Спойлер: - СКР русских регионов НЕ ЗАВИСИТ от уровня доходов в нём.
Если никто в комментариях не докажет обратное, предлагаю сообществом АШ впредь так и считать, что
рождаемость не зависит от уровня жизни.
Разберём статью: Экономика русской депопуляции https://aftershock.news/?q=node/821146
Хорошая методика и идея, но выводы - целый опус.
Я сразу в комментариях написал:
indigo(3 года 4 недели)(07:29:08 / 10-01-2020)
Просто русские крайне чувствительны именно к материальному фактору - это видно из статистики.
Потому что в регионах с преимущественно не русским населением на рождаемость воздействуют не только материальный фактор, но и установки традиционного общества, религиозный и культурный факторы, разбирать которые для меня не представляется возможным
Просто у русских появилось очень много тараканов в голове (преимущественно тараканов общества потребления).
Неплохая статья (не считая конечных опусов, названных выводами).
Вот только естественный прирост во многих русских регионах не из-за высокой рождаемости (СКР), а из-за молодого населения.
"На глаз", корреляция СКР-свободный остаток имела бы другой вид (была бы менее выражена?).
Так что основной резерв повышения рождаемости не в повышении уровня жизни, а изменении менталитета.
indigo(3 года 4 недели)(07:36:43 / 10-01-2020)
Уровень жизни же выше, чем 100-150 лет назад, а СКР ниже чуть ли не в разы.
Так что дело в тараканах: ой-вей, рожу третьего ребёнка стану нищим (как внизу и пишут: сразу же небось на картошку перестанет хватать?).
indigo(3 года 4 недели)(07:39:07 / 10-01-2020)
Вот если бы ТС показал, что в наиболее богатых русских регионах СКР составляет, к примеру, 3-5, то да, можно было бы согласиться:
Даёшь богатство всем регионам, тогда и зарожаем. Но нет, даже в самых богатых регионах с СКР проблемы.
indigo(3 года 4 недели)(07:43:21 / 10-01-2020)
И да, последнего шажка в вашем анализе не хватило (из тех, что я стараюсь делать) - нарисовать график рождаемость-свободный остаток, чтобы так сказать была наглядно видна эта зависимость.
indigo(3 года 4 недели)(08:02:39 / 10-01-2020)
Вот и подошёл (сам, прежде всего) я к той мысли:
Кто изучал микроэкономику, знают, что следует различать понятия "изменение спроса" и "изменение величины спроса":
/чуть позже вставлю рисунок, с телефона неудобно/
И вот теперь каждый видит, что ТС идёт в общем дискурсе " изменения величины спроса" - как зависит естественный прирост (а лучше бы исследовал СКР) от уровня жизни.
Но задвигает "неценовые детерминанты спроса" (факторы менталитета, религии и пр.), которые и определяют сдвиг ВСЕЙ "кривой спроса" (т. е., причины снижения СКР в разы за 100 лет), в дальний угол - мол что тут исследовать.
indigo(3 года 4 недели)(10:20:28 / 10-01-2020)
ТС той статьи в комментариях продолжал упорствовать и я решил свои гипотезы проверить.
Прошу проверять мои гипотезы:
Как видим - коэффициент "Р-квадрат" составляет всего 0,3952(=0,62922), не противоречит ТС , но является малым значением.
Более того, основная часть регионов находится в группе со свободным доходом до 45 тысяч, а свыше - только 7 регионов.
Т.е., наличие значимой зависимости ставим под большое сомнение!
Ещё в гипотезах, до осуществления проверки, было понятно, что что-то тут не то - примерно представлял, что, к примеру, Москва и МО, моложе условной Тульской области, но в Тульской области СКР выше МОСКВЫ!!!! (при меньшем свободном доходе).
Вот график СКР от свободного дохода и показывает, что выводы ТС в его статье - с потолка.
Ремарка: величина свободных денег рассчитана Chingis (для 2019 года?), а данные СКР - 2017 (https://russia.duck.consulting/maps/280/2017).
Влияет ли это на функциональную связь и выводы - решайте сами.
Данные:
Регион | Свободных денег на руках (семья из 4 человек: 2 работающих взрослых, 2 детей) | Естественный прирост населения, на 1000 чел. в год | Коэффициент рождаемость, 2017 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 71 139 | 9,1 | 1,95 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 48 852 | 7,9 | 1,88 |
Ненецкий автономный округ | 41 579 | 6,6 | 2,35 |
Республика Алтай | 5 657 | 6,1 | 2,36 |
Бурятия | 14 048 | 3,8 | 2,06 |
Чукотский автономный округ | 53 149 | 3,7 | 2,08 |
Тюменская область | 27 394 | 3,5 | 1,88 |
Забайкальский край | 15 081 | 1,7 | 1,87 |
Москва | 50 379 | 1,1 | 1,38 |
Санкт-Петербург | 46 004 | 1,1 | 1,50 |
Сахалинская область | 54 538 | 1 | 2,03 |
Камчатский край | 31 773 | 0,9 | 1,78 |
Астраханская область | 9 082 | 0,7 | 1,73 |
Иркутская область | 26 683 | 0,5 | 1,86 |
Томская область | 17 773 | 0,5 | 1,47 |
Ставропольский край | 9 520 | 0,3 | 1,54 |
Красноярский край | 22 559 | 0,1 | 1,67 |
Удмуртия | 14 572 | -0,2 | 1,72 |
Хакасия | 13 677 | -0,2 | 1,78 |
Республика Коми | 24 560 | -0,3 | 1,78 |
Московская область | 30 026 | -0,4 | 1,61 |
Краснодарский край | 12 303 | -0,5 | 1,72 |
Магаданская область | 50 070 | -0,5 | 1,60 |
Новосибирская область | 15 383 | -0,5 | 1,67 |
Мурманская область | 31 137 | -0,8 | 1,56 |
Свердловская область | 20 459 | -1 | 1,76 |
Хабаровский край | 23 380 | -1 | 1,64 |
Пермский край | 15 215 | -1,2 | 1,75 |
Омская область | 10 837 | -1,4 | 1,61 |
Калининградская область | 11 445 | -1,5 | 1,57 |
Челябинская область | 18 518 | -1,5 | 1,61 |
Амурская область | 25 858 | -1,6 | 1,71 |
Еврейская автономная область | 11 452 | -1,6 | 1,81 |
Оренбургская область | 12 184 | -1,7 | 1,73 |
Севастополь | 10 304 | -1,9 | 1,56 |
Адыгея | 5 761 | -2 | 1,52 |
Приморский край | 22 047 | -2,4 | 1,60 |
Архангельская область | 25 872 | -2,7 | 1,65 |
Самарская область | 15 345 | -2,9 | 1,53 |
Вологодская область | 14 294 | -3 | 1,70 |
Волгоградская область | 11 261 | -3,1 | 1,44 |
Ростовская область | 11 009 | -3,1 | 1,46 |
Алтайский край | 3 047 | -3,2 | 1,64 |
Крым | 5 856 | -3,5 | 1,64 |
Кемеровская область | 24 089 | -3,6 | 1,54 |
Белгородская область | 18 309 | -3,8 | 1,39 |
Кировская область | 5 121 | -3,8 | 1,70 |
Ульяновская область | 6 600 | -3,9 | 1,52 |
Калужская область | 19 686 | -4 | 1,64 |
Курганская область | 6 128 | -4,1 | 1,88 |
Саратовская область | 7 030 | -4,1 | 1,39 |
Костромская область | 4 895 | -4,2 | 1,70 |
Нижегородская область | 18 412 | -4,2 | 1,50 |
Карелия | 9 512 | -4,3 | 1,56 |
Липецкая область | 16 437 | -4,7 | 1,54 |
Ярославская область | 16 201 | -4,7 | 1,53 |
Воронежская область | 16 909 | -5 | 1,37 |
Ленинградская область | 35 080 | -5 | 1,22 |
Мордовия | 10 554 | -5 | 1,26 |
Пензенская область | 11 176 | -5,2 | 1,36 |
Рязанская область | 13 704 | -5,5 | 1,51 |
Брянская область | 5 638 | -5,8 | 1,43 |
Курская область | 12 243 | -5,9 | 1,46 |
Владимирская область | 10 067 | -6 | 1,52 |
Ивановская область | 2 272 | -6,2 | 1,46 |
Орловская область | 4 689 | -6,3 | 1,42 |
Смоленская область | 7 837 | -6,4 | 1,37 |
Тамбовская область | 9 630 | -6,5 | 1,38 |
Новгородская область | 11 208 | -6,8 | 1,61 |
Тверская область | 9 213 | -7 | 1,56 |
Тульская область | 18 888 | -7,6 | 1,40 |
Псковская область | 841 | -7,9 | 1,57 |
Комментарии
Респект автору, совершенно согласен.
благодарю
Я писал под той статьёй, что зависимость заявленная автором может быть даже и обратной. То есть те семьи, где родился ребёнок начинают требовать бОльших зарплат и искать более высокооплачиваемые рабочие места, чем и поднимают уровень зарплат и "свободных денег".
Большое спасибо за статью.
Тоже всегда предлагаю зафиксировать что рождаемость не зависит от доходов и не возвращаться к этому вопросу.
Ментальность - да и ещё раз да.
Я так автору того опуса и написал, что после цифры ниже 0.7 писать что либо бессмысленно, ибо есть натягивание совы на глобус.
Но видимо статистику не все изучали.
коэффициент корреляции?
да, без графика сложно уловить - на сколько сильна зависимость, да и график показывает наклон (силу зависимости)
))) самое смешное, что я ему минуту назад тоже про сову и глобус написал, только по другому поводу
Да.
имхо, путает (я и сам теряюсь) 0,7 - для "Р-квадрат" или "Р"?
по мне - "Р-квадрат"=0,4 - очень мало
т.е., имхо "Р-квадрат" должно быть больше 0,7
Как меня учили. Корреляция 0.95 и выше, является статистически достоверной, все, что ниже, надо уже смотреть первичку. Там гора нюансов вылезает, выбросы всякие и т.п..
А самое главное, есть ВАКовские статьи по этой теме, в свое время прочел несколько. И понял, что тема очень сложная, фактор влияющие на рождаемость много. Если автор сделал бы лит обзор научных публикаций по этой теме, то тогда да, честь и хвала.
Да вот именно, что все эти критерии корреляции (ещё и не факт, что нужно брать именно линейные критерии) работают только на непосредственных данных, а не на выглаженных выборочными исследованиями данных Росстата.
Это, если что - про медианную з/п, а не про СКР.
Оценивать достоверность таких гипотез можно было бы на данных ФНС, если бы не массовость серых з/п и очень сильно разные, от региона к региону, доли белых, серых и чёрных з/п, что связано с характером экономики региона. Т.к. НПЗ и золотой прииск показывают белые з/п, а мебельное производство и строительство сильно затенены.
Но таких данных никогда в РФ не было и пока не предвидится. Тогда можно было бы пробежаться по улице с листочком бумаги и опросить пару сотен человек на вопросы "количество лет, детей, размеры з/п и несвободных денег в ней". Было бы гораздо лучше, чем использовать росстатовские данные.
И, да, Росстат не врёт, также как и не врёт Гидрометцентр. Врёт тот, кто на основании недельных сводок погоды пытается описывать вспышки на Солнце. При этом критерий корреляции у него может быть и 0,95 - раз в сутки и сломанные часы правильное время показывают.
Мои мысли таковы: если жена воспринимает мужа как ипостась Господа на земле, вопрос "рожать или нет" принимает именно муж. А жена заранее согласна.
Мужики, стремитесь к совершенству! Меня это тоже касается :-)
или капитана (или ведущего)
но если она чует, что капитан не ахти? оставаться ли с ним, становясь капитаншей? или искать себе Капитана?
Вот до этого миллионы лет чувствовала капитана и бога в муже, а как чувство пропадало, тут же в грызло получала. И любовь к мужу тут же появлялась из ниоткуда. А таперича швабода...
В условиях когда женщина социально защищена гораздо больше мужчины стать ипостасью для женщины практически становиться невозможно. Зачем нужен мужик со своими хотелками (детьми) если я и сама себе все что надо куплю или получу?
Мужчины хотят детей, а женщины нет? Как интересно. А почему у на полтора миллиона неплательщиков алиментов? Она родила, а он передумал?
А почему сейчас в 70-80% случаев инициаторами разводов являются женщины, все мужья прямо таки тираны и женоненавистники-садисты? Или все-таки не все - у вас вот какой?
Феминизм шагает по стране и разрушает естественный баланс где мужчина добытчик а женщина следит за домом и детьми. С нашим законом женщина защищена так, что добытчик не нужен.
За "добытчиков" женщины держатся. Но многие мужчины себя ими только воображают.
в современном мире женщина может использовать "добытчика" будучи с ним в разводе. На это заточено правосудие, отсюда и 70% разводов по инициативе женщин. Ну и принцессность: как же так, Я такая великолепная снизошла до него, а он неблагодарная скотина... ну и так далее
Правильно выше пишут, для жены муж это представитель Бога на земле. Не принцесс надо воспитывать, а кротких и скромных будущих жён. Только так.
Верно и с другой стороны, не принцев и пупов земли, а добытчиков и защитников.
В Америке может. А Россия при чем? Женщина в разводе может использовать алименты, в среднем, на 10 долларов. И пишут же такие чушь с важным видом.
10 долларов? Вы о чём? В России считается в % от дохода, не меньше 25% вроде как если один ребёнок.
А вот на западе в большинстве случаев считают по необходимым расходам на ребёнка. Т.е. фактически прожиточный минимум, не важно какой доход.
Другое дело, что на западе налоги значительно уменьшаются если есть дети на иждивении..
Вообще тема неприятная конечно, разводы - зло.
Средний размер алиментов в России - 6 т. рублей. И омерзительный хор комментаторов о том, что женщинам выгоден развод. По зарубежной методичке пишут.
Брехать - не мешки ворочать. Измена не функция недостаточности дохода у мужчины, а функция отрастания короны у барышни.
А, я вас помню. Вы мне доказывали, что ребенку 2 т. в месяц достаточно. Вам надо в правительство. Там считают, что прожиточный минимум ребенка 12 т.
Ну и память. Детям вообще ничего давать не надо. Родителям, ну ещё куда ни шло.
Это как раз понятно, мужчины не любят заниматься всей этой бюрократической чепухой с разводом, они просто заводят новые отношения и уходят, оставляя жене самой разбираться с печатью в паспорте. Формально женщина получается инициатором, а по факту она лишь узаконивает уже состоявшийся по инициативе мужа развод. Мне так кажется....
Всем мужчинам нравится налаженный быт, даже, если домой они приносят только грязные ботинки.
Быт? А что вы под этим подразумеваете?
Что эдакого делает женщина что без мужчины делать не будет?
И вообще что она такого героического делает?
По секрету скажу я после развода стал делать ровно на одно бытовое действие больше - гладить. Трачу на это пару часов в неделю.
Всё остальное - делал и в семье. Нет никаких сложных или тяжёлых обязанностей у современных женщин.
Стирает машинка, пылесосит робот пылесос, посуду моет посудомойка. На готовку надо 30 минут в день. Один раз в неделю влажную уборку сделать и то на меня перекладывалось. Единственно глажка мужских рубашек отнимает время. Из за нее конечно стоит разрушить семью.
Не надо прикрываться бытом. Женщинам выгодно жить в разводе особенно если мужик зарабатывает и платит алименты.
Ты антибавовец-пропагандист.Повторяешь эту наглую ложь про пылесос-стиральную машинку. Любой, кто занимался бытом, знает, что это чушь.
Ну вот, я и победил. Когда нет аргументов начинается переход на личности и неадекват в стиле "это все знают" не зря Алекс вам подпись прикрутил.
Я уже год живу один, и так называемый быт не отнимает меня сколько нибудь значительное время. Просто женщины нынче феминизированы почти до крайности отсюда и сказки про быт. Ах как им тяжело! Надо мужиков на пенсию вообще не отпускать пусть до гроба корячаться на работе. А женщинам бедняжкам ещё снизить пенсионный до 45. Им же так трудно на кухне!
А расскажи, как твой пылесос моет холодильник и сантехнику. И какое хрючево ты готовишь за полчаса.
Сантехнику надо мыть раз в две недели. Холодильник раз в пару месяцев. Ооооочень напряжно. Надломиться можно. Кстати сантехнику в семье мыл как раз я. Ибо жену прям ломало этим заниматься она ж прынцесса.
А еду за пол часа я готовлю такую что даже бывшая признает что я готовлю лучше её. :-)
Свинюшник у тебя в жилище. О вытирании пыли, мытье поверхностей кухонной мебели, чистке вытяжки ты понятия не имеешь. Ты кухонную раковину раз в две недели моешь?
Конкретнее, пожалуйста, о кулинарных успехах. У тебя полчаса на закупку продуктов, подготовку и сам процесс. Расскажи, что приготовишь.
Тупая овца. Вместо обсуждения вопроса начала попытки закидать грязью совершенно незнакомого человека.
А с тобой, козел, мы разве знакомы?
Я и говорю, посраться - пожалуйста. А вот по делу чего написать - шиш.
Вам именно кажется. Пока женщине будет выгодно жить вне брака семьи будут разваливается.
Очень, очень выгодно жить на шесть тысяч алиментов или вообще без них, потому, что любящий муж сбежал.
Ах они бедняжки! А работать не пробовали? Тогда может на 6к жить не пришлось бы.
А ещё можно было не пилить мужа по поводу и без онного, тогда глядишь бы и остался в семье, а не сбежал бы от обнаглевшей в край от безнаказанности бабы.
А ты сам пробовал работать с годовалым ребенком на руках?
А вот для этого как раз муж и нужен. А затем как ребёнок идёт в сад муж получает пенделя. Ибо не нужен. Именно поэтому браки после 5 лет разваливаются.
Такой, как ты, не нужен даже до.Ты не был женат и понятия не имеешь о детях.
Зато я имею. Что за идиотская манера переходить на личности. Если бы баба нуждалась в мужике, была бы паинькой. Если бы баба была паинькой, мужик был бы в порядке и баба не подала бы на развод.
Да, да. Я уже понял что бессмысленно общаться со шматом вонючего оранжевого дерьма. Результат нашего общения я уже зафиксировал выше.
Так будет рецепт кулинарного шедевра за полчаса? Или история о том, как пылесос моет окна?
Отчасти соглашусь, но все же сильно сомневаюсь, что это срабатывает всегда, и только мужики в разводах виноваты. Сужу в том числе и по знакомым историям.
Недавно моя знакомая развелась. На фоне полного материального благополучия. Оказалось, он уже год гашиш курит через день и каждый день, и полгода импотент. Как думаете, он друзьям об этом рассказал, как о причине развода?
Заранее скажу, что детей нет, имущество не делили, и развелись через ЗАГС.
Последнее предложение - существенное. Насколько понимаю, при наличии детей и имущества и то и другое в порядочном количестве случаев отсуждается в пользу бывшей жены. Зачем тогда мужьям разводится? Это женщинам выгодно. Самый опасный возраст для развода - 4-5 лет после росписи в ЗАГСе. Ребенок уже родился, мужик уже надоел - давайте что ли разводится. Вот вам и 65% разводов, и 70% инициатив от женщин.
Тому мужу совершенно незачем было разводиться. Дома чисто, ужин вечером ждет. Сиди себе, кури, играй на компе.
Страницы