Вход на сайт

Облако тегов

АШ-YouTube

Хабаровское дело – привет из 90-х

Аватар пользователя Mike1975

Дело хабаровского губернатора изначально рассматривалось большинством наблюдателей либо как часть продолжающихся чисток в российской элите, либо даже как давление на ЛДПР и ее лидера в преддверии выборов в Государственную думу в следующем году. Правда, объяснения, с чего вдруг Кремлю потребовалось наезжать на Владимира Вольфовича и его давным-давно вписанную в российскую политическую систему партию, выглядели не слишком убедительно.

Затем внезапно возник новый и вряд ли прогнозировавшийся фактор – в регионе нашлись силы, которые активно встали на защиту своего арестованного губернатора. И ладно, если бы тому вменялись уже привычные по иным случаям экономические и околоэкономические статьи. Но нет, на этот раз речь идет о тяжких насильственных преступлениях – убийствах и покушениях на убийство.

Итог известен: в Хабаровске прошли организованные большие и не очень большие несанкционированные митинги протеста. Это автоматически вывело на первый план тему взаимоотношений федерального центра и регионов, особенно дальневосточных, придав делу Фургала совершенно новый ракурс.

Однако у происходящего есть аспект, который не попадает в фокус внимания большинства аналитиков. Для его понимания стоит вернуться к началу и попытаться понять: почему все-таки Хабаровск и почему все-таки ЛДПР? Ведь помимо губернатора там под раздачу попали еще минимум два краевых депутата от той же партии, арестованные по делу о мошенничестве. Неужто и впрямь копают под Жириновского?

Представляется, что все куда проще. ЛДПР как федеральной политической силе и ее лидеру ничего не угрожает. Однако возбужденные в Хабаровском крае дела действительно служат выразительным посланием – всем политическим силам страны, но в первую очередь именно «либеральным демократам».

Сработало это не сразу, но сработало. Сейчас присутствие «кадров из 90-х» в депутатском корпусе и исполнительной власти сократилось радикально – за исключением, пожалуй, представителей как раз ЛДПР, где по сей день активно применяются политические практики двадцатилетней давности.За прошедшие годы забылось, что постепенная чистка российской элиты и государственного аппарата началась уже весьма давно – в середине нулевых. Начинался процесс с низовых звеньев и шел неторопливо и аккуратно. Тем не менее уже десять лет назад был послан внятный сигнал всем парламентским партиям – закрыть политический карьерный лифт (в первую очередь в виде депутатства всех возможных уровней) для бизнеса, особенно такого, чье происхождение и чистота вызывает вопросы. Не секрет, что в тот период «покупка» депутатского мандата в определенных деловых кругах воспринималась как необходимый элемент статуса – ну и полезная защита от внимания правоохранительных органов.

Так что среди многих аспектов дела Фургала (а подобные дела никогда не бывают прямолинейно-одноплановыми) явно есть и этот – откровенный намек-рекомендация Владимиру Жириновскому пересмотреть свои методики подбора кадров, как в партийный список на будущих думских выборах, так и в целом. Однако куда важнее иное: хабаровские аресты и впрямь представляют собой очередную волну очищения рядов российской элиты. 

Было бы недооценкой ситуации рассматривать нынешние события исключительно с точки зрения накопившегося в регионе общественного недовольства или консолидации региональной элиты против федерального центра – хотя именно эти версии сейчас наиболее часто звучат.

Сама специфика нашей страны такова, что у регионов и их элит есть инструменты, благодаря которым они могут быть услышаны в столице. История с протестным голосованием по поправкам к Конституции в Ненецком автономном округе является свежайшим тому примером. Вот только хабаровская история – про другое, несмотря на внешнее сходство.

Заказчиками и организаторами мероприятий в поддержку Фургала являются не консолидированные хабаровские элиты, а их часть – причем очень специфическая. Та самая, что родом из бизнеса «святых 90-х», та самая, которую воплощает в себе арестованный губернатор – с соответствующими биографиями и методами работы. Они защищают не региональные интересы, а свои корпоративные, поскольку у государства дошли до них руки.

Таким образом, если говорить максимально прямо, бывшая малиново-пиджачная братва бросает публичный вызов федеральному центру, прибегая к откровенно незаконным методам (каковыми являются несанкционированные массовые мероприятия). В России 2020 года.

Собственно, это все, что нужно для понимания и прогнозирования, чем закончится эта история для заказчиков и организаторов нынешних хабаровских событий.

И кстати – подсказка – не будет никаких радикальных и жестких мер, поскольку в них нет никакой нужды. В современной России финансовые рычаги работают куда эффективнее силовых.

Ирина Алкснис

Авторство: 
Копия чужих материалов
Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(07:31:46 / 14-07-2020)

Хороший анализ, но акцент перемещен на детали. 

Установка Власти России проста и понятна. Губернатор является назначенцем  Власти, выполняющим ее директивы. В Хабаровском крае эта установка нарушена самым наглым образом. Губернатором стал назначенец части региональной элиты. Естественно, наказаны будут все причастные к этому "неповиновению".

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(08:02:29 / 14-07-2020)

А выборы губернаторов зачем?  Отменить и не морочить голову.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(08:19:01 / 14-07-2020)

Это хороший путь, но он тупиковый. В России ведется системная работа по повышению культуры людей. Должна повышаться их осознанность при выборах. Кроме того, результаты выборов губернатора показывают на имеющиеся проблемы. Например, они показали, что в Хабаровском крае имеется сильный региональный клан элиты, стремящийся иметь "своего" губернатора. И у этого клана есть соответствующие ресурсы. Показали и то, что прежний губернатор или что-то недоработал, или не имел ресурсов для постановки клана элиты в "стойло".

Никаких серьезных проблем с арестом Фургала не имеется. Система работает. Но в некоторых случаях приходится включать ручное управление.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(08:34:39 / 14-07-2020)

Значит на выборах интересует не мнение людей, а состояние местных элит. Значит дело не в грехах Фургала.  Как интересно.

  Но вот если нашего губера арестуют, народ тоже может выйти на улицы, чтобы отпраздновать это дело, гуляния типа масленицы.  Что то с этим " термометром" не так.

Осознанность выбора - выбирать правительственного кандидата? Другого бессмысленно.

Смысл ходить на выборы.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(08:43:26 / 14-07-2020)

А Вы думали, что Власть России пойдет на поводу у демшизы?

Не дождетесь.

///////Значит дело не в грехах Фургала. //////

Ну да. Набрал бы 20-30% процентов голосов, ничего плохого бы с ним не случилось.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(09:05:54 / 14-07-2020)

Причём  тут демшиза? Это вообще что?

В принципе описываемый Вами вариант вполне вероятен. Зачем только все эти игрища, объявить монархию или диктатуру и не морчить голову всем этим цирком.

Аватар пользователя марионетка мордера

Но вот если нашего губера арестуют, народ тоже может выйти на улицы, чтобы отпраздновать это дело, гуляния типа масленицы.

 Когда у нас на Кубани снимут это недоразумение губера , все выйдем на гулянку !!!!)))))))))

Аватар пользователя NOTFORME
NOTFORME(5 лет 2 месяца)(08:45:52 / 14-07-2020)

Согласен.  smile455.gif

Аватар пользователя c00pdnnatop
c00pdnnatop(2 года 3 месяца)(08:53:53 / 14-07-2020)

На мой взгляд такой расклад наиболее вероятен. И про повышение осозннаннности (а как еще ростить лидеров), и про слишком серьёзное усиление регионалов (центр должен контролировать так или иначе).

Аватар пользователя sergt9
sergt9(1 год 8 месяцев)(09:04:03 / 14-07-2020)

Прежний губернатор 9 лет губернаторствовал и тоже из местных. Времени завались было и местную специфику отлично знал

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(09:21:09 / 14-07-2020)

Я не вникал в эти дела. Может быть губернатор заигрался? Но дело не в этом.

Власть России постепенно реализует установку: губернатор не должен быть связан с региональной элитой. Как сказал Путин (примерно) - не должен иметь обязательства перед ней. Недавно этот принцип реализован в Оренбургской области. Новый губернатор заменил почти весь состав правительства на свою команду. Но пока не хватает подготовленных кадров на все регионы России.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(09:22:32 / 14-07-2020)

Каким образом это реализовано в механике выборов?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(09:28:31 / 14-07-2020)

Через доверие к Власти России (1) и понимание того, что регион при прежнем губернаторе и его команды впал в деградацию (2).

Никаких проблем с этим нет.

 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(09:38:58 / 14-07-2020)

1) тот кто скажет "я от ВВ"?

2) так у нас уже три губера подряд " деградируют".

Аватар пользователя jamaze
jamaze(8 лет 6 месяцев)(09:48:41 / 14-07-2020)

ДВ вообще и в Хабаровск в частности сильно оторваны от России экономически. Удобная логистика с ЮВА, море, много полулегальных и нелегальных возможностей заработать. Поэтому у местной элиты действительно есть ресурсы, неподконтрольные центру.

Аватар пользователя DenSkipper
DenSkipper(4 года 11 месяцев)(11:26:16 / 14-07-2020)

Значит плохо работает МВД, следаки и так далее. Выкинуть неподконтрольные элиты. Была бы политическая воля, все делается как показала практика, очень быстро.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(11:32:31 / 14-07-2020)

А зачем? Ресурсов у Власти России на все не хватало. Вот и позволила некоторым региональным элитам выживать самостоятельно, но в строгих рамках. В этом нет вины региональных элит. Более того, в этом их заслуга. Сегодня у Власти России появились ресурсы для того, чтобы некоторые региональные элиты (из тех, которым была разрешена состоятельность) привести к общероссийским стандартам управления. 

Это рутинный процесс государственного строительства.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя jamaze
jamaze(8 лет 6 месяцев)(11:52:41 / 14-07-2020)

Это так просто не работает. Если местные бизнесы завязаны на внешнеторговые операции, в том числе, нелегальные, резкие телодвижения приведут к ухудшению экономической ситуации и внутриполитическим проблемам. Нужно предложить местным экономическую альтернативу, завязанную на остальную Россию, хоть какую-то.

Впрочем, предложение уже сделано - там и проекты поставки рыбы в европейскую часть России с одновременной попыткой ужесточения контроля за контрабандным уловом. Поэтому чистка самой одиозной группы и начата.

Аватар пользователя stepka
stepka(3 года 11 месяцев)(10:40:27 / 14-07-2020)

Ну это палка о двух концах, если меняешь шефа отдела на фирме на пришлого, то он может весь отдел завалить, из-за незнания специфики. 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(10:56:18 / 14-07-2020)

Риски имеются. В этом Вы правы. Но меняют начальника на пришлого, тогда, когда отдел впал в "болот" или его прежний начальник не подготовил себе хорошую смену.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя maxx1
maxx1(5 лет 6 месяцев)(12:07:35 / 14-07-2020)

В соседней Башкирии нынешнего президента убирали надолго в подмосковье (был мэром Красногорска,правда говорят он туда своих активно в итоге подтянул),а предыдущий вообще был сторонний назначенец из Русгидро.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(12:14:02 / 14-07-2020)

К Башкирии - особый подход. Там своя специфика.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Слава Рыбаков

Власть России постепенно реализует установку. Власть России жопорукая присылает на ДВ всяких мудаков каторые вместо решения проблем начинаю  мородерствовать в доле с местной элитой, эта жп длится годами терпение месных не бесконечно, если Москва не изменит политику по дв дальше будет веселей. 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(06:44:45 / 15-07-2020)

Этот вопрос не простой. Посмотрим на силу протестов жителей Хабаровского края.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Нижегородец

"России ведется системная работа по повышению культуры людей. "

Уж как в СССР работали по повышению культуры людей - а пару лет талонов на всё и разоблачений преступлений "режима" - и где та культур-мультур вместе с СССР?

В начале 90-х в битве за бабло погибло в десятки раз больше людей, нежели чем за всю афганскую компанию. И ни чё - никто не жужжит и все довольны - за 70% одобрения. За своё же бились.

Вот и жители Дальнего Востока в лице хабаровчан за "своё" бъются. Это у нас в ближнем подбрюшье Москвы откровенные уголовники во власти не в чести. А там, видимо, дело привычное. Этот же Фургал был до этого два срока депутатом ГД РФ. И ни чё, не у кого в Москве не ёкнуло от этого факта. А тут такой кипешь подняли на ровном, практически месте. Хотя очевидно, что дело в деньгах региона - иначе с чего вдруг вспомнили о делах давнишних? И местные жители это даже не спинным мозгом - пятой точкой чувствуют.

Так что на счёт культуры - надо таки центральной власти быть последовательной во всём. Практика - "тут играем - а тут не играем, только деньги зарабатываем" - народ, как показывает практика. очень болезненно воспринимает.

Ну конечно, экономика региона стоит во главе всех процессов. Концентрация капитала в Москве достигла просто неприличных масштабов. Всё, что боль-менее дышит и живёт - всё регистрируется и управляется из Москвы. Там же и остаются все налоги и прибыль. А регионам - мигранты строители "народного достояния", зарплаты и экологические последствия "эффективного" хозяйствования. И это ещё не самый "плохой" вариант, кстати. Можно просто мусорный полигон отходов из Москвы получить за ни фига себе (хотя вроде как решили не строить - что-то с деньгами не срослось).

 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(09:45:39 / 14-07-2020)

Проблем много. Но они решаются.

Есть и еще одна проблема. Многие кухарки знают как управлять государством и учат этому Власть России.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Нижегородец

Проблема в кухаркиных детях во власти.  Не обучаемых в принципе.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(10:16:47 / 14-07-2020)

Власть России (в широко контексте) высоко эффективная. В считанные годы вернула России статус супердержавы. И большинство граждан России доверяет свой Власти.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(10:28:17 / 14-07-2020)

Такое уже было в истории, даже быстрее. В Германии и по другому.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(10:42:48 / 14-07-2020)

Ну да. Власть в Германии к началу ВМВ была высоко эффективной и пользовалась доверием народа. Но у нас Власть была эффективней, а доверие народа сильнее. Это потому, что мы, русские (ментально) сильнее немцев. Поэтому и сегодня наша Власть высоко эффективная.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(10:54:59 / 14-07-2020)

Ну да, ну да.  Мы когда ВВ выбрали были правы, потому, что ментально сильные,  а когда выбрали Фургала. Ментально сильно промазали. А так то вся власть от ментальной силы. 

Хрень какая то.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(11:03:57 / 14-07-2020)

Мы не выбирали Фургала. Его выбрали граждане Хабаровского края.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Орка
Орка(2 года 3 месяца)(11:05:28 / 14-07-2020)

Недочеловеки?

Аватар пользователя Механик
Механик(1 год 4 месяца)(18:05:34 / 14-07-2020)

Расчеловечивание и демонизация жителей Хабаровского края идёт по полной. И такие, как Антюр вполне себе подыгрывают общему фону прессы и разных СМИшек.

Аватар пользователя stepka
stepka(3 года 11 месяцев)(10:45:47 / 14-07-2020)

Все равно ситуация не нормальная, прежние власти её и создали, так что пришлось федералам жать на стоп-кран. Хотя могли и дать досидеть срок, ничего бы не случилось. Ройзман же весь срок отработал.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(11:01:34 / 14-07-2020)

Ну да. Ситуация не нормальная. Акция Власти России будет иметь и негативные последствия. Нужно смотреть общий баланс.

///////Ройзман же весь срок отработал.///////

Тогда Власть России была еще слаба и не могла быстро и эффективно победить "политизированный" Екатеринбург. А сегодня Власть России сильна, как никогда. В рассматриваемой акции как раз и демонстрирует свою силу. Чтобы все видели, что ситуация изменилась. 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя stepka
stepka(3 года 11 месяцев)(11:14:40 / 14-07-2020)

Вы эпитет умная ни разу и не использовали. Власть села в шахматы играть, выборы губернаторов, а потом доску перевернула. Да сильная, но не умная.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(11:26:07 / 14-07-2020)

Это эмоции.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя stepka
stepka(3 года 11 месяцев)(13:22:37 / 14-07-2020)

Якутия большую фронду показывает, но почему-то она никому не интересна. Дело, наверное, в деньгах.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(8 лет 6 месяцев)(08:15:27 / 16-07-2020)

А много в Якутии мест, откуда можно было бы гнать  поставки чего-нибудь важного сразу за кордон?

Аватар пользователя Охранитель
Охранитель(10 месяцев 1 неделя)(11:33:29 / 14-07-2020)

И ни чё - никто не жужжит и все довольны - за 70% одобрения.

Это какие 70% населения одобряют 90-е?

Аватар пользователя Нижегородец

Причинно-следственной связи между 90-ми годами и нынешним положением дел нет? Частный капитал испарился?  Результаты залоговых аукционов аннулировали? Памятник ЕБН снесли? 

Кто такой Быков? А сколько таких - но более мелких по масштабу. Все, кто занимался частным предпринимательством - в той или иной мере нарушали действующие законы. Он - с мокрухой и ОПГ. Но же жили с этим 20 лет - и тут на тебе, судить начали. 

Лозунг "совка" "Нефть продадим - и всё купим", под который ломали СССР осуществился в полной мере. Ну с "небольшими" эксцессами естественно. 

Так что "за 70% одобрямса" - это заслуженно. Что хотели - то и получили. ВВП - тот вообще красавчик. И наши и вашим успевает. Одна беда - кризис, кормовая база падает и надо определяться - или нашим, или вашим. Так что будет интересно посмотреть, как он всё это разрулит.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(2 года 3 месяца)(08:51:52 / 14-07-2020)

Вы, в общем, правы, только не стОит уголовную среду в "элиты" записывать. Элита,... блджад... Тьху, прости, Господи.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(09:03:54 / 14-07-2020)

Если "уголовная среда" имеет возможность управлять жителями Хабаровского края, то она однозначно региональная элита. Но по отношению к элите России "уголовная среда" является контр-элитой.

Но не стоит вешать на уважаемых предпринимателей Хабаровского края такой ярлык. Им будет доступно объяснено, что так делать не нужно. Их дело заниматься своим производством.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(2 года 3 месяца)(10:23:00 / 14-07-2020)

Антюр, ну, Вы ващееее... Так и смотрящих с "законниками" в элиту запишем? Погонщик с кнутом тоже управляет - он элита? Не смотря на то, что уголовника волею судеб может занести в принцы, он для меня останется уголовником и свою дочь отдать в такие "принцессы" мне бы не хотелось.

А где Вы увидели, что я вешаю ярлыки на ВСЕХ предпринимателей, Боже упаси! И таки да, объяснить надо.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(7 лет 10 месяцев)(10:37:16 / 14-07-2020)

Это эмоции.

"Погонщик с кнутом" - это не управление, а выполнение своих служебных обязанностей.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(2 года 3 месяца)(15:35:08 / 14-07-2020)

При чем здесь эмоции? Пахан, вор в законе, незаконно завладевший газетой, заводом и пароходом и, стало быть, вертящий судьбами огромного кол-ва людей - это элита? 

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(8 лет 6 месяцев)(08:17:03 / 16-07-2020)

Если удержал и сумел со всеми договориться, и по наследству отдал? Хмммм, какой тонкий вопрос ;)

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(2 года 3 месяца)(10:48:52 / 16-07-2020)

Если удержал - перерезал и перестрелял половину конкурентов...

... сумел со всеми договориться - купил "нужных" людей...

Ну, очень тонкий вопрос.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(8 лет 6 месяцев)(10:57:19 / 16-07-2020)

Именно так. Нет, согласно УК, место такому известно где. Однако  уже лет сто с небольшим в наших краях  ответ на вопрос не столь однозначен. Про страны цивилизованные, с их почтенными традициями, и вовсе разговора нет. Точнее - не было до совсем недавних пор, как раз сейчас там пытаются поднять старые дела, так сказать.

Государственное строительство представляет собой непрерывный процесс, где законность и справедливость - не цель, и даже не критерий.

Страницы

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год