Краткий ликбез по пенсиям в России

Аватар пользователя Олег Макаренко

В Топе ЖЖ висит очередной пост некого неравнодушного человека, рассуждающего о том, что в России «мужчина выйдет на пенсию через три года после смерти», а в США «мужчина живёт в среднем 10 лет на пенсии».

К сожалению, комментарии к статье обескураживают. Только один комментатор указал на элементарную фактическую ошибку — средняя продолжительность жизни мужчин в России не 57 лет, как было при Сталине, а 66 лет:

http://ruxpert.ru/Статистика:Продолжительность_жизни_в_России

На остальные неверные утверждения автора никто внимания не обратил: более того, многие комментаторы добавили ещё несколько мифов и от себя.

Пожалуй, самое время провести небольшой ликбез по пенсиям в России.

1. Повышение пенсионного возраста — весьма спорная идея. Количество рабочих мест в России не так велико, поэтому сняв с себя обязанность кормить часть пенсионеров государство будет вынуждено как-то решать проблему безработных. При этом опыт стран Запада показывает, что с социальной точки зрения для общества куда как полезнее проработавшие всю жизнь пенсионеры, чем сидящая на пособии молодёжь.

Собственно, если уж говорить об изменении пенсионного возраста, то я бы сделал шаг в другую сторону — снизил пенсионный возраст мужчин до 55 лет, исправив тем самым доставшийся нам в наследство от XX века анахронизм. Сейчас женщины по очевидным причинам живут дольше мужчин, тот факт, что мужчины выходят на пенсию позже, представляется несправедливым.

2. Средняя продолжительность жизни и ожидаемая средняя продолжительность жизни — это один и тот же параметр. Вот моя статья, где на пальцах объясняется, как всё это рассчитывается, и почему показатель смертности так сильно колеблется от страны к стране:

http://fritzmorgen.livejournal.com/964736.html

Я не знаю, откуда пошли сектантские разговоры в духе «нас обманывают, выдавая ожидаемую среднюю продолжительность жизни за реальную». Если вам это известно, дайте мне ссылку на источник этого мифа, я разберу его отдельно.

3. В 2016 году средняя продолжительность жизни в России — 72 года, 77 лет для женщин и 67 лет для мужчин.

Любители посгущать краски обычно пишут прицельно о продолжительности жизни мужчин, так как она ниже — это известный способ манипулирования статистикой, «детализация»:

http://ruxpert.ru/Приёмы_борьбы_со_статистикой

Мало того, в довесок к этой очевидной манипуляции часто заявляют, будто продолжительность жизни мужчин в России составляет то 57 лет, то 59 лет. 57 лет — это совсем уж ненаучная фантастика, даже в тяжёлом 1995 было 58.

4. Сравним ожидаемую продолжительность жизни с пенсионным возрастом. Что же, мужчины живут на пенсии в среднем 7 лет, а женщины — 22 года?

Нет, не так. Уже в 2015 году возраст дожития составлял 16 лет для мужчин и 25,5 лет для женщин. Сейчас он, соответственно, ещё выше:

http://ruxpert.ru/Файл:Возраст_дожития_на_пенсии_в_России.png



Чтобы понять этот «парадокс» придётся немного напрячь мозг. Представьте себе страну со средним возрастом жизни 70 лет. Допустим, половина её жителей умирает в 50 лет, а другая половина — в 90 лет. Пенсионный возраст там составляет, скажем, 60 лет. Несложно заметить, что ожидаемая продолжительность жизни пенсионера в этой стране составит не 10 лет, как написал бы нам не разобравшийся в вопросе публицист, а 30 лет.

5. Вообще, чем старше человек, тем выше возраст, до которого он имеет шансы дожить. Если условный новорождённый может рассчитывать на 72 года жизни, то восьмидесятилетний смело может целиться уже в 90 лет (я пишу примерно, но любопытные смогут найти и точные цифры, они в интернете есть).

Кстати, забавный факт. Хоть в прошлые века люди жили в среднем и недолго, однако если наш предок доживал до 30 лет, шансы дожить до 70 были у него примерно такими же, как и сейчас. Миф о том, что сорокалетние считались в XVIII веке глубокими стариками не имеет под собой оснований. Вспомните Данте Алигьери: «Земную жизнь пройдя до половины...». На тот момент бессмертному Данте было 40 лет.

6. Часто пишут: давайте откажемся от внешней политики и от больших проектов, а все деньги пустим на пенсии.

Чтобы не вдаваться в долгие подсчёты, отвечу на это предложение кратко.

Первое: пенсионеров очень много, поэтому даже самая жёсткая экономия на размер пенсий особо не повлияет. Второе: в девяностые эту стратегию уже попробовали. Ушли отовсюду, перестали вкладываться в развитие страны. Пенсии королевскими почему-то не стали.

7. Нормальная пенсия может составлять сейчас около 40% от средней зарплаты. Если поднять это соотношение, государство уйдёт в минус, что в итоге плохо закончится. Примеры Греции и Венесуэлы, пожалуй, достаточно наглядны, чтобы отбить желание жить в долг даже у самых беззаботных популистов.

Таким образом мне несколько странно слышать претензии к размеру пенсий от тех, кто платит налоги с меньших сумм. Так, например, у меня есть товарищ, которому недавно исполнилось 60 лет. Последние 25 лет он практически не работал официально, предпочитая получать деньги «вчёрную». Пенсия у него получилась скромная — 9 тысяч рублей. Для сравнения, средняя по России — 13’600:

https://rg.ru/2017/02/01/sredniaia-pensiia-v-rossii-vyrosla-na-703-rublia.html

Так вот, на мой вопрос, почему он не платит налоги и одновременно жалуется на низкую пенсию, товарищ ответить не то что не смог — он даже не понял вопроса. Это какой-то психологический феномен, с которым я сталкивался много раз: умные, интеллигентные люди физически не способны связать уклонение от налогов с маленькими пенсиями.

8. В СМИ периодически всплывают истории о пенсионерах, которым не хватает на дрова или ещё на какие-нужды. После краткого разбора обычно выясняется следующее:

— журналисты или герои передач банально врут;
— пенсия начислялась неверно, но никто не обращался в Пенсионный фонд с требованием исправить ошибку;
— пенсионер не подавал документы на льготы, на которые он имеет право.

Из распространённого: северные и прочие надбавки часто забывают учесть, в таких случаях надо прийти в ПФ и попросить сделать перерасчёт. Ещё часто «забывают», что квартплата в общем случае не может превышать 20% от дохода. При пенсии в 10 тысяч за квартиру нужно будет платить не больше 2 тысяч рублей, остальное оплатит государство.

9. Ещё один популярный сюжет для телепередач и постов в блогах. Пенсионер, которому повысили пенсию на 200 рублей, демонстративно отсылает эти 200 рублей в Кремль.

Это уже камень в огород «лучшего в мире» советского образования. Если три раза в год повышать пенсию на 200 рублей, за 10 лет получится прибавка в 6 тысяч. Уже существенно, верно?

Не будем брать в расчёт дикие ельцинские времена, когда крошечные пенсии часто даже задерживали на несколько месяцев, чтобы «прокрутить» их и выдать пенсионерам уже обесценившимися. В 2000 году средняя пенсия составляла 700 рублей, сейчас — уже 13’600:

http://ruxpert.ru/Пенсии_в_России

Этот значительный рост был достигнут именно вот такими «крошечными» повышениями по 100-200 рублей за раз. Добро пожаловать в арифметику для четвёртого класса.

Кстати, если кто-то скажет вам, что и цены за это время резко выросли, просто предложите скептику пересчитать пенсию в чём-нибудь натуральном. Так, например, в 2002 году на среднюю пенсию можно было купить 133 литра бензина, а в 2015 году — уже 343 литра. Разница налицо.

10. Напоследок замечу, что я — как и все остальные порядочные люди — двумя руками за всё хорошее и против всего плохого. Я считаю, что наши пенсионеры достойны пенсий минимум в 100 тысяч рублей, если не в 200 тысяч.

Вместе с тем мой опыт бухгалтера и аналитика показывает, что любые предложения по изменению бюджета стоит рассматривать всерьёз только в тех случаях, когда они основываются на реальных цифрах и фактах. Проще говоря, тех, кто пишет о продолжительности жизни мужчин в 57 лет, нужно держать как можно дальше от любых рычагов управления — не основанные на глубоких знаниях матчасти реформы непременно приведут к катастрофическим последствиям.

Предлагаю простой тест для определения уровня здравомыслия вашего собеседника. Спросите его — согласен ли он с тем, что пенсии выросли с 2000 года в несколько раз. Если не согласен, разговаривать дальше не о чем, ваш собеседник или не владеет фактами, или прицельно игнорирует их.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий редакции раздела Русский дом

Повышение пенсионного возраста — весьма спорная идея. Количество рабочих мест в России не так велико, поэтому сняв с себя обязанность кормить часть пенсионеров государство будет вынуждено как-то решать проблему безработных. При этом опыт стран Запада показывает, что с социальной точки зрения для общества куда как полезнее проработавшие всю жизнь пенсионеры, чем сидящая на пособии молодёжь.

Очень осторожно нужно с любыми изменениями в этом. Работающие пожилые люди будут испытывать большие нагрузки чем пенсионеры, что может обернуться более частым обращением к врачам. Неработающим пожилым пособия тоже нужны. Если бы у нас был избыток рабочих мест, тогда нужно было бы больше работников - имеет смысл сделать расчет.

Комментарии

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

А что автор думает о прогрессивной шкале налогообложения как источнике наполнения ПФР?

Аватар пользователя Олег Макаренко

Для начала было бы неплохо убедиться в том, что прогрессивная шкала даст большие поступления, чем плоская.

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

При должном контроле со стороны Правительства - даст больше. Жирные коты должны платить.

1 млн. руб. в день только зарплаты газпромовского топа (а где и 2,5 :)) - это вам не хрен собачий. А там еще дивиденды по акциям, роскошная недвижимость... Даст, я уверен.

Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

Акциз на роскошь даст бОльший эффект. Доходы можно скрывать. А если роскошные покупки не делать, зачем тогда богатым быть? Кроме того, отдавать деньги государству типа западло, а покупать на них дорогое и хвастаться - совсем наоборот.

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

А как скрыть официальную зарплату?

Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

Любой предприниматель может прочесть Вам на эту тему хорошую лекцию. 

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

Так как же скрывают ОФИЦИАЛЬНУЮ зарплату? Вот топ газпромовский получает официал  1 млн. руб. в день. Как ему скрыть то, что пришло с расчетного счета Газпрома по зарплатной ведомости на его карточку в Сбере?

Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

Допустим на секунду, что официальную зарплату топов Газпрома скрыть нельзя. Вы предлагаете нагружать государство втрое более сложными налоговыми функциями, чтобы ободрать 15 топов Газпрома? Не окупится.

А вот акциз на роскошь дешев и эффективен.

Аватар пользователя MadMek
MadMek(9 лет 3 месяца)

Кстати, а в противоположном случае - когда мы хотим помочь беднейшим слоям населения. Лучше снизить им налоги, субсидировать товары, которые они покупают или просто деньги на руки выдавать? Искатели халявы иногда не меньшая проблема, чем те, кто уклоняется от налогов.

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

Я за субсидирование производителей товаров.

Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

Ну, если те 2,5 тыс. семей, которые совокупно получают хотя бы 50% от всех доходов физ. лиц РФ, обложить по прогрессивной шкале, как в США или Европе - думаю, социалку подтянуть очень даже можно будет. Например, поднять зарплату врачам в сельской местности. И учителям.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 8 месяцев)

И уйдут они в оффшоры, фонды и прочая

Аватар пользователя freeman
freeman(10 лет 8 месяцев)

И пес с ними. 

Собакам собачья жизнь. 

Штаты их хоть потрепают, пошантажируют. 

Да и кремль тоже. Так что я двумя руками за. 

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 11 месяцев)

у нас и так действует "налог на покупки" -- НДС для всех.

покупки предметов роскоши также дополнительно облагаются акцизом. кроме того, акцизами облагаются сигареты, спиртное, горючее.

 

Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

К тому и веду.

Аватар пользователя Андракс
Андракс(8 лет 3 недели)

Может брать НДС на нефть и газ, металл которые вывозятся из страны? Всего делов-то! ;)

Комментарий администрации:  
*** отключен (гнилой хайпожор) ***
Аватар пользователя adrenalinq
adrenalinq(13 лет 2 недели)

Не станут бедные богаче, если им всем поднять зарплаты или пенсии. Почему надо объяснять?

Комментарий администрации:  
*** Навальный - анальный раб ЦРУ? Этого не может быть - Россия для ЦРУ представляет нулевой интерес (https://aftershock.news/?q=comment/7285902#comment-7285902) ***
Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

То, что пенсионеры свой прибавочный доход понесут на внутренний рынок и на депозиты отечественных банков - это для вас пустой звук? Богатый тратит деньги за границей и держит накопления в недвижимости за рубежом или банковском депозите в иностранном банке. Разницу чувствуем?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 8 месяцев)

Передаст богатый свою иностранную недвижимость в траст - что толку для бюджета будет? А средний класс опять получит повышенные платежи

Аватар пользователя VasyaSidorov
VasyaSidorov(9 лет 8 месяцев)

Я не автор, но вопрос интересный. Администрирование подоходного налога крайне затратный и трудоемкий процесс. Только в настоящих тоталитарных государствах Запада имеется колоссальный полицейский и налоговый апппарат для этого. Государства победнее не могут себе позволить содердать апппарат насилия такого размера, поэтому и администрирование подоходного налога представляет для них значительную проблему. Говоря проще, толку не будет, неспособно наше государство выжать из толстосумов больше определенного.

Кстати, это хороший тест на тоталитарность и полицейскость режима. Чем более режим тоталитарнее, тем больше смещение в сторону налогов на доход или прибыль. Чем более демократичное, тем больше смещение в сторону налогов оборотных.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в копипасте дрянного качества - https://aftershock.news/?q=node/738315 ***
Аватар пользователя Chingis
Chingis(9 лет 5 месяцев)

Ну а кто сказал, что тоталитаризм - плохо? Как сказал Карл Поппер: первичная ячейка тоталитарного общества - семья. Ты не совсем принадлежишь себе, но общество имеет перед тобой весьма значительные обязательства. Общество-семья всегда тоталитарно. Когда общество заботится о стариках - оно тоталитарно. Когда дает бесплатное жилье - тоталитарно. Вы против семьи? Я за. Я за тотальный контроль за доходами. Мне нечего скрывать, я в плюсе, потому что тот, кто скрывает - заплатит в общую копилку.

Аватар пользователя Спящий медведь

Вопрос поставлен некорректно. Вот когда будем гарантированно собирать подоходный налог со всех работающих, а не только с "овец", тогда и поговорим.

Аватар пользователя Dissent
Dissent(8 лет 9 месяцев)

Нет спросил как отрезал... А о Депардье, о Стивенесигале вы подумали ? Им тогда, что в монголы идти придется ? Нет так с лучшими друзьями Вождя не поступают.

Аватар пользователя бармалей
бармалей(12 лет 1 месяц)

какое мерзкое слово - ДОЖИТИЕ. 

Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

Критикуя - предлагай (С)

Что взамен? "Время свободы от забот"?

Аватар пользователя KVR
KVR(7 лет 11 месяцев)

воскресенье, 4 июня
День Святой Троицы 2017 (Россия)
Кто пойдет поминать усопших, загляните на новые могилы и у Вас появится новый термин НЕДОЖИТИЕ.

Аватар пользователя woddy
woddy(11 лет 12 месяцев)

пенсия может составлять сейчас около 40% от средней зарплаты. Если поднять это соотношение, государство уйдёт в минус

А как же пенсионные накопления? Они куда денутся? Будут разворованы?

Комментарий администрации:  
*** Неполживого чма кусок ***
Аватар пользователя Олег Макаренко

Вы о чём? Какие накопления? Гайдар плюс быстрый рост зарплат убили все возможные накопления. Платить пенсию с накоплений -- это утопия в современном мире кредитов.

Аватар пользователя ТПРУНЯ
ТПРУНЯ(9 лет 3 месяца)

Накопительная часть пенсии при Гайдаре была введена?

Аватар пользователя woddy
woddy(11 лет 12 месяцев)

а по телевизору всё про софинансирование и накопления рассказывают? неужели врут!

еле отговорил родителей в этом лохотроне не участвовать

Комментарий администрации:  
*** Неполживого чма кусок ***
Аватар пользователя Vladyka
Vladyka(12 лет 2 месяца)

Пенсионные накопления в форме национального богатства, созданные в СССР, были украдены в том числе и при посредничестве гайдара...  Ты не знаешь ничего об этом? Или сознательно покрыааешь воров? Онли бизнес?

Аватар пользователя Vladyka
Vladyka(12 лет 2 месяца)

Хороший вопрос...

Аватар пользователя Dissent
Dissent(8 лет 9 месяцев)

Господи ну какая "накопительная пенсия" может быть в стране, где раз в 25 лет то переворот то война. То просто правителю бумажки поменять захотелось... Я считаю, что этой чебурятиной с пенсионными накоплениями имеет смысл разбираться тем, у кого пенсия через год... Ну 5, но эт потолок. К тому моменту, как выйдет на пенсию, к примеру, мое поколение (сейчас 35-45 ) - уже отгремит очередной переворот, ну или очередной Гайдар, отгремит :). И усе.

Причем тут даже к гадалке ходить не надо или экономику сильно разуметь - читай историю России как грится.

Аватар пользователя Ыдрыщ
Ыдрыщ(7 лет 7 месяцев)

К сожалению, комментарии к статье обескураживают. Только один комментатор указал на элементарную фактическую ошибку — средняя продолжительность жизни мужчин в России не 57 лет, как было при Сталине, а 66 лет

65 лет выход на пенсию, как планируется, 66 - на кладбище

оптимизация!

Комментарий администрации:  
*** Очередной клон Панды, отключен ***
Аватар пользователя Stiva
Stiva(12 лет 10 месяцев)

Вряд ли Вы поймёте. С математикой у Вас швах. Картинка для прочих читателей

Аватар пользователя Ыдрыщ
Ыдрыщ(7 лет 7 месяцев)

Почесали чсв? Чешите дальше

Комментарий администрации:  
*** Очередной клон Панды, отключен ***
Аватар пользователя ТПРУНЯ
ТПРУНЯ(9 лет 3 месяца)

"как было при Сталине"

Смотрю у автора "внезапный Сталин" в каждом посте. А почему не сравнить с Николаем Вторым или Петром Первым?

Аватар пользователя Александр Н.
Александр Н.(10 лет 3 недели)

Потому что его наследство ещё не проели. 

Письмо Сталину Прилепина хорошо эту тему раскрывает.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 8 месяцев)

Если сделать % пенсионеров как при Сталине - корсуненки взвоют: опять идти работать, да еще и 6 дней в неделю...

Поздний троцкистский СССР чуток расслабил население

Аватар пользователя vreditel
vreditel(9 лет 2 месяца)

я бы сделал шаг в другую сторону — снизил пенсионный возраст мужчин до 55 лет, исправив тем самым доставшийся нам в наследство от XX века анахронизм. Сейчас женщины по очевидным причинам живут дольше мужчин, тот факт, что мужчины выходят на пенсию позже, представляется несправедливым.

Вы как-то забыли вопрос физиологии. После наступления климакса (как раз в районе этих самых 55 лет) у женщин резко меняется гормональный фон. Как следствие, появляется гипертония, неуравновешенность, остеопороз и прочая фигня, резко снижающая трудоспособность. А медицина у нас не заточена на предупреждение и решение этих проблем. Поэтому 55 лет для женщин взяли не с потолка, и вовсе не исходя из продолжительности жизни. И справедливость тут не причем. Проблему вообще с другой стороны решать надо.

Комментарий администрации:  
*** отключен (СССР победил фашистов "пушечным мясом" (с)) ***
Аватар пользователя Теодор Че
Теодор Че(7 лет 10 месяцев)

"Вы как-то забыли вопрос физиологии".

Дык, у самцов так-же включается механизм ускоренной утилизации тела с возрастной утратой этим телом способности к размножению. У кастрированного котика или пёсика шанс прожить подольше выше, нежели у полноценного собрата. 

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(9 лет 8 месяцев)

Эх, теме срочно не хватает корсуненки: он-то все скажет с высоты своего пенсионного полета! wink

Аватар пользователя 00
00(7 лет 10 месяцев)

Предлагаю простой тест для определения уровня здравомыслия вашего собеседника. Спросите его — согласен ли он с тем, что пенсии выросли с 2000 года в несколько раз.

Надо предлагать и такой тест:

Если автор забыл в этих двух строках упомянуть про

1. повышения ставок ЖКХ,

2. цен на продукты и лекарства, одежду,

3. отмену ряда льгот пенсионерам,

4.быстрым темпом идущую коммерциализацию медицины,

5. повышение пенсий в 2017 значительно ниже инфляции 2016 года

то как мы назовем автора цитируемых выше строк автора?

Думаю, в лучшем для его репутации случае - демагог.

Комментарий администрации:  
*** Флуд и срач по-любому поводу, лишь бы против Кремля - отключен по лидерству в бан-рейтинге***
Аватар пользователя Дед Сергеич
Дед Сергеич(7 лет 10 месяцев)

Я на пенсии, два года как. При стаже чуть более 40 лет, пенсия 19600 (округлённо). Вполне хватает. Медведевские 5000 в марте начислили, как и обещали. За эти два года пенсия подросла примерно на 800 рублей. Начисление стабильное, задержек не было ни разу. 

Аватар пользователя macmealan
macmealan(7 лет 7 месяцев)

Регион проживания можно узнать? Если не секрет конечно.

У меня у бати просто меньше даже с учётом Московской надбавки. Но он работающий.

И стаж у него с 18 лет (сейчас 67)

Аватар пользователя Дед Сергеич
Дед Сергеич(7 лет 10 месяцев)

Республика Коми, Сыктывкар. 1957 г.р. У нас северный стаж по иному обсчитывается, да и зарплаты несколько повыше были.

Аватар пользователя rayidaho
rayidaho(11 лет 2 месяца)

По 5-му пункту строил как-то графики, среднюю продолжительность от текущего возраста

Аватар пользователя Спящий медведь

Пятый пункт нужно раскрывать всегда!

Аватар пользователя MMV13
MMV13(11 лет 3 месяца)

10. Напоследок замечу, что я — как и все остальные порядочные люди — двумя руками за всё хорошее и против всего плохого. Я считаю, что наши пенсионеры достойны пенсий минимум в 100 тысяч рублей, если не в 200 тысяч.

Я бы ничего не заметил касательно вашего не корректного в целом и в частностях поста, как я это последнее время и делаю, просто игнорируя ваши писания. Но пункт 10 меня просто возмутил. Если вы считаете, что наши пенсионеры достойны минимум 100 тыров пенсии, а то и все 200 тыров, то не надо в этом случае причислять себя ко всем порядочным людям. Потому что порядочным человек может быть только в том случае, если он максимально адекватен реальности. Те же, кто считают возможным, говорить о неких фиксированных суммах пенсии, а не пенсии, как проценте от заработной платы, не могут быть причислены к таковым.

В этой связи у меня к вам, как выступившему с позиции понимания пенсионного вопроса, один и вполне конкретный вопрос:

Пусть один человек имел за последние 10 лет з/п не выше 10000 рублей. А второй - за это же время имел з/п всегда 70000 рублей. Скажите, пожалуйста, какие пенсии будут положены в 2018м году каждому из них?

Заранее спасибо, потому что тем самым вы сможете проиллюстрировать правоту вот этого вашего утверждения:

 Таким образом мне несколько странно слышать претензии к размеру пенсий от тех, кто платит налоги с меньших сумм.

и в таком случае, если вы ответите на мой вопрос, то и ответ на ваш вопрос станет очевидным:

Так вот, на мой вопрос, почему он не платит налоги и одновременно жалуется на низкую пенсию, товарищ ответить не то что не смог — он даже не понял вопроса.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевых манипуляциях и набросах ***
Аватар пользователя chandr
chandr(7 лет 11 месяцев)

yes

Мне вообще материал ТС показался пропагандистским.

Страницы