Госкомпаниям поручено импортозаместить ПО до 2021 года

Аватар пользователя Нехороший

Первый заместитель председателя правительства России Антон Силуанов утвердил директиву о переходе государственных компаний страны на российское программное обеспечение (ПО). Как сообщили «Ведомости» со ссылкой на копию документа, предприятиям предложено разработать «четкий план» такого перехода до 2021 года. Речь идет о компаниях из перечня №91-р, утвержденного правительством еще в 2003 году. В него входят «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «Роснефть», РЖД, «Первый канал», «Роснано», ВТБ и др. В течение десяти дней после получения директив компании должны инициировать проведение заседаний советов директоров или набсоветов с включением в повестку вопроса об импортозамещении софта. На этих заседаниях представители РФ должны проголосовать за переход на российское ПО.

Затем госкомпаниям необходимо за два месяца подготовить и утвердить согласованный с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий план мероприятий на 2018–2021 годы с указанием ответственного лица, мероприятий, источников, объемов и сроков финансирования, ключевых показателей эффективности. Мероприятия нужно внести в долгосрочную программу развития и ежеквартально представлять в Минцифры отчеты об исполнении директив и плана мероприятий. Этот подход нужно внедрять и в дочерних компаниях, если прямая или косвенная доля участия в их уставных капиталах превышает 50%.

Директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух поясняет:

«Речь идет о любом софте: операционные системы, серверы приложений, офисное ПО, антивирусы и т. д. Компании сами должны определить, насколько глубоко они хотят импортозаместиться: кому-то хватит 50%, а кто-то захочет на все 100%.
Но в любом случае к 2022 году больше половины ПО в этих компаниях должно быть российским».

В пресс-службе ВТБ “Ъ” заявили, что банк «внимательно следит за всеми изменениями, касающимися импортозамещения и рисков, связанных с использованием иностранного ПО». ВТБ уже реализует программу импортозамещения, которая будет уточнена в соответствии с директивами. «Оценка финансовых затрат и времени реализации замены ПО потребует отдельной проработки»,— сообщили в банке. В пресс-службе ОАО РЖД также заявили, что намерены увеличивать долю отечественного ПО, соответствующий план мероприятий на 2018–2024 годы уже утвержден. В крупнейших зарубежных разработчиках софта Microsoft, Oracle и SAP обсуждать ситуацию не стали.

Президент России Владимир Путин еще в 2015 году потребовал от госкомпаний перейти на отечественное ПО. В ноябре того же года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, запрещающее покупать программное обеспечение за рубежом, если его аналоги имеются в России. Тогдашний первый вице-премьер Игорь Шувалов в июле 2016 года подписал директиву, задающую общий курс на импортозамещение. В отличие от нее, документ, подписанный Силуановым, предлагается как руководство к действию.

«Хотя инициатива имеет немало плюсов и отвечает мировым тенденциям, ее реализация в столь коротки сроки, скорее всего, не обернется успехом», — заявил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:

«То, что государственные компании должны в большинстве своем потреблять отечественные продукты и тем самым формировать рынок, это абсолютно нормальный тренд, и вопросов здесь никаких быть не должно. Таким образом поступают практически все государства на планете Земля, у которых есть какой-то шанс по развитию того или иного продукта, выдавая преференции своим отечественным производителям. Поэтому в целом сигнал позитивный, но боюсь, что за два года это не получится, а в горизонте 5-7 лет при правильном стимулировании рынка, при правильном управлении рынком, формировании потребностей и контролем за теми же госрасходами на информационные системы, все сделать можно. Но здесь главное, не рубить шашкой с плеча, не доказывать, что за два года все должны начать покупать отечественный софт, а не иностранный. Это будет профанацией. Нужно комплексно подходить к решению этой проблемы».

Эксперт отметил, что такую технологическую экспансию нужно было проводить уже давным-давно, но все же, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Разумеется, переход на отечественное программное обеспечение, как и любой технологический «переезд», будет затратным, но при правильном подходе эти траты будут оправданы, добавил Мариничев.

Российский софт отключают от заграницы Требования к отечественному ПО ужесточают в деталях.

Экспертный совет по программному обеспечению (ПО) при Минкомсвязи через полгода планирует начать исключать из реестра отечественного софта продукты, базирующиеся на разработках иностранного происхождения. Это делается в интересах заказчиков, которые находятся под санкциями или могут попасть под них. Часть разработчиков опасаются, что установленного срока не хватит для перехода на импортонезависимое ПО, который может потребовать серьезных инвестиций.

В ноябре на заседании экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи было решено поэтапно отказаться от использования софта, базирующегося на программных продуктах иностранного происхождения, «в части СУБД, серверов приложений и платформ», следует из опубликованного протокола. Такие продукты не будут включать в реестр отечественного софта, попадание в который дает преимущество при госзакупках. Разработчикам уже включенного в реестр ПО дается шесть месяцев, чтобы привести его в соответствие с новым требованием.

Изменения нужны, чтобы у «заказчиков, для которых важна санкционная устойчивость» была возможность работать полностью на российских технологиях, поясняет член экспертного совета, управляющий директор «Росплатформы» Владимир Рубанов. Среди них — «все госорганы, ВПК, госкорпорации, все, кто уже под санкциями, и те, для которых риск попадания велик». «Российские решения, жестко зависящие от внешних иностранных платформ, косвенно продолжают стимулировать использование этих платформ. Теперь же происходит регулирование рынка в сторону интересов государства по укреплению цифрового суверенитета. Использование иностранных СУБД и прочего не запрещается, требуется лишь поддерживать российскую альтернативу»,— подчеркивает господин Рубанов.

Многие иностранные вендоры соблюдают экспортные ограничения, запрещающие использование ПО в определенных странах и территориях, подтверждает заместитель гендиректора компании «Интертраст» Александр Савельев: «Если сегодня это бесплатное ПО работает, то завтра, после очередного обновления, может перестать работать в том же Крыму». Но предложенные формулировки «могут привести к печальным последствиям» и для российских производителей, предупреждает он: под формулировку «ПО иностранного происхождения» попадает много известных продуктов на основе свободно распространяемого софта. По оценкам участников ассоциации «Отечественный софт», реестр может потерять не менее 30% продуктов в соответствующих классах. «В реестре сейчас около 5 тыс. продуктов, из них меньше трети не соответствует новым требованиям»,— оценивает член экспертного совета по российскому ПО Илья Массух.

Гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов называет инициативу «внезапной». Если государство считает, что надо отказаться от зарубежных СУБД, то должно заранее сформулировать требования, чтобы их можно было учитывать в рамках нормального цикла разработки, который составляет полтора-три года, рассуждает он. Определять единый срок в шесть месяцев «не совсем целесообразно, так как все продукты имеют разную технологическую сложность и длительность их переноса может варьироваться», согласен гендиректор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. При этом компания уже начала оценку коммерческого потенциала разработки решений, поддерживающих работу на российских СУБД, отмечает он.

Корпорация «Галактика» давно начала масштабную инвестиционную программу по переводу продуктов на импортонезависимые технологии, сообщил член ее правления Антон Мальков. Но пока нет даже понимания, какие платформы и серверы приложений считать отечественными, указывает он: «Инициатива должна содержать четкий регламент, должна быть утверждена ответственная за проверку совместимости организация».

Участники рынка по-разному оценивают стоимость перехода на импортонезависимое ПО. Для большинства продуктов она будет в пределах 10 млн руб., полагает заместитель гендиректора Postgres Professional Иван Панченко. По мнению господина Смирнова, для отдельных участников рынка затраты могут достигать десятков миллионов долларов, а в масштабах отрасли — сотен миллионов. «Стоимость перехода не так велика, однако в отдельных случаях действительно может составлять миллионы рублей»,— полагает Илья Массух. Если срок в шесть месяцев окажется недостаточным, его, вероятно, можно будет продлить, добавляет он.

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Интересно, линукс в итоге будет считаться отечественным? Ведь его разрабатывают в значительной степени иностранцы.

Нереальная задача в такие сроки, имхо.

Комментарии

Аватар пользователя HepBo-Xupypr
HepBo-Xupypr(7 лет 1 неделя)

Продублирую: Расскажи про ИБ в РФ поподробнее пожалуйста. Или даже статью запили, я думаю многим было-бы очень интересно, коли знаниями обладаешь.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Говорю же, может и попробую. Там главное из популяризации в профанацию не скатиться. Правильный популяризатор науки - это талант тоже. Не совсем уверен в наличии оного у себя.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя HepBo-Xupypr
HepBo-Xupypr(7 лет 1 неделя)

Я листал ФСТЭК, но там язык которого я не понимаю, на русском или олбанском понимаю, а на чиновничьем не разговариваю. Запили, вроде на АШ такого не было, а надо бы знать.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Ну, не совсем чиновничий, просто сложившаяся в официальных доках по ИБ терминология и стиль. В ФСТЭК очень грамотные спецы есть. Например, из 4-го НИИ, доктор наук, автор русского юникса для спецприменений. А олбанский  - это для правильных падонкаф. На нем РД не пишут.laugh

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя UristMcKerman
UristMcKerman(5 лет 8 месяцев)

Постгрес - калифорнийский универ, Мускль, Оракл - Ораклу принадлежат. Так что с БД облом. А свою БД с инфраструктурой (драйвера всякие, тулзы отладочные, кластерное ПО) писать - на 5 лет работы. С С# и Java тоже все плохо. Эластик, ГитХаб,  Докер, Атлассианов зверинец - тоже не наши. 

Хз, если б к 2030 решили импортозамещать - хрен бы с ним, уложились бы. А вот к 2021 - только за счет перетирания копирайта.

Аватар пользователя Системник
Системник(9 лет 2 месяца)

Постгрес - калифорнийский универ,

И что, твой универ как-то контролирует открытый софт ? smiley

Как же забугряндии не нравится, что их грязные ручонки в софте обламывают. smiley

Аватар пользователя UristMcKerman
UristMcKerman(5 лет 8 месяцев)

Иди-ка ты, хамло, в известном йужном направлении. Если я перепутал, что постгрес закрытый, а не свободный, то все, личинка госдепа?

Аватар пользователя Системник
Системник(9 лет 2 месяца)

Личинка... smiley понятно кого.

Если ты мог это перепутать, то ты вообще нигде и никак не в теме. smiley Зови к монитору начальника, когда в такие темы постишь - мож хоть он в курсе.

Аватар пользователя UristMcKerman
UristMcKerman(5 лет 8 месяцев)

Мне не важно, какой ты спец, если ты ведешь себя, как подколодная мразота.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

А при чем здесь Калифорния? Кстати, еще и ЛИНТЕР есть. На Маяке (очень серьезная контора, более серьезных очень мало) работаЕт, в Трансгазах некоторых.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя UristMcKerman
UristMcKerman(5 лет 8 месяцев)

Калифорния при том, что я просто помню, что Калиф. Универ изначально разрабатывал постгрес. Про Линтер вообще ни разу не слышал. Выглядит на первый взгляд хорошо.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Я понял.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя roman.kuvaldin
roman.kuvaldin(12 лет 4 месяца)

Беркли участвовал в его разработке лет этак двадцать назад, а нынче его во всем мире пилят. Причем из топ10 людей по числу коммитов в код - двое или трое из России.

Аватар пользователя mastersam11
mastersam11(7 лет 3 месяца)

Речь по Постгрес о том, что софт может быть бесплатным, свободно распространяемым и, даже, с открытым исходным кодом, однако, права на него, обычно, кому-то да принадлежат.

Будут ли это программисты, его написавшие или некая организация, под руководством которой это было сделано, это уже нюансы.

И эти правообладатели, в иной раз, могут заявить нечто типа: "крч., пользуйтесь кто угодно, кроме товарищей из известной страны. Им низзя, ибо санкции".

Как этот вопрос будет разгуливаться в правовом поле ? И не означает ли это, что, и всякие постгресы, пойдут нафиг...

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

С лицензиями и открытыми кодами всё понятно... А юристика - она такая.... ээээ.... юристика. Вы про нее китайцам расскажите.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя roman.kuvaldin
roman.kuvaldin(12 лет 4 месяца)

Права на постгрес принадлежат некоммерческой организации Postgresql global development group, а лицензия позволяет делать форки, в том числе коммерческие.

Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 3 месяца)

все кони вдруг остановились
погасли избы не горят
по огородам бродят бабы
в глазах тревога и вопрос

Аватар пользователя RedFox
RedFox(7 лет 4 месяца)

Гм... А оно существует? Если нет, то можно ли за три года наверстать упущенное за четверть века?

Аватар пользователя Ernst
Ernst(8 лет 12 месяцев)

Если брать вместе с открытым кодом, то есть. Суть ведь в том, чтобы никакая зарубежная сволочь не могла создать проблемы, отключив обновления и поддержку. Компетенций на подобный переход у РФ достаточно.

Самые большие проблемы будут с консерватизмом пользователей и с вредительством на местах из-за консерватизма пользователей.

Аватар пользователя HepBo-Xupypr
HepBo-Xupypr(7 лет 1 неделя)

В Германии вроде попытки переехать на Ленухс были? Чем закончились не в курсе?

Аватар пользователя Алексей161
Алексей161(7 лет 4 месяца)

Вроде как вернулись обратно на майкрософт! ))

Вот статья, правда 2014

https://habr.com/post/233813/

Аватар пользователя HepBo-Xupypr
HepBo-Xupypr(7 лет 1 неделя)

Вот именно в те годы и было дело... :) Значит ленухс не взлетел. У меня знакомый из "наших немцев" линуксоид пробитый, долго искал в Германии работу, ездил на погрузчике, а потом хвастался, что вот-вот разбогатеет на ленухсе, в крайний разговор матерился и сказал, что опять на погрузчике гоняет. :)

Аватар пользователя AnGeL_Knight
AnGeL_Knight(8 лет 6 месяцев)

Вроде там к контрреволюции иностранные силы свою мохнатую лапу приложили...

Аватар пользователя HepBo-Xupypr
HepBo-Xupypr(7 лет 1 неделя)

По моим данным из "первоисточника" он не мог с "тупыми юзерами" справиться. Может язык конечно тому причиной, может потому, что он линуксоид, а они все того ... :), а может и реально не смогли юзеры, во всяком случае они очень не хотели и гоняли его в хвост и гриву.

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

... гоняли его в хвост и гриву.

Ваша реплика сильно повеселила! Спасибо!smiley

Аватар пользователя Ernst
Ernst(8 лет 12 месяцев)

Ну не знаю, у нас на Боше есть отделы целые, которые с линуксом работают. В серверном сегменте он тоже сплошь и рядом. Мои фрилансерские проекты в этом году на 100% линукс. В пользовательском сегменте, конечно, продукция мелкомягких.

Но если в Германии разработчик не может найти работу, то дело вовсе не в линуксе. Меня хедхантеры достают несмотря на то, что я уже пару лет как удалил свои анкеты отовсюду. Нехватка кадров жуткая.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Строго говоря, на Линуксе SAP есть, серверная часть точно и отлично робит. Клиентская просто не очень популярна. В дойчемуниципалитетах тоже таво... А мастдай окатывает будь здоров. Не, вера - это святое, там все святые.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Escander
Escander(5 лет 5 месяцев)

 в муниципалитете Мюнхена... потом вернулись под окна т.к. сапа под линуск нет. 

Стандарт учетных систем в РФ - дефакто 1С есть и под линукс, поэтому шансов больше чем у немцев.

Аватар пользователя dnk_
dnk_(6 лет 9 месяцев)

Вы не в теме. SAP именно под линукс. Это под винды "он в принципе есть"

Аватар пользователя 2tvlad
2tvlad(5 лет 11 месяцев)

А чем закончился первый переход микрософта на эксченж вы в курсе? =))))

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевых манипуляциях и набросах - https://aftershock.news/?q=node/1337185 ***
Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Не просто самые большие, а подавляюще большие (>90%). Вот помню, приходит заявка из секретариата Правления на установку последнего 13-го, или какой там последний по счету, Офиса. Ну нахухера тебе, фифе, крашеной вертихвостке последний Офис. Каких тебе функций не хватало в предыдущем, да что там в предыдущем, в Лексиконе (я на нем, кстати, дисер писАл). Но покупаем и ставим. Далее, служебка оттуда же. В связи с тем, что мне приходится работать в Экселе, прошу установить на моем рабочем месте  АРМ такой-то (типа, 16-ядрёный проц, 64 метра мозгов, 16Тб диск, а машина сетевая, видеокарта супергеймерская). Все завизировано. Ставим. В то же время переходим на новый документооборот, старый (12 лет) уже не тянет по масштабированию просто. Интерфейс немного другой... и сразу визг, чо за херня... Старый - то что надо.

А ты говоришь ПО, супостаты...

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Konstanrom
Konstanrom(5 лет 9 месяцев)

Внимательнее, внимательнее читаем, господа пользователи:

предприятиям предложено разработать «четкий план» такого перехода до 2021 года

:)

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз, пропаганда майдана и прочей чепухи) ***
Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Не поверите, таки существует. Корпоративное ПО - это не только ценный мех (офисный мастдай), но и, в т.ч.,  стратегическое управления СХД. Ну, например, RAIDIX. Питер, если чо. 

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя UristMcKerman
UristMcKerman(5 лет 8 месяцев)

Наверстывается минимум с 2015. А вообще-то начали и раньше.

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

Нереальная задача в такие сроки, имхо.

Расслабьтесь, Вы слишком серьёзно к этой движухе относитесь. Просто надвигается очередной распил.

Аватар пользователя Konstanrom
Konstanrom(5 лет 9 месяцев)

Правильно, можете расслабиться, пока другие зарабатывают.

Как несколько лет назад начали активно ПО заменять, многие программисты неплохо поднялись.

Теперь еще больше рады и уверены в будущем - в ближайшие 10 лет без работы точно не останутся.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз, пропаганда майдана и прочей чепухи) ***
Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

Как несколько лет назад начали активно ПО заменять

Даже стало любопытно, где это стали заменять и какое ПО?

Аватар пользователя Konstanrom
Konstanrom(5 лет 9 месяцев)

Например, различные программные средства для проектных контор или для анализа в сфере промышленного производства.

Росатом, Роснефть, в электроэнергетике и т.д. и т.д.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (невменоз, пропаганда майдана и прочей чепухи) ***
Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

От чего же, извольте, в МВД, к примеру.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

извольте, в МВД

Специально не слежу за этой историей, но там все не так однозначно, как говорит дочь офицера МВД, я имею ввиду вот это. Конкретно, что Вы хотели сказать про МВД в контексте обсуждаемой статьи.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Что бы сказать конкретно, надо там конкретно работать. Я там не работал. А Хабр - это дооооо... Видите ли, Хабр и некоторые аффтары на нем, как бы.... ну, весьма своеобразны. И из этой статейки абсолютно не следует отказ МВД от закупки. Статья обычная желтуха на криминальную тему с элементами конспирологии. Некие эксперды сказали.... Но знакомые... Ну, был срыв сроков поставки, ну, повязали там кого-то.  И чо!? Да, кстати, кроме щелкалок в классах для принятия экзаменов по ПДД там есть системы обработки инфы посерьезней.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

Что бы сказать конкретно ...

Вот и я о том же. Я полагал, что Вы знаете раз делаете такое заявление. Что касается хабра, мы тут не хабр обсуждаем, а конкретное событие. Наберите в поисковике "МВД отказался..." и прочтите об этом не на хабре. Хабр мне попался первым, я его и подставил, суть проблемы от этого не меняется.

ну, повязали там кого-то.  И чо!?

Ни чо. Мы (с Вами конкретно) говорим о внедрении программно-аппаратных средств в МВД в рамках импортозамещения.

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

Все таки в МВД идет конкретное импортозамещение, как и в нефтегазе. Это я знаю. Конкретную ситуацию на сию минуту я осветить не могу по причине указанной выше. И это замещение началось не сейчас. Почитайте доктрину информационного развития России и инфобезопасности. Это свежие документы. При кажущейся своей декларативности они очень конкретны и важны. Другое дело, что дело идет не так быстро, как следовало бы. Именно по этому и выходят новые документы, в т.ч. и тот, который мы обсуждаем. И это далеко не единственный РД по этой проблеме. А что Вы хотите, слишком глубоко мы продвинулись в демократостроении. Вот чисто производственный пример из микроэлектроники. Положим, завод выпускавший массово транзисторы, проложим,... ну, 315-е (оранжевые такие клопики). Завод остановили на 2-3 месяца. Вопрос, сколько времени потребуется на возобновление массового производства давно освоенных транзисторов на этом заводе?

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Юлия Даянова

Нет, не распил... Мир движется к новой войне, идет перевод нашей экономики на военные рельсы...

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

Нет, не распил ..

Хм, а как это связано с этим заявлением? Я связи не вижу.

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

Мир движется к новой войне ...

Зачем Вы меня пугаете? В следующий раз предупреждайте, ... слабонервным читать не рекомендую!smiley

 

Аватар пользователя Ptiburdukov
Ptiburdukov(6 лет 3 недели)

А это не пугалки, это констатация факта, в немного упрощенной форме. Увы. 

Кстати, война уже идёт и не на живот, а на смерть.  Пока не очень горячая. Но война.

Комментарий администрации:  
*** отключен (содомитский жаргон, невменяемое общение) ***
Аватар пользователя parhonf
parhonf(8 лет 9 месяцев)

Расслабьтесь, Вы слишком серьёзно к этой движухе относитесь. Просто надвигается очередной распил.

То же самое писали множество тут на АШ, когда приняли решение сделать свой "свифт". Чтой то не слышно теперь тех крикунов

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 4 дня)

решение сделать свой "свифт"

Ну Вы сравнили! "Свифт", это же свои деньги! Они завсегда ближе к телу. Здесь же мне видится откровенный распил.

Аватар пользователя Ernst
Ernst(8 лет 12 месяцев)

Интересно, линукс в итоге будет считаться отечественным? Ведь его разрабатывают в значительной степени иностранцы.

Вопрос не в том, кто разрабатывает. Вопрос в том кому принадлежат права на ПО. И в этом плане у линукса есть важное преимущество -- нет никаких способов запретить или усложнить его использование на территории РФ. В отличие от.

Страницы