Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов:
Как я и подозревал, российский Центробанк, точно так же, как и американская ФРС, так сказать, «застыл в позе» и оставил учетную ставку на предельно высоком уровне. Собственно, в этом нет ничего нового. Это продолжение того кредитного паралича, который длится, не побоюсь сказать, на протяжении всей истории Российской Федерации. Лично я не могу припомнить времени, когда бы у нас были нормальные низкопроцентные ставки.
Адекватная учетная ставка должна ориентироваться на среднюю рентабельность реального сектора экономики. У нас же те процентные ставки, которые назначались и назначаются Центробанком и на которые, безусловно, ориентируются коммерческие банки, — это ставки, выгодные только тем, так сказать, предпринимателям, которые зарабатывают за счет финансовых спекуляций и манипуляций. А реальный сектор экономики тем временем «голодает» вот уже четверть века. Чтобы реальный сектор хоть что-то начал получать, нужно, чтобы процентная ставка была ниже его средней рентабельности. Конечно, этот показатель сильно разнится по отдельным отраслям, но в среднем, если сказать грубо, это около 5–8%, то есть вдвое ниже, чем ставка, назначенная ЦБ.
Для сравнения: тем же американским компаниям деньги достаются практически бесплатно. Там учетная ставка давно колеблется в диапазоне от 0% до 0,25%. И только благодаря этим бесплатным деньгам их экономика до сих пор выживает. А вот как будет чувствовать себя «пациент», если его снимут с «капельницы», сказать трудно. Он может уже никогда и не встать на ноги самостоятельно. Экономика США настолько развратилась на этих деньгах, что, боюсь, даже повышение учетной ставки до 1% будет для нее смертельным ударом.
Что касается нашего ЦБ, некоторые говорят, что он в части регулирования учетной ставки проводит, мягко говоря, странную политику. Я не согласен. Я считаю, что он совершенно сознательно проводит разрушительную политику и фактически намеренно душит национальную экономику, сжимая денежную массу. И все это проводится под эгидой следования якобы научно доказанной, а на самом деле глупой и, я бы даже сказал, предательской теории, согласно которой уровень инфляции зависит от объема денежной массы. Я написал книгу о реформах Александра II. Так вот, тогда в Российской империи происходило то же самое, что мы наблюдаем сейчас: в 1860 году был создан Госбанк (это наш ЦБ), и он точно так же вместе с Минфином начал проводить политику сжатия денежной массы. Тогда, правда, это объясняли не борьбой с инфляцией, а необходимостью как-то стабилизировать курс рубля, который стал ходить на европейских биржах. Но результат был столь же плачевный.
И теперь все повторяется: наши власти тупо сжимают денежную массу — об этом знают все. Всем известно, какой показатель монетизации, то есть насыщенности деньгами у нашей экономии, это никакой не секрет. Он ниже, чем во многих африканских странах. Для сравнения: в России на 2013 год экономика была монетизирована на 47,1%, это один из самых низких показателей в мире. В Папуа — Новой Гвинее он составляет 52%, в Парагвае — 46%. А в среднем по миру монетизация экономик приблизительно равна 125%. После этого остается лишь удивляться поразительной живучести нашей экономики. Ее обескровливают, а она еще дышит.
Так что, с одной стороны, ЦБ РФ — это так называемая пятая колонна, которая с успехом делает то, чего не смогли сделать экономические санкции против России. С другой стороны, такая высокая процентная ставка выгодна тем ростовщикам, которые сегодня оказались у разбитого корыта там, на Западе. Ведь там ставки по кредитам уже настолько низкие, что банковский бизнес практически загибается. А здесь, в России для него создали эдакий заповедник: сюда беспрепятственно — через систему всяких посредников и подставных структур — заходят так называемые хозяева денег (банки, стоящие у печатного станка и получающие деньги бесплатно), здесь они очень хорошо зарабатывают, а затем выводят заработанный капитал обратно за пределы России.
Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно посмотреть статистику нашего платежного баланса. Я не поленился и подсчитал чистое сальдо международного движения капитала (сколько приходит в Россию и сколько уходит) и посмотрел сальдо инвестиционных доходов (это разница между тем, сколько зарабатывают иностранцы, вводя свой капитал к нам, и сколько зарабатываем мы, инвестируя свои деньги за границей). И получилось, что за 10 лет, с 2004-го по 2014-й, разница между «приходом» и «уходом» капитала из РФ составила 1 трлн долларов. То есть в среднем из России уходило по 100 млрд долларов в год. Деньги сюда заходят, а потом через какое-то время уходят, причем уходит намного больше, чем вошло. Скажу больше: у нас еще никогда не было чистого притока иностранного капитала, всегда был только чистый отток. Такая вот математика.
Наш Центральный банк непосредственно и целенаправленно способствует этому процессу. И высокая ставка, и такие сюрпризы, как, например, обвал рубля, все это заслуги Эльвиры Набиуллиной. Не зря же на Западе ее назвали лучшим «центробанкиром» в современном мире.
http://rusplt.ru/our-people/our-people-1_58.html
Комментарии
Просто для сведения, средняя ставка по корпоративным бондам по эмитентам с рейтингом AAA в США составляет 3%-4% годовых, для эмитентов с рейтингом BAA около 4,5%-5,5% годовых, ну и для тех, кто имеет рейтинг CCC и ниже и 15% не предел, что далеко не "почти бесплатно", как оно там гундосит.
и для банкиров такие же драконовские проценты, да?
Хорошо гундосить, печатая деньги. Только увы, все они фальшивые. Как и вы...
По-моему, профессор предельно ясно объяснил политику Центробанка =)
Таки да, глупость господина Катасонова просто бесконечна. Чувак реально не понимает разницу между резервными валютами, и соответствующей политикой ЦБ-эмитента резервной валюты, и ЦБ, который свою ДКП строит исходя от зависимости от состояния спроса-предложения на внутреннем рынке резервной валюты.
Он вообще много всего не понимает. Столько глупости написать)
Да, этот популярный болтун не понимает, что такое стагфляция в экономике, и что она лечится исключительно свирепой ДКП ЦБ. И таки те же США в 80-е тоже прошли подобный этап, и тогда глава ФРС Волкер тоже свирепо поднимал ставки дабы загасить рыночное безумие
ну, да... куда же Катасонову до вашего понимания то... Дык, тогда вопрос к "понимающим":
почему у нас монетизация экономики в три раза ниже, чем средний процент в мире?
обратите внимание, что разговор не идет о тех, кто печатает главные валюты... Ну, не стесняйтесь, просвещайте... Только просьба в ответе быть конкретным, а не писать вот такую ахинею, забывая, что кредитование - основной необходимый процесс современной финансовой экономики:
А насчет кредитов, то можно перефразировать: кредиты - развращают, а абсолютно бесплатные кредиты развращают абсолютно.
Для идиотов
Скажите откуда данные по США , а как это сочетается с
Почему же не понимает. Очень даже понимает. Иначе бы НИКОГДА не написал в одном тексте что дешевые деньги привели к развращению и смерти экономики США и ЕС, а вот Центробанк держит огромную ставку :)))))))))))))))))
Сравни 5–8% и амеровские 0,25%, а лучше ещё раз перечитай статью внимательнее.
перечитывать популизм и саморекламу можно конечно бесконечно :)))) Что вы и делаете - не так ли?
А теперь подумайте уважаемый, если это вам не сложно, почему США с их 7,6% вынуждены были перейти к 0,25%. И потом напишете результат ваших размышлений
Нам до 0,25% ещё очень и очень далеко.
Лучше ответьте уважаемый, если это вам не сложно, почему в РФ никогда не было комфортных ставок 7 - 8% ???
Готовы побиться лбом об стену?
Если помнить, что потребление пищи приводит к развращению организма калориями - то вы правы, конечно
Безусловно. Питайтесь в фастфуде и не занимайтесь спортом - посмотрим что будет с вашим организмом.
Безусловно, сидящего на голодном пайке надо пугать именно этой перспективой, чтоб есть не просил
http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-01&pid=sors&sid=ITM_2...
Общая сумма выданных кредитов в миллионах рублей по юридическим лицам
2015 год -
2014 год -
31 582 836
2016 год -
Как мы видим, голодным пайком не пахнет.
Важен не выданный объем, а его соответствие необходимому. Тогда и будет видно - голодный паек или достаточный
у вас есть данные по потребности в кредитах? Можете их предоставить?
Имхо наблюдая за статистикой ЦБ, я вижу очень интересную тенденцию. Это серьезный и постоянный рост кредитования ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ промышленности.
Например за 2015 год с 2 228 739 миллионов рублей до 3 693 500 миллионов к концу года. Почти полтора триллиона рублей за год.
Или по данным за 2016 год. За 5 месяцев уже почти 1.3 триллиона рублей. Что уже почти на сотню миллионов рублей больше чем в 15-м году.
Не по потребности, а по необходимости. Впрочем, нет ни того, ни другого
Если это так, то можно это приветствовать, как рост оборота, а значит и роста -промышленности. При одном условии...Если это кредитование именно промышленности, а не банковских счетов промышленности:)))
Не нужно демонизировать именно ЦБ. Очаг зла не там.
Очаг зла - ВСЕ носители западной парадигмы "развития", и эти твари далеко не только в ЦБ.
+1000
Коротко -- мудак и смутьян этот Катасонов, с амерским членом во рту...
Борьба с инфляцией за последние 20 лет.
2 мин.
... и Глазьев и Леонтьев и Делягин мудаки, а Кудрин с Улюкаевым с Набиулиной красав(и)цы...денег нет,роста нет...но вы держитесь
Конечно. Они бы ответили - не вопрос, сейчас фантиков напечатаем и раздадим всем. Нам не жалко. А власть пусть потом расхлебывает, мы же тут ни при чем :))))))))))))))))
А вы хотя бы читали Глазьева ,как и куда и для чего он предлагает направить деньги?Развитие предприятия это впервую очередь увеличение оборотных средст ,а как это может происходить без денег?
Нельзя ЦБ РФ деньги в производство вкладывать,не разрешает головной офис за лужей
http://chipstone.livejournal.com/1265619.html
Всё кровно заработанное россиянами на спасение от краха хозяев.
Пусть господин Катасонов едет в прекрасную страну - Папуа-Новую Гвинею и там и работает при их прекрасном ЦБ (а у них вообще ЦБ есть?). Может он и поймет, что сравнивать колонию с их подножным кормом (бананами) и 2-ую по мощи страну мира 9 (к тому же еще и северную), которую пытаются всей Европой и Америкой запинать, несколько некорректно.
А насчет кредитов, то можно перефразировать: кредиты - развращают, а абсолютно бесплатные кредиты развращают абсолютно.
Насчет втрой страны это не прикол, если говорить о втором десятке. И не запинать, а успокоить, кстати успешно успокоили, даже термин новоросия исчез из обихода. Если бы хотели запинать - конретно запинали бы, но цели не было. Была цель немного тормознуть сумасшедшего, что и произошло, см. выше.
У монетизации есть размерность - это разы, т.е. в странах с большим количеством денег оборот идет медленно, а этот коллега академика Кадырова немного не в курсе:)))
Вы здесь все трёте о странах у которых не стоит таких масштабных экономических, нерешенных за 25 лет насущных задач в реальном секторе, как у нас. «Академик» Катасонов — это «несущественную» разницу четко понимает. Ему ваши потешные цели увеличения при помощи эмиссии потребительского спроса и плечей для игры на биржах — нах не упёрлись. Как здравому экономисту в отличие от клоунесс при клоунах из ВПР.
Лихо он второй триллион после первого «более триллиона» имени матвиенко посчитал. Вы фсё врёти, профессор доктор околоэкономических наук Катасонов! Правду говорят исключительно наши местные либероиды. Патамушата выгодоприобретатели гнили на которую не один год здесь онанируют, а они никогда не врут.
Говорить о ставке в отрыве от инфляции вообще странно. "Очищенная" ставка = ставка - инфляция. Можно хоть с чем сравнивать. С рентабельностью. С другими странами. Может она немного и выше США, но это не принципиально. Скоро дожмут и инфляцию и ставку.
Говорить об инфляции в отрыве от ставки - не менее странно, поскольку это взаимообусловленыне вещи и они влияют друг на друга.
Инфляцию невозможно дожать тем способом, что применяется, не дожав одновременно экономику. Ставку же дожимать вообще не нужно - её росчерком пера устанавливают.
Катасонов очень грамотно стращает всех. Как смотришь его выступления так все, страна катится в ад и вот вот все рухнет. Годы идут, экономика крепнет или доказывает свою прочность пережив мощнейшую международную атаку (санкции+нефть) а он все рассказывает как у нас страну хоронят. Вызывает закономерный вопрос а не засланный ли казачок?
« экономика крепнет » — графиком в реальном секторе с нулевых хотя бы, покажете?
Кто все? Даже РБК ни сном ни духом. Хотя трындеть не мешки же ворочать. Ври чего хочешь, интернет все стерпит.
http://www.cbr.ru/statistics/?PrtID=ms&Year=2015
В 14году сжимали
В 15 на уровне инфляции , и то только в конце года.
В 16 году опять сжимать начали.
Да неужто О_О
1.01.15 - 32 110,5
1.01.16 - 35 809,2
Офигительно сжали :)
А теперь дальше:
1.02.16 - 34 839,7
1.03.16 - 35 105,4
1.04.16 - 35 440,1
1.05.16 - 35 908,7
Я понимаю конечно что стращать надо, но не надо давать ссылки не посмотрев на них самостоятельно
А что не так? В 14 году
01.01.2014--31 404
01.12.2014--30 625
Есть сжатие ? Есть.
01.01.2015 --32 110
01.11.2015--32 859
И только в конце года сразу на 12 %
01.01.2016--35 809
А в 2016 до мая 35 908
А инфляция.
http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx
2014--11.36
2015--12.91
2016--2.93
Фактически за три года сжали на 10процентов ( это так прикидочно).
Никакого стращения, политика ЦБ, если вам такое не нравится, так и пишите, нечего сову натягивать на глобус.
Снова обращаемся к цб:
Периоды там идут с 1-го по 1-е следующего года. Что несложно заметить.
1-е января 2014 года 31 404,7
1-е января 2015 года 32 110,5
Дальше
1-е января 2015 года 32 110,5
1-е января 2016 года 35 809,2
По инфляции:
http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01042016.pdf
Причем стоит обратить самое интересное внимание:
Основной скачок на инфляцию в декабре 2014 года дала плодоовощная продукция ) благодаря которой среднее значение 11.4, (плодоовощная 22%)
В 2015 году дает основную нагрузку январь по той же продукции.
Значение 12,9
В 2016 году инфляция 2,5 с пиком опять таки на плодоовощи в январе)
Итак смотрим. Рост инфляции сопровождается маленьким приростом денежной массы в 706 млрд . А в переход с 2015 на 2016 года прирост денежной массы составил - 3699 млрд рублей. Что на мой взгляд совсем неплохо.
Смотреть вы можете как угодно, это ваше право. Но прирост денежной массы не соответствует инфляции, что указывает на сжатие денежной массы, что в период кризиса, очень смелое решение( мягко говоря), что собственно и видим по падению промпроизводства в РФ, и это не смотря на скромненькую в два раза, девальвацию.
А рост цен на овощную продукцию смотрится вообще очень мило-- Импортозамещение по Российски.
вот она черта блицвосприятия. Увидели любимую циферку, фекалии метнули и радости полные штаны. А увидеть что рост цен сезонный религия не позволила. Впрочем бывает :) Не мне вас судить и не мне вам оценку давать.
Но выводы я сделаю на будущее )
Страницы