Историк А.Р.Дюков: т.н. письма Сталина к Берии "с высокой степенью вероятности фальшивки" (с)

Аватар пользователя turan01

В дополнение и развитие статьи  "turan01 • Маленькая незамеченная сенсация: эксперты подтвердили подлинность писем Сталина Берии  20:42 - 19/Ноя/25"  размещается отзыв известного историка А.Р.Дюкова и один  из серьёзных комментариев.

1.  20 ноября 2025  18:25  Дюков

Письма Сталина Берии: подлинник или фальшивка?

Что мы имеем. В 2018г. в Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте РФ пришел некто и предоставил два листа А4 с якобы письмами Сталина Берии от июля и сентября 1937г.

Эксперты РФЦСЭ провели почерковедческую экспертизу и признали, что почерк Сталина. После чего бумаги, насколько понимаю, пошли на аукцион, а всю историю поведал ТАСС только несколько дней назад - и опубликовал один из листков. 

Я не почерковед и могу сказать только то, что почерк действительно похож на сталинский (хотя тот факт, что его сравнивали с образцами, предоставленными заказчиком же и из частного, а не государственного архива, не может не насторожить). 

Зато как у профессионального историка, у меня возникают большие вопросы при помещении этого документа в исторический контекст. 

Итак. 

2 июля 1937г. Политбюро принимает решение о проведении массовой операции против кулаков и уголовников и рассылает его про регионам: создавайте тройки. 

3 июля 1937г. глава НКВД Ежов дублирует распоряжение для региональных НКВД/УНКВД, требуя в срок до 8 июля предоставить сведения о том, сколько планируется репрессировать по первой и по второй категории. 

8 июля  в ЦК среди прочих шифровок с мест приходит шифровка от 1-го секретаря КП Грузии Берия (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 575. Л. 107):

Тройка по разбору дел в административном порядке на учтенный НКВД Грузии враждебный антисоветский элемент организована в составе: зам. НКВД Грузии Рапава, прокурора республики Грузии Талахадзе и начальника Управления республиканской милиции Церетели.
По первой категории взято на учет 1.419 человек, по второй категории 1.562 человека. Сюда не входят члены антисоветских партий, ведущие на сегодня активную контрреволюционную работу, как вернувшиеся из ссылки, так и те, которые раньше не были высланы. Таких наберется до 2.000 человек.

Шифровка была отправлена из Тбилиси в 14.55  и расшифрована в 22.25.

Если то письмо, которое было передано в РФЦСЭ подлинное, то получается, что после получения шифровки Сталин в раздражении написал Берии записку о том, что какие-по подозрительные люди в компартии тормозят дело и дал ему месяц на решение проблемы. 

Но откуда раздражение?

1. Берия выполнил поставленное задание точно в срок: сказано 8 июля, он 8 июля всю требуемую информацию прислал. (С этим справились далеко не все регионы.)

2. Берия не просто выполнил поставленное задание, но и проявил инициативу, указав, что есть еще категории, которые неплохо бы репрессировать и указав их примерное количество. 

Таким образом никакого "торможения дела" не просматривалось. 

Далее, если бы в ответ на шифрограмму от 8 июля Берия получил бы ответ о "торможении дела", что он бы сделал, как разумный человек? Прислал бы новые - большие - цифры подлежащих репрессированию. Однако когда все поступившие с мест заявки в конце июля свели в приказе НКВД номер 00447, за Грузией там было закреплен лимит на 5000 чел., то есть как раз столько, сколько Берия прописал в шифровке от 8 июля. Получается, что центр не требовал от него увеличения цифр. 

Пойдем дальше. Берия был в Тбилиси, Сталин в Москве - следовательно из этой записки Сталина должны были сделать шифровку и послать ее в Тбилиси. Не письмом же посылали. Но тогда оригинал записки должен был остаться в Москве и лежать где-то в архиве, РГАСПИ или РГАНИ. Откуда оригинал у частного лица? 

Далее, в РФЦСЭ представили еще одно письмо Сталина Берии, о котором мы знаем, что текст  начинался со слов: "Товарищ Берия, ознакомлен с вашим списком…" и заканчивался словами "Оформить по первой категории. Исполнить. И. Сталин, 15 сентября 1937 года".

Но списки репрессируемых по приказу 00447 не представлялись в Москву на утверждение (даже в НКВД, не то что лично Сталину). Региональная тройка принимала решение, приговор приводился в исполнение и только после этого протоколы троек направлялись в НКВД для статучета. 

Тогда о чем письмо Сталина?

В общем, с высокой степенью вероятности перед нами фальшивки, а РФЦСЭ стоило обратиться к историкам, а не пытаться решить задачу собственными силами.

2.   20 ноября 2025 12:03 Andrey А 

"Информация о том, что этот документ — имитация (или, как минимум, крайне спорный артефакт, не признанный академической наукой), базируется на нескольких ключевых факторах. Это не просто "мнение из интернета", а совокупность фактов из источниковедения и аукционной истории.
Вот подробный разбор того, откуда взялись сомнения и сам документ:
1. Источник появления — коммерческий аукцион, а не архив
Этот документ не из государственных архивов (РГАСПИ или ГАРФ), где хранятся реальные фонды Сталина.
 * Впервые широкая публика увидела эту записку, когда она была выставлена на продажу на аукционе «Три Века» (Лот №179) примерно в 2018 году.
 * В описании лота указывалось, что это «Автограф И.В. Сталина». Вместе с ней продавалась еще одна записка с резолюцией «Оформить по первой категории».
 * Почему это важно: Реальные документы такого уровня секретности из переписки Сталина с региональными секретарями (Берией в Грузии) хранятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Появление "уникального" документа на частном рынке всегда вызывает скепсис у профессиональных историков, так как путь его хищения из архива КГБ/ЦК должен быть невероятно сложным.
2. Анализ оформления (Штампы — главная улика)
Если присмотреться к правому верхнему углу (на фото это плохо видно, но в описании лота это есть), там стоит штамп:
> "Совершенно секретно / Существует в 1 экземпляре / При опасности уничтожить / По списку А"  > 
Это классический «киношный» штамп.
 * Противоречие: Если документ существует в «1 экземпляре», его невозможно рассылать «По списку А» (список рассылки подразумевает множество адресатов).
 * Реальность: На реальных документах ставились делопроизводственные пометки: входящий/исходящий номер, номер экземпляра (например, «экз. №1»), подписи шифровальщиков. Фразы вроде «При опасности уничтожить» — это скорее художественный вымысел для усиления драматизма.
3. Лингвистический и стилистический анализ
Текст записки выглядит как карикатура на сталинский стиль.
 * Театральность: Фраза «Соблюдать все требования законности» (которая зачеркнута/исправлена) в сочетании с «Собакам собачья смерть» выглядит нарочито. Это слишком литературный приём, чтобы показать «двуличие тирана».
 * Отсутствие конкретики: Сталин в шифротелеграммах был предельно конкретен: имена, цифры, названия антисоветских групп, конкретные указания (судить тройкой, выслать, расстрелять). Фраза «какие-то подозрительные люди» — это уровень слухов, а не директивы главы государства.
 * Странная просьба: Фраза «Даю вам срок месяц» для "разгона" дела в Грузии звучит странно, учитывая, что Берия и так был инициатором репрессий и не нуждался в подгонянии через такие абстрактные записки.
4. Почерк
Графологи и любители истории, сравнивавшие этот скан с подтвержденными автографами Сталина, отмечают:
 * Слишком сильный нажим (Сталин писал мягким карандашом, часто почти не нажимая).
 * Слишком "аккуратная" и разборчивая скоропись. Сталинский почерк к 1937 году был более беглым и трудным для чтения.
 * Подпись «И. Сталин» выглядит как старательная копия с известного образца, а не как быстрый росчерк человека, подписывающего сотни бумаг в день.

Вердикт: Это высококачественная мистификация (фальшак), созданная для продажи коллекционерам. Она играет на эмоциях и стереотипах (фраза про собак, контраст законности и жестокости), но не выдерживает проверки правилами советского делопроизводства."

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

В обсуждении исходной статьи ТС было заявлено:

- в научном обороте они не находились (ранее не попадались, равно как и их обсуждение), что подтвердил Д.; 

- только  графологическая экспертиза недостаточна;

- фальшивость данных инкунабул исключить нельзя;

- возможно, что  они находились  у частника и были предназначены для продажи другому частнику или реализации на аукционе (приводился пример 2011г.);

-  исследование этого вопроса следовало бы начать с авторки материала ТАСС (которая не очень понимает, что она рассказывает). 

Что же, в научном обороте как не было фальшивок, так и дальше не будет. 

Ну и два документа на фоне имеющихся тысяч одного только  сталинского ВПР, не говоря уже о миллионах, связанных с массовыми репрессиями, погоды не сделали бы в  любом случае. 

Собственно говоря,  вектор и был направлен на неизменность признания Большой чистки 37-38гг., что неистово отрицается доморощенными конспирологами.  Что было продемонстрировано и в этот раз, в т.ч некоторыми коллегами, от которых ТС просто не ожидал.  Как и категорическое нежелание знакомиться с серьёзными дискуссиями и полемиками на эту тему, не говоря уже об имеющемся в свободном доступе массиве документации.  

И чтобы априори подавить демагогию об якобы  проблемах с ознакомлением с серьёзными обсуждениями - вот вам и статья знакомого Подкопаева, и её отформатированное "обсасывание" (многабукфф):

Комментарии

Аватар пользователя mumpster
mumpster(7 лет 4 недели)

ЧИТД

Комментарий администрации:  
*** Уличен в пустословии и клевете ***
Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Да, конечно, поздравляю вас, тов. Дюков! smile13.gif

Аватар пользователя fronder
fronder(6 лет 20 часов)

почерковедческие экспертизы - не точны.

Исследование Д. Райзингера, М. Денбо и М. Сакса (1989) — на основе данных Фонда криминалистических наук установили, что за период с 1984 по 1987 годы эксперты-почерковеды в ходе тестирований приходили к верным выводам только в 45% случаев.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Не так давно в ходе тестирований было установлено, что в 55% случаев  эксперты по экспертам-почерковедам приходили к неверным выводам.  smile7.gif

Аватар пользователя Olsol
Olsol(7 лет 8 месяцев)

Какие-то журналы входящих-исходящих писем должны быть. Отметки архивного учета. Опись в архивах.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Да, конечно. Но здесь сводится к тому, что каким-то непонятным образом они были изъяты в самом начале процесса делопроизводственного оформления.  Странно. 

Ещё раз: здесь нужно начинать с раскрутки журналистки ТАСС. По идее, Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) должен взяться за это дело, раз его репутация может пострадать.  в какой-то степени. Однако, как обычно, пока в очередной раз не появятся энтузиасты из числа поклонников или ненавистников ИВС ...   

Аватар пользователя задумавшийся
задумавшийся(8 лет 7 месяцев)

Подумаешь документы подделывают, технически это не сложно. Картины подделывают и ещё как! Экспертиза признает оригиналом. Айвазовского чуть не вдвое больше чем реально написал)

Разбор интересный. Спасибо.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Главная загадка - в появлении инкунабул через 7 лет (!) после экспертизы. Что послужило толчком к опубликованию этой истории? Начинать расследование нужно с Лидии Мисник. 

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Приказ НКВД номер 00447 - разве не фальшивка?

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

"... наша песня хороша ..." (с)

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Ссылочкой на начало облагодетельствуйте;)

Ну или финал обсуждения;)

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Начало конца? Или конец начала? smile37.gif

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

И то и другое и можно без хлеба;)

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Ну раз конспирологи сами по себе упустили антиномично П(Л)ольше прекрасную возможность промолчать (Ширак об американской агрессии в Ираке) разоблачить, очевидно, онтесоветский выпад ТС, причём свежайший  "Маленькая незамеченная сенсация: эксперты подтвердили подлинность писем Сталина Берии" 20:42 - 19/Ноя/25 turan01 с размещенными инкунабулами, которые оказались, по мнению историка, "с высокой степенью вероятности фальшивками" (с), вместо чего нагородили кучу всякого житейского-бытового вздора пополам с дельными, но в итоге всё равно бессмысленными замечаниями - кто же им Злой Буратино? Всего-то следовало освежить в памяти даты событий Большой Чистки и соотнести с выложенной заметкой ТАСС. Какие были препятствия, раз ТС даже не стал пресекать этот беспорядочный словесный поток, всё-таки надеясь на квалифицированное разбирательство, и уж точно бы только приветствовал такой деловой и дельный подход, о чём свидетельствует немедленное информирование сообщества об обещании Дюкова и появление данной статьи?

Не захотели, а теперь желаем непонятно чего? Понятно, что на АШе нет таких сильных конспов как Балаев с Бушмицким и Сухонос с Капитановым, но и задача стояла довольно несложная при знании алгоритма и порядка проведения мероприятий БЧ, и функций  исполнителей (а его отрицатели обязаны быть в курсе их не хуже оппонентов, иначе как опровергать?). Попросту говоря, открой хотя бы общеизвестную монографию Юнге, Бордюгова, Биннера "Вертикаль Большого террора. История операции по приказу НКВД №00447" на стр.63, где Лаврентий докладывает о выполнении указания о назначении "внесудебной" тройки и учёте антисоветских элементов по категориям. И т.д. и т.п.

А таперича просто пiзно. :)

И тут вдруг появляется пресловутый и одиозный приказ, кстати, копию которого Ретюнский сравнительно недавно заказал в РГАСПИ. И которую, как и всегда, выложит в свободный доступ.

С чего это: "дебаты" по нему закончились давным-давно с известным результатом для конспирологов, считающих, что подделать миллионы документов - это пара пустяков, а уж несколько бумажек - вообще одним мановением руки. Или по образцу   Пацюка, расправляющегося  с  галушками. :)

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Мощно;)

Уж больно выгодная тема для перестройщиков. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Вот этого экзерсиса в коллекции не было. Дополняем.  :)

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Могу продолжить;)

Предположу для себя, что всё так и есть. Вернее, питая к вам уважение в этой теме, почти на 100% соглашусь;)

И смотрим далее. А что делается с этой информацией? Что дальше роют в архивах, которые уж точно не безгрешны?

Устраивают факельные шествия! "Нет придела мерзостям чикизма!!!!!!". Спрашивается, а судьи кто? А судьи наняты капиталом для защиты инвестиций;). Что такое принцип партийности, особенно в науке, вы ведь в курсе?

И что, фальшивок не вбрасывали? Вбрасывали! Некоторым сто и больше лет и постоянно их вытаскивают наружу... 

Поэтому я буду лучше смотреть кто меня бьёт, а не обсуждать палку, реальна она или нет. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Вбрасывали и разоблачали.   И просоветские, и антисоветские, о чём ТС здесь не один раз выкладывал тексты. 

Например: 

turan01 • Неполживица Томка Эйдельман снова отличилась, теперь уже не только по линии давней истории, но и по более близкой

turan01 • "Краснодарская мясорубка": от штурмбаннфюрера СС до профессора МГИМО, или Любимая сказка отсидента Антонова-Овсеенки II, проФФесора Зубова и БабыЛерыСамачабло в белом плаще

turan01 • "Пепел генералов", не стучащий ни в чьи сердца, или История ещё одной геббельсовской лжи, превратившейся в легенду

turan01 • Лжеоплеуха Сталину, или Как создавались, распространялись и разоблачались антисоветская и сталинофобская фальшивки с сообщением агентства Гавас 1939 года

turan01 • "Чудовища вида ужасного схватили ребенка несчастного", или Трагикомические и курьезные случаи времен Большой чистки

turan01 • Почему щеневмерлик allin777 так упорно проталкивает старый миф о вине советского руководства в страданиях и гибели своих военнопленных в ВОВ

kolos • Расстреляли за две буханки хлеба. Разоблачение клеветы

turan01 • «Но в главном-то он прав!» (с): резуновщина, фурсовщина и басурманолюбие, или Огонь по всем азимутам

turan01 • Не известен и не описан честным Луи де Йонгом десант переодетых чекистов (спецназовцев) в августе 1941г. в Республике немцев Поволжья. И не только им

turan01 • Бывший руководящий работник РВИО вещает из Хайфы: геноцида народов СССР в ВОВ не было (за исключением, разумеется, одного)

turan01 • Фабрика исторических фальшивок

эт цетера

Кмк всё-таки несколько  странная лексика  для Катастройщика? :)

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Благодарствую за ваш труд!

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Так вот как всё это соотнести друг с другом 

струт Россия11:26
Могу продолжить;)   Предположу для себя, что всё так и есть. Вернее, питая к вам уважение в этой теме, почти на 100% соглашусь;) И смотрим далее. А что делается с этой информацией? Что дальше роют в архивах, которые уж точно не безгрешны? (...)

и

turan01   Россия13:41
Вбрасывали и разоблачали.   И просоветские, и антисоветские, о чём ТС здесь не один раз выкладывал тексты. Например: (...)

и  привести к общему знаменателю? Может быть,  даже отдельную статью сделать, показав вполне здравый и конструктивный подход даже при несовпадении идейно-политических предпочтений,  как в данном случае, и бессмысленно-безобразный, продемонстрированный в обсуждении первой статьи об этих письмах?

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Как хотите. А я не осилю. 

Сам не так давно окунулся в эту тему. И сильно смущают высказывания самого Земскова, что и Мемориал неплохо посчитал "жертвы сталинского террора" и данные он получил от Яковлева и его шайки... 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Это несущественно, т.к. данные вещи приходится не просто читать, а изучать, причём на полном серьёзе, на что уходит громадное количество времени, которое (свободное) не у всех есть.

Так что завтра будет статья о партийно-государственной иерархии в РСФСР и раннем СССР,  а в воскресенье о расказачивании (там врут все!). 

Аватар пользователя струт
струт(7 лет 10 месяцев)

Яковлев разваливал нашу страну, как это несущественно на него ссылаться. Или на мемориал, судом запрещённый. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Проблема в том, чтобы не путать разглагольствования Яковлева и главшпанов мимореальских с документами. Документы не подделать, как ни стараются многие это доказать (точнее, разоблачаются без особых проблем),  а хороводы вокруг них (бумаг)  можно водить какие угодно. 

А.Я.  лично мне ненавистен и абсолютно неприемлем после одной его фразы в катастроечные времена:

"Ленив наш русский мужичок-то" (с). 

И эта тварь - крестьянский сын в хрен знает каком поколении.  smile11.gif

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя 666
666(11 лет 11 месяцев)

Было очень похожее по жизни. А что бы невозможно было сделать экспертизу в истории болезни было подписаны нужные записи карандашом. А карандаш, в свою очередь в отличии от чернил, временнОй экспертизе не подлежит.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

ИВС в своём кремлёвском кабинете ручкой практически  не пользовался, его соратники тоже.  На столах стояли емнимс три круглые подставки с наборами цветных карандашей (можно проверить по фото).

Аватар пользователя 666
666(11 лет 11 месяцев)

Я знаю. Но цвет карандаша не характерный для записей ИВС. Хотя возможно это искажения скана и монитора.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

По степени любви (частоте применения): 1. Красный. 2. Синий. 3. Чёрный. 4. Зелёный. Остальные - не припоминаю вообще.   

Аватар пользователя Kvazar_Old
Kvazar_Old(11 лет 9 месяцев)

Да ладно - в перестройку такая шляпа тоннами клепалась. Хатынь там, особые папки и все такое. Правда исполнители жестко халтурили или саботировали, но заказчик хавал.

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

Тонн не было, несколькими десятками в лучшем случае, все они (которые пытались ввести в научный оборот) разоблачены,  см. turan01 • Фабрика исторических фальшивок. А на аукционах - фиг его знает. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 1 месяц)

yarror 20 ноября 2025, 13:20:22

Вопрос, а откуда у заявителя все эти бумаги, которые он отдал на экспертизу? И самое главное, эксперты выясняли не то, что это написано лично Сталиным, а написано ли одним человеком вот эти два грозных листа и то, что на рисунке (кстати, а зачем Сталин ставил свою подпись на рисунке дочери?)

yarror 21 ноября 2025, 01:54:54

Да тут, скорее всего, речь идёт просто о деньгах, кто-то решил поиметь маленький гешефт, но для этого нужна была справка о подлинности.

midgard_msk 23 ноября 2025, 17:27:29

Совершенно верно., на нескольких площадках сейчас и ранее продавались и продаются автографы ИВС. Часть из них есть основания признать подлинными (типа дарственной надписи на книге), а часть — очень явные фальшивки. А просят за каждый сотни тысяч.

Так же рекомендую вот этот текст для контекст.