| Параметр | ТВСА (ТВЭЛ) |
ТВС-WR (Westinghouse) |
| Длина топливного столба (в холодном состоянии), мм | 3530 | 3530 |
| Длина «центральной зоны» (номинальная), мм | 3530 | 3225.2 |
| Длина аксиального бланкета (номинальная), мм | --- | 2 зоны х 152.4 |
| Масса топлива (диоксид урана), кг | 494.5±4.5 | 550.6±5.0 |
| Твэлы (312 шт. на кассету) | ||
| Обогащение (% по весу) | 306*4.4% + 6*3.6% (ВП) |
240*4.2% + 60*3.9% + 6*3.6% + 6*3.0% (ВП) 0.714% (бланкет) |
| Таблетка диаметр центрального отверстия/внешний диаметр, мм | 1.4/7.57 | ---/7.84 |
| Оболочка твэла внутренний/внешний диаметр, мм | 7.73/9.1 | 8.0/9.14 |
| Материал оболочки твэла/плотность (г/куб.см) | Сплав Э110/6.45 | Сплав ZIRLOTM/6.55 |
| Центральная труба | ||
| Внутренний/внешний диаметр, мм | 11.0/13.0 | 11.0/12.6 |
| Материал/плотность (г/куб.см) | Сплав Э635/6.45 | Сплав ZIRLOTM/6.55 |
| Направляющие каналы (18 шт.) | ||
| Внутренний/внешний диаметр, мм | 10.9/12.6 | 11.0/12.6 |
| Материал | Сплав Э635 | Сплав ZIRLOTM |
| Дистанционирующие решётки (13 шт. на ТВС в месте размещения топлива) | ||
| Масса | 550 | 830 |
| Материал/плотность (г/куб.см) | Сплав Э110/6.45 | Сплав 718/8.18 |
| Рёбра (6 рёбер жёсткости на ТВС) | ||
| Ширина/толщина | 52/0.65 | |
| Материал | Сплав Э635 |
Заинтересованным людям рекомендую скачать материал, пока он доступен - пригодится для сопоставительных расчётов. Это, конечно, не вся номенклатура "американцев" на ЮУАЭС и ЗАЭС, но уже что-то...

Комментарии
неплохо бы комментарий профессионала...
на непрофессиональный взгляд вижу только, что у американцев на 56 кг урана больше...
Размножающие свойства у кассет примерно равны (см. рис.3 в источнике). Большая масса урана компенсируется его меньшим обогащением.
Я достаточно развёрнуто разбирал кассеты Веста для ВВЭР-1000 у себя в "ликбезе".
Если вы обратите внимание на следующую строчку, станет видно, что вест старался побороть неравномерность нейтронного поля путем пространственного распределения топлива с разной степенью обогащения U235. В целом, несмотря на больший вес урана в сборке, обогащение у веста ниже, у нас, грубо, 500 кг * 4.34% = 21.7 кг U235 на сборку, у веста 555 кг * 4,1% = 22.75 кг
Нет. Они сопоставимы по содержанию урана-235. Вы забыли о бланкетных зонах, а там уран природный...
Вы правы, по таблице этого просто не понять, нет данных какой % от общего веса U составляет бланкет.
Таблетка одинаковая и в бланкете, и в основном топливе, для простоты можно брать пропорционально длине топливного столба.
Я ВООБЩЕ НИФИГА не атомщик, но даже мне видно: сборки ДРУГИЕ. В них запихано БОЛЬШЕЕ количество МЕНЕЕ ОБОГАЩЁННОГО урана.
Короче, дурят хохлов, используют как лабораторных мышей.
??? С чего такой вывод?
А в чем заключается подарок?
Слили инфо по топливным элементам американцев.
Даже не так. По ТВС-W (предыдущая конструкция) в открытых источниках нужно информацию искать по крохам. А тут по последней модификации (ТВС-WR) инфа, вполне пригодная для сопоставительных нейтронно-физических расчётов.
Тут есть некоторая интрига у Американцев нету урана для Украины, им и самим скоро не хватит.
С другой стороны ТВЭЛ заключило соглашение на поставку "таблеток" с американским производителем сборок.
Похоже получится как с газом. Украина у нас газ не покупает, а покупает наш же газ за рубежом.
Теперь возможно покупать наш же уран тока в других сборках.
Я вот тоже нифига не атомщик, но думаю, что топливная сборка - это достаточно сложная конструкция, и её стоимость заключается далеко не только в стоимости самого урана. Сама... хм, сборка сборки наверняка ооочень не дешёвая, и эти деньги пойдут американцам. А не нам.
Сборка это просто большой металлический контейнер в котором находятся те самые шарики с урановой смесью.
По сути сборка это просто упаковка для топлива.
Нет. Стоимость фабрикации (т.е. циркониевых сплавов и той самой "сборки в контейнер" вполне сопоставима со стоимостью природного урана для неё или обогащения. Примерно 0.1-0.3 от стоимости сборки.
а в наших тоже цирконий?
Сплавы Э110 и Э635 - это циркониевые сплавы.
А вот у амеров сплав 718 - это сталь. Они решили, что такой заменой спасут свои сборки от повреждения при транспортно-технологических операциях, а вот от их искривления это вряд ли спасёт...
Westinghouse Electric Company условно называется американской компанией, владеют её акциями японские Toshiba (87%) и IHI Corporation (3%), а также казахское АО НАК «Казатомпром» (10%). Благодаря казахам с ураном у них должно быть всё нормально.
Посмотрите внимательно на состав высшего руководства Веста. Ни японцы, ни владевшие до них британцы (BNFL) не смогли поставить даже своего президента в компании, а у них, на минуточку, 67% акций...
Я бы сказал, что Тошибе разрешили вложить в Вест деньги, ну и милостиво разрешили их считать. Причём, судя по официально озвученным финансовым результатам деятельности Веста за последние годы, мы скоро услышим, что Тошиба его кому-то перепродала... :0)
Это верно, кого попало не пустят не смотря ни на что.
Как мне объяснял здесь, на АШ один человек, Россия продает Вестингам не таблетки, а гексафторид урана. Это газ. А дальше они его крутят на центрифугах URENCO (у Вестингов нет своего обогащения) и получают диоксид урана.
Весту обогащённый уран для изготовления таблеток и дальнейшей фабрикации топлива всегда в виде уже обогащённого гексафторида урана поставляет Заказчик. А вот уже Заказчик (в данном случае - ГП НАЭК "Энергоатом") сам решает, где он берёт природный уран и у кого обогащает. Например, партию урана для первой перегрузочной партии и для следующих партий американского топлива Украина добыла сама, а обогащал её Техснабэкспорт. С 2015 года, насколько я вижу по открытым источникам, уран остался украинским, а вот обогащение уже точно не Техснабовское...
Техснабовское, что бы там не писали (например могут написать МЦОУ). А вот с 2018 года частично будет не Техснабовское.
бред
Это уже не американцы. Это скорее. японцы. Хотя против Штатов Весты никогда не попрут, это понятно. Укропы этого не понимают, а может им русофобство глаза застит.
Про Атом мне интересная идея пришла.
Если в подавляющем большинстве отраслей
мусорскоегосударство со значительным влиянием силовиков, проигрывает либеральному рынку вчистую, то атомная энергия лучше всего работает именно в пирамидальной, квази-феодальной структуре.Другими словами атомная энергетика не требует массовой и широкой конкуренции и либерализации. Шанс России короче.
Это касается любых сложных задач, где нужны большие инвестиции, а цена ошибки крайне высока. Для того, чтобы работал рынок, нужен относительно дешевый вход и допустмость ошибок.
Для работы рынка нужна куча трупов, в данной области это непозволительно.
А мне вот другая идея пришла. Плотность потока энергии - необходимое (но недостаточное) условие для сохранения плотности населения. США, бомбя инфраструктуру во многих странах, снижают плотность энергопотока, а Россия, пусть и из рыночных соображений (шкурных, короче), продвигая АЭС на внешние рынки, получается, увеличивает эту плотность. Т.е. мы, получается, и с точки зрения физики пытаемся преодолеть энтропию, а Запад её только увеличивает. Мы, таким образом, выполняем работу Бога, а Запад - Дьявола.
А вот это не так, энтропию увеличивают все, только пути разные, у пиндосов по площадям, у РФ внутриреакторно.
Может я неточно выразился. Мы рост энтропии пытаемся преодолеть, а Запад и не пытается - просто плывёт по течению (человеческих пороков). Естественно, преодолеть энтропию не может никто, но бездумно её увеличивать - не дело.
А когда происходит зачатие ребёнка это тоже энтропия?
Когда зачатый ребёнок доживает до конца жизни и умирает - энтропия увеличивается.
Любые действия происходят за счёт перераспредения возбуждения материи, и чем сложнее система тем больше надо увеличить энтропию на поддержание неравновесности со средой. При смерти система возвращается к равновесию, скорость роста энтропии уменьшается.
ТВЭЛ - он и в Африке ТВЭЛ. Вот здесь, на АШ, часто обсуждается тема гиперка или иного конца финсистемы. Вопрос, как в случае такого гиперка эти ТВЭЛы вообще будут перемещаться из одной точки мира в другую?
Бартер?.. :0)
Вообще-то это не эшелоны с углём. Перегрузочная партия для одного блока и самолётами может быть переброшена, и водой, и эшелоном (причём эшелоном с охраной).
Я спрашивал, за какие гроши это будет покупаться? Транспортный вопрос вторичен.
Золото
Вы предполагаете, что работникам производителей ТВЭЛов надо будет столько золота для зубов? Или на диски в позвоночники для лечения протрузий? Или на протезы тазобедренных суставов?
А кто сказал что кому то не придётся с голода помереть... на всех не хватит но тот кто готов предложить то что будет нам нужнее сборки... будем жить
Все почему то обращают внимание на качество урана, состав, поток энергии и т.д. Но никто не обращает внимание на состав, плотность металла кассет, то есть этих "трубочек" куда эти самые таблетки вставлены. Все знают что при нагревании металлы приобретают свойство текучести и потери прочности и формы. Поэтому проблема скорее всего не в качестве топлива, а чисто конструктивно-прочностная. Как известно (поправьте, если ошибаюсь) реакция управляется путем подъема . опускания этих самых кассет. Ну и представьте себе, что металл этих самых кассет под воздействием температуры и других физико-химических реакций подвергся короблению, изгибу и т.д. и при регулировке мощности эта самая кассета просто застревает в своих направляющих? Как производить регулировку? Ну и прочие другие нежданчики.
Регулировка реакции осуществляется подъёмом/опусканием графитовых оболочек этих стержней/сборок. Которые поглощают нейтроны и тем самым тормозят реакцию. Если я ничего не путаю.
Путаете оба :0)
"Скорость реакции" регулируется за счёт перемещения в направляющих каналах ТВС поглощающих стержней органа регулирования системы управления и защиты. Графит - замедлитель, а не поглотитель. Почитайте у меня "ликбез".
Кассеты двигаются в ВВЭР-440, в ВВЭР-1000, для которых предназначено данное топливо, регулировка "скорости реакции" осуществляется движением в направляющих каналах кассеты органов регулирования. В части ключевого момента (прочность на изгиб и кручение) вы правы, но лишь отчасти.
Почитайте у меня "ликбез".
основная проблема заключается в разных водно-хим режимах и химической/геометрической стойкости оболочек топл.стержней.
Ведь даже циркониевые сплавы разные, не говоря уже о наличии стали в кассетах Вестингауза и отсутствии центрального отверстия в таблетках и большем внешнем диаметре таблеток.
На нынешнем этапе развития программ нейтронно-физического расчета нет проблем подобрать начальное обогащение и выровнять поле энерговыделения по площади сечения кассеты.
А вот как себя поведут стержни/кассеты в реальных условиях может ответить только практика. Украинцы хотят попробовать на себе? В добрый путь.
ВХР вообще не при делах - он в ВВЭР мягче, чем в PWR. Т.е. коррозия их спавов в нашем ВХР существенно меньше (и вполне сравнима с нашими сплавами).
Сталь появилась только в ТВС-WR, в ТВС-W на её месте был цирконий. И она отчасти смягчает проблемы с искривлением кассет, но не решает их. Таблетка играет роль, но какую, и правда, может показать только эксплуатация.
У американцев оболочка ТВЭЛов на 17% тоньше.
У нас - 1,37 мм, у них 1,14 мм.
Понимаю, что сплавы разные и прямое сравнение некорректно, тем не менее узелок на память завязать можно. Может быть у кого-то хватит мозгов сделать какие-то сопроматные выводы в условиях такой неопеределенности.
Есть такой момент. Правда, Вы при расчёте привели не толщину оболочки, а её удвоенное значение. Но не этот момент является ключевым (ИМХО, естественно), ключевой момент - в отсутствии закрепления твэла в нижнем концевом элементе кассеты...
поправляю: толщина оболочки у нас 0.685 мм, у них - 0.57 мм (Вы привели разницу диаметров, в которую укладываются 2 толщины оболочки)
Как обыватель кинулся в эту статью искать ответ- так на каких-же сборках электроэнергия будет дешевле?
ответа нет.
и цирконий... уж не упомню откуда, но в голове прочно сидит представление, что во времена СССР потенциал этих сплавов реализовался, вернее, разрабатывался на территории Украины. Возможно ошибаюсь, но, помнится эта тема всплывала в лихие 90-е и в Белой Церкви, и в Полтаве...
Страницы