу полностью согласен.

А вот по первому..........

Как вы представляете приговор в виде :

"потенциально может стать предателем или шпиеном",

и потому приговаривается к расстрелу?

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Человек занимающий высокий пост проверялся на вшивость (от него в предстоязщей войне многое зависело)  .. Поэтому это и были приговоры тройки (то есть оценочное суждение и решение!) 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Тройки применялись для ускорения времени между как правило БЕЗДоказательным обвинением,

и приговором.

Вот у меня дед попал в следственный изолятор НКВД в 1937г

на 4 месяца, и вышел оттуда глубоко сломленным и больным человеком.

И это в 35 лет.

Ошибка типа вышла, стук НЕ подтвердился.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Бывало и хуже. У моего друга сидел дед. Он из потомственных туляков - вообщем левшей. До революции его семья получила медали в Париже на Всемирной выставке за сельхозтехнику, которую они производили. Вообщем золотые руки. 

После революции дед моего друга (а тогда молодой человек) работал на оборонном заводе в Москве. Привезли импортные станки. Инструкция на иностранном языке. Как подключать не понятно. А дед был мастером в этом цеху. Прибежал директор - давай мол подключай. Дед отказался - ибо непонятно как все это должно работать, схемы подключения нет. Директор быстренько нашел "смельчаков", которые довольно быстро спалили станки, так как подключили неправильно. 

Неужели директор признает себя виновным? Нет конечно. У деда был подшефный (он был наставник). Вот и подговорил этого паренька донести на своего наставника - мол агитирует против советской власти. В тот же вечер за дедом пришли и отсидел он пятнадцать лет. Об этом он уже узнал после того как (в 70-е годы). Но преследовать своего "ученика" не стал. А директор уже помер давно. 

Я этого деда знал хорошо и очень уважал. Он читал книги все подряд (полка за полкой) и любил обсуждать прочитанное с нами - то есть с молодежью, по утрам делал зарядку получасовую - это все уже будучи на пенсии. Никогда не вспоминал о том как сидел. Только однажды, увидев по телевизору Туполева (хронику) - сказал - этого знаю - инженер из ЦАГИ. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Так мой дед тоже был не пальцем сделанный, а был ведущим инженером на ЖД в Туркестане.

И таких как у вас и меня историй - сотни тысяч как минимум.

И поэтому когда говорят : ну не стоит обобщать....как Россия выжила, хрен знает?

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Мой дед (я его так называю, хотя это брат моей бабушки и мой крестный - мы с ним очень дружили) умудрился угодить в тюрьму в блокадном Ленинграде. Он был военным хирургом и перед сложными операциями молился (будучи католиком - на непонятном - для персонала языке) - донесли.. Отсидел полгода, и .. в связи с нехваткой хирургов в блокадном Ленинграде и общим послаблением для верующих в 1943 году - выпустили. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Кто то скажет : ну подумаешь, отсидел пол-года.

А если эти пол-года человека унижали и извините п2зд2ли каждый день.....

то пусть свои извинения, даже если они были, себе в ж2пу засунут.

Вместе с раствором серной кислоты например.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Ему еду носила (можно представить сколько) в тюрьму - его медсестра. Без этого он конечно бы помер. Можно представить себе паек в тюрьме в блокадном Ленинграде.. Потом они женились, она выучилась на врача и оба стали большими мед. начальниками в Ленинграде. 

Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(1 год 10 месяцев)

Да, такие эпизоды жизненные (тюрьму в те времена) НЕ пожелаешь никому.

Ну кроме врагов

Аватар пользователя И-23
И-23(8 лет 7 месяцев)

Однако в биографии НЯП Устинова припоминаются некоторые пикантные нюансы.

Аватар пользователя соль земли
соль земли(1 год 2 месяца)

По памяти, в смысле из немногочисленных мемуаров, население в той же Эстонии знало, что придут большевики (сами эстонцы те еще любители исказить историю). Все, кто хотел, уехал. Тем же немцам платили даже золотом ( видимо какие то были договоренности из пакта Молотов- Риббентроп). Ну а к местным эстонцам, в отличии от любых русских,  относились супер лояльно. Что я считаю скорее всего серьезной ошибкой. Сами эстонцы  убили немало русских

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематические набросы, дискредитация ВС РФ) ***
Аватар пользователя Uruh65.
Uruh65.(5 лет 3 месяца)

Князь любил Россию, но в отличие от Василия Шульгина, так и не понял, что как представитель элиты нёс полную ответственность за революцию, гражданскую войну и интервенцию.

Аватар пользователя nekoeimya
nekoeimya(10 лет 4 месяца)

Это дневники Серова. Их там в каком-то сарае вроде бы случайно нашли. Нормальный был мужик. Читал, интересно. Потом уже выставили чудовищем. 

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

Все правильно и так как это на сегодняшний день довольно актуально - публикую самые интересные куски мемуаров.