Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Реальная геология (продолжение 2): упущенные направления работ.

Аватар пользователя geologist

            1. Дефицитные элементы. Ряд элементов, указанных ниже, являются металлами 21-го века. Многие представленные металлы используются в наиболее наукоемких областях: теле- и спутниковая коммуникация, аэрокосмическое двигателестроение, волоконно-оптическая связь, вычислительная техника, источники питания и др. Тем не менее, в России в настоящее время отсутствует объемный нормальный рынок. Некоторые страны (Япония, Китай, Индия) начали создавать стратегические запасы этих металлов для корректировки цен на рынке в настоящее время и для обеспечения в будущем резерва для развития наукоемких отраслей.  При этом у нас они  не являются  приоритетными в деятельности Агентства по недропользованию. 

Примечание: Выделенный курсивом текст - это цитаты из ответа МПР РФ (письмо от 30.04.2015г. № 11-50 / 3250- ОГ) на мои вопросы.

п/п

Элемент

Область применения

Перспективы на международном рынке

Перспективы на рынке РФ

1.

Бериллий

Металлургия, авиаракетнокосмическая техника, атомная техника, изготовление скоростных компьютеров, электротехника

Рост спроса и цен незначителен в связи с дороговизной получаемой продукции, высокая токсичность его производства

Рост спроса  2-3 %, перспективы связываются с эксплуатацией Ермаковского м-ния (ЗБК ГОК), сейчас импорт

2.

Германий

Оптика, электроника, электротехника, атомная техника, металлургия, медицина

Производство составляет 70-80% от потребления, колебания цен не исключены

Не освоены области применения, развитые за рубежом; преобладает импорт

3.

Литий

Керамическая и стекольная промышленность, аккумуляторы, смазочные средства, медицина и др.

Прогнозируется рост спроса в Китае и ЮВА,  с 1990 до 2007 увеличился в 3,2 раза

Освоен слабо, кроме авиации и аэрокос-мической техники, где прогнозируется большой спрос; преобладает импорт

4.

Ниобий

Металлургия, сверхпроводниковая техника, электроника, медицина, ядерная физика

Устойчивый рост потребления с 1990г.

Устойчивый рост потребления с 2000г. в металлургии, рост добычи снижается, импортируется

5.

Тантал

Электролитические конденсаторы, электровакуумная аппаратура, сверхтвердые и сверхжаропрочные сплавы, оптика, стратегический материал

Устойчивый рост потребления

Потребление ниже среднемирового. Потребность удовлетворяется импортом

6.

Цирконий

Атомная энергетика, металлургия, пиротехника, сверхпроводник, медицина, аэрокосмическая техника и др.

Устойчивый спрос на высоком уровне

Недостаточно развит рынок

7.

Ванадий

Высокопрочные стали в строительной, автомобильной и нефтегазовой промышленности, химическая промышленность (пр-во катализаторов)

Ожидаемый рост потребления 5-6% в год

Возможен избыток предложения после ввода новых производственных мощностей в Китае

Обеспечена, экспортируется

8.

Висмут

Атомная энергетика – теплоноситель свинец-висмут

Перспективы связаны с развитием модульных многоцелевых реакторов малой мощности

Перспективы связаны с развитием модульных многоцелевых реакторов малой мощности

9.

Галлий

Уникальные полупроводники, фотоэлементы (солнечные батареи), квантовая электроника

Запасы имеются, рынок нестабилен, стоимость сверхчистого галлия сопоставима с золотом

Запасы имеются, рынок нестабилен.

10.

Индий

Микроэлектроника, жидкокристаллические экраны, атомная техника, люминесцентный, термоэлектрический материал, техника высокого вакуума, аккумуляторы высокой энергоемкости

Высокий спрос, рынок недостаточно насыщен. Потребление: 2004 г- 300 т,

2007г- 847т, 2008 г – 1100т.

В связи со слабым производством современных материалов спрос незначительный

11.

Гафний

Регулирующие стержни в ядерных реакторах, катоды для рентгеновских и высоковакуумных разрядных трубок и др.

Спрос незначительный, возможно увеличение при строительстве АЭС

Спрос незначительный, возможно увеличение при строительстве АЭС

12.

Рений

Авиакосмическая техника, нефтепереработка, электротехника

Устойчивый рост цен в последние годы

При наличии потребности до 10т собственные запасы не разведаны.

13.

Молибден

Металлургия, химическая, авиационная промышленности и др.

Рынок насыщен, однако в связи с предполагаемым созданием странами ЮВА стратегических запасов ожидается рост цен

Рынок насыщен

14.

Золото

 

Устойчивый рост цен.

Устойчивый рост цен.

15.

Кадмий

Источники питания, красители, металлические изделия с покрытием

Ситуация с предложением напряженная, ощущается нехватка сырья

Слабо развит рынок

16.

Селен

Фотоэлектроника, полупроводники, термоэлектрические материалы, твердые смазки и катализаторы

Спрос увеличивается, предложения ограничены

Нестабильный  рынок

17.

Скандий

Алюминиевые сплавы, авиаракетнокосмическая техника, лазерная техника, различные сплавы

Производится 400 кг оксида, потребляется более 2 т (из запасов). Данные по последним годам отсутствуют.

Скандиевое сырье не производится и нет реального переработчика скандиевого сырья

18.

Теллур

Полупроводники, легирование инструментальных сталей, производство катализаторов

Данные по выпуску приблизительные, рынок узкий

Данные по выпуску приблизительные, рынок узкий

19.

Таллий

Полупроводники, фотоэлементы, инфракрасные локаторы, оптические среды, сцинтилляторы, низкотемпературные термометры и др.  Очень токсичен.

Устойчивый рост цен с 1986 г.

 

Слабо развит рынок.

20.

Олово

Белая жесть, в сплаве –бронза, сверхпроводящие провода, легирующий компонент при получении сплавов титана

Устойчивый спрос, прогнозируется дефицит

Устойчивый спрос


Ответ МПР РФ:

«… в отношении обеспеченности запасами «металлов ХХI века» (бериллия, германия, ниобия, тантала и других) следует отметить, что эти полезные ископаемые несмотря на то, что их внутреннее потребление очень незначительно, в России считаются дефицитными и обеспечиваются в основном за счет импорта. Как правило, балансовые запасы этих полезных ископаемых достаточно велики, но имеющиеся месторождения не разрабатываются из-за низкого качества руд и/или нахождения в удаленных районах с неразвитой инфраструктурой. Хотя некоторые объекты сложены рудами, сопоставимыми по качеству с рудами лучших зарубежных месторождений. Оценка конкурентоспособности разведанных месторождений этих полезных ископаемых затруднена из-за отсутствия реального рыночного спроса на продукцию горного производства внутри России».

            Этот вопрос не геологический, а скорее государственной политики. Ситуацию загнали в тупик – не изучаем, потому что нет спроса.  Импорт – это очень удобно, взял из бюджета деньги – заплатил; и металл есть и на руках что-то осталось. Делать ничего не надо. Но для России это экономически и политически ущербно  – покупать то, что у самих много. На мой взгляд, сейчас никто не знает (в цифрах), что имеет Россия и с каким качеством. Ведь очень важно знать на какой стадии закончились работы на конкретном месторождении, исходя из этого и определяется его пригодность  для отработки   (достоверность запасов, технологически, экономически и др.).

 Возможно, разворот работ в геологии поможет заставить в государственной политике начать создание условий для  развития собственных высокотехнологических производств, а не искать по миру, что где купить. Для этого в геологии необходима полная ревизия геологических результатов, полученных Россией  от СССР с учетом перечня необходимых металлов в настоящее время. В принципе сейчас нужны запасы металлов в количестве на среднесрочную перспективу.          

             2. Урановая геология. Как ни странно, возникает  вопрос по урану – поскольку атомная энергетика  будет долго работать у нас в стране и в странах, где Россия строит атомные электростанции. Месторождения урана, конечно, имеются, в том числе и с огромными запасами. Но при этом на большинстве объектов существуют проблемы доразведки, технологического и экономико-финансового характера. В таких условиях необходимо проводить поиски урановых месторождений с характеристиками, позволяющими их отработку  при современном состоянии экономики, финансов и технологического уровня и, одновременно, серьезно заниматься вопросами доразведки и технологии извлечения на имеющихся месторождениях.

Ответ МПР РФ: «Сложность ситуации в урановой геологии заключается в том, что сырьевая база урана в России имеет низкое качество и, несмотря на значительные средства, вкладываемые в её воспроизводство, не может обеспечить необходимые объемы производства уранового сырья. Балансовые запасы урана в недрах России превышают 700 тыс.т. Прогнозные ресурсы урана также значительны, но ресурсы категории Р1 составляют лишь 111тыс.т. В сырьевой базе России преобладают запасы с высокой себестоимостью добычи (80-130 долл./кг). За 2005-2014 годы осуществлено лицензирование 18 забалансовых и резервных эндогенных и экзогенных урановых месторождений с суммарными запасами более 400тыс.т, переданных в пользование ОАО «Атомредметзолото» на доизучение и последующую разработку. Обеспечение перспективных потребностей в урановом сырье осуществляется также при участии российских компаний в освоении урановых объектов за рубежом»  

Приведенные цифры запасов урана и невозможность обеспечить необходимые объемы уранового сырья при значительных средствах вызывает вопрос – насколько рационально использовались финансовые средства из бюджета страны, если поставленные задачи не выполнялись.

Все известные урановые месторождения России - это наследство Первого главка Мингео СССР (названия были разные). В настоящее время в России существует, как его наследник, федеральное предприятие ФГУГП «Урангеологоразведка». За время его работы их заказами не баловали, а в последние годы оно откровенно деградировало, переехало в Иркутск,  и геологические работы стали второстепенными.  Думаю, пришла пора менять руководство, привлекать специалистов и заставить работать в соответствии с названием. Обеспечение страны собственным урановым сырьем это стратегическая проблема, требующая быстрого решения.

             3. Техногенные месторождения. При эксплуатации природных месторождений различных полезных ископаемых образуются, в соответствии с существующей технологией работ, отходы производства в виде отвалов и хвостохранилищ.   На территории страны их скопилось сотни. При этом в этих отходах концентрации металлов сопоставимы с промышленными. В качестве примера приводятся данные по ряду хвостохранилищ  Забайкальского края.  

Стоимости металлов хвостохранилищ

Объект металл Запасы, ресурсы Цена (по 2010г.), долл./кг  Всего стоимость,  $  (50% извлечения)
АО «Забайкальский ГОК» Хранилище 1               
      Li2O  (литий) 18144 т 4,47 40 551 840
      BeO  ( бериллий) 1512 т 1 – 1,2  831 600
      Ta2O (тантал) 151,2 т 60-70 4 914 000
     Sn          (олово) 756 т 9,2 3 477 600
    Итого     49 775 040
     Хранилище 2       
     Li2O  (литий) 10212 т 4,47 22 823 820
     BeO   (бериллий) 851 т  1 – 1,2 468 050
     Ta2O5  (тантал) 85,1 т 60 – 70  2 765 750
     Sn        (олово) 425,5т 9,2 1 957 300
     Итого     28 014 920
    Хранилище 3       
     BeO    (бериллий) 0,335 т 1 – 1,2 184
     CaF2    (флюорит- фтор) 20107 т    
     Итого     184
      Всего     77 790 144
Жирекенский ГОК Mo    (молибден) 3740 т 7,7 14 399 000
   Cu    (медь) 5340 т    6,2 16 554 000
  Ag   (серебро) 6.6 т    393 1 296 900
  Se   (селен) 6.6 т     50 165 000
  Te   (теллур) 26.7 т   145 1 935 750
  S    (сера) 33370 т 0,5 8 342 500
  Re, Pt, Pl, Au Не подсчитаны    
  Всего     34 350 650 (без S,Re,Pt,Pl, Аu)
ОАО «Уралэлектро-медь-Амазар» Ключевская ОФ         
  Au  (золото) 8600 кг 35 000 150 500 000
  Ag   (серебро) 10060 кг 393 1 967 790
  Итого     152 467 790
  Давендинская ОФ      
  Au  (золото) 841.92 кг 35 000 14 733 600
  Mo   (молибден) 23471.92 кг 7,7 90367
  ( при Сборт.= 0,03%)
  Итого     14 823 967
  Всего     167 291 757
* Шерловогорский ГОК Ag   (серебро) 153.3 т 393 30 123 450
  BeO  (бериллий) 176.17 т 1 – 1,2 96894
  In      (индий) 528.5 т 720 190 260 000
  Sc     (скандий) 352.3 т 18000 3 170 700 000
  Bi     (висмут) 528.5 т 38,4 10 147 200
  Всего     3 401 327 544
Бывший ГОК «Балейзолото» Балейское       
  Au  (золото) C1- 4985кг 35 000 87 237 500
  Au  (золото) C2- 4543 кг 35 000 79 502 500
  Итого     166 740 000
  Тасеевское      
  Au  (золото) 15490 кг 35 000 271 075 000
  Ag  (серебро) 8820 кг 393 1 733 130
  Итого     272 808 130
  Всего     439 648 130
Рудник Калая Pb   (свинец) 7311 т 3,3 12 063 150
  Zn   (цинк) 23052 т 1,6 18 441 600
  Ag   (серебро) 31.65 т 393 6 219 225
  Au   (золото) 0.4 т 35 000 7 000 000
  Bi     (висмут) 8.9 т 38,4 341 760
  Cd    (кадмий) 89.7 т 7,7 345 345
  Всего     44 411 080
Рудник Любовь Au   (золото) 512 кг 35 000 8 960 000
Рудник Дарасунский Au   (золото) 1.7 т 35 000 29 750 000
  Ag    (серебро)  5.6 т 393 1 100 400
  Cu    (медь) 61.2 т 6,2 189 720
  Zn     (цинк) 47.1 т 1,6 37 680
  Всего     31 077 800
Рудник Кличка Zn   (цинк) 21.6 тыс.т 1,6 17 280
  Au   (золото) 0.23 т 35 000 4 025 000
  Pb   (свинец) 5.2 тыс.т 3,3 8 580
  Bi    (висмут) 42.6 т 38,4 817 920
  Cd   (кадмий) 144 т 7,7 554 400
  Ag   (серебро) 32.9 т 393 6 464 850
  Всего     11 888 030

Хвостохранилища приводятся в качестве примера в связи с тем, что их горнорудная масса фактически подготовлена к отработке – весь вопрос в технологии. К сожалению, эта тема вообще не фигурирует на государственном уровне. А жаль – ведь в них сконцентрировано огромные запасы металлов, их разработка, помимо экономики сказывается и на экологии.

 

Николай Титов, геолог.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя geoman
geoman(5 лет 9 месяцев)(19:11:41 / 02-02-2016)

Залежей ниобия не бывает. Он равномерно распределен по всей Земле. Осадочный из космоса. В любом месте просто перелопачивать кубокилометры земли, выделяя доли грамма из кубометра.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:25:55 / 02-02-2016)

Думаю, ошибаетесь. Имеются в наличии танталт ниобиевые месторождения.Кубокилометры не не нужны.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(23:12:34 / 02-02-2016)

Ага-ага... А это что?

Аватар пользователя skif-99
skif-99(2 года 1 день)(19:11:50 / 02-02-2016)

Я не специалист. Но ИМХО Китай добывает больше всех редкозёмов не потому что много а просто много ищут (мб + хорошо перерабатывают).

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:14:43 / 02-02-2016)

Плюс комплексное планирование национального хозяйства.

Если планируешь развивать такие-то отрасли, стоит и озаботиться ресурсами для них, а не ждать привета от невидимой руки рынка. 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:29:56 / 02-02-2016)

Мы единомышленники, рад.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:32:43 / 02-02-2016)

Почему только национального хозяйства? Сейчас все крупные транснациональные горнодобывающие компании работают на принципах плановой экономики + картельный сговор.  Только пишут умные статьи и книжки про рыночные механизмы.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(09:41:04 / 03-02-2016)

Это правда, за "небольшим" отличием - косты на содержание и воспроизводство населения, на территориях, где они орудуют, они стремятся с себя снять.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(10:55:50 / 03-02-2016)

Испокон веков - музунгу за туземцев не в ответе...

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:28:12 / 02-02-2016)

Это не так. У них с этими металлами большие проблемы с запасами и стоимостью.

Аватар пользователя vadim44622
vadim44622(2 года 6 месяцев)(22:49:14 / 02-02-2016)

Геология советская, сейчас очень сильно поднялись в геологоразведке (не только сланцевый газ), очень много материалов, все китайские, разведка полным ходом и финансируется немеренно. Запад Китая, Тибетское плато, Алтай  и пр.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:28:10 / 02-02-2016)

Потому Китай впереди, что месторождения с легкообогатимыми рудами в карбонатной форме. Можно даже вручную концентрат делать (так и делали): в чан соляной кислоты и бросаешь руду. Кальцит и прочие легкорастворимые карбонаты растворяются, остаются рудные минералы. Это очень упрощённо. У нас с ними может конкурировать только Томтор (север Красноярского края, без инфраструктуры)

Аватар пользователя Виктор1690

Табличка "Стоимости металлов хвостохранилищ" мягко говоря "врагами народа" составлена. Все таки я бывший химик технолог (хотя наверное бывших небывает хоть и деятилетия прошли:)))

Напомню по памяти (возможны ошибки) как получали Германий в СССР. Было известно что уголь местрождения содержит долю малую Германия (и не только). Уголь добывали и сжигали получая свет:))) и тепло в дома, золу и сажу в пылеулавливателях собирали и отправляли в переработку. Цена была копеечная, ибо отходы от вполне себе прибыльного производства.

Данная табличка мне напоминает что золото является отходом вполне рентабельной добычи меди.

И фото на засыпку, отходы советского периода и потомки рабочих советского завода.

ЗЫ за крики отцов -Урусы- чемодан, вокзал, Россия и халявные квартиры, ковры, мебель и прочие расплачиваюся дети и будут платить и ужо платят внуки

 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:35:14 / 02-02-2016)

Вы правы. О этом и написано, может коротко. Вам знания пустили корни в голове, у себя наблюдаю подобное.

Аватар пользователя Виктор1690

Да советское образование с нынешним не сравнить. Сам лично убедился, две вышки химик технолог 5,5 лет советских преподов, и 21 век магистр маркетолог 6 лет начала двухтысячных. За то что с трудом и пересдачей ставили тройку, в 2001 пять и часто говорили что выше оценки нет.

Один и тот же университет...
 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:19:50 / 02-02-2016)

Думаю, Вам есть чем гордиться, надеюсь получить краткие предложения по развитию технологий при отработке хвостохранилищ (технические принципы). Химия после.

Аватар пользователя Виктор1690

Это врятли, химик технолог причем очистки и подговки сырья для электронной промышленности давно забыто и ушло с 90 годами. Вместе технологами и электронной промышленостью СССР.

Нынче с 2005 я гидравлик ВД (высокого давления), до этого ларьки, технолог МЖК, и прочее.

Мои свершения на ниве гидравлики:)))

Новейший траулер проект PL



 

Или проект модернизации разводного моста через Неву

ЗЫ Советское техническое образование было настолько ОТЛИЧНЫМ что можно работать совершенно в другой области и быть хорошим спецом.

ЗЫЫ впрочем установки флотации (гидропривод) на Олений ручей тож частично моя рука:)))

 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:10:08 / 02-02-2016)

Понятно. Удачи.

Аватар пользователя Виктор1690

И тебе удачи достучатся до небес. Я то ужо давно перегорел...
 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(11:09:38 / 03-02-2016)

По Оленьему отзывы есть? Я не технолог, но работаю с СЗФК, слышал много нареканий на обогатительный комплекс. Там руда, конечно, посложнее, чем на Восточном руднике, но и в целом процесс запускали очень трудно, да и сейчас неустойчиво работа идёт.

Аватар пользователя Виктор1690

Претензий и нареканий на наши гидроблоки не было и гарантийный период прошел.

Монтаж и пуск осуществлял заказчик.

Заявок на ТО и ЗИП не поступало.

Вероятно заказчик сам обслуживает согласно регламентам в паспортах (или не обслуживает и убивает технику, что тож бывало)

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(11:05:16 / 03-02-2016)

По рудным (Cu-Ni) интересные результаты по новой технологии были у "Монолита" по Аллареченским отвалам. Г.А. Селезнёв года 2 назад защитил диссертацию. По нерудным (апатит-бадделеит) есть солидный опыт у Ковдорского ГОКа (традиционная технология, схема перечистки). Первое хвостохранилище уже практически отработали. У Апатита (Хибины) схемы перечистки (апатит) и извлечения новых промпродуктов (нефелиновый, титанитовый и эгириновый концентраты) есть, но они оставляют всё на будущее, как бонус, когда руда начнёт кончаться.

Аватар пользователя Эмба
Эмба(2 года 2 месяца)(19:45:46 / 02-02-2016)

Открытые в советское время месторождения того же золота теперь принадлежат новым хозяевам (в межвременье 90-х на месторождениях Казахстана хорошо поработали американцы,  снимая сливки),   а руду на переработку отправляют к нам,  в Россию.  Попытки построить фабрику и аффинажный завод,  например в Актюбинской области,  имеются в планах,  но далеки от реализации.  С советскими инженерами уехали и знания и желание созидать. 

Аватар пользователя Виктор1690

Это фото не золото:)))) И даже не платина с алмазами и янтарем:)))

Это банальный хвост завода электронной промышленности. Причем сам комплекс порезан на металлом, а здания растасканы на стройматериалы.

Инженеры, технологи и прочая "Урус" раскулачена и выгнана из страны. Квартиры, машины и прочее отжаты в пользу новых собственников.
 

Аватар пользователя Эмба
Эмба(2 года 2 месяца)(20:20:25 / 02-02-2016)

 Пример приведен не к фото))),  а к урусам

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:11:44 / 02-02-2016)

Слов нет. Видел.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:39:57 / 02-02-2016)

Это так. Пытаюсь выяснить, есть ли у меня сторонники в вопросах пробуждения российской геологии к реальной деятельности, чтобы сделать ещё одну попытку достучаться до верхов. Похоже, есть.

Аватар пользователя Виктор1690

Не достучишься...

Хотя, есть косвенные что средний эшелон власти АШ читает.

ЗЫ Или мониторят...

ЗЫЫ Но тока к сожалению косвенные признаки

ЗЫЫЫ Если власти смотрят то 275 ФЗ это полный беспредел, это полный срыв оборон заказа, вменяемый РЕАЛЬНЫЙ производитель пошлет Вас ...
 

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(21:05:47 / 02-02-2016)

"в межвременье 90-х на месторождениях Казахстана хорошо поработали американцы"

Чёт ни понил. Варваринское месторождение золота принадлежит, мягко говоря, питерцам, Это через реку Аят от Николаевки Варненского р-на, ЧО. 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:15:07 / 02-02-2016)

И не только. Японцы в Чимкентской области до сих пор работают на урановом месторождении.

Аватар пользователя kokunov
kokunov(5 лет 8 месяцев)(19:28:47 / 02-02-2016)

. Вы привели классческие отписки. Нафиг это минприроды не надо. Необхрдимо заинтетесовывать производства в расширении своей ресурсной базы, а вы все ждёте невидимой руки рынка. Нет ее.

Я вам ещё в пошлой статье написал что работа в эту сторону ведётся. Основное - это перенос производств в восточную Сибирь. Что бы начать разработку уже разведанных запасов нужна инфраструктура. Её нет. Но там развивают свою инфраструктуру нефтяники и газовики. А это энергия, которая нужна в огромных количествах ГОКам.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:52:05 / 02-02-2016)

По-моему отписками не пахнет. Самое интересное и не призываю к "руке рынка". Могу только повторить, что стратегию развития страны определяет государство. Нефтяники, газовики - бензин и другое дорожает, даже в центральной России тысячи населенных пунктов не газифицированы - на эти структуры я бы не надеялся.

Аватар пользователя kokunov
kokunov(5 лет 8 месяцев)(19:58:38 / 02-02-2016)

Ещё раз. Не минприроды должно ставить задачи, которое будет решать минприроды.

Вы идете опять по пути основной ошибки мингео СССР.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:42:49 / 02-02-2016)

Согласен. Есть вариант, надеюсь получить предложение в этом направлении от Вас.

Аватар пользователя kokunov
kokunov(5 лет 8 месяцев)(05:44:26 / 03-02-2016)

А направление то простое:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

У них есть такая интересная инфографика:

Индикатор 1.2. Доля российского производства в потреблении российских производителей в критических РЗМ (неодим, празеодим, диспрозий, гадолиний, тербий, самарий, иттрий).

НАПРАВЛЕНИЕ 1.2.

Есть фамилия, есть место работы. Звоните ему и говорите, что Минприроды в лице Федерального агентства по недропользованию саботирует порученные ему направление развития.

Если вы чего то не видите, это не значит что этого нет.

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(19:41:45 / 02-02-2016)

разворот работ в геологии поможет заставить в государственной политике начать создание условий для  развития собственных высокотехнологических производств, а не искать по миру, что где купитьразворот работ в геологии поможет заставить в государственной политике начать создание условий для  развития собственных высокотехнологических производств, а не искать по миру, что где купить

Не надо ставить телегу впереди лошади.

В сырьевой базе России преобладают запасы с высокой себестоимостью добычи (80-130 долл./кг).

Вы вообще что-нибудь в экономике понимаете? Или идете в магазин и на последние деньги покупаете весной лыжи?

Думаю, пришла пора менять руководство, привлекать специалистов и заставить работать в соответствии с названием. Обеспечение страны собственным урановым сырьем это стратегическая проблема, требующая быстрого решения.

Это Вы так думаете? Это не Ваше. Не думайте больше, не нада. Есть профессионалы Росатома, которым еще в 2009 г. Правительство выделило 14,2 млрд руб. на приобретение активов за рубежом через "Атомредметзолота" (АРМЗ).В результате кризиса для "Росатома" открылась возможность приобрести выгодные и не очень дорогие  активы за рубежом. Сейчас АРМЗ интересуется урановыми месторождениями с богатыми залежами в Намибии, Ботсване, Замбии и Танзании.

АРМЗ - вторая в мире компания по запасам урана после BHP Billiton. Экспансию за рубеж российский холдинг начал в 2008 г. Он создал СП с мировым игроком Cameco для разведки месторождений Канады, Австралии и стран Африки. Также было создано СП с правительством Армении для работы в этой стране. АРМЗ выкупил  доли структур  в компаниях "Каратау" (50%) и "Акбастау" (25%) (разрабатывают участки казахстанского месторождения Буденновское с запасами более 43 тыс.т урана). А затем АРМЗ приобрел 19,9% канадской Uranium One.

Не в курсе только, выкупили ли крупнейшее урановое месторождение Монголии Дорнод. Знаю, что собирались.

Это все по-Вашему глупость - купить по-дешевле и разрабатывать чужие месторождения, а свои оставить следующим поколениям?

Хвостохранилища приводятся в качестве примера в связи с тем, что их горнорудная масса фактически подготовлена к отработке – весь вопрос в технологии. К сожалению, эта тема вообще не фигурирует на государственном уровне. А жаль – ведь в них сконцентрировано огромные запасы металлов, их разработка, помимо экономики сказывается и на экологии.

Как Вы можете рассуждать об экономии и даже об экологии, если сами же признаете, что все упирается в отсутствие технологий? Будут выгодные технологии, будет и бизнес на хвостах. А пока пусть полежат, для внуков.

С первого Вашего поста Вы мне не понравились своей нескрываемой ангажированностью и откровенной попыткой втянуть сообщество АШ в непонятно кому нужные разборки. Сейчас, сопоставляя разумные ответы министерства и Вашу никакую аргументацию, прихожу к выводу - Вы просто городской сумасшедший. Таких как Вы я на своем веку повидал именно в геологии не мало, на бредни некоторых мне приходилось даже экспертизы проводить. 

Это не Вы, часом,  предлагали в 1980 г. делать искусственные алмазы как в Земной Коре, из углеродного газа?

P.S.Не трите мой коммент, не поможет.

,

 

 

Аватар пользователя Эмба
Эмба(2 года 2 месяца)(19:51:46 / 02-02-2016)

Соглашусь с Вами. Нет пока технологии отработки хвостов- пусть лежат,  важно лишь позаботиться о надлежащем хранении.  

Понаоткрытые в свое время месторождения по всему СССР- затрачены огромные средства,  написаны километры отчетов  и кто сейчас этим пользуется? 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:59:32 / 02-02-2016)

Все это хранится с девяностых. Может пора начать шевелиться и начать пользоваться тем, что у нас есть?

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(21:28:21 / 02-02-2016)

 "Нет пока технологии отработки хвостов- пусть лежат,  важно лишь позаботиться о надлежащем хранении."

А чё нет? Со временем, а время уже подошло, хвосты отрабатываются. Во время войны на горе Магнитной в мет. передел отправлялись магнетиты  напрямую. После войны хвосты обогащались и ММК выдавал чермет. Далее, на ССГОКе (РК) хвосты пытались купить японцы. Т.О. в лёгкую перерабатывались хвосты ещё во времена СССР. . 

Аватар пользователя eprst
eprst(5 лет 7 месяцев)(19:54:26 / 02-02-2016)

Ну, сопсно, согласен!

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:00:25 / 02-02-2016)

Не понял, что написано.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(19:55:19 / 02-02-2016)

Будьте здоровы.

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(20:08:54 / 02-02-2016)

Естественный и искренний, поверьте, ответ: И Вам не хворать.

А то вот тут еще один камрад чуть раньше про себя и про Вас написал:
http://m.aftershock.news/?q=node/369084
Паранойя – это психическое расстройство, сопровождаемое развитием у больного бредовых идей, которым придается сверхценное значение. Со стороны заметить отклонение бывает очень сложно: мышление и поведение больного воспринимаются окружающими как осмысленные и правильные. Отношение пациента при этом к окружающему миру очень критичное. На основе сверхценных идей страдающий паранойей может выстраивать сложные и логически проработанные теории заговоров. В основном против себя – как правило, окружающие относятся к этим идеям с меньшим пиететом, чем авторы, и это провоцирует многочисленные конфликты – от бытовых, когда автор сообщает окружающим, какие они примитивные, до серьёзных переписок, вначале – с разнообразными специалистами, потом – с судебными и надзорными инстанциями.

А ведь Вы ведь уже сообщали мне, что я ничего в геологии не понимаю. Первый симптом налицо.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:48:35 / 02-02-2016)

Извините, напечатал - отправил не глядя - как убрать после, не знаю. Серьезно, постарайтесь не обижаться - "и на старуху бывает проруха".

Аватар пользователя Виктор1690

Пусть полежат для внуков, деды постарались

Надо и нам чего то внукам оставить

хвост 6000 тонн редкоземов

взято у AY старожилы поймут о ком речь:)))





 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:51:04 / 02-02-2016)

Пора бы и самим пожить, а тот все светлое будущее.

Аватар пользователя Виктор1690

Старик и яблони, старая сказка о главном.

Зачем старый дурак сажаешь яблони? Кричали прохожие...
 

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(21:14:23 / 02-02-2016)

Так в чем же дело? Живите.

Разработайте дешевые (очень дешевые, чтоб окупить кредиты еще при Вашей жизни) технологии, возьмите эти кредиты, постройте перерабатывающие заводы.

Ах, да, забыл, это должно делать правительство и тупые чинуши из Минприроды! А Вы что хотите себе за полезный совет "быть богатыми и здоровыми"?

Не обижайтесь, здесь столько диванных экспертов по всем вопросам, что лучше под них не мимикрировать, какую бы Вы цель при этом не преследовали.

Аватар пользователя Виктор1690

Приличный ГОК требует концентрации ресурсов, трудовых, финансовых и ресурсных (фондов).

Такое тока под силу не слабому государству или крупной ТНК.

А под кредит гос банка (Россельхоз например) под 28% годовых можно тока наркоту выращивать, даже молочное поголовье не вписывается под нож пущают.

ЗЫ Даже ТНК привлекут кредиты под 1,5-2%, ибо ТНК которые могут такое себе позволить на оборотку походу на планете Земля нет.

Да и государства которые могут позволить многомилиардный ГОК с окупаемостью лет двадцать немного...

 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:48:32 / 02-02-2016)

Что-бы это делать нужна воля и средства государства, если этого не будет - плохо будет для страны.

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(21:53:07 / 02-02-2016)

Работал у Миттала. Он в лёгкую закупает меткомбинаты, ГОКи. При этом перебивает зарубежные закупки у России. 

Аватар пользователя Виктор1690

Купить готовое б/у или построить новое...

Новые ГОКи это только уж совсем богатые руды практически задаром (георазведку и инфраструктуру дядя оплатил и рабочие с китайскими зп, впрочем инженеры тож не дороже штуки другой баксов.)

А если еще на халяву часть работ типа конструкторских или технологических (кто до разработал и снова дядя оплатил)

Тогдась да ГОК взлетит...
 

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(22:07:24 / 02-02-2016)

Он купил месторождение бурых железняков (по моему в мире никто больше их не разрабатывает) с огромным присутствием серы и фосфора. Пригласил из США специалиста, который довел до кондиции концентрат. А это связано с кап. вложениями. В СССР этого не получалось. Не всё так однозначно Виктор, как Вы считаете. 

Аватар пользователя Виктор1690

Возможно, с корпорацией Миталла не сталкивался, с его подрядчиками тож.

Из металлургов тока Северсталь и Новолипецкий, и то не мои проекты.
 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:13:39 / 02-02-2016)

Самое печальное, что Россия сама вляпалась в большие расходы в эти годы без развития. Но они не будут гигантскими, если исключить из этого процесса " менеджеров",

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(07:22:34 / 03-02-2016)

В своё время Аганбегян сравнивал производительность на гос. предприятиях и частных по добыче золота на приисках Колымы. Рентабельны были только частники. 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(10:36:17 / 03-02-2016)

Этот факт известен. Вопрос ведь в том, кто должен дать старт для планомерной оценки состояния базы полезных ископаемых в стране.

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(10:52:11 / 03-02-2016)

Ну и вопросик. Прежде, чем оценивать, надо ежегодно проводить разведку в объёмах не менее, чем в СССР. Т. е. опережение в разведанных месторождениях к разрабатываемым  должно быть в достаточных и обоснованных размерах. И расчёты по балансовым запасам делать с учётом логистических затрат (а не как в отписке приведённой в статье). 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(11:18:00 / 03-02-2016)

Оценивать надо то, что было сделано и что сохранилось к настоящему времени.

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(12:53:24 / 03-02-2016)

Это для чего? Не более, чем для статистики. Не так это сложно. Считаю, что цель оценки должна быть связана с ориентировочными, предварительно выделенными, свободными средствами для восстановления отрасли.В принципе, для избежания резкого роста затрат, можно начать планировать затраты со стратегических сырьевых ресурсов. Это так же важно, как с опережением разносить борта на вскрыше, иначе упрётся добыча в инженерную тупость.  

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(14:17:05 / 03-02-2016)

Не согласен. Чтобы стартовать, надо представлять от какой точки отталкиваешься.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:19:46 / 02-02-2016)

Деталей не знаю, извините.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:30:41 / 02-02-2016)

Злой Вы какой-то, критиковать умеете - может что-то присоветуете. Моя последняя полевая выездная работа в геологии 2011г. - разведка месторождения в Бурятии. Я не кабинетная крыса. Мне не нравится, когда меня оскорбляют - больше комментарий не надо.

Аватар пользователя Виктор1690

"разведка месторождения в Бурятии" случайно если не секрет заказчик департамент провинции Китая?

Последнее время эти департаменты различных провинций Китая достали. Выгребают все правдами и неправдами пользуясь безденежьем и очень "мудрыми" законами РФ.

Пример выиграть тендер на пусконаладку за 1,00 рубль и снять всю новейшую документацию и залезть во все углы при наладке.
 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:16:22 / 02-02-2016)

Месторождение урана по заказу ОАО "Хиагда".

Аватар пользователя Виктор1690

Как тесен мир однако...

Шланг устойчивый к шелочи одним куском 1000м под давлением 700 атмосфер рабочее и 2100 бар на разрыв

Пролетела наша контора, бумаги атомнадзора не проплатили...
 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:30:42 / 02-02-2016)

Что-то в этом есть. Желание есть - сообщи,

Аватар пользователя Виктор1690

Про шланг или бумаги атомнадзора?

Для атомщиков тока на Индию поставляли и косвенно гидропривод для закалки граффитовых штанг реакторов на Челябинск ушел.

Там и там проблему бумаг решали заказчики.

А со шлангом проблема, тока 500м одним куском рукав сделаем, либо у фрицев заказывать, что в цене немного тогда тока выигрывает ибо нашей работы в запрессовке немного и фитинги на 700 бар в цене тож немного.

ЗЫ Написал в личку, если что надо пиши

 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:39:17 / 02-02-2016)

С1 и С2 месторождение Источное?

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(10:39:28 / 03-02-2016)

Участвовал в проектировании и контролировал начало разведочных работ.

Аватар пользователя Maximus
Maximus(5 лет 1 месяц)(20:14:55 / 17-02-2016)

>Разработайте дешевые (очень дешевые, чтоб окупить кредиты еще при Вашей жизни) технологии, возьмите эти кредиты, постройте перерабатывающие заводы.

 

Либо отожмут потом, либо просто посадят. Силовики в России не любят изобретателей и прочих умников почему-то. Поэтому надежда только на государство.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(13:16:22 / 22-02-2016)

Технология разработана. Человек, имеющий миллионы, технологию одобрил и ответил точно как Вы: потом либо отожмут , либо просто посадят. Разговор состоялся три года назад.

Аватар пользователя Йохан
Йохан(3 года 11 месяцев)(19:59:29 / 02-02-2016)

Читая вот такие тексты неравнодушных людей, все чаще понимаю, что нужна аристократия. Только не наследственная, и не близкоидеологическая, а формируемая по  качественным признакам. Иначе все придуманное, разведанное, сделанное все так же будет сливаться в песок или недостойным того наследничками, или ушлыми барыгами.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:03:30 / 02-02-2016)

Согласен, но при чем аристократия - не понял.

Аватар пользователя Виктор1690

Очередной фанат Злотникова и прочих...
 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:55:59 / 02-02-2016)

Не понял.

Аватар пользователя Виктор1690

Идея об элите общества в виде служивой аристократии и мудром императоре.

Хайнлайн - Звездный десант, так узнаваемо?
 

Аватар пользователя R407C
R407C(4 года 10 месяцев)(20:37:49 / 02-02-2016)

Не лезли бы вы туда, где вообще ничего не понимаете. Таких неравнодушных, когда время приходит, раскатывают танками, или они убивают государство. Из лучших, естественно, побуждений.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:55:00 / 02-02-2016)

Кто Вы как специалист?

Аватар пользователя R407C
R407C(4 года 10 месяцев)(21:12:50 / 02-02-2016)

Кто Вы как специалист?

Здесь и сейчас я специалист по социальной психологии, т.е. именно той науки, которая изучает, как, зачем и почему люди убивают свой социум.

Аватар пользователя vleo
vleo(3 года 3 месяца)(22:51:36 / 02-02-2016)

По моему опыту, R407C - большой специалист по преподаванию Кама Сутры родному отцу ;-)

Аватар пользователя btk
btk(2 года 5 месяцев)(20:09:07 / 02-02-2016)

Рений - собственные запасы не разведаны

 

Да ладно?  Вулкан Кудрявый



 

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(20:32:59 / 02-02-2016)

Особенно смешно выглядят эти причитания за рений с учетом того, что один этот вулкан выбрасывает половину всего добываемогго в мире рения. И еще столько же дает Джезказган. Причем еще и в смеси с радиогенным 187Os ("красная ртуть") - если кто помнит В.Петрик его добывал, отделяя простенькими химическими  процедурами от 187Re.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(23:22:14 / 02-02-2016)

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:59:43 / 02-02-2016)

Вулкан - это несерьезно. В Рязанской области на стадии оценочных работ остановлено изучение рениевого месторождения с запасами и ресурсами на десятилетия.

Аватар пользователя negr
negr(5 лет 11 месяцев)(21:20:34 / 02-02-2016)

3

Аватар пользователя Виктор1690

Скромно, хотя сейчас проекты и в нуль бывают (исключая тортики для бухов, и вискарь пусконаладки)

шутка:))))
 

ЗЫ Хотя если на верхних этажах то беспредел, Миша 2% быстро вылетел...
 

Аватар пользователя MZ
MZ(5 лет 9 месяцев)(21:41:09 / 02-02-2016)

В поселке Кличка бывал, лицензия принадлежит частнику, частник нещадно эксплуатировал наследие СССР (добывали флюорит, обогащали) в какой то момент стало не выгодно и просто выключили рубильники, буквально говоря. Бункера остались наполненные, мельницы, сгустители и тд. Шахты закрыты, карьеры брошены, оборудование растаскивается помаленьку. Флюорит очень перспективен и реально очень нужен, но частник не будет вкладывать огромные баблища в ремонт, модернизацию и тд, поэтому Государству стоит дождаться истечения срока и прибрать закрома себе, все по честному)) все по закону.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:02:30 / 02-02-2016)

Было стремление занятся, руководитель министерства  Забайкальского края ( по природопользованию - точно не помню) был за и обещал содействие, в столице никому  это не было интересно.

Аватар пользователя MZ
MZ(5 лет 9 месяцев)(22:19:16 / 02-02-2016)

Министр - это клерк, законы нарушать не будет, содействовать будет только на словах, если вопросы региональные будут решаться в Столице, то в чем смысл региональных органов? в общем мои тезисы такие, разумеется геологию и горное дело надо развивать, без сомнений, стоит ли делать так щедро как в Советское время? Вряд ли. Эффективные, реально работающие, развивающие и модернизирующие производства "собственники" так же будут работать (на каких то условиях) не эффективные (не справившееся с задачей) будут лишены лицензий (ну не сейчас, дак через 15 лет) Лирическое отступление, что там слышно с сурьмяной провинцией? Очень перспективное направление.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(22:44:14 / 02-02-2016)

Естественно, деньги сейчас считаются по другому. Это звучит не по рыночному, но я думаю государство вмешается, в случае необходимости, в вопросы лицензирования, если собственник никакой. 

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(22:39:49 / 02-02-2016)

1. По редкоземельным, литию, ниобию, танталу рассуждать бессмысленно, поскольку все данные по ним относятся к гостайне и другого ответа от МПР ждать не стоит. Но в 2014-м Ростехнологии получила лицензию на Томтор, так что не так уж все плохо.

2. Уран. Вся территория РФ давно закрыта аэрогаммасъемкой разных масштабов , аномалии заверены (может помните т.н. "массовые поиски месторождений урана", когда все съемочные маршруты шли с радиометром и любая поисковая скважина была с гамма-каротажем), а запасов имеем то, что имеем. Отсюда следует простой вывод - найти богатые руды можно только на глубине, с соответствующей высокой себестоимостью добычи. И стоит ли дергаться? Последний массовый заход по перспективным участкам был лет 8 назад, безрезультатно. С оловом ситуация аналогична урану.

3. А золото почему в этом списке? За перспективные площади с Р2 на аукционах даже жесткие сшибки бывают. Полюс, Полиметалл, Петропавловск - эти всегда готовы  влезть на перспективные участки.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(10:54:41 / 03-02-2016)

По редкоземельным, редким ответ все-таки был, и смысл понятен. 

По урану последние массовые разведочные работы проводились на пяти месторождениях в Бурятии. Результат был. После этого ОАО "АРМЗ" основные усилия направило на работу за рубежом. На мой взгляд это недопустимый дисбаланс.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(11:28:28 / 03-02-2016)

Если результат был по 100$ за килограмм, то "АРМЗ" правильно сделала. Таких запасов в РФ вполне достаточно.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(14:22:17 / 03-02-2016)

Результат порядка 35$. Запасы есть, ими надо заниматься.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(15:48:34 / 03-02-2016)

Значит мелкие месторождения, малоинтересные заказчику. А по поводу переоценки я помню как лет 7 назад в рамках очередного всплеска Сосновгео работало в Магаданской области и на Чукотке, так что  это было не только в Бурятии. 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(17:52:20 / 03-02-2016)

Хотело. Не получилось. И правильно, - но потом написали хорошую работу о многочисленных объектах в прилегающих территориях. Заказчик просто не понимает.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(22:56:05 / 02-02-2016)

Не хотел втягиваться в полемику, но не утерпел. Думаю, что Вы так и не выполнили предназначение и мечту настоящего геолога: увидеть реальное освоение открытого им месторождения. Почему меня посетили такие мысли? По старой советской практике (а в Вас распознаётся советский ещё геолог со всеми плюсами и с менее значительными минусами) работу геолог сдал, когда ГКЗ принял и поставил на баланс. А дальше - за Державу обидно: много программных лозунгов, постановки проблематики в национальном и глобальном масштабе ...

По существу: Приведённая таблица по отходам для интернет хомяков - стоимость показана в больших долларах, с такими цифрами и так "схавают" (без содержаний, сквозного коэффициента извлечения по отработанной технологии и прочих данных, которые формируют экономику предприятия).

Первая таблица - тоже ни о чём. Список дефицитных и высоколиквидных ПИ составляется всеми, кому не лень (в единственном официальном  документе перечислялось всего 13 или 14, максимальную, которую довелось увидеть - порядка 100).  Или эта таблица - призыв развивать все направления? Т.е. в условиях не полной изоляции (и даже местами оставшегося глобализма) Вы предлагаете вложить огромные бюджетные средства на развитие всех видов стратегических ПИ "любыми средствами"? И неважно, что купить будет многократно дешевле, главное - будем "независимы во всём".

По редкозёмам у нас уже есть гигантское количество запасов в оцененных и разведанных (в т.ч. до детальной разведки) месторождениях (и не надо про гостайну - кому надо, все найти можно). Одна беда - никому, оказывается, не надо этих объёмов в условиях интеграции в мировой рынок: себе надо только трохи, а на внешних рынках всё поделено и с нашей себестоимостью лезть не стоит. Примеры? Пожалуйста: самое крупное месторождение лития расположено у нас на Кольском, но пока существует хорошо отлаженная технология получения лития из рапы и соответствующие её ресурсы, никакой Крез копейки не даст, чтобы вкладываться в более дорогостоящую (по определению) технологию. Ещё пример - Ловозерское месторождение эксплуатируется хозяином (основным производителем редкозёмов в РФ) менее, чем на 10% от проектной мощности. Почему? Ответ простой - больше не удаётся продать.

Китай всех напугал в 2010-2011 гг. с редкими: сколько было призывов бросить все силы и деньги на это направление, стенаний "все пропало" и т.п.  Результат: приняли с десяток Программ (в т.ч. Программа Единой России) и сотни Резолюций, провели сотни совещаний, организовали различные фонды и профильные комитеты ... Из реального - начали работать в Забайкалье, планируют начать работать с корами выветривания Томтора, а также медленное, но неуклонное сокращение добычи на Ловозерском месторождении. При этом большую часть того, что производим - экспортируем, а всё, что надо - покупаем в Китае по сильно отыгравшим вниз ценам. И подобные примеры есть практически по каждому дефицитному стратегическому виду ПИ.

Не агитирую за то состояние в Геологии, которое наблюдаем за последние 25 лет. И Минприроды и Роснедра не защищаю, даже поддерживаю во многом Вашу критику. Но настоящие проблемы в Геологии в другом: - кончился не только "запас", но и поисковый задел на ТПИ советского периода, поэтому одни и те же объекты "мусолятся" многократно; - в рамках сырьевой концепции развития экономики РФ большинство (или весьма заметная часть) неосвоенных месторождений/проявлений ТПИ пока не востребовано в своей стране, и/или не может конкурировать с зарубежными аналогами в текущих макроэкономических условиях (нестабильность, стоимость привлечения финансов, отсутствие необходимой транспортно-энергетической инфраструктуры и т.п.); - запасы эксплуатирующихся многие десятилетия месторождений - гигантов заканчиваются или истощены, и необходимо как-то перепрофилировать, перенести или загрузить эти крупные горнорудные центры (вопрос моногородов - Ау!?).

Про горючие ПИ не говорю - у них временное подтягивание поясов, через несколько лет восполнят всё и более.

Аватар пользователя Подольский

А по урану что скажете? Есть ли смысл поиска и разведки? 

Аватар пользователя Виктор1690
Аватар пользователя Подольский

Спасибо, по ядерной энергии я сам кому хочешь разжую. Мне бы по геологическим перспективам урана. 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:19:30 / 02-02-2016)

Виктор ниже ответил. У автора есть в комментах.

По урану работы ведутся с реальным выходом. В основном Приаргунский комбинат в Забайкалье развивается. А в целом, как AY писал: у нас пока не все складские запасы разбазарены + технология переработки отходов ядрёна цикла работает + ждёмс, когда цена вырастет раза в 2 (а от этого не уйти - это тенденция). Ситуация более-менее, потому что имеется собственное высокотехнологичный перерабатывающий комплекс.

Аватар пользователя Подольский

Такое ощущение, что вы не поняли вопроса, если честно. А вопрос простой - имеет ли смысл вести разведку на уран - есть ли еще шансы найти что-то сопоставимое хотя бы с Хиагдой и Далуром? AY мне как-то не интересен, ЗЯТЦ не имеет отношения к вопросу. 

Аватар пользователя Виктор1690

Я не спец, но все же отвечу. На поверхности больших выходов ужо не разведаешь. Надо идти в глубь. Не даром даже мою контору зацепило по шлангам на выщелачивание на давление 700 атмосфер и разрыв/предел 2100 атм.

Подача под такими бешенными давлениями и на большую глубину означает тока одно. Разведка урана пошла вглубь, и его пытаются достать не шахтами/разрезами а глубокими скважинами. И выкачать на поверхность.

Учитывая что в цене кВт/часа цена урана очень низкая (даже в таблетках низкая, там больше цена разделения играет) то и 300 баксов вместо 70-100 сегодняшних экономика потянет.
 

Аватар пользователя Подольский

Спасибо. В цене кВт/ч цена низкая, но примерно 65-75% топливной составляющей - это стоимость природного урана. 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:46:04 / 02-02-2016)

Месторождений с богатыми, легкообогатимыми рудами и значительных по запасам найти будет трудно. Минсредмаш работал в своё время хорошо - практически всё уже хотя бы в качестве проявления выявлено. По новым пром.типам могут быть очень большие месторождения, но с более бедными рудами. То же касается и прироста запасов по традиционным типам за счёт бедных руд. Поэтому и ответил - "ждёмс" повышения.  По запасам и ресурсам пока РФ на третьем месте.

Аватар пользователя Подольский

А новые пром. типы - это как? 

Просто в связи с тем, что в Китае атомная стройка только ускоряется при пока сложностями с китайскими БН, отжимать уран на мировом рынке для Росатома будет все сложнее, а экспортные блоки снабжать чем-то надо. Интересно будет угадать решения наших атомных командиров. :)

 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(00:09:04 / 03-02-2016)

Комплексные урансодержащие. Например, Улуг‑Танзекское редкометальное
месторождение в щелочных гранитах, или ванадий-молибден-благороднометалльное Средняя Падма (Карелия).

А на экспорт снаряжать из чего Росатом планирует - это вопрос. Самый большой секрет, сколько непереработанных отходов есть. Это наверно и есть самое большое "нетрадиционное" месторождение.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:29:48 / 03-02-2016)

Извините, какие комплексные урансодержащие месторождения. Мягко говоря - нуль.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(21:05:24 / 03-02-2016)

Нуль при текущих ценах, а при нормальном подходе, может, и сейчас не нуль. До Форт Нокса никто не предполагал, что можно рентабельно добывать золото со средним содержанием порядка 1 грамма....

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(00:36:39 / 03-02-2016)

Минсредмаш - разработка и частично разведка. Поиски - Первое главное управление Мингео. А с радиометрами бегали все съемщики и поисковики на ТПИ всего Мингео.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(16:50:20 / 03-02-2016)

Первое главное управление Мингео (до 91-го менялись названия) занималось поисками, разведкой месторождений до передачи в ГКЗ. Массовые поиски - это сопутствующие работы при этом. 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(16:35:36 / 03-02-2016)

Вопросов много - дочитал - отвечаю. Далур не настолько велик, как кажется. В Хиагдинском рудном поле и его окрестностях есть объекты, способные  увеличить его базу. В классе экзогенных месторождений есть объекты в Забайкальском крае, в сумме дающих существенную добавку к запасам, остался откровенно недоизученным приполярный Урал, и есть над чем думать. 

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(23:29:45 / 02-02-2016)

Эт верно, поисковый задел по наиболее востребованным видам ПИ выскребли до донышка. Значит нужно запускать на поиски частника готового рисковать - давать лицензии на геологическое изучение по заявительному принципу, государство малоповоротливо.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(23:53:56 / 02-02-2016)

Частники в РФ на "грин стадию" (поисковый проект) идут крайне неохотно. У нас недра принадлежат государству, а недропользователю всего лишь сдаются в аренду. И при невыполнении лицензионного соглашения легко отбираются.

Был "бум" частных вложений по высоколиквидным ПИ перед первой волной кризиса, когда сырьё по ценам зашкаливало. Тогда просто очереди стояли желающих от нескольких до сотен миллионов рублей вложить. Но с 2008 г. интерес как обрезало. Даже "Полюс" сейчас формулирует, что минимум на который готов вложиться 70-100 т золота не ниже С2 (проведена поисково-оценочная стадия, реже - предварительная разведка).

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(00:17:28 / 03-02-2016)

Полюс и так нахапал, еле пережевывает, ему не до поисковых:)  Есть  проблема в том, что невозможно взять площадь без прогнозных ресурсов, а те что были, кончились. Если посидев в фондах и посетив участок пойдете в местное агентство, то получите аукцион, куда вылезут крупные акулы и паршивые фирмочки. 

(прошу извинить, не надо разъяснять про С2, у меня стаж не меньше автора статьи)

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(00:25:03 / 03-02-2016)

Прогнозные можно рисовать по разным методикам (и результатам). У нас в области самые эффективные прогнозные ресурсы алмазов, как то раз, нарисовались по результатам бурения по морене вопреки инструкции не твердосплавной, а алмазной коронкой с природными алмазами. Буровой мастер долго " не кололся", а в итоге практически всю область на участки быстро поделили...

По С2 пояснения привёл на всяк пожарный, не все ж в ветке геологи.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(00:49:41 / 03-02-2016)

Выставляются начиная с Р2, по металлическим ПИ - это, минимум, геохимия. 

Помню, была у нас попытка посчитать прогноз по  попутному вольфраму. Товарищу разъяснили, что не стоит считать количество выкрошився зубьев твердосплавных коронок пневмоударника:)

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(17:16:06 / 03-02-2016)

Прогнозные ресурсы не нужно рисовать - нужно их считать в соответствии с теми требованиями, которые существуют. Иначе геологи в стране перестанут друг друга понимать.   

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(17:44:05 / 03-02-2016)

Буду признателен, если Вы скинете ссылки на нормативку с требованиями, как считать прогнозные ресурсы, например, для алмазов, апатита, редких и т.п. Приказ 278 и приложение уже есть и там сказано, что они "оцениваются", а не считаются.

Не знаю, как Вы, но мы для обоснования прогнозных всегда рисуем для пояснений, в каких блоках, объектах площадях и на какую глубину производится оценка.

Пы Сы: Мой пример с алмазами подразумевал методику "рисования" по факту обнаружения и экстраполяции на всю площадь распространения морены.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(18:09:10 / 03-02-2016)

Неправильно использовал термин, сознаюсь, в качестве исходного документа предлагается инструкция ГКЗ РФ.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(18:13:13 / 03-02-2016)

Наверно Вы слышали, что "на любое природное явление / объект у 2-х геологов есть 2 своих + ещё 1 мнение". Нет больших спорщиков, чем мы - геологи. Потому что энциклопедическое образование и много видим интересного в природе.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:34:18 / 03-02-2016)

Главное - быть профессионалом, или стремиться быть им.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(16:54:10 / 03-02-2016)

Тезис, что  поисковый задел по наиболее востребованным видам ПИ выскребли до донышка, сомнителен. Частник рисковать в нестабильном государстве не будет.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(17:30:54 / 03-02-2016)

Попробую этот тезис обосновать: у нас в области за последние 25 лет выявили только 1 - мирового класса и 2-3 средних-крупных месторождений и проявлений нового для региона геолого-промышленного типа. Все остальные объекты - это оценка, разведка или как вариант детальные поиски вокруг и глубже уже выявленных проявлений / перспективных точек минерализации (известных на конец 1980-х). Общее количество месторождений / проявлений составляет порядка 200 (без учёта общераспространённых), а перспективных в текущих условиях (мы на рубеже 1990-х начала 2000-х для региона сделали ревизию, которую вы предлагаете) порядка 75 (большинство из них эксплуатируется или хотя бы раз были под лицензированием). На остальные объекты лицензию вряд ли кто захочет взять, их перспективы в обозримом будущем - только для "зарывания денег". Тем не менее, исходные данные для оценки их перспективности были получены по результатам картирования и поисковых работ "до 1990-х". Т.е. "поисковый задел исчерпан до донышка" в этих условиях означает, что представительность новых объектов для оценки и разведки - порядка 1-2%. В 1980-х представительность была ближе к 20-25%. Видимо, всё же формулировка корректная.

Вы в последнее время работали в Забайкалье. Можете ли опровергнуть этот тезис: привести примеры крупных или супер крупных месторождений (мирового класса), обнаруженных по материалам съемки, поисков "после 1990-го"? Если да, то какая представительность?

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(20:23:41 / 03-02-2016)

Если не секрет где это, геологический и экономический рай просто. Тезисов нет, честно говоря расстроен, Что - работа на заказ. 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(20:51:55 / 03-02-2016)

Мурманская область. Федоровотундровское - более 400 т в палладиевом эквиваленте, остальные 2-3  из той же серии.

А геологический рай очень прост: Хибины, Ловозеро, Ковдор, Печенга, Оленегорская группа, Мончегорский рудный узел, Кейвы, Колмозеро-Воронья и т.п. и т.д. Штук 10-15 месторождений мирового класса. Из 200 месторождений и проявлений 70-80 месторождений и проявлений в новых условиях могут быть востребованы. Ключевое слово могут. С деньгами пришел только один отечественный инвестор и одна западная компания, но последней проект реализовать не дают и не дадут (МПГ).

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(18:26:10 / 03-02-2016)

Золото выскребли все до донышка, когда оно было на пике, брали с аукционов на поиски такое гуано, я поражался. А насчет частника - пример Миллхауса, который взял на Чукотке медно-порфировое месторождение Песчанка, провел разведку, прошел ГКЗ. Там же взял оловянные Пыркакайские штокверки, провел переоценку. Все это делали в расчете на рост цен. Увы, не получилось.

Все горное производство это риск, не умеешь рисковать - нечего здесь делать, клади деньги в банк:)

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(11:07:32 / 03-02-2016)

Видимо я недостаточно четко обозначил свою позицию: ревизия базы полезных ископаемых страны и затем направленные поисковые и разведочные работы.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(11:35:09 / 03-02-2016)

Это очевидная цель, но к сожалению, её не то чтобы дискредитировали, а скорее "замылили" многочисленными попытками реализации. Даже за новейший этап было раз 5 таких попыток.

Пы СЫ: К сожалению, Геологии, видимо, придётся какое-то время сидеть "на бобах" в ожидании нового сырьевого витка (когда в ответ на рост экономики пойдет ускоренный спрос в сырье)

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(17:20:43 / 03-02-2016)

Попытки реализации были фиктивными, как я понимаю. Сидение "на бобах" энтузиазма не вызывает. 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(17:51:01 / 03-02-2016)

Писал выше, что ревизию для региона мы сделали ещё в конце 1990-х - начале 2000-х. Большая часть перспективных объектов была хотя бы раз залицензирована. По построенным ГОКам счёт пока только 1 (частный инвестор). В других регионах количество реализованных до рудника лицензий примерно на этом же уровне.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(18:31:46 / 03-02-2016)

Магадан- 4 рудника, Чукотка- 5

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(18:36:54 / 03-02-2016)

Золото и платина - все 9?

Сколько из них обнаружены впервые после 1990?

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(19:05:38 / 03-02-2016)

Золото, платина это на Камчатке. Вчистую одно крупное - Купол, остальные были известны хотя бы на уровне проявлений.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(20:07:02 / 03-02-2016)

Да и открытие Купола это скорее излет той геологии.

http://tfi.chukotnet.ru/map/depos/OtkKup.htm

 

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:18:40 / 03-02-2016)

Обсуждать не имею права, не работал. Думаю, многим хотелось бы узнать, как нужно изучать геологию страны с точки зрения спецов  с такого района. Это действительно важно .

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(19:22:42 / 03-02-2016)

В конце 90х при подготовке прогнозов (они выпускаются раз в 5 лет) 7 человек пахали  почти год. Перешерстили все  прогнозные объекты по всем полезным по субъекту, наиболее перспективные шли с укрупненной экономической оценкой. Потом была апробация по профильным институтам.  Я не могу это назвать фикцией, сам участвовал.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:29:15 / 03-02-2016)

Ладно, барахло всё это было на выходе. Извините, сомневаюсь, что ограниченное число людей (семь) способно оценить состояние геологии в стране.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(21:49:15 / 03-02-2016)

Причем здесь страна, читайте внимательнее, речь идет о субъкте РФ

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:56:11 / 03-02-2016)

Открытие уникального месторождения и плюс два _ это солидно, прошу сообщить регион. Если есть личный вклад - рад.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(06:41:27 / 04-02-2016)

Про уникальное  это, наверное к Dmitry_Zh? Он вроде написал про регион.

Аватар пользователя old_pferd
old_pferd(1 год 10 месяцев)(16:47:42 / 03-02-2016)

Это благие пожелания.Как вы представляете эту ревизию? Кадры, методика?

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(17:28:37 / 03-02-2016)

Благие пожелания - да. Как я представляю ревизию, кадры, методику - пытаюсь сформулировать. Пока не очень получается. Будет что-то внятное - напишу.

Аватар пользователя yuriyk2002
yuriyk2002(1 год 10 месяцев)(01:31:25 / 03-02-2016)

Хотелось бы напомнить уважаемой публике одну историю.

Еще 10 лет не прошло с окончания вакханалии под названием : "распродажа стратегических запасов страны".

Когда за кардон за копейки вывозили вагонами циркониевые трубы, более тонкие ручейки текли по германию, индию, скандию, ниобию. да что там - везли все!!!

За 15 лет были распроданы запасы, накапливаемые десятилетиями до того (еще с военных времен).  Именно того самого редкого особо ценного металла ....

Вопрос возникает: вот сейчас запустим производство, произведен килограммы, тонны ценного материала. И что? Либерасты мутят очередную "приватизацию": срубили бабла на валютных махинациях ЦБ и хотят это бабло удачно пристроить. Кто даст гарантию, что эти "эффективные менеджеры" завтра от имени государства не сольют на запад за бесценок вновь добытые сокровища?! Те кто устроил предыдущую "распродажу родины" сидят в органах власти, в правительстве.  Не лучше ли начать с "чистки", чтобы не получилось как у Сизифа?

Комментарий администрации:  
*** Гундосое отродье ***
Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(21:38:51 / 03-02-2016)

Ко мне это не относится.

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(01:48:39 / 03-02-2016)

Блин, снова советских планов громадье. Куда вы собираетесь развиваться? Зима на дворе. Не сегодня-завтра внешняя торговля накроется медным тазом - и останутся новые заводы как чемодан без ручки: и заказов нет, и закрыть жалко.

Аватар пользователя geologist
geologist(1 год 10 месяцев)(17:31:48 / 03-02-2016)

Пессимизма и так хватает. Взбодритесь.

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(07:30:28 / 03-02-2016)

Уважаемые коллеги, полагаю, что многие из Вас коллекционировали минералы. Недавно замерял Ph воды из-под крана. Получилось 5. А надо для здоровья (как у горцев, которые долго живут) 7. Взял из коллекции кристаллы граната. Даже "недоделанные", т. е. некачественные. Опустил минут на 10-20 в воду. Ph получил 7. Всем здоровья. 

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(17:55:27 / 03-02-2016)

Кто-то отмывал образцы мылом или шампунем. Я лично использую хозяйственное ...

Аватар пользователя Ли Си-Цин
Ли Си-Цин(1 год 10 месяцев)(20:29:03 / 03-02-2016)

Я их обмывал. А иначе зачем собирать было?

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...