Соответствия понятий в физике и экономике

Аватар пользователя genri-lezin

Экономисты интуитивно используют в своем лексиконе некоторые физические термины. Например, говорят, что экономика «перегрелась» или какие-то одни процессы оказывают «давление» на другие. В термодинамике, положения которой наиболее перспективны для переноса их на экономику, вышеназванным терминам-понятиям соответствуют температура и давление, (наряду с энтропией). Более конкретно: спрос (готовнось приобрести) и предложение (готовность произвести) в экономике соответствуют температуре и давлению в термодинамике [1].

Правомерность указанных соответствий особо не обсуждается, исходя, видимо, из-за отсутствия других подходящих термодинамических вариантов. Но мы коснемся этого вопроса для лучшего его понимания

В конце 18-го века были изобретены термометры, похожие на современные, и температурный фактор перешел в область объективных измеряемых физических параметров. То же произошло и с давлением, его стали измерять манометрами. То есть вопрос с измерением термодинамических макропараметров температуры и давления давно был решен, а вот с тем, каковы механизмы возникновения этих физических величин на микроуровне, еще долго оставался неясным. Так что же представляют собой температура и давление с позиций физики микрочастиц?

            Температура и давление, образно говоря, две стороны того, что называется энергией. Температура, как будет показано ниже, отражает энергию кинетическую, а давление - потенциальную.

            Температура - это «физическая величина, пропорциональная средней кинетической энергии частиц тела» [2]. Поскольку кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости движения, температура зависит от скорости движения частиц. Давление - это «...воздействие ударов молекул, усредненное по поверхности и времени; количественно давление определяется импульсом, передаваемым молекулами в единицу времени единице площади стенки» [3]. Если посмотреть на формулы этих двух параметров, то давление - это та же энергия, что и в случае температуры, но не одной молекулы, а многих, содержащихся в единице объема. То есть давление в своей основе зависит от тех же факторов, что и температура. Отличие в том, что давление определяется еще и количеством молекул, «нацеленных» на единицу площади стенки сосуда (или на поршень двигателя).

            Попытаемся мысленно увидеть механизм возникновения температуры и давления, например в воздухе внутри мяча. Атмосферный воздух является разреженным газом, поэтому молекулы воздуха движутся в мяче во всех направлениях от стенки до стенки мяча практически беспрепятственно, не сталкиваясь. Давление в мяче создается не от столкновений молекул друг с другом, а от их ударов о внутренние стенки мяча. Эти удары поддерживают мяч в «надутом» состоянии. Скорость движения молекул определяет их кинетическую энергию и температуру в мяче. Почти вся энергия воздуха в мяче является кинетической, потенциальной энергии в воздухе внутри мяча практически нет, так как нет взаимодействия молекул воздуха друг с другом, нет их связанности. Но на макроуровне, в том же мяче как едином целом, потенциальная энергия есть и ее индикатором является давление. Но эта энергия возникает от взаимодействия молекул воздуха с молекулами стенок мяча.

            Вот эти тонкости микромира важны, поскольку нечто подобное происходит и в жизни. В социально-экономической сфере давление оказывают группы людей, действующие в направлении определенной «площадки» - другой группы, правительства и т.д. Это давление может быть большим, если «средняя энергия» одного человека в группе станет выше, то есть если общность становится более активной, пассионарной.

            На примере воды мы знаем, что при понижении температуры она переходит в твердое состояние - в лед, а при повышении - в пар. Сначала в «тяжелый», мокрый, низкотемпературный пар, а затем в горячий, сухой. Перегретый пар подобен разреженному газу, в нем нет внутренней потенциальной энергии. А в низкотемпературном паре она начинает проявляться, при этом кинетическая энергия молекул пара уменьшается. Подобное происходит с большинством веществ - они все в зависимости от значений температуры и давления могут быть твердыми телами, жидкостями и газами. В жидкостях в молекулярной среде величины кинетической и потенциальной энергии примерно одинаковы, то есть энергетические уровни взаимной упругой связанности молекул и свободной их подвижности одинаковы. В твердых телах, внутри них, преобладает потенциальная энергия, поскольку там атомы прочно «сидят» в своих ячейках и совершают только ограниченные по амплитуде колебания.

            Внутренне наиболее упорядоченными являются твердые кристаллические тела. В них существуют ближний и дальний порядок. В противоположность этому в газах нет даже ближнего порядка, там полный беспорядок, происходящий от хаотического движения молекул. Для жидкостей характерен только ближний порядок, при котором у молекул (атомов) имеются энергетические ячейки, в которых они колеблются, но они легко перемещаются между соседними ячейками.

            Атомы вещества, находящегося в твердом состоянии, совершают колебания в пределах своей ячейки. Это является проявлением кинетической энергии вещества. Потенциальная энергия сосредоточена в межатомных связях, играющих роль «пружин». Если кристалл подвергается нагрузке, превышающей прочность межатомных связей, происходит разрушение посредством сдвига одного слоя атомов относительно другого. Сдвиговые деформации являются главным источником возрастания кинетической энергии и температуры.

            Эти рассуждения интересны нам с точки зрения природы температуры и давления. Температура повышается там, где происходит трение (перемещение) одной поверхности о другую, смещение слоев, разрушение. Неопровержимое доказательство этому - согревание рук растиранием. Этим мы возбуждаем молекулы поверхностных слоев кожи рук, повышаем их кинетическую энергию, то есть температуру. Также хорошо всем известно, как «горит» резина автомобильных покрышек при резком торможении. А как добывали огонь первобытные люди? - Трением.

            Футбольный мяч навевает и такой «футбольный» образ. Игроки гоняют по полю мяч. Кто-то бежит быстро, кто-то медленно. Но можно определить среднюю скорость бега игроков. Эта скорость определяет среднюю кинетическую энергию игроков, а в физике это, как нам уже известно, - температура. Но целью игры является забивание мяча в ворота, представляющие собой рамку (площадку) определенного размера, на которую направлено «давление» игроков. Выигрывает та команда, которая бьет по воротам чаще и забивает больше голов. Это аналогично «импульсам, передаваемым молекулами в единицу времени единице площади»[3]. То есть в некотором приближении можно за температуру принимать скорость передвижений игроков по полю, а за давление - интенсивность атак на ворота.

И вот опять же интересный вопрос: зависит ли давление от температуры? Если это так, то температура должна определять давление. Но во всех ли случаях? Если мяч положить на солнецепек, то произойдет нагревание кожи и затем воздуха в мяче. Молекулы воздуха начнут двигаться с большей скоростью, чаще сталкиваться с молекулами стенки. То есть в мяче повысятся и температура и давление. Если же мяч поместить на холоде, то молекулы воздуха потеряют скорость и будут реже ударять о стенки мяча - давление в мяче упадет. Об этом эффекте знают и автомобилисты: на солнечной стороне давление в колесах выше, чем на теневой. Но во всех этих мысленных экспериментах надо соблюдать важное условие - мяч или автомобильное колесо должны быть не- или малодеформируемыми. Если вместо мяча возьмем шар из тонкой резины, то его нагревание приведет главным образом к увеличению размера шара. Давление в нем может почти не увеличиться.

            В связи с вышесказанным вспомним об экономике, в которой спрос (температура в мяче) якобы определяет предложение (давление в том же мяче). По аналогии с мячом и автомобильным баллоном этот закон в экономике действует, но только если рынок ограниченнный, закрытый, не похожий на шар, способный раздуваться.

Таким образом, применяя физические аналоги экономических параметров, можно пытаться делать некоторые разной степени достоверности выводы по экономике. В следующей статье затронем вопрос о состояниях экономики на аналогиях агрегатных состояний вещества.

Источники:

  1. http://www.applied-research.ru/pdf/2012/04/2012_04_03.pdf

  2. Физический Энциклопедический Словарь.- М., «Советская энциклопедия», 1984, с.741.

  3. Физический Энциклопедический Словарь.- М., «Советская энциклопедия», 1984, с.100.

    Г.Лезин. Образы экономики.- СПб., «Реноме», 2017.

    www.obrazi-ekonomiki.ru

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Таким образом, применяя физические аналоги экономических параметров, можно пытаться делать некоторые разной степени достоверности выводы по экономике.

Таким образом можно сделать вывод, что экономика - лженаука. Так как метрологически несостоятельно.

В физике, математике, например есть стандарт и величины, которые можно измерить - кг. (можно измерить) литр (можно измерить), метр (можно измерить).

Попробуйте построить дом, когда сегодня метр - 90 см, а завтра, например - 105 см.

А что и чем можно измерить в экономике.

НИЧЕГО и НИЧЕМ

Аватар пользователя Kotian
Kotian(11 лет 5 месяцев)

Критерием научности является фальсифицируемость.

Отвечают экономические теории этому критерию?

Да

p.s. именно поэтому технари не могут в экономику -  для них слишком высока неопределенность, ее штангельциркулем не измеришь; а математики, кстати, могут - им на первом курс в подкорку такие ограничения не загружают.

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Вы не поняли. Приведите пожалуйста хоть одну величину из "науки" экономика, которую можно было бы измерить? Измерить от слова МЕРА.

Аватар пользователя Kotian
Kotian(11 лет 5 месяцев)

цена )

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Бред.

Аватар пользователя cadvmp
cadvmp(10 лет 8 месяцев)

Ну, почему же. Вот простейшее линейное уравнение: y = kx

Если под y понимать расстояние, под k - некую постоянную скорость, а под x - время, то мы можем точно рассчитать расстояние как функцию от времени в любой единице длины. Это кинематика (одно из явлений физики).

Если под y понимать выручку за оказание некой услуги, под k - некий постоянный тариф, а под x - время, то мы можем точно рассчитать нашу личную выручку в любой наперед заданной валюте. Это бизнес (одно из явлений экономики).

:)

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Если под y понимать выручку

Продолжим: выручку в чем? Например, в долларах или рублях. 

А в чем и чем можно измерить доллар или рубль?

Аватар пользователя cadvmp
cadvmp(10 лет 8 месяцев)

В центах и копейках. И ощутить металлический рубль/доллар в руке, также, как и металлическую метровую линейку, Метр ведь тоже человеческая выдумка. Раньше в саженях мерили, и не парились. :)

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

В чем можно измерить цент или копейку?

Сахар можно измерить в кг., а молоко в литрах. И кг. и литр имеют эталон МЕРЫ. Какой эталон МЕРЫ есть у цента или копейки?

Раньше в саженях мерили, и не парились. :

Сажень тоже эталон.

Аватар пользователя cadvmp
cadvmp(10 лет 8 месяцев)

Мы не можем манипулировать временем, а вот скоростью (и ее экономическим аналогом — тарифом) — вполне. Явления из разных областей знаний вполне могут описываться одними и теми же уравнениями. Единицы измерения сами по себе произвольны, и зависимы лишь в смысле соблюдения размерности правой и левой частей уравнения. Иначе: выручка не поддается расчету что ли? Напрасно спорите.

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Напрасно спорите

Спорить пытаетесь Вы, камрад. Я же излагаю и отстаиваю свою точку зрения по данному вопросу.

Писал в коментах, повторюсь:

МѢра — это прежде всего численная определённость:

2х2=4;

одна секунда — 9192631770 периодов излучения, соответствующих переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома 133 Cs (цезиевый эталон частоты и времени);

1 метр — 1650763,73 длины волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2р^10 и 5d^5 атома криптона -86 (86 Kr).

В чем можно измерить доллар или рубль?

Ни одна из существующих сегодня валют не обладает МѢрой.

И все . что нам об этом рассказывают - иллюзия.

Типа этой:

 В какую сторону она вращается?

66471_600.gif

В правую или в левую?

Будете спорить? smiley

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 7 месяцев)

Потрясающий ролик.

Аватар пользователя cadvmp
cadvmp(10 лет 8 месяцев)

Камрад, экономики, как и других человеческих артефактов, не было и не могло изначально возникнуть в дикой природе. Все, что порождено человеком - это иллюзия. Ок. Согласен. :) 

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Вчера писал продолжение статьи Просто о "сложном", в которой привел решение вопроса в конце статьи:

P.S. Если Вы, уважаемые читатели умеете пользоваться Excel, попробуйте выполнить самостоятельную работу:
- Дано - 1 кг. золота в 0 году от рождества Христова.
- Ставка ссудного процента - 5% годовых (всего-то).
Вопрос - в каком году количество золота набежавшего по процентам сравняется с объемом земного шара?
Диаметр Земли известен. И не забудьте учесть плотность этого металл

Со статьей случился глюк. Весь день переписывался с Алексом. В итоге все нормально, но придется многое восстанавливать. Поэтому, опубликую несколько позже.

Попробуйте сами решить эту задачку в Excel и Вы будете "приятно удивлены".

Все вопросы о долларовом, "золотом" и прочих виртуальных на сегодня стандартах отпадут само-собой

1. Плотность: Золото (Gold) -  19320 (кг/м3)
2. Диаметр Земли - 12756 км.
3. Объем шара -  V = 4/3 π R3
4. Число Пи  - 3,14159 
Аватар пользователя cadvmp
cadvmp(10 лет 8 месяцев)

Спасибо. Но я занят. Мне предстоит отправка бумажных документов. Считаю стоимости посылки на онлайн-калькуляторах поставщиков услуг: EMS, DHL, Pony. Сравниваю, вижу, что все относительно. Вы правы. Снова сдаюсь, и на сей раз - окончательно. :)

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 7 месяцев)

Камрад, ну нет у меня цели и задачи, что-бы Вы "сдались".

Статью опубликую в ближайшее время. Там все просто, как говорил мой комбат - "как угол дома". Хотя решение примера это только маленькая часть статьи.

Экономика только тогда будет метрологически состоятельна, когда в неё будут введены измеряемые величины-эталоны.

Почему бы и не Киловатт-час, например?

Аватар пользователя AlexandrBCN
AlexandrBCN(7 лет 5 месяцев)

Киловатт неподходит. Только джоуль. Джоуль с блокчейном в придачу. www.ffaa.info

Уже реализуется. smiley

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(9 лет 4 месяца)

цена )

Да уж. Вы, так-то одним махом и одним примером сами свой совершенно правильный тезис и опровергли. Никакая ни цена, разумеется, а другие параметры вполне могут быть измерены. Те же самые макровеличины рынка - температура и давление рынков, - упомянутые автором, измеряются в экономике с тем же подходом, как и в физике - не прибегая к измерению параметров отдельных молекул или даже групп молекул

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 7 месяцев)

Статистическая термодинамика Вам не знакома? А неравновесная, нестационарная? А теория взрыва?

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Экономика целиком не является наукой Ведь она является частью жизни, которую сделать полностью детерминированной невозможно, да и не нужно.

Видимо, надо согласиться, что есть физическая часть экономики, поддающаяся науке, и нефизическая, которая тоже может со временем стать более научной.

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 7 месяцев)

Кто Вам сказал, что физика изучает только детерминированные процессы? Теория стохастических процессов не? А неравновесная нестационарная термодинамика?

Аватар пользователя VRG
VRG(9 лет 9 месяцев)

Экономика заидеологизирована. Как она может быть наукой? В этой сфере познания существуют конкурирующие, а то и воюющие между собой течения и школы. Мы можем пользоваться одними и теми же школярскими физическими моделями, но доказывать совершенно разные утверждения. Хотя, в статье пока ничего экономического нет.

Аватар пользователя ПРОЛ
ПРОЛ(9 лет 4 месяца)

Да и в физике понятия те ещё... "закон" природы, "поле", русское поооле.... и т.д.

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Все относительно.

Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(12 лет 7 месяцев)

равенство спроса-предложения в данной аналогии - это равенство внешнему давлению суммы внутреннего давления + проекция силы упругости на перпендикуляр к поверхности, деленная на единицу площади. Последняя действует в направлении центра мяча на молекулы газа. Противоположна давлению газа по оси центр - точка поверхности мяча. Сравнивать надо величины соразмерные. А не давление с температурой.

Силу делим на площадь, как раз, получаем давление. И есть еще сила упругости самого мяча. Закон Гука. Есть деформация, вследствие растяжения его поверхности. Эта сила компенсирует разницу давлений вне и снаружи.

Пузыри на бирже именно из-за этого. Когда естественный уровень спроса-предложения сдвинут вверх. Задирается прессой, крупными игроками. С целью вогнать в цикл Карно, говоря физ. терминами и отсосать энергию (работу) из этого "теплового двигателя".

Аватар пользователя VRG
VRG(9 лет 9 месяцев)

адиабатическое накачивание цены?

Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(12 лет 7 месяцев)

да. Но цикл должен отработать весь, естественно. На падении цены тоже неплохо зарабатывается. Как они там - опционы, фьючерсы, кажется ? Если заранее знать, как будет ходить цена (сам ведь управляешь курсом большими деньгами +  "вангующие" СМИ), это просто машинка по откачке денег.

Аватар пользователя VRG
VRG(9 лет 9 месяцев)

Да, на падении цены лучше всего зарабатывается, но финансовый риск больше. Это называется "короткой сделкой". Занимаешь актив, который падает и продаешь его, с перспективой выкупить по цене ниже и вернуть. Когда биржу лихорадит, короткие сделки запрещают.

Да, управляет биржей далеко не толпа, как пишут в букварях. Большие деньги, правильно. Цены на активы назначаются, исходя из возможности выкачать откуда можно накопившихся чужих денег.

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Ваш расчет не опровергаю, но в аналогии с мячом речь идет не о расчетной модели, а о принципе: в низменном объеме с температурой повышается давление или "спрос определяет предложение".

Аватар пользователя VRG
VRG(9 лет 9 месяцев)

Точнее, спрос и предложение определяют цену. А так, спрос есть спрос, и все. Можно просить многого, вопрос в том, есть ли деньги.

Аватар пользователя romaruss
romaruss(12 лет 9 месяцев)

Вы не первый кто пытается переложить экономику на физику.

Приведу Вам простой пример, как сегодня стало известно астрономам есть вещество которое можно обнаружить имеющимся инструментарием, и вещество которое невозможно обнаружить - назвали тёмная материя.

Это как бы предисловие. А теперь некоторые факты. Апологеты цены как критерия экономической науки в СССР так и не смогли объяснить того поразительного факта, что навар с экономики превышал расчётные показатели на 75-80%. Из воздуха нарисовалось вдруг. своеобразное тёмное вещество в економической науке. Западные политолухи и экономиксисты данный факт не признают и прячут за понятием прибыли или природной ренты.

Таким образом в физике где действие закона сохранения ..... чего-либо является нормой. В экономике как и в астрономии всё с допуском плюс-минус, килограмм, парсек,  миллион (трилион) дело само-собой разумеющееся. И каким образом Вы будете применять физику там где не действуют, де факто, законы сохранения, а погрешности измерения достигают 75-80%, причём надо учитывать, что погрешности были выявлены в стране стремящейся всё учесть - в СССР. В капиталистической экономике всё это скрывается.

На основании чего Вы будете строить свои расчёты?.

В армии бытовала такая поговорка триП - Пол-Палец-Потолок, ещё можно кофеиной погущие добавить.

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Согласен с Вами.

Но я говорю только о той части экономики, которая подпадает под законы физики. И еще надо бы определить границы этой части.

Аватар пользователя VRG
VRG(9 лет 9 месяцев)

То, что подпадает под законы физики и есть физика.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 11 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя AlexSrSPb
AlexSrSPb(8 лет 2 недели)

Соответствия понятий в физике и экономике

- это невозможно принципиально. Возможно рассматривать лишь степень похожести в произвольно принятых аналогиях между различными понятиями в физике и экономике. Можно тепло, можно электричество, можно гидравлику, можно ... много что можно. С разной степенью схожести.

Аватар пользователя Mc_Aaron
Mc_Aaron(9 лет 9 месяцев)

> молекулы воздуха движутся в мяче во всех направлениях от стенки до
> стенки мяча практически беспрепятственно, не сталкиваясь

1) Для бесстолкновительного газа нет понятия термодинамической температуры.

2) Средняя длина свободного пробега в воздухе при комнатных условиях (температура 20 градусов и давление 760 мм рт.ст.) около 60 нанометров. Это 0.06 микрона.

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Дайте, пожалуйста, ссылку по этому вопросу. Желательно в доступном изложении.

Аватар пользователя Mc_Aaron
Mc_Aaron(9 лет 9 месяцев)

Школьный учебник по физике. В десятилетке этот был 6 (рассказы по физике) и 9 класс. Доступно для школьников эта тема изложена в первом томе Савельева.

Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Уважаемый Mc_Aaron!

Поскольку Вы затрудняетесь дать ссылку,  дам я другую, свидетельствующую о неуместности вашей реплики в контексте данной статьи:

Физический Энциклопедический Словарь.- М., "Советская энциклопедия", 1984, с.101

В дальнейшем прошу не уводить обсуждение в сторону.

Аватар пользователя Mc_Aaron
Аватар пользователя genri-lezin
genri-lezin(7 лет 5 месяцев)

Столкновением на атомно-молекулярном уровне считается соприкосновение зонами влияния. Это не мешает передвижению частиц с большой скоростью на большие расстояния.Запах духов за секунды распространяется в большой комнате  с закрытыми окнами.
Я сегодня прошел несколько км по людным улицам и ни с кем не столкнулся.

Не надо применять метод мелких замечаний для увода разговора в сторону от главного!

Всего хорошего!