Крейсер "Варяг". Страницы, малоизвестные широкому кругу читателей.

Аватар пользователя k.ant49

На сайте "Афтершок" уже были публикации нескольких камрадов, посвященных подвигу крейсера "Варяг".На глаза попалась интересная и может немного необычная статья о " Варяге" его истории,чем хочу с вами и поделится.Полагаю,данная статья послужит дополнением к предыдущим статьям.

=========================================================================

В России имя самого знаменитого корабля знают практически все от мала до велика, может конечно в последнее время интерес к героическим страницам отечественной истории и стал ослабевать, но о "Варяге" знают и помнят почти все, во всех уголках страны.

Может люди разных социальных слоев и по-разному относятся к истории подвига и к самому подвигу, но память о нем еще жива, да и думаю не скоро умрет, а может и вообще никогда!

Бронепалубный крейсер "ВАРЯГ"  1904 год.

"Варяг" был заложен 10 мая 1899 года на верфи завода "Чарльз Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии, спущен на воду 1 ноября 1899 года, в январе 1901 года вошёл в состав русского флота и 3 мая того же года прибыл в Кронштадт. Крейсер предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры, и поэтому вскоре отправился на Дальний Восток.

 

Крейсер "Варяг" на стапеле перед спуском на воду.

"Варяг" производил впечатление. "Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление "Варяга" Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с "Варягом" прибыл сам Император Николай Второй. Царь был пленен - он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты" (Р.Мельников).

Интерьер офицерской каюты.

"В Копенгагене меня ждал новый крейсер - создание сколь совершенное, столь и трагическое. Редкостная красота сочетается в нем с исключительной выучкой, восторженный экипаж встретил свою государыню по всем правилам этикета, манеры его офицеров были безукоризненны. Он дает удивительное ощущение строгой сдержанной уверенности и силы..." (Императрица Мария Федоровна о "Варяге").

Кают-компания  крейсер   "Варяг"

Но что скрывалось под изящным внешним видом нового корабля? Какие такие "некоторые сборочные недочёты" простил Крампу очарованный российский самодержец? И что значили слова Марии Фёдоровны: "Среди свитских чинов ходят слухи, что американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот, и будто бы крейсер имеет некий ущерб и практически безнадежен. Не знаю, верно ли говорят, но в этом случае держится он стоически: за трехдневный визит мне не удалось заметить в экипаже никаких признаков привычной при технических неполадках суеты и тревоги"?

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.
Крейсер 'Варяг' и броненосец 'Полтава' В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902.

Увы, "ходившие среди свитских чинов слухи" было более чем обоснованы - Крамп действительно сдал русскому флоту самый настоящий брак. Новый крейсер считался экспериментальным, техническое задание было сформулировано только в общих чертах, что открывало простор для "рационализаторской мысли". И фирма Чарльза Крампа постаралась, стремясь всячески сэкономить, чтобы получить максимальную финансовую выгоду.

Руль для "Варяга" был изготовлен чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого водоизмещения. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью.

Желая сэкономить несколько тонн веса за счёт противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек - на "Варяге" не было не только орудийных башен (как на "Олеге" или на "Богатыре"), но даже щитов (как на "Аскольде"); палубные орудия стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо "Варяг" потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек - почти четверть экипажа.

На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили уже в Порт-Артуре), и "Варяг" до начала русско-японской войны так и не смог получить зачёт по радиосвязи.

Но самой большой проблемой оказалась силовая установка. Американцы поставили на крейсер паровые котлы новой и недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы Бельвилля. Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на испытаниях "Варяг" показал рекордную по тем временам скорость 23,5 узла.

Ходовые испытания в Атлантическом океане.

Особое мнение флаг-инженера И.И.Гиппиуса: "Крейсер безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным - задача крайне сложная, если вообще она реальна".

Чарльз Крамп реагировал на претензии своеобразно: "Надо самим лучше следить за их состоянием, а не валить все на завод, отдавший немало сил и средств на создание столь исключительного по своим боевым качествам корабля. Россия из моих рук получила лучшее, чем я располагал, и досадно слышать, что неумелое обращение за год довело шедевр технической мысли до столь плачевной судьбы".
При этом обидчивый американец как-то упускал из виду, что на других новых кораблях "русские неумехи" с подобными проблемами не сталкивались, тогда как его "шедевр" требует полной замены энергетической установки.
Командование флота смирилось с "Варягом" в составе эскадры, уже зная о том, что полноценная служба разведчика крейсеру совершено недоступна.
Сначала корабль хотели направить стационером в Иокогаму, но из-за очередной аварии в машине "Варягу" пришлось уступить это место "Аскольду". И в Чемульпо оказался именно "Варяг" только потому, что другого применения дефектному крейсеру попросту не было. А для того, чтобы лишний раз не нагружать больную машину корабля, ему придали в качестве курьера канонерскую лодку "Кореец".

Состояние энергетической установки "Варяга" подтверждается и такими фактами.

Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях" (!).
Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены.
Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль". Уриу не удивился - вероятно, это ему было хорошо известно.

Вердикт японских специалистов был суров: "Врожденный дефект ходовых систем, помноженный на боевые повреждения, оставляет этому русскому слишком мало шансов. Спасательные работы экономически невыгодны, и даже если его тощий корпус выдержит перегрузки при подъемной операции, поставить корабль в строй будет невозможно".

Крейсер 'Варяг' после боя в Чемульпо, 27 января(9 февраля по н.с).- 1904 г.

Подъем крейсера " Варяг".

И всё-таки крейсер подняли, затратив на эту операцию миллион йен, - по личному распоряжению микадо. На корме "Варяга" сохранили его имя - в знак уважения к доблести противника. Крейсер долго ремонтировали, но полноценным боевым кораблём он так и не стал - "врождённые дефекты" оказались слишком серьёзными.

Крейсер " Варяг"  " Сойя".

Из вышеизложенного следует очевидный вывод - никаких шансов на прорыв у инвалида "Варяга" с его машиной не было. Командир крейсера Руднев знал об этом (потому, кстати, и пошёл в бой вместе с тихоходным "Корейцем", а не в одиночку), однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела. На что он рассчитывал?

На то, что ему удастся нанести врагу хоть какой-то ущерб (один удачный выстрел может отправить на дно даже сильный корабль) или, быть может, на невероятное стечение обстоятельств, которое позволит ему всё-таки совершить невозможное и вырваться из мышеловки.
И только когда Руднев понял, что возможности сопротивления исчерпаны, и что чуда не произошло, он вернулся обратно на рейд Чемульпо, чтобы избежать бессмысленной гибели команды крейсера. Возможности сопротивления действительно были исчерпаны: "Варяг" уже тонул от подводных пробоин (их было, по разным источникам, четыре или пять), так что даже открывать кингстоны не было особой необходимости.

Этот бой был самым настоящим подвигом, и "Варяг" увековечен по заслугам.

========================================================================

"Умеют геройски за честь умирать простые российские люди,

А кто за Отечество мог постоять,Отечество тех не забудет."

Мемориал крейсеру "Варяг" в Шотландии.

 

 

 Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Варяг». 

 

 

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Русско-японская война 1904-1905 годов окончилась для царской России позорным поражением.Но подвиги солдат и матросов,офицеров и генералов,проявленные в ходе боев останутся в нашей памяти навсегда.

"...поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции." (И,СТАЛИН)

Комментарии

Аватар пользователя Zet
Zet(7 лет 4 месяца)

Вечная память и вечная слава экипажам "Варяга" и "Корейца". Сегодня ровно 100 лет... Подвигу людей, выбравшим смерть вместо позора. И сегодня открылась так называемая олимпиада...

Аватар пользователя Mitchell
Mitchell(8 лет 7 месяцев)

Жертва ЕГЭ? 114 лет, а не "ровно 100 лет"...

Аватар пользователя Zet
Zet(7 лет 4 месяца)

Согласен, 114. Годовщина. К ЕГЭ не имею отношения от слова "Совсем". По остальным пунктам претензии есть или будем Кремль в зеленый цвет красить?

Аватар пользователя Mitchell
Mitchell(8 лет 7 месяцев)

laugh не...пусть красный стоит .. зеленая краска - только для камуфляжа в военное время )))

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 4 недели)

В зелёный даже во время Великой Отечественной не красили.

Аватар пользователя Zet
Zet(7 лет 4 месяца)

laugh Ну вы вроде должны помнить) (это кстати, снимает вопросы по ЕГЭ)

Товарищ Сталин делает 2 предложения на съезде.
1. Политбюро и Правительство расстрелять.
2. Стены Кремля покрасить в зеленый цвет.
Из зала после паузы вопрос:"А почему в зеленый?"
Иосиф Виссарионович ответил:"Я знал, что первое предложение вопросов не вызовет."

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 4 недели)

  Камрад писал о камуфляже в военное время. В зелёный красили площади, а не Кремль.

Аватар пользователя k.ant49
k.ant49(7 лет 10 месяцев)

Камрад,там есть слова И.Сталина о том,что позор войны Россия смыла через 40 лет.Так что,будем надеяться:ответка состоится:"Русские всегда приходят за своим."(с)

Аватар пользователя Zet
Zet(7 лет 4 месяца)

Поддерживаю. И спасибо вам за статью - еще одна страница нашей непростой и от того еще более героической истории.

Аватар пользователя mastak
mastak(11 лет 5 месяцев)

И снова подлец "святой николашка 2" 

Аватар пользователя k.ant49
k.ant49(7 лет 10 месяцев)

И не только  Николай.Игра шла по-крупному.Наши тогдашние "партнеры" тоже подсуетились:

"Ещё до союза 1880-х годов британцы стали помогать строить японский флот. Япония должна была стать «тараном» Англии против Китая и России. В 1895 году японские правительство приняло первую обширную программу усиления своего военно-морского флота. Японцы собирались начать постройку боевых кораблей всех классов, в первую очередь основных кораблей тогдашнего флота — эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров и эскадренных миноносцев, предназначенных для активных наступательных действий. Однако японская промышленность, и особенно судостроение, была ещё недостаточно развита, чтобы самостоятельно реализовать эту программу. Поэтому заказы на постройку кораблей разместили за границей. Англия стала главным помощником в создании ядра флота. За границей построили: 4 эскадренных броненосца — все в Англии, 6 броненосных крейсеров 1-го ранга — в Англии и Франции, 5 крейсеров 2-го ранга — в Англии и США, 11 эсминцев — в Англии."

Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг.

http://www.svdeti.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1450:war-of-gb...

Аватар пользователя fedor67
fedor67(8 лет 3 месяца)

Ещё до союза 1880-х годов британцы стали помогать строить японский флот.

Кио виноват, что В РИ не умели строить современный флот? Что отствали от стран Запада? Неужто не видели, что происходит ? Шапкозакидательство -все аналогично сегодняшнему дню ура партиотов,

Похоже на то же, как  многие думают сейчас-не желали ничего менять, все и так хорошо. А сейчас последствия будут похуже

 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, манипуляции) ***
Аватар пользователя valuisky
valuisky(12 лет 4 месяца)

И что мы сейчас строим за границей? 

Аватар пользователя fedor67
fedor67(8 лет 3 месяца)

И что мы сейчас строим за границей? 

Спасибо коммунистам, ВПК от них достался приличный.

НО

Сейчас война будет другая,  гибридная, информационая, технологическая, экономическая. А зависимость экономики РФ-существует и это не решалось 25 лет, проснулись только недавно да и то вяло проснулись.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, манипуляции) ***
Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Что Вы к Англии прицепились? "Якумо", например, вполне себе немец был. А "Ниссин" и "Касуга" - это вообще песТня... Их вообще то России предлагали, когда Аргентина обанкротилась. Но... Не нужны оказались "Ваканте" и "Оккупанте", как презрительно их обозвали "специалисты".

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***
Аватар пользователя Редут
Редут(9 лет 4 месяца)

В СССР была детская книжка об этом.

Аватар пользователя PIPL
PIPL(10 лет 5 месяцев)

Спасибо. 

 

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Вечная память и вечная слава экипажу  "Корейца",

А  "Варяг" был сдан врагу, его притопили и за это сдавшийся экипаж получил возможность вернуться из плена. Когда они возвращались в Россию они думали, что их в России определят сразу на каторгу в Сибирь.

Но в России был запрос на подвиг и вот журналисты, пресса  вылазку Варяга превратили в подвиг. В прессе шло обсуждение, немцы написали прекрасную песню о Варяге. И в результате их уже ждали как героев.

Ну а крейсер служил японцам на устрашение нам. Даже флаг Варяга наверно до сих пор принадлежит не России.

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя k.ant49
k.ant49(7 лет 10 месяцев)

Ну а крей­сер служил япон­цам на устра­ше­ние нам.

Да,после подъема "Варяг" был японским и ходил под их флагом.А чО вы хотите-самураи,блин.Оне печень супротивника,говорят,жрут,дабы внедрить в свое нутро отвагу врага.wink 

 Даже флаг Варяга на­вер­но до сих пор при­над­ле­жит не России.

 Южная Корея передала России флаг легендарного крейсера "Варяг"

https://ria.ru/politics/20101111/294907441.html

Там все написано,много букоф...

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Ну флаг отдали, который те сдали на хранение при сдаче врагу. Ничего героического в действиях варяга не было. В ВОВ когда было ни шагу назад, что было бы с теми кто сдал оружие и флаг?

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя Ирвин Шаг
Ирвин Шаг(8 лет 7 месяцев)

В Кореец не было попаданий. Его капитан, Г.П.Беляев принял меры маскировки и дезинформации противника.

В ночь перед боем покрасил треть корабля в шаровый цвет и убрал верхние реи на мачтах. Таким образом сделав корабль визуально меньше. Соответственно дальномерщики японцев зная реальню длину корабля (66 метров) выдавали неправильную дальность. При стрельбе по Корейцу шли перелеты.

Беляев предложил и Руднёву(да,да писать и произносить следует именно так, Руднёв) сделать так же. Но тот отказался от этого как от нерыцарского поведения.

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Кореец герои. А песня про Варяг это были стихи насмешка "Врагу не сдается наш гордый Варяг пощады никто не желает".

Сдали флаг, сдали корабль и выторговали условия сдачи

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя Ирвин Шаг
Ирвин Шаг(8 лет 7 месяцев)

Я считаю, что все там герои.

Не сдриснули на берег, приняли бой, корабль затопили.

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Экипаж Корейца готовился к бою. Продумал стратегию бо,, но у них не крейсер и пушек с фигу, а Варяг готовился не к бою, а покрасоваться. И корабль притопили, выторговав условия сдачи в плен. Сдали знамя. Позорище. А песня Варяг это как про Антошку поют с юмором, а эту тоже как подколка. Песнь о предателях и трусах

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя Ирвин Шаг
Ирвин Шаг(8 лет 7 месяцев)

Подпись у вас от администрации ........... знаковая.

Вам в библиотеку надо заходить..... периодически. Читать. Конспектировать.

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

То что у меня эта надпись это то что я говорю разное. Коспектировать,  кого? Миф о героически "погибшем" Варяге позорно сдавшим оружие знамя и всем экипажем. Тут писали, что при царе имя погибшего корабля присваивали новому и Варяг этой чести не удостоили. А что читать посоветуете

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя Ирвин Шаг
Ирвин Шаг(8 лет 7 месяцев)

Уважаемый Щепа, посоветую я вам почитаь словарь толковый. А то вы слова беспорядочно употребляете.

Например, у канонерской лодки не может быть стратегии боя.

А вот почему, вам станет известно из книг.

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Читайкин читай сам

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя fedor67
fedor67(8 лет 3 месяца)

Его капитан, Г.П.Беляев принял меры маскировки и дезинформации противника

вот это молодца!

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга, манипуляции) ***
Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 4 недели)

Благодарю за статью. Напомнили всем, что подвиг Варяга не по стечению обстоятельств, а по зову души.

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

В истарии был большой ФЕЙК о подвиге Варяга и он остается

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя valeryma
valeryma(9 лет 6 месяцев)

Я сам ни в историю крейсера "Варяг" не вникал, ни в биографию, подвиги, звезду и смерь капитана Руднева. И вообще темя РЯВ меня мало интересует. Можно даже сказать, что вообще никак не интересует. Потому, что к тому времени Империя уже была просрана.

В доме лежат старый кортик и старые ордена. Они пахнут 19-м веком.

И вот тут сижу даже не я, член ВЛКСМ и КПСС... А сидит моя дочь 2003 года рождения. Я рассказываю ей про ракеты дедушки, про голод бабушки... Она сидит, мордой в контакт или телеграм, давай, батя, свисти дальше.

Так и живем. 

Аватар пользователя Chepa
Chepa(6 лет 11 месяцев)

Надо рассказать истории кортика и наград так, что мол твой айфон отстой, что за кортик получил миллион лайков от товарищей.

Комментарий администрации:  
*** Оранжевая личинка ***
Аватар пользователя serzhant
serzhant(12 лет 4 месяца)

Пробовали ? И как результат ? Внушает ? А то я вам таких идей накидаю...

Аватар пользователя valeryma
valeryma(9 лет 6 месяцев)

Надо, да. Один раз у нее на глазах отрубить голову курице.

Аватар пользователя shoork
shoork(7 лет 6 месяцев)

Непрерывно сидит в гаджетах ? - это начинающееся цифровое слабоумие:

"Во-первых, оказалось, что есть у этого «вируса» две разные мишени: дети и взрослые. Эпидемия одна, а болезни у них развиваются разные: «цифровое слабоумие» – у детей, «информационная псевдодебильность» – у взрослых.

Термин «цифровое слабоумие» впервые появился в Южной Корее, но уже очень быстро был принят на вооружение в США и Европе. Это специфическое состояние мозга, которое свойственно молодым людям, чья жизнь от рождения была связана с гаджетами. "

полную статью приводить не стану, если интересно- кину ссылку.

Аватар пользователя Silent
Silent(9 лет 8 месяцев)

Спасибо.

Вечная память героям.

Аватар пользователя Вячеслав Чешский

Спасибо. Варяг был возвращён, выкуплен у японцев в 1915 году.

https://ru-history.livejournal.com/1218238.html

 

Аватар пользователя MMV13
MMV13(10 лет 7 месяцев)

техническое задание было сформулировано только в общих чертах, что открывало простор для "рационализаторской мысли". И фирма Чарльза Крампа постаралась, стремясь всячески сэкономить

почему то мне кажется, что ТЗ писали не американцы. Следовательно и ответственность несут те, кто его писал. А этот вопрос автором почему то обойден стороной: предполагаю, что ТЗ писалось нашими спецами и весь патриотический уклон материала тогда перевернется до следующего: большевики были правы. царизм даже в столь важных вопросах ,как армия и флот, утерял квалификацию до предреволюционной.  

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевых манипуляциях и набросах ***
Аватар пользователя maxwells demon
maxwells demon(7 лет 8 месяцев)

Автор мог бы и дописать оставшееся, раз уж Мельников в руки попался.

Более неудачного имени для корабля кажется не существует.

Тот "Варяг" делали американцы, большую часть жизни он прожил под японским флагом, дважды был захвачен, трижды продан.

Предпоследний за свою жизнь уже дважды продан. Причём второй раз - якобы для использования в качестве борделя.

Теперь по поводу "всенародной памяти." В отличие от пропагандистов в РИФ отлично знали, что произошло в Чемульпо. В 1904 году в Корейском проливе в бою с японской эскадрой погиб броненосный крейсер "Рюрик".  В 1905 году от артобстрела гавани Порт-Артура затонули броненосный крейсер "Баян", бронепалубные крейсера "Палладв" и "Диана". Возле Сахалина погиб крейсер "Новик".. Все они, кроме "Рюрика" затонувшего в открытом море, впоследствии были подняты японцами.

Так вот. К 1914 году в составе РИФ снова были крейсера "Рюрик", "Баян" ,"Паллада", "Диана", "Новик". То есть - преемственность между погибшими кораблями и вводимыми в строй сохранилась. Кроме двух. Трусливо брошенного командой "Боярина", которого по Жёлтому морю "летучим голландцем" носило. И "геройски погибшего" "Варяга".

.

 

Комментарий администрации:  
*** Неполживая гадота ***