Белоруссия: в шаге от дефолта?

Аватар пользователя Болт

Оптимистические заявления высших государственных лиц не могут скрыть того факта, что белорусскую экономику продолжает лихорадить. Основной оправдательный тезис — наличие многочисленных внешних факторов, оказывающих давление на экономику страны. Однако истинная причина наблюдаемых проблем — устаревшая модель развития Беларуси, основанная на преобладании госсобственности и ресурсной поддержке России.

ВВП Беларуси с начала 2015 г. продолжает снижаться, что достаточно непривычно, так как ранее средние темпы роста экономики составляли не менее 3–5% в год. При этом падение ВВП за I полугодие на 3,3% остается по-своему уникальным событием. До сих пор валовой продукт Беларуси сокращался больше, чем на 3%, только один раз, чуть более 19 лет назад, — по итогам I квартала 1996 г.

По прогнозам Минэкономики Беларуси, экономический рост ускорится в последние месяцы 2015 г. Официально цель остается прежней — прирост ВВП на 0,2–0,7%. Однако международные организации продолжают оценивать перспективы роста негативно: МВФ прогнозирует падение валового продукта на 2,3% (прогноз сделан в апреле), ЕБРР — на 2,5% (май), Всемирный банк — на 3,5% (июнь), а ЕЭК — на 4,2% (июнь).

С экономической точки зрения не важно, упадет ли ВВП Беларуси на 3,3% или вырастет на 0,7%. Проблема заключается в том, что страна уже вошла в долгосрочный негативный тренд. Если средний рост ВВП за прошлые две пятилетки оставался на уровне 107,5% (2001–2005) или 107,3% (2006–2010), то за период 2011–2015 гг. он в лучшем случае составит 102,1%. И это при сохранении российских энергетических субсидий примерно на том же уровне (согласно оценке Всемирного банка, около 13% ВВП).

Кризис систем

В Беларуси налицо не только конъюнктурный, но также и структурный кризис государственного управления.

Конъюнктурный кризис в первую очередь выражается в спаде российской экономики, который усугубляется падением цен на нефть. Так, ВВП России по итогам II квартала 2015 г. сократился на 4,6%, что намного хуже прогноза, сделанного Минэкономразвития в конце марта 2015 г.

Сжатие внутреннего рынка России, основного торгового партнера страны, приводит к спаду внешней торговли Беларуси: за январь–май белорусский товарный экспорт в целом сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 28,3% или на 4,4 млрд долларов, а экспорт в Россию — на 34,8% или на 2,1 млрд долларов. Согласно официальной позиции, спад экспорта в основном связан с изменениями цен, но это не совсем соответствует действительности.

Номинальный размер ВВП в Br трлн и в $ млрд января-августа, 2002-2015 гг

Ссылка

По данным Белстата, индекс физического объема всего экспорта за пять месяцев 2015 г. составил 99,5% от уровня соответствующего периода 2014 г. При этом индекс средних цен действительно просел до 72%. Однако в части торговых отношений с Россией наблюдается спад физического объема экспорта на 17,2% (многим ниже, чем в целом по всем странам), при проседании индекса средних цен «только» до 78,8%.

Что касается торговых отношений со странами вне СНГ — а именно на них приходятся основные поставки нефтепродуктов из Беларуси — стоимость экспорта в этом направлении упала на 32,3%, а физический объем за период возрос на 24,9%. При очистке приведенных показателей от энергетических товаров получается иная картина: стоимость упала на 13,4%, а объем возрос на 8%. Другими словами, сокращение на мировом рынке цен на нефть за предыдущие 12 месяцев более чем вдвое определенно сказалось на валютной выручке Беларуси, получаемой от экспорта нефтепродуктов; а компенсация полученных потерь обеспечена за счет роста физических объемов поставок этой категории товаров (в том числе за счет переориентации потоков обязательной продажи нефтепродуктов с российского рынка на европейский).

Товарная структура экспорта и импорта
Республики Беларусь в 2014 году

Таким образом, конъюнктура внешних рынков для Беларуси действительно выглядит не наилучшим образом. И именно на решение этой проблемы направлена политика властей. Они предполагают, что изменить ситуацию к лучшему способно расширение внешних рынков для поставок белорусской продукции — в основном, за счет небольших стран с малым объемом внутреннего рынка. Однако компенсировать 4,4 млрд долларов потерь с помощью такой стратегии за короткий промежуток времени практически невозможно. А в долгосрочной перспективе продолжительное отсутствие выпавших валютных поступлений от экспорта может ввергнуть систему в еще больший кризис.

Стратегия выжидания также не подходит, так как ставит белорусскую экономику в еще большую зависимость от внешних факторов.
Аналогичная ситуация и с надеждой на быструю отдачу от инвестиционных проектов, которые были реализованы в рамках модернизации. Часть из этих проектов уже нуждается в государственной поддержке из-за недостаточного спроса на их продукцию. В частности, за I полугодие 2015 г. объем производства в деревообработке, — этот сектор получил почти 2 млрд долларов вливаний — сократился на 4,1%, а запасы продукции на складах превышают месячную норму.

Индекс реального ВВП Беларуси, за период с начала года, в % к соответствующему периоду предыдущего года, многолетний период

Ссылка

Цементная отрасль получила не многим больше 1 млрд долл. в расчете выйти к 2015 г. на объем производства в 9,5 млн тонн в год при экспорте в 4,3 млн тонн. Однако по итогам I полугодия на цементных заводах Беларуси произведено всего 2,1 млн тонн цемента (84,1% от прошлогоднего значения), а в стоимостном выражении его экспорт за пять месяцев и вовсе сократился почти на 40%. К тому же, по данным Минфина Беларуси, чистый убыток трех основных производителей цемента (Белорусский цементный завод, Кричевцементношифер, Красносельскстройматериалы) за I квартал составил 119,3 млрд белорусских рублей.

Прирост (снижение) темпов
ВРП в январе-августе 2015 г.

(в % к январю-августу 2014 г.)

Ссылка

При этом ждать быстрой адаптации государственных предприятий к изменившейся ситуации не стоит. В условиях апатии, равнодушия и даже коррупции на разных уровнях управления госпредприятий, а также забюрократизированности процесса принятия решений, быстрая перестройка производственного сектора невозможна. А в экономике по объему произведенной продукции сохраняется до 70% государственного сектора. И это отражение структурного кризиса, который также тесно связан с кризисом управляемости.

Последнее можно кратко подтвердить словами Александра Лукашенко, произнесенными в ходе встречи с главой Администрации Президента РБ Александром Косинцем в апреле 2015 года: «Есть, наверное, не просто впечатления, а основания для выводов, для принятия каких-то существенных решений по эффективности работы Администрации Президента… У нас, надо прямо сказать, если не катастрофа, то есть некая вольница. Некоторым должностным лицам надо по два раза напоминать то, что Президент принимал решения по каким-то проблемным вопросам».

Внешний фронт

Третий квартал 2015 года станет для Беларуси серьезным испытанием. На фоне президентских выборов экономическая логика зачастую подменяется политическим популизмом. А это не может не сказываться на возможностях экономики реагировать на возникающие вызовы.

В качестве внешних вызовов, менее подконтрольных (или вообще неподконтрольных) властям и способных повлиять на развитие событий в Беларуси во втором полугодии, можно назвать углубление рецессии в России и снижение цен на нефть ниже 50 долларов за баррель.

При этом первый параметр необходимо рассматривать комплексно, а не уделять внимание только, например, возможным изменениям курса российского рубля — хотя Минэкономики Беларуси в начале 2015 года, после пертурбаций на валютном рынке, и разработало вероятные сценарии развития событий, в которых определяющими факторами были именно цена на нефть и курс валюты соседней страны.

Однако кризисные явления в экономике России могут привести не только к девальвации российского рубля, но также к сжатию внутреннего спроса и, следовательно, к потере белорусской продукцией доли российского рынка. А российские программы импортозамещения, получившие распространение после начала санкционной войны с Западом, еще больше потеснят товары из Беларуси. И хотя доля России в белорусском экспорте за январь–май 2015 года уже снизилась с 39,9% до 36,2%, итоговые значения по году могут быть еще ниже. Следовательно, часть валютной выручки, столь важной в условиях разбалансированной экономики, будет потеряна.
Протекционизм внутреннего рынка, свойственный России в условиях плохого экономического самочувствия, также вредит Беларуси. Несмотря на членство страны в Евразийском экономическом союзе, число нетарифных барьеров для белорусской продукции за последний год возросло. На фоне противостояния России с западными товарами страдают белорусские производители, для которых доступ на рынок соседней страны становится затруднительным.

Официальная статистика также не подтверждает и распространенных представлений о серьезных преимуществах, которые якобы получила Беларусь от введенного Россией эмбарго на поставки отдельных европейских товаров. Согласно комплексному анализу (по укрупненным позициям кода ТН ВЭД ТС) белорусского экспорта товаров, попавших в список запрещенных к ввозу на территорию России, Беларусь не получила сверхприбылей от возникшей ситуации. Так, доля поставок товаров санкционной группы из Беларуси в Россию в общем объеме внешних поставок РБ за январь-май возросла с 24,9% до 30,7% (в основном за счет мясной и молочной продукции). Однако в стоимостном выражении экспорт этих товаров за год сократился на 16,6%, с 1,59 до 1,33 млрд долларов.

Цена на нефть превратилась в особо актуальный фактор для Беларуси с середины 2000-х годов, когда обладающая минимальными запасами нефти страна оказалась в ситуации зависимости от переработки и продажи «черного золота» из России.
Однако не только эта потеря сказалась на экономике страны. Согласно белорусско-российскому межправительственному протоколу, подписанному в конце 2014 года, в 2015 г. вывозные пошлины на нефтепродукты в полном объеме остаются в бюджете Беларуси. На момент подписания документа Беларусь могла рассчитывать на более 2 млрд долларов, но после снижения цен на нефть до 50 долларов за баррель поступления по году могут составить около 1 млрд долларов. Если же тренд на снижение цен сохранится, белорусский бюджет недосчитается еще нескольких сотен миллионов долларов.

Выпадение доходов бюджета из-за внешних факторов очень нежелательно для Беларуси. По итогам I квартала доля налогов от внешнеэкономической деятельности в консолидированном бюджете увеличилась с 10,3% (уровень 2014 г.) до 18,7%. Это и позволило исполнить бюджет с серьезным профицитом в 4,1% ВВП на фоне ухудшающейся ситуации с финансовым положением предприятий. Наличие такого профицита важно, так как именно за его счет планируется погасить часть внешней задолженности, пик выплат по которой приходится на 2015 год. Без этого придется использовать внутренние резервы, а они истощены.

Таким образом, внешние угрозы для Беларуси практически полностью находятся вне власти правительства. Если в случае с кризисом в России отдельные вопросы можно решить с помощью политических переговоров, то падение цен на нефть придется принять как данность. Поэтому очень важно разрабатывать механизмы, которые позволили бы экономике быстрее адаптироваться к меняющимся условиям. Однако пока ставка делается на простой учет внешних обстоятельств и минимизацию потерь от внутренних рисков — которых, кстати, еще больше.

Внутренний предел

Самое слабое место белорусской экономики — образовавшийся разрыв между промежуточными итогами реформирования денежно-кредитной сферы и медленными изменениями в части развития реального сектора. Действия, которые предпринимает Нацбанк для макроэкономической стабилизации, позволили снизить риски ухудшения ситуации в финансовом секторе. Однако правительство не спешит менять подходы к управлению государственными предприятиями и давать больше свободы частной инициативе. В результате дальнейшее продвижение по пути реформ в денежно-кредитной сфере затруднено плохим положением реального сектора, а политической воли для реформирования последнего не просматривается. Из-за этого увеличивается вероятность ухудшения экономической ситуации в целом.

Один из основных рисков ближайших месяцев остается вероятность очередной потери доверия со стороны населения к банковскому сектору. Нацбанк старается всеми силами снизить процентные ставки на кредитно-депозитном рынке, чтобы предприятия смогли пополнить свои оборотные активы за счет недорогих кредитов. Однако эти действия могут вызвать цепную реакцию, связанную с оттоком ликвидности из банков.

На 1 июля 2015 г. на срочных счетах физических лиц — наиболее чувствительной категории вкладчиков — размещено 34,3 трлн белорусских рублей. Это порядка 62,5% от всех срочных депозитов в банковской системе. В случае потери привлекательности хранения средств на счетах, они будут изъяты. При этом, судя по характеру накоплений, они вряд ли будут направлены на потребление. Скорее всего, белорусские рубли будут обменены на иностранную валюту, что усилит давление на валютный курс.

Кстати, триггером изменений в части изъятия средств из банков может стать и резкое изменение курса национальной валюты, вызванное внешними факторами. В таком случае можно будет ожидать лавинообразной реакции: одно негативное явление будет порождать другое.
Еще один актуальный риск — состояние предприятий. В абсолютном выражении количество убыточных организаций на май (последний месяц доступной финансовой статистики) серьезно выросло и составляет 135,5% от уровня 2014 года (месяцем ранее — 125,2%). При этом их доля в общем количестве организаций осталась примерно на том же уровне (21,5% против 21,3%). А если учесть долю низкорентабельных предприятий (до 5%), то более трех четвертей экономики работает с минимальной отдачей.

Белорусское правительство старается снизить финансовую нагрузку на предприятия, однако в условиях запретительных ставок по кредитам принимаемые меры носят деструктивный характер. Фактически государство берет на себя взятые ранее предприятиями обязательства (в том числе в валюте), а финансовую поддержку обеспечивает с помощью различных долговых инструментов (облигации и т.п.). Однако это не решает основную проблему реального сектора — низкой эффективности его работы. Поэтому в среднесрочной перспективе такие меры могут породить рост проблемной задолженности перед банками и очередной виток инфляции.

При изучении динамики показателя инфляции — индекса потребительских цен (ИПЦ) — может создаться впечатление, что проблема постепенно решается. Так, с начала 2015 года ежемесячные темпы роста ИПЦ сократились с 2,4% (в январе) до 0,2% (по итогам июля). Только причина замедления роста цен — не столько в более жесткой денежно-кредитной политики Нацбанка, а скорее в ручном управлении этим экономическим параметром со стороны Минторга. С момента девальвации в январе 2015 г. правительство фактически взяло под контроль изменения цен в экономике, применяя пруденциальные меры к тем, кто «необоснованно» их повышает.
При этом с марта 2015 г. индекс цен на товары и услуги, не входящие в расчет базового индекса потребительских цен, оставался отрицательным. Это отчасти означает, что правительство не изменяло регулируемые государством цены и тарифы. Соответственно, в условиях сохраняющейся высокой годовой инфляции (по году планируют уложиться в 15-18%) этот «навес» необходимо будет снимать. Вопрос только в том, когда именно это произойдет.

В целом, внутренних рисков для белорусской экономики достаточно много. Кроме перечисленных можно также назвать:

  • истощение валютных резервов при наличии высоких внешних обязательств;
  • сокращение количества малых и средних предприятий;
  • рост безработицы и вынужденная неполная занятость и т.д.

Нивелирующий фактор?

Несмотря на многочисленность проблем в экономике, есть один нивелирующий фактор — президентские выборы.
Без сомнений, в какой-то момент экономические законы возьмут верх над политическими соображениями. Однако до этого можно использовать административный ресурс, чтобы улучшить показатели системы. Для этого необходимы ресурсы, но в данный момент белорусские резервы истощены (на счетах Нацбанка остается не более 2,5 млрд долларов ликвидных средств в валюте).
В этом случае на помощь может прийти Россия, которая уже не раз выделяла Беларуси кредитные средства на выгодных условиях. Хотя часто это политически мотивированные программы — за них стране приходится расплачиваться не только деньгами, но и своей позицией по отдельным вопросам — зачастую они просто необходимы, чтобы удержать экономическую ситуацию под контролем.
Можно получить деньги от международных организаций. Последние не требуют каких-либо политических изгибов, но настаивают на рыночных реформах, столь непопулярных среди высшего руководства Беларуси. Тем не менее, как показывает опыт прошлых лет, щедрым кредиторам можно продать обещания этих самых реформ или откатить проведенные изменения после окончания кредитной линии.
Скорее всего, руководство Беларуси будет диверсифицировать источники получаемых средств, включая в список новые страны и организации (например, в последнее время наметилось более тесное сотрудничество официального Минска с Пекином). Это позволит и казну пополнить, и суверенитет от внешнего влияния сберечь.
Однако в такой ситуации риски для экономики Беларуси никуда не пропадут. Наоборот, их актуальность возрастет, и в послевыборный период высока вероятность серьезных кризисных явлений. Даже низкая база сравнения этого года вряд ли создаст иллюзию восстановления макроэкономических показателей. Ведь без политической воли полученные кредитные средства структурно ничего в старой социально-экономической модели страны не поменяют.

Уворовал отсюда.

ПС: Материал написан заведомым либералом, но я публикую его не из-за либеральности, а потому, что приведены проверяемые данные, которые полезно знать независимо от политических взглядов.

ПС: Благодарю коллегу Кислая за предоставленную информацию о структуре товарного экспорта Белоруссии.

Комментарии

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Это и есть "вынужденность", о которой писал Satprem:

http://aftershock.news/?q=comment/1967769#comment-1967769

А вовсе не добрая воля и благотворительность.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Куркуль
Куркуль(10 лет 1 месяц)

гы, так если разобрать, то человечество вынужденно живёт, а это - утопическое направление рассуждения.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

А я что ответил на комментарий Satprem? Вы не пробовали читать ветку, которую пытаетесь комментировать?

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Куркуль
Куркуль(10 лет 1 месяц)

Вы не увидели иронию последнего коммента?

Аватар пользователя Куркуль
Куркуль(10 лет 1 месяц)

Вы не увидели иронию последнего коммента?

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Я вашей иронии не увидел в первом комментарии. Дальше не вглядывался. Если она там и была, то вы явно опоздали, и вообще не мне писали.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Куркуль
Куркуль(10 лет 1 месяц)

иронии в первом комменте не было. Если в своём ироничном комменте я обращался не к Вам, как Вы думаете - не навязываюсь.

Аватар пользователя _Soulcatcher_
_Soulcatcher_(9 лет 2 месяца)

Человек уверен, что "бюджетники" - это такие ворующие чиновники.. про учителей, воспитателей детсадов, врачей, комунхозы, ремонт дорог, паспортистов и часть мвд он не слышал.. медики у него должны в своей частной клинике лежать и умирать в голоду пока кто-то придет присмерти и будет глядя на ценник решать - умереть от болезни или от голода , когда оплатит медуслугу.

Аватар пользователя applause
applause(8 лет 10 месяцев)

В моем понимании, армия - это тоже "бюджетники". Ничего не производят, только боеприпасы и продовольствие расходуют. Однако ж этим "бюджетникам" золота отсыпят в первую очередь в случае воспеваемого БП.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 10 месяцев)

Увы легко не будет, нравится это или нет.

Без возможности постоянного не прикращающийся расширения эмиссии ФРС США = наращивания долгов = глобального фальшивомонетчества - даже энергопрофицитной стране , как Россия, 2/3 населения вынуждены будут производить себе первичную энергию , живя на земле, и капая картошку , без копейки от гос-ва, про др страны в пример Украина не менее 90-95%, при таком раскладе речи о содержание и оплате деньгами, как вами, так и выше описанных категорий бюджетников и т.д, в количестве многие миллионы или тем более десятки миллионов , не может быть и речи .

А армия будет ту что можно содержать + она скорее всего и сама будет себя содержать (сел/хоз частично и т.д....)

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Я уже испужался. Хотелось  бы уточнить у вас наступление этого момента,ибо надо своевременно научиться к Апать картошку.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 10 месяцев)

2 г.- 3 г. максимум 5 лет, т.е. до конца 2017 г -2018 г наступление "славных времен" с вероятностью 95-99%, и до конца 2020 с вероятностью 99.9999999999....% ( не 100% мало ли , НЛО , 2 -ое пришествие или типо того)

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Вы мне напоминаете белорусских оппов.Они уже 25 лет пророчат крах,нет,коллапс белорусской экономике.Правда делают это за западные гранты.Вы,я надеюсь, делаете свои предсказания бескорыстно.

 

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 10 месяцев)

Если серьезно, то к Батьке отношусь с уважением, и не думаю что для Беларуси кто то кроме него вообще вариант.

Что касается сроков, да , я считаю что в обозначенный срок , придет капец не сколько экономики РБ, сколько вообще мировой фин. системе, по которой человечество жило последние несколько веков, (т.е. по сути пройдет по краю БП или в него свалится весь мир), а следовательно и полная перестройку всех экономик мира, гос-в мир  и экономики РБ, разумеется тоже ну и т.д...

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(9 лет 3 месяца)

Батька молодец, не дал сделать из Беларуси Украдину. Друг там давно живёт, под Бобруйском - рассказывал, что всё хорошо, обзавёлся семьёй, не жалуется. Свалил из России году в 2004.

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Все страны живут не на свои, естественно кто то больше, не на свои, кто то меньше, и именно замедление этого "славного времени" когда жить придется по совести и только на свои , все правители мира оттягивают как могут , в том числе и совместными усилиями. 

Так уж и все?И Россия тоже не на свои?Жду пояснений.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(9 лет 10 месяцев)

Без эмиссии бакса и наращивания долга США , т.е. жития ими на свои , сколько бы стоила нефть ? 

Скорее всего около 10 баксов , деньги были бы очень дорогие и водились бы в карманах не только лишь всех.

Далее тоже надо ?...

Все взаимозависимы в разной степени, автаркий или намека не них нет пока что .

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Без печатного станка США российские товары продавались бы за рубли или золото. И стоили бы они для всех по-разному. Как минимум столько, сколько России хотелось бы импортировать из конкретной страны.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Hanuman
Hanuman(9 лет 10 месяцев)

Проблема не только в батьке но и в населении РБ. Там много накопилось социальных и духовных проблем. Высокий уровень деградации.
Любая деградация населения по достижении критической отметки приводит к массовым страданиям (кризисам). Во время кризиса идет очищение души. После чего начинается новый виток развития государства. Батька долго сдерживал дерьмо. Перекраивал страну как Тришкин кафтан. Но рано или поздно все накопленное дерьмо вырвется наружу. И, судя по моим прикидкам это произойдет очень скоро.

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Дерьма во всех много накопилось. Но в белорусах даже наверное меньше, чем в соседних странах вместе взятых. Так что когда у белорусов оно прорвётся, то остальные уже в нём давно захлебнутся.

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя Kerk
Kerk(11 лет 12 месяцев)

Они привыкли жить на российских дотациях, даже не замечая этого. Будучи уверенными, что все, что они имеют - их собственная заслуга и если бы не проклятые вечно пьяные москали, то им было бы еще лучше. Однажды они столкнуться с реальностью и это будет очень болезненно.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

учи уверенными, что все, что они имеют - их собственная заслуга и если бы не проклятые вечно пьяные москали, то им было бы еще лучше.

 

Что за болезненные фантазии?

Аватар пользователя Kerk
Kerk(11 лет 12 месяцев)

Отлично вас понимаю.


Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

А я вас нет.

Аватар пользователя Солидарный
Солидарный(11 лет 7 месяцев)

так на фотке ты - поэтому и не понимаешь

Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Очень тонкий польский юмор! Аплодисменты!

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Я чота тоже этого пшека или полупшека никак понять не могу. Свидомец видать еще тот.

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Проблема не только в батьке но и в населении РБ. Там много накопилось социальных и духовных проблем. Высокий уровень деградации.

Вот живу в РБ всю жизнь,особых проблем не наблюдаю.Может поделитесь своими наблюдениями.Большое видится издалека,как писал классик.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Судя по графику,ВВП РБ в долларах США с 2006 г. увеличился в ДВА раз.Да,Карл,именно в ДВА раза.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Дирижёр
Дирижёр(8 лет 9 месяцев)

Из этого однозначно следует, что в Белоруссии проблемы. Белоруссия деградирует и опустилась ниже плинтуса :-)))

Комментарий администрации:  
*** "Большевиков приравниваю к Геббельсу... Сам - дочь сдавшегося в плен расстрелянного петуха" (с) ***
Аватар пользователя брат кондрат

Заметили?Два часа назад Вы писали про 8(восемь)раз. Статистики тоже могут потом сказать "упс!" и пересчитать -пендосы неоднократно так делают.

И еще, продукция лежащая на складах тоже ведь увеличивает ВВП, и чем дольше лежит  тем больше ВВП-охрана, освещение ,отопление.

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Да,было дело,ошибся,попутал рубли с долларами.Всё спешка.Но и два раза тоже неплохо по сравнению хотя бы с ЕС.

Не всё лежит на складах,а то что лежит будет рано или поздно продано.Проблемы в основном в транспортном машиностроении.Ну стоят авто и трактора на  заводских площадках.Отопления не требуют,территория предприятий  освещается и охраняется в любом случае.

Кстати,  освещение и отопление мало влияют на   ВВП.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Снег башка попаду

Это с 2006 по 2008 в 2 раза. С другой стороны, спустя 7лет он находится почти на том же самом уровне, как и в России. Это привалили нефтяные деньги в середине 0-х от переработки+вырос покупательский спрос со стороны России. Цена на нефть подскочила в 2 раза. Понятное дело, что если работали по долгосрочных контрактам, то цену не так как на графике колбасило, но цена выросла в 2 раза и с тех пор там и висела. Так что в случае долгосрочной цены 50- ВВП в долларах может вернутся на уровень середины 0-х.

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Как это не странно звучит,но в нынешних проблемах РБ виноват  король Саудовской Аравии.Поставив целью разорить сланцевую добычу США,сбил цены на нефть,тем самым лишив  Россию части доходов.России пришлось урезать аппетиты и снизить закупки в РБ.

Тут не только РБ пострадала.Фирма  "Катерпиллер" ( объем оборота как вся промышленность РБ),снизила за два последних года объем производства на 25%.А ведь Гарварды кончали.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

АЭС решит проблему хотя бы частично.

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

Да фик то знает - десять(!) ярдов кредитных денег за два гигаватных энергоблока, отдавать их придется как раз где то на пороге "гипера", когда баксов в обращении совсем не останется и курс его "улетит в небеса". К тому же "годного" урана осталось еще меньше, чем нефти - может так статься, что даже второй раз "перезарядить" энергоблоки будет уже нечем. К тому же поставляемые энергоблоки еще нигде, ни на одной станции, ни разу не отработали полной "кампании".

 "Выгодны" те АЭС, которые уже были построены и достались в "наследство" от СССР...

Аватар пользователя green
green(11 лет 1 месяц)

Про уран вы конечно пошутили.

Комментарий администрации:  
*** Матерый зеленый пропагандист - которого поймали на противоречиях в показаниях ***
Аватар пользователя Кнопкодав
Кнопкодав(9 лет 3 месяца)

Да не будет РБ ничего отдавать - как обычно реструктуризация с перекредитованием. На крайний Рф сделает "поддерживающий экономику РБ" заказ на какую-нибудь хрень, без которой вполне могла бы обойтись или РБ откупится заводиками "по рыночной стоимости в 3 млрд баксов".

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

Ну вот зачем вам эти "неэффективные убыточные заводики"? Вы что, сами собираетесь на них работать?!? Нет? А с чего это они тогда станут вдруг "прибыльными" - на том же самом месте, с теми же самыми людьми?

А просто закрыть их и продать на металлолом "за такие же бапки"  и у "лукашенок" ума вполне хватит.

Аватар пользователя Кнопкодав
Кнопкодав(9 лет 3 месяца)

Да за ради бога, на металлом так на металлолом. Лишь бы больше не пытались ими (заводиками) откупиться как высокодоходными производствами. С остальной то частью согласны , что все именно так и будет?

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

Откупиться?? Конь, Вы что то путаете - наоборот, все время кое-кто озвучивает "предложения, от которых нельзя отказаться"(С). Возникает вопрос - ну и зачем, если в следующей фразе сразу звучит "дотационность и неэффективность".

С "остальной частью" думаю, что просто придется вернуть ту АЭС кредитору по номинальной цене в $10 млрд. и заплатить еще проценты по кредиту - в условиях уже неизбежного падения пром. производства как в Беларуси, так и на всех сопредельных территориях, потребности в энергии в регионе кратно снизятся и продавать ее излишки, как это предполагалось, будет некому, планируемый срок окупаемости этой АЭС в 30-ть лет уж слишком оптимистичен (а это как минимум 15-ть перезагрузок активной зоны!). Получится классический "чемодан без ручки".

Аватар пользователя Кнопкодав
Кнопкодав(9 лет 3 месяца)

Откупиться?? Конь, Вы что то путаете - наоборот, все время кое-кто озвучивает "предложения, от которых нельзя отказаться"(С). Возникает вопрос - ну и зачем, если в следующей фразе сразу звучит "дотационность и неэффективность".

Вопрос о заводиках возник на фоне очередной "просьбы"(скорее требования, просят немного по другому) Батькой кредита, это во-первых.

И кто вам сказал, что заводики в обмен на кредит ( просто у РБ больше вообще нет ничего стоящего) нужны для получения с них прибыли и не просто для попила на металлолом как конкурента? Это во-вторых.

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

"Во-вторых" - более чем очевидно. Я об этом сразу же и сказал.  Если "ничего больше нет", то и отдать означает сразу "ужасный конец" вместо "ужаса без конца".  Ну Вы же, как такой же русский человек (я тут прав??), должны понимать, что если "отступать некуда", то возможны абсолютно любые другие "непредсказуемые варианты". Суверенный дефолт, например. Без обид и "претензий"..

Аватар пользователя Кнопкодав
Кнопкодав(9 лет 3 месяца)

Согласен. Однако начал движуху все же Батька. У России тоже есть свой "край" на предмет бесконечных безвозвратных кредитов и РБ ( влице Батьки) наконец то до него добралась. Требование кредита == требованию всех заводов за этот кредит оптом

ПС: насчет АЭС согласен. Крайне сомнительное действо с точки зрения обывателя из РФ ( вроде меня). Единственно, в чем еще польза для РФ - значительно сокращается поступления газа для РБ, который используется в виде топлива для генерации энергии. Поскольку газ РБ тоже "пописят", то выгода может быть.

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

Ну так этот Батька нифига же не Ангел, он еще  много чего разного тут "понарулил"..

 В случае дефолта придется возродить торфяную энергетику (в 60-х торф покрывал до 70% потребностей БССР в энергии), "убитую" в 70-х более дешевым и удобным в употреблении Большим сибирским газом. Запасов торфа лет на сто хватит. Этот переход можно ускорить - просто повысить в два раза цену российского газа.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

1) В чем номинирована цена за АЭС? Насколько мне известно в рос. руб. Вон давеча кто то из ответственных русских по этому поводу сказал что эта АЭС получится самой дешевой, не в последнюю очередь из-за скачка курса.

2) Даже если цена номинирована в баксах то теми же баксами сейчас платится РФ за газ. АЭС будет экономить не мало газа, там хватит на регулярные платежи и еще останется.

3) Про уран вы сморозили какуюж то несусветную глупость.

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

В каких бы "попугаях" не была номинирована, десять ярдов это по любому десять ярдов (стоимость всего международного "термоядерного" проекта ИТЭР составит около пяти млрд. долларов) - это очень много даже для страны более богатой, чем Беларусь. Что бы "отбить" их, по самому оптимистичному сценарию, понадобится не менее тридцати лет непрерывной работы электростанции при условии стабильного сбыта вырабатываемой электроэнергии, что равняется среднему сроку эксплуатации таких АЭС до их полного демонтажа - или "продления срока эксплуатации" (до 60 лет) при соответствующих кап.вложениях. Среднюю кампанию реакторов ВВЭР на "модернизированном" российском топливе планируется  довести аж до 18-ти месяцев с перспективой продления ее до 24-х месяцев. Это значит, что потребуется как минимум 15-ть полных перезагрузок активной зоны еще до истечения срока окупаемости станции. Но "сценарий" то ожидается далеко не "оптимистичный":

 
Экономика
 
 

Майкл Диттмар из швейцарского Института физики частиц, проанализировав историю добычи урана в мире, подсчитал, что текущих разведанных запасов не хватит для обеспечения топливом существующих и планируемых АЭС в следующие 20 лет. Дефицит урана приведет к естественному поэтапному отказу всего мира от атомной энергии, полагает ученый. Мы публикуем перевод его исследования, вышедшего в журнале Science of the Total Environment.

 

 

АННОТАЦИЯ

Исторические данные многих стран показывают, что в среднем может быть добыто не более 50 –70 % запасов урана, имеющихся в месторождении. Анализ самых последних данных из Канады и Австралии показывает, что в существующей модели добычи на извлечение имеющегося запаса уходит 10 лет плюс-минус 2 года. Для современных горных работ эта простая теория обеспечивает точную характеристику объема урана, поддающегося извлечению.

Применив этот подход к оценке всех крупных существующих и планируемых к разработке урановых месторождений до 2030 года, получим достижение глобального пика добычи урана в 58 тыс. тонн плюс-минус 4 тыс. тонн около 2015 года. Затем по нашему прогнозу добыча руды будет падать до 54 тыс. плюс-минус 5 тыс. тонн в 2025 году; снижение усилится до 41 тыс. плюс-минус 5 тыс. тонн к 2030 году. Этого объема не хватит для обеспечения топливом существующих и планируемых атомных электростанций в следующие 20 лет. Фактически мы находим, что дефицита топлива будет трудно избежать даже при сценарии постепенного – 1 % в год – поэтапного отказа от атомной энергии всем миром до 2025 года. Таким образом, мы предполагаем, что поэтапный отказ всего мира от атомной энергии произойдет естественным образом.

Если мир не станет отказываться от атомной энергии постепенно и поэтапно, следствием станет то, что некоторые страны на этом этапе (в 2025 году) просто не смогут позволить себе достаточное количество ядерного топлива, что означает вынужденный и, возможно, хаотичный вывод АЭС этих стран из эксплуатации, включая перебои с энергией, отключения и даже худшие варианты событий.

....

____________________________________________________________________________

И на АШ "урановую проблему" тоже  уже обсуждали, урана-235, на котором будет работать Островецкая АЭС, в "энергетическом эквиваленте" осталось в два раза меньше, чем нефти:

"Таким образом, окончательный потенциал мировых запасов урана оценивается в 6 306 300 тонн.

Много ли это?
Если учесть, что как я писал ранее, что содержание урана в породе для большинства месторождений составляет 0,72% (есть интересные исключения, но мы их отдельно коснёмся в части рассказа о радиофобии), а большинство реакторов (легководные) работают на обогащении урана по изотопу 235U до 4-5% (хотя есть варианты реакторов на тяжёлой воде, которым достаточно 2% содержания 235U в делящемся материале), то общий энергетический потенциал природного урана, посчитанный исключительно по содержанию 235U, составляет 45 406 тонн.

Если "перебить" этот природный 235U в баррели нефти (как мы помним, килограмм урана "энергетичнее" килограмма нефти где-то в 2 000 000 раз), то мы получим для оценки мировых мировых запасов 235U энергетический эквивалент около 90,81 млрд. тонн нефти.

Для понимания значения этой цифры — самой нефти в мире "от царя Гороха" сейчас уже добыто около 1 триллиона 450 млрд. баррелей,  и ещё где-то столько же находится в недрах. В тоннах накопленная добыча и остаток нефти в мировых недрах составит около 200 млрд. тонн, то есть энергии нефти в недрах уже всего лишь в два раза больше, чем там принципиально содержится самого легкоутилизируемого изотопа урана — урана 235U.
"

 То есть, уран будет дорожать, причем намного - и его может еще и не хватить даже на период окупаемости такой АЭС "на небыстрых тепловых нейтронах"!

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Если учесть, что как я писал ранее, что содержание урана в породе для большинства месторождений составляет 0,72%

1) Это по чистому урану цифры. В породе его действительно именно столько. А есть еще окислы. Есть месторождения в породе которых окислов 235 урана 8-16%.

2) Значит Росатом набрал заказов, которые заведомо не сможет обеспечить ураном. Нуну.

 

Аватар пользователя Хурон
Хурон(11 лет 3 месяца)

Если без "нуну", то это цифры по урану, который можно извлечь из пород, в которой этот уран содержится исключительно в окислах - чистый металлический уран "пироморфен": самовозгорается на воздухе при температуре 300 град. по Цельсию - за что его (обедненный, U-238) американцы применяют в качестве сердечников бронебойных снарядов. В металлическом "самородном" виде уран в природе не встречается. Совсем.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Хватит тут отсебятину пороть. Написано: "содержание урана в породе для большинства месторождений составляет 0,72%"

Для какого большинства, какой %?

Еще раз повторю: в Канаде есть месторождения с процентном содержанием урана до 20%.

Страницы