Неизбежность революционных процессов. Часть 2

Аватар пользователя Адский Советник

Отягощение крепостничества

В период изменений в структуре общества в 1760-х годах произошли значительные перемены, которые не только сделали дворян свободнее и перераспределили доходы, но также усугубили обременение крестьянства. Манифест 1762 года, согласно И. Д. Беляеву, окончательно передал крестьян в полную собственность помещиков. Помещики получили право на применение суровых наказаний, даже несмотря на то, что они предназначались только за серьезные преступления. Екатерина II ввела ограничения на жалобы крестьян на помещиков, признавая их как преступления.

Некоторые утверждают, что крестьяне не имели права жаловаться на помещиков ещё с Уложения 1649 года. Но это не соответствует действительности: Уложение (II,13) запрещало доносы крестьян на владельцев, исключая случаи государственных преступлений. Однако жалобы, не являющиеся доносами, принимались до правления Екатерины II, часто не находя поддержки в низших инстанциях. С начала правления Петра I указы запрещали обращаться с жалобами к самому государю в обход инстанций. Позднее указы ограничили возможность подачи жалоб  крестьян на имя императрицы и в другие инстанции, угрожая подателям жалоб наказанием и ссылкой на каторгу.

Помещики явно называли своих крестьян рабами, и это было подтверждено и самой Екатериной в Наказе Уложенной комиссии. Несмотря на возражения известных личностей, таких как поэт А. П. Сумароков, утверждавшего различие между крепостными и рабами, Екатерина подчеркнула их сходство. В 1786 году она запретила использование слова "раб" в отношении своих подданных из соображений приличия перед Европой, хотя в приватных разговорах и секретных документах императоры продолжали употреблять это слово.

Под воздействием цензуры русские историки избегали упоминаний о рабстве и использовали термин "крепостные" вместо "рабы". Несмотря на это, некоторые либеральные историки позднее указывали на сходство между крепостными и рабами. В то время как большинство марксистских историков отрицали рабовладельческий характер крепостного строя, несколько из них противоречили этому мнению.  Оставим данный вопрос на суд читателя.

Эти изменения в структуре общества в 1760-х годах привели к резким перемещениям в отношениях между элитой и обычными людьми, усугубив крепостничество и приблизив его к формам, характерным для рабства.

Вестернизация и рост потребностей дворянства

В первой половине XVI века заметен рост числа людей в элитных слоях общества. Согласно теории демографической структуры, это должно было повлечь за собой увеличение давления, оказываемого дворянством на крестьян и государство. Однако этот фактор лишь один из тех, что способствовали изменениям в структуре общества в 1760-х годах. Еще одним фактором, направлявшим эти изменения, была процесс вестернизации. Этот процесс выражался не только в стремлении дворянства достичь статуса своих западных коллег, но и в желании принять европейский образ жизни и роскошь.

Многие исследователи утверждают, что стремление к роскоши было прямо связано с модернизацией по образцу западной Европы,  желанием не отставать от западноевропейских дворян. В прошлые времена российская знать была скромной в своих привычках, что отмечали многие иностранные путешественники. Однако Петр Великий, подражая "чужеземным народам", начал внедрять роскошь, вводя ассамблеи и носил роскошную чужеземную одежду.

Под Елизаветой роскошь на русском дворе стала более заметной. По ее приказу знаменитый архитектор Растрелли построил два дворца - Зимний дворец в Петербурге и Большой дворец в Царском Селе, сравнимые с Версалем по величию. По словам Растрелли, всё, начиная от капителей колонн и заканчивая статуями, было покрыто золотом.

Екатерина II еще больше преувеличила роскошь. Ее придворные наряды, богатство драгоценных камней, превосходили великолепие других дворов, свидетельствует английский путешественник У. Кокс. Расходы на двор составляли 11% государственного бюджета, хотя по закону императрица могла использовать только доходы от дворцовых крестьян, составлявшие 3,6% бюджета - однако она часто нарушала этот закон.

Соревнование в роскоши среди высшей знати было одобрено самой Екатериной II, а для обычного дворянства "умеренная роскошь" считалась не просто прихотью, а стандартом, ниже которого достоинство дворянина не могло опуститься.

Новый образ жизни задавало гвардейское офицерство - кремень дворянства, окружавший двор императрицы. Гвардейцы должны были иметь несколько роскошных форменных нарядов, стоимостью не менее 120 рублей каждый, и множество слуг (у некоторых из богатых семей - до 500). В гвардии сформировались определенные стандарты роскошного потребления, например, в обед требовалось не менее двух бутылок настоящего шампанского. "Жить не просто в долг, но и жить не по средствам стало нормой в гвардейской среде", пишет Ю. А. Сорокин. "Более того, такой образ жизни стал модным и единственно приличным для дворянина", - отмечает Д. И. Фонвизин.

По словам П. И. Рычкова, раньше лучшие люди обходились скромно в своих домах, но сегодня молодые помещики строят роскошные усадьбы, роскошно обустроенные и обслуживаемые большим числом слуг. В прошлом знатные люди имели несколько слуг, теперь же их дети занимаются излишествами без сожаления ни о себе, ни о крестьянстве.

Ю. Ф. Самарин отмечал изменения владельцев крупных усадеб за последние 70 лет. Их интерес к сельскому хозяйству уменьшился, они предпочитают получать доходы издалека, не вмешиваясь в дела крестьян. Этот порядок изменился под воздействием многих факторов: усадьбы стали раздробленными, а потребности, вызванные роскошью, увеличивались с разительной скоростью.

Таким образом, факторы демографии и изменение хозяйственной структуры, вместе с желанием имитировать западную роскошь, стали причиной роста ренты и усиления крепостного права. Эти изменения затронули не только отношения элиты с народом и государством, но и менталитет элиты.

Стремление к роскоши в дворянстве было связано и с развитием внешней торговли, предоставляющей широкий выбор западных товаров. При Екатериной II ввоз товаров  увеличился в почти пять раз. Это были преимущественно предметы роскоши, удовлетворяющие потребности верхних классов.

Некоторые исследователи, как Ф. Бродель, подчеркивают влияние вестернизации на стремление к роскоши. Они цитируют записку, предложенную правительству в 1765 году, где рекомендовалось закрыть страну для иностранных предметов роскоши, а иначе это приведет к "разорению землепашества".

Вместе с тем, важно отметить, что жажда роскоши характерна для правящих классов на протяжении времени и не может быть полностью связана с влиянием западных тенденций. Роскошь в России имела восточные оттенки, проявляющиеся, в частности, в большом количестве слуг. Эта "восточная роскошь" была также связана с крепостным правом, обеспечивающим дешевую рабочую силу.

Продолжение следует.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

В сокращении использовался материал: Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. -Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005. – 543 с.

Материалы используемые Нефедовым С.А.:

Русский архив. 1876. №7.  

 Беляев И. Д. Крестьяне на Руси. М., 2002.  

 См. например: Мадариага И. 

 Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 51. М., 1992. С. 691.;Ключевский В. О. Указ. соч. Т. V. 

 Белявский М. Г. Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева. М., 1965. С. 33; Каменский А. Б.  

  Семевский В. И. Крестьянский вопрос... Т. I. 

 Storh H. Cour’s de economic politique on expositiondes principes qui determinent la prosrerite des nations. Berlin, 1815. Цит. по: Струве П. Б. .

 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. 

Белявский М. Т. Указ. соч. 

Raeff M. Origins of the Russian Itelligensia the 18th Century Nobility. N. Y., 1966. P. 79-80; Lentin A. Russia in the Eighteenth Century. N. Y. 1973. P. 89, 103; Blum J. Lord and Peasants in Russia from the Ninth to the Nineteenth Century. N. Y. 1973. P. 394-385, 445, 452; Mouravieff B. La monarchie russe. Paris, 1962. P. 45; Domar E. Tte Causes of Slavery or Serfdom: A Hypothesis// Journal of Economic History, 1970. Vol. 30. №1; Kolchin P. Unfree Labor: American Slavary and Russian Serfdom. Cambridge, 1987. P. X; Хобсбаум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Raeff M. Op. сit. 

 Blum J. Op. сit. 

Mouravieff B. Op. сit. 

Каменский А. Б. Указ. соч. С. 290; Миронов Б. Н. Бремя величия… С. 35; Данилова Л. В. К вопросу о причинах утверждения крепостничества в России//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы за 1965. М., 1970. 

Стрейс Я. Путешествие по России голландца Стрюйса. – Б.м., б. г. 

 О повреждении нравов в России... 

 Цит. по: Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века... 

 Россия в 1778 г. Путешествие Уильяма Кокса//Русская старина. 1877. Т. XIX. 

Горланов Л. Р. Кризис феодально-крепостнической системы в удельных имениях России//Кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России (вторая четверть XIX в.). Владимир, 1984. С.56; Чечулин Н. Д. Указ. соч. 

 О повреждении нравов в России... 

 Марасинова Е. И. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. М., 1999. 

 Сорокин Ю. А. Павел I… 

 Цит. по: Яковкина Н. И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции. СПб, 2002. 

 Цит. по: Семевский В. И. Крестьяне в царcтвование императрицы…. Т.I. 

Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. II. М., 1878. 

 Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. Т. I. М., 1956. 

 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV-XVIII веках. Т. 3. М., 1992. 

Kahan A. The Costs of “Westernisation” in Russia: The Gentry and the Economy in the Eighteenth Century//Slavic Review. 1966. Vol. XXV. N 1.

Комментарии

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 1 месяц)

Ну не знаю, чем вы недовольны.

Нормальное поведение назначенной, иноземными хозяевами, представителей местной колониальной администрации в любой папуассии.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя sergiy
sergiy(1 год 2 месяца)

Пломбированный вагон. Четко вы его определили.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 1 месяц)

Не вагон, а тюбик. С либераст-идиотизЪмом.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя PaladinUSSR
PaladinUSSR(7 лет 11 месяцев)

Всё верно. После уничтожения Рюриковичей с чего бы Романовым Гольштейн-Готторпам заботится о своём народе? Они русских своими никогда не считали.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 1 месяц)

Ну, так а каких результатов вы ожидаете, если  русские сами отвернулись и от своих богов, и от своих князей.... 

По Сеньке и Шапка.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Разведка Погоды

ТС издалека начал, но ход мыслей правильный. И ваш комментарий вполне в тему.

Аватар пользователя Адский Советник

Именно издалека, что бы дать полную картину.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 1 месяц)

А, ну тогда хорошо. Но в этом случае рассказ о колонизации России целесообразно начинать со времен предательства нашей национальной элиты, и засылки к нам с её согласия, вражеских миссионеров от наших колонизаторов, и злостного (огнем и мечом) насаждения специальной религии для дикарей, под предводительством этой самой национал-предательской местной элиты.

Технология порабощения та же самая как и с дикарями других континентов, -

- сначала находят национал-предателя в высшей элите и он открывает калитку для чужеземцев 

- в первых рядах идут платные служители культа с крестами и молитвами,

- потом шинкари с огненный водой, и табаком,

- потом торговцы со стеклянными бусами

- и страна не успевает оглянуться, как она уже молится чужим богам, бухает, употребляет наркотики,  имеет наверху руководство с потрохами проданное заграничным кураторам, и говорящую на языке кураторов, и ходящую в одежде по моде кураторов "новую элиту",  а все материальные богатства страны оказываются в руках иностранцев...

Ну на ширнарбыдло ставят под ружье и гонят на очередную войну в интересах кураторов из Метрополии...

Сценарий везде одинаковый.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Prokrust
Prokrust(8 лет 7 месяцев)

Французский утонченный стиль.

Аватар пользователя durovol
durovol(9 лет 2 месяца)

Ага, значит так

В первой половине XVI века заметен рост числа людей в элитных слоях общества.                      

 Потом спустя лет этак 250 

...этот фактор лишь один из тех, что способствовали изменениям в структуре общества в 1760-х годах.           

Ну, логично жеж. Накинем еще четвертушечку века и вот мы уже здеся, в 21 веке. Что у нас со структурой общества, как на нас влияет рост элиты при достопочтенном Михаиле Федоровиче?

Обязательно продолжайте. Оччень интересно. Сумасшедшая интрига, знаете ли...

Аватар пользователя Адский Советник

Материала много, приходится по максимуму сокращать для данного формата, что бы не перегружать читателя.

Аватар пользователя Поручик Арбузов
Поручик Арбузов(3 года 6 месяцев)

Вестернизация и рост потребностей дворянства

Нет ли здесь признаков т.н.  "двойного гнёта", опосредованного культурой  потребления ?  

Аватар пользователя Адский Советник

Именно так и было, рост числа дворянства и желание жить как заграницей. Выкачивая все соки из податного населения.

Аватар пользователя tirl
tirl(9 лет 3 месяца)

Крепостное право было значительным шагом вперед в развитии общественных отношений в России.

Высшая аристократия и так не имела никаких проблем с крестьянами, им крепостное право было не нужно.

Проблемы возникали у мелкопоместных дворян. Особенно у тех, которые служили. То есть основы армии. Пока они кровь проливали, их крестьян сводили с их земли и они возвращались в полную нищету и в безлюдные поместья, зачастую после тяжелых ранений и увечий. 

В период их службы их мелкие поместья управлялись плохо и крестьяне просто уходили к более богатым землевладельцам (условно бывшим боярам), которые предоставляли им разные ништячки, большие наделы, лучшие условия и т.д., переманивали.

В таких условиях дворяне не то, что отказывались, а по-сути не могли нормально служить. Они постоянно были под угрозой того, что их семьи окажутся  в нищете, после ухода крестьян, а сами они вернуться к обезлюдившему поместью, которое придется за копейки продать крупному землевладельцу, чтобы просто выживать на эти деньги.

Кроме того, напомню, что дворяне одевались, экипировались, вооружались исключительно за свой счет и должны были являться в армию вооруженными сами и со своими вооруженными людьми. А обмундирование, лошади, и вооружение стоили огромных денег, которые могло обеспечить только хорошо работающее хозяйство с крестьянами. А если крестьяне уходили, то дворяне не могли даже вооружиться. 

Такое положение дел просто не позволяло иметь боеспособную армию и защищать, расширять границы государства.

Именно поэтому было принято крепостное право. Оно фактически остановило сведение крестьян у мелкопоместного служивого дворянства и позволило получить максимально боеспособную армию, что и подтвердили последующие многочисленные победы армий Суворова, Ушакова, Кутузова, Румянцева и т.д. 

Если бы не крепостное право мы сейчас жили совсем в других, вероятно в разных, странах на территории нынешней России, потому что никаких иных способов получить боеспособную армию тогда не было. 

Ничего злонамеренного и антинародного там не было. Было грамотное государственное решение. Оно же кстати позволило не только укомплектовать и снабдить необходим армию, но создало кучу дополнительных приятных бонусов.

Это и многочисленные экспедиции возглавляемые дворянами (вплоть до Калифорнии) и научная деятельность дворян, и в конце концов величайшая в истории человечества Русская литература 19 века... И многое другое все это в значительной степени результат введения крепостного права.

ПС. Другое дело, что с переходом к капитализму его надо было отменять, к 20-м годам 19 века, общественные отношения изменились, но отменили его с большим опозданием, реформы запоздали и вызвали целую череду различных событий.. Но это уже совершенно иная история.

Так называемое "крепостное право" - важнейший этап развития нашей страны, как великой державы. И постепенное его введение не в середине 17 века началось. Петр Первый, например, прекрасно видел, что армию не из кого будет формировать, если крестьянская вольница продолжится.  

 

Аватар пользователя BOV
BOV(9 лет 1 месяц)

Браво!

Замечательный комментарий, достойный отдельной статьи! Механический перенос в наши реалии методов и представлений других стран только вредит.

Аватар пользователя Адский Советник

Это не было шагом вперед. Это был вынужденный шаг закрепляющий экономическую базу правящего класса.

То что он был вынужденный да. То что он к 18 веку Уже был не нужен - факт. Могло бы все пойти иначе? Вряд ли. Слишком слабый экономический базис.

Вы ошиблись периодом немного. Дворяне когда были поместные и собирались как военная единица то:

1. Да должны были предстать на ежегодный смотр с боевым помощником, по разному это называлось. С определенным доспехом 

2. Если все это предъявлял то получал годовой бонус.

Он был не большой примерно треть расходов закрывал. Но все же. А так да. Должны были кормиться с земли. И да крестьяне перебегали от одного к другому помещику, уходили на Дон и т.п.

Поэтому и ввели бессрочный сыск беглых.

Но затем когда объявили вольности дворянские, сняли с них обязанность служить. Но землю то не отобрали, а наоборот раздали. 

Где логика?

Не служишь, свободен.

Но тут как кто то верно заметил, что слабая власть вынуждена подчиниться элитке. Так и вышло.

Так что вы попытались неудачно поддержать крепостничество. Я с вами согласен в одном, что на определенный момент, оно было нужно. Например сразу после смутного времени. Но при Екатерине уже можно было потихоньку сворачивать.

Аватар пользователя tirl
tirl(9 лет 3 месяца)

Повторю еще раз: правящий класс (а на тот момент это была высшая земельная аристократия) не нуждался в крепостном праве. Они владели лучшими землями страны и крестьянам просто негде было бы пахать и сеять, они все равно приходили к землевладельцам.

Более того, крепостное право было не выгодно аристократии, они лишались дармового источника рабочей силы. Они просто сводили крестьян у мелкопоместного служивого дворянства. 

Вы можете, как-то преодолеть у себя в голове мантры навязанные пропагандой последующих веков? 

Правящий класс был категорически против крепостного права. Во многом поэтому и был убит император Петр Третий. Но его супруга оставила все как есть и не потому что хотела обмануть аристократию, а потому что другого варианта не было, чтобы укомплектовать армию. Врагов много кругом, а боеспособной армии нет.

Крепостное право правящему классу было не нужно. Они были против.   

 

Аватар пользователя KDK
KDK(3 года 10 месяцев)

Да ладно вам, товарищ не понимает сути феодализма и кормления военных с земли, а также плюсов и минусов. Поэтому такие нелепые потуги натянуть строгое классовое общество на феодальные нормы.

Аватар пользователя tirl
tirl(9 лет 3 месяца)

Не, ну так-то ладно. Я обычно усмехаюсь и прохожу мимо. Но хочется же как-то уже пробиться к разуму людей. Нельзя бесконечно натягивать пропаганду на историю. Когда-то надо остановиться.))

Аватар пользователя Поручик Арбузов

Правящий класс был категорически против крепостного права. Во многом поэтому и был убит император Петр Третий.

Постойте.  Где то потерялось изменение со временем  прогрессивной роли класса на реакционную.  И это, закрепим,   прогрессивность с т.з. европоцентризма.  Действительно, Земский собор  закрепил господствующее положение дворянства .  Вопрос слияния новой и старой аристократии в рамках государственной власти.  Старую аристократию "подрезали" в интересах, как и  церковь.   Но это был уже междусобойчик по поиску компромисса  в  оптимальной эксплуатации  объективированного, "опредмеченного" к эксплуатации населения территориальной общины.  Вы же рассматриваете  как в рамках  этого классового компромисса по совместной эксплуатации   сталкивались интересы  родовой аристократии,  служилой, клира.    Территориальную общину как субъект вы вовсе  выносите за рамки субъектности.  И правомерно это делаете ... в русле европоцентризма.   Т.е. в русле "догоняющего развития"  ,   переноса западных социальных технологий на русскую почву, всё стройно. Улавливаете?

Аватар пользователя Адский Советник

Вы абсолютно не правы в вопросе владения земли.

Вы абсолютно не правы разделяя правящий клас на мелких и крупных, зачем? Взаимоотношения тотолинаковы с крепостными.

Какие то дикие заблуждения. Засим не вижу причин для дискуссии.

Аватар пользователя Prokrust
Prokrust(8 лет 7 месяцев)

Эльфы что лохи, никогда не закончатся.

Ну конечно бояре были против, это не они. Выгода от максимального соковыжимания принадлежала им, ну и что? Это все аннауки которыми управляют розовые пони.

Аватар пользователя mke61
mke61(11 лет 8 месяцев)

Аргумент о все большей роскоши чем будете отбивать? Закон сохранения энергии чем будете отбивать? Чем больше тратится на не производство тем меньше производительность труда, тем сильнее будет гнет. Потому именно элитное дворянство и было кровно заинтересовано в рабстве крепостных. Станков нет, а руки ноги есть. Вместо станков.

Аватар пользователя Адский Советник

До Калифорнии добиралась конечно, молодцы. Смелые люди. Русско-Американская компания мощная штука была. А рассказать вам как они набирали народ на Аляску? Та еще история. Я на ней собаку съел.

А рассказать как там эксплуатировали индейцев, а Алютиков (племя такое) чуть под ноль не вывели? И много еще чего могу рассказать.

Аватар пользователя tirl
tirl(9 лет 3 месяца)

Обязательно расскажите про Русскую Америку в отдельной статье. Там и обсудим.

Аватар пользователя Адский Советник

Хорошо, у меня был целый курс по этой теме.

Аватар пользователя Поручик Арбузов

Так называемое "крепостное право" - важнейший этап развития нашей страны, как великой державы. И постепенное его введение не в середине 17 века началось. Петр Первый, например, прекрасно видел, что армию не из кого будет формировать, если крестьянская вольница продолжится.  

Ну не "так называемое" , а именно крепостное право было, действительно,  важнейшим  этапом развития по европейскому пути. Был ли иной ? Но Смутное время окончилось победой западных тенденций по эксплуатации  единоверцев, проводниками которого  было осознавшее как "класс для себя"  служилое дворянство.     Социальная структура общинной Руси была взята "в клещи"  - с одной стороны окатоличенным византийством южных окраин  , с другой -  шляхтой и перенявшим  у неё социальные технологии русским (не забывая о родственном характере аристократии как  боярской, так  и служивой,  Москвы и Речи Посполитой) служилым дворянством и их  "патронами"   в   единстве и противоположности  боярской аристократии и примыкающей к ней верхушке  служивой аристократии.   

В итоге  классовый компромисс вчера ещё стоящих друг против друга лагерей, где отрабатывалась  технология давления на государственную власть, объединявшую территориальную общину.  Компромисс по совместной эксплуатации  членов территориальной общины (на тот момент, с т.з. европоцентристских социальных технологий)   прогрессивным классом   транснационального  дворянства.   Идеологическим цементом  этого компромисса стала проведённая   церковная реформа, ставшая медиатором ,  связующим звеном  католической шляхты,  окраинного окатоличенного византизма и новой  социальной структуры русского общества. "Париж стоит мессы" .   Совместная эксплуатация социального субстрата русской территориальной общины   стоила  перехода из католичества в реформированное Православие. Никаких проблем. Вчера ещё    "патроны" служивого дворянства  целые армии из противоборствующего лагеря в другой    переводили. Или угрожали таким, т.е. реализовали  типичное право на  "рокош". 

Аватар пользователя tirl
tirl(9 лет 3 месяца)

Так называемое, "крепостное право" потому что вы обсуждаете целый ряд социально-экономических проблем, а "крепостное право" это юридический акт. Да и сам акт совершенно по другому назывался.  Но вы и не его обсуждаете, а общественные отношения.

Это вам не понятно что ли?

Аватар пользователя Поручик Арбузов

 потому что вы обсуждаете целый ряд социально-экономических проблем, а "крепостное право" это юридический акт. 

Отнюдь.  Это серия юридических актов. Но это где то "в третьих".  Акты закрепляли  социально-экономическую структуру, а не наоборот. 

Но вы и не его обсуждаете, а общественные отношения.

Можно наклепать актов, но если под ними нет  действительных общественных отношений, то ими можно печь растапливать и в телевизор их говорить с равным влиянием на реальность.

Аватар пользователя Поручик Арбузов

PS

Это серия юридических актов. Но это где то "в третьих".  Акты закрепляли  социально-экономическую структуру, а не наоборот. 

А во первых, социально-экономическая динамика в многообразии общественных отношений . При этом "общественных"     значит как внутри общества   ,  производственные отношения  , в т.ч.  "особых видов производства" - религии, морали, государства, искусства, науки и т.д. ,   так и по отношению к  природе, грубо говоря. развитие производительных сил.    Не говоря уже о том, что эти общественные отношения   не изолированной системы,  т.е.   речь о всемирно-историческом процессе  развёртывания единого  исторического субъекта - человечества.    Приведёт это нас в итоге к европоцентризму во взглядах на исторический процесс? Да. 

Но что же тогда, если захотим отстраниться от европоцентризма? Тогда оценки очень многого прогрессивного в истории России , что считалось прогрессивным в рамках всемирного исторического процесса , потеряет свою основу называться "прогрессивным". И может расцениваться как постоянное "догоняющее заимствование" западных технологий. Опять таки за счёт эксплуатации объективированного социального субстрата - основной массы населения. 

Некий компромисс назвал Шпенглер , характеризуя заимствования Россией форм, но не содержания. Но что же тогда содержание , если не такое базовое отношение производства как отношение к потреблению? А там же рядом отношения распределения, обмена и потребностей, т.е. все производственные отношения системы, производящей само общество.

А.И. Фурсов сам ли или кого цитируя , не загоняется насчёт форм и содержания и говорит о рассинхронизации ... но получается в русле того же евроцентричного подхода к всемирно-историческому процессу. Т.е. опять - всё "прогрессивное" может таким называться  только в  этом русле.  В т.ч. и прогрессивная роль дворянства, в т.ч. и прогрессивная роль  крепостного права.  Но тогда всё это "прогрессивное" - "догоняющее развитие" . 

Т.е. мы не можем признавать прогрессивным крепостное право, не признавая прогрессивными , опережающего развития  западные технологии, которые опосредованно пришли  через  окатоличенные (европеизированные. грубо говоря)   южные окраины и католическую (европеизированную, грубо говоря) шляхту. 

Аватар пользователя Поручик Арбузов

PPS Если Автор не против,  с комментариями в ретроспективу цивилизационного  "вхожденчества":

мы от Августа Кесаря родством ведемся, а ты усужаешь нам противно богу; что нам бог дал, и ты и то у нас отнимаешь; мало тебе нас укарять, и ты на бога уста разверз. А твоя нам титла и печать, чаешь, примериватися, высости ли для, - нам твоей чести мужичьей нечево добиватца и примериватьца к твоей высости не к чему

(А что писал еси...мы от Августа Кесаря родством ведемся....примериватьца к твоей высости не к чему! - Во время переговоров с Павлом Абовским царь указывал, перечисляя условия, на которых он согласен вести непосредственные сношения с Иоганном III: «Да Ягану же царьского величества титла написати, да Свейским в титлех государьских написати по царьского величества указу. Да прислать образец, герб свейский, чтоб тот герб в царьского величества печати был» (Сб. РИО, т. 129, стр. 213). - Легенда о происхождении русских князей (через Рюрика) от «брата Августа-кесаря» Пруса, была широко распространена в русской письменности XVI в. и занимала важное место в писаниях самого Ивана Грозного. История этой легенды полностью не выяснена, но мнение ряда историков XVIII - XIX вв. (Байер, Шлецер, Куник) о ее польском происхождении должно быть отвергнуто, как необоснованное (ср.: И. Н. Жданов. Русский былевой эпос. СПб., 1895, стр. 101).

Первые известные нам упоминания этой родословной относятся ко времени Василия III - в «Послании Спиридона-Саввы» (Жданов, ук. соч., прилож. V, стр. 596 - 597) и у Герберштейна (Записки о Московии. СПб., 1866, стр. 11). Упоминается легендарный Прус и в летописных памятниках XVI в. (Воскресенская летопись, ПСРЛ, VII, 268; Степенная книга, ПСРЛ, XXI, ч. 1, стр. 7, 60).

Грозный в своих дипломатических посланиях многократно подымал вопрос о своем происхождении от «Августа-кесаря». В грамоте польскому королю Сигизмунду-Августу в 1556 г. он писал: «А мы как есть государь кристьянский, положа упование на всемогущего бога, держим извечную свою прародительскую честь и старину, почен от Августа-кесаря и до великого князя Владимера, крестившего Русскую землю, и царьство Русское добре одержавшего, и от великого Владимира до царства великого Владимира Манамаха, высоко и достойнейшую от грек честь приимшего, и от Владимира Манамаха но коленству до мстителя неправдам деда нашего, великого князя Ивана, и до блаженние памяти отца нашего, великого государя Василья, закоснен-ным прародительствия землям обретателя, даже по се время и до нас» (Сб. РИО, т. 59, стр. 537 - 538). В 1563 г. бояре заявляли от его имени польским послам: «... мы как есть государи почен от Августа кесаря, обладающему всею вселенною, брата его Пруса, его ж постави в березех Вислы реки во град Машборок [siс!] и Торунь и Хвойница и Преслава и Гданеск и иных многих городов по реку глаголемую Немон, впадшую в море Варяжское, до сего часа по имени его зоветца Пруская земля. А от Пруса четвертоенадесять колено до великого государя Рюрика даже и до нас, божиею благостью самодержцы есмя, ни от кого, кроме бога, не жалаем, з божьею благостью свою честь держим и на своих государствах государствуем, потому и сами о себе именуемся» (Сб. РИО, т. 71, стр. 231). Эта же мысль высказывалась в 1567 г. (см. выше, стр. 260), в 1573 г. (в комментируемом послании) и в особенно развернутом виде в 1577 г. (см. стр. 200 и прим. 2 к «Посланию Полубенскому»). - Двуглавый орел стал употребляться на печати московских государей с 1497 г. - после коронации внука Ивана III, Дмитрия, венцом и бармами Мономаха.)

Аватар пользователя Вatair
Вatair(3 года 10 месяцев)

"...В таких условиях дворяне не то, что отказывались, а по-​сути не могли нормально служить..." - ага и поэтому разрешили дворянам вообще не служить. Вы что, не видите здесь противоречия?

Аватар пользователя Поручик Арбузов
Поручик Арбузов(3 года 6 месяцев)

Т.е. стоит ли пенять на   европоцентризм,  если так или иначе Россия принимала европейские социальные технологии?

Аватар пользователя KDK
KDK(3 года 10 месяцев)

...потребности верхних классов...

...для правящих классов...

...закрепляющий экономическую базу правящего класса...

Бедная сова, бедный глобус.

Аватар пользователя Адский Советник

К терминам есть претензии, или вам глобус в одном месте тесен?

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 6 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя ssb_1959
ssb_1959(8 лет 1 неделя)

"Золотой век Екатерины" - это было для дворян.

А С Екатериной II - всё предельно просто, она немка, иностранка, пришла к власти путём переворота.

Чтобы усидеть на троне, всячески добивалась расположения и любви к себе дворян и аристократии.

Оттуда и раздача новых поместий с крестьянами и усиление эксплуатации крепостных.

Всё это дало крайне питательную среду для бунта Пугачёва... оно так и должно было закончиться.

Когда элита зарывается - всё это всегда кончается Разиным, Пугачёвым или 1917...

С одной стороны Екатерина реально Великая и очень много сделала для развития и расширения России, с другой стороны увы и ах... эксплуатация большинства населения - усилилась...

Крестьяне - это 80% населения страны. В 18 веке - даже под 90% пожалуй...

Аватар пользователя Адский Советник

Все так.