Статистика по коронавирусу – все ли правильно?

Аватар пользователя nelfe

На фоне все увеличивающегося давления на общество с целью понудить вакцинироваться как можно большее количество людей (давления не только и не столько путем уговоров и убеждения, но и в значительной мере административного), у меня, как инженера по профессии и человека с математическим складом ума все больше вопросов вызывает публикуемая статистика по коронавирусу. Те цифры, на основании которых принимаются очень серьезные решения по:

  • обязательной вакцинации;
  • запрету работы в офисе;
  • запрету на функционирование для отдельных типов заведений таких как рестораны, фитнес клубы, кинотеатры и другие;
  • отмене действия льготных проездных для пенсионеров;
  • прекращению оказания плановой медицинской помощи.
  • формату обязательных для использования средств защиты.

Я сейчас не берусь оценивать необходимость и адекватность этих мер, хотя они кардинально переформатируют привычный жизненный уклад, оказывают сильнейшее влияние на общество, в значительной степени затрагивают бизнес (многие компании от этого затрагивания попросту прекращают существовать). Я только хочу понять насколько обоснованы те цифры, на сновании которых эти меры принимаются.

Как мы слышим в СМИ и в заявлениях политиков, основные факторы при принятии решений следующие:

  1. число положительных тестов на коронавируc
  2. количество смертей, причиной которых признан коронавирус.

Отлично! Давайте разбираться без эмоций, пусть будет только чистая математика и здравый смысл.

  1. Число положительных тестов

Кому и что может сказать данный показатель? Ведь одна ситуация, когда положительных тестов выявлено 10 000, при сделанных 20 000, и совсем другая, когда те же 10 000 выявлены при 1 млн сделанных. На мой взгляд очевидно, что оперировать надо процентом положительных тестов в общем количестве! А общее число положительных тестов можно использовать для статистики только в том случае, если ежедневно производится одно и то же общее количество тестирований. Может оно так и есть на самом деле? Однако нет.

Когда я искал данные наткнулся на очень интересную табличку (https://ourworldindata.org/explorers/coronavirus-data-explorer?zoomToSelection=true&time=2020-03-01..latest&facet=none&pickerSort=desc&pickerMetric=total_vaccinations&hideControls=true&Metric=Vaccine+doses&Interval=Cumulative&Relative+to+Population=false&Align+outbreaks=false&country=~RUS ) В ней, в отличие от тех данных, которые публикуют русскоязычные источники, присутствует информация об общем числе ежедневных тестирований. Так вот за 2021 год ежесуточно делалось минимум 153 тысячи и максимум 730 тысяч тестов. Немаленький разбег.

Вот визуализированные данные по количеству положительных тестов и их доле в общем количестве тестирований:

Что сразу бросается в глаза: если график положительных тестов более менее ровный, без резких скачков, то доля положительных тестов изменяется в достаточно широком диапазоне. Возможно в этой подборке некорректные данные, поскольку  очень странно выглядит тот факт, что количество положительных тестов со дня на день практически не меняется, при более чем двукратном изменении общего числа сделанных тестов.

Однако если предположить, что эти данные хоть в каком-то приближении соответствуют истине, можно сказать, что динамика ежесуточной доли положительных тестов примерно повторяет динамику количества положительных тестов, однако наблюдается ряд отклонений:

  • рост числа положительных тестов конца прошлого года обусловлен большим количеством проводимых тестов, а доля положительных результатов примерно на уровне апреля того же года (хотя картина весны 2020 года наверное не совсем показательна, поскольку тестирований проводилось значительно меньше, чем в последующем);
  • доля положительных тестов в июне 2021 меньше осени 2020 при сопоставимых количествах положительных тестов;
  • отсутствуют данные по общему количеству проведенных тестирований начиная с июля 2021 года, есть только случайно затесавшееся значение за 19 октября, исходя из которого можно сказать, что мы находимся примерно на уровне июня по доле положительных тестов (при том, что по общему количеству наблюдаются максимумы за всю историю пандемии).

 

2. Количество смертей

Здесь все еще более интересно. Когда начинаешь разбираться – оторопь берет. Ведь эти данные официальные!

Итак начнем.

Вот график официальной статистики в России (взят отсюда - https://yandex.ru/covid19/stat ):

Что в нем удивляет уже с первого взгляда, это тренд на увеличение смертей и заражений. Ведь вовсю идет вакцинация, люди получают иммунитет после перенесенного заболевания, а мы сейчас находимся на максимумах за всю историю пандемии.

Но есть еще один серьезный вывод, который можно сделать на основании расчетов с использованием цифр официальной статистики. Я предлагаю посчитать процент смертей от числа непривитых граждан. Ведь несколько раз, на различных уровнях заявляюсь, что смертность среди привитых отсутствует, ну или исчезающе мала.

Берем количество смертей от коронавируса (официальная статистика), берем число полностью привитых (все та же табличка данных с сайта ourworldindata.org), обратным счетом от общего населения вычисляем количество непривитых и считаем процент смертности:

С сентября прошлого года доля умерших от коронавируса среди непривитых выросла в 10 раз, с мая – в 4 раза. И это не считая переболевших, которых только по официальным данным 8 млн человек.

Вывод – статистика некорректная. Или сейчас смертность завышается или раньше занижалась.

На мой взгляд смертность от коронавируса вообще понятие очень расплывчатое. Смысла публиковать эти цифры нет (только если не стоит цели манипулятивно их использовать). Единственный показатель, который в данной ситуации может быть объективным – это общая смертность. Почему бы ежедневно не публиковать данные об общем количестве смертей, по регионам, в сравнении с данными за последние несколько лет? Это будет гораздо более объективно.

 

Из всего вышесказанного на мой взгляд следует один однозначный вывод: те статистические данные по коронавирусу, которые сейчас публикуются, в принципе не могут использоваться для характеристики ситуации. Необходимо в корне менять подход к анализу статистики и к тем цифрам, которые выдаются на общий контур.

Ведь все что у нас сейчас делается властями вызывает очень неоднозначную оценку со стороны населения, и в этой ситуации честная и прозрачная статистика – один из факторов, который позволит укрепить доверие к принимаемым мерам.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Где данные по госпитализации и смертности в разрезе по вакцинированным и нет в расчете на тысячу населения?

Рассуждения об эффективности без этих данных следует приравнивать к инфомусору.

А сравнение просто в динамике по времени не учитывает меняющиеся штаммы, то есть сделать выводы на этой базе невозможно.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Я специально не хотел рассуждать об эффективности. На мой взгляд официальная статистика не в полной мере отражает реальную ситуацию, те основные показатели, которые мы видим - в принципе некорректно использовать. Да, наверняка специалистам доступна вся инфа в разрезе возрастных групп, привитых/непривитых и другое, но нам то ее не показывают? Более того даже данные по общей смертности с недавнего времени найти затруднительно. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Я и сам пишу о нехватке внятной статистики, позволяющей оценить эффективность: 

https://aftershock.news/?q=node/1028515

но при этом не спешу спекулировать делая выводы на тех обрывочных данных, которые есть, так как это некорректно с точки зрения статистики.   Корректный - попытаться добиться публикации внятной статистики в необходимых разрезах за подписью Минздрава, это их работа в конце концов.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Вывод у меня только один - наша статистика настолько куцая, что принимаемые на ее основании меры вызывают у населения много вопросов. Однозначно согласен, что раскрывать и публиковать нужно больше данных.

Аватар пользователя oxegenium
oxegenium(11 лет 7 месяцев)

Корректный - попытаться добиться публикации внятной статистики в необходимых разрезах за подписью Минздрава, это их работа в конце концов.

Алекс, Вы уж извините, но название статьи ТС вызывает ироничную улыбку. По той же причине, по какой  и процитированное из Вашего коммента. На АШе, по-моему, кроме Счетовода и Мамомота, никто почти не сомневается, что реальные данные скрываются специально. И более интересный вопрос, не выяснять, а какова же все-таки истинная статистика (уж если до сих пор не сказали, то ясно, что и дальше будут тем более врать), а понять, почему лгут.

Аватар пользователя Руслан
Руслан(11 лет 5 месяцев)

+

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

вариант того, что нам попросту лгут я в этой статье не рассматривал, хотя исключать его нельзя. но если это так, вы правы - правду в лучшем случае узнают наши дети :)

Аватар пользователя Павел Шатун
Павел Шатун(5 лет 3 месяца)

Росстат всегда выдавал и выдает общую смертность через месяц-полтора. Сентябрь 2021 выложен. Чего "с недавнего времени" вы не можете найти - непонятно.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

хмм, а поможете скинуть ссылку? на росстате раскопал только данные за прошлый год.

Аватар пользователя Павел Шатун
Павел Шатун(5 лет 3 месяца)

Население / демография / оперативная информация/ ест. движение населения за январь-сентябрь 2021. Ещё можете у меня в блоге посмотреть ежемесячные обзоры общей смертности от особых причин по месяцам и регионам. Сегодня-завтра выложу +сентябрь. А на ковид-статистику нечего смотреть, качество ниже плинтуса, особенно в 2020 году.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

спасибо! и за анализ этих данных, очень интересно. в принципе вы своими расчетами подтверждаете мое предположение, что раньше статистика смертности от коронавируса занижалась

Аватар пользователя Павел Шатун
Павел Шатун(5 лет 3 месяца)

Да, но это сильно зависело от региона. Сейчас ситуация выправилась, но есть информация, что некоторые губеры получили "последнее китайское предупреждение", так что возможны новые фокусы с  ковид-циферками... К счастью, их полномочия на работу ЗАГСОВ не распространяются.

 

Аватар пользователя Sergey Tarasov
Sergey Tarasov(2 года 6 месяцев)

К счастью, их полномочия на работу ЗАГСОВ не распространяются.

приведу цифры по памяти

умершие от ковид за 2020 г.

оперданные  - 55 000

Росстат - 144 000

откуда Росстат взял ещё 89 000?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (ковидлоозабоченный спам) ***
Аватар пользователя Павел Шатун
Павел Шатун(5 лет 3 месяца)

Если вы серьезно займетесь статистикой, то вас ожидает еще немало удивительных историй smile1.gif

Самое простое объяснение - у оперданных просто далеко не полный объем выборки.

Аватар пользователя Sergey Tarasov
Sergey Tarasov(2 года 6 месяцев)

Самое простое объяснение - у оперданных просто далеко не полный объем выборки.

возможно и так

значит клиники сообщали в оперштаб неполные данные об умерших с коронавирусной инфекцией?

если это так, то с какой целью это делалось?

внутрибольничные инфекции

внутрибольничные инфекции Минздрав не любит признавать, но герой труда Проценко говорил о 2/3 умерших от неё

Комментарий администрации:  
*** Отключен (ковидлоозабоченный спам) ***
Аватар пользователя Sergey Tarasov
Sergey Tarasov(2 года 6 месяцев)

раньше статистика смертности от коронавируса занижалась

как она могла занижаться?

оперштабы сообщали так:

например:

- 13.07.2021 г. в столице скончались еще 103 пациента, у всех был подтвержден диагноз пневмония и получен положительный результат тестов на COVID-19.

пока по этим смертям можно более менее точно утверждать одно:

- у умерших была обнаружена коронавирусная инфекция

точную причину определяет вскрытие, но результат вскрытия может только уменьшить число умерших, указанное в   оперативных данных

Комментарий администрации:  
*** Отключен (ковидлоозабоченный спам) ***
Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Тогда чем на ваш взгляд обусловлено такое значительное превышение смертности в 2020 году относительно прошлых периодов?

Аватар пользователя Sergey Tarasov
Sergey Tarasov(2 года 6 месяцев)

этот вопрос - значительное превышение смертности в 2020 году относительно прошлых периодов?-  ждёт своих аналитиков

а на мой вопрос

раньше статистика смертности от коронавируса занижалась

как она могла занижаться?

................

у вас ответ есть?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (ковидлоозабоченный спам) ***
Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

ну это на мой взгляд совершенно просто делается - в причину смерти пишется то заболевание, которое обострилось по причине коронавируса и привело к смерти. как произошло у моего знакомого: после коронавируса его выписали из больницы, уже дома у него обострилось раковое заболевание, его повторно забрали в больницу где он скоропостижно скончался. причина смерти - не ковид.

 

Аватар пользователя Sergey Tarasov
Sergey Tarasov(2 года 6 месяцев)

ну это на мой взгляд совершенно просто делается

не так всё просто, как вам кажется

2020 г., смертность от ковид

- оперативные данные - 55 тыс

- Росстат - 144 тыс

----

откуда у Росстата получилась разница в 89 тыс смертей?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (ковидлоозабоченный спам) ***
Аватар пользователя oalexandrova
oalexandrova(5 лет 1 месяц)

Алекс, ТС не рассуждает об эффективности, о рассуждает о точности и полноте представляемой статистики

Комментарий администрации:  
*** отключен (неуважение к сообществу) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

в статье есть спекуляции и скороспелые суждения, без учета смены штаммов и прочих существенных факторов.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

специально старался избежать каких-то выводов, которые могли бы быть расценены как агитирование за или против (чего либо) :) мой анализ конечно небезупречный и я сам оговораиваю все неопреденности, но сделать выводы о недостатках текущей статистики можно и на основании даже такого простенького исследования.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

У вас в заметке  просто каша, начиная со странных источников данных, неправильно залитых картинок (у меня они просто не отображаются, прочитать faq как нужно заливать картинки, там есть пункт), до странных фраз типа

Ведь вовсю идет вакцинация, люди получают иммунитет после перенесенного заболевания, а мы сейчас находимся на максимумах за всю историю пандемии.

Игнорирующих что вакцина не сильно мешает инфицированию, а лишь препятствует развитию тяжёлых сценариев. 

Этой каше не место на пульсе. 

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Картинки поправил. Фраза, которую вы процитировали - это тот вопрос, на который я сам пытаюсь ответить. Про новые штаммы я понимаю, но так же понимаю, что этим не исчерпывается вопрос статистики. А я пишу именно о ней.

Аватар пользователя lalals
lalals(11 лет 9 месяцев)

лелик, либо ты возьмешь ситуацию под контроль, либо сайту в какой-то недалекой перспектике конец...

Аватар пользователя pvz
pvz(8 лет 10 месяцев)

сайту в какой-то недалекой перспектике конец

Верно. Это как с собственно вакцинацией - можно привиться добровольно, а можно подождать, пока тебя ширнут. Как лучше?

Аватар пользователя lalals
lalals(11 лет 9 месяцев)

не знаю как лучше, но вот конкретно тут, просто ставяк перед фактом. если ты самый умный или же глупый, просто получишь пинком под жопу и вылетишь с работы. доказывать потом кому-то что-то бесполезно.

Аватар пользователя pvz
pvz(8 лет 10 месяцев)

просто получишь пинком под жопу и вылетишь с работы

С учетом общего направления развития ситуации - не самый плохой вариант, тем более, что он и так практически неизбежен. Но обострять и нарываться, безусловно, не стоит.

Аватар пользователя ivod
ivod(5 лет 8 месяцев)

Да что тут думать то??? ВОЗ, Правительство РФ и лично Путин хотят вас лично убить путём вакцинирования!!!!

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Вот почемуто я ожидал подобных коментариев))) Я принципиально не хочу разводить споры о необходимости прививок и прочих мер. Цель этого материала - попытаться донести мысль о возможности иного анализа ситуации, чем тот, который нам предлагают как единственно возможный.

Аватар пользователя Охри
Охри(4 года 1 месяц)

Двухдневный, смотрим, когда пришла в Россию дельта и перестаем пороть чушь о некорректной статистике

Комментарий администрации:  
*** уличена в пресмыкательстве перед западом - https://aftershock.news/?q=comment/15023167#comment-15023167 ***
Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

согласен про новый штамм и нисколько не спорю с его появлением. но вне привязки к нему есть вопросы к публикуемым данным.

Конкретно по дельта штамму озвучивалась в 2 раза большая заразность по сравнению с предыдущими, никак не 4х кратная и тем более не 10ти.

Аватар пользователя Охри
Охри(4 года 1 месяц)

Обалдеть просто. Вы понимаете, что вы идиот? Не надо лезть в интернет чтобы это так настойчиво демонстрировать.

Если заразность в 2 раза выше, то после 2-3-х итераций передачи она растет уже почти в геометрической прогрессии. Идите образовываться

Комментарий администрации:  
*** уличена в пресмыкательстве перед западом - https://aftershock.news/?q=comment/15023167#comment-15023167 ***
Аватар пользователя Гарри
Гарри(7 лет 9 месяцев)

По ходу, пора делать ревизию самой системы здравоохранения. Начинать сверху. Методом, так сказать, "пузырьковой сортировки". Врачей в стране не хватает, зато министерская номенклатура очень сильно занята созданием видимости бурной деятельности. Нет никакой внятной информации из министерства, зато люди, не имеющие никакого отношения к здравоохранению в частности и к медицине вообще, но обличенные властью на местах, делают что захотят на своё личное усмотрение. Бардак, блин, пипец.

Аватар пользователя lalals
lalals(11 лет 9 месяцев)

почему каждый одно-двухдневный аккаунт считает своим высоким долгом написать очередную муть про коронавирус?

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

так я и зарегился специально, чтоб опубликовать smile1.gif

Аватар пользователя Гарри
Гарри(7 лет 9 месяцев)

Добавить, так сказать, ложку мёда, в бочку дёгтя. ;)

Аватар пользователя Гарри
Гарри(7 лет 9 месяцев)

В этом и смысл. Чем мутнее сама тема, тем больше про неё пишется мути. И не только, и не столько новичками.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

Мутность темы в общем то и побуждает в ней разбираться)) Более того, разобраться можно, даже те данные, которые мы имеем, позволяют провести достаточно серьезный анализ.

Аватар пользователя Хохол МСК
Хохол МСК(6 лет 11 месяцев)

Всё нормально. Вы постарались разобраться на базе тех данных, которые смогли найти. Вынесли на суд общественности. В итоге, так как на АШ давно произошло поляризация по вопросу, группа завакцинаторов мгновенно среагировала. Это рефлекс уже. smile1.gif

Точно также, если бы Вы написали статью, которая нахваливала бы вакцину, набежали бы антиваксеры. И опять было бы шумно. smile1.gif

Но самое забавное получилось бы если бы Вы написали статью истинно нейтральную. Она вызвала-бы взрыв разбора с обеих сторон. 

Так что, по сути комментариев можете судить, к какому лагерю вас отнесли. Добро пожаловать smile19.gif 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в злостном флуде и засирании эфира) ***
Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

))))) здраво рассуждаете)

я примерно в таком ключе и оценил реакцию))

Аватар пользователя pvz
pvz(8 лет 10 месяцев)

Ковыряться палочкой в куче дерьма под названием "официальная статистика" - дело неблагодарное и бесполезное. То, что цифры некорректны, понятно и так. А истинное положение дел в крупном масштабе знают только начальники облздравотделов и выше, да и от этой информации на данный момент уже мало толку.

Аватар пользователя nelfe
nelfe(2 года 6 месяцев)

дело неблагодарное, но возможное. даже оф. статистика позволят худо-бедно провести анализ. А вообще публиковать надо больше данных иначе недоверие властями перешагнет тот рубеж, за которым все их меры будут восприниматься необоснованными

Аватар пользователя Хохол МСК
Хохол МСК(6 лет 11 месяцев)

Пф .. вы просто ознакомьтесь с такими официальными перлами: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/057/366... и далее поймете, почему копаться в такой статистике дело безнадежное.

Вот вам цитата: Цель классификации (кодирования) смертности состоит в том, чтобы по возможности получать максимально полезные статистические данные о причинах смертности ...

Так что, с учетом того, что понятие "польза" достаточно обширно, можете судить о разбросе smile3.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в злостном флуде и засирании эфира) ***
Аватар пользователя fzr1000
fzr1000(3 года 1 неделя)

Последнюю неделю каждые сутки 1100 плюс минус смертей от ковида.

Ровно идёт.

 

 

Аватар пользователя pvz
pvz(8 лет 10 месяцев)

Полагаете, есть единая диспетчерская служба, следящая за равномерностью потока покойников? Выдающая плановые сменные задания региональным центрам, а те - непосредственно в лечебные учреждения. Точности регулирования позавидовали бы энергетики.

Аватар пользователя Гарри
Гарри(7 лет 9 месяцев)

Постоянство - признак мастерства. Только не совсем понятно, кто в данном случае мастер. И каких дел.

Аватар пользователя fzr1000
fzr1000(3 года 1 неделя)

Полагаю странность такого постоянства 

Аватар пользователя Хохол МСК
Хохол МСК(6 лет 11 месяцев)

До этого было 800 как прибитое месяцами. Это мастерство и искусство ...

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в злостном флуде и засирании эфира) ***

Страницы