Как Казахстан прирастал Сибирью

Аватар пользователя nackb

    Целые битвы разгораются сегодня по поводу того, "Когда на Руси было жить хорошо"

  Ниже просто документы из обл.архива г. Петропавловска. Северо-Казахстанской области 

    Омичи и тюменцы увидят знакомые наименования населенных пунктов и районов.  Которые могли бы тоже быть казахстанским

       Впервые территориальный вопрос был оговорен в декрете Совнаркома РСФСР «О Революционном Комитете по управлению Киргизским краем» от 10 июля 1919 года. В нем говорилось:

«До определения территории Киргизского края… в ведение Революционного Комитета входят киргизская территория Астраханской губернии и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская».

     Через четыре месяца после издания декрета Северный Казахстан был освобожден от колчаковских войск. В начале 1920 года Сибревком (находился в Новониколаевске, теперь – Новосибирск) отреагировал на декрет следующим образом:
1) 17 февраля Акмолинская область была переименована в Омскую губернию;
2) созданы межведомственные комиссии для уточнения границ уездов, крестьянских волостей, казачьих станиц, киргизских (казахских) аулов Акмолинской и Семипалатинской областей.

     Просмотр материалов Петропавловского ревкома (с 5 ноября 1919 года до 20 июля 1920 года) и Петропавловского уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1920 год показал, что вопрос о границах и переходе Петропавловского уезда в состав Казахстана ни разу не поднимался. Объяснение этому в следующем документе:

«Постановление Сибирского Революционного Комитета о расформировании Акмолинской области и образовании Омской губернии.
А) Акмолинская область расформировывается.

Б) Образуется Омская губерния с губернским городом Омском в составе уездов в их современных границах: Омского, Кокчетавского, Петропавловского, Ишимского, Тюкалинского, Тарского, Калачинского.

В) Временно, впредь до установления соглашения с Киргизской Советской Республикой, в состав Омской губернии включаются также в современных границах уезды: Атбасарский и Акмолинский.
Председатель Сибревкома: Смирнов. 17 февраля 1920 года. № 391» (ГАСКО, ф. 43 (Петропавловский уездный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов), оп. 1, д. 1, л. 60).

    Определенный интерес из сборника (книга хранится в библиотеке облгосархива) могут представлять такие документы:
      1) Телеграмма Кирревкома Председателю СНК РСФСР Ленину об установлении границ Казахской АССР.
    «21 мая 1920 года. В августе предполагается Общекиргизский съезд Советов. Ввиду неполучения нами официального извещения о созываемом для этой цели совещания в Москве, просим таковое извещение прислать немедленно и указать порядок временного управления спорными областями (Семипалатинской и Акмолинской)». (ЦГАОР Каз. ССР, ф. 1353, оп. 1, д. 4, л. 34; «Образование Каз. ССР», стр. 211)
      2) Телеграмма представителей Казахских волостей – делегатов Петропавловского горуездного съезда в Наркомнац о вхождении уезда в состав Казахской АССР.
«4 августа 1920 года. Мы, депутаты киргизского населения 15 волостей, собравшиеся на горуездный съезд в Петропавловске Омской губернии, признаем совещание призванное определить границы будущей Киргизской республики, и выражаем надежду, что Петропавловский уезд, связанный этнографически, исторически, экономически со степью, войдет в состав Киркрая». (ЦГАОР СССР, ф. 1318, оп. 1, д. 141, л. 59; «Образование Каз. АССР», стр. 244)

    В комментарии к телеграмме от представителей Казахских волостей Петропавловского уезда говорится: «По протокольной записи…, хранящейся в ЦГАОР Каз. ССР, удалось установить участие представителей следующих волостей: Кельтисорской, Сарайгирской, Таинчинской, Джамангузской, Еменалинской, Таузарской, Смаиловской, Аккусаковской и Анастасьевской».

    26 августа 1920 года вышел декрет ВЦИК и СНК «Об образовании автономной Киргизской Социалистической Советской Республики». В нем уже конкретно указывалось, какие уезды Акмолинской области должны были войти в Казахстан: Атбасарский, Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский и часть Омского уезда. Решение Сибревкома об образовании Омской губернии игнорировалось.

       4 октября 1920 года в г. Оренбурге открылся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. На съезде предстояло утвердить положения декрета от 26 августа, в том числе и территориальный вопрос. На Учредительном съезде от Петропавловского уезда присутствовали только представители казахского населения («Мир труда», № 175, от 24 августа 1921 года).

      Во время работы Учредительного съезда из Петропавловска пришла телеграмма от тех же представителей казахских волостей уезда:

«Мы, депутаты киргизского населения от 15 волостей, собравшиеся на горуездный съезд в Петропавловске Омской губернии, признаем Кирревком как руководителя трудового киргизского народа и обещаем ему всемерную поддержку при осуществлении провозглашенной Советской властью свободы угнетенных народностей и надеемся на проведение в жизнь киргизской автономии». Эта телеграмма была опубликована 9 октября 1920 года в газете «Известия Киргизского края» («Образование Казахской АССР», стр. 259).

       12 октября, в последний день работы съезда, были приняты решения по административному вопросу. Второй пункт этих решений гласил:

 «Учитывая, что немедленный переход управления Семипалатинской и Акмолинской губерниями в ведение СНК Кирреспублики может неблагоприятно отразиться на работе в этих областях, признать необходимым непосредственное управление ими до 1-го января 1921 года оставить за Сибревкомом…». (ЦГАОР Каз. ССР, ф. 5, оп. 1, д. 21, л. 266; «Образование Казахской АССР», стр. 294)

     Однако, несмотря на решения Учредительного съезда, вопрос о восточной границы Казахской республики оставался спорным и в начале 1921 года. Об этом свидетельствует особо ценный документ, который хранится в областном архиве: текст секретной телеграммы за личной подписью председателя КирЦИКа, председателя Чрезвычайной комиссии по урегулированию границ Казахстана С. Мендешева (1882 – 1937 г.г.). Телеграмма была подана из Петропавловска, куда Мендешев прибыл 19 марта 1921 года. Вот ее текст:

     «Секретно. Москва. Кирпредставительство. Члену ВЦИК Мурзагалиеву. По вопросу о границах сообщаю свое мнение: безусловно настоять на оставлении Семипалатинской губернии, Иртышского и Павлодарского районов, на присоединении города Омска можно не настаивать в случае осложнения. Необходимо провести вариант нашего представителя о выходе на Иртыш. В крайнем случае можно ограничиться чисто киргизской частью Омского уезда с выходом на Иртыш…, отметить перед федеральной властью, что это делается только для спасения киргиз от вымирания, которое неминуемо, если они останутся в Омском уезде. Пред. КирЦИКа Мендешев (подпись)». (ГАСКО, ф. 43, оп. 1, д. 7, л. 1)

       Одна из причин затянувшегося территориального деления – восстание крестьян и казаков практически всех сел и станиц Петропавловского уезда против политики военного коммунизма (продразверстки). Восстание началось 31 января 1921 года в Ишимском уезде, а 14 февраля был уже захвачен г. Петропавловск. Только после усиленной военной помощи из Омска, Алтая и других мест 16 февраля Петропавловск был освобожден и наметился перевес частей Красной Армии над восставшими. Начиная с середины февраля и до конца 1921 года Петропавловский уезд был наводнен войсками. Еще раньше, 12 февраля, решением Чрезвычайной пятерки в городе и уезде было введено военное положение («Мир труда» за 13 февраля 1921 года). Только на один месяц (с 6 мая до 7 июня) в Петропавловске военное положение было отменено, в уезде оно продолжало оставаться и в следующем, 1922-ом, году. Начиная с первых чисел марта 1921 года в Петропавловске непрерывно работала выездная комиссия губревтрибунала. Власть в уезде перешла вновь к ревкому во главе которого стоял В.Ф. Барлебен.

      Практически вопрос о восточных границах Казахстана решался в трех городах: Омске, Семипалатинске и Петропавловске. Среди них положение Петропавловска было особым не только потому, что там действовал военный режим, но и потому, что с присоединением к Казахстану менялся статус города: из административного центра уезда Петропавловск становился центром губернии из четырех уездов.
Раньше других решен был вопрос в Петропавловске. 12 апреля 1921 года состоялось заседание ревкома, на котором Барлебен поставил вопрос о налаживании связи с Киргизскими народными комиссариатами («Мир труда» от 16 апреля 1921 года). 18 апреля на очередном городском партийном собрании Барлебен «делает краткую информацию о Киркрае» и впервые сообщает, что «с 20 апреля Петропавловск реорганизуется в губернский масштаб» («Мир труда» от 21 апреля 1921 года). 21 апреля в Петропавловске начала работу II-ая горуездная конференция РКП (б), на которой присутствовал представитель от Кирбюро Садвакасов. В своей приветственной речи он сказал:

«Ваша конференция собирается в тот момент, когда Петропавловский уезд является одной частью молодой Киргизской Республики…» («Мир труда» от 23 апреля 1921 года).

     27 апреля 1921 года газета «Мир труда» опубликовала Приказ Чрезвычайной полномочной комиссии КирЦИКа по приему и организации управления Семипалатинской и Акмолинской губерниями. В нем говорилось:

   «На основании декрета ВЦИК от 1 сентября (дата опубликования декрета от 26 августа) 1920 года, постановления I Всекиргизского съезда Советов и соглашения с Сибирским Революционным Комитетом Чрезвычайная полномочная комиссия КирЦИКа по приему и организации управления Семипалатинской и Акмолинской губерний объявляет к всеобщему сведению:
1) Уезды Петропавловский, Кокчетавский, Акмолинский и Атбасарский выходят из состава Омской губернии и образуют Акмолинскую губернию.
2) Губернским центром вновь образуемой Акмолинской губернии объявляется г. Петропавловск.
3) Для организации управления в губернском масштабе назначается Губернский Революционный комитет в составе председателя Айтиева и членов: Барлебен, Короткова, Шарипова, Иванова, Асылбекова, к которому переходит вся полнота власти в пределах губернии.
4) Ныне существующий Петропавловский Уездно-городской Революционный комитет распускается и его права и обязанности переходят к вновь образованному Акмолгубревкому.
Председатель Чрезвычайной полномочной комиссии и председатель КирЦИКа: Мендешев. 26 апреля 1921 года. г. Петропавловск».


     Документов, которые могли бы отразить отношение жителей уезда к выше приведенному приказу, в облгосархиве нет.

    В какой-то степени на сложившуюся ситуацию проливает свет воззвание председателя КирЦИКа Мендешева (который в те дни находился в Петропавловске), опубликованное в газете «Мир труда» за 1 мая 1921 года:

    «Ко всему трудовому населению. г. Петропавловск. 28 апреля 1921 года. Товарищи! В настоящее время момент перехода губернии к Кирреспублике разные проходимцы, шептуны, тайные и явные враги могут использовать для своих грязных контрреволюционных замыслов. Они начинают уже распускать слухи, что русскому трудовому населению придется туго, что трудовые крестьяне будут вообще отодвинуты на задний план и т.д., стремясь поймать рыбку в мутной водице. От имени руководящих органов власти Киргизской социалистической республики мы заявляем, что это является или злостной провокацией или, в лучшем случае, заблуждением. Советская власть, как и прежде, будет непреклонна и беспощадна в борьбе как с привилегиями колонизаторских элементов, с «великодержавными» замашками сторонников «единой, неделимой России», так и с туземной буржуазией, байскими элементами, которые спекулируют на национальном чувстве угнетенного народа и укрепляют свое господство под сенью Советской власти. Председатель КирЦИКа, член ВЦИК: Мендешев».

     19 апреля 1921 года, в период работы комиссии по приему восточных областей, КирЦИК принял декрет о возврате Казахстану земель казачьих войск. Впервые этот документ был опубликован 18 июня 1921 года в газете «Мир труда». Вот его текст:

    «Декрет о возврате киргизскому трудовому народу земель, отчужденных царским правительством в собственность:

а) Сибирскому казачьему войску;

б) Уральскому казачьему войску из киргизских земель.

    1) Десятиверстовая полоса, расположенная по левому берегу р. Иртыша в пределах Усть-Каменогорского, Семипалатинского, Павлодарского уездов Семипалатинской губернии, Омского и Петропавловского уездов Акмолинской губернии и по южной стороне старого тракта – станиц Звериноголовской – Петропавловской – Омской, переданная высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 31 мая 1904 года в собственность Сибирскому казачьему войску, возвращается трудовому киргизскому населению, издавна живущему на десятиверстовой полосе и арендовавшему ее у Сибирского казачьего войска.

   2) Кирнаркомзему поручается в спешном порядке издать временную инструкцию для руководства местным земорганам при распределении сельхозугодий между трудовым киргизским населением, живущим на десятиверстовой полосе по р. Иртышу и левобережной полосе по р. Уралу. Председатель ЦИК Советов КССР: Букейханов».

     Образование Акмолинской губернии и вхождение ее в Казахстан не означало решение всех территориальных вопросов для работавшей здесь Чрезвычайной полномочной комиссии КирЦИКа. В декрете об образовании Казахской республики оговаривалась еще территория Омского уезда. На этом основании комиссия требовала присоединения к Казахстану Исиль-Куля и Черлака. Кроме этого, прощупывались возможности присоединения и территории, о которой в декрете не говорилось: южных волостей Ишимского уезда (Бугровской, Налобинской, Соколовской, Сумской и др.). Дело в том, что еще в марте 1921 года решением Омского губисполкома по согласованию с Сибревкомом часть территории Ишимского уезда, где были сосредоточены отряды восставших крестьян, временно, в целях единых карательных действий, была присоединена к Петропавловскому уезду («Мир труда» от 22 марта 1921 года). Когда необходимость в единой территории отпала, Сибревком отменил решение Омского губисполкома.

     В телеграмме, которая была направлена в Омск 16 апреля 1921 года, говорилось:

«… Прошу сделать соответствующее распоряжение Петропавловскому уездному ревкому о прекращении посылки работников в Ишимский уезд, а также о невмешательстве в его работе. Управделами Сибревкома». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 2, л. 67)

     Через несколько дней после подачи этой телеграммы Петропавловск, как известно, вышел из подчинения Омску, а вновь назначенный Акмолинский губревком повел активную борьбу за расширение северных границ Казахстана. Возглавил эту борьбу председатель Акмолгубревкома Абдрахман Айтиев (1886 – 1936 г.г.). До прибытия в Петропавловск (конец апреля 1921 года) Айтиев занимал пост наркома внутренних дел Казахстана. В сентябре 1921 года он уехал из Петропавловска и вернулся к прежней работе (его место занял направленный из Оренбурга товарищ Казбеков).

     Немало документов, хранящихся в облгосархиве, свидетельствует об отчаянном сопротивлении Ишимского уездного революционного комитета, а также Тюменского губисполкома (с середины мая Ишимский уезд вошел в Тюменскую губернию) против действий Айтиева и других представителей КССР. Вот некоторые из них:
    1. Приказ № 13 по отделу Управления Акмолинского губревкома. 9 июля 1921 года.
«П. 1. На основании постановления Президиума ВЦИК и ввиду не обслуживания Ишимским уездным центром волостей: Бугровской, Красноярской, Соколовской, Налобинской и Беловской, таковые на основании постановления губернского административного совещания от 8 июля присоединены к Петропавловскому уезду во всех отношениях». («Мир труда» от 20 июля 1921 года).
    2. Телеграмма из Тюмени:

«Акмолинский губревком. Категорически протестую по поводу распоряжений в пределах чужого уезда. Председатель Тюменского губисполкома (подпись). 30 августа 1921 года». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 1)
     3. Телеграмма из Тюмени:

«Акмолинский губревком. Постановления ВЦИК о передаче 5 волостей Петропавловску не получено. Если имеется у вас, передайте дословно. О ваших захватничаниях и применении вооруженной силы при проведении ваших распоряжений доведено до сведения центра. Наши работники аппарата до получения непосредственно распоряжения из центра сниматься не будут. За могущие быть недоразумения отвечать будете вы. Председатель Тюменского губисполкома (подпись). 31 августа 1921 года». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 5),


     4. Телеграмма из Москвы:

«Председателю Акмолинского губревкома. Вопрос о причислении 5 волостей Ишимского уезда Петропавловскому передан на утверждение ВЦИК. До утверждения центром воздержитесь от приема волостей. Наркомвнутдел: Леплевский. 12 сентября 1921 года». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 15)


     5. Телефонограмма Акмолинского губернского отдела Управления – всем отделам Управления:

«Сегодня сделаны распоряжения 5 волостям Ишимского уезда о том, что впредь до особого распоряжения ВЦИК таковые обратно переходят к Ишимскому уезду и что все работники, посланные туда из Петропавловска, подлежат обратному возвращению». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 24)


    6. Октябрь 1921 года. Телеграмма из Петропавловска:

«Москва. ВЦИК. Волости: Бугровская, Красноярская, Налобинская, Соколовская и Беловская смежны с городом Петропавловском. После февральских событий они совершенно не обслуживались Ишимским уездным центром, в этих волостях сгруппировались все остатки бандитских шаек и в силу необходимости Акмолинскому губревкому приходилось принимать те или иные меры к установлению надлежащего порядка. Кроме того, население этих волостей, видя такое безучастное отношение к ним со стороны Ишимского уездного центра, настойчиво требовало присоединения к Петропавловскому. Между тем, как Ишимский уисполком, так и Тюменский губисполком отказывались передать их со своей стороны и никаких мер не принимали. Ввиду создавшегося критического положения Акмолинский губревком на заседании административного совещания был вынужден стать на путь принятия этих волостей революционным порядком и установить там надлежащую власть…» (ГАСКО. Ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 29)


     7. Наконец, в середине октября 1921 года Акмолинский губисполком получил документ, положивший конец спору.

«Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
ВЦИК постановляет: волости Ишимского уезда Тюменской губернии: 1) Бугровскую, 2) Сумскую, 3) Красноярскую, 4) Налобинскую, 5) Соколовскую перечислить в состав Петропавловского уезда Акмолинской губернии КССР.
Председатель ВЦИК: Калинин. Секретарь ВЦИК: Енукидзе. Москва. Кремль. 9 сентября 1921 года». (ГАСКО, ф. 55, оп. 7, д. 43, л. 25)


     Причиной затянувшегося до конца 1921 года спора между представителями КССР и Омским губисполкомом стали Черлакская станица и Исиль-Куль, расположенные на территории Омского уезда. 12 августа президиум Омского губисполкома принял свое решение по этому вопросу в противовес решению административной комиссии КССР и Сибревкома.
    О том, как отреагировали в Петропавловске на решение, принятое в Омске, можно судить по такому документу:

«Записка по прямому проводу председателя Акмолинского губревкома, члена административной комиссии КССР А. Айтиева, переданная 9 сентября в Москву председателю ВЦИК Калинину, председателю СТО Ленину; г. Новониколаевск, председателю Сибревкома Смирнову; г. Оренбург, председателю КирЦИКа Мендешеву.
Установленная административной комиссией и подтвержденная президиумом ВЦИК передача в ведение КССР Исиль-Куля и Черлака Омским губисполкомом задерживается… Президиум Омского губисполкома отклонил решение ВЦИК, возбуждая вопрос о пересмотре границ. Омский губисполком должен нести ответственность перед страной в том, что незаконным задерживанием части территории помешал своевременной доставке хлеба голодающим. Между прочим, в этот серьезный и ответственный политический момент Омский губисполком бездействует. Настоятельная просьба: категорически предложить Омскому губисполкому сдать часть Омского уезда в установленных границах и привлечь к ответственности президиум Омского губисполкома». (ГАСКО, ф. 43, оп. 1, д. 7, л. 39)

Одновременно из Петропавловска была направлена телеграмма в Омск:
«Омский губернский исполнительный комитет.
Представительство КССР при Сибревкоме полагает, что вопрос о границах Омского уезда, утвержденный постановлением ВЦИК и Сибревкома, обсуждению и изменению не подлежит, поэтому представительство КССР при Сибревкоме считает необходимым выступить перед Омским губисполкомом с категорическим протестом против постановления президиума губисполкома от 12 августа». (ГАСКО, ф. 43, оп. 1, д. 7, л. 41)


    Приведенные выше документы характеризуют лишь один из эпизодов упорной и достаточно продолжительной территориальной войны, которую вел Омский губисполком и которая в итоге закончилась компромиссом. Только на втором губернском съезде Советов, который проходил в Петропавловске в августе 1922 года, можно было говорить о завершении работы по урегулированию границ Акмолинской губернии в составе КССР.
    Докладчик, освещавший этот вопрос, сказал на съезде следующее: «Административной комиссией в отчетном периоде (с 17 сентября 1921 года по 20 августа 1922 года) принято 5 волостей от Ишимского уезда, 16 волостей от Омского уезда к Ореховскому району (который впоследствии был переименован в Черлакский уезд), передано Кустанайскому уезду 8 волостей. По этим приемам и передачам пришлось поработать весьма энергично. Прием волостей от Омского уезда составлял страшные трудности. Омский губисполком ставил немало препятствий…» (ГАСКО, ф. 1370, оп. 3, д. 60, л. 138)
 

Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя Postulat
Postulat(8 лет 2 недели)

Такая вот информация и версия: Казахстан – до 1936 года был Казакстан, т.е. казацкий стан.

В феврале 1936 году Постановлением ЦИК и СНК Казакской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. В соответствии с этим писать надо было на ”казак” и не ”Казакстан”, а ”казах” и ”Казахстан”.

Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Да не было казахов до 30-х годов XX века вообще. Да и после - только поколения рождённые после войны более менее привыкли их казахами называть. А, например, для моей бабушки они до смерти оставались теми, кеми были всегда - кыргызами. Курите исторические документы)))

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Ну ,по документам в тексте везде "Киргизский край" "КирЦИК", "киргизский народ"

 

Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

это "казаку" ответ был)))

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Только на втором губернском съезде Советов, который проходил в Петропавловске в августе 1922 года, можно было говорить о завершении работы по урегулированию границ Акмолинской губернии в составе КССР.

Аффтар, окститесь!! Какая нахрен КССР в 1922 г? Это была КАССР = АВТОНОМНАЯ республика в составе РСФСР. И так было до 1936 г.! ВЕСЬ КАХАХСТАН ДО 1936 г. БЫЛ РОССИЕЙ! И отделился  от России не по причине невероятных успехов народных масс в борьбе против угнетателей за независимость, а по решению МОСКВЫ. Помни это, нацик.

Всего одну букивку пропустил - и получился знатный наброс.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Ссылка на текст указана. Править автора текста я не уполномочен

С получением статуса автономии , немедленно началась борьба казахской (киргизской) элиты за места в органах власти во вновь присоединенных областях

 

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(10 лет 6 месяцев)

Блин!  Казахстан вАще большевики придумали - не было такого государства в Мире!   laugh

Ты, когда тащишь сюда материалы про Казахстан, имей ввиду, что необходимо писать про вырытый КАСПИЙ КАЗАХАМИ!

  Иначе твои посты не будут иметь силу правдивых исторических событий....       эхе-хе...    

Комментарий администрации:  
*** отключен (инфомусор) ***
Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

И переименование русских городов, чтобы создать себе "историю". Типа предки наши не с двумя палками посрать ходили, а в городах жили)))

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Переименовывают не только города.

названия улиц, населенных пунктов, гидроинимы

Но это уже новейшая история.

Хотя корни в прошлом столетии

Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Ну... Началось, IMHO c Алма-Аты в 1921 году...

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

С переименования г.Ермак.

И сноса памятнику Ермаку

Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Ну нет уж. Это 1993 год. А переименование г.Верный в Алма-Ату, массовый снос памятников и второй русский геноцид в кыргызии - это 1921 год.

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Да, теперь понял

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Тупая блТБМ отмазка: "я не я и памилья не моя" Извините, что дальше на Ты, но иначе не запомнишь, узкоглазый. 

Есть правило цитирогвания: Если с . чем-то в цитируемом тексте не согласен, то сделай сноску и разъясни свою позицию. Не сделал этого = ты такой же узкоглазый казахский нацик, как и автор текста.

Так что как был ты нациком раньше, так им и остался.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

По поводу того, что все решала Москва

Через 30 с лишним лет после описываемых событий, для лучшей связности Москва приняла решение выделить Целинный край в автономию в составе КазССР.

А казахские коммунисты высказались резко против

И Москва засунула своё решение в...

Ну в общем Целинный край расформировали

Параллели

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Это ты с кем се6йчас разговаривал? Где в моем комменте слово "только"???  Его нет.  Москва в 1936 г. конкретно решила создать советский Казахстан, которого до того в природе не существовало. Никогда. Точно также в 1991 г. Москва решила создать независимый Казахстан - и еще 13 государств. Этот не результат национально-освободительной больбы, это просто подарок, без особых оснований, кроме чисто экономических, точнее для удобства управления экономикой. А геополитические подарки тем отличаются от обычных, что при изменении ситуации его можно и обратно забрать. Если раньше работало, сегодня временно не нужно, то будет работать в будущем. Или не будет. Как Москва решит. Москва решит - и не будет Казахстана - будет Семиречье, Алтай, Бетпак-Дала, Целинный край.

Так что потише там с казахским национализмом. Россия не Сибирью для вас кончается, а Чукоткой.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Москва решила создать советский Казахстан в 1924 г.

постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 11 октября 1924 г. "о националь­ном размежевании Средней Азии" пункт 4: «Не возражать в принципе против вхождения Кирреспублики на договорных началах в СССР, считать необходимым отложить практическое прове­дение этого решения впредь до выяснения опыта работы Кирреспублики на новых началах и в новых границах и предложить Киробкому провести через советские органы Кирреспублики соответству­ющее постановление"

И для проведения в жизнь своего решения вступило в союз с местными националами, партией "Алаш" и уже перекрасившиеся националы проводили политику партии в жизнь

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Москва решила создать советский Казахстан в 1924 г.

Не передергивай и не выдавай свои националистические хотелки за исторический факт.  . 

В середине 1920-х годов бывшие алашординцы одну из своих важнейших задач видели в том, чтобы «создать самостоятельную едини­цу из Киргизии с вхождением непосредственно в СССР». Их не устраивала фактически полная под­контрольность автономии Центру и зависимость от него. В январе 1926 г. Ф.И.Голощекин отмечал: «Вопрос национального самосознания между прочим выражается в том, что они хотят «совсем без русских и без ЦК». Есть разговоры, что не мы хозяева, а русский Цека, Москва хозяин». Еще в апреле 1922 г. бывший алашординец Р.Марсеков, отвечая на вопрос анкеты: с какой областью политики Со­ветской власти не согласен?, записал: «Кирреспублике не предоставлено право на заключение торго­вых договоров с соседними государствами». В примечании он добавил: «Украинская республика имеет право на заключение торговых договоров с соседними государствами, и она этим правом уже воспользовалась, а Кирреспублика как член федерации [ФЕДЕРАЦИИ, т.е. Российской СФСР, а не СССР, как УССР - прим BERES] такого права не имеет». Не удовлетворял на­ционалов и столичный статус Оренбурга.

Примечательно, что в постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 11 октября 1924 г. о националь­ном размежевании Средней Азии был включен пункт 4: «Не возражать в принципе против вхождения Кирреспублики на договорных началах в СССР, считать необходимым отложить практическое прове­дение этого решения впредь до выяснения опыта работы Кирреспублики на новых началах и в новых границах и предложить Киробкому провести через советские органы Кирреспублики соответству­ющее постановление. Предложить Киробкому воспрепятствовать дальнейшему обсуждению вопроса как в партийных органах, так и в беспартийных массах». Очевидно, , «опыт рабо­ты» республики в глазах руководства страны оставался недостаточным для повышения статуса авто­номии.

https://articlekz.com/article/6684

Не было никогда Казахстана, пока Москва не определила киргизов и казахов в разные народы (реально генетически разные - казахи = эрбены, а киргизы = арийцы)  и не создала впервые в их истории сначала автономные, затем союзные, а потом и независимые республики. Вы всем обязаны РУССКИМ. Холуи. Особо отвратитьельны казахствующие на АШ русские,  такие  хуже жидовствующих - у тех хоть причастность к древней культуре есть.

Вот это всё до 1936 г. было в составе РСФСР.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Эта статья у меня в закладках давно Но Вы повыдергивали, а это манипуляция.

-Казахская республика, если рассматривать объективно, не была готова к федерации с РСФСР. Она не была готова даже к автономии. Не было национального рабочего класса ,.не было трудового крестьянства. Зато была прослойка интеллигенции. Эта интеллигенция

а) была националистической

б) работала на Колчака , в надежде на автономию ( их собственно так и называли -автономисты)

в) имела влияние , пользовалась авторитетом в казахских массах, в отдичие от казахов коммунистов. Того же Мендешева.

- И вот эти самые националисты, которые работали на Колчака , приехали на  переговоры в Москву.

-И Москва сотрудничала с ними. И отдала им не только часть Омской губернии, но и Челябинской и Астраханской.И в придачу губернский город Оренбург. И подвесила им морковку  в виде обещания федерации. И свое обещание сдержала

-Почему отдала?

Так казахские националисты сразу заявили, что без развитого севера , автономии не выжить "Без этих центров южные области будут обречены на экономический, хозяйственный и экономическо-культурный голод и вымирание." Всё как обычно. Русский север должен кормить казахский юг

-На сайте в Вашем посте есть статья о кадровой политике. Почитайте. Любопытно.

-Как Москву заваливали телеграммами о русском колониализме, о великодержавном шовинизме , о русских пережитках царизма. Как требовали квоты , как проходила коренизация органов власти В ущерб качеству управления, зато в угоду коренной национальности , как отодвигали от власти "русского" Мендешева

Вывод:

-Когда стоял выбор между интересами русских рабочих и крестьян и интересами националов, между интересами русских губернии и интересами нац. образований , большевики всегда стояли на стороне националистов . И тезис о классовости государства просто забывали.

- Национальные образования созданы "за счет России, на обломках России" Этот тезис большевики освоили задолго до Бжезинского

-Основу для национализма в СССР и в Азии в частности, заложили тоже большевики . И этот национализм за 70 лет никуда не делся, а сейчас вообще цветет

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Какая удача. что эта статья у вас давно в закладках. Жаль, что прочитать не смогли. И даже понять то, что я "повыдергивал", а на самом деле - указал на непонятые Вами ключевые моменты.

Да, жидо-большевики делали всё для разрыва всех скреп, и сильных, и слабых Российской империи. Скрепы казахов и русских были минимальны, потому что по образу жизни народ лугов и опушек ничего общего со степняками не имеет. В отличие от, например, татар - принципиально  от русских в быту ничем не отличавшихся. Вот эти скрепы порвать жидо-большевикам=либералам за 100 лет так и  не удалось. Ну и что? Это общеизвестно.

Да, казахские националисты, сначала сотрудничавшие с белыми, потом перекрасившиеся в красных, но так и оставшиеся бабаями = просто этнические националисты, ни лучше, ни хуже, например, русских этнических националистов. Ну и что? Этнический национализм = мерзость, это общеизвестно. 

Казахстан в принципе несамостоятельная страна, государственность удержать вы не сможете - все равно ляжете либо под Китай, либо снова под Россию. Т.е. снова  войдете в состав той или иной Империи. Выбор у вас между постепенным обрусением и быстрым геноцидом со стороны китайцев (никак иначе их цивилизация не работет). Кроме того, и это цель моего спича, есть достаточно веские исторические и юридические основания у России взять назад свой подарок = "незалежность", которой вы все равно воспользоваться не сумеете.

Отсюда каждый (каждый, лично) русский в РК и казах должны сделать свой выбор, на чьей он стороне, а не нести пургу про давно минувшие времена, когда  жидки с казахами в поддавки играли, кто лучше разрушит РИ. .

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Вообще-то и статья о делах давно минувших дней .

Ок.

-С русскими все понятно. Читаю отчет губернатора приграничной Северо-Казахстанской области. Только 35% выпускников из районов области писали национальное тестирование. Т.е. только 35 % школьников планируют учиться дальше в Казахстане. Остальные-в Россию . Миграционное сальдо в стране отрицательное. В российском посольстве запись на собеседование по программе переселения только на июнь. 

Русские эвакуируются и как фактор политики величина малая

- С китайцами тоже все более менее. В казахском обществе генетический страх "Черный китаец придет, рыжий русский родным братом покажется". Хотя китайцы скупили все , что возможно.

-Казахское общество , как и почти 100 лет назад разделилось. Часть думает по русски. говорит по русски и ориентирована на Россию . Другая часть настроена националистически. Русского языка не знает , на Россию не ориентирована. И последних все больше. И самое главное-это молодежь. Отсюда и движения правительства. Уход от кириллицы, как дань националистам, повышение статуса языка. перенаправление трудовых потоков с казахского севера  на русский юг.

В среднесрочной перспективе русские из Казахстана уедут. либо ассимилируются , страна будет мононациональной ,казахоязычной по всей территории. 

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

В среднесрочной перспективе русские из Казахстана уедут. либо ассимилируются , страна будет мононациональной ,казахоязычной по всей территории. 

Не вопрос. Чем скорее, тем лучше, потому что быстрее пойдет деградация экономики и общества (ха, общество казахов. - просто умора). Дело в том, что вся история моего рода последние 250 - 150 лет связана с Туркестаном. Колонизаторы, да. Конкретно - Усть-Каменогорск, Ташкент,  Верный - казаки, дворяне, священники.

Сейчас у меня в руках (Вам спасибо, давно не доставал, Вы дали повод)  диплом моей бабки об окончании ровно 100 лет назад Верненской (б.женской дворянской) гимназии. Языки - русский, немецкий, английский, киргизский - все на отлично. . Она вышла замуж и уехала в Питер, но потом еще 10 лет возвращалсь каждый год с мужем-геологом на полевые работы, иногда до года подряд. Они, колонизаторы, заложили основы нынешнего процветания РК. Кончится эта инерция прогресса - наступит  деградация. Творческих сил у самого народа РК - нет. Совсем. Как бы сами себя не уговаривали в обратном. Сами себя за волосы вместе с конем не вытащите. Знаю точно, потому что и сам 20 лет почти каждый год бывал в Казахстане - Узбекистане, сначала как геолог, потом как военный. Общался со всем вертикальным срезом тамошнего общества, от пастухов Бетпак-Далы и поселенцев рудника Джамбул до "генералов" всех разновидностей. ЭТО РЕАЛЬНО УЖАС по сравнению даже с самыми тупыми петербургскими бомжами и чиновниками.  У РК  нет перспектив. Кроме одной - часть казахов очень хорошо говорит и поёт по-русски, голоса-то громкие, степныеlaugh. Будут ещё Розы Рымбаевы в Москве петь (в Питер лучше не нать). А вот назарбаев дефицит.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя nackb
nackb(6 лет 12 месяцев)

Мы здесь вторую сотню лет живём. Наверно тоже колонизаторы.

Из всего нашего большого рода ,я последний и почти единственный, кто здесь остался.

Казахи разные. Есть талантливые инженеры , врачи, организаторы

Аватар пользователя BERES
BERES(12 лет 4 месяца)

Колонизаторы вы, кто ж ещё-то.  И повезло, что есть кто-то кроме Вас. Я вот единственный, кто остался от большого рода прапрадеда по бабкиной линии (в лучшие времена - 56 человек кровных родственников), и то живу  в Питере. Пытаюсь восполнять потомками - 11 человек уже есть :).

Казахи-то есть, талантливые, а вот общество из них, способное воспринимать и созидать -   принципиально не возможно. Это особенность всех кочевых народов, только скифы выбились из правила, но они-то изначально из оседлых произошли. СА народы сами дальше юрты или кибитки не видят, грандиозные политические, архитектурные и промышленные шедевры всегда создавали из-под палки колонизаторов. По крайней мере начиная с Согдианы.

Не может быть эпохи казахского Возрождения, не только потому, что возрождать нечего (в конце концов Италия времен Леонардо тоже не ахти как хорошо помнила Римскую культуру), но и в силу менталитета народа, который не интересуется такими вещами. Видел я казахов и на вернисаже, и на показе техники. Хорошие ребята, честные, знающие, но и тупые тоже.

Комментарий администрации:  
*** Бывший зам Петрика - https://aftershock.news/?q=comment/7701763#comment-7701763 ***
Аватар пользователя юрчён
юрчён(11 лет 6 месяцев)

Потомки тех, кого теперь называют казахи, никогда не создавали государственность, а были разные родоплеменные сообщества, которые со временем вошли в состав Российского государства.

Родоплеменные, это значит, что сегодня здесь, завтра там, через сто - триста лет соооооовсем в другом месте. Миграции на этих землях всевозможных народов было непрекращающееся во все времена.

Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Угу, и эти кочевья не прекращаются до сих пор. Кто в курсе истории с Назарбаевскими монголами - поймёт))))

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя Baurjan
Baurjan(9 лет 1 месяц)

это была ржака, когда им давали подъемными скот, а они его сжирали и требовали еще.

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

«Ко всему трудовому населению. г. Петропавловск. 28 апреля 1921 года. Товарищи! В настоящее время момент перехода губернии к Кирреспублике разные проходимцы, шептуны, тайные и явные враги могут использовать для своих грязных контрреволюционных замыслов. Они начинают уже распускать слухи, что русскому трудовому населению придется туго, что трудовые крестьяне будут вообще отодвинуты на задний план и т.д., стремясь поймать рыбку в мутной водице. От имени руководящих органов власти Киргизской социалистической республики мы заявляем, что это является или злостной провокацией или, в лучшем случае, заблуждением. Советская власть, как и прежде, будет непреклонна и беспощадна в борьбе как с привилегиями колонизаторских элементов, с «великодержавными» замашками сторонников «единой, неделимой России», так и с туземной буржуазией, байскими элементами, которые спекулируют на национальном чувстве угнетенного народа и укрепляют свое господство под сенью Советской власти. Председатель КирЦИКа, член ВЦИК: Мендешев».

первое, что нужно помнить об СССР. и не нужно обвинять Ельцина и прочих в развале СССР - развал был запрограммирован много раньше.

Аватар пользователя Love-Markov
Love-Markov(7 лет 10 месяцев)

не новость...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (подлый провокатор) ***
Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

как сказать. большая редкость, что бы любитель СССР не кричал что Ельцин с Горбачевым плохиши все развалили, а без них бы все было замечательно.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

Есть мнение, что благодаря этой подачке удалось усмирить басмачей.

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

во-первых, таких "подачек" на половину Империи набралось.

во-вторых, независимо от причин - последствий это не отменило.

и это я еще скромно промолчу, что сначала надо было устроить бардак ради власти, что бы потом подобными "подачками" усмирять.

Аватар пользователя Pavel_777
Pavel_777(7 лет 1 неделя)

Программатор у тебя не той конструкции. Незаконный документ называемый Беловежскими соглашениями подписали Ельцин, Кравчук, Шушкевич. Этим документом СССР закончил свое существование.

И тема вообще получилась о том, как большевики создавали территориальное деление пределов Российской империи, чем руководствовались и какие ошибки допускали.

 

Некоторых вообще не в ту степь поперло. indecision

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

как большевики создавали территориальное деление пределов Российской империи

давайте уж называть вещи своими именами - не территориальным делением, а дерибаном Империи

чем руководствовались и какие ошибки допускали.

главной ошибкой было выращивание полностью самостоятельной структуры в "псевдогосударствах". это же первая проблема всех мятежей - организация. а тут сами взяли и выстроили систему, организовали. поэтому когда куски начнут отваливаться - было лишь вопросом времени. более того, Украину и Белоруссию еще и ввели в ООН как самостоятельные государства - так что начни Ельцин давить мятеж силой - ну никак не получилось бы это все списать на внутренние разборки.

Аватар пользователя Pavel_777
Pavel_777(7 лет 1 неделя)

Дык дело в том, что Ельцин сам хотел быть царем. За то ему в нынешнее время и памятник в видео осинового кола "поставили". Иш ты, мятеж он хотел давить. Не надо фантазировать. 

И в прошлый век оглянуться можно по этнографическим запискам ученых. Расселение этнических казахов не ограничивалось прямым линиям нарезанным в годы советской власти. Большевики просто не знали как нарезать границы, поэтому все менялось до 1936 года. А территориальное деление было необходимо, государство всетаки не унитарное создавали.

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

чего хотел Ельцин - большой вопрос. главное то, что подавить мятеж Украины он не имел возможности.

территориальное деление никак не требовало выделения "псевдогосударств" (со своими независимыми государственными структурами; структурами, которые ни территория не могла оплатить, ни люди не были способны поддерживать, что мы и наблюдаем сегодня в большинстве осколков). и уж точно территориальное деление никак не требовало борьбы с "великорусским шовинизмом", а если назвать по-русски - унижения всех "сторонников «единой, неделимой России»", навязывания им комплекса вины за то, что они носители технологий (благодаря чему они и смогли расселяться, расселяться, заметьте - без геноцида местного населения, наоборот - с привнесением технологий на данные территории).

Аватар пользователя Pavel_777
Pavel_777(7 лет 1 неделя)

Чего он хотел известно, важно кем он был. С его "царствованием" понятие порядочности ассоциируется с 90-ми лихими.

Вместо того чтобы заняться модернизацией он и еще двое царьков все развалили. Поэтому называете "псевдогосударствами".

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

"псевдогосударствами" я называю потому, что во-первых, люди не хотят содержать государство (да, само по себе государство это очень дорогое удовольствие), а во-вторых, население территорий не способно поддерживать достаточный уровень компетенций гос.аппарата (да, чиновник это очень специфическая работа и достаточно сложная).

т.е. псевдогосударства - не потому там что-то неправильно, а потому что людям в нем проживающем оно особо без надобности, им всю структуру выстроили, 50 лет эту структуру оплачивали, а сегодня без внешней подпитки она ветшает и разваливается. и в большинстве осколков так или иначе государства развалятся, осколки примкнут к тем либо иным центрам силы (кстати, совсем не обязательно к России). жалко лишь Россию, от которой осколки оторвали и жалко людей, эти осколки населяющие - им ради власти забили голову "самостийной мутью", они теперь мучаются, тычутся как слепые котята, еще и живут существенно хуже чем могли бы.

Аватар пользователя Pavel_777
Pavel_777(7 лет 1 неделя)

В Российских реалиях ваш спич похож на призыв отдельных граждан "доколе еще мы будем содержать Северный Кавказ ?".  Запад занимался таким разрушением давно. Ельцин сделал это сам, без запада. До тех пор пока вы не поймете кто такой Ельцин, да и не только он, никакой модернизации России невозможно. А вот модернизировать коллективом из 200 млн. было бы проще.

Аватар пользователя Vanek
Vanek(12 лет 4 месяца)

В Российских реалиях ваш спич похож на призыв отдельных граждан "доколе еще мы будем содержать Северный Кавказ ?".

все с точностью до наоборот

Ельцин сделал это сам, без запада.

сделал не Ельцин, сделали те, кто раздали земли Империи и выкормили на этих землях псевдогосударственные образования с собственным гос.аппаратом.

До тех пор пока вы не поймете кто такой Ельцин, да и не только он, никакой модернизации России невозможно.

до тех пор, пока жители окраин не поймут, что собственное государство им не нужно, они так и будут болтаться как окурок в проруби. власти сами никогда не инициируют укрупнение - запрос на это могут сформировать только жители. а Россия пусть тяжело, но свой путь идет. и будет идти.

А вот модернизировать коллективом из 200 млн. было бы проще.

проще, но Россия больше не будет оплачивать чужие государства (очень на это надеюсь). поэтому Россия развивается и будет развиваться как есть. будут осколки созревать к присоединению - будем рады, будут присоединяться к кому-то другому - такова жизнь. никого неволить не будут. но помощи в обмен на обещания больше не будет.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(8 лет 5 месяцев)

Это решалось так:

- 1953: завозим на север Казахстана кучу русских.

- 1954: подкинем русский Крым Украине, под этим соусом откроем на Украине русскоязычную прессу и школы с языком по выбору.

- 1956: присоединяем Карело-Финскую ССР к РСФСР.

- 1962: создаём Среднеазиатское бюро ЦК КПСС (по хлопководческой зоне, включая юг Казахстана).

- 1963: создаём Закавказское бюро ЦК КПСС.

А потом хрен вам в щи, до свидания Хрущёв.

- 1964: отменяем все бюры. Все республики опять сами по себе.

- 1967: ещё и татар в Крым вернём.

Аватар пользователя Антишок
Антишок(9 лет 9 месяцев)
 

Российская империя. Карта 1914 года (700 кБ)

Комментарий администрации:  
*** Уличен в подлых спекуляциях на трагедии ***
Аватар пользователя pionier
pionier(8 лет 5 дней)

Ещё одни себе альтернативную историю пишут. Скоро сказать начнут на латинице и покрышки жечь.

Им государство выдали, но не объяснили что с ним надо делать. А сами не выросли ещё.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Дядя Миша
Дядя Миша(7 лет 1 месяц)

Ленин ненавидел Россию и русских, он бы и Питер финнам отдал.

Комментарий администрации:  
*** Дураков не было ехать в города-миллионики за Уралом. Везли только зеков (с) ***