Дружба с Минском по газу

Аватар пользователя кислая

Мнение автора, конечно, слишком эмоционально иногда циклично и с перегибами, но по сути верно. Тем не менее, что бы не создавалось впечатления, что автор нагнетает проиллюстрировала мнение автора статьями из СМИ РБ .

И опять в этом году завершились эти странные переговоры, по нефти и газу с Минском. Почему по нефти? Нефть подключилась позже. Смешанные чувства всё это вызывает: сложные и неоднозначные. Как раз тот случай, когда ситуацию просто не объяснишь — на философию тянет. Да, есть такие вещи, которые объяснить сложно категорически, как смысл жизни студенту-первокурснику, поступившему по льготе. Все бросаются терзать отдельные цифры и судорожно соображать: кто выиграл?

Вопрос вообще не в том, скорее, можно спросить: кто проиграл? Потому что тут пахнет скорее не победой, скорее чем-то другим. Простой человек с улицы не заморачивается всеми этими сложностями, для него всё всегда просто и однозначно. А вот тут мы имеем тот классический случай, когда первое, да и второе мнение не верны в корне. Прежде всего надо задаться вопросом, а зачем Россия предоставляла какие-то льготы по углеводородам вообще?

Их вполне себе можно продать на международном рынке и не париться. И тем не менее, на протяжении десятилетий Россия гонит в Белоруссию те самые углеводороды по цене ниже рыночной. Зачем? В чём тут смысл? Почему просто их не продать, а деньги не потратить на армию? Идея, первоначально заложенная, была весьма разумной, это потом всё скатилось в сегодняшние унылые фекалии.

Но планировалась всё достаточно разумно и толково: помочь РБ встать на ноги и запустить самостоятельную экономику. Именно так: Белоруссия вышла из СССР без долгов и с неплохой промышленностью. В принципе, в 1991-м даже, например, у Финляндии положение было в чём-то хуже. Иметь рядышком дружественное России, благополучное государство, чем не вариант? Вот и Россия в этот вариант серьезно вложилась.

В принципе, могло и должно было сработать: стартовые позиции были неплохие, проблема была в одном человеке, который и возглавил эту страну. Своего рода — роль личности в истории. России, например, «пробежать» тот самый отрезок от социализма к капитализму не помогал никто. Как хотите, так и выкручивайтесь. А у Белоруссии были, пожалуй, самые лучшие на постсоветском пространстве возможности (наряду с Украиной).

И самое главное: отсутствие национальных и региональных проблем — небольшая, однородная страна на пути из Европы в Россию. В принципе, могло всё получиться неплохо и интересно, и мы могли бы сегодня говорить о «белорусском чуде» — это я без иронии. Чтобы угробить такие великолепные исходные возможности, надо было постараться. И г-н Лукашенко не ударил в грязь лицом.

Это я серьезно: у развитых стран типа Японии и Германии промышленность была получше, а долгов гораздо больше. И нефть с газом они покупали за полную стоимость. Белоруссии было предоставлено всё, только развивайтесь! И вот через 20 лет правления Лукашенко и дружбы с ним мы можем оценить результаты этого «развития».

Почему-то в головах белорусов сама собой сложилась какая-то странная логика, что вот эти деньги из России — это «на прокорм» и они будут идти бесконечно. Сели, покушали. Разве это плохо? Порассуждали о независимости и особом историческом пути РБ… Да, неплохо это всё, совсем неплохо, беда была в том, что рано или поздно это должно было закончиться. Оно и закончилось.

Лукашенко как-то надо было объяснить поступление крупных сумм денег из Москвы в «независимую Белоруссию», ну он и сваял национальный миф, про то, что Россия должна платить за само существование РБ на карте. Многие купились. Беда в том, что «социализм» в Белоруссии длился гораздо дольше и сознание рядового белоруса крайне мифологизировано. Идеологизированное и мифологизированное сознание человека советского было точно так же, как оно использовалось для строительства, использовано для развала СССР. Кто из граждан СССР в 1991 понимал, «что почём» в этом жестоком мире? Большинство верили в сказки.

 
Почему Республика Беларусь ничего не должна России? 2013 г.

Но проблема даже не в мифах, проблема в том, что Лукашенко профукал двадцать лет и минимум пятьдесят российских миллиардов долларов. Возможно ли было превращение Белоруссии в некий аналог Финляндии, как мечтают сегодня многие белорусы? Любой россиянин подтвердит вам, что возможно. Для этого белорусам надо было: а) реформировать экономику; б) работать до «кровавых мозолей».

Я понимаю: это сложно и неприятно. Инерционный же путь развития привёл к тому, что зарплата россиян и белорусов на строительстве Белорусской АЭС различается раза в три (встретил в белорусской прессе такие данные). Что вызывает обоснованное негодование белорусов. Почему-то разница в зарплатах белорусов и поляков у них такого негодования не вызывает.

Белорусы прекрасно знают о том, что зарплата в Германии гораздо выше, чем в Белоруссии. Вопросов это не вызывает, это вызывает убеждённость, что надо «идти на запад». Между тем, как легко догадаться: уровень жизни в стране отражает не её географическое положение, а уровень развития экономики. Чудес тут не бывает. Кстати, Казахстан (с его небольшим населением) гораздо более нефтяная страна, чем Россия. Сказать, что там всё замечательно и лучше в разы, язык не поворачивается. Азербайджан очень нефтяная страна. Проблем море.

Так что именно уровень развития экономики, который и в России, и в Польше выше, чем в Белоруссии. Обидно, понимаю. Но именно так обстоят дела. Можно бесконечно любоваться заборами и дорогами, но Белоруссия — экономически отсталая страна. Отсюда все проблемы. Что самое неприятное: ни Бог, ни царь и даже ни Меркель (которая просто чудеса творит!), не дадут избавления от бедности белорусскому народу.

Белоруссия и российские регионы по сути дела находились практически в одних условиях последние 20 лет. Белорусы могли свободно торговать в России и получали нефть/газ дешевле мировых цен. И Белоруссии не надо было воевать в Чечне или перевооружать армию/флот (у Белоруссии нет флота!). РВСН у РБ тоже отсутствуют. Межнациональные проблемы и Северный Кавказ — тоже нет.

То есть положение РБ было даже лучше, чем многих регионов РФ. Вот нравится вам или нет, но дело обстоит именно так. Россия потратила чудовищные деньги на борьбу с терроризмом на своей территории: РБ всё это было неинтересно, и она не помогала никак. Без обид, но именно так и обстоят дела. Сейчас Россия уже год воюет в Сирии с зловредной ИГИЛ и теми, кто за ними стоит. Белорусский союзник не истратил на эту войну ни копейки и не послал туда ни одного человека

В противостоянии с НАТО РБ тоже отказалась по сути участвовать (это стоит денег, кстати). То есть нигде, никак и ничего. И тем не менее уровень жизни в России гораздо выше, чем в мирной, нейтральной, ни с кем не воюющей Беларуси. Вывод: белорусская экономика чудовищно неэффективна. Почему белорусы нигде, никак не помогли России, тратят на армию минимум (рядом РФ!) и при этом страна на грани банкротства? Что за чудеса?

Ещё раз: все белорусы помнят, что в России есть газ и нефть, но при этом забывают, что последние 25 лет Россия практически непрерывно воюет. Или воюет, или готовится к военному столкновению. И тем не менее уровень жизни там выше. Парадокс. Вот Белоруссия 25 лет наслаждается миром, ну и что? Какие уникальные технологии за это время разработаны? Какие высокотехнологичные производства созданы?

Вот Запад ввёл санкции, это позволяло резко нарастить поставки продовольствия и особенно разнообразных консервов и пищевых продуктов. Маленькая Белоруссия и громадный российский рынок продовольствия (насколько мне известно, один из самых больших рынков в любой стране). Жратва — это не микропроцессоры ни разу (и даже не бытовая техника). Это гораздо проще и дешевле. И нам бесконечно долго рассказывали, как всё колосится на полях в Белоруссии и как там бродят ухоженные бурёнки. И что случилось? А случилось нашествие «белорусских устриц».

То есть нет в России сегодня хорошего сыра и белорусы тут почти никак нам не помогут. Не случилось нашествия белорусского продовольствия, случилось нашествие контрабанды. И начались скандалы. То есть, даже имея такую блестящую возможность заработать Белоруссия её не использовала никак. Вообще никак. Ещё раз: рынок продовольствия относительно низкотехнологичен и малозатратен по сравнению с химической промышленностью, например. Специально под белорусов случилось чудо: громадный российский рынок зачистили.

 
Россия не хочет открывать свой рынок для красной рыбы из Беларуси. 2016 г.


Есть жёсткое централизованное руководство, и есть сохранённая промышленность и сельское хозяйство. Пользуйся! Не случилось ничего. Кроме поставок европейской продукции с переклеенными этикетками. Вывод прост: белорусская экономика мертва. Или близка к такому состоянию. Простите, кто в этом виноват? При чём тут Россия? В Белоруссии часто принято ругать Россию 90-х и бандитский капитализм, однако сегодня РБ скатилась именно к такому уровню.

Переработать польские яблоки в сок/джем невозможно от слова совсем, люди тупо гонят «контрабас» через российскую границу, когда их ловят — обижаются. Именно так у нас работали «бизнесмены» и «предприниматели» в 90-х: украл, перепродал, на Канары. Можно хоть кого-то было в 90-е годы убедить открыть производство? На тебя бы посмотрели как на идиота. Производство! Я вот тут медный кабель пошёл резать… Вот то же самое с Белоруссией: есть сотни тонн польских яблок, невостребованных никем, есть толпы безработных белорусов, есть гениальное руководство в Минске, но вместе всё это не складывается никак.

Яблоки гниют, белорусы сидят без работы. В этом тоже виноваты лично Путин и Абрамович? Вот даже в такой сверхкомфортной ситуации заработать белорусы не смогли практически ничего. И эти самые люди убеждены, что только Россия мешает им развиваться и стоит им с их «навыками» выйти на европейский рынок, как они заработают много и сразу…

Потому они и не зарабатывают помалу, чтобы заработать сразу и много (не размениваются, понимаешь, на мелочи). Кстати, с введением санкций многие углеводородные проекты в России застопорились. А, как мы помним, в Белоруссии мечтают о своей нефти и газе. Пожалуйста! Разрабатывай! Добывай! Welcome to Siberia! Однако никто из Минска в Сибирь за «нефтегазом» не метнулся… Как многие горожане уверены, что еда сама собой появляется на полках магазинов, так и белорусы предпочитают нефть и газ «доставкой на дом». И по цене ещё поторговаться… Шибко дорого берёте, господа хорошие…

И где тут промышленность? Какие особые компетенции может предложить Республика Беларусь? Что интересного создано за четверть века независимости? Напомним: Белоруссия не воевала, не боролась за территориальную целостность, не вела борьбы с терроризмом, ничего. России не помогла нигде и никак. Так вот, что создано за 25 лет такой размеренной жизни? Чем можно гордиться? Ведь не было чёрного, криминального передела, не было взрыва преступности, не было хаоса (белорусы всем этим очень гордятся).

Но что было создано? В таких вот тепличных (по сравнению с Россией) условиях? Что оправдывает так называемую «независимость» Республики Беларусь? По сути дела не создано ничего нового, высокотехнологичного. В момент введения санкций против России стало ясно, что ничем РБ нам помочь не сможет: ни в промышленности и технологиях, ни в сельском хозяйстве. Это простите финальный итог, а не некая промежуточная стадия.

Остаётся понять, а чем люди занимались 25 лет незалежности? ТС создавался как раз для свободного перемещения товаров именно внутри союза. Когда белорусы возмущаются (а они возмущаются), почему членство в этом союзе не приносит им особых бонусов, позволительно спросить: а что уникального, интересного они могут предложить на российский рынок? Товары, услуги, технологии… Они ведь не воевали в Чечне. У них было 25 лет мирной жизни (благодаря мудрой политике Минска). Так что?

Причём все эти вещи определённая часть белорусов понимает, но только когда речь идёт о Западе. О том, что надо развиваться, соответствовать, что-то создавать, предлагать. Вертеться, если хочешь жить. Но всё это «понимание» касается только и исключительно «западного вектора». В ТС галушки должны прыгать в рот сами собой. А если не прыгают… это плохой ТС! Вот что нового, высокотехнологичного, продвинутого предложила Белоруссия в России/Казахстане в рамках ТС? В ответ — тишина…

Россия и Казахстан (члены ТС) активно добывают нефть, но нуждаются в определённых технологиях. Может ли такие технологии предложить РБ? И почему нет? Но те же самые молодые белорусы уверены, что вот на Западе у Белоруссии… всё сложится. С чего бы это? Откуда такой оптимизм?

Разговор в белорусской прессе ведётся о неких «экономических сложностях» и «спаде». Но это не совсем правда: на самом деле идёт сворачивание белорусской экономики как таковой. Её очень долго искусственно поддерживали на плаву, но всё хорошее когда-нибудь кончается. Читаешь интервью: якобы раньше человек, работая каменщиком, зарабатывал под тысячу долларов (столь любимых белорусами), сейчас сто пятьдесят… Народ активно перебирается на работу… в Россию! Кто бы мог подумать!

И вот приезжает белорусская делегация. Разговаривать. По газу. Вся беда в том, что они уже не пытаются извлечь необоснованную выгоду, как думают многие россияне, нет. Они просто уже не в состоянии платить те самые сто пятьдесят баксов за тысячу кубов. Ситуация пиковая. И она будет ухудшаться. «Резинку от трусов» растянули очень сильно, теперь она возвращается в исходное состояние. Мы сами это проходили и в начале «гордых девяностых», и в конце…

 
Лукашенко — о газовом споре с Россией и блокировке белорусских продуктов: "Это край!" 2016 г.

Вся беда в том, что Белоруссия сегодня России не очень уже интересна. Практически ни с какой точки зрения: все попытки создать совместное экономическое пространство закончились, по сути, ничем. Российский бизнес в Белоруссии рассматривают, прежде всего, как «захватчиков», нет, продать товар в Россию — это нормально. Но продать белорусское предприятие российскому покупателю (пусть даже оно в предбанкротном состоянии) — это не нормально. Получить оплату за российские товары, поставленные в Белоруссию, тоже не всегда просто.

Белорусская экономика не стала (да и не могла стать при таких раскладах) частью российской. Она превратилась в своего рода «камень на шее», который тяготит всё больше и больше. Общей фразой в белорусской прессе является то, что России «не по карману» финансировать «союзника». Дескать, отсюда все проблемы. Виновата Россия, которая не может прокормить столь ценного и столь «няшного» союзника.

При этом денег на армию у Белоруссии нет. На стада милиционеров есть, а на армию нет. Кому интересен такой союзник? Даже США настойчиво требуют от своих союзников участия в финансировании оборонных программ, и это логично. Как ни парадоксально это прозвучит, но оборона суверенного государства — это прежде всего, проблема этого государства, но никого более. Даже так. Как ни цинично это звучит. И об этом Трамп открыто заявил гордым прибалтам. В Прибалтике разразилась истерика по данному поводу.

Разнообразные политики из этих стран очень любили балаболить с высоких трибун о своём суверенитете, но, когда им жёстко сказали: «Ваш суверенитет? Вот вы его и защищайте!», они ударились в слёзы: «Нас бросили. Нас кинули. Что нам делать?»

Принято исходить из аксиомы, что падение режима Лукашенко — геополитическая катастрофа для России и его надо спасать любой ценой. Не знаю, не уверен. И дело тут не в сильно негативных эмоциях, которые вызывает в России этот политик. Просто сухие факты: «главный союзник России» категорически отказывается признавать территориальную целостность России… Нет, знаете, причины абсолютно неинтересны: вы или признаёте территориальную целостность России, или нет.

 
В Могилеве исчезли из продажи глобусы с "российским" Крымом. 2016 г.

То есть если, не дай Бог, вокруг Крыма начнутся боевые действия, то РБ это не касается? Тогда зачем России такой «союзник»? Смысл в чём? Последние два года именно Крым/Чёрное море — точка противостояния РФ-НАТО. Хотя бы полистайте «ВО» — постоянно новости вокруг Крыма и его обороны на дальних подступах. Но с точки зрения белорусской прессы — Крым «аннексирован» Россией. Практически любой прессы, не обязательно оппозиционной. «Россия напала на Украину, Белоруссия тоже под угрозой» ( аналитический доклад минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований). Есть такая тема в белорусских СМИ. Кто-то верит, кто-то не верит…

Вот Макей (министр иностранных дел РБ) встречался с польским корреспондентом и заявил, что лично не верит в нападение России. Спасибо на добром слове. Но про то, что РФ и РБ — союзники, Макей даже не заикнулся, беседуя с поляком. Это так — для наивного российского пользователя озвучивается. У нас в России как-то не любят обращать внимание на то, ЧТО озвучивают белорусские политики при встрече с западными коллегами.

 
Глава МИД Беларуси: Я не исключаю возможности интеграции с ЕС. Владимир Макей дал интервью польскому ежедневнику. 2013 г.


Тема «РФ и РБ — союзники» звучит только на встречах по линии РФ-РБ, но нигде более. Даже Никарагуа признала Ю. Осетию. Та самая страна, что находится на заднем дворе США. Белорусы опасаются последствий, находясь рядом с Россией. Но нам предлагают верить на слово, что, в случае серьезного конфликта в Европе, Лукашенко выступит на нашей стороне? У него нет для этого ни армии, ни желания. И самое главное — белорусское общество сегодня (в отличие от российского) находится у «точки закипания», причём без всякой войны… Попытка с кем-то воевать при таких раскладах «дома» чревата.

Не любят у нас об этом говорить, но батька достал и «вынул» даже на родине очень многих. И никакой «всенародной поддержки» у него нет. И никакого «социального государства» там тоже давно нет. Остались «городские легенды» про социальную справедливость, сохранённую промышленность и т.д. Но в реальной жизни всё немного не так.

Причём в стране присутствуют сильные антироссийские настроения (удивительно, да?). То есть в критической ситуации белорусское руководство не сможет, да и не захочет, поддержать Россию. Всё это очень интересно, но зачем нам финансировать эту систему? Лукашенко сегодня любой ценой хочет удержаться у власти, для этого ему позарез нужна наша помощь, но ответить взаимностью он не сможет, да и не захочет

То есть он так построил страну и внутреннюю политику/пропаганду, что даже если бы возжелал сегодня встать на сторону России в надвигающемся конфликте — это было бы не так-то просто сделать. Белорусы могли бы его не поддержать. Да, и как уже было сказано, ситуация в экономике в мирное время к оптимизму не располагает. Без всякого внешнего воздействия система вполне себе может развалиться. Буквально на наших глазах.

Даже оставляя в стороне Крым (хотя как ты это сделаешь?), что-то не припоминаются «союзнические» высказывания по проблеме Южных Курил. Так чьи они, с точки зрения официального Минска? Вопрос не праздный. То есть если японцы полезут возвращать Курилы, то понятно, что белорусских военных туда не пошлют (это их не касается). А вот если Польша полезет возвращать «сходние кресы», то это уже чисто российская проблема. Вообще, в каких границах РБ признаёт РФ?

Видите, кажется иногда, что это у белорусов постсоциалистическое (у нас ещё в 1991 так многие думали): люди убеждены, что им должны все, а они никому и ничего. Такое поведение (социальная демагогия) было в какой-то мере выгодно при том строе. Когда человека начинаешь убеждать в обратном (идеология баш на баш) — он идёт в агрессивную контратаку. Короче, кто убедил всех в правоте своей позиции, тому все и должны «социальные блага» отсыпать. Такая вот технология выживания.

 
Лукашенко о белорусской модели развития. 2015 г.


Вообще, проблемы Белоруссии зашли настолько далеко, что, как ни странно, даже «украинский вариант» не выглядит таким уж неприемлемым. Ну представьте, все последние годы на белорусском троне сидел не Лукашенко, а некая марионетка Запада. Ну вот что бы он делал? Да почти то же самое, только без разговоров о дружбе и братстве. Не совсем, конечно, один в один (это если утрировать). Но если бы Западу была бы нужна толковая подсадная утка в Минске, то разница между ней и Александром Григорьевичем весьма невелика: вытянуть из России побольше денег, тормозить все интеграционные процессы, пропагандировать национализм и русофобию…

И это всё о нём. То есть издали РБ выглядела и выглядит весьма и весьма презентабельно: просоветское, дружественное России, русскоязычное и социально-справедливое государство. Лепота. Но если подойти поближе, то маскировка начинает облазить, как обгорелая кожа. Тут есть и мини-олигархи местного разлива (всякие там Чижи/Япринцевы), и нищета, и русофобия… Только вот это всё умело маскируется.

И вот вся эта замечательная система не может жить без русских/дотационных газа/нефти. С ними, кстати, тоже уже жить не может. Именно поэтому переговоры по «справедливой цене на газ» шли несколько месяцев: русские переговорщики упорно пытались понять — кто все эти люди и чего, собственно, они хотят от России. Так как тот самый муляж Советской Белоруссии развалился окончательно.

Так что обсуждать, кто победил, а кто проиграл на переговорах, абсолютно бессмысленно. Белоруссия переживает сегодня серьёзнейший внутриполитический и внутриэкономический кризис. Как, впрочем, и Украина. Вот в чём правда! И эта самая правда категорически неудобна политикам как в Киеве, так и в Минске. Майдан-2 и «АТО» никаких внутренних проблем Украины не разрешили. И даже усугубили. То есть без всяких гражданских войн на Украине всё было сложно уже в 2013 году. И это «волшебный» выход для украинских политиков и их европейских партнёров — обвинить во всём Москву.

Внимательно слежу за высказываниями западных политиков по Украине. Так вот, абсолютно все категорически игнорируют внутриукраинские проблемы. Все проблемы по линии «русской агрессии». Представим (для чистоты эксперимента), что Россия вообще исчезла и на её месте плещут волны Мирового океана… Постарайтесь представить ситуацию на Украине. Легче стало? К концу нулевых на Украине накопились мощные, неразрешимые противоречия. Внутриукраинские. Если даже России нет, то никуда они не денутся и проблемы не отменятся.

То же самое и с Белоруссией. Развитие страны зашло глухой тупик. И вот именно поэтому очень хочется перевести стрелки на кого-то другого. Просто, если уровень жизни снижается в разы, неизбежно возникает вопрос: «Кто виноват?» Есть такое выражение во французском языке: «немецкая ссора». Это когда, начиная абстрактный спор, вас пытаются спровоцировать на конкретный мордобой.

Так вот, любые, повторяю, любые «переговоры» по газу или чему-то там с РБ выглядят весьма подозрительно. Негатив при любом исходе: если Россия идёт на уступки, то, во-первых, г-н Лукашенко выдаёт это за свою личную заслугу (именно свою и именно заслугу) — он выгрыз деньги для простых белорусов у злобных русских олигархов. Белорусы в это почему-то верят. Странно, что больше нигде и ничего гениальный переговорщик г-н Лукашенко «выгрызть» не смог принципиально. Во-вторых, это подаётся как вполне естественное состояние вещей: Россия обязана содержать Белоруссию.

Дружба с Минском по газу

Если же Россия выдвигает ряд встречных требований (как это и принято между суверенными государствами), то начинается жуткий скандал и истерика. Если кто не в курсе, то серьёзные успешные переговоры всегда ведутся втихомолку за закрытыми дверями. всегда. По-другому их вести попросту невозможно. Полная открытость наступает только в случае, если от переговоров ничего хорошего не ждут. В нормальном же случае «на прессу» только улыбки и рукопожатия. И общие фразы.

Так принято, но с Белоруссией/Лукашенко это не работает категорически. При возникновении встречных требований и вопросов немедленно начинается работа на публику и массовку. Крики, вопли и истерики. Дешёвый такой базарный приёмчик: «Граждане, хулиганы зрения лишают!»/«Белоруссию хотят лишить независимости!» Вот говорят, что Белоруссия не поддерживает Россию во внешней политике, так как эта политика с Лукашенко не обсуждается. Встречный вопрос, а как можно обсуждать с таким «открытым» человеком вещи, представляющие абсолютную государственную тайну?

Как человек, двадцать лет возглавляя государство, не смог понять, что такое серьёзные переговоры и конфиденциальная информация? Которые не могут быть поводом для публичного шоу, а тот, кто думает иначе, не может быть серьёзным политиком. Парадокс: Лукашенко двадцать чёртовых лет возглавляет Белоруссию, но вести с ним серьёзные переговоры абсолютно невозможно. В случае каких-то разногласий он молчать не будет, он всё скажет… Пусть все знают.

Про базу как раз с ним отлично договорились, конфиденциально. После чего должно было последовать появление российских самолётов. Вместо этого началось публичное обсуждение и категоричные отказы. Белорусские политики разных уровней (начиная с Лукашенко) стали озвучивать идею: «Мы не хотим». Какие серьезные вопросы можно обсуждать с таким государством? Все так называемые «войны с молочкой» и прочим объясняются достаточно просто: Лукашенко понимает только один метод «переговоров с Россией» — «прямой ногой идти на мяч».

Как бы обострить и обозначить конфликт: то есть пусть или уступают, или пусть все видят, какие эти русские нехорошие и «небратские». И как бы даже пытаются не только шантажировать, но и подчинить независимую Белоруссию. То есть показать это и внутрибелорусскому зрителю, и Западу, какая она опасная для Белоруссии эта Россия. Причина такой тактики проста: если договариваешься, то надо или предлагать что-то взамен своих «хотелок», или в чём-то идти на уступки. А Александр Григорьевич на уступки идти не любит и по-гусарски «щедр». Отсюда скандалы.

Вообще, в понятие «союзник» белорусы смогли вложить какое-то особое и уникальное содержание. Знаете, когда завод как бы есть и он большой и как бы даже работающий, но всё его имущество переписано на третьи фирмы или служит обеспечением залога, а большая часть площадей давно сдана в аренду. То есть оболочка есть и ордена на фасаде висят рядом с гордым названием, но всё реальное имущество принадлежит давным-давно кому-то другому. Но при этом директор завода активно выбивает госфинансирование, ссылаясь на былые заслуги…

Вот так и тут: под красивой вывеской «союзник» прячутся весьма странные и не всегда достойные обстоятельства. Почему вывеску не сменят? А госфинансирование идёт под неё, под эту вывеску.

Вы таки знаете: уже не интересно. И уже не хочется никакое финансирование выделять. Вот г-н Лукашенко часто любит прятаться за некую, опять же таки вывеску, под названием «белорусский народ». Что, дескать, он защищает его и только его интересы. Разумно предположить, что и при выделении «помощи» Белоруссии кремлёвским товарищам нелишне обратиться к мнению народа России. Вполне нормальный подход (и вполне симметричный). Так вот, народ против, категорически. В последние два года особенно — отношение к Лукашенко резко ухудшилось.

Не любят его в России (которая демократия) и союзником не считают. И уже давно. Беда в том, что мы имеем под вывеской «союзник»: идеология и политика РБ всё больше ориентируются отнюдь не в сторону России. Вывеска есть, а содержания уже нет.

Таким образом, как раз в 2016 годе от Рождества Христова мы имели необыкновенное счастье наблюдать полное переосмысление российской политики в отношении Белоруссии. Беда белорусов в том, что как раз Россия здорово меняется. И первые звоночки как раз зазвучали в сытые «нулевые» годы — уже тогда выявилась рассогласованность наших позиций. Суммарный ответ г-на Лукашенко можно выразить так: «Они что-то там хотели, но я их послал…»

И вот «следующий» кризис, и снова Россия меняется: меняется политика, идеология, система ценностей. Россия становится более жёсткой и прагматичной. И все эти «игры белорусских патриотов» уже не интересны никак, а хорошо отработанная демагогия вызывает только раздражение. Беда в том, что у Белоруссии уже не осталось не просто хороших, но даже «плохих» вариантов реформ. Только катастрофические.


Всё то, что так долго откладывалось в политике и экономике, будет проведено в «темпе вальса» и в максимально циничной форме. Те самые «российские девяностые» у белорусов впереди. Батька их не отменил, просто отодвинул по времени. Нет, безусловно, все белорусы хотят попасть не в Центральноафриканскую Республику, а сразу в Швейцарию. Того же хотели и россияне в 1991 году. Можете поинтересоваться в России, что было дальше.

 
В чем заблуждаются некоторые белорусы? 2016 г.


Автор, безусловно, не эксперт по национальной психологии белорусов, национальной экономике РБ и реальной системе власти и собственности в этой стране. Но просто, исходя из макроэкономических реалий, можно предположить неизбежный жуткий хаос. Нереформированная, квазисоциалистическая экономика с большими долгами, в условиях падающих мировых рынков — это «что-то с чем-то». Может быть, даже хуже чем в России в 92-93 их годах.

Каким, простите, «союзником» может быть страна в таком состоянии? Я, безусловно, предельно цинично рассуждаю, но в Белоруссии накопился такой ворох проблем, что говорить о каком-то там «союзничестве» можно только после того, как эта ситуация разрешится в ту или иную сторону. Когда общество «плющит и колбасит» по полной программе, ни на какие внешние проекты оно не способно.

Перефразируя известное выражение Сталина, можно спросить: «А сколько дивизий может выставить герр Лукашенко?» Цинично, согласен, и тем не менее, сколько? Может ли современная белорусская экономика вооружать и снабжать более-менее серьезную армию? Тем более, что официальная позиция Минска в том, что белорусская армия (а она есть?) не будет воевать за пределами Белоруссии. И захотят ли молодые белорусы, надев форму, воевать со странами НАТО? Сильные сомнения в этом существуют.

Так не проще ли России потратить те самые деньги на содержание своей собственной армии, которая в случае войны со стопроцентной вероятностью «будет на нашей стороне»?

Никто и не заставляет Белоруссию вступать в конфронтацию, безусловно, но отношения между РФ и Европой ухудшились очень серьезно и очень надолго (отрицать это просто глупо). Пока эти отношения были неплохими, половинчатая позиция РБ имела определённые перспективы. Сегодня уже нет. Сегодня у нас мировой финансово-экономический кризис, санкции и военное противостояние (не только в Европе). Согласен, тут Белоруссии не повезло, но что есть то есть.

А дальше «украинский синдром» в обостренной форме: дружить с Западом, а зарабатывать в России и на России. Вообще, неправда, что у России с Белоруссией «большие проблемы». У России сегодня всё хорошо, а завтра всё будет даже лучше (или не будет). Большие проблемы как раз у Белоруссии. И вот как раз они и переносятся на взаимные отношения.

В Белоруссии архаичная система власти и не работающая экономика, а кто виноват? Русские! Украинство-2 в полный рост. Русские поддерживают систему Лукашенко (на самом деле Белорусское государство)? Плохо! Русские попытаются давить на власть в Минске с целью её трансформации? Зрада и агрессия! Что бы ни произошло и какие бы ходы не предприняла Москва — она будет неправа (с точки зрения белорусских СМИ).

Прежде всего, белорусам надо самим разобраться внутри своей страны и выстроить какую-то устойчивую модель общества (раз уж они претендуют на «суверенитет»). Сегодняшняя уже по сути сдохла. Тогда можно будет говорить о союзничестве/несоюзничестве. На данный момент, когда РБ на перепутье, говорить об этом смысла не имеет.

И да, произнося фразу «мы союзник России», надо понимать, что военное столкновение по линии РФ — НАТО сегодня вполне вероятно. Ответственнее к таким вещам надо подходить.

 Олег Егоров

https://topwar.ru/104874-druzhba-s-minskom-po-gazu.html

Комментарии

Аватар пользователя sertamar
sertamar(8 лет 1 неделя)

И снова Россия "МОГЛА БЫ СДЕЛАТЬ БЕЛОРУССИИ ПРИЯТНО НАХАЛЯВУ". Как же вы быстро расчехляетесь.

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 6 месяцев)

Вектор статьи верен, но пока политики остаются теже и при том же, все так и будет. При отсутствии дополнительных внешних факторов, этого спокойствия еще, возможно, лет на 10 хватит.
А пока Беларусь доедает советскую инфраструктуру и с переменным успехом подпитывается от соседей...
Хм, они пытаются говорить на своей мове, изобретают свой фольклор, ищут отличия и идентичность. Да что говорить, некоторые в РБ хотели бы видеть "москалей" на гиляке а еще большая категория уже сейчас относится к этому равнодушно. Но задним умом все понимают что без сотрудничества с этими "москалями" житуха сильно просядет ибо советское наследие не вечно, а западу РБ если и нужна то как рынок сбыта. Но на то он и задний, ум-то.
Поэтому зря батька цепляется худосочным задом за все стулья. Российский может не такой красочный, но до сих пор самый надежный и устойчивый. Как минимум плевать (Крым, Ю. Осетия, Украина, порты прибалтики, газ, нефть...) в сторону России в его положении, не стоит совершенно.   

 

Аватар пользователя nnon.
nnon.(9 лет 2 месяца)

некоторые в РБ хотели бы видеть "москалей" на гиляке а еще большая категория уже сейчас относится к этому равнодушно.

А разве российское общество единодушно? И 5 и 6 колонны самоуничтожились?  У белорусов такая же примерно картина. Но разве это дает кому-то право оскорблять весь (!) белорусский народ?  

И как назвать того, кто это делает в статьях или комментариях?

Аватар пользователя iR
iR(10 лет 6 месяцев)

конечно не единодушно, именно по этому в рос. обществе "не слишком любят" эти самые колонны.
И вы совершенно правы, никому не дано право оскорблять всех жителей Белоруссии. Другое дело, что когда говорят о том что страна идет "не в том направлении" - имеют ввиду прежде всего руководство страны, и некоторые персоналии а не народ в целом. Но эту разницу уже надо чувствовать и понимать.   

Аватар пользователя nnon.
nnon.(9 лет 2 месяца)

Может автор скажет, кто с кем в современном мире дипломатии дружит за красивые глаза?

Тишина. Что и следовало ожидать. 

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

А что Вы хотите услышать? - то, что РБ как раз и хочет дружить за красивые глаза?скидки дай, денег дай, преференции дай, а когда говоришь, признай - не не признает, плати как все - не не хочу, не занимайся контрабандой - буду, мне это выгодно...

Аватар пользователя nnon.
nnon.(9 лет 2 месяца)

Вы всегда отвечаете вопросом на вопрос?  

скидки дай, денег дай, преференции дай, 

Это называется дружить за выгоду. Вопрос  же был иной

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

А Вы чьи красивые глаза имели виду? Как показывает история взаимоотношений России с "бывшими" - именно они считают, что их глаза самые красивые, поэтому Россия им должна, а они в ответ - нет. 

Аватар пользователя nnon.
nnon.(9 лет 2 месяца)

Россия им должна, а они в ответ - нет. 

Повторяю: это называется дружить за выгоду. Вопрос был о другом. Красивые глаза все равно чьи

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

Раз все равно чьи, то за красивые глаза государства не дружат нигде и никогда, а от друга ждут поддержки в ответ на свою поддержку - и это называется взаимопомощь, а не выгода....

Аватар пользователя nnon.
nnon.(9 лет 2 месяца)

Вот!  Именно: нигде и никогда.  За красивые глаза на уровне государств никто не дружит.

Взаимопомощь - термин  советского периода.  Выгода, интерес, польза - вот что определяет  взаимодействие двух или более сторон.

А Вы копируете статью не только с однобоким суждением, но с искаженным (намеренно?) взглядом на  масштабные вещи.   

Аватар пользователя кислая
кислая(9 лет 11 месяцев)

Это у Вас однобокое понимание статьи - автор, как раз и говорил о том, что со стороны РБ нет поддержки в то время как Россия только и делает, что поддерживает, но стоит России заикнуться по поводу братской поддержки не на словах ( коих Бацка произносит много и часто), а на деле - сразу поднимается вой: "помогите хулиганы зрения лишают"....

Аватар пользователя sav
sav(7 лет 11 месяцев)

Я согласен с тем, что Россия не зависит от РБ. Со всеми вытекающими выводами. 
С чем я не согласен - с выводами. Мы разделяем беларусов и русских. Мы один народ. Не братские народы. Один народ. Беларусом точно также, как украинцам внушили, что они будут жить лучше. Что они нас кормят. Они ведутся. Но мы ведемся в ответ. Безусловно, правда на нашей стороне. Но опять же, говорить в таком духе - согласиться что они независимая нация. 
На мой взгляд надо делать упор на другое. РБ - часть России, рано или поздно войдет в состав России. Не целиком, в виде областей. Чтобы люди этого не боялись и понимали. Вести пропаганду, рекламировать это. Подчеркивать!
Сейчас они ведут себя как идиоты, винят русских. Мы отвечаем им в том же духе (что совсем не мудро). Пропасть между нами увеличивается. Рано или поздно повторится история с Украиной. И лишь когда РБ будет в полнейшей жопе и независимой, лишь тогда у людей придет понимание, что они тоже русские. Что независимость - это бред. Сейчас это не так. 

Либо мы будем убеждать беларусов, что мы едины и рано или поздно добъемся успехов в этом, либо, надо заканчивать как можно скорее с поддержкой и отпустить в свободное плавание. Пусть похавают независимости. Пройдут через 7 кругов ада, и лишь после этого изменят свою точку зрения.

 

Аватар пользователя хамелеон
хамелеон(7 лет 7 месяцев)

Логика Бацки уже никуда не годится. Он занимается государственным капитализмом на обломках СССР, бегая и пытаясь продать остатки в другой кластер и сося ресурсы из русского. В новой логике корпорации могут существовать и управляться только из центра кластера. И центр никому поблажек за братство делать не будет. С Украиной все было показано. Они загубили промышленность и начали задешево отдавать ресурсы европейскому кластеру. Промышленности там скоро не будет от слова совсем. Бацка паразит, пытающийся остановить поезд.  Если он не начнет кооперацию и продажу русским промышленникам остатков промышленности, их просто не будет. Те робяты на западе которые советуют ему это не делать еговраги - им так же как и вна Украине промышленность не нужна. Никто не даст цену на нефть и газ ниже общероссийской, центр кластера не будет разорять свою конкурентоспособность.

Страницы