Общезвестно, что в СССР жильё давали всем и бесплатно. Вот приходишь ты в обком/райком/горком и хрясь партбилетом по столу - давай жильё, комиссар! И тут-же тебе ордер на новенькую хату в центре города улучшенной планировки и с трёхуровневой парковкой. А ежели дети есть - то три хаты! Ну, или одну трёхкомнатную. А в деревне - дом. И наутро асфальт до ближайшей консерватории уже лежит и свежим парком дымится. И путёвку в Гагры в нагрузку - попробуй только откажись, тут-же икрой черной принудительно накормят и в дурку сошлют.
И не важно, в каком городе/селе ты работаешь, на каком предприятии и кем. Завтра же жильё будет. А все истории про очереди на 15 лет придумали бибиси, дабы оболгать совецкую действительность и привести к власти горбачёва с его лживой и разлагающе аморальной программой "каждой семье - квартиру в 2000 году!" Какая квартира к 2000 году ежели весь СССР уже к концу жизни Брежнева имел по три квартиры и дачу с подземным аэродромом? (Ну, так я из каментов понял, а там люди точно не врут).
Ну, не суть. Собственно, возник вопрос о бесплатности и цене совецких квартир. Про "бесплатность" и так понятно (попробуй смени работу, пока в очереди стоишь, например), а вот цена...
Нарыл статейку со ссылкой на научный трактат https://su90.ru/crib.html#g4 Вполне годно выглядит, можно юзать, ссылки на источники имеются. Дёргаем табличку:
Стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов квартирного типа, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений (в сопоставимых ценах, руб.)
Показатель | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
Всего в городских поселениях и сельской местности | 168 | 188 | 214 | 254 | 256 | 266 | 272 | 281 | 310 |
- в городских поселениях | 166 | 184 | 205 | 237 | 238 | 246 | ... | ... | ... |
- в сельской местности | 185 | 214 | 247 | 307 | 315 | 336 | ... | ... | ... |
Капитальный ремонт, за 1 м2 жилой площади, руб. [147] | ... | ... | 23 | ... | ... | ... | ... | 80 | ... |
Примем за точку отсчета хату 50 кв.м. в 1990 году. Умножаем....гм-гм........ Данных по городу нет, пусть будет средняя город/деревня цена 310р. 310 да на пятьдесят это будет.... это будет.......... 15500 совецких рублей! Всего лишь 56 месяцев работы (неполные 5 лет на праноедстве при зп 274,6 руб) среднего труженика СССР. А ежели в доллары перещитать по курсу 64 копейки то 24218 долларов.
Считаем в лоб. Берем цену хаты в январе 1991 и берем калькулятор инфляции до 2023. Рисуем в калькулятор 15500 и на выходе имеем цену хаты в наши дни. Бездушная и тупая машина выдала такую сумму (с учётом деноминации): 2029927.15 руб. То, что в январе 1991 можно было купить за 15 500,00 руб., в октябре 2023 стоит 2029927.15 руб. Весьма недорого, кстати! Разве что в долларах по нонешнему курсу подешевело до 11526 уе. (А год назад в баксах оно примерно на том-же уровне было! )))
Не будем мелочиться, вспоминая про парковки и про коммуникации с школами и детсадами, которые тогда в цену жилья не входили, а нонче входят почти полностью - вменить застройщику постройку больнички - как два пальца об асфальт, не говоря уж про техусловия на энергетику. Ну, да ладно, мы люди великодушные, а одного глаза и так у многих в наши годы не хватает.
Делим цену хаты на среднюю ЗП в 2022г (65 338 руб) и получаем 31 месяц! То-есть при сохранении всех прочих на нонешние метры пришлось бы работать не 56 а 31 месяц! Гм, чота получается шо капитализм менее эксплуататор, чем коммунизм штоле? Вывод - рубли это чушь, нужно щитать в баксах! Переводим совецкие 24218 баксов в нонешние по курсу 90 рэ (выходит 2,18 млн руб - близко, кстати) и делим на нонешную среднюю ЗП (кстати, в СССР купить бакс по 64 копейки никто не мог, кроме выезжающих и в пределах лимита) и получаем 33,6 месяцев лечебного голодания до въезда в новую хату по ценам СССР и зарплате РФ по курсу вечнозеленого доллара (как известно, доллар в России инфляции не подвержен))).
Но это какой-то позор! Или в СССР были слишком дешевые хаты или в РФ стали слишком большие зарплаты! Про большие нонешние зарплаты мне самому смешно, а про дешевые хаты вопрос - если они были такие дешевые, почему строитель коммунизма мог окупить их постройку за 56 месяцев а не за 31? Разница почти в 2 раза! И в баксах по официальному курсу тоже в два раза разница! Возникает подозрение о низких ЗП в СССР, из которых и оплачивалось якобы "бесплатное жилье", но тут мы вспоминаем про победивший социализьм с его лозунгом "каждому по потребностям" и отметаем это предположение с негодованием! Такого быть не могёт! Вы всё врёти! Нужны другие цыфры!
Их есть! Лезем на сайт ДомРФ а там... Файлик "Стоимость строительства 1 кв. метра общей площади в каждом регионе в июне 2023 года". Считаем среднюю себестоимость метра в целом по РФ - 48,9 тыс.руб/кв.м. Умножаем на нашу площадь 50 м2. Получаем себестоимость хаты 2,5 млн. руб (весьма близко, кстати, к оценке инфляции).
Позвольте, это же на полмиллиона больше, чем рисует инфляция относительно времен СССР! ПЖИВ украли все деньги на стройке! Возможно. Тут, конечно, можно вспомнить про тех. присоединение, соц.нагрузку,, иное качество жилья и прочее, но мы договорились. Тем не менее, разделив эту стоимость на среднюю ЗП 2022г (а цена хаты уже 2023, кстати) получим срок окупаемости 37,4 месяца, что всё-равно ниже чем в СССР с его 56 месяцами.
Если учесть наличие ипотеки и возможность жить сразу а не отстояв в очереди эти 5-10 лет то не пользу СССР картинка то вырисовывается. По факту - люди в СССР стояли в очереди, у них изымалась зарплата и на нее им же строилось жилье, в которое они въезжали "бесплатно" но в срок больший, чем если бы они бы его купили за свой счет по госцене, а с учётом ипотеки и подавно.
И вот для закрепления материала итоговая табличка из благословенного 1989 года - в очереди на квартиру свыше 10 лет стояло 17,5% семей, а 32,9% - от 5 до 10 лет. То-есть 50% семей (семей! не людей! одиноким предоставляется общежитие!) в СССР на максимуме строительства жилья ждали хату более 5 лет.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПО СРОКАМ ОЖИДАНИЯ ОЧЕРЕДИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИХ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
(по материалам единовременного выборочного обследования 310 тыс. семей за март 1989 г.; в процентах)
Число семей и одиночек, стоящих на очереди для получения жилой площади |
в том числе по срокам ожидания очереди, лет |
|||||
менее 1 |
1-3 |
3-5 |
5-10 |
свыше 10 |
||
Все семьи рабочих и служащих |
100 |
4,3 |
24,1 |
21,2 |
32,9 |
17,5 |
из них проживающие: |
||||||
в городских поселениях |
100 |
4,2 |
22,9 |
20,9 |
33,7 |
18,3 |
в сельской местности |
100 |
5,7 |
37,6 |
24,8 |
24,5 |
7,4 |
Из общего числа семей рабочих и служащих: |
||||||
семьи пенсионеров |
100 |
3,6 |
21,6 |
21,6 |
26,1 |
27,1 |
молодые семьи |
100 |
4,3 |
31,0 |
29,2 |
33,0 |
2,5 |
Семьи рабочих и служащих, имеющие детей в возрасте до 16 лет: |
||||||
трех |
100 |
3,4 |
23,3 |
21,8 |
36,7 |
14,8 |
четырех |
100 |
3,9 |
24,1 |
24,3 |
31,1 |
16,6 |
пять и более |
100 |
4,7 |
29,0 |
25,3 |
30,6 |
10,4 |
Комментарии
А что сказать хотел - что не давали жильё, что ли?
Кому-то быстрее / раньше, кому-то дольше.
Вывод какой?
Что лучше - ждать квартиру по очереди или выплачивать с %% ипотеку лет 20?
Лучше жить здесь и сейчас, чем ждать и надеятся. Как вы думаете, сколько таких "ждунов" квартирных, перестали ждать и мечтать о своем жилье, после распада союза?
Надо смотреть, насколько люди были обеспечены жильём.
Не припомню, чтобы работающие были бездомными. В конце концов, было служебное жильё, были общежития
Ага я даже не спорю с этим и еще была куча бараков с печным отоплением и сортиром на улице.
И?
Они до сих пор существуют.
А ещё в СССР смартфонов не было!
Да, Союз был великой страной, если через 30 лет у булкохрустов во всех местах зудит
Иии... Я уже понял, что в отсутствии какой либо здравой аргументации такие, как вы ненавистники, переходите на личные оскорбления.)))
Дядя или тете, кто там за монитором сидит, Ты дурак?))
Вам тихо намекнули, что Вы не учитываете рост производительности труда за 30 лет, при прохождении научно-технической революции по городам и весям.
И если бы не распад СССР, программа "жилье-2000" была бы выполнена.
Квартиры бы были у всех.
Вот вам сравнительная картинка за менее чем за 10 лет Первомайский район Мурманска с 1975 по 1985
Ай-я-яй! Тут ваши коллеги на 8 листах оттоптались, доказывая, что после 85 СССР уже не был СССР, а вы на Горбачева ссылаетесь))))
Хотя я с вами согласен, могли практически решить, темп был набран неплохой.
Сегодня конечно строят много. И это надо признать. НО. надо признать , что в этом есть гигантская заслуга СССР
Например ( это же от СССР)
На совещании Президента с членами Правительства РФ Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил с докладом о модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства.
«Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство это 2,3 млн человек, работающих в 42 тыс. организациях. Мы активно работаем с гражданами, анализируем их обращения, в том числе в социальных сетях. Получаем обратную связь на местах и оперативно стараемся отрабатывать с регионами сложные вопросы», - сказал в начале своего выступления глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
Ключевой задачей для отрасли в 2023 году является модернизация коммунальной инфраструктуры. Комплекс коммунальных объектов включает почти 1 млн км инженерных сетей. Сегодня более 42% линейных объектов нуждается или в замене, или в капремонте. Для решения этого вопроса, Минстроем России сформирована программа модернизации коммунальной инфраструктуры, в декабре утверждены правила ее реализации. Ключевыми целями определены: увеличение численности населения, для которого улучшается качество коммунальных услуг, увеличение заменяемости инженерных сетей и снижение аварийности коммунальной инфраструктуры.--------------------------( 42 в среднем по стране)---------https://minstroyrf.gov.ru/press/glava-minstroya-rossii-dolozhil-prezidentu-rf-o-modernizatsii-sistemy-zhkkh/
А еще в МИНЭНРГО до 2017/18 ситуация с физ износом рассматривалась ----"удовлетворительно" и только в 2019/20 хорошо
https://minenergo.gov.ru/node/11201
Тое сть "ЗАДЕЛ" СССР
Так к чему. Хвалится наверно можно . Но плевать в труд родителей мерзость.
Жилье давали, кому то быстрее кому-то медленнее. Это факт, от которого моральнвх уродов сильно трясёт и копрбит.
Горит пока только от мороженоепо10копеекхрустов.
По 10 самая шляпа была - морозко, нормальный пломбир 20 стоил )))
По 11, эскимо в шоколаде. Очень вкусное, но маленькое. А самое-самое — «Ленинградское», кажется, по 28, тоже в шоколаде. Шоколад потом на эрзац заменили.
P.S. Спасибо, отличнач статья.
Самая шляпа была - томатное по 7 к.
У нас такого даже не завозили. Фруктовое однажды было, видать из той-же серии, тоже 7 или 8 копеек - все улицы им завалены были потом, кучки розового кала под каждым кустом - жрать было невозможно )))
Спасибо, Вы сделали мой день.
Точно. И фруктовое по 9.
О, да. Честное второе место.
Наш молкомбинат, кстати, делал мороженое исключительно в бумажных стаканчиках, к которым прилагалась деревянная палочка. Привкус буратино придавал этим кулинарным изыскам особой пикантности.
А кофе в таких же стаканчиках? Как вспомню - бр-р..
Кофе мне не полагалось. По кофе не помню ничо
прям реально вспомнил то отвратительное ощущение от ужасного картонного стаканичика этого фруктового по 9к. И мерзкое шуршание деревянной палочки, выскребающий остатки в общем-то вкусного содержимого. Короче, не любил я его ) То ли дело шоколодное за 16 или пломбир за 20 копеек - лопаешь вместе со стаканчиком и рука еще свободна, можно на велике, например, ехать.
А эскимо в Уфе не было.
По 6 же копеек? В вафельном 10, а в бумажном по 6. Мне родители не разрешали в бумажном брать, а мне мелкому было обидно, что можно почти 2 мороженных съесть по цене одного.
Пока мороженницу не купил, все не понимал, почему нет того вкуса. Случайно получилось раскрыть секрет. Сливок мало было, молока побольше налил (раза в три) и сахар пополам от рецепта. Получился вкус детства. Из бонусов - дети есть отказались. Мы же с супругой поностальгировали. Оказалось, что шутка про каплю молока на ведро воды и чайная ложка сахара, это не совсем шутка.
да все было. кафе "мороженое" на дворце спорта или "снежинка" возле госцирка.
точно было в баре на 3-м этаже в гостинице "Россия"
Не помню такого! Фруктовое (и неплохое, в низком стаканчике, по 7 коп.) — это было.
А я запомнил...
Наверное, продавалось плохо. Соответственно, продавалось в первую очередь, ибо распихать надо. Короч, за мороженым лучше вечером.
Не… Совсем не помню!
Вы совершенно ничего не потеряли!
Было томатном. Своеобразный вкус, конечно.
Да, гадость та еще. А вот в Туркмении одно время продавалось соленое мороженое. Но-это из-за особенностей местного климата. Сколько уж стоило-не помню. Совсем мелкий был.
Ленинградское было по 22 копейки. 28 копеек была Лакомка. А большая пачка пломбира (сколько грамм не помню) стоила 48 копеек.
100 грамм мороженого у нас стоил 24 копейки.
Помните в кафе стояли аппараты для мороженого?))
А с наполнителем сиропы 26 копеек, а с шоколадом тертым 30 копеек))).
Блин, было же беззаботное детское время!!!
Чебурек стоил 32 копейки!!!
Дорого, блин для детей чебуреки было покупать по такой цене. Пирожки с картошкой чота 5 или 6 были и трубочки с повидлом вроде тоже 5 - вот норм тема. А молочный коктейль по 11!
А булочки диетические за 3 копейки помните?))
Мы их регулярно тырили в магазине.)))
Блин а рогалик с повидлом внутри, это же была прям бомба!)))
Что-то дорогой чебурек какой-то.
Палочка шашлыка примерно 25 коп. и кружка пива 0,5 примерно столько же.
Простой рогалик (без начинки) - 5 коп.
У нас шашлычок на деревянной палочке, стоил 50 копеек. Как сейчас это помню, стояли торговые ряды на 1 мая и на 7 ноября и там их продавали.
Родители давали рубль на всю развлекуху в эти дни)).
Батон стоил 25 копеек, молоко бутылка стоила 25 копеек, а сливки стоили 50 копеек.
Хлеб белый булка стоила 24 копейки, а чёрный стоил 19 копеек.
Чебурек за 32 коп. - осетра урезать надо.
У нас в Мариуполе (Жданов тогда) продавался по 16, но было заведение, так и называлась чебуречная, напротив кинотеатра "Победа", где стоимость чебурека была 22 коп. Но там какая-то ресторанная наценка была. Кстати делали там самые вкусные чебуреки в мире.😀 Перед походом в кино всегда заходили.
Были вы бы на Сахалине в те времена, вы бы своего "осетра" прирастили)).
На Сахалине наверняка действовал другой торговый пояс (не уверен что правильно назвал), поэтому цены и отличались. Но на большей части СССР чебурек стоил всё-таки 16 копеек
Юг Приморья, в том числе и Владивосток - чебурек 15 копеек и мяса там было не с чайную ложку как сейчас.
«Ленинградское» — это ведь с ореховой обсыпкой, в шоколаде? Разве оно по 22 было?
Нет. Ленинградское - это большое экскимо. Облито только одним шоколадом. Никакой ореховой обсыпки в советские времена в мороженом не было. Ореховая обсыпка появилась гораздо позже, в капиталистические времена.
Не-а. Была протоЛакомка, с обсыпкой. В середине семидесятых — трчно. Шоколад, обсыпка и алюминиевая фольга, а не бумажка.
А, во: это было мороженое «Щелкунчик».
Про «Ленинградское» вы правы.
Были Лакомка и Бородино. То, что подешевле - с каким-то ненатуральным вкусом этой обсыпки снаружи.
Лакомка, вроде по 28.
Ещё «Щелкунчик» было, как раз с орехами.
Тоже по 28.
Бородино 23к., Лакомка - 28, да.
Люди. Когда вы вспоминаете советский период - пишите - где в тот момент жили.
Есть стереотип, что в СССР по всей стране жили примерно одинаково. В Новосибирске я эскимо "Ленинградское" не видел (помню с начала 80-ых). И вообще эскимо не было. Хотя даже если говорить только про Новосибирск, то и там разные районы жили по-разному. Например, в Академгородке все было интереснее и можно было купить больше. Да что там говорить - ближе к уличе Богдана Хмельницкого попадались сливки в стеклянных бутылках. В районе улицы Жданова (сейчас Авиастроителей) не было. А почему? А потому что Богдашка относилась к какому-то почтовому ящику (сейчас завод НЗКХ, где делают ядерное топливо).
А по поводу тему - квартир. Можно было стоять 15 лет в очереди с детьми и так и не дождаться, потому что ты учитель. Можно было пойти на Кирзавод и там достаточно быстро получить квартиру. Сейчас в чем-то даже проще - ты можешь купить квартиру в собственность и быстрее, сугубое имхо.
P.S. я давно сформулировал правило, что те, кто рассказывает про отличную жизнь в СССР жили или столицы (Москва/Питер), или некоторые республики, или закрытые городки.
Ну, у меня в профиле всё написано.
Я тогда по работе мотался по всей стране (и за пределами), так что примерно представлял, где, как, что и почём.
Мне до сих пор окодэмовцы рассказывают как они вкусно жрали и сладко спали при СССР и ни за что не отвечали ))))
Страницы