Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Откровения бывшего инструктора Ленинградского обкома партии, как предатели народа разваливали СССР.  (Внимание, большая статья)

Аватар пользователя advisor

Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних? Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е»?

Был ли в СССР застой? Как управлялась экономика Ленинграда? Как пытались по дешевке распродавать предприятия?

Об этом и многом другом рассказал бывший инструктор Ленинградского обкома партии Алексей Капустин.

В 80-е годы он один отвечал за всю пищевую промышленность Ленинграда, а потом в 90-е возглавлял крупнейший питерский молокозавод.

Директоров заводов называли «полудурками»

— Алексей Алексеевич, как получилось, что вам доверили курировать все пищевые предприятия Ленинграда?

Алексей Капустин. 29 лет.

Инструктор райкома партии Фото: из личного архива

— Я после школы в техникум поступил, в наш ленинградский холодильной промышленности, потом работал на пищевых заводах в Белоруссии, Латвии, Литве, Ленинградской области. После армии пошел за высшим образованием в Институт холодильной промышленности. Днем учился — ночами работал. Сторожем, дворником. На одну стипендию было не выжить, к тому же на третьем курсе женился, сын родился. Родители не имели возможности помогать. По распределению попал на известный хлебозавод «Красный пекарь». Сложно там было, завод круглые сутки молотит, если случится простой, то это уже ЧП на весь город. Хлеб! Меня сразу главным энергетиком завода назначили, а в 1982 году я был признан лучшим энергетиком Хлебопекарного управления города и области. После этого вызвали в райком партии, предложили стать инструктором райкома. Ну а потом я и до горкома дошел. Всем народным хозяйством тогда занималась партия. А в Ленинграде и области конкретно — отраслевой отдел горкома и обкома. Отбор в него был очень жесткий: образование, партийный стаж, семейное положение, «облико морале»... Даже усы инструктору не разрешалось носить. Уволиться по собственному желанию никак, только по болезни. Наш отдел стоял особняком. С меня никто не спрашивал, как на заводе проходит соцсоревнование и сколько человек приняли в КПСС. Я откровенно говорил директорам: «Мне по фигу твоя школа молодого коммуниста, ты мне план давай». Моей задачей было ежедневно обеспечивать город хлебом, колбасой, молоком, овощами и другими продуктами в соответствии с контрольными цифрами, строить новые предприятия, осваивать новые виды продукции… Готовой продукции тогда всего процентов 10 завозили: консервы, сыры, фрукты, вино. А все остальное тут в городе производили.

Я должен был знать, сколько скота забили, молока надоили, какой допустили брак, каковы продовольственные запасы. На меня замыкалось 150 пищевых предприятий Ленинграда и области. Остальные ребята в нашем отделе отвечали за другие сектора городской экономики. Например, со мной вместе работали Володя Гарюгин, будущий глава метрополитена, Серега Ветлугин, будущий председатель комитета по потребительскому рынку. Даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов эту школу прошел. Он курировал стройки, я даже кое в чем его стажировал, он только пришел в отдел, а я уже на хозяйственную работу собирался.. Чиновничий аппарат в те годы был очень маленький. В нашем промышленном отделе — 13 человек. Они руководили всей городской промышленностью и строительством. В Росстате — трое. Столько же — в плановой комиссии. А весь аппарат Смольного насчитывал 72 человека (для сравнения: сейчас — несколько тысяч! — В. Ч.).

Отдел легкой и пищевой промышленности, общественного питания и торговли Ленинградского обкома КПСС. На каждого из них приходилось порядка 150 предприятий. Алексей Капустин крайний справа

Отдел легкой и пищевой промышленности, общественного питания и торговли Ленинградского обкома КПСС. На каждого из них приходилось порядка 150 предприятий. Алексей Капустин крайний справа

Фото: из личного архива

От инструктора требовалась высокая компетентность. Я мог с трех метров определить по бутылке «Боржоми», где была разлита эта минеральная вода. Знал, в каком районе города какая норма потребления, сколько бочек торгует квасом. До килограмма знал, сколько продовольствия ежедневно завозится и вывозится, сколько скота перерабатывается. У нас не было мобильных телефонов, компьютеров, служебных машин. Но мы были молоды, все примерно одного возраста — чуть за 30. Большую часть времени проводили на предприятиях. У нас в отделе была установка начальства — не торчать в офисе. Приехал, что-то написал, сделал кабинетные дела и полетел на завод. Как говорил Наполеон, во время сражения 95 процентов поступающей информации — неверная. Так же было и у нас. Никакая отчетность с предприятий эти 5 процентов реальной информации не показывала. Их можно было увидеть только на месте. И нередко инструктор знал о работе завода больше, чем его директор. Директора — народ особый. У нас в шутку называли их полудурками: дурака не поставят, а умный сам не пойдет! Но большая доля правды в этой шутке была. Мы на пару с директорами отвечали. Но если успех — директору орден, а инструктору ничего. Не положено. Если провал — оба получат.

Миф о партийных привилегиях

— Сколько инструктору платили за такую работу? Какими партийными привилегиями вы пользовались?

— Не было особых привилегий. Я пришел с «Красного пекаря» в Смольный с зарплаты 300 рублей на зарплату в 180 рублей. Да еще костюм надо было приобретать за свой счет. Он 100 рублей стоил и за год изнашивался до дыр. Инструкторам обкома партии и членам их семей было запрещено покупать машину, кооперативную квартиру, дачу, земельный участок. Казалось бы, мы контактировали с предприятиями и имели возможность что-то себе доставать, но это могло перечеркнуть всю карьеру. К примеру, тогда существовал дефицит на цветные телевизоры. Их делали на заводе имени Козицкого. А на Краснопутиловской улице был магазин, где продавали запчасти к ним — всякий брак и неликвид. Один инструктор договорился на заводе, чтобы ему специально сломали хороший телевизор, а он потом выкупит его в том магазине и восстановит. Но кто-то об этом настучал, и инструктора выгнали из обкома в течение двух часов — он зимой убежал из Смольного в сменной обуви. Все наши привилегии ограничивались двумя премиями в размере 30 процентов зарплаты к 1 Мая и 7 Ноября и льготной путевкой в санаторий. Ну и еще после 18.30 нас пускали в буфет Смольного, где можно было купить овощной набор и блинчики с мясом, иногда мясной полуфабрикат.

Инструктора горкома Алексея Капустина награждают за 1-е место в соревнованиях по лыжам. Приз вручает будущий директор Ленэкспо Сергей Алексеев

Инструктора горкома Алексея Капустина награждают за 1-е место в соревнованиях по лыжам. Приз вручает будущий директор Ленэкспо Сергей Алексеев

Фото: из личного архива

— А как же «голубой зал» в Гостином дворе?

— Ха-ха! Я о нем узнал уже в 90-е. Там отоваривалась партийная верхушка. Но я не сказал бы, что и она как-то роскошно жила. Я был на служебной даче первого секретаря обкома Бориса Гидаспова в Комарово (а до него там жил его предшественник Юрий Соловьев). Сборно-щитовой домик, три комнаты. Уголь в котел самому надо было кидать, так же как и воду помпой качать в колодец. Второй секретарь обкома Сократ Германович Петров ездил на «Запорожце», купленном его тещей. При Горбачеве в 1987 году эти ограничения отменили. Стали дачные участки выдавать. Помню, в Смольный прислали пять машин «Таврия», их надо было на 11 отделов поделить, в каждом из которых работало по несколько человек. Жребий кидали, кому покупать эти машины. Проблему привилегий партийной номенклатуры раздули искусственно. Если честно, то все мы, молодежь, мечтали отработать инструкторами 5 лет и уйти с повышением на хозяйство. Это был главный стимул. Допустим, взяли тебя в аппарат с инженерной должности, а через 5 лет можно было получить назначение на главного инженера или даже стать директором предприятия.

Ностальгия по советским продуктам

— Продукты в советское время сильно отличались от сегодняшних?

— Как день и ночь:

  • Молоко в наши дни стерилизуется при высокой температуре — в нем ничего живого не остается. Оно превратилось просто в набор минеральных веществ. Потому и хранится три месяца, а не пять дней, как в советское время.
  • Хозяйственное мыло тогда делали из костей и жира, и оно было лучше любого нынешнего аптечного.
  • В колбасу только в 1976 году разрешили добавлять крахмал. Это сейчас в ней ароматизаторы, красители, чтобы она красная, красивая была. А настоящая колбаса — темная, а не розовая, потому что если ты мясо сварил, то белок свернулся и оно потемнело.
  • Мороженое раньше заменяло обед. Потому что делалось из натуральных сливок. А сегодня это взбитая до беспредела и резко охлажденная некая эмульсия. Половину такого мороженого составляет воздух.
  • Точно так же половину сливочного масла в пачке составляют вода, растительные жиры, закачанные под большим давлением.
  • Пиво раньше варили несколько дней, и специальные бабушки ходили с колотушками — слушали, как оно булькает. По бульканью определяли, готово ли. Каждую такую старушку очень ценили — не дай бог, оглохнет. А сейчас пиво варят за 3 часа, но только это уже не пиво. И квас больше не квас. И соки тоже.
  • О сое, рапсе, пальмовом масле, как о продуктах, нам даже в институтах не рассказывали.
  • В хлебе никаких разрыхлителей, улучшителей не было.
  • Макароны, правда, были не очень. Муку в СССР делали не того качества. Мешали с канадской.

Все это, кстати, не линия партии. Просто не было у нас в пищевой промышленности такого оборудования и технологии, чтоб чего-то бодяжить. Если б было, то в два-три раза производительность выросла бы. Намешали бы вместо натуральных продуктов фарша всякого, плеснули аромы и краски — и все, нету дефицита никакого. Только успевай развозить по точкам.

О колбасе из отходов

— На предприятиях пищевой промышленности случались какие-нибудь ЧП?

— Бывало, конечно. Но редко. У нас же санэпиднадзор такой был, что круче трудно придумать. Однажды в городе произошло массовое отравление. Даже большие начальники и сам первый секретарь обкома по трое суток в обнимку с унитазом провели. Жуткая история. Стали искать причину. Оказалось, в квасе какая-то хрень. Откуда, как? На ушах стояли. Определили — на пивзавод «Красная Бавария» пришла цистерна с солодом из Ростовской области. А до того в этой цистерне какую-то химию перевозили и вымыли плохо. Полетели тогда головушки.

Еще случай был на той же «Красной Баварии» — за три года шесть человек в пиве потонули. По глупости. Пиво выстаивалось, дображивалось в больших ямах-емкостях, обложенных кафелем. При этом выделялся углекислый газ. А строители взяли ведерки, пошли типа ремонт делать. Выбрали ту емкость, где половина пива уже была на розлив откачана, — значит, готовое. Спустились по теплообменнику зачерпнуть, а он прогнулся, ну и газу глотнули, сознание потеряли и плюх в пиво.

А на Ленмясокомбинате однажды во время проверки народного контроля нашли в больших холодильных камерах несколько тысяч лишних коровьих голов. Хотя по документам все головы забитых коров были в переработку на муку отправлены. Одна корова — одна голова. А тут лишние. Двухголовые они, что ли, были? Разгадка оказалась простой. Существовал коэффициент упитанности коров при приемке — тощая, средней упитанности и выше среднего. Соответственно и мясо ценой отличалось — 1 рубль 40 копеек, 1 рубль 60 копеек и 1 рубль 70 копеек за килограмм. На мясокомбинат из совхозов привезли тощих коров по 200 килограммов. Выручка хреновая, план по сдаче летит. Но если их поставить вместе на весы, получалось как одна, но упитанная. Так и поступили. А что с лишними головами делать, не знали и спрятали их пока в морозильнике. Попались. Все начальство мясокомбината за это уволили. Назначили нового директора Юрия Викторовича Почтаря. Перевели с кондитерской фабрики. А потом Невзоров в «600 секундах» на него обрушился. Сделал сюжет про то, как на мясокомбинате больных и мертвых животных разделывают и в производство пускают — смотрите, дескать, какую мы колбасу едим. Но я знаю подоплеку этих событий. Почтарь заказал Невзорову фильм про свой комбинат. Тот снял что-то не так, и директор ему недоплатил. Я присутствовал при этом скандале. Почтарь Невзорова выгнал из кабинета. Саня вскочил: «А вы, а ты... усатый таракан». После этого и сделал свой скандальный сюжет. Но Невзоров проник не на обычную бойню, а на санитарную, которая всегда находится где-нибудь на отшибе мясокомбината и толком не охраняется. Там рабочие в защитных костюмах разделывают больных животных — их мясо перерабатывается в башне-термичке на удобрение. Народ-то был в шоке. Бомба! Почтаря министерство уволило, он вскоре и умер, сердце. Хотя много чего хорошего сделал до этого для отрасли.

 

Инструктор Капустин на трибуне Фото: из личного архива

— Ходили разговоры, что в колбасу туалетную бумагу добавляют.

— Я как раз разбирал одну из таких жалоб от населения. Может, и был соблазн у пищевиков что-то добавить в колбасу. Но как? Не существовало для этого технологий. Даже лук и чеснок для колбасы тогда вручную чистили. Да и туалетная бумага была в дефиците. И стоила недешево. Если ее еще в колбасу добавлять, та очень дорого бы обходилась. Не было никакого экономического смысла этим заниматься.

Секс-скандалы пищевой промышленности

— Какие еще жалобы вам разбирать доводилось?

— Да каких только не было. Однажды директор хлебозавода написал заявление в горком, что директор другого хлебозавода хотел его изнасиловать — приполз к нему в постель ночью во время совместной командировки. Жертва домогательства дал «насильнику» в глаз и убежал на улицу босиком. Директора нетрадиционной ориентации уволили по-тихому.

Я еще Ленрыбфлот курировал. Они уходили в море на полгода и старались женщин брать к себе на суда в качестве официанток и поварих. И обычно там к ним приставали. Дело житейское, природное. А тут три девки нанялись в загранку, в море на БМРТ вышли и ни одна не соглашается ни в какую. Тогда рыбачки решили поучить женщин, посадили на спасательный плот, спустили за борт с сухпайками и сказали: «Мы пошли рыбу ловить, а вы плывите в Россию по компасу». Конечно, это была инсценировка. Судно ушло за горизонт, но команда за плотом продолжала следить на радаре. А в океане — зыбь, волна по три метра, страшно. Через часик судно пришло. Мотобот спустили: «Ну что, девушки, согласны с нами плыть?» — «Согласны, согласны!» Ну, а по приходе домой кто-то из команды доложил. Капитана сняли с работы за нарушение техники безопасности, кто-то запрет на загранплавание получил. Бабы, кстати, не признались. Им же повышенный коэффициент выводили в валюте к зарплате.

Алексей Капустин курировал Ленрыбпром, Севзапрыбфлот и Севзапрыбхолодфлот

Алексей Капустин курировал Ленрыбпром, Севзапрыбфлот и Севзапрыбхолодфлот Фото: из личного архива

Счастливые «годы застоя»

— Вы начали работать в так называемые «годы застоя»…

— Ну какой же это был застой? Потребление продуктов в Ленинграде раза в два превышало сегодняшнее. Например, сейчас мы молочных продуктов едим в среднем 200 кг на человека, а тогда было 450.

У людей в «годы застоя» зарплата все время росла. Товары новые появлялись — холодильники, телевизоры. И еще в стране устойчиво рос ВВП. Сегодня он у нас меньше двух процентов в год. А тогда, в первой половине 80-х годов, был 3–4 процента. Хотя санкции Запада были гораздо жестче, чем сейчас.

— Какие такие санкции?

— СССР был полностью отрезан от каких-либо технологий. Если между учеными еще были обмены, то между технологами — никаких. Люди заканчивали вузы, аспирантуры, но даже представить себе не могли, какие технологии существуют в мире. Смешно сказать, рецептуру йогурта мне добывали по линии КГБ, хотя придумал ее когда-то еще Менделеев! Оборудование хорошее купить трудно было.

— Насколько я знаю, существовала практика купить иностранный образец, разобрать по винтику и создать на его базе свой аналог.

— Этот образец еще купить надо было. Никто не продавал нам хорошие машины, только какое-нибудь старье, морально устаревшее. Как-то купили у восточных немцев линию «Тетра Пак» — уже не новую, медленную. В треугольные пакеты молоко разливала. Отправили на завод в Черкассы. Там ее разобрали и по образу и подобию свои стали делать. На «Петмоле» поставили 8 таких машин. Из них работала всегда только одна. Остальные постоянно находились в ремонте.

Фото: Юрий Набатов/Фотохроника ТАСС

Помню, на одном оборонном предприятии пытались создать аналог линии выпуска молока в пакетах. Но так и не смогли. Сказали: у пищевого оборудования класс точности обработки другой, не можем. Я не раз убеждался: у нас в стране есть замечательные умельцы, которые с помощью топора и зубила могли любую иностранную машину усовершенствовать. Но некоторые вещи в наших условиях воспроизвести было нельзя. Не было такой индустрии, станков. Да и пищевка, как ни крути, развивалась по остаточному принципу, политика такая была. Сперва космос и танки, а потом кефир и сосиски.

Идеология против экономики

— Почему в СССР многие продукты и товары были в дефиците? Взять хотя бы то же пиво бутылочное.

— Стекольных заводов было очень мало в стране. Не хватало бутылок. Поэтому и принимали их за деньги у населения. Упор тогда делался на разливное пиво. Машина с бочкой выезжала с пивзавода и пиво в несколько ларьков закачивала. А для отправки бутылочного пива помимо самой стеклотары еще ящичная тара нужна была, грузчики, чтобы эти ящики загрузить. Сами бутылки, принятые от населения, надо было еще вымыть... Слишком много сложностей.

Фото: Валерий Бушухин/Фотохроника ТАСС

А с пельменями поступили противоположным образом. В Ленинграде на мясокомбинате было три самодельных пельменных аппарата. 40 тонн в сутки делали продукта. Хорошие пельмени были. Шли в городе нарасхват. Долго думали, куда их больше поставлять — то ли в пельменные, то ли на завод, чтобы в магазинах продавать. 40 тонн. А ежедневная потребность 120. В итоге выбор сделали в пользу магазинов, а пельменные все в городе закрыли, хотя я был не согласен с этим решением. И вопрос с торговлей не решили, и хорошие заведения закрыли. Поручили оборонке изготовить пельменные аппараты, там два года промурыжили, потом сделали что-то похожее на луноход по немыслимой цене, да и то не довели до дела.

Дефицит возникал, потому что такая экономическая система была. Прибыль предприятия в ней — понятие условное. Один банк на всю страну, деньги только на зарплату работникам переводились. А если предприятию что-то надо было, это что-то поставлялось бесплатно по заявке в профильное министерство. Которую могли и не удовлетворить. По идее, деньги, вырученные от продаж холодильников, должны были идти на холодильный завод. Чтобы там закупили дополнительное оборудование и еще больше холодильников выпустили, раз на них существовал ажиотажный спрос. Но на практике наращивать производство у завода стимулов не было. Ему, наоборот, финансирование обрезали, а его выручку отдавали в какую-то другую сферу — как считалось, более важную. Например, на развитие космоса. И деньги в результате, действительно, улетали, как в космос. Или шли на международную помощь. Я не раз в те годы бывал за границей, в «братских соцстранах». Могу сказать, что не стоили они нашей помощи. Там у людей в головах почему-то засело, что они кормят Советский Союз. Так считали даже в Болгарии. А то, что они получали от нас в обмен за свои перец и помидоры нефть, газ, оружие и денежные вливания, не замечалось. Все-таки купленная лояльность — недорого стоит.

В то же время свой внутренний потребительский рынок в СССР вообще не рассматривался как двигатель экономики. Хотя он мог бы быть очень мощным. Зарплата росла все время, а тратить ее людям было не на что. Магнитофон только ветеран войны мог купить. За мебельной стенкой, стиральной машиной или холодильником в очереди стой. Мы с ребятами в отделе были в недоумении. Джинсы стоили тогда у спекулянтов в Гостином дворе 200 рублей. Доллар к рублю по официальному курсу — 63 копейки. В Финляндии джинсы оптом можно было купить за 8–9 долларов, то есть на наши деньги — за 7 рублей. Что мешало привезти 10 пароходов этих джинсов, выкинуть во все универмаги страны и поставить цену 65 рублей — окупились все транспортные расходы и еще деньги остались бы. Точно так же с колготками. Но нет. Тут срабатывал идеологический фактор. Джинсы — это американская, чуждая нам одежда. А колготки — одежда сексуальная, развращает советских людей. Так идеология вредила экономике. Закупали прядильно-ниточные машины за рубежом, но при этом на швейных фабриках не было элементарных лекал на модную одежду. То есть ткань, которую выпускали на закупленном импортном оборудовании, оставалась невостребованной. Отсюда ажиотаж, дефицит, процветание фарцовки, чувство собственной ущербности и двойные стандарты — все то, что погубило Советский Союз.

Реалити-шоу на пивзаводе «Балтика»

— Пищевая промышленность вообще в загоне была. На самом последнем месте. Даже легкая промышленность и то выше стояла по инвестициям и зарплатам, чем пищевка. Бедным пищевикам, чтобы как-то поддерживать производство, приходилось заниматься натуральным обменом. Например, спирт меняли на лампы дневного света с какой-нибудь мебельной фабрики.

Когда Горбачев к власти пришел, первый секретарь Ленинградского горкома Анатолий Герасимов поставил вопрос на каком-то совещании в Москве: почему легкой промышленности выделяют деньги, а пищевикам ничего? Его спросили в ответ: «А у вас есть продовольственная программа?» — «Есть!» — соврал первый секретарь. Попросили прислать эту программу в Москву. Что делать? Мне поручили срочно ее написать. Мы закрылись в «Агропроме» на Большой Морской. Вызвали плановиков. Неделю оттуда не вылезали. Написали «Продовольственную программу Ленинграда», на Гознаке красиво оформили с золотым тиснением. Отвезли в Москву. И действительно, пошли какие-то инвестиции в 1988–1989 годах. А потом началась неразбериха в стране, которая в итоге привела к краху всей экономики. Но благодаря «Продовольственной программе» мы много чего сделать успели. Например, построили пивзавод «Балтика». Это название для него, кстати, я придумал. И потом строительство курировал. Пешком в резиновых сапогах добирался — никакой транспорт туда не ходил. Уже на стадии завершения стройки мне предлагали стать директором «Балтики». Я отказался. Потому что в тот период не употреблял алкоголь. А там надо же было дегустировать на каких-нибудь Октоберфестах, презентациях. Я Таймураза Боллоева предложил на эту должность, в обкоме и Агропроме согласились.

— Известная личность.

— Да, «Балтика» стала его звездным часом. Между прочим, это я Боллоева когда-то нашел для пивной отрасли. Умер главный пивовар завода Степана Разина — нужна была замена. А пивоваров выпускали только на одном факультете в стране — в Московском технологическом институте. Никаких баз данных тогда не было, в смысле компьютерных.. Я обзванивал райкомы партии, искал какого-нибудь выпускника этого факультета. И отыскал Боллоева во Всеволожской базе потребительской кооперации. Он там занимался засолкой капусты. Как специалист и как руководитель Таймураз Казбекович очень силен оказался. Мы почти одновременно с ним стали директорами. Он пивзавод возглавил, а я — молокозавод, который через дорогу от «Балтики», — тот, что сейчас «Данон» называется. Наши рабочие через забор друг к другу лазили, меняли сметану на пиво. Мы дружили с ним. Когда «Балтику» шведы купили, они везде видеокамер наставили, а картинки с них вывели в кабинет Боллоева. Мы у него по вечерам реалити-шоу смотрели.

Технология развала страны

— Вы что-то сказали о неразберихе, которая в итоге привела к краху экономики СССР.

— Руководство страной можно сравнить с выпасом стада. Задача пастухов заключается в том, чтобы коровы хорошо поели и потом дали хорошее молоко. Но тут пастухи задумали приватизировать, присвоить себе лучших коров. Распустили собак, охранявших стадо. И коровы начали разбредаться. Предоставленные сами себе, они ломали ноги, сворачивали шеи в оврагах и буреломах, бодались друг с другом, становились добычей волков, в грязи перепачкались... Именно это произошло с Советским Союзом и с советским народом. И я убежден, произошло не спонтанно, а по хорошему плану, который реализовывался последовательно шаг за шагом. Перестройку в стране организовали экономические рвачи.

— Перечислите эти шаги.

— Первым шагом к развалу страны стал «сухой закон». Когда Горбачев его объявил, мы сразу лишились 30 процентов бюджета. Мне мой товарищ, когда ввели талоны на водку, сказал: «Все! Конец советской власти». «Сухой закон» позволил водочным королям развернуть широкую нелегальную сеть продаж, коррумпировать чиновников. Начала расцветать теневая экономика, появилась «паленка», люди стали душить друг друга в очередях за водкой. До этого в СССР было лояльное население, международными новостями интересовалось больше, чем обстановкой в своей стране. Люди привыкли, что тем, кто наверху, виднее. А тут после «сухого закона» их будто ударили дубиной по голове. Пошли разговоры против власти.

— Революции 1917 года тоже ведь введение «сухого закона» предшествовало. Он наложился на Первую мировую войну. Напряжение в народе росло, а снимать его стало нечем, да еще алкогольные суррогаты людям мозги отравляли.

— Если продолжать аналогию, можно вспомнить и «Приказ № 1». Изданный в первые дни революции, он ликвидировал в армии единоначалие, передал власть солдатским комитетам, фактически ввел выборность командиров. После этого русская армия и развалилась. Примерно так же в конце 1980-х годов в СССР разваливали промышленность. На предприятиях стали избирать СТК (Советы трудовых коллективов). У них были огромные права. Директор не мог ни план утвердить, ни уволить кого-то без согласия совета. И самих директоров начали выбирать. Помню, в НИИ «Гипробум» переизбрали директора. Вместо заслуженного академика выбрали лаборанта, у которого стаж работы был три года всего. Стали спрашивать, по какому принципу выбрали. Оказалось, потому, что он хороший, добрый человек.

Проводились и другие непонятные эксперименты, больше похожие на вредительство. Например, ввели госприемку. Пришло указание отобрать в эту новую службу лучших технологов предприятий. Их вывели из подчинения руководства своих заводов и обязали отчитываться о том, как они борются с браком. Госприемка должна была оправдывать свое существование. Приезжаю как-то на мясокомбинат — разбираться, почему он уже два дня не отгружает колбасу в магазины. И вижу такую картину: сидят три технологини и, проверяя колбасу, разрезают ее ножом не поперек, а вдоль. Показывают: «Вот здесь жир должен быть 0,8 мм, а он 0,9. Нарушение ГОСТа!» Но это же шпиг, он кубиками режется — мало ли как его в колбасе растянуло. Главное, чтоб не было костей, хрящей. А тут из-за такой ерунды всю партию колбасы отправляют обратно в переработку. Хотя она качественная была. Тогда ведь колбасу по-честному делали, не использовали порошки, как сейчас, — ее 3,5 месяца готовили, коптили. Целый цех работал, а госприемка взяла и всю эту работу перечеркнула. Как такое назвать? И замечу, колбаса тогда была в дефиците, люди, которые хотели бы ее на бутерброд положить, не стали бы мерить эти жиринки.

В данном случае дефицит создавался из желания выслужиться, а бывало, и специально с целью обогатиться на искусственном ажиотаже. Покажу это на примере сигарет. В Ленинграде были две табачные фабрики — имени Урицкого и имени Клары Цеткин. Там знали, сколько у нас в городе ежедневно покупается сигарет. И обычно делали трехдневный запас. А тут фабрики сигареты отгрузили на оптовый склад, а там их придержали — в торговую сеть не отправили. В одном магазине они закончились — покупатели побежали в другой. Слухи у нас быстро распространяются. Народ начал сигаретами запасаться. Тот, кто раньше брал пачку, теперь покупал блок или два. Потребление выросло в 10–20 раз. После этого сигареты начали реализовывать налево втридорога через подворотни.

Талоны на продукты, отсутствовавшие на прилавках Фото: Николай Адамович /Фотохроника ТАСС

Фото: Геннадий Бодров/«Коммерсантъ»

Потом понемногу стали цветные металлы распродавать. Поначалу осторожничали, прибегали к уловкам. Например, отправляли в Прибалтику алюминиевые ложки как сувенирную продукцию — в футлярчиках. А на самом деле ложки шли в переплавку. Футляры же были из красного дерева и их тоже как-то использовали.

Следующий шаг — разрешили создавать кооперативы. На три года освободили их от всех налогов. Даже ОБХСС запретили их проверять. Статья 10 Закона о кооперации гласила: «Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность кооперативов со стороны государственных органов не допускается». И самое главное, эти первые частные предприниматели могли хоть все наличные деньги в банке взять для своей деятельности.

А государственные предприятия, наоборот, власть душила. Завод мог взять в банке наличку только на зарплату работникам. Если на что-то другое деньги нужны — бери кредит. Под 180–200 процентов! Именно до такого предела доходили в то время банковские ставки. Если на заводе, к примеру, надо было забор помыть, мойщика находили за бутылку водки. Директор шел в профком, там выписывали материальную помощь, которую тратили на покупку этой бутылки. В то же время к директору мог прийти частник-кооператор и заключить договор на мытье забора. Директор переводил ему деньги безналом, тот их в банке спокойно снимал. И никого не интересовало, за какую сумму на самом деле был вымыт забор и вымыт ли он вообще. Представляете, какие соблазны возникали? Мой хороший друг мыловаренным комбинатом руководил. А тут вдруг мыло хозяйственное из продажи исчезло. Я точно знал, что еще недавно у друга все склады были этим мылом забиты. Звоню: что случилось? Он отвечает: «Не поверишь — все пусто». Оказалось, частники мыло скупили, пригнали кучу фур и рассчитались наличкой. А потом, когда дефицит возник и люди без мыла остались, стали продавать по завышенной цене.

Кооператоры деньги мешками таскали. Это не преувеличение. Когда в Киришах на заводе «Биосинтез» стали водку разливать, предприниматели за машину с бутылками рюкзак денег давали. У тех, кто разбогател на подобных делах, скопилась огромная денежная масса, которую некуда было девать. Валютные счета были запрещены — уголовная статья еще действовала, значит, недвижимость за рубежом не купить. И даже в своей стране — только квартиру кооперативную, максимум трехкомнатную. Хороший загородный дом не построить — было ограничение по этажности. Куда деньги тратить? Эта бомба должна была рвануть, и она рванула.

1991 год. Между социализмом и капитализмом. Алексей Капустин в Москве на совещании. Фото сделано в тот день, когда на Красной площади уже появились российские триколоры, но еще не были сняты все советские флаги

1991 год. Между социализмом и капитализмом. Алексей Капустин в Москве на совещании. Фото сделано в тот день, когда на Красной площади уже появились российские триколоры, но еще не были сняты все советские флаги

Фото: из личного архива

«Молочные реки» Собчака

— Какие предприятия в то смутное время первыми попали под удар?

— Вся прядильно-ниточная отрасль. У них сразу возникли перебои с поставками хлопка и проблемы с кадрами (на этих фабриках в основном трудились лимитчицы). Следом за ними рухнули такие монстры, как «Красный треугольник», «Красный выборжец», завод имени Свердлова, «Светлана», «Знамя труда», «Металлист» и еще куча. Их искусственно замочили, потому что предприятия располагались в хороших местах. Такая же судьба была уготована «Электросиле», Кировскому заводу, «Ленинцу», заводу турбинных лопаток. Они еле-еле от края пропасти отползли. Например, корпуса пивзавода «Красная Бавария» были подготовлены к взрыву. Там первый в Советском Союзе образец монолитного строительства стоял, типа памятник. На его месте югославы собирались построить отель. Но директор, который должен был приказ о взрыве подписать, заболел. Мне его заместитель звонит — что делать, не знает. Я ему говорю: «Заболей и ты». Он послушался. Пока три дня все болели, кто-то там наверху решение о взрыве отменил. Немало руководителей предприятий, кстати, поступали вопреки глупым командам и многое сумели спасти. Я вообще считаю, что люди, которые с 1990 по 1998 год стояли во главе жизненно важных предприятий (ТЭЦ, водоканалов, бензиновых, пищевых) и обеспечивали их работу, — настоящие герои. Они работали в условиях тотального обмана и беззакония, системных неплатежей, пережили несколько экономических кризисов и все равно давали людям воду, тепло, электричество, продукты питания.

— Вы себя тоже относите к таким руководителям?

— Да, так считаю. В 1990 году я возглавил молокозавод «Роска». Его только-только в эксплуатацию пустили. Сырой совсем. Недоделок море. Даже забора не было. В принципе история обычная, акт о вводе подписан с перечнем недоделок, расчеты произведены, потом строители, как правило, в течение года их устраняют. А тут 1991-й, строители смылись, контроля нет. Вот уж пришлось повертеться! А потом прилетел к нам на своем самолете французский миллиардер, месье Рибу, он владел группой БСН (оборот — десятки миллиардов долларов), в составе которой была и компания «Данон». К тому времени у меня на заводе порядок был уже. Халаты финские, бейджики, ролик рекламный, значки фирменные. Этот Рибу с Собчаком был знаком, кажется, через Галину Вишневскую. Побывал он у нас и сообщил мэру, что хочет купить наш завод. Его представители осмотрели все предприятие сверху донизу и предложили 1 миллион долларов. За все! Во как. Для них миллиард сюда, миллиард туда — тьфу. А нам — бусы с ленточками. Новый завод, корпуса, инженерия, подъездные пути, сырьевая база, клиенты. А цену предложили как за футболиста средненького. Послал я их. Тут мэр позвонил, пригласил в Смольный, стал меня убеждать: «Ты чего, Алексеич? У вашего завода все равно финансовое положение неважное, кредиты там, проблемы, а тут такой партнер и для города выгодно». — «Ничего, — уперся я. — Выкарабкаемся». Французы помимо миллиона долларов предлагали мне лично должность на этом заводе, зарплату в 3 тысячи долларов (тогда это огромные деньги были), а еще французское гражданство и квартиру в Париже. Я отказался. В итоге через несколько лет «Данон» все-таки купил завод, но уже у нового владельца, полагаю, миллионов за 30. Так что я был прав, когда в 1993 году на продажу не согласился. Кстати, в том же году, во время октябрьских событий (противостояние между Ельциным и Верховным советом, расстрел парламента. — Прим. ред.), я находился в командировке в Вене. И австрийцы предложили мне остаться, обещали гражданство как члену правления совместного с ними предприятия. И такое не одному мне предлагали. В те дни 48 пассажиров парома «Анна Каренина», ходившего из Петербурга в Германию, решили не возвращаться в Россию. Я же, наоборот, домой поспешил.

Анатолий СобчакФото: Александр Тимошенко/«Коммерсантъ»

— Собчак был хорошим руководителем города?

— Как хозяйственник — слабоват, он же юрист. Как политик и организатор был способный. Если бы с экономикой все было в ажуре, блистал бы. Таких много на Западе. Точно не зловредный да и не стяжатель. Он доверчив, мне кажется, был излишне. Подставляли его. Мне довелось как-то в Вене встретиться с отставным градоначальником, кстати жертвой теракта (ему пальцы бандеролью оторвало, кода он мэром был). Он рассказал, как они по просьбе Собчака перечислили деньги на ремонт Австрийской площади в Петербурге. И потом полгода пытались выяснить, куда деньги пропали. Так и не смогли. Неприятно было слышать такое. Ну а директора, которые не лезли в политику, особо и не общались с мэром нашим.

— А с Путиным доводилось в работе пересекаться?

— Несколько раз. Он тогда за внешние связи в мэрии отвечал. И тогда уже, как и сейчас, в «ручном режиме» руководил. Один чиновник вымогал у наших мзду за подписание устава совместного предприятия, тянул, крутил. Я попросил Путина посодействовать в этом вопросе, ускорить. Путин выслушал меня, и уже через три дня этот чиновник там не работал.

Директор завода — собачья должность

— Как вы из партийных инструкторов перешли на должность директора молокозавода?

— Тогда в 1990 году партия уже не могла впрямую назначать директоров, только рекомендовать. Они выбирались трудовыми коллективами. Но поскольку я строил этот молокозавод и потом несколько лет его работу курировал, меня там хорошо знали и начальники цехов, и рабочие. Видимо, потому и выбрали. Из нескольких кандидатур.

— Вам повезло. Директор молокозавода — хорошая, выгодная должность для смутного времени.

Борис БерезовскийФото: Сергей Воронин/«Коммерсантъ»

— Если в смысле все обвалить, украсть и продать, а потом на Канары, то да. Как-то Борис Березовский, будучи еще руководителем небольшого предприятия «ЛогоВАЗ», сказал мне: «Везет тем, кто не только в нужное время оказался в нужном месте, но и еще готов к этому». Многие из нас, «красных директоров», были не готовы. Пахать — да, красть — нет. Директорская должность была такой, что врагу не позавидуешь. В СССР можно было при необходимости обратиться в горком, министерство, ЦК. А тут сам, батенька, все сам. Но чтобы по закону. А законы тогда были прелесть. Например, Закон о договорных поставках, из-за которого я спокойно мог сесть в тюрьму. Допустим, ты поставляешь 1000 бутылок кефира. А в магазин поступило 999 или 1001 штука. Но если ты хоть на одну бутылку нарушил договор поставки, торговля имела право оштрафовать тебя на всю сумму поставленного товара — то есть не платить за тысячу бутылок.

— И торговля это делала?

— Конечно. Потом пошла приватизация торговых точек, а следом и всеобщая приватизация чубайсовская. Был введен свободный рынок. Вначале бензин резко — в три раза — подорожал. Сразу за ним — транспорт и все остальное. Инфляция разогналась. Утром прихожу на работу — у меня в прайсе сметана 50 рублей, а вечером уже 75. Но я все равно опаздывал, не успевал менять ценники. Дальше на рынок начали поступать молочные продукты из Финляндии и других стран. Масло сливочное бундесвер сливал сюда тысячами тонн. Правительство Германии еще и приплачивало своим фермерам за то, что у них шло обновление складов. Наше молоко и масло получались дороже импортного. К тому же они были натуральные, а значит, с коротким сроком хранения в отличие от зарубежной продукции. Поскольку свои молочные продукты стало не продать, колхозникам пришлось перерезать всех коров (а чтобы вырастить одну корову, между прочим, 5–7 лет требуется. Мы до сих пор еще не вышли на уровень 1990 года по крупному рогатому скоту).

Потом начались задержки в зарплате, потому что платежки, даже при условии, что твой контрагент сразу товар оплатил, шли с большим опозданием — банки до 10 дней деньги крутили. Как следствие — долги. Арбитражей не было, в суд не подашь. Появились бандиты, чтобы выбивать эти долги или, наоборот, крышевать, охранять, магазины и ларьки от наездов. Все решалось на таком вот уровне. Элементарные экономические связи разрушились, мы работали только на дружеских связях. Я дружил с директорами совхозов, и они мне поставляли сырье. Ну и опасно, конечно, было. Руководителей предприятий, банков при случае элементарно отстреливали. Тут главное было не совать нос в чужие дела и вообще не лезть в сомнительные сделки, ну и держать свою хорошую службу безопасности. Лихости в этих 90-х было не так много, а вот пахоты, разочарований, всяких проблем — до неба. Как через все это смогли пройти — неведомо. Жить, видимо, хотели.

Российскую экономику спасли иностранцы

— И еще я бы памятник поставил руководителю компании «Тетра Пак» Рубену Раусингу. Благодаря этому огромному, под два метра ростом, шведу наша пищевая промышленность (в отличие, например, от легкой) не рухнула, смогла возродиться. Он внедрял здесь в России свою новую технику — примерно половину ее через мой завод по всей стране продавал. Возил к себе в Мальме наших директоров, группы по 10–12 наших сотрудников по полгода обучались на предприятиях «Тетра Пак». Очень сильно Раусинг помогал, ну и сам, конечно, был заинтересован в широком проникновении на российский рынок. А у бедных отечественных пищевиков, привыкших трудиться в тяжелых убогих условиях, благодаря всем этим новым вещам появился вкус к работе.

1992 год. В штаб-квартире компании «Тетра Пак». Крайний справа Рубен Раусинг — человек, который, по мнению Алексея Капустина, спас российскую пищевую промышленность. Фото сделано во время поездки в Швецию директоров петербургских молокозаводов Фото: из личного архива

Мы первыми в Петербурге начали делать сливочное масло у себя на заводе. До этого его в основном поставляли прибалты: Ленинград в советское время был их зоной ответственности. Наладить производство масла оказалось делом нехитрым — поехали в Австрию, купили у какого-то фермера старую, покрашенную уже в три слоя краски установку, поставили ее у себя. Мы также первыми на постсоветском пространстве стали выпускать йогурт. Совместно с немцами.

— Послушаешь вас, так выходит, только благодаря помощи Запада выжили. Своими силами было никак?

— Не было у нас тогда другого выхода, кроме как внедрять заграничное оборудование. У наших людей мозги замечательные. Всегда находились ребята, которые могли без чертежей любую технику западную усовершенствовать — увеличить ее производительность, улучшить качество или приспособить к нашему сырью. Приведу пример. Когда я директором стал, мы еще лили молоко в бутылки. Но неожиданно у нас на заводе отыскалась импортная линия, которая могла пакеты бумажные делать. Она пылилась на складе в разобранном виде. Ее когда-то в Москве на выставке через Агропром у французов купили, но не успели смонтировать из-за развала СССР.

Мы решили эту линию своими силами запустить. Ребята сами не только ее освоили, но и увеличили производительность в два раза. Она шесть лет у нас проработала. А потом какие-то прижимные резиночки стерлись: где их взять? Они стоили-то долларов 50. Нашли на шильдике адрес во Франции — сделали запрос. Через месяц приезжают представители посольства: «Мы эту линию потеряли, а оказывается, она у вас. Верните немедленно. Советский Союз за нее деньги не заплатил». Но больше всего удивились французы нашим усовершенствованиям.

Так из-за запчастей в 50 долларов мы лишились всей линии, которая стоила 80–90 тысяч долларов. Но выкупить ее мы у французов не могли. Не было у нас столько долларов, потому что мы ничего за валюту не продавали. Только один путь существовал тогда — создавать совместные предприятия. И заинтересованность была взаимная. Это был странный период. Как только прежние советские законы ведения внешнеэкономической деятельности отменили, Питер оказался наводнен иностранцами. Мы в один год 364 раза принимали их у себя на заводе, всяких разных. Я даже сделал такой пиар-ход — поставил возле проходной флагшток и поднимал государственные флаги приезжавших к нам зарубежных делегаций. Иногда по 3–4 флага висело. Причем ехали представители не крупного, а среднего и малого бизнеса. Они были полны решимости вести с нами дела. Но не многие на практике соглашались. Много было пустых разговоров. Продать нам — да, скидки — да. Но купить у нас, кроме цветных металлов, тогда было нечего. Выход — только СП. С немцами мы наладили выпуск йогуртов, с американцами — мороженого. Я смог раскачать финскую фирму «Валио» — мы первыми стали возить сюда их продукты. Но не давали им самостоятельно выходить в торговую сеть — через свой завод пропускали, хранили в наших холодильниках, получая за это какую-то копейку.

1993 год. Визит в Италию, в фирму «Пармалат». Алексей Капустин — третий справа. После этой поездки молоко «Пармалат» появилось в Петербурге, а затем и в других регионах России

Фото: из личного архива

За державу не обидно

— Среди приезжавших иностранцев было много мошенников?

— В основном они были честными людьми, но попадались и аферисты, и идиоты, и даже шпионы. Западные спецслужбы, конечно, изучали обстановку в стране. Всякие цэрэушники приезжали под видом потенциальных партнеров. Хорошо запомнил одного «фермера»: берет комбикорм и есть начинает. Какой ты фермер? Случалось много анекдотических ситуаций.

Директором нашего с американцами СП по продаже мороженого назначили голландца. Я настаивал на русском. Но мне сказали, что у голландцев очень прогрессивные понятия о маркетинге. Этот маркетолог год проработал и вогнал фирму в долги. Он сразу начал рекламировать по всей России наше мороженое. К нему с Урала, Сибири, даже из Казахстана приезжали фуры, забирали товар. Но денег никто не платил. Подписывались договоры с отсрочкой платежа в 30 дней. А когда начинали связываться с фирмами-покупателями, оказывалось, что телефоны и адреса указаны правильные, а реквизиты и фамилии выдуманные. Кто взял мороженое? Концов не найти. Вплоть до того, что один «руководитель компании» указал себя в документе, как «Петр Г». «А я думал, такая фамилия», — сказал наш директор-голландец. Воровство — это одна ситуация, а тут глупость несусветная. Как можно так было работать?

1994 год. Алексей Капустин с американцами, с которыми его молокозавод совместно выпускал мороженое

1994 год. Алексей Капустин с американцами, с которыми его молокозавод совместно выпускал мороженое Фото: из личного архива

За границей считали, что в России без взяток ничего не делается. Представитель одной фирмы стал отправлять своему руководству отчетные ведомости взяток, которые он якобы давал чиновникам, — с выдуманными должностями и фамилиями. И руководство оплачивало ему указанные суммы. Там набегало по 20 тысяч долларов в месяц. А этот представитель просто жил здесь в Петербурге в свое удовольствие, никаких сделок так и не заключил. Другой деятель, американец, некий Джон Харрис, промышлял мелкими кидками. Оказывается, в США любой судебный процесс по бизнес-мошенничеству стоит 10 тысяч долларов, и если ты кинул фирму на 7 тысяч, то заниматься этим делом никто не будет. Этот парень решил проворачивать такие дела в России. Месяца через три приезжает ко мне с фингалом и разорванным ухом — просит о помощи. У кого-то взял деньги на то, чтобы пришить фирменные лейблы на партию самопальных джинсов, но не пришил. И искренне недоумевал, за что его били: «Ну не поставил лейблы — обратитесь в суд». А у него еще и паспорт американский забрали. Я помогал ему назад в Штаты вернуться.

Наше сотрудничество с малым и средним западным бизнесом продлилось несколько лет. Мы многому у них научились, а они у нас — прежде всего, ведению дел в России. Но в 1998 году случился дефолт, и все крякнуло. Все эти иностранцы уехали, и мало кто из них вернулся. А потом стали уже приходить монстры — крупные компании. С ними работать было тяжело. Если западный малый бизнес был заинтересован разворачивать в России производство, то крупный — в том, чтобы сбывать здесь свои товары. Он заходил на наш рынок уже не через отдельные предприятия, а через власть, которая снова обрела рычаги управления экономикой. И как ни странно, наша властная элита тоже выступала против развития производства в России. Дескать, все необходимое можно за границей купить. Сложилась мафия, крышевавшая поставки товаров из-за границы. Вплоть до того, что в Лужском районе в одну местную фирму приехали бандиты и перестреляли из автоматов 200 свиней. Это было сделано в интересах иностранного бизнеса, поставлявшего в Россию свинину из Прибалтики. Сколько этой «Рамы», «Воймикса» завезли. Йогуртов, сметаны, молока, киселей каких-то, даже хлеба и воды, огурцов, лука-чеснока! Хорошо, хоть западные санкции, введенные после присоединения Крыма, немного вправили нашей властной элите мозги.

...Говорят «за державу обидно». Не знаю. Я в Америке и Европе часто бывал. Но чтобы восторг дикий или жаба душила, такого не было. Я как-то сразу разделил для себя в голове: есть на Западе преимущества, но есть и недостатки. У нас народ к воле привык. Не так все регламентировано и расписано, как у них. На Западе люди замучены кредитами, нотариусами, договорами, боятся жениться из-за брачных контрактов, боятся лишнее слово сказать. Они потому свое личное пространство так берегут, что спасаются в нем, как в коконе. В 90-е годы мы с друзьями как-то взяли с собой в баню одного американского бизнесмена. Он смотрел на то, как мы общаемся, как песни поем, и заплакал от зависти. Сказал: «Я в Америке каждую пятницу хожу в бар, по выходным — на бейсбол, но мне по-настоящему и поговорить не с кем».

Как не стать миллиардером

— Почему вы перестали быть директором завода?

— Одна финансовая компания скупила акции у работников и получила контрольный пакет, поставила своего директора. После меня сменилось десять директоров, но в конце концов завод завалился, и, как я уже сказал, его продали фирме «Данон».

1998 год. Алексей Капустин месяц как покинул завод

1998 год. Алексей Капустин месяц как покинул завод Фото: из личного архива

— Ни разу не пожалели, что в 1993 году не согласились на миллион долларов, французское гражданство и квартиру в Париже?

— Когда отказывался, не жалел. Наоборот. У меня был энтузиазм. Я был патриотом. А вот гораздо позже, в нулевые годы, стал не то чтобы жалеть, но появилось чувство обиды. Потому что некоторые люди из нашей когорты (кстати, далеко не самые умные) вдруг превратились в хозяев страны. Те, кто в 90-е годы пошли на сделку с совестью и отжали все, что могли, стали богатыми людьми. Возможно, для страны тоже потрудились немало, но и себя не забыли. У них теперь недвижимость, счета за границей. У них теперь власть. И они смотрят на тебя как на ненормального. Как на лузера... Ну и бог с ними. У каждого своя судьба. Я нормально жил и живу. Сыну и дочке квартиры купил. И мне есть чем гордиться. Я за время перестройки и в 90-е годы не сократил на своем заводе ни одного человека. Меня девять раз коллектив без всяких приписок почти единогласно директором выбирал. Я не стал рабом денег. Приложил руку к тому, чтобы страна выжила в 90-е годы. И никто не отнимет у меня этот лес, это небо и моих друзей.

Владлен Чертинов, специально для «Фонтанки.ру»

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Я специально не стал здесь урезать оригинал статьи, чтобы читатели смогли прочесть не по ссылке, а целиком.

В целом этот "бывший комсомолец" довольно точно описал происходившие процессы, но в деталях допускал все-таки некоторые незначительные неточности.

Замечу, что всевозможные кураторы, инструктора райкомов и обкомов мало влияли на экономические процессы, скорее они собирали и доставляли информацию о состоянии экономики в различных секторах в вышестоящие инстанции. Поэтому я бы не переоценивал их вклад в реальное производство, хотя он и сам заметил, что шишки собирали вместе с директорами.

Но самое главное, что эти тридцатилетние ребята вращались в реальной экономике в отличие от других, тоже тридцатилетних, кому Партия поручила проведение реформ. Реформаторы с сильно деформированным  стажировками на западе сознанием, вот кто реально в ответе за последствия  произошедшей катастрофе в стране, за все последующие 10 лет правления олигархии, семибанкирщины, войн и в конце-концов дефолта.

ЗЫ. Феерический каммент на Фонтанке ))

e46533a0c3aa9d247d3cbf9564eabc4d.png

Комментарий редакции раздела Пульс

Интересно именно как описание происходящего, личный опыт - не оценочные суждения.

Комментарии

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Ты не прав. И восточнее и южнее все было и никому это нахер было не нужно. 

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

Я 57 лет живу в Кустанае.
Но вся родня по матери из Белоруссии. И родной брат учился в ЛЭТИ, а потом так и прижился в Питере.
Но кроме всего этого, отец у меня работал на ж/д. И мы через год ездили к нему на родину в Панфилов (Жаркент) через Алма-ату бесплатно поездом, и через год в Белоруссию через Москву. А когда я вырос, я ездил уже сам не только в очередной отпуск, но и в дополнительный (отгулы за переработку и донорские пару недель давали в сумме). И могу сравнивать жизнь здесь и там...
Я не хочу сказать, что у нас всё было плохо.
Но бананы я попробовал уже взрослым в Москве. Растворимый кофе тоже у нас не продавался, и я к кофе не привык.
Финскую куртку из искусственного меха внутрь у себя дома я один раз встретил в продаже. Долго носил.
С костюмами другая тема. Был у нас комбинат костюмных тканей. И пока живет швейная фабрика. И вот шили у нас из этой неважнецкой ткани костюмы, и висели они везде... Наверное, чтобы их продать, и не завозили импорт.
Зато у нас была степь в 200 метрах от дома. До дачи 9 км. Свои арбузы, которые слаще привозных. Здоровый климат (я не болел гриппом до 21 года).
А главное, у нас жили очень доброжелательные люди!!! Поэтому мне и не хотелось никуда отсюда уезжать. Не нужны были никакие шмотки и деликатесы.
Что ещё меня шокировало в середине 80-х в Ленинграде: зашёл в продмаг, а там 3 вида сыра. Прошёл немного, в другом продмаге тоже 3 вида, но совсем другие. А у нас в очередь 2-3 раза в месяц, только костромской и голландский с местного молзавода, и по 0,5 кг в руки.
Кстати, продукты у нас сейчас вкуснее, чем в России. И домашние молочку и мясо у нас нетрудно найти. Даже моя одноклассница продаёт и мясо, и молочку.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

В России продукты есть разные и на любой вкус. Сейчас много фермерских продуктов отличного качества и не дорого. Это потому что развиваются небольшие магазинчики и фермеры находят возможность поставлять туда свою продукцию. Кстати, в Москве такой хрени меньше, там все больше гипермаркеты, куда фермеру не пробиться. Хотя, я за Москву не очень в теме. Тоже от района зависит.

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

Я пишу про всю продукцию, которая у нас производится на молзаводах, мясокомбинатах и кондитерской фабрике.
У нас очень взыскательный потребитель, и не сильно убитый частный сектор.
Есть и откровенно дешёвые продукты. Но их берут только от большой бедности или от малого ума.
При этом наше заводское нормального качества дешевле российского суррогата. Я ещё недавно в Питер мясные копчёности, муку и макаронные изделия наши возил родственникам под заказ.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Есть и откровенно дешёвые продукты. Но их берут только от большой бедности или от малого ума.

Судя по этой фразе, ты выражаешь исключительно свое частное мнение. Я же могу тебе заметить ,что в России потребителей экопродуктов больше, чем у вас жителей ))

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

У нас в магазинах нет разделения на "экопродукты" и обычные.
Но в основной своей массе местные продукты более качественные, чем массовая продукция питания из сетей в России и при этом более дешёвые.
А самые дешёвые, для бедных, это продукты из России и Украины (самый дешёвый сегмент, чтобы по цене дешевле местного было). Исключения это то, что у нас не выпускается. Там есть продукты хорошего качества.
У нас невыгодно продавать даже средние по качеству российские продукты, которые производятся у нас. Конкуренцию выдерживают отдельные российские фирмы с отдельными позициями.
Особенно это заметно по линии мясной, молочной, макаронной, овощной продукции.
Более всего Россия у нас представлена кондитерскими изделиями, фасованными крупами, твёрдыми сырами и консервами.
Примеры? Я возил брату в Питер нашу шейку копчёную, у вас такой не найти. В пакете нашего кефира со стенок можно собрать ещё две-три столовые ложки кефира. Молоко у нас по вкусу похоже на домашнее (тёща корову до сих пор держит, вкус помню). А фермеры продают литр домашнего молока за 40 рублей. Нашего хлеба можно запросто съесть целую булку, и он не крошится.
Я не спорю, что в Питере этого нет. Найти можно.
Но у нас хорошая еда это норма. А у вас это "эко"... По совсем другим ценам...
Но это сейчас. А в 70-е и 80-е у нас вообще никаких деликатесов не было. Что в области произвели, то и съели. И то не всё. Наши шоколадные конфеты легче было в Москве купить, чем дома.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Примеры? Я возил брату в Питер нашу шейку копчёную, у вас такой не найти.

Прекрати рассказывать за банальности. В Питере есть Азбука Вкуса, есть супермаркеты, набитые деликаткой, Лэнд, например. Так что твоей копченой шейкой брат наслаждался разве что из вежливости ))

Я беру хлеб прямо из грузинской пекарни, что в цокольном этаже моего дома. Там же есть отличный сулугуни, соусы сацебели, куча пирогов и отличная абхазская аджика. Мне есть с чем сравнивать, я часто бывал в Абхазии ))

Все есть, нужно только знать, где и чего брать. Хочешь баранину - поезжай к татарам, масло - к бабушкам на ферму в Лосево или Первомайское, хлеб вообще на каждом углу пекут, в моем доме только две пекарни. В свое (совковое) прошлое за молочкой я вообще в Эстонию ездил, 135 км, хотя по дороге две крупные молочные фермы проезжал мимо ;)

Аватар пользователя sergkost
sergkost(7 лет 8 месяцев)

твоей копченой шейкой брат наслаждался разве что из вежливости ))

Не колбаса, а шейка. Начала ему возить сестра тёщи. Которая работала у нас начальником колбасного цеха крупного мясокомбината. Из вежливости, ага. Со своим самоваром... Потом и я возил.

хлеб вообще на каждом углу пекут,

И у нас пекут. Но вкуснее всего на хлебокомбинате по советскому ГОСТу. Я его и беру. У вас пока найдёшь такой (если найдёшь)...

нужно только знать, где и чего брать.

Я прихожу в любой магазин, и беру что мне нужно в 2-3 раза дешевле, чем в Питере. И всё нормального качества. Об этом и разговор.
Вообще я много раз был в Питере, и могу сравнить. Ты не был в Кустанае. Разговор бесполезен. Закругляемся?

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Питер и Кустананй...Разговор бесполезен. Закругляемся.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

В экономике СССР похоже никто не разбирался. Нафиг это никому не надо было. Потому и подохла эта экономика. 

Лучший комент.  Сразу виден профи. Ты не ВШЭ заканчивал? )))

Комент утащу в свою подборку, там ему самое место ))) 

Аватар пользователя Красный_трактор

Мой товарищ, следователь в отставке, рассказывал, как в конце 80-х будучи участковым, участвовал в задержании на месте преступления директора столовой одного крупного предприятия. Этот директор хотел закопать в землю тонну разнообразной мясной продукции. Зачем объяснить отказался. Мой товарищ считает, что как раз тогда пошла волна саботажа в пищевой промышленности, когда продукты уничтожали, чтобы они не дошли до потребителя. 

Мой вывод, как человека прожившего в Союзе, плюсов было больше, чем минусов.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Один огромный минус перекрывает кучу плюсов. В СССР забота о человеке была вторична. Сейчас тоже с заботой не все однозначно, но вариантов стало гораздо больше.

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Не поклонник социализма, но что вы подразумеваете под «стало больше вариантов», в первую очередь увеличилось расслоение, да верхние 10% могут позволить себе то, что не всякий секретарь райкома мог себе позволить, но на другой чаше весов бедность и безысходность для значительной массы населения, причем бедность становится воспроизводимой, а переход между стратами общества  постепенно затрудняется.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Ты полдня в очереди за водкой, сосиками или сапогами стоял? Вот это и есть - больше вариантов.

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Я думаю в Бразилии 80-ых тоже не было очередей, но я таки предпочел бы жить в СССР ;)

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

а я за Бразилию вообще не думаю ))

Однако, спроси бразильянца, тот тоже предпочтет жить в своей стране 

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Это я к тому, что с одной стороны очереди при СССР это плохо, но с другой стороны относительно беспроблемная закупка дерьма в пятерочках и китайского шмотья сопровождается постоянным беспокойством за то не уволят ли тебе, не заболеешь ли ты серьезно, за невыплаченные кредит, за отсутствие сбережений.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

отсутствие сбережений? чай не америка, это там все живут в долг.

ты знаешь ,какое количество вкладов и денег на них у наших граждан сегодня?

30 трлн. рублей ,причем Размер среднего депозита россиян составил 200 тысяч...

вообще, даже в поллитровках жизни предлагает больший выбор по количеству )

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

50-60% этих 30 триллионов принадлежат верхним 10%, еще 30% тем кто выше медианы, и лишь 10-15% принадлежит нижней половине.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

фактурку предоставишь или так брякнул, чисто пофлудить? 

если пофлудить - выгоню )

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Данные АСВ:

Доля вкладов в общей сумме вкладов:

вклады 3 млн. рублей и больше - 32,1%

от 1,4 до 3,0 млн. рублей - 10,9%

от 1,0 до 1,4 млн. рублей - 12,3%

от 0,1 до 1,0 млн. рублей - 36,1%

менее 0,1 млн. рублей - 8,6%

https://www.asv.org.ru/upload/iblock/7c2/monitoring-zastrakhovannykh-vkladov-v-2019-godu.pdf

И надо понимать что это вклады, а не вкладчики, у многих сбережения делятся на  рублевые  и долларовые, а иногда и евровые, это уже два-три  вклада на вкладчика, другие дробят вклады по разным коммерческим  банкам, чтобы сумма вклада не превышала страхового значения в 1,4 млн. рублей.

Косвенно мои предположения подтверждают и данные Росстата по распределению заработной платы по 10% группам работников. На десятую 10% группу работников с самой большой зарплатой приходилось в 2019 году 33,1% общей суммы заработной платы, на девятую 10% группу 15,1%. То есть на 20% наиболее оплачиваемых работников приходилось 48,2% общего объема выплачиваемой заработной платы, а их возможности по накоплению гораздо выше, так как им легче откладывать. Это не считая, что у этих групп как правило гораздо чаще встречаются частные медицинские страховки и прочие бонусы. Плюс у них, особенно в верхней части десятого дециля, гораздо чаще имеются иные источники дохода помимо заработной платы. 

https://gks.ru/storage/mediabank/raspr2(1).xls

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

вот видишь, можешь когда хочешь. хотя и сам себя опроверг ))

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Где я себя опроверг?

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

>50-60% этих 30 триллионов принадлежат верхним 10%

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Считаем, всего вкладов населения на 01.01.2020 на 30,454 трлн. рублей.

32,1% всей суммы вкладов приходится вклады свыше 3 млн. рублей. 

Если мы примем, что все вклады этой группы одинаковые  и равны 3,0 млн. рублей, то получим 30,454х0,321/0,003=3,259 млн. вкладов.

10,9% всей суммы вкладов приходится на вклады от 1,4 млн. рублей до 3,0 млн. рублей.

Если мы примем, что все вклады этой группы одинаковые и равны 1,4 млн. рублей, то получим 30,454х0,109/0,00014=2,371 млн. вкладов

12,3% всей суммы вкладов приходиться на вклады от 1,0 до 1,4 млн. рублей.

Если мы примем, что все вклады этой группы одинаковые и равны 1,0 млн. рублей, то получим 30,454х0,123/0,0001=3,746 млн. вкладов.

Итого в на эти три группы вкладов общей численностью максимум в 9,376 млн. вкладов приходится  55,3% общей суммы вкладов.

Численность населения России найдете сами или помочь?

ЗЫ Реальных вкладов гораздо меньше чем по моей методе, особенно в группе свыше 3 млн. рублей и чуть меньше в группе от 1,4 до 3,0 млн. А самих вкладчиков еще меньше, за счет того, что есть люди с несколькими вкладами, думаю, что речь идет о 5-6 млн человек.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Так то да, странно. В среднем 200 тыр на рыло, а они в кредиты лезут. Наверно не в курсе про свои депозиты )))

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Кстати, даже 200 тысяч выдумка, получена делением 30 трлн. на 150 млн. населения, реальный средний размер вклада на начало 2020 года 172 тысячи рублей.

Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Какие депозиты у наемных нищебродов? От зарплаты до зарплаты.

Щас карантин растрясет и жирок, у кого был. По доходу и расход. Но это не сразу осознается, а с небольшим лагом, как баблишко кончится.

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Несколько сотен тысяч можно накопить за несколько лет, но только если нет ипотеки и других кредитов и наличествует умеренность в расходах. Но опять же для возможности такого накопления зарплата должна быть на уровне не меньше средней в богатом регионе. А средняя по региону это не так уж мало, такую получают обычно максимум 40% работающих в регионе. То есть опять приходим к моей цифре, что основная часть вкладов у 10% самых богатых, еще солидный кусок у 20-30% менее богатых, а вот 60-70% населения либо вообще не имеет сбережений, либо это суммы меньше 30-50 тысяч рублей.

Аватар пользователя Remchik
Remchik(12 лет 2 месяца)

По идее, это должен был быть скоординированный саботаж, вряд ли отдельный директор столовой исходя из собственных соображений решил так действовать  - без массовости в этом не было смысла. А значит признание тянуло за собой на свет божий сговор, т.е. фактически разоблачало ОПГ. А это ему автоматом хана. Да, масштабы предательства были невообразимо велики. Кстати, вполне возможно, что сам этот директор может плохо кончил, в том смысле, что не смог занять хорошее место в новом мире, как и большинство его сопредателей - их схарчили более хищные конкуренты. Самые верхние верхи, конечно, устроились хорошо, но тоже далеко не все, кто рьяно предавал Союз в надежде на... Угребища, личностишки микроскопического масштаба, тупые безыдейные и бесталанные барыги, желудки и сундуки с глазами...

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

Спасибо, уважаемый Советник! smile9.gif

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Борода Берни
Борода Берни(5 лет 8 месяцев)

Нормальные человечьи воспоминания. Конечно, пропущенные через себя и своё место работы. Но везде работали люди. Самые обычные люди. И в подавляющем большинстве старались  сделать всё добросовестно. Хотя и принести что-нибудь с работы домой не считалось чем-то сильно зазорным. Ну а кому-то хотелось свои косяки прикрыть через выдавание двух коров за одну. Всяко бывало. И когда из 8 пельменных установок  постоянно работает только одна - то чего же не расти ВВП? ) И такое не было редкостью. Но в целом - обычные человечьи проблемы и желания. Много что меняется в жизни, но люди особо не меняются )

Аватар пользователя Older
Older(9 лет 11 месяцев)

Короче, мы - - пехота - - хорошие и даже замечательные. Можно сказать, герои. А вот генералы - - гавно и предатели. Ну и система - - ни в рукав, ни в Красную армию.

Собственно, ничего нового. 

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Не, ну это я понел, а ты статью-то читалъ?

Аватар пользователя Older
Older(9 лет 11 месяцев)

Читал. Обсуждать снабжение Питера не могу, не в курсе. Но надо понимать, что Питер - - это первая категория снабжения. О чем почему-то умалчивается. 

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Как и о том, что Питер это четверть оборонки страны ;)

Аватар пользователя ViceRoy1
ViceRoy1(3 года 12 месяцев)

Данные АСВ:

Доля вкладов в общей сумме вкладов:

вклады 3 млн. рублей и больше - 32,1%

от 1,4 до 3,0 млн. рублей - 10,9%

от 1,0 до 1,4 млн. рублей - 12,3%

от 0,1 до 1,0 млн. рублей - 36,1%

менее 0,1 млн. рублей - 8,6%

https://www.asv.org.ru/upload/iblock/7c2/monitoring-zastrakhovannykh-vkladov-v-2019-godu.pdf

И надо понимать что это вклады, а не вкладчики, у многих сбережения делятся на  рублевые  и долларовые, а иногда и евровые, это уже два-три  вклада на вкладчика, другие дробят вклады по разным коммерческим  банкам, чтобы сумма вклада не превышала страхового значения в 1,4 млн. рублей.

Косвенно мои предположения подтверждают и данные Росстата по распределению заработной платы по 10% группам работников. На десятую 10% группу работников с самой большой зарплатой приходилось в 2019 году 33,1% общей суммы заработной платы, на девятую 10% группу 15,1%. То есть на 20% наиболее оплачиваемых работников приходилось 48,2% общего объема выплачиваемой заработной платы, а их возможности по накоплению гораздо выше, так как им легче откладывать. Это не считая, что у этих групп как правило гораздо чаще встречаются частные медицинские страховки и прочие бонусы. Плюс у них, особенно в верхней части десятого дециля имеются иные источник дохода помимо заработной платы. 

https://gks.ru/storage/mediabank/raspr2(1).xls

 

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Хорошо врут только честные люди. (с)

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя kolos
kolos(5 лет 5 месяцев)

Это ты щас про крематор?

Аватар пользователя serega133
serega133(11 лет 10 месяцев)

Сказочник.

Аватар пользователя Осса
Осса(8 лет 8 месяцев)

Я как то спросила:" Почему большой завод отошел не понятно кому? Мне ответили:" Пришел приказ продать!"

Нарушить приказ сверху, я не знаю кто бы решился. Еще при Союзе были дома,  улицы, отведенные  для чиновников. Как правило, это был центр, так что кроме рабочего общения, начальство общалось по -соседски) Сауны строились и закреплялись за каким- нибудь передовым предприятием, где начальство устраивало междусобойчики. 

Но некоторым хотелось похвастаться своим добром, а этого делать было нельзя. Крутостью могла считаться , даже, хорошая домашняя библиотека.

Статья очень интересная, жизненная, но в ней есть самообеление) Остался честным, потому что не устроила цена, а торговаться не мог, поэтому был смещен, а завод продан последователем ...

Чиновники , даже местные, тоже друг друга кидали. Просто месть прилетала им после смерти, и как правило, отдувалась за умершего семья...

Почему к старости первые люди становятся никем? Потому что их окружение (влиятельные люди) становятся пенсионерами. К власти приходят те, кто их не знает или не хочет знать, там  свои дела, свои движения) Единственное, что остается этим людям- это воспоминания- я был, я знал, я участвовал...А этот рассказ, только тому подтверждение ...)

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Статья очень интересная, жизненная, но в ней есть самообеление) Остался честным, потому что не устроила цена, а торговаться не мог, поэтому был смещен, а завод продан...

Это не самообеление, я бы сказал, это ретроспектива анализа. Самообеляться уже как-то поздновато. Далеко не все могли торговаться не за свое и не своим. Залоговые аукционы это вообще нечто такое, что еще только подлежит разбору и анализу той беспринципности, алчности и предательства всего во имя обогащения. 

Как и во всем обществе, не все люди одинаково способны перестраиваться, игнорируя свои принципы, другим на них наплевать.

Про обналичку кредитов кооператорами он правильно заметил, но не сказал, какое количество из них после этого оставалось в живых. У меня знакомого просто расстреляли из автомата у дома, причем не одного, а по очереди всех троих, кто был в теме.

Но есть и другие примеры - например инструктор обкома Матвиенко. Из обкома она ушла послом в Грецию, где при сделке с оружием ее заметил Примаков....

ЗЫ. 

Сауны строились и закреплялись за каким- нибудь передовым предприятием, где начальство устраивало междусобойчики. 

После того, как предприятиям разрешили использовать часть прибыли на собственные нужды, предприятия стали строить дома для своих сотрудников и почти каждый начальник цеха, не говоря уже о заводе, строил там же свою небольшую баньку. Это было практически поголовно. Но к примеру (я уже его приводил) директор "Северного завода" (тогда там выпускали ЗРК начиная с знаменитых С-75) Гырдымов обеспечил всех своих рабочих заводским жильем. А база в Карелии (с баней) была просто замечательная и не дорогая для сотрудников.

Аватар пользователя Осса
Осса(8 лет 8 месяцев)

Если пересматривать действие чиновников, то надо пересматривать и действия правоохранительных органов, Ведь, шло сращивание разных структур. Н-р: мама заведывала сетью ресторанов, а сын стал обхссовцем, который менял машины, попадал в аварии из которых его вытаскивали, питался в ресторанах и только бесплатно) Когда в квартире у начальника милиции ящиками стояло то, что было дефицитом)А армия) Вспомните период приватизации ...)

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

если мама заведывала сетью ресторанов, хрен бы ее сын стал обхссовцем ))

Аватар пользователя Осса
Осса(8 лет 8 месяцев)

Да, это лучшая прикрывашка! Не страшны ни какие проверки! Правда, после смерти мамы, судьба повернулась к сыну другим местом. Остался только пафос...

Аватар пользователя Осса
Осса(8 лет 8 месяцев)

Я Вам написала о том, что строительство началось гораздо раньше, просто это не афишировалось) Градация причастности проявлялась даже в мелочах. Н-р: недавно в старых вещах нашла комсомольский значок мужа...Крошечный) Спрашиваю:" Такие разве были? " Он:" Были для райкомовцев. Мне дали, потому что на пленуме выступал от школы. Иметь такой считалось крутостью.  Лидеров комсомольских организаций ждало большое будущее. Даже при поступлении в военное училище путевка от комсомола добавляла вес к аттестату. "

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Вообще-то, предприятия стали строить жилье для своих сотрудников чуть ли не с середины 70-х.

Лидеров комсомольских организаций ждало большое будущее.

А что в этом плохого? Люди зарекомендовали себя руководителями, управленцами и естественно их ждало будущее. Сегодня это не так. сегодня большое будущее у детей руководителей, способных найти специально обученных людей. Не способные тусуются отдельно.

Я со всей ответственностью заявляю, что единственное преимущество при поступление в военное училище при прочих равных было здоровье и служба в армии. Нет, конечно папу-генерала никто не отменял ))

 

Аватар пользователя Осса
Осса(8 лет 8 месяцев)

Вот, с 70-х. На этой почве уже начался внутренний конфликт власти. Всем хотелось район получше, да жилье побольше) Простым  работникам тоже давали...)

Приоритетом для поступления пользовались малые народности... А дальше- учеба, здоровье, комсомол, династия, суворовское..., армия. Это все тузы которые перекрывали чьи то карты. В 90- е пришла часть деток новой элиты( со связями и деньгами) . Часть мест они оттянули на себя. Так что 70-80% было ребят из семей военных( что я полностью поддерживаю) и все остальные. Но это в авиации, как в других училищах- не знаю. Но думаю, что ситуация ничем не  отличалась.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 3 месяца)

Какие нахер хотелки?

На очередь ставили при норме меньше 6 метров на человека. Жилье распределяли по нормам (9 метров на человека), а хочешь за деньги - строй кооператив, по немного более укрупненным (12 метров), но все тем же нормам.

Район вообще значения не имел, где давали там и брали. Правда, иногда были варианты. Матери в 73-м предлагали на выбор - Купчагу или Комендань и она выбрала второе, хотя из купчаги на работу ей (мясокомбинат) было рукой подать. Мне кооператив в 86-м тоже предлагали Рыбацкое или Комендань. Выбор был очевиден ))

Для народностей в институтах были квоты на поступление - несколько человек.

Меня в суворовское мать пытались спихнуть - брыкался всеми четырьмя ногами )) 

90-е здесь не обсуждаем.

 

 

Страницы