Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Психология ненависти. Анонс.

Аватар пользователя bell9078

Эта статья является анонсом, вероятно, длинной серии моих публикаций, которые лягут в основу монографии о психологии ненависти и её роли в формировании межнациональной и межэтнической розни. В силу своих знаний и квалификации (а также финансовых и организационных возможностей), я постараюсь проанализировать как наиболее общие механизмы этого процесса, так и более частные параметры. Возможно мне так же удастся понять, что с этим делать и как жить дальше, но программа минимум - правильно сформулировать вопросы. Промежутки между статьями могут быть произвольными и зависят от свободного времени, вдохновения и количества теоретического и эмпирического материала.

Зачем это всё и почему тут? Во-первых, это развитие моей кандидатской диссертации. Эта тема меня увлекла, и я не собираюсь останавливаться на этом. Во-вторых, я надеюсь получить обратную связь от людей, не имеющих непосредственного отношения к науке психологии, но тем не менее вдумчивых и критичных. Заводить жж или собственный сайт не целесообразно. К тому же такая тема скорее всего ляжет в канву этого сайта. Разумеется научные статьи на данную тему будут издаваться в научных сборниках, ссылки будут указаны тут.

Эссе-Пролог.

Впервые идея этой книги возникла, когда несколько улеглись страсти в Донбассе*. Где-то после первого Минска**. Когда притих эмоциональный накал, в том числе и у меня, я задался вопросами: что заставляет нас ненавидеть друг друга? Что это за сила? Она внутри нас или действует на нас извне? Насколько она сильна? Избирательно ли её действие, и если да - то каковы критерии отбора?

В сознании обывателя чужак и враг понятия если и не синонимичные, то по крайней мере тождественные, хотя это далеко не всегда верно. Чужаки при первом контакте вызывают набор амбивалентных чувств и эмоций, например страх и любопытство. И в этот весьма краткий промежуток времени у наблюдателя формируется так называемое "первое впечатление". Именно оно и будет оказывать основное влияние на следующие акты коммуникации с чужими. Определять их тон и настрой, формируя палитру чувств, то есть субъективного отношения

Ненависть является самым деструктивным чувством потому, что оно не возникает спонтанно, а формируется под влиянием множества факторов и закрепляется в течении определённого времени. Очевидно, что именно ненависть, обладая значительным запасом эмоциональной энергии, способна подпитывать отрицательные эмоции, на протяжении длительного времени не ослабляя давление на психику человека, искажая его восприятие реальности, формируя деструктивные поведенческие стереотипы.

Ненависть проявляет себя практически во всех аспектах человеческой жизни. На индивидуальном уровне, в виде отношения к миру и самоотношения, на всех уровнях социума, от микро до макро, являясь, очевидно, причиной многих социальных проблем. Глубина и актуальность проблемы проявляется, например, в неискоренимости войн. С того момента, когда люди впервые взяли в руки камни и палки, война стала нашим естественным состоянием, неотъемлемой частью нашей жизни. Война определила наш общественный строй, способ ведения хозяйства, образ мышления, стиль и смысл жизни. Суммарное время проведённое человечеством в войнах составляет около 95%. За всю документальную историю человечества всего около 292 лет на планете не велось никаких боевых действий. Разумеется эти годы не шли подряд. Ненависть - это топливо войны, причем возобновляемое. В динамике это выглядит рекурсивно: ненависть питает войну, а война греет ненависть. К счастью закон энтропии тут вполне применим, и со временем интенсивность этого процесса снижается по мере накопления усталости. Все войны раньше или позже заканчиваются мирными переговорами.

Ненависть слабеет, обретает более социально приемлемые формы бытовой нетерпимости, но не уходит насовсем, отражаясь в культуре и ментальности враждовавших народов, приобретая хроническую форму. Расширение межнациональных контактов работает как иммунитет, сдерживая развитие острой фазы. Однако, ненависть - терпеливая болезнь, годами она копит силы, заставляя своих носителей приспосабливаться к себе, и в какой-то момент, когда иммунитет вдруг ослабнет, происходит пароксизм: ненависть выплёскивается в актах агрессии, замыкая свой цикл. Стоит ли искать его начало? Скорее всего нет, гораздо важнее понять можно ли его разомкнуть, прекратив на планете кровавую жатву ненависти.

* https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вооружённый_конфликт_на_востоке_Украины
** https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Минский_протокол

Комментарий автора: 

В комментариях к данной статье возникла очень нелицеприятная ругань, поэтому часть комментариев пришлось удалить. Я хочу напомнить читателям, что блог был создан для обсуждения темы, которую я считаю важной, для конструктивной критики моих умозаключений, а никак не для срамной ругани между собой. Хотя в рамках исследуемой темы это было познавательно.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Vfr_cbv
Vfr_cbv(5 лет 9 месяцев)(15:10:24 / 06-05-2016)

Слог хороший. Мне понравился. Подписался. Буду ждать первую публикацию из основной части.

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 3 месяца)(15:25:58 / 06-05-2016)

Ненависть на мой взгляд - такое же следствие желания жить, как и большинство человеческих чувств. Адаптация инстинкта выживания к конкурентной среде себе подобных. Корнями питается из представления о ограниченности досупных жизненно необходимых ресурсов.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(15:43:52 / 06-05-2016)

Именно так! см ниже

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(15:42:58 / 06-05-2016)

Интересно, буду ждать продолжения.

 

что заставляет нас ненавидеть друг друга? Что это за сила? Она внутри нас или действует на нас извне? Насколько она сильна? Избирательно ли её действие, и если да - то каковы критерии отбора?

предлагаю смотреть глубже

не "что это", а "зачем это?"

почему эволюция привела к созданию "ненависти?", зачем естественный отбор одобрил "ненависть"?

мои размышления на эту тему

 

 
 Жизнь есть экспансия

 

Откуда все лёгкости цветных восстаний?
Это бунт  несработанных гормонов.
Бунт переполненных яиц и яичников.

Причём, наблюдаю зависимость

Если среда фактически не позволяет продолжиться, родить 3, то революция красная. Если же возможность формальная есть, но социум не поощряет более 1, то революция оранжевая.

Отсюда определение революционной ситуации

 

«отсутствие надежды родить и воспитать 2,2 ребёнка» ( не факта, а надежды).

 

Нарушено главное условие Жизни — невозможно обеспечить процесс передачи близкородственного генофонда?

 

Жди выступлений.

 

Обещешь каждому возможность родить и воспититать троих?

 

Завоюешь с ними мир, если только не встанут на пути те, кто потеряет возможность родить своих. полностью ниже

 
Экспансия детишками

ненависть есть чувство появляющееся в случае невозможности (непонимания как) решить стоящую проблему, которая должна быть обязательно решена.

ненависть можно вызывать искусственно 

 
классификация протестующих

методы борьбы с ненавистью 

 
Механизмы создания альтруистического общества

 

 
Цель на столетия

продолжение

 
 Идеальное общество. Принципы и методы его построения

эти статьи из моего блога здесь. читать "снизу вверх". 

 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(18:38:32 / 06-05-2016)

Благодарю.

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(15:53:03 / 06-05-2016)

Конечно, я не психолог и, тем более, не писатель, но мне кажется, тут перепутаны причина и следствие: война - причина ненависти, а не наоборот. Т.е. чтобы возникла ненависть, нужно сначала убедить разум (и подсознание), что состояние войны уже имеет место быть и враг обозначен (через СМИ, образование и т.п.). Когда это сделано, приходит и ненависть, как естественная реакция на ситуацию войны. Само собой, эту ненависть уже будет сложно контролировать и она будет "выплёскивается в актах агрессии".

В качестве примера можно вспомнить обратную ситуацию: первый год ВОВ, когда отсутствие ненависти к фашистам приводило к чрезмерным жертвам с нашей стороны и это было реальной проблемой, с которой пришлось бороться целенаправленно.

С другой стороны, такая работа может быть востребована при проведении психологической реабилитации людей, как вовлеченных в реальные боевые действия, так и дезориентированных через СМИ.

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(18:34:10 / 06-05-2016)

Мне бы хотелось, чтобы мой труд помогал избегать войн.

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(18:47:44 / 06-05-2016)

Вы либо не так поняли, либо пытаетесь троллить. Причина войн - не в психологии. К сожалению.

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(18:52:49 / 06-05-2016)

Скорее всего не так понял. Но тролить не пытался.

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(22:49:42 / 06-05-2016)

причина войн не в ненависти, а в борьбе за ресурсы /отстаивание интересов. Ненависть - это один из инструментов войны (мотивационный). 

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(07:00:42 / 07-05-2016)

Инструмент, конечно, можно испортить - иногда это даже необходимо. Просто не стоит питать иллюзий - найдут другой.

Перед началом ВОВ ненависти не было совсем, причем, с обеих сторон.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(07:08:18 / 07-05-2016)

Ненависть - это чувство, своим происхожением уходящая в биологию. Этология, одним словом. Изменение ее в этой всязи невозможно без генной инженерии, но ваши изыскания не в этой области? Нет. Значит элиминировать ненависть они не помогут.

Более того, ненависть не всегда заканчивается войной, так же как огонь не всегда заканчивается пожаром.

Такчто  если ставится вопрос прекращения войн, то мы должны вернуться в парадигму культуры. Ибо лишь культура, воспитание в большей степени и образование в меньшей, может помочь индивидууму контролировать свою ненависть так же как он контролирует иные животные инстинкты.

То, чем отличается социум человека от других животных - культура. 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:43:39 / 07-05-2016)

1. Если ненависть имеет биологическую основу, то в процессе исследования должна выплыть на поверхность её эволюционная целесообразность.

2. То что ненависть приводит к войнам, действительно, пока гипотеза. Но пока что выглядит правдоподобно.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(15:49:58 / 07-05-2016)

1. Все в человеках есть продолжение биологии. Биология базис, сознание, социо - надстройка. "Эволюционная целесообразность" раскрыта выше.

2. Конкуренция за ресурс приводит к ненависти, ненависть к агрессии, агрессия к войне.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(12:10:10 / 10-05-2016)

1) так она и выплыла ))  просто вы не знакомы с этологией ;) механизм предотвращения близкородного скрещивания (ненависть как оппозит либидо)

2) ненависть может привести к войнам. но совершенно не обязательно приводит. одной ненависти для войны мало. война - не драка, если вы не забыли )))

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(13:34:44 / 11-05-2016)

1. Ошибка

2. Чем принципиально отличается война от драки? проявления биологии фрактальны. на уровне "объект - человек", конкуренция за ресурс приводит к драке, на уровне "объект - общество/племя/феод/государство", конкуренция за ресурс приводит к войне.

2.1. на всякий случай "Доминирование это тоже есть элемент конкурентной борьбы за ресурс", а то мало ли что. 

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(22:22:24 / 11-05-2016)

1. довольно показательная, кстати, ошибка - то, ну да ладно.... 

2. мотивацией и количеством участников. а так же результатом. вы уверены, что вы верно понимаете использование природой фракталов? да, расскажите мне про ресурс за который происходит драка по принципу - "он на меня не так посмотрел, он мне не то сказал"... очень интересно послушать будет.

2.1. это и ежу понятно, только доминирование не элемент, а скорее результат конкурентной борьбы, не? и, главное, причем тут это?

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(10:54:16 / 12-05-2016)

довольно показательная, кстати, ошибка - то, ну да ладно.... 

угу, на ней ты можешь выстроить очередную параноидальную гипотезу ))

мотивацией и количеством участников. а так же результатом.

 угу, об этом я и написал.

 вы уверены, что вы верно понимаете использование природой фракталов?

"использование природой" - ?? ))) ладно, не буду придераться

абсолютно уверен

"фрактальность" зависит лишь от проявления физических и как следствие биологических законов.

да, расскажите мне про ресурс за который происходит драка по принципу - "он на меня не так посмотрел, он мне не то сказал"... очень интересно послушать будет.

подними глаза выше, на мое сообщение, которое ты комментировал.

как думаешь, почему я ввел пункт 2.1.?

почему я знал, что необходимо до предела разжевать тебе?

и почему ты не воспринимаешь даже до предела разжеванное, хотя тут же кичился знакомством со словом "этология"? 

доминирование, "борьба взглядов" или "борьба слов" служит для снижения издержек в процессе конкуренции. в процессе доминирования устанавливаются статусы, ранги, последовательность подхода к ресурсу. иначе доминанту приходилось бы каждый раз "в мясо" биться за ресурс со своим окружением, что излишне энергозатратно и не эффективно.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(23:47:32 / 06-05-2016)

В основе войны всегда ненависть - неспособность решить проблему иным способом, кроме агрессии. Пусть не у рядового гражданина или воина, но у элиты точно.

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(00:38:17 / 07-05-2016)

элиты, задыхающиеся от ненависти? вы серьёзно? О_О элиты, подсчитывающие свои  возможные выгоды - это как-то реалистичнее. 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(00:48:55 / 07-05-2016)

Рискнул предположить, что камрад рассматривает ненависть как удобный инструмент в руках опытного мастера. Плотнику не нужно самому быть дятлом.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(15:52:49 / 07-05-2016)

Они что, не человеки,  у них та же мотивация биологическая. Просто в силу своей роли они понимают истинное положение дел. См порошенко, эрдоган.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(13:33:17 / 11-05-2016)

почему обязательно "задыхающиеся"?

 

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(14:28:27 / 11-05-2016)

это была метафора.

Испытывать такие слишком нерациональные чувства, как ненависть (или обожание) можно до тех пор, пока не заработает рацио. Все эти бурления страстей иссякают, когда включается разум (и вместо ненависти/обожания остаются неприязнь/приязнь). 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(14:34:06 / 11-05-2016)

Иррациональное - вполне равноправная часть нашей психики. Не нужно отрицать её амбивалентность.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(14:41:04 / 11-05-2016)

рацио не отменяет эмоцию.

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(15:56:54 / 11-05-2016)

увы.

эх, хорошо было бы жить в мире, где эмоцио сведено к минимуму (во всех его проявлениях обезьянника). Тогда не пришлось бы испытывать оторопь при неуместных проявлениях бурных чувств-с (никогда не знаю как нужно реагировать на все эти "эмоции"). Да и общее кол-во глупых поступков было бы существенно меньше. 

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(08:16:10 / 07-05-2016)

Не нужно обобщать на все элиты. Элита - часть социума, т.е. она отражает его культуру и ценности (иначе это не элита, а подстава). Если военное решение не противоречит этим ценностям, то её ничто не остановит. В 99% случаев "неспособность" - прикрытие для "нежелания".

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:56:05 / 07-05-2016)

Элиты всех стран, как и их капиталы, давно перемешались и более не являются национальными. Прискорбно, но для них защита национальных интересов своих стран теперь не приоритетная задача.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(12:04:53 / 10-05-2016)

это, вообще-то, отдельный вопрос - защита национальных интересов и ее место в человеческих ценностях. у размытия наций в одну человеческую толпу есть свои плюсы. а то, что первым это воплотил  на практике фининтерн в своих корыстных целях - это дело второе

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(14:49:48 / 11-05-2016)

защита национальных интересов и ее место в человеческих ценностях. у размытия наций в одну человеческую толпу есть свои плюсы.

не требуется размывать.

защита интересов (не только национальных) была, есть и будет в возможной перспективе.

"я против брата

мы с братом против кузенов

мы с кузенами против всего мира"

это биология. эволюция придумала, естественный отбор одобрил.

речь должна идти не о размытии наций в одну человеческую толпу (или, как ты ранее говорил "скрещивании рас" с "возможность быстро увеличить или уменьшить популяцию людей"), а об объединении интересов людей единой целью. см статьи выше. https://aftershock.news/?q=comment/2582123#comment-2582123

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(21:38:11 / 13-05-2016)

а что, брат обязательно той же расы? ))))))) ну для фашиста - так и есть, чуждые браки не приемлимы )))

 

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(06:56:20 / 07-05-2016)

Хотел написать тоже самое.Очень много где телега впереди лошади. Что для аспиранта удивительно, если честно.

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(07:30:36 / 07-05-2016)

Флажок - полезная фича АШ. Украина же воюет с Россией, хоть та на войну и не пришла. Соответственно, там уверены в нашей ненависти к ним, что вызывает лишь недоумение и досаду.

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:47:08 / 07-05-2016)

Если бы я зашёл с российского айпишника (что в общем-то не сложно), насколько сильно отличалась бы твоя картина мира?

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(18:30:03 / 13-05-2016)

это не первая Ваша тема с моим комментом, а в той первой из текста было очевидно (пока Вы его не "причесали")

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(16:31:15 / 06-05-2016)

тема природы ненависти хорошо раскрыта у К.Лоренца в его труде "Агрессия".

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(18:25:32 / 06-05-2016)

Верно, природа ненависти широко представлена во многих отраслях человекознания, однако сугубо феноменологический подход даёт лишь абстрактные представления о явлении. Мне будет очень интересно рассмотреть проблему на стыке наук, понять её механизмы.

Аватар пользователя ko_mon
ko_mon(5 лет 9 месяцев)(22:48:46 / 06-05-2016)

Варум бы и нихт, почему бы не поковыряться в ненависти (хотя бы, как инструменте внутривидового отбора или следствии гормонального дисбаланса и т.д.). Но последнее время всё чаще возникает ощущение, что все эти пляски с бубном вокруг Эмоциональности(тм) как-то несколько избыточны. Нет, не спорю, эмоция - дело хорошее, но как-то слишком часто именно эта Эмоциональность(тм) стала подменять (и вытеснять) разум (логику и анализ). И возня вокруг оных эмоций, и настойчивые попытки манипулирования оными эмоциями, и любители играть (как на рояле) на этих Струнах Души(тм) aka эмоциях и т.д.

Многовато эмоций, маловато здравого смысла. Слезливые сантименты вместо анализа. Истерика вместо трезвого расчёта. 

Посмотрим, что получится у вас. Надеюсь, будет интересно. 

 

... можно ли его разомкнуть, прекратив на планете кровавую жатву ненависти.

несомненно, но, вероятно, не раньше, чем человек станет постчеловеком. Пока остаётся наш старый-добрый обезьянник - ничего не изменится. Возможно, что ненависть (может и в несколько иной форме) постчеловек оставит себе (как удобный мотивационный инструмент, например). 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(23:23:23 / 06-05-2016)

Не буду пока торопиться, но мысль выглядит резонно.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(23:57:51 / 06-05-2016)

Не "эмоциональность".

Ответственные лица начинают понимать, что сознание и социальное есть лишь надстройка над базисом- биологией. И не противопоставлять надо их друг другу, но гармонизировать.

Аватар пользователя DVonik
DVonik(3 года 5 месяцев)(08:55:27 / 07-05-2016)

Зелёные ростки евгеники на АШ?

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:50:29 / 07-05-2016)

laugh Надеюсь до этого не дойдёт.

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(17:15:51 / 06-05-2016)

Элементарный  механизм возникновения ненависти:

- Человек обнаруживает помехи в удовлетворении каких-либо своих  потребностей/желаний.

В следствие этого  ненависть возникает к тому объекту, который воспринимается как источник помехи, в диапазоне от  ненависти лично к себе до ненависти ко всему Мирозданию, Богу и т.п. 

 

 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(18:27:00 / 06-05-2016)

Фрустрация не обязательно приводит к ненависти. Всё несколько сложнее.

Аватар пользователя Postulat
Postulat(1 год 7 месяцев)(19:10:06 / 06-05-2016)

А может все немного проще?

И ненависть только следствие психической деятельности человека при различных социальных процессах, в основе которых лежит древний принцип управления - Разделяй и властвуй.

Останется ли ненависть если убрать и разделяй и властвуй?

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(23:09:25 / 06-05-2016)

Не обязательно, но я вам говорю о фундаменте. Фрустрация - это состояние конкретного человека.

Ненависть - это элемент взаимодействия с внешним. Когда оценив своё состояние (впал в фрустрацию), человек "находит"  причинно-следственные связи.

Подумав, я даже признаюсь, что не правильно написал, что человек может ненавидеть себя. Себя человек всегда любит.

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(23:59:52 / 06-05-2016)

Ненависть - чувство. Внутреннее.

Внешним проявлением чувства "ненависть" является агрессия.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(07:15:42 / 07-05-2016)

Вам бы следовало знать, что термин агрессия в психологии имеет совершенно иной смысл , если уж решили влезть в тему ;)

 

Аватар пользователя Т55М
Т55М(2 года 11 месяцев)(14:53:09 / 11-05-2016)

агрессия есть одно из проявлений, последствий ненависти.

прошу впредь читать внимательно.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(07:13:25 / 07-05-2016)

Отвлеченно - человек может сам себя ненавидеть. Ну и творит потом глупости, себя наказывая. Частое явление, почти всегда подсознательное. 

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(22:27:46 / 07-05-2016)

 Ну и творит потом глупости, себя наказывая. Частое явление, почти всегда подсознательное. 

Сам себя человек судит (самосуд, самокопание)

 Это не ненависть к самому себе.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(12:00:41 / 10-05-2016)

весь вопрос в степени. кто-то осознал и осудил, а кто-то так сильно переживает, что возненавидел. дело в том, что суд и копание - это процессы когнитивные и длительные. а вот ненависть - эмоциональная сфера, какой же тут когнитив? ))  к тому же относительно мимолетная (импульсная)

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(17:45:46 / 10-05-2016)

эмоциональная сфера, какой же тут когнитив?

В определениях эмоций :

Эмо́ции  — субъективные состояния человека , связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

 

 

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(19:45:55 / 10-05-2016)

простите, а где противоречие моим словам? с чего это субъективность - признак когнитива? 

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(22:26:26 / 10-05-2016)

В определение главное слово - "оценка"

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(18:54:28 / 11-05-2016)

странно, что выделили вы при этом другие слова...

но мнения своего не поменяю. сегодня на интровизии чуток затронули этот вопрос, народ, в общем-то меня поддержал - когнитива в эмоциях нет. оценка в данном случае не когнитивная, а подсознательная. не удачное слово, более правильное - рефлекс.

далеко за доводами ходить не надо - у маленьких детей уже есть эмоции, но еще нет мыслительного процесса. вот и весь спор.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(19:07:49 / 11-05-2016)

в догонку, хотя я писал об этом уже автору статьи, но, полагаю, не лишним будет уточнить - осознанность некоторых процессов подразумевает способность их заметить, выделить и правильно отождествить. не более. даже выявление причинно-следственной связи в это понятие не входит. никакого когнитива тут нет, потому что вы не способны контролировать эмоционально-чувственный процесс, индуцировать его или прекращать. все что вы можете - это сделать его не таким острым и важным для вас.

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(23:37:28 / 06-05-2016)

В норме, да, человек себя любит, но ненависть чувство патологическое. По опыту своей клинической практики могу сказать, что это чувство наблюдается при многих патологических состояниях: депрессии, психопатии, шизофрении и т.д. При анализе, главное отделить чувства от эмоций. Эмоция - выражение спонтанной, даже вегетативной реакции. Чувство это уже отношение к реальности. И конечно, нужно разобраться в прмчинно-следственных связях.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(07:17:34 / 07-05-2016)

Обоснование патологичности не приведете? 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:07:36 / 07-05-2016)

Ненависть деструктивным, от того и патологична.

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:58:44 / 07-05-2016)

* деструктивна...

Часть комментариев пишу с телефона, кнопки на экране маленькие, автозамена зверская. Прошу извинить.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(11:56:53 / 10-05-2016)

не переживайте, это часто тут явление, опечатки легко понимаются.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(11:57:30 / 10-05-2016)

а деструктивность ненависти как доказывать собираете? 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(12:22:43 / 10-05-2016)

Ненависть искажает картину мира, разрушает горизонтальные связи. Причём это не спонтанная эмоция, а вполне продуманное чувство.

Разумеется я не имею ввиду ситуации самозащиты.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(12:45:47 / 10-05-2016)

простите? продуманное чувство - это что за оксюморон? )))))

я уж не говорю  о том, что она не контролируется, что сразу ваши доводы разрушает.

в ситуации самозащиты нет ненависти, есть страх. путаете месть и самозащиту, вероятно

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(13:42:05 / 10-05-2016)

Да, так и есть.

Так давайте разбираться. Злость - эмоция, ярость - аффект, ненависть - чувство.

Емоция - реакция спонтанная, даже вегетативная. То есть неконтролируемая и не осознаваемая.

Аффект -пароксизм. То есть для его проявления нужен латентный период.

Чувство - осознанная реакция на образ окружающего мира.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(17:19:54 / 10-05-2016)

нет не так.  

эмоция, как и чувство могут быть и подсознательными и осознанными, хотя не все на это (осознавание) способны сразу, но все могут научиться. однако осознавание не означает продуманности - то есть контроля со стороны разума.  в вашем же примере выходит, что ненависть - осознанная реакция, то есть индивидуум выбирает ненависть сознательно? хо!

и наоборот, эмоция радости или страха - вы думаете она не осознаваемая? опять же - хо! 

 

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(00:19:26 / 14-05-2016)

Можно конечно подходить к дефинициям дискурсивно, но я пока ориентируюсь на определения из психологических словарей. Если получится создать лапидарную дефиницию, лучше описывающую явление, я буду только рад. Но спешить пока не стану: потопчусь на плечах своих предшественников.

Аватар пользователя Lige
Lige(3 года 8 месяцев)(09:35:06 / 14-05-2016)

вот сестра люмиминк, чтоб не быть голословной, привела цитату из словаря, которая, как вы видите, не противоречит моим словам. 

может вы еще разок прислушаетесь к моим советам в части приводить ссылки и цитаты в обоснование своих доводов и тоже что-то процитируете? а то выходит, что даже т55м собразительнее вас, ибо, пусть и не сразу, но схватывает некоторые ошибки и исправляет их, пусть и не признавая их. 

так что давайте без всяких там вообще. диалектику проходят во всех вузах, а вот психологию - нет. так что смелее цитируйте )

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(14:07:45 / 14-05-2016)

Спасибо, учту.

Аватар пользователя Lumiminc
Lumiminc(2 года 5 месяцев)(23:02:04 / 07-05-2016)

Я возьму на себя смелость посоветовать вам не учитывать в исследовании ненависти патологические состояния психики (шизофрения и т.д.). Здесь стоит определиться, исследуется человек с органической или как тут один собеседник  применяет термин "биологической" патологией или всё-таки основой исследования является "человек здоровый".

Смешение вас самого только запутает. Исследование так называемых в простонародье "психов" максимум на что может претендовать , так это на описательный характер каждого индивидуального случая. Причинно-следственных связей выявить не удастся , если вы только не господь Бог. Не зря настоящих юродивых называли всегда "божьи люди".

Практический интерес для общества и вас лично имеет только исследование механизма возникновения ненависти у "человека здорового".

Аватар пользователя Дохлик
Дохлик(3 года 4 месяца)(22:24:02 / 13-05-2016)

Я так и не понял, а как же возникает ненависть? Когда она есть, то о механизмах её действия нет смысла говорить. А вот как она возникает? Не было и вдруг.. или не вдруг? Но все-таки вдруг, это как возникновение лавины. И я тоже ушел в механизм.

Всё же, Что побуждает, какие условия для возникновения? Какие предпосылки?

Аватар пользователя bell9078
bell9078(1 год 7 месяцев)(00:21:59 / 14-05-2016)

Я как раз приступил к исследованию этого вопроса. Данное эссе  - всего лишь анонс. Конечно нужно прояснить и причины и предпосылки и механизмы.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...