Олимпиада Леммингов (сентябрь 2016): Потерянное десятилетие

Аватар пользователя alexsword

Динамика мировой торговли в денежном выражении.

Динамика мировой торговли в количественном выражении.

Динамика индустриального производства (в количественном выражении)

В связи с возобновлением второй волны суперкризиса (не только в России, где это произошло в 2014-2015, а уже во всем мире), есть предложение возобновить ежемесячную серию заметок "Олимпиада леммингов", известную реальным старожилам ресурса (смотри, в качестве примера, одну из первых заметок этой серии в 2009-м году).

Тогда мы смотрели прежде всего динамику индустриального производства в разрезе по странам. В связи с некоторой трудоемкостью выемки первичных данных, сейчас вместо списка из многих стран я возьму упрощенную, но достаточно информативную базовую выборку: а) Россия, б) мир в целом, в) "развитые" страны  - список стран в будущих сериях будет пополнен, так что предлагайте, какие страны интересны в первую очередь.  

Кроме индустриального производства, мы будем смотреть еще на международную торговлю, как в денежном выражении, так и в количественном, как важнейшие индикаторы здоровья глобальной системы. Опять же, если есть предложения по индикаторам - давайте обсудим. Итак, поехали:

1. Международная торговля в денежном выражении

Смотри первый график.

Текущее состояние составляет 78.7% от пика, имевшего место в августе 2011. Для сравнения - на дне падения первой волны суперкризиса в 2009 показатель составил 77.11% от пика в июле 2008, то есть с точки зрения денежных объемов динамика международной торговли практически на самом дне первой волны суперкризиса.

Показатель очень важный - в частности, он характеризует денежные потоки стран-экспортеров и грузоперевозчиков, позволяет оценить, какой мощности удар они получили. Не забываем - долги экспортеров и грузоперевозчиков при этом никуда не делись, а выручка сократилась кардинально. Это неизбежно повлияет как на их способность обслуживать долги, так и на будущие инвестиции.  

Зловещие новости типа Накрылся тазом седьмой по размеру контейнерный грузоперевозчик планеты - как раз об этом. 

С точки зрения данного индикатора, вторая волна суперкризиса давно наступила.

2. Международная торговля в количественном выражении

Смотри второй график.

Этот показатель характеризует физическое здоровье глобальной системы и взаимосвязи между узлами. Понятно, например, что если где-то не отправили уголь, зерно иди энергию, значит, где-то еще что-то не будет произведено, кто-то умрет от голода, а где-то на бензоколонках начнутся драки.

Это запаздывающий индикатор относительно первого показателя (денежного) - так как после краха поступлений, экспортеры сперва стремятся сохранить объемы и доли рынка, но затем, в силу коллапса инвестиций и волны банкротств, начинают отмирать и физические объемы.

Текущее состояние таково - падение физических объемов по сравнению с прошлым годом составило 1% (если кто скажет, что это "мелочь" - современная экономика и ростовщическая модель заточены на постоянный рост, для них убийственна даже просто стагнация), нормализованная динамика сейчас худшая с декабря 2009 года, а если сравнивать с началом первой волны суперкризиса, то она соответствует октябрю 2008 - то есть периоду уже после краха LB.

С точки зрения данного индикатора, вторая волна суперкризиса только что наступила.

3. Динамика индустриального производства

Смотри третий график. Здесь показаны мир в среднем (красным), "развитые" страны (синим) и Россия (зеленым).

Текущая динамика такова:

а) по миру в целом - нормализованная динамика индустриального производства еще в плюсе (101.38% от предыдущего периода), но на худшем уровне с мая 2010 года, а если сравнивать с началом первой волны суперкризиса, то динамика соответствует декабрю 2008.

б) по "развитым" странам - индустриальное производство уже сокращается, и хоть нормализованная еще в плюсе (100.10% от предыдущего периода) текущий уровень - худший с октября 2013 года, а если сравнивать с началом первой волны суперкризиса, то динамика соответствует августу 2008.

в) по России - индустриальное производство восстанавливается, если смотреть на нормализованный показатель, хоть он еще и в минусе (98.5% от предыдущего периода), дно было пройдено в январе 2016 (96.46%). Текущая динамика соответствует маю 2010, или, если сравнивать с началом первой волны суперкризиса с январем 2009 года.

Резюмируя - по последнему году Россия показала динамику хуже и мира в целом, и "развитых" стран.  Однако, и у мира, и у "развитых" стран показатели ухудшаются, а у нас улучшаются. Это позволяет надеяться, что мы уже отведали большую часть второй волны суперкризиса, а мир ее только начинает хавать.

 

Если посмотреть не только на текущую динамику, а сравнить текущий уровень индустриального производства с тем же месяцем 2000 и 2007 года (= перед первой волной суперкризиса),  это позволит нам оценить "достижения" за период. И они таковы:

Здесь мы видим, что для России последнее десятилетие оказалось "потерянным" для индустриального производства - в сравнении с 2007 оно в небольшом минусе, что существенно хуже мира в среднем, где прирост за период составил 17.54%. В то же время, если сравнивать с 2000 годом - мы с приростом в 58% выглядим существенно лучше среднего по миру показателя (44%). Это наглядно дает понимание, что механизмы роста, работавшие в нулевых, работать впоследствии перестали. 

Если же смотреть на "развитые" страны - то весь период "восстановления" у них тупо ушел в никуда, они не смогли даже вернуться на докризисный уровень (-4.32%). Так что "потерянное десятилетие" у России это еще не самый худший вариант :-).

ИСТОЧНИК 1, ИСТОЧНИК 2

Комментарий редакции раздела Энергорубль

Представленные в статье данные хорошо согласуются с представленными в статье Мировое энергопотребление: Запад против всех Остальных

Комментарии

Аватар пользователя третья сила
третья сила(12 лет 10 месяцев)

угу, я за, с интересом почитаю как и предыдущие.

Аватар пользователя Дмитрий Светлов

Для России провал 13-14 гг. обусловлен санкциями, но больше разрывом кооперационных связей с Украиной :(. А так, мы были бы в в серьезном плюсе.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Не уверен, если честно, по мне так это больше похоже на последствия от коллапса экспортной выручки и перенаправления потоков спекулятивного капитала, который и без всяких санкций бы случился. Смотри 2008, тогда и без всяких санкций, мы по аналогичной траектории пошли.

Санкции, наоборот, открыли дорогу к протекционизму под видом антисанкций, что благотворно повлияло на отечественных производителей.

Аватар пользователя Дмитрий Светлов

Может быть.

Аватар пользователя evm11
evm11(12 лет 2 месяца)

Я звиняюсь, но вы правы оба, вы просто приводите разные факторы, но каждый из них здоровья экономике не добавляет ни по отдельности и ни уж тем более в совокупности.

Аватар пользователя AUstas
AUstas(10 лет 6 месяцев)

Alexsword - вопрос может не по адресу, но - а есть ли доступ к данным по динамике торговли (мировой и внутриконтинентальной) в юанях?

Аватар пользователя mamomot
mamomot(11 лет 10 месяцев)

Отличная тема!
 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в том, что обзывает людей ("обиженками", "хохло-нечистью" и т.п.), а потом пишет администрации жалобы вида "в ответ на мое крайне корректное обращение..." ***
Аватар пользователя дмитрий8008
дмитрий8008(9 лет 6 месяцев)

Полезная рубрика. И прошлые выпуски интересны.

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Просто в период "восстановления" было скучно вести, ибо в целом стагнация имела место быть, почти одно и то же все.  Но сейчас вновь интересный период :-). 

Аватар пользователя Consigliere
Consigliere(9 лет 1 месяц)

А можно в статьи для сведения включать показатели грузоперевозок, то есть мировой торговли в разрезе транспорта. А то я так понимаю, показатель мировой торговли и услуги включает. А интересно отслеживать перемещение физических товаров... Это первое. Извините, ступил. Второй график - это ведь оно?

И второе. Показатель индустриального производства - это тоже, что индекс промышленного производства? Если да, то Володя только что в прямом эфире на встрече с руководителями думских партий рассказывал, что индекс пром. производства у нас начал расти. Пока мало, но, мол, тенденция...

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

1. Да, никаких услуг на втором графике нет, реальные объемы грузов. 

2.  Он прав, я же написал то же самое - нормализованный показатель (по 12 предыдущим месяцам) еще в минусе, но дно уже пройдено. 

Аватар пользователя banshee
banshee(9 лет 3 месяца)

Отличная рубрика! Ключевая информация в доступном виде -супер!

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 10 месяцев)

А какую часть показателей роста в первое анализируемое десятилетие обеспечивал рост цен на нефтегаз ?

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%...

Себестоимость добычи барреля нефти в крупнейших нефтедобывающих странах в 2015 году[7][8]
Великобритания
 
52,50 $
Бразилия
 
48,80 $
Канада
 
41,00 $
США
 
36,20 $
Норвегия
 
36,10 $
Ангола
 
35,40 $
Колумбия
 
35,30 $
Нигерия
 
31,60 $
Китай
 
29,90 $
Мексика
 
29,10 $
Казахстан
 
27,80 $
Ливия
 
23,80 $
Венесуэла
 
23,50 $
Алжир
 
20,40 $
Россия
 
17,20 $
Иран
 
12,60 $
ОАЭ
 
12,30 $
Ирак
 
10,70 $
Саудовская Аравия
 
9,90 $
Кувейт
 
8,50 $

 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

В основном - период высоких цен открыл дорогу сланцевой афере и дал бюджеты на RnD других сложных проектов, впоследствии замороженных или сильно сокращенных (например, в Арктике).

Аватар пользователя mamomot
mamomot(11 лет 10 месяцев)

Я припоминаю два запоминающихся проекта:

1. Штокман.

2. В 2007 году, на пике нефтяных цен, начинались проекты по выпуску синтетического бензина из угля!

Комментарий администрации:  
*** Уличен в том, что обзывает людей ("обиженками", "хохло-нечистью" и т.п.), а потом пишет администрации жалобы вида "в ответ на мое крайне корректное обращение..." ***
Аватар пользователя арепо тетет

Про Штокман  много слышал, даже знакомые там рулили, норвежцев привлекали, но все равно дорого выходило, много там денег закопали..  а про то что «Фишера Тропша»  хотели реанимировать не слышал.

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(12 лет 3 месяца)

Про полноценную реанимацию говорить не приходится, но пару-тройку заводиков по миру запилили.

Чтоб компетенции не терять.

Аватар пользователя shicot-1
shicot-1(12 лет 8 месяцев)

Вот интересно было бы посмотреть вкупе с происходящим, каковой будет судьба грузовых судов большого дедвейта - пойдут на металлолом или кто-нибудь скупит по цене металлолома... или как чермет с металлобазыsmiley В прошлую волну судовладельцы верещали, что лучше на металлолом, чем продавать - интересно, не открылись ли где новые пункты по приему металлолома?

Аватар пользователя lester
lester(12 лет 2 месяца)

Предложение возобновления рубрики полностью поддерживаю.

офф. Перечел первые выпуски. Доктор тогда еще по-человечески умел говорить:

"Сейчас идут очень позитивные процессы, например, отъезд людей из Калифорнии в Америку. И слава Богу! Их столько сюда понаехало за годы экономического бума, что тесно стало: цены на недвижимость уехали за облака, школы трещали, автострады забиты и т.д. Ехали, ехали и ехали, как во время золотой лихорадки. Теперь часть вернётся по домам, и это славно.

Другой черезвычайно позитивный фактор - повышение доли испаноязычного населения. Как они работают, как вкалывают! И значительно скромнее в своих требованиях. То же самое можно сказать про азиатов - пашут с утра до вечера.

Аватар пользователя Mordred
Mordred(8 лет 9 месяцев)

Существенно больше половины трудящегося населения развитых странах (в т.ч. в России) работает в сфере услуг, а не в сфере производства. С каждым новым технологическим укладом все меньше трудовых ресурсов требуется для производственного сектора.

История неумолима: аграрный этап -> индустриальный этап -> информационный этап.

Таким образом показатели динамики производства это наследие предыдущего этапа развития общества, точнее, его мрачный пережиток. Промышленное производство не имеет существенных перспектив развития, т.к. уже достигнут тот уровень, который позволяет удовлетворить потребности всего населения планеты. Просто некуда и некому сбывать. Только экстенсивный рост - только в связи с ростом населения планеты, вот и все перспективы.

Так и о чем статья? О 20-30% видимой экономики стран с 15-20% занятых? Можно (а может и нужно) и об этом говорить, конечно, но это уже не так актуально, как в середине прошлого века. То, о чем так долго мечтало все человечество, т.е. обеспечить себя всеми необходимыми материальными благами, уже свершилось (еще в прошлом веке). Нет такого недостатка в материальных благах, которое потребовало бы резкое увеличение или качественное изменение структуры промышленного производства. Его и не будет. 

Комментарий администрации:  
*** Не может инженер, или врач, или учитель, понимать экономические процессы (с) ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Сфера услуг не в вакууме существует, а на фундаменте, состоящем из реальных ништяков, инфраструктуры и т.д.

Да, некоторое время можно экономить на инфраструктуре - пользоваться созданной ранее, но не обновлять новую.

Да, некоторое время можно импортировать в долг.

Да, некоторое время можно втирать остальным, что так и нужно жить.


Чем это завершится, тем не менее, понятно сразу.  Опыт Хохлостана, который делал все вышеперечисленное но, в отличие от России, не имеет аналогичной сырьевой ренты, и в отличие от США не имеет возможности грабить колонии - тому пример.

Аватар пользователя Demiare
Demiare(8 лет 8 месяцев)

История неумолима: аграрный этап -> индустриальный этап -> информационный этап.

Ой, я вас умоляю, не надо это пропагандисткого шаблонизма.

Нет никакого "информационного этапа", его пришлось выдумать, поскольку производство средств производства и добыча ресурсов - не поспевали за темпами приращения населения. Пришлось в срочно-авральном порядке решать куда деть такую массу людей (а когда эта проблема стала актуальна сохранялась ещё угроза коммунистической идеологии, потому толпы маргиналов старались всеми силами как-то и чем-то занять).

Совокупный комплекс методов решения проблемы перенасёленности и несоответствующего количеству населения уровня жизни - вы и называется "информационным этапом". Но это неустойчивая схема и она временная, собсно начало её коллапса мы и наблюдаем.

Промышленное производство не имеет существенных перспектив развития, т.к. уже достигнут тот уровень, который позволяет удовлетворить потребности всего населения планеты. Просто некуда и некому сбывать.

Достигнут уровень при котором дальнейшее приращение производства обходится слишком дорого. Дьявол-то кроется в мелочах :)

То, о чем так долго мечтало все человечество, т.е. обеспечить себя всеми необходимыми материальными благами, уже свершилось (еще в прошлом веке).

Ну можете же иногда, когда захотите, видеть масштабно. Да, в целом это так, и именно это и является одной из фундаментальных причин грядущей катастрофы. Общее экономическое (или скорее товаро-обеспеченное) положение человечества - изменилось радикально, по сравнению с тем, что было раньше. Но как в целом институты, так и руководители всего мира - упорно живут в рамках старой парадигмы "торговать дефицитом и рубить сверхприбыли". А модели эти работать не могут уже от слова вообще. Ну а дальше - всё по теории, или обратная связь системы вышвырнет и убьёт уже ложных управленцев, или же регресс и декомпозиция до старой модели.

Аватар пользователя ogre
ogre(11 лет 10 месяцев)

" То, о чем так долго мечтало все человечество, т.е. обеспечить себя всеми необходимыми материальными благами, уже свершилось..."

Вот оно чо... у всех есть всё необходимое. У всего человечества вдоволь соляры, жилья, и телефонов с доступом в эти ваши... Сидим в кофейнях - щебечем в туиторах - носим друг-другу кофе, разрабатываем дизайны ногтей, кухонь и кедов.

А если у кого нету - к примеру - крыши над головой, - не беда - он может идти в ...опу, как говорил один из Сергей Юрьичей

человечество не резиновое - всяких голодранцев в него Мордреды не возьмут

Аватар пользователя Spirt
Spirt(12 лет 3 месяца)

Очередная мулька про "постиндустриальную экономику", теперь в новомодном формате - "информационный этап". Но жизнь показывает, что сила у тех, у кого производство. Физически, в виде заводов, станков, цехов и армии инженеров.

По ине так "информационный этап" это не по экрану айфона потным пальцем елозить. Это когда куча заводов связывается в единый производственный механизм. Новая эра, новый уровень организации производственного процесса. Кто больше "связал", кто больше цепочек создал - тот молодец, а из остальных холодец. Ессно со своими приёмами оппонентов глушить: сказками про "постиндустриальную экономику" или призывать в частные руки производственную базу раздавать (типа "эффективный собственник" и всё такое) + "волшебная рука рынка" (знатная ржака, но куча вроде бы неглупого народа на эту феньку ведётся, аж из штанов выпрыгивает).

А наладонные экранчики лишь побочный выброс процесса, чтобы лемминги часть средств "информационного этапа" отбивали.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Интересно. Те обзоры читал с удовольствием. Китай оторвался, без его данных показатели будут меньше. Мы в последнее время у Бразилии стали выигрывать. У них промышленность сильно валится.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

США точно включу в следующие обзоры, там статистика хорошо ведется в данном разрезе.  Китай под вопросом, раньше очень сложно там вытащить эти данные было. 

Аватар пользователя txar
txar(12 лет 6 месяцев)

 а со spydell нельзя скооперироваться? он писал, что из reuters легко тащит любую инфу

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Спроси его, Китай и Индия - индустриальное производство, помесячно, период 2000-2016.

И чтобы в одном месте, а не в куче месячных отчетов.

 

Аватар пользователя segerist
segerist(12 лет 10 месяцев)

эхх...

как в старые добрые времена

спасибо!

Аватар пользователя segerist
segerist(12 лет 10 месяцев)

список стран в будущих сериях будет пополнен, так что предлагайте, какие страны интересны в первую очередь.  

может быть "бить по полщадам" ???
определить регионы, скажем Европа, Азия, южная америка, в каждом регионе "определить" допинирующего и серднячка или "одиозного" (например в европе доминирующий - Германия, середнячек ну к примеру хранция, в азии доминирующий коненчо Китай, за середнячка, то есть одиозного пусть Япония)

их и "считать"

???

 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Любой каприз, если покажешь первоисточник где есть такие помесячные данные за 2000-2016 :-)

Аватар пользователя PhoenixUA
PhoenixUA(12 лет 10 месяцев)

Германия, индекс производства:

https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/Indikatoren/Konjunkturindikatore...

 

Аватар пользователя segerist
segerist(12 лет 10 месяцев)

вы, Алекс, снайпер, бьёте не в бровь а в глаз

не имею знаний об источниках

:)

Аватар пользователя iro4kin
iro4kin(12 лет 11 месяцев)

Учитывая то, что споры идут кто раньше завалится, интересно было бы: США, ЕС, Япония, Россия, Китай.... про Китай выше коммент уже почитала... ))

Комментарий администрации:  
*** "Я мужик" (с) - 15.09.2024, "- Какой вы добрый - Потому что девушка" (с) - 17.07.2024 ***
Аватар пользователя Оранжевая Россия

Тонуть все будут одновременно, потому как лодка одна(мир фин сист). Вот как дела обстоят у главных столпов http://www.vestifinance.ru/articles/75300 http://www.vestifinance.ru/articles/74825 , деревья до небес не ростут, падают.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (неполживая политота, обильный неинформативный флуд, нарушение соглашений, под которые его оставили) ***
Аватар пользователя megazlo
megazlo(12 лет 11 месяцев)

Интересно было бы посмотреть на Китай.

Прошу также изменить фон графиков на нейтрально серый, тяжело воспринимать на переносных устройствах.

Аватар пользователя maxx1
maxx1(9 лет 10 месяцев)

Присоединяюсь к просьбе по фону. Хотя бы пёстрость убрать.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(12 лет 9 месяцев)

в сравнении с 2007 оно в небольшом минусе, что существенно хуже мира в среднем, где прирост за период составил 117.54%.

Ну, если 99% это минус, значит, и прирост у нас не 117 а 17%

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

справедливо, скорректировал формулировки 

Аватар пользователя xiaoxiong
xiaoxiong(9 лет 6 месяцев)

Касательно п.1 и накрытого тазом корейского Hanjin. Следом за ним готовится к утоплению японский "K" Line. Я не могу гарантировать, что это прям точно точно случится, но источник пока не газетно-интернетный. Их только чудо может спасти.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

поживем-увидим, мало ли, может они учредителей новых и богатых найдут, но в целом в отрасли сейчас идет борьба за выживание

Аватар пользователя Rashaverak
Rashaverak(12 лет 11 месяцев)

Сразу вспомнилась былая веточка МЭКа на авантюре :) 

Спасибо!

Аватар пользователя 4onward
4onward(8 лет 2 месяца)

Подскажите а интересно ли ещё это сопровождать инфой о количестве денег в системе? Или это будет сильным распылением темы? Вот ежели монетаристы считают их потребное количество как произведение всех товаров на их цены и на коэффициент оборачиваемости... То если производство падает и обороты торговли, а цены не растут, то куча бабла высбождается? Если нефть так упала в цене и другие металлы, то связанные в обороте деньги, которые высвободились, они побежали в рост акций? Или эту свободную ден массу ещё как-то утилизируют сокращая? И что может служить индикатором, что вот все, ща стартанет гиппер доллара и евро? И подскажите где почитать подоходчивей про всю эту механику кредитно-денежной мультипликации? Как пузыри надуваются

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Столько вопросов... Отвечу на первое предложение - я не знаю, где оперативно отследить денежную массу во всей финсистеме (а не в отдельных странах), такой источник данных мне неизвестен.

Аватар пользователя Pa
Pa(12 лет 10 месяцев)

"Лемминги" в своё время привили во мне любовь к графикам. Маэстро - большое спасибо!

Аватар пользователя MishaJordan
MishaJordan(8 лет 6 месяцев)

Alex, здравствуйте, спасибо за интересный материал, относительно Ваших слов о том, что мы уже более-менее прошли дно кризиса, начинаешь по-другому уже относиться к аналогичным словам Джима Роджерса, который сказал то же самое, а в отношении США сказал, что их еще ожидает кризис.

Также вопрос - а у Путина не было плана под видом атаки 6-й колонны на нашу экономику сделать так, чтобы МЫ РАНЬШЕ ВСЕХ ПРОШЛИ ДНО КРИЗИСА??? Глядя на Ваши цифры, это не кажется уже таким фантастичным бредом. Я уверен, что Вы гораздо дальше меня в мысли, что Путин ничего не смыслит в экономике... )))

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Не думаю, что специально, у нас изначально совсем иная ситуация чем на западе - отсутствие диких долговых пирамид, внешнеторговый профицит и ресурсная самодостаточность.

Аватар пользователя MishaJordan
MishaJordan(8 лет 6 месяцев)

А дефицит региональных бюджетов?

Страницы