Красников: только РАН сможет спасти страну в высокотехнологичном будущем

Аватар пользователя bom100

Кандидат в президенты РАН Геннадий Красников рассказал о развитии технологий и о том, какую роль в "наукоемком будущем" могла бы сыграть Российская академия наук.

— Геннадий Яковлевич, как вы оцениваете процессы, происходившие в Академии наук в 1990-х и 2000-х?
— Процессы деградации я стал замечать еще в конце 80-х. Потом произошел распад СССР, и надо отдать должное тем людям, которые сохранили академию в такое трудное время. 2000-е дали надежду, но, на мой взгляд, РАН эти годы "проспала". В 2008-м лично я очень ясно почувствовал: если мы в академии сами не сделаем реформу, то за нас это будет делать правительство.

  cpek8rfjmeme7ubvwpdl.jpg

Г. Я. Красников (1990 год)

Период с 2013 по 2017 год я лично оцениваю как один из самых трагичных в истории академии. Система управления разрушена, и мы оказались как в финале фильма "Бриллиантовая рука": на машине, которая подвешена за трос к вертолету. А мы тут внизу активно рулим, делаем вид, что куда-то едем.
Когда же в довершение всего не состоялись выборы в 2017-м, у меня внутри все оборвалось — я подумал, что похожее состояние я уже испытывал…

— В 1991-м?
— Да. Я очень хорошо помню, как развалился СССР. Конечно, я считаю это трагедией. И сейчас у меня такое же чувство, когда я вижу, как разваливается РАН. Тогда я, можно сказать, "просидел" эти годы, занимался спасением предприятия, института, связкой науки с внедрением. И вот сейчас я сказал сам себе: "Опять все разваливается на твоих глазах. И ты опять рискуешь все это "просидеть".

xyfowdwpkx9ubfolzl1c.jpg

Г. Я. Красников и Ж. И. Алферов

— Но теперь у вас появился конкретный шанс взять весь процесс в свои руки? Или это иллюзия?
— Сейчас действительно у меня создалось впечатление, что руководству страны все-таки академия нужна. Что это понимают. Есть шанс, что можно изменить ситуацию, и это основная моя мотивация. Поэтому я иду на выборы. Для меня это непростой выбор. Я не публичный человек, всю жизнь занимаюсь своим делом, микроэлектроникой. Но так получилось, что микроэлектроника является на настоящий момент одной из самых наукоемких, быстроразвивающихся и влияющих на нашу жизнь технологий. Поэтому я хорошо понимаю, что происходит в мире.

zctymuwhan8kuhtkeu9y.jpg

Г. Я. Красников и В. В. Путин на заводе "Микрон"

— А что в нем происходит?
— Мы находимся на новом витке научно-технического развития, и наша жизнь будет круто меняться. В 2024 году компьютерный перевод будет излагать смысл текста лучше любого человека-переводчика. В 2028-м — литературные эссе, повести, романы будет писать компьютер. Люди, которые родились в этом году, уже никогда не будут управлять автомобилем, так как это будет делать робот. В 2032-м появятся персональные роботы, в 2050-м исчезнут рабочие специальности. И здесь перед нами стоят колоссальные вызовы!
А ведь даже сейчас мало кто из людей представляет, что такое интегральная схема. А я вот, как специалист, могу сказать, что к 2030 году в интегральной схеме будет более триллиона транзисторов.

cn6gm3fvb1pgr6wxnike.jpg

Открытие производственной линии для выпуска чипов по технологии 90 нанометров (2012 г.)

— И нам ведь важно, чтобы в России были отечественные микросхемы?
— Это понятно. Ведь любые микросхемы содержат недекларированные возможности, то есть их создатель всегда может перехватить управление. И найти их невозможно.
— Абсолютно точно невозможно?
— Да, я это говорю, как специалист. Либо ты должен затратить на это столько времени, что на это уйдут десятки лет. Остается только самим все делать. Либо наши машины будут биться, банковские карточки заблокируются, робот-хирург будет резать не в тех местах, в которых должен. Нам остается делать электронику только самим. Это вопрос безопасности.

iqeigzk7scc8mh3s6wje.jpg

На награждении Государственной премией в области науки и технологий (2015 г.)

— Есть ведь еще и социально-экономический вопрос...
— Да, это второй пункт. Уже сейчас англичане и немцы тестируют грузовики-беспилотники. На сегодняшний день автопилот стоит 30-40 тысяч долларов. Через пять лет он будет стоить три тысячи, а потом и 300 долларов. И это не просто очередной гаджет, это важный элемент, влияющий на всю экономику, потому что, например, снизится число ДТП. Все автомобили-беспилотники будут общаться друг с другом. Это наше самое ближайшее будущее.
Третий вопрос — философский. Буквально через несколько лет полностью изменится жизнь. Это будет существование среди тысячи друзей в социальных сетях при отсутствии одного настоящего друга. Я думаю, что люди уйдут в виртуальную реальность, будут больше бояться реального взаимодействия с другими. Это также будет влиять на общественную и социальную жизнь в стране, поэтому сейчас мы находимся в ситуации, когда надо принимать решение.

wrh3xqhqkr4psgtbjbhm.jpg

Г. Я. Красников (2015 г.)

— А ведь именно Академия наук всегда занималась проблемами будущего!
— Да, и сейчас это под силу только ученым академии. А получается, что в этот ответственный момент РАН находится в самом разрушенном состоянии, образно говоря, на носу 41-й год, а все ученые в военных лагерях, нет топлива, нет самолетов… Я хочу сказать, что если мы хотим быть независимой страной, у нас осталось очень мало времени.
— Что же нужно делать для того, чтобы не оказаться беззащитными перед будущим?
— Академия наук должна занять более активную позицию. Она должна стать инициатором крупных государственных проектов, адекватных тем изменениям, какие у нас происходят, и вызовам, которые перед нами стоят. Во-вторых, РАН должна полностью "забрать под себя" экспертную функцию. Все проекты, которые реализуются на государственные деньги, допустим, более 500 миллионов, — должны пройти экспертизу в академии. Кроме того, РАН должна состыковывать разноплановые государственные программы, которые предполагают проведение научных исследований.

rvc911l4zwhr6icvqjhz.jpg

Г. Я. Красников показывает А. А. Фурсенко производство НИИМЭ и "Микрон"

— Как быть с недофинансированием?
— Существуют федеральные целевые программы, которые направлены на создание реальных продуктов. И они на сегодняшний день привлекают в 10 раз больше средств, чем весь бюджет РАН. Если бы мы хотя бы 10% взяли от ФЦП на фундаментальные исследования, то почти удвоили бы бюджет РАН. И так бы мы освободились от грантовой зависимости.
— Гранты — это плохо?
— Не может вся наука строиться на грантах. Во-первых, гранты очень маленькие, и получается какая-то бесконечная беготня. Во-вторых, есть ученые, которые умеют "добывать" деньги, а есть такие, которые не умеют. И им нужно дать возможность больше времени уделять работе, а не этой беготне за грантами.

n1m0knkt8bidaquhdnkt.jpg

Г. Я. Красников

— Какие проблемы Академии наук вы считаете самыми главными?
— Первая проблема — это взаимодействие с внешней средой, в первую очередь, конечно, с властью. И здесь иллюзий не может быть, потому что РАН существует на государственные деньги. Мы должны восстановить нормальные отношения с властью. Вторая проблема — взаимодействие с обществом. Если мы претендуем на государственное финансирование, мы обязаны разъяснять обществу, чем мы занимаемся и зачем это все нужно. Ну а третья проблема — внутренняя. И она связана с разными трудностями во взаимодействии между учеными в самой академии. Все эти вопросы сложные, все они взаимосвязаны. Нельзя налаживать взаимоотношения с властью, когда внутри академии тебя не понимают. И невозможно, когда внутри тебя понимают, а с властью или обществом — катастрофа. Знак нашего времени, который вскрывает отсутствие взаимопонимания с обществом, — это отсутствие гордости за отечественные научные разработки: общество воспринимает тебя только в случае успеха за границей. Надо ли говорить, что такое отношение необходимо менять.

Геннадий Яковлевич Красников

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий редакции раздела будущее

да, вот философские вопросы пока отрабатываются стихийно, в культурном слое и не в нашем культурном слое. Нам необходимо разрабатывать этику Нового Человека

Комментарии

Аватар пользователя theTurull
theTurull(10 лет 8 месяцев)

— Какие проблемы Академии наук вы считаете самыми главными?
— Первая проблема — это взаимодействие с внешней средой, в первую очередь, конечно, с властью. И здесь иллюзий не может быть, потому что РАН существует на государственные деньги. Мы должны восстановить нормальные отношения с властью. Вторая проблема — взаимодействие с обществом. Если мы претендуем на государственное финансирование, мы обязаны разъяснять обществу, чем мы занимаемся и зачем это все нужно. Ну а третья проблема — внутренняя. И она связана с разными трудностями во взаимодействии между учеными в самой академии. Все эти вопросы сложные, все они взаимосвязаны. Нельзя налаживать взаимоотношения с властью, когда внутри академии тебя не понимают. И невозможно, когда внутри тебя понимают, а с властью или обществом — катастрофа. Знак нашего времени, который вскрывает отсутствие взаимопонимания с обществом, — это отсутствие гордости за отечественные научные разработки: общество воспринимает тебя только в случае успеха за границей. Надо ли говорить, что такое отношение необходимо менять

4-я проблема. Научиться разговаривать с Промышленностью. Да понятно, что есть фундаментальная наука, которая в обычной жизни не применима. Но у нас куча отраслевых институтов. Почему они должны сидеть только на госпайке? Почему не искать потенциальных изготовителей, конструкторов, которые бы могли применить какие то наработки уже сейчас?

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 1 месяц)

Бесполезно. Потому что первая проблема, это сама академия, которую интересует не результат, а попил денег среди своих.

Аватар пользователя СергиоПетров

yes

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (систематический инфопонос и срач) ***
Аватар пользователя Vokk
Vokk(8 лет 3 месяца)

Высокотехнологичное будущее в России, где зарплаты преподавателей ниже чем у дворников? И любой продавец в Макдональдсе зарабатывает больше доктора наук в государственном ВУЗе?

О чем это они?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (систематическое хамство, набросы) ***
Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 1 месяц)

Не травите душу. Дочь защитила диссер по синтезу интерметаллидов, потенциальных высокотемпературных сверхпроводников. Предложили 25 т.р. Ушла работать экспертом в LG. Выживают те лаборатории, которые имеют гранты с Запада и, редко, от промышленности.

Аватар пользователя Арахнолог
Арахнолог(8 лет 6 месяцев)

Фурсенко прекрасно смотрится. Ему только рукава подлиннее и сзади их завязать. Была прекрасная награда за его самоотверженный труд.

Комментарий администрации:  
*** Уличен во флуде и политоте, рекомендуется банить при рецидивах ***
Аватар пользователя bom100
bom100(12 лет 4 месяца)

 

https://www.facebook.com/rusa.club/videos/815923741910691/ - Думаю Касатонов будет против или воздержится.

 

Аватар пользователя В.
В.(9 лет 11 месяцев)

В 2024 году компьютерный перевод будет излагать смысл текста лучше любого человека-переводчика. В 2028-м — литературные эссе, повести, романы будет писать компьютер. Люди, которые родились в этом году, уже никогда не будут управлять автомобилем, так как это будет делать робот. В 2032-м появятся персональные роботы, в 2050-м исчезнут рабочие специальности.

 

Когда-то в детстве я что-то похожее (по степени "грандиозности") слышал.

Уже внуки растут, а почти все эти "прогнозы" так травой и заросли (то, что "прогнозировали" - почти ничего не осуществилось; того, что осуществилось - не было даже в самых смелых фантазиях). Про "исчезновение рабочих специальностей" сколько живу, столько и слышу (и у этого "академика" фантазии - как у "Начальника Чукотки" 20-х годов).

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 7 месяцев)

  ////Академия наук должна занять более активную позицию. Она должна стать инициатором крупных государственных проектов, адекватных тем изменениям, какие у нас происходят, и вызовам, которые перед нами стоят. Во-вторых, РАН должна полностью "забрать под себя" экспертную функцию. Все проекты, которые реализуются на государственные деньги, допустим, более 500 миллионов, — должны пройти экспертизу в академии. Кроме того, РАН должна состыковывать разноплановые государственные программы, которые предполагают проведение научных исследований.////

Хитро.

1. Инициация крупных государственных проектов не входит в компетенцию РАН. Их компетенция - научные исследования.

2. РАН не обладает компетенциями экспертизы всех проектов. Может проводить экспертизу только проектов, которые соответствуют ее компетенции.

3. Состыковывают разноплановые государственные программы специальные государственные структуры.

Академики РАН продолжают демагогию. Не могут смириться с тем, что будут выполнять программы, разработанные государственными структурами.

Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 1 месяц)

Не будут. Будут имитировать бурную деятельность.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 2 недели)

это точно.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Хмырь
Хмырь(11 лет 5 месяцев)

Красников, видимо, более покладист в отношении финансирования "конвергентных технологий", в отличие от проректора МГУ Хохлова, публично критиковавшего эту очередную распильную лженауку, за что правительство РФ и выкинуло Хохлова из кандидатов в президенты РАН.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(9 лет 11 месяцев)

Странный текст для академика.

Заход с запугивания лохов будущим, затем апокалиптические картины текущего состояния, следом апофеоз собственной значимости, и как кода - "дайте денег, а не то...".

Это ж презентация маркетолога)))    

Аватар пользователя mastak
mastak(11 лет 5 месяцев)

А что эти гавнюки делали 26 лет ?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 2 недели)

то же самое, - ничего.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Boba
Boba(10 лет 1 месяц)

Мда, неинтересная личность эта Красников. Совсем.

пришел на работу в НИИМЭ и завод «Микрон» на должность инженера в 1981 году и в этом же году был назначен (избран) на должность освобожденного секретаря комитета комсомола НИИМЭ и завода «Микрон». Проработав на этой псевдонаучной должности два года он за неведомые заслуги получает сразу же должность ведущего инженера, на которой проработал меньше года и был назначен начальником цеха завода «Микрон», через три года он назначается заместителем главного инженера завода «Микрон», а еще через год - заместителем директора по производству - коммерческим директором завода «Микрон». В 90-е годы он скупил приватизационные ваучеры у рабочих завода и действительно назначил себя Генеральным директором Акционерного общества «НИИМЭ и завод «Микрон»!

Теперь понятно откуда эти лозунги в интервью.

Аватар пользователя Сударь
Сударь(8 лет 1 неделя)

Предвыборная реклама кандидата на АШ.

Аватар пользователя мент
мент(7 лет 2 месяца)

Наверное нормальный мужик и отличный спец 

Если бы еще комиссию по лженауке прихлопнул с ее погаными инквизиторами и шкурами продажными и нацеливали действительно на прорывы. А то только и слышно - холодного термояда быть не может, того не может, сего не может, хотя есть опыты, противоречащие догмам Наука может быть или передовой, или той, которая ворует результаты более успешных коллег или гениев-самоучек,

У нас складываеться второй тип - и эта организауция в прошлом АН СССР, величайшее достижение социализма.

Аватар пользователя hardknap
hardknap(11 лет 7 месяцев)

Не может быть уже такой науки, какая была в СССР. Хватит ностальгировать.

Аватар пользователя мент
мент(7 лет 2 месяца)

Без науки нам кирдык - так и не выберемся с обочины Это и оборона, и уровень жизни, и смысл существования

 

Аватар пользователя hardknap
hardknap(11 лет 7 месяцев)

Кто ж спорит-то?..

Аватар пользователя ПавлинМавлин

http://klnran.ru/wp-content/uploads/2015/05/BVZN_15.pdf

4. Не породит ли борьба с лженаукой инквизицию, веду- щую охоту на ведьм?

Комиссия по борьбе с лженаукой не включается во внутрина- учные споры. Идейные споры между учеными должны решаться на семинарах, конференциях и страницах научных журналов. Лженаука – это явление, существующее вне научного сообщест- ва, когда идея, отвергнутая учеными, обманом выдается за науч- ную или достоверную. Если вдруг гениальная научная догадка не признается коллегами (такое бывает, хотя и редко), то решать эту коллизию надо внутри научного сообщества, а не искать признания у публики или чиновников, которых легко ввести в заблуждение.

5. Не будет ли Комиссия использоваться для сведения лич- ных или политических счетов?

Такая опасность грозит любому экспертному совету. Однако надо понимать, что всерьез объявить лженаукой важное научное направление невозможно на уровне подобной Комиссии. Если та- кое случается, как было в свое время с генетикой и кибернетикой, то на уровне принятия политических решений. Это лежит далеко 6 Александр Сергеев за пределами полномочий Комиссии по борьбе с лженаукой, и если такое случится, то скорее вопреки воле Комиссии, чем с опо- рой на нее. Комиссия не придумывает сама, что наука, а что лже- наука, она опирается на мнение научного сообщества и обращает внимание на те случаи, когда идеи, отвергнутые широким кругом специалистов, выдаются за научные.

Аватар пользователя мент
мент(7 лет 2 месяца)

Ну это правильно Только на практике все иначе Они не вытсалвяют проблему на обсуждение, па просто пригвождают её - антинаучно и все Значит ты мракобес Были же факты, когда они загнобили целые напарвления А вокруг холодного термояда чсто происходит - эффект есть, но РАН орет как потерпевшие - антикнаука

Аватар пользователя aorai
aorai(9 лет 1 месяц)

Ворьё в кубе.

Аватар пользователя Кракодил
Кракодил(7 лет 9 месяцев)

Мне кажется, Красникову стоит сменить фамилию на Манилов. А может, и сразу на Бендер-бей. Что-то не вызывает доверия трепотня...

Аватар пользователя ng
ng(7 лет 11 месяцев)

Гендиректор Микрона утверждает, что у него нет технических средств для поиска закладок в микросхемах.

Аватар пользователя kue
kue(9 лет 11 месяцев)

Ну, и как он будет удерживать талантливых выпускников техн. вузов? При условии, что их "пасут" где-то с третьего курса весьма именитые зап. конторы, которые чувствуют себя в наших вузах, как дома. И все это еще с 90-х как было, так и осталось, наверно. Поправьте, если ошибаюсь - я очень хочу ошибаться по этому поводу

Аватар пользователя Вася Пупкин
Вася Пупкин(8 лет 9 месяцев)

ты не ошибаешься именно так и есть.

Аватар пользователя poklonyaius_velikomu_kote
poklonyaius_vel...(11 лет 10 месяцев)

Ошибаетесь.
Где-то года с 21-го 22-го восстановят ОВИРы. 
 

Аватар пользователя kue
kue(9 лет 11 месяцев)

Папой Римским клянетесь?

Аватар пользователя poklonyaius_velikomu_kote
poklonyaius_vel...(11 лет 10 месяцев)

Верить или нет - Ваше дело.
Бо развелось нашего брата ванговальщика, что блох на собаке.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(11 лет 2 недели)

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Oslick
Oslick(12 лет 3 месяца)

Государство несёт строгую ответственность лишь за фундаментальную науку и мегапроекты. За остальную науку, т.е. прикладную, - лишь отчасти. Прикладная наука, кмк, должна базироваться на специальных внедренческих опытных лабораториях под чутким надзором ФАНО, т.е. с чётким регулированием краником бабок: "если для достижения оговоренного результата требуется дополнительные средства более 33% от первоначально обозначенных в соглашении/договоре, то такое направление должно отключаться от финансирования" до окончательного прояснения ситуации. Иногда требуется немного дополнительного времени, чтобы совершить новый подход с неожиданной стороны, и результат достигается.

Аватар пользователя poklonyaius_velikomu_kote
poklonyaius_vel...(11 лет 10 месяцев)

По сути чувак отразил основную парадигму ему подобных - бесполезность и убыточность научных изысканий.
Пока он власть, в РАН будут сидеть такие-же никчёмные прожиратели народного бабла. 

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя brekotin
brekotin(9 лет 1 месяц)

картинки не отображаются. Как я понимаю не тоько у меня.

Аватар пользователя vutshim
vutshim(11 лет 8 месяцев)

Насколько я вижу по новостям и результатам - РАН совершенно бесполезен для страны, более того, он для нее вреден. Когда туда выбирают только того, что бы иметь корочки, а руководство занято только переделом бабла - науке и промышленности это только вредит. 

Похоже что у "академиков" решили забрать бабло вот они и запереживали.

Нам остается делать электронику только самим. Это вопрос безопасности.

Интересно, кто же мешал или мешает на это делать? Не верю я эти товарищам, увы, без кардинального оздоровления ничего кроме вреда эта организация стране не принесет

Комментарий администрации:  
*** Уличен в жидких набросах ***