У нас есть очень сильно устоявшееся мнение в обществе, о том, что китайцы мало что представляют в боевом смысле. Типа, НОАК большая, конечно, но устаревшая и опыта нет. Насчёт устаревшей не спорю, но китайцы активно работают над этим, и этот фактор перестанет существовать где-то к 2022 году.
А насчёт боевого опыта...
Давайте посмотрим на то, как и с кем воевал Китай после Второй Мировой Войны. Может даже сравним это с боевым опытом СССР.
Итак, ВМВ закончилась. Китай расколот. Коммунисты и националисты ненавидят друг друга. Последние имеют огромную поддержку со стороны США. Поддержка коммунистов со стороны СССР значительно хуже - Союз лежит в руинах.
С 1947 по 1950 НОАК выигрывает кровавую гражданскую войну и выбрасывает националистов из страны. Посмотрите фильм "Сигнал к отступлению" там накал боёв показан очень неплохо. В 1950 году коммунисты подчиняют себе весь Китай. С этого момента НОАК становится инструментом китайской внешней политики.
В том же году Китай проводит две наступательные операции. Первой из их стало вторжение в Тибет. Китайцы отправили в бой 40 000 человек против 8500 тибетцев. Тем, кто хотел бы скептически ухмыльнуться при упоминании этой операции скажу лишь то, что нормальный человек, в том числе китайский человек, в Тибете не всегда и не везде может нормально дышать. А НОАК в этих условиях провела захват этой территории. Но звёздным часом НОАК стала другая война этого же года - война в Корее.
Не желая идти на открытую конфронтацию, китайцы объявили, что их войска, вошедшие в Корею - это добровольцы, которые решили пойти туда сами. По факту же это были регулярные части НОАК.
Напомю, что им противостояли войска ООН, основой которых были Армия США и Морская Пехота США, имевшие отличную техническую оснащённость, боевой опыт ВМВ, приличную численность и - самое главное - абсолютное господство в воздухе. Чтобы было понятно - по некоторым аспектам Советская Армия не смогла догнать тогдашний уровень американцев до самого своего конца. А кое-что из того, что они тогда делали, мы и сейчас делать не можем.
К моменту китайского вмешательства, войска Северной Кореи были разбиты, и войска ООН были рядом с китайской границей.
19 октября 1950 года китайская армия пересекает реку Ялу. Китайцам удаётся переправиться скрытно, ни разу не показавшись авиаразведке противника.
25 октября китайские войска наносят удар по 2-му корпусу южнокрейских войск, уничтожают три его дивизии, за три дня, разбив таким образом правый фланг американской 8-ой армии. Затем они наносят новый удар, уже по американским войскам. Это была первая фаза разгрома, который привёл потом к самому длительному отступлению в американской военной истории. Пэн Дэхуай, командующий "Народными Добровольцами" отлично использовал преимущества китайской пехоты в этих боях. Во второй фазе китайского наступления он вообще бы уничтожил восьмую армию, если бы не экстраординарно стойкое сопротивление турецкой пехотной бригады, прикрывшей отход американцев.
Китайцы гнали США обратно до 38-ой параллели и дальше, и тот факт, что несколько раз их всё-таки разбили не отменяет того, что они ПОБЕДИЛИ США НА ПОЛЕ БОЯ, и хоть частично, но добились своего - война в Корее была ничьей, а не победой США.
Чтобы оценить масштабы этого достижения надо понимать что представляли собой китайские войска в той войне и как они смотрелись на фоне войск США и союзников.
Части НОАК в Корее представляли собой практически только одну пехоту, почти не механизированную, не имеющую ни средств связи, ни транспорта. Было мало миномётов и, практически, китайцы могли рассчитывать только на огонь своих лёгких переносных орудий. В качестве транспорта использовались в лучшем случае вьючные животные, в худшем - сами бойцы. Грузовиков было мало, танков почти не было. Авиации тоже можно сказать не было, радиосвязь в тактическом звене (рота-батальон-полк) отсутствовала почти полностью. Средством связи были горны и пешие посыльные.
Более-менее неплохим было индивидуальное вооружение пехотинца - как правило это была магазинная винтовка, иногда - пистолет-пулемёт. Ручные пулемёты тоже применялись в достаточном количестве. Но вот касок уже почти не было.
Казалось, что полностью механизированные и обладающие абсолютным господством в воздухе войска США, имеющие и танки, и радиосвязь, и артиллерию, в совершенстве отработавшие взаимодействие между родами войск, способные бросить в бой стратегическую авиацию, имеющие огромный боевой опыт, имеющие развитую и бесперебойно работающую систему снабжения, разобьют китайскую массу невооружённой пехоты.
Получилось, однако, наоборот, и Пэн Дэхуай с полным правом вписал себя в ряд великих полководцев человечества.
Не стоит считать, что американцы мягкотелые и не смогли решить простую задачу. Именно эти люди штурмовали Окинаву, например, и та же 1 дивизия морской пехоты уничтожила в боях 124 китайскую дивизию почти полностью. Американцы - храбрые и упорные люди, они умели дратся тогда, умеют и сейчас.
Но противостоять китайской пехоте в цнелом они не смогли.
Оценивая стратегическую смелость китайского руководства, надо помнить, что отношения КНР и СССР уже тогда не были безоблачными, китайцы знали, что Сталин хочет избежать большого конфликта с США, а своего ядерного оружия Китай тогда не имел.
В 1953 году конфликт на корейском полуострове стих.
Но уже в 1954 году китайцы снова попробовали США на прочность.
С 1954 года китайцы начинают артиллерийские обстрелы островов, подконтрольных Тайваню. Первый кризис связанный с китайскими провокациями и обстрелами закончился в 1955 году. Затем китайцы устроили второй раунд - в 1958.
В 1959 году в Тибете вспыхнуло восстание против коммунистической власти и НОАК пришлось его давить.
Годом позже, в 1960 году, Китайская армия вторгается в Бирму, чтобы вынудить бирманцев не давать пристанище для китайских националистов. Операция закончилась победой.
Ещё через два года, в 1962 году, Китай атакует Индию, решив силой в свою пользу пограничный спор.
Ещё через пять лет китайцы опять атаковали индийский протекторат Сикким, чтобы присоединить его к КНР. На этот раз конфликт обещал быть трудным, и китайцы ушли, не стали упираться, записав себе в анкету первое формальное поражение.
Спустя два года, в 1969, Китай атаковал теперь уже СССР.
Об инцидентах на Даманском и на озере Жаланошколь у нас говорят как о победе советских частей над китайскими. В каком-то смысле это так, но давайте будем помнить вот о чём:
- Целью Китая было показать себя как центр силы не просто независимый от СССР, а вообще другой. Эта цель была достигнута.
- Второй целью Китая было показать руководству СССР, что Китай не боится Советской Армии. Эта цель тоже была достигнута, более того, удалось добиться обратного эффекта - теперь уже руководство СССР начало бояться Китая, что сказывалось, например, на военном строительстве.
- Поле боя на Даманском осталось за китайцами - неважно как.
- Против СССР использовались откровенно второсортные части, аналог стройбата, без тяжёлого вооружения.
Стратегически, столкновения обернулись для КНР победой, этот факт оспаривать глупо.
Спустя пять лет после столкновений с СССР, Китайцы атаковали Южный Въетнам. В 1974 году они высадили десант на Парасельские острова, принадлежавшие Южному Въетнаму, потопили один и повредили три въетнамских боевых корабля. Острова перешли под контроль КНР.
Спустя ещё пять лет, в 1979 году, Китай атаковал теперь уже единый Вьетнам.
Об этой войне у нас принято рассуждать как о поражении Китая от Вьетнама, обосновывая это тем, что Китай вынужден был уйти с территории Вьетнама.
Но давайте посмотрим.
Да, китайцы ушли из Вьетнама, но они ушли не будучи разгромленными, а перед лицом эскалации, которая не была им нужна. Также Китай нанёс серьёзнейший ущерб престижу СССР, который, хотя и оказал помощь Вьетнаму, но от прямого военного удара уклонился. Да и Вьетнам серьёзно пострадал от этого вторжения, и вполне мог понять, чем в дальнейшем будет заканчиваться оттаптывание китайских ног.
А ведь можно было хотя бы побомбить китайцев с Ту-95, благо у них была система дозаправки топливом в полёте, и они вполне могли действовать с территории СССР. А авиацию Китай во Въетнаме побоялся использовать, да и ПВО северного Въетнама вряд ли дало бы китайцам там действовать. Но этого не было сделано.
Так что, скорее, это была ничья, чем поражение.
Потом были множественные перестрелки на Вьетнамской границе - масштаб можете оценить вот здесь, на видео. Те, кто постарше, могут сравнить их экипировку с той, которую имели солдаты Советской Армии в те же годы.
Затем был захват группы островов архипелага Спратли в 1988, в котором китайцы после победы растреляли из автоматических пушек 64 безоружных въетнамских солдата не пожелавших сдаваться.
Был третий тайваньский кризис в 1995 г., когда КНР восемь месяцев провоцировала США ведя ракетные испытания в Тайваньском проливе. Была масса спецопераций в Тибете. В 2004 году Китай втянулся в конфликт в пакистанском Балуджистане, где китайские спецподразделения атакуют исламистских экстремистов. Эти операции продолжаются до сих пор. В 2012 году Китай отпраил инженерный батальон и военный госпиталь под эгидой ООН в Мали. В 2014 - осуществил массовую эвакуацию иностранцев из Йемена, использую наземные подразделения.
Сейчас Китай активно провоцирует на конфликт США в районе архипелага Спратли, и планирует основать военное присутствие в Африке.
Помимо прямых боестолкновений, Китай опосредованно участвовал в двух больших войнах, в которых побывала масса китайских советников, сотрудников спецслужб, разведчиков и где Китай проводил сложные, а иногда опасные операции по поставкам материальных ресурсов. Это были война во Вьетнаме, против США, и война в Афганистане, против СССР. В обоих случаях та сторона, которой помогали китайцы, победила, и Китай получил массу информации о том, как и чем его противники ведут боевые действия. Помимо войн, Китай систематически проводит огромные по масштабам военные манёвры с задействованием всех видов ВС. Вот, например, пропагандистское видео о таких манёврах 1988 года
Сейчас китайцы внимательно следят за боевыми действиями в Сирии, оказывают некоторую помощь правительству этой страны, и используют оказание помощи для получение разведыватель ной информации. Китай - постоянный и активный участник военных игр в России и старается поводить как можно больше военных учений с РФ, для получения опыта.
Как видно, в части боевого опыта НОАК к началу девяностых и Советской Армии могла фору дать. Особенно если принимать в расчёт такие вещи как как соотношение потерь и поражений. Китайцы превосходно использовали свои сильные стороны и старались планировать боевые действия с учётом своих слабых сторон. Каждое поколение китайских офицеров, кроме нынешнего имело боевой опыт в противостоянии с регулярными армиями других государств.
Особенно важным является то, что основная идеология китайских военных приготовлений состоит в том, что противник будет сильнее. Они изначально готовятся именно к победе над более сильным противником. Конечно, оборотной стороной таких побед всегда являются человеческие потери, но их-то как раз Китай может себе позволить. НОАК имеет массу недостатков в организации и оснащении, но дело как раз в том, что китайцы умеют сводить значение этих недостатков к нолю при планировании и ведении боевых действий.
Любое военное планирование против Китая должно учитывать то, как китайцы ведут войны, и ни в коем случае не допустить недооценки их возможностей. Китай проводит активнейшее переоснащение флота, и уже добился не только количественного, но и качественного роста своих ВМС, в том числе и подводного флота. На этом фоне теряется тот факт, что их сухопутные силы и ВВС также интенсивно совершенствуются, приобретая новые возможности, но не теряя старых. Это будет иметь огромное значение для всех соседей Китая в будущем.
P.S. Доаольно банальный текст вызавл совершенно дикую истерику у некоторых пользователей. Ярчайший пример - вот эта статья - https://aftershock.news/?q=node/474351
Мой ответ на этот крик души тоже уже опубликован тут - https://aftershock.news/?q=node/474456
Комментарии
То, что Китай сам себе на уме, ни для кого не новость
Но его реальные возможности понятны не всем.
Еще не понятен мутный наброс на ровном месте на Советскую Армию
Так в статье про возможности, помимо "зацените как они с голой задницей амеров гоняли и как они ващще невероятно круты", ничего не было. Особо показателен расстрел пленных из автоматических пушек. Хотя это возможно просто древний красивый обычай.
Поправил.
Тибетцы еще те людоеды ,можно и оставить было."Что их супостатов жалеть"А.В.Суворов.
А , и еще Вы забыли упомянуть как Китай в Камбодже "красных кхмеров" зачищал(и опять против людоедов сражался!).
Красные Кхмеры и были китайской лавочкой в Камбодже, а зачищал их Вьетнам, за что и получил от Китая в 1979.
Кто от кого получил?=)))))
Даже если считать Вьетнамцев победителями - урон-то они получили!
Вы правы , "к.кхмеры"- китайская лавочка ,ошибочка вышла - сейчас обновил в памяти.
Что вы там поправили ? У вас получается 40к Китайцев против 8.5кк Тибетцев
Если пишите тысячи так убирайте ноли лишние(8500=8.5 тысяч) .
Ну, а почему у нас больше всего в мире танков и тактического ядерного оружия? Оч. просто. Кидаем ядерную бомбу, потом на танчегах заезжаем и добиваем всё оставшееся. Повторяем процедуру. Пока бомбы и танки не закончатся...
Или враги.
Нет, конечно, соглашусь, китайцы могут захотеть захватить Сибирь, нашу родимую тайгу и тундру... потому что народу у них мно-о-ого.... места ма-а-ало... А Австралия далеко-о-о... а Сибирь бли-и-изко... а мы все такие тихие. культурные, начитанные... и ещё у китайцев есть кунг-фу... и Шао-линь...
Поэтому, нам без 10 000 боеголовок никак не прожить.
Две трети Китая безлюдны, так что им бы своё освоить.
Никто не говорит о том, что китайцы полезут в Сибирь. Речь о их способности использовать военную силу для обеспечения своих интересов и того, с какой эффективностью они могут распоряжаться своими ресурсами - какими бы они ни были.
"НАКОНЕЦ то нашёлся истинный ценитель по-настоящему хитрых военных стратегий!" (талантливый эпирский полководец)
Сколько (максимально) ресурсы могут наблюдать:
А вот прос интересно - если китаезы не хотят лезть в Сибирь, то нахрена им армия ваааще?
Джапам они всегда сливали, брать в нахлебники миллиард индусов бессмысленно (да и все другие азиатские муравейники)
Против пендосов... Ну там едренбатоны имеются и полюбому Китай остеклят...
Ну вот зачем им армия?!
И там полно воды, нефти и газа?(на своём, китайском?)
Во времена "Тополей", "Воевод", "Ярсов" ни количество армий ни её умение, значения не имеют. С учетом ситуации в мире к нам бы уже давно пришли в третий раз в этом столетии в "гости" пограбить , но ядрен батоны с гарантированной доставкой до дома, смущают пацанчиков с запада. Китайцы не дурнее их,что бы лезть к нам, тем более им как-бы самим скоро не предстояло от раздербана отбиваться.
Доблести китайской армии лучше восхвалять на пиндосайтах.
А я разве говорю, что они к нам полезут?
У России "золотая акция" в части военных искусств(и по теории, и по практике, и по вооружениям).
Так что - у кого Россия будет в союзниках - тот и победит.
============================================
Я думаю, что мы уже достаточно проучены англосаксами( не единожды обмануты за три прошлых столетия), чтобы им доверять хоть в какой-то степени. Возможны только тактические игры с США.
Остров Формоза, обнуляет весь текст.
Нет, не обнуляет.
Ваше право.
Неуместная ирония. У Китая не было флота и десантных средств до того, как США и Тайвань заключили договор о взаимной обороне, а потом было поздно. Это частный пример, который не доказывает НИЧЕГО.
Это доказывает одно. важные битвы Китай проигрывает , а мелкие сражения выигрывает.
Ну давайте наведём порядок в Вашей голове.
Какой смысл Вы вкладываете в слово "выигрывает"?
Ни одной войны Китай не выиграл,все прочее больше похоже на какие то мелкие стычки.
Давайте я и Вас спрошу. Что такое "выиграл"?
Выиграл это добился политических целей боевыми действиями.
Отлично!
А теперь - цель которую Китай преследовал в любой из своих войн назовите. И то, добился он её или нет в итоге.
Профукали все оборонительные войны про какие только слышал.
Прочие цели в основном приращение территорий(т.е Китай агрессор) - и где речь шла о оппонентах больших чем какие то босяки из Тибета везде лажа ,даже при значительной союзной помощи.
Максимум чего удавалась добиться показать готовность бряцать оружием по поводу и без.
Упомянутый у вас генерал ничем похвастать не может кроме проведенной реформы и личным конфликтом с Мао.
Ну давайте всё-таки конкретику -берите войну из моего списка и сравните заявленные цели с достигнутыми.
Есди оценивать по этому критерию то кубинцы впереди планеты всей. Они наворочали чтолько что киьаицам и не снилось и при этом с юольшей эффективностью
Ну так кубинцы в своей весовой и впрямь неплохо котируются.
Это да.
Корею проиграли.
Блин долго дополнял комментарий время истекло.
Скажу кратко в 1962 году военным путем своих целей Китаю добиться не удалось.
Китай оказался в одиночестве перед лицом упорного сопротивления Индусов и большими потерями со своей стороны на одном из фронтов и международной поддержки Индии в лице Англии и США- АУГ двинулись к границам.
Как видно соотношения сил 7-8 к 1 и при этом не получить успеха на всех фронтах= провал НОАК
Термин «линия фактического контроля» получил юридическое признание в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 годах. В соглашении 1996 года указывалось: «ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля»
Желаемого(итоговая граница объявлена именно тем чего хотели) результата-признание суверенитета Китая над спорной территорией от Индии, Китай добился путем дипломатии через 30 лет.
Nathu La and Cho La incidents 1967
В сентябре 1967 года индийский пограничный пост в Натула был атакован превосходящими китайскими силами.Бои шли в течение пяти дней, все китайские наземные атаки были отражены. Стороны обменивались артиллерийскими ударами, причём отмечается, что индийская артиллерия нанесла противнику большой урон.
1—2 октября произошёл пограничный инцидент при Чола. Китайские солдаты окружили индийский пограничный пост и пошли в штыковую атаку, вслед за чем последовали миномётные и пулемётные перестрелки. Как и в предыдущий раз, этот конфликт закончился победой Индии.
Ну вообще-то китайцы территорию отжали. То, что её узаконили через тридцать лет не особо важно, потому, что им на это плевать и всегда было плевать. А раз без войск этот кусок земли забрать было нельзя, то и действия войск поражением считать нельзя. Хотя они наверное и больше забрали бы, но и так неплохо.
Что до превосходства, то как Вы вообще представляете наступление против противника, обороняющегося в скалах? Равными силами?
То, что инцидент в 1967 году они продули я и сам написал.
Китай массово вписался тогда когда США подошли к его границе, и именно потому, что ни там оказались. Обстановка после того как китайцы откинули их обратно н 38-ю параллель была для китайцев намного лучше, чем на момент ввода войск в бой.
Это как минимум не поражение.
В целом, конечно, война напрасная получилась, но конкретно действия китайских наземных войск можно расценивать только как успешные, особенно с учётом того, как они уступали противнику в оснащении.
Не являюсь знатоком, но в Северной Корее НАШИ летчики били америкосов.
Били, но на ограниченном пространстве. И влияние на наземные операции это оказывало минимальное. Можете просто Википедию почитать в части наземных боёв, там всё более-менее близко к реальности.
Википедия - ангажированный источник, но спасибо за поднятую тему.
Погуглите С.С. Лотоцкий "Война в Корее 1950-1953". Исследование генерал-лейтенанта Лотоцкого является самым лучшим военным обзором этой войны из всех существующих.
По ссылке на продолжение этой статье найдёте ссылку на закачку.
На мой взгляд, автор поста "подгоняет решение задачи под результат". ;-))
Африка - основное поле битв в этом веке:
теплый климат;
ископаемые;
отсталые армии без ядерных дубин.
Отчасти да.
Опять генералы готовятся к прошедшей войне
Вопрос в том что на данном этапе война со страной или с союзником страны имеющим ядерное оружие и большие территории - на территории этой страны практически невозможна. И количество живой силы не имеет значения. КНДР и Израиль не в счет - они очень маленькие. Тот кто начинает тот проигрывает. Вот начни Китай войну с Россией, много живой силы и техники пошли в прорыв, задавили массой и количеством. Захватили Комсомольск на Амуре, Хабаровск, на подступах к Владивостоку. Наши начали отступать и включается ядерное оружие тактического звена, потом стратегического и конец. Вот с америкосами война в океане совсем другая. Ну потопили пару авианосцев амерских, ну захватили пару японских островов. Это не повод Америке включать ядерное оружие по основной китайской территории и взаимно по американской.
А что въетнамцы китайцев и наоборот могут расстреливать на островах до бесконечности - это приведет только к кормлению рыб и невозможности добывать нефть. Ну и подводные красивые корабли для дайверов тоже плюс.
Ну вот я специально сакцентировал внимание на том, что Китай атаковал две ядерных державы на суше (США и СССР), причём одну силами довольно многочисленной армии - с убойным эффектом.
И что-то он не проиграл.
И союзника ядерной державы СССР - Вьетнам - тоже бил.
В будущем где-то в Африке Китаю никто не помешает снова потренироваться на ядерных державах.
Страницы