Вперед к краю пропасти! (размышления пессимиста)

Аватар пользователя tory
  1. От Вернадского и дальше.

Случайно в интернете я встретил работу (https://online-knigi.com/page/22187 ) Валентина Пономаренко «Проблема 2033». Меня («технаря по образованию») очень удивила эта работа. Почему об этом не пишут философы-профессионалы? Проблема, касающаяся будущего ВСЕГО человечества, должна быть интересна всем! Удивительного в этом ничего нет. Материалистическая философия загнана в угол, а её место заняла субъективно-идеалистическая философия – позитивизм. Как научный работник я хорошо знаю, что физики, например, такую философию ни в грош не ставят. А другой (хорошей!) увы нет! А потому нет и хороших глубоких философских исследований стратегического характера, посвященных будущему человечества.

Прошло время веры в могущество науки и в силу разума. Пора поразмыслить: «А куда мы так прём?».  Вот несколько высказываний Вернадского, верившего, как и все мы, в силу человеческого разума [1]:

 «— Лучистая и атомная энергия находятся пока вне государственного учета, не могут интересовать практического политика, но должны уже теперь занимать мысль всякого государственного деятеля, смотрящего вперед, как источника будущих благ человечества

— Взрыв добычи угля и нефти привел к взрыву мысли, научного творчества.

— Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера.

— Этот процесс — полного заселения биосферы человеком — обусловлен ходом истории научной мысли, непрерывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете.

Лик планеты — биосфера — химически резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно, и важен для нас тот факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законом природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть, поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках».

Эпоха радостного оптимизма должна уступить место эпохе здравомыслия. Человек должен когда-нибудь остановиться, оглянуться назад и задать себе вопрос:

 «Мы верили в НАУКУ и много сделали. Однако, что же мы все-таки НАТВОРИЛИ?».

Следуя работам академика Вернадского, рассмотрим нашу землю с точки зрения людей, населяющих ее. Систему «Земля» условно можно рассматривать, как замкнутую систему. Условность в том, что Солнце находится вне Земли, а без влияния солнечной энергии жизнь на Земле невозможна.

Поскольку Солнечная энергия поступает постоянно, эту энергию мы можем включить в нашу замкнутую систему, как «даровой» источник энергии. Нас будет интересовать «биосфера» (по Вернадскому), т.е. в общем случае, жизнь различных сообществ (растительные сообщества, сообщества животных и т.д. ) и методы 1 [1] Валентин Пономаренко. «Проблема 2033 или Джонушка, Иоганушка да Иванушка дурачки (сказка о горькой правде)» ( https://online-knigi.com/page/22187 ) познания этой жизни.

Биосфера, как известно, включает в себя растения, бактерии, животный мир и мир человека. Здесь, на первом этапе нашего пути встают проблемы и вопросы, на которые трудно дать исчерпывающий ответ. Любой живой организм имеет естественные тенденции (инстинкты) к продолжению рода и тенденции (инстинкты) самосохранения. Растение, животное, человек – все они обладают этими качествами. Откуда они появились? Кто их «ввел» в каждое сообщество и заставил передаваться по наследству? Объект (растение, животное, человек) рождается, живет и умирает. Но он оставляет свое потомство, которое не просто продолжает жизнь. Оно расширяет свой ареал, борется с «конкурентами», т.е. со своими и чужими объектами, мешающими этой тенденции. Иногда в этой борьбе мы встречаем симбиоз, позволяющий совместно решать общие проблемы.

С точки зрения теории нелинейных колебаний мы имеем дело с квазистатическим процессом, процессом с поглощения и преобразования энергии. Когда-то он начинается, развивается, а потом деградирует, если условия отсутствуют. Ничто не вечно! Конечно, грамотный читатель сошлется на то, что вся информация первоначально заложена на генетическом уровне. Но кто ее заложил? Почему она не исчезает, а передается из поколения в поколение, видоизменяясь и приспосабливаясь к меняющимся условиям? А потом погибает вместе с системой?

 Проблем много. И мы не собираемся здесь решать их «одним махом».

1. Нас в этой работе будет интересовать пока исключительно человеческое сообщество. Более того, мы сознательно ограничим нашу задачу описанием и анализом УСЛОВИЙ существования человека разумного. Что здесь нам преподнесет будущее? И, если точнее: все ли ресурсы мы использовали и есть ли еще у нас резервы?

2. Особенности условий жизни и выживания Человечество имеет среду своего обитания. Эта среда есть необходимое условие существование человечества. Человек не вечен, он смертен. Как отдельного человека, так и все человечество ожидает «неприятный финал». Это неизбежно. Но в руках человечества имеется (ещё остается!) потенциальная возможность «само изменения» и «самосовершенствования». Эту потенциальную возможность содержит в себе развивающаяся наука и техника.

Цитирую [1]:

«Я не берусь объяснить эту странность, но именно так почти все мы устроены. Нам гораздо проще разобраться в сложнейших математических построениях, химических или физических явлениях, чем в простой житейской ситуации. И, все же, — попробуем. Итак:

— всем достижениям технической цивилизации мы обязаны природным источникам энергии и нашему умению ее извлекать и применять;

— запасы основных источников энергии (нефть, газ, уголь) конечны; срок их исчерпания — несколько десятилетий;

— площадь пашни, лугов и лесов, которые обеспечивают нам пропитание, конечна; более того, в результате нашей деятельности она сокращается, а продуктивность земли уменьшается; — Земля у нас одна, и нам некуда переселяться;

— в скором будущем населению предстоит энергетический и, практически вслед за ним, буквальный голод, если численность населения не будет соответствовать возможности Земли обеспечивать урожаи и численность скота, согласованные с численностью населения;…… ….

— технический прогресс, подобно огромному смерчу, втянул в свою воронку и сконцентрировал в городах значительную часть населения; например, в городах США живет 97—98 % населения страны, в других развитых государствах несколько меньше;

— средние и, тем более, крупные города не могут существовать без потребления органического топлива и электроэнергии;

— машиностроение, химические производства, транспортные системы, научные и исследовательские центры, органы государственного управления — существенная принадлежность именно крупных городов».

  Эту возможность еще необходимо правильно реализовать. Начнем по порядку.

Леса

Мне, чье детство неразрывно связано с лесами, эта тема является первой и наиболее важной.

Во-первых, леса это природный поставщик кислорода, наряду с океанами.

 Во вторых, лес запасает пресную воду и очищает ее от примесей. Он питает родники и реки.

В третьих, лес снабжает нас древесиной и продуктами леса (ягоды, грибы, травы).

В четвертых, лес обеспечивает пропитанием животный мир леса и т.д.

И вот, ради сиюминутной прибыли и при попустительстве (!) Правительства капиталистический механизм хозяйствования, нуждающийся в сверхдоходах, уничтожает всё. Он хищнически истребляет ресурсы, принадлежащие ВСЕМ гражданам, но ничего не дает взамен! Вырубка лесов влечет за собой неизбежные весенние наводнения, эрозию почвы, а также приводит к заиливанию и к обмельчанию рек, исчезновению родников и заболачивание водоемов.

Сразу же комментарий. Восстановление вырубленных и выгоревших участков тайги потребует громадных средств и времени порядка 80 – 100 лет.  Это природные ресурсы, украденные у наших внуков, правнуков и праправнуков. Это уничтожение того, что было нам оставлено на сохранение нашими дедами и прадедами! А виновата (пьяно-ельцинская) Конституция, давшая неограниченную и бесконтрольную власть Президенту и Путин, у которого эта могучая и почти неконтролируемая власть в России. Но есть и МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ лидера страны, помимо формальной Конституционной ответственности. И здесь не поможет «мальчик для битья» Д. Медведев, на которого легко все свалить!

Уже сейчас большие мегаполисы страдают от загрязнения атмосферы различными (в том числе и токсичными) продуктами сгорания. Вредные выбросы доменных печей и ТЭС, зимнее отопление домов, лесные пожары – всё это губит леса. Их необходимо восстанавливать. Естественными восстановителями являются сами леса (Сибирь, леса бассейна Амазонки, океан с его флорой и др.).

Однако хищническая вырубка лесов приближает нас к апокалипсису. Для восстановления вырубленного или сгоревшего леса требуется порядка 50 – 70 лет, а то и больше. Взгляните на приведенные фотографии: сколько лесов было вырублено в Архангельской области, в Сибири, Хабаровском крае и на Дальнем Востоке!!! Фото из [2] Кто ответит за это? Медведев? Цитирую [1]:

«Леса в 1870 г. занимали 7 млрд га. Через 100 лет их площадь уменьшилась в 1.75 раза. За 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) произошло дальнейшее уничтожение лесов на величину, равную 3 [2] (https://www.uralinform.ru/news/society/308143-uchenyi-zapasov-lesa-v-sib... let/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com) Запасов леса в Сибири хватит только на 15 лет! половине суши, занимаемой США. Одновременно уничтожается бесчисленное множество видов животных, насекомых и растений, в том числе и тех, которые являются полезными для сельского хозяйства и медицины….

Ежегодно уничтожается или подвергается глубокой деградации 40 млн. га тропических лесов — площадь, в 2 раза большая, чем Австрия….

Большие города превращают зеленую зону вблизи мегаполисов в отхожее место для сброса мусора. Куда мы движемся? Что мы оставим нашим потомкам? И еще одна беда: безграмотные весенние «палы», приводящие не только к лесным пожарам, но и к гобели людей. Их иногда устраивают дельцы СПЕЦИАЛЬНО, чтобы потом оформлять вырубку леса «на законных основаниях и по дешевке». Если все будет изменяться такими темпами, то уже через 4 – 5 поколений население Земли лишится лесов. Значит, лишится зверей, птиц, древесины и т.д. Значит, исчезнут реки и их заменят кратковременные грязе-дождевые ливневые потоки, пылевые бури и продолжительные засухи. Если считать, что смена поколений происходит примерно через 25 лет, до апокалипсиса осталось совсем немного (100 – 125 лет). Если НЕ ОДУМАЕМСЯ!

Питьевая вода. Реки. Водоемы.

Не менее, а быть может, более серьезная проблема – проблема питьевой воды. Строительство ГЭС, обилие органических отходов, попадающих в реки, превращают водохранилища в зловонные сине-зеленые болота. Вырубка лесов приводит к понижению уровня грунтовых вод, к заиливанию в одних местах и иссушению плодородной почвы в других. Ветровая эрозия, эрозия за счет роста оврагов. Как тут не вспомнить Сталинский план преобразования природы (родоначальник Лысенко), заключавшийся в посадке на неудобьях, в оврагах и по краям оврагов лесополос. Это не только уменьшило бы водную и ветровую эрозию. Это способствовало бы повышению уровня грунтовых вод в почве.

 Уже сейчас Китай (где осадков достаточно много и есть две больших реки Хуанхе и Янцзы) пытается скупать воду Байкала. Им уже не хватает чистой воды. У нас не лучше. Поэтому исчезает российская тайга. Цветение Волги.  А это проблема ВСЕХ - рек: Иртыша, Лены, Амура, Енисея, Оби...Возьмем, к примеру, бассейн реки Волги. Волга – крупнейшая река Европы. Ее длина более 3500 км и протекает она по 15 субъектам федерации России. Волга нещадно эксплуатируется. На ней и ее притоках построены многочисленные ГЭС: Волжская ГЭС, Саратовская ГЭС, ГЭС им Ленина, Нижегородская ГЭС, Рыбинская ГЭС и др. На реке стоят крупные города: Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Саратов и т.д. Система каналов, гидроэлектростанций и хранилищ изменила водный баланс бассейна Волги.

 Снизились максимальные расходы в половодье, а в летний и зимний периоды, наоборот, повысился. Река изменила естественный режим течения. Водохранилища его приостановили, а сами превратились в стоячие озера. Ранее цветения воды не было, так как ее температура не превышала +20ºС, теперь в июне может достигать +25ºС. В образовавшихся донных отложениях хорошо себя чувствуют сине-зеленые водоросли, которые покрывают до 30% зеркала водохранилищ. Эти растения выделяют 300 видов органических веществ, большая часть которых ядовиты. На их берегах стихийно образовываются свалки мусора. Постоянные сбросы из городов (предприятия + ливневая канализация) органических отходов ведет к сильнейшему загрязнению воды и к проблеме питьевой воды в крупных городах.

Застой воды в водохранилищах ГЭС приводит к тому, что они превращаются в «мертвые озера» без рыбы. Из-за ГЭС течение воды сильно замедленное, и река уже не способна к самоочищению. Сколько продержится река до полной деградации? Сколько потребуется лет для ее самовосстановления? Спасет ли «капиталистическая система» от экологического самоуничтожения? НЕТ!!! Только ПЛАНОВАЯ экономика в силах это сделать! А ведь в России много рек в таком загаженном состоянии!

Пашни. Сокращение плодородных площадей. Это тоже большая проблема, связанная с постоянным уменьшением площади пашен, необходимой для производства пищевых продуктов и лугов развития мясо-молочного производства. При росте народонаселения это колоссальная проблема. Нерачительное хозяйствование, безмерное использование пестицидов, гербицидов и др. «химии» приводит к выведению земель из севооборота. Нужно сказать о массовой гибели пчел при бесплановом хозяйстве.

Мы уже говорили о выветривании, увеличении площадей оврагов (эррозия), засоление почв при неправильном орошении. Эти факторы уже сейчас становятся серьезной проблемой. Но она станет еще более устрашающей, если мы опоздаем на пару десятилетий. Из [1]:

«При современных темпах прироста населения следовало бы увеличивать площадь пахотных земель на 15 млн. га в год, а в действительности происходит ежегодная потеря более 10 млн. га в виде истощенных или испорченных человеком ранее плодородных земель. ….Свой огромный вклад в прямое и косвенное сокращение плодородных земель вносит урбанизация и все, что с ней связано: появляются полосы отчуждения, коллекторы нечистот, дренажные системы, прокладываются дороги, сооружаются дамбы и водохранилища, строятся каналы, города, заводы и т. д…..Среднемировое производство зерновых с 1950 г. по 2000 г. уменьшилось в 2 раза. Тенденция и темп сохраняются теми же. Сегодня только 2 страны из 183 являются крупными экспортерами зерновых».

5. Воздух. Атмосфера. Загрязнение океана.

Уже сейчас большие мегаполисы страдают от загрязнения атмосферы различными (в том числе и токсичными) продуктами сгорания. Доменные печи, ТЭС, зимнее отопление домов, лесные пожары – всё это необходимо восстанавливать. Естественными восстановителями являются леса (Сибирь, леса бассейна Амазонки, океан с его флорой и др.). Однако хищническая вырубка лесов приближает нас к апокалипсису. Для восстановления вырубленного или сгоревшего леса требуется порядка 50 – 70 лет, а то и больше.

Взгляните: сколько лесов было вырублено в Сибири и на Дальнем Востоке!!! Ради сиюминутной прибыли и при попустительстве (!) властей капиталистический механизм хозяйствования, нуждающийся в сверхдоходах, уничтожит всё. Существуют ли пути улучшения экологии Волги [5] ? Изменение экологии влечет изменение климата,  неизбежные весенние наводнения, а также заиливание рек, исчезновение родников и заболачивание водоемов. Часть океана превращается в помойку .

Цитата из [1]:

 «Пресная вода составляет 3 % от общего объема воды. Примерно 75 % мировых запасов пресной воды заключено в ледниках и айсбергах; почти вся остальная вода, в основном, находится под землей в водоносных слоях…. За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60 %. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза…..В развивающихся странах загрязнено примерно 95 % воды. В США в 37 % озер вода непригодна для купания из-за различных видов загрязнения…Загрязнение отходами и болезнетворными организмами, а также более чем 100 000 разного рода химикатов, используемых в мире, делает воду не только непригодной для питья, но также и для применения в сельском хозяйстве…. ….

Сегодня 2 млрд. людей в 80 странах мира живут в условиях ограниченного обеспечения питьевой водой. В 9 странах потребление воды превышает скорость ее возобновления…. За прошедшие 150 лет количество питьевой воды на человека уменьшилось в Фото из [6] 4 раза. К 2000 г. 6 из 7 восточно-африканских стран и все 5 стран южного побережья Средиземного моря испытывают дефицит пресной воды. К 2025 с дефицитом воды столкнутся 48 стран с общим населением 3 млрд. человек… .Вместе с тем ирригация сопровождается потерей земель вследствие засоления и заболачивания (примерно 1 % в год). Эта проблема уже существует в Индии, Пакистане, Египте, Мексике, Австралии и США. Африка и некоторые страны Среднего Востока, особенно Израиль и Иордания, а также другие страны, исчерпывают запасы грунтовых вод.

В Китае уровень грунтовых вод понижается на 1 м. в год, а в районе Тяньцзиня — на 4.4 м. в год, а на юге Индии — на 2.5-3м. в год, причем водоносный горизонт Гуджарат попутно подвергается засолению….. ….Из-за глобального потепления ледники тают крайне быстро, однако понять масштабы потери льда и степень воздействия талых вод на уровень мирового океана до сих пор было очень сложно. Чтобы оценить все это, исследователи объединили земные наблюдения со спутниковыми данными и выяснили, что с 1961 по 2016 год ледники в общей сложности потеряли 9 триллионов тонн льда, и это сильно повлияло на окружающую среду. Более того, с каждым годом таяние ускоряется, поэтому людям следует предпринимать меры по устранению последствий….

…. Через 25 лет будет утрачено 30 %, а через 50 лет — половина поливных земель. Одновременно происходит загрязнение рек и проточных вод. Ядовитый атмосферный коктейль 7 [6] https://zen.yandex.ru/media/crazyscience/musornyi-ostrov-v-tihom-okeane-... из выбросов химического и иных производств — главная причина уменьшения и даже уничтожения лесов и полей. Кислые дожди уничтожают бесценные памятники и дома в Европе и Северной Америке».

 

Вот краткий перечень проблем встающих перед постоянно растущим по численности народонаселением. Валентин Пономаренко написал статью [1], в которой он описал эти проблемы, опираясь на количественные исследования. В его статье обсуждаются и другие проблемы (Полезные, бесполезные и вредные ископаемые. Захоронение отходов. Рост населения. Наука. Компьютеризация. Войны и т.д.).

Здесь положение не менее удручающее. Валентин Пономаренко не затронул еще одну важную тему. Загрязненная вода, воздух влияют на воспроизведение человечества. Врожденные уродства, дети с симптомами дауна, аутичные дети это результаты «химизации» в сельском хозяйстве, результаты применения гербицидов, пестицидов и неконтролируемой генной инженерии.

Война во Вьетнаме показала (фолианты), насколько пагубно влияют на наследственность, на устойчивость к раковым заболеваниям, на ослабление иммунной системы. Все эти неконтролируемые эксперименты с генной инженерией ведут к возможной гибели человечества. В СССР были ГОСТы на продукты питания и продукция строго контролировалась. Правительство Медведева упразднила эти ГОСТы, лишила действенного систематического контроля, фактически передав этот контроль на совесть производителя. Теперь в магазинах можно купить сыр, творог, молоко из пальмового масла. С/х продукция слабо контролируется на нитраты и другие вредные компоненты. Когда рушили социализм, многие радостно считали, что будет 20 сортов колбасы? Правильно! Колбаса появилась. Только колбаса синтетическая (без мяса). Ну, а медицинские работники сидят на нищенской зарплате. КАПИТАЛИЗМ – будь он неладен!!!

Я закончу цитатой из [1]: ………«Потрясающая простота является потрясающим препятствием для понимания. Я не берусь объяснить эту странность, но именно так почти все мы устроены. Нам гораздо проще разобраться в сложнейших математических построениях, химических или физических явлениях, чем в простой житейской ситуации. И все же — попробуем. Итак:

— всем достижениям технической цивилизации мы обязаны природным источникам энергии и нашему умению ее извлекать и применять; — запасы основных источников энергии (нефть, газ, уголь) конечны; срок их исчерпания — несколько десятилетий;

— площадь пашни, лугов и лесов, которые обеспечивают нам пропитание, конечна; более того, в результате нашей деятельности она сокращается, а продуктивность земли уменьшается; — Земля у нас одна, и нам некуда переселяться;

— в скором будущем населению предстоит энергетический и, практически вслед за ним, буквальный голод, если численность населения не будет соответствовать возможности Земли обеспечивать урожаи и численность скота, согласованные с численностью населения;

----- жизненно важные ресурсы распределены на Земле очень неравномерно; — потребление ресурсов далеко не всегда согласовано с их наличием в каждой стране мира;

— мировая экономика характерна разделением труда и, следовательно, страны весьма взаимозависимы;

— технический прогресс, подобно огромному смерчу, втянул в свою воронку и сконцентрировал в городах значительную часть населения; например, в городах США живет 97—98 % населения страны, в других развитых государствах несколько меньше;

— средние и, тем более, крупные города не могут существовать без потребления органического топлива и электроэнергии;

— машиностроение, химические производства, транспортные системы, научные и исследовательские центры, органы государственного управления

— существенная принадлежность именно крупных городов. Перечислены, разумеется, далеко не все данные, характеризующее положение сообщества; нарушение экологии нашей среды обитания отражено только в том, что Земля сможет прокормить меньше людей, чем в нормальных условиях, однако даже приведенных посылок может оказаться достаточным для обдумывания ответа всего на два вопроса: — что будет после исчерпания нефти?

— чем грозит перенаселение? Наш мир велик, сложен и разнообразен. Нет ответа, который был бы верным для всех и повсюду».

Сейчас мы руководствуемся сиюминутными выгодами. Мы смотрим себе под ноги, не замечая, что приближаемся к пропасти. Бугор виден – это 2033 г. За ним начинается путь к пропасти, когда начнут убывать ресурсы, необходимые для выживания человека и человечества. За ними разрушительные войны за ресурсы и выживание, переселение народов и т.д..

Не пора ли смотреть не под ноги, а взглянуть немного вперед в будущее,  и подумать:

А ТУДА ЛИ МЫ ИДЕМ?

30 ЛЕТ "БУШУЮЩЕГО" воровством и коррупцией КАПИТАЛИЗМА - это чужой путь, не наш путь!

Не пора ли нам переходить на контролируемое государством и гражданами ПЛАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ.

 

Ссылки:

1. Валентин Пономаренко. Проблема 2033 или Джонушка, Иоганушка да Иванушка дурачки (сказка о горькой правде). https://online-knigi.com/page/22187

 

2. https://www.uralinform.ru/news/society/308143-uchenyi-zapasov-lesa-v-sibiri-hvatittolko-na-15-let/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com  Запасов леса в Сибири хватит только на 15 лет!

 

3. https://zen.yandex.ru/media/wonderlust/pochemu-ischezaet-rossiiskaia-taiga5c93e40c19fa6800b3c9c2be   Почему исчезает Российская тайга.

 

4. Цветение Волги https://www.nkj.ru/upload/iblock/c1f/c1f6a78dec68ceadb919c77e6972f577.jpg

 

5. http://ecology-of.ru/eko-razdel/sushchestvuyut-li-puti-uluchsheniya-ekologii-volgi/  Существуют ли пути улучшения экологии Волги.

 

 6. Мусорный остров в Тихом океане расширился до размеров континента. https://zen.yandex.ru/media/crazyscience/musornyi-ostrov-v-tihom-okeane-rasshirilsia-do-razmerovkontinenta-5c8e7c7c78fa7d00b3fd684e

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Комментарий автора: 

Аннотация. В работе рассматриваются перспективы существования человечества, перспективы выжить человечеству в условиях нарастающего дефицита воды, пищевых ресурсов, энергетических ресурсов и т.д. Это те проблемы, над которыми мы должны начать думать незамедлительно. Человечество на краю выживания.

Комментарии

Аватар пользователя vic-penza
vic-penza(8 лет 1 день)

Множественная констатация фактов и не более того. Гдеполёт мысли дальше? Наряду с вопросом "куда идёт человечество" надо ставить вопросы "зачем мы туда идём? Как мы туда идти будем? И какая Концепция управления вообще доминирует?

Комментарий администрации:  
*** Отключен (распространение сплетен и домыслов в адрес других участников) ***
Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

improved_account_16.pngvic-penzaru.gif(2 года 10 месяцев)(17:32:22 / 26-09-2019)

Множественная констатация фактов и не более того. Гдеполёт мысли дальше? Наряду с вопросом "куда идёт человечество" надо ставить вопросы "зачем мы туда идём? Как мы туда идти будем? И какая Концепция управления вообще доминирует?

Прекрасная идея. Флаг вам в руки, ВПЕРЕД И ВВЕРХ!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 11 месяцев)

Это с какой такой радости Земля - замкнутая система ? Ведь в статье прямо упомянута энергия Солнца. С точки зрения физики вообще и неравновесной термодинамики в частности - Земля как планета являет собой как раз пример открытой системы. И именно поток энергии, проходящий сквозь систему, и позволяет понижать (локально, конечно) в этой системе энтропию.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Vneroznikovru.gif(7 лет 9 месяцев)(17:44:05 / 26-09-2019)

Это с какой такой радости Земля - замкнутая система ? Ведь в статье прямо упомянута энергия Солнца. С точки зрения физики вообще и неравновесной термодинамики в частности - Земля как планета являет собой как раз пример открытой системы. И именно поток энергии, проходящий сквозь систему, и позволяет понижать (локально, конечно) в этой системе энтропию.

ЭНТРОПИЯ ВАС НЕ НАКОРМИТ.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 11 месяцев)

А вы физический смысл понятия "энтропия" представляете ? Это, вообще-то, мера в том числе и сложности и упорядоченности систем. Живое тем от неживого и отличается, что собственную энтропию удерживает на определенном уровне, пропуская через организм поток энергии.

А вы тут лозунги капслоком сразу...

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя Vneroznikov

Vneroznikovru.gif(7 лет 9 месяцев)(18:49:55 / 26-09-2019)

А вы физический смысл понятия "энтропия" представляете ? Это, вообще-то, мера в том числе и сложности и упорядоченности систем. Живое тем от неживого и отличается, что собственную энтропию удерживает на определенном уровне, пропуская через организм поток энергии.

А вы тут лозунги капслоком сразу...

Да что-то об этом рассказывали на лекциях. Это когда холодное тело прижимается к теплому, чтобы погреться. Правильно? Тогда тепло к холодному от теплого перемещается. Но не в обратном направлении!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 11 месяцев)

Плохо вы посещали лекции. Потому что если бы хорошо посещали - то знали бы, что можно сделать и так, чтобы тепло от холодного тела перемещалось к более тёплому. Что собственно и делают тепловые насосы вообще и бытовые холодильники в частности.

Но для этого нужен внешний поток энергии.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя Vneroznikov

Vneroznikovru.gif(7 лет 9 месяцев)(19:32:03 / 26-09-2019)

Плохо вы посещали лекции. Потому что если бы хорошо посещали - то знали бы, что можно сделать и так, чтобы тепло от холодного тела перемещалось к более тёплому.Что собственно и делают тепловые насосы вообще и бытовые холодильники в частности.

Но для этого нужен внешний поток энергии.

А я и не знал, что в географии есть такие удивительные вещи. Наверно прогулял часть лекций!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(12 лет 11 месяцев)

Да, они есть и в географии. Тепловые машины в атмосфере. Откуда берется энергия в атмосферных и океанских течениях ? Оттуда. Всё как положено - нагреватели, холодильники, рабочее тело.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя Vneroznikov

Vneroznikovru.gif(7 лет 9 месяцев)(19:47:08 / 26-09-2019)

Да, они есть и в географии. Тепловые машины в атмосфере. Откуда берется энергия в атмосферных и океанских течениях ? Оттуда. Всё как положено - нагреватели, холодильники, рабочее тело.

Спасибо! Понял! 

Кстати о птичках. Сейчас набирает силу экологическое движение. Вот что я получил:

RE: “Не лишайте нас будущего”
Change.org <change@e.change.org>
Кому: Виктор Кулигин
 
сегодня, 18:10
 

 Люди начинают понимать понемногу важность проблемы, хотя бы части ее, а не всю. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

зачем заголовок заглавным?  вы FAQ читали?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

ВИНОВАТ!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

А почему так и не исправлено?  

Сворачиваю запись,чтобы убрать из лидеров обсуждения, сейчас она там паразитирует за счет капса.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя alexswordtick_small.png

improved_account_16.pngalexswordru.gif(7 лет 11 месяцев)(21:48:34 / 26-09-2019)

А почему так и не исправлено?  

Сворачиваю запись,чтобы убрать из лидеров обсуждения, сейчас она там паразитирует за счет капса.

Не смог разобраться. Написано непонятно.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Чтобы изменить заголовок, нужно открыть запись и нажать кнопку изменить.  Что тут непонятного?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя alexswordtick_small.png

Чтобы изменить заголовок, нужно открыть запись и нажать кнопку изменить.  Что тут непонятного?

improved_account_16.pngalexswordru.gif(7 лет 11 месяцев)(23:06:13 / 12-02-2012)

1. "Мои статьи".

2.  Открыть статью.

3. "Изменить".

4. "Удалить".

Это я нашел, а статья "скрытая", Ну никак не могу открыть, чтобы изменить!

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Наконец с трудом разобрался и исправил. Достаточно?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Давно исправил! Чего тянуть дальше?

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Техническое: кроме заглавных букв в заголовке, что считается в Интернете плохим тоном, у Вас в текст присутствует повторяющаяся цитата.

Ну а по сути. Размышления абсолютно бесплодные. Ни к чему кроме "мыши, станьте ёжиками!" они не ведут. Капитализм сам собой не рассосётся, только в результате кризиса, "предприниматели" социально ответственными не станут и не самоликвидируются.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(18:25:00 / 26-09-2019)

Техническое: кроме заглавных букв в заголовке, что считается в Интернете плохим тоном, у Вас в текст присутствует повторяющаяся цитата.

Ну а по сути. Размышления абсолютно бесплодные. Ни к чему кроме "мыши, станьте ёжиками!" они не ведут. Капитализм сам собой не рассосётся, только в результате кризиса, "предприниматели" социально ответственными не станут и не самоликвидируются.

Продолжу вашу мысль: "Зачем обсуждать проблемы, решение которых от нас не зависит? Жить нужно подобно перекати-полю. Куда ветерок подует, туда и мы покатимся!"

 

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Правильно, если считаете, что решение не зависит, то можно и не обсуждать. От пустых обсуждений, если никаких действий даже не предполагается, не зависит ничего.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя vitalium

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(18:38:04 / 26-09-2019)

Правильно, если считаете, что решение не зависит, то можно и не обсуждать. От пустых обсуждений, если никаких действий даже не предполагается, не зависит ничего.

Это вы так считаете. И за меня отвечать не нужно. Сам отвечу. Прижмет жизнь, а к этому и идет, тогда и безголосые спохватятся и заголосят! А сейчас нужно обсудить возможные перспективы, чтобы потом не бегать с подгузником от неожиданности.. Для этого нужны знания, мысли, идеи. . 

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Какие идеи-то? Вот даже намёка ни на одну не увидел. Кроме идеализма в стиле Вернадского. Это всё, извиняюсь, словно на завалинке прохожих обсуждать. Вы ж вроде за диалектический материализм выступали, так и примените его к человеку, обществу, социуму, человечеству. Куда он внезапно испарился?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя vitalium

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(18:50:40 / 26-09-2019)

Какие идеи-то? Вот даже намёка ни на одну не увидел. Кроме идеализма в стиле Вернадского. Это всё, извиняюсь, словно на завалинке прохожих обсуждать. Вы ж вроде за диалектический материализм выступали, так и примените его к человеку, обществу, социуму, человечеству. Куда он внезапно испарился?

А здесь диалектика развития. Прогноз на будущее (светлое). О жратве нужно думать заранее. Хотя если начнется атомная, то все эти рассуждения, как и возражения,  будут бесполезны.

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Если ничего не предпринимать, то не вижу причин почему бы ей не начаться. Не секрет, что капитализм ищет выход из кризиса через войну. А где Вы увидели "диалектику развития" и что она для Вас такое? Описывать "развитие", составляя модели "систем", и позитивисты умеют.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя vitalium

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(19:08:13 / 26-09-2019)

Если ничего не предпринимать, то не вижу причин почему бы ей не начаться. Не секрет, что капитализм ищет выход из кризиса через войну. А где Вы увидели "диалектику развития" и что она для Вас такое? Описывать "развитие", составляя модели "систем", и позитивисты умеют.

Здесь дело не только в капитализме, а в обывательском сознании. "Пока гром не грянет ...." А год "перелома" уже вычислен. Пономаренко проанализировал цифры роста народонаселения, роста потребления населением продукции, степень обеспеченности и тенденции в расчете на одного человека в мире  и сделал вывод, что перелом наступит ориентировочно  в 2033. 

Нам и нашим детям пока хватит, а дальше? Вот и задумаешься!

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Ну и? Новая послепереломная модель у позитивистов уже готова? Или как?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя vitalium

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(19:26:06 / 26-09-2019)

Ну и? Новая послепереломная модель у позитивистов уже готова? Или как?

Вот и консультант появился! Как же я без вашей подсказки смогу что-то сотворить?

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Консультант? Ни боже ж ты мой! Мне просто интересно придёт гора к Магомеду или нет.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя vitalium

vitaliumru.gif(4 года 1 месяц)(19:51:08 / 26-09-2019)

Консультант? Ни боже ж ты мой! Мне просто интересно придёт гора к Магомеду или нет.

И мне тоже интересно. Никто пока не экспериментировал на эту тему?

Аватар пользователя vitalium
vitalium(9 лет 3 месяца)

Не знаю. Надо у позитивистов спросить. Может к кому-то из них гора и припёрлвсь, а остальные и не знают.

Аватар пользователя ильдар
ильдар(10 лет 3 месяца)

Не пора ли смотреть не под ноги, а взглянуть немного вперед в будущее,  и подумать:

А ТУДА ЛИ МЫ ИДЕМ?

30 ЛЕТ "БУШУЮЩЕГО" воровством и коррупцией КАПИТАЛИЗМА - это чужой путь, не наш путь!

Не пора ли нам переходить на контролируемое государством и гражданами ПЛАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ.

ладно,посмотрим в будущее, введем плановое хозяйство (технологии уже позволяют), отвергнем капитализм (и воровство с коррупцией тоже) а вопрос - куда мы идем останемся.

куда? ваше имхо.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(12 лет 3 недели)

Истерика невежественного человека.

Объём кислорода определяется балансом отрицательной обратной связи газации Земли углекислым газом, и поглощением и захоронением из него углерода океанами, выделяя кислород из этой молекулы, кислород потихоньку далее связывается в устойчивые окислы, а так же соединяется с водородом от газации Земли. а водородом Земля газит огого, как и углекислым газом.

И точка баланса (его уровень) определяется строго активностью Солнца.

Тайга углекислый газ сколько потребляет, столько же и выделяет обратно, но за минусом из за наработки чернозёма, вот этот слой чернозёма и есть вклад леса в кислород из углекислого газа.

И да, лесной фонд тайги в Сибири каждым годом только увеличивается в площади.

А то что сохнут реки, так это естественное планетарное изменение климата.

Дороги и трассы которые погубили ручьи и малые речки, тут сыграли лишь остаточное явление, даже заболоченность которая должна была из за этого только увеличиваться, в основной массе наоборот падает уровень грунтовых вод.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя юрчён

юрчёнru.gif(6 лет 10 месяцев) (18:35:37 / 26-09-2019)новое

Истерика невежественного человека.

Объём кислорода определяется балансом отрицательной обратной связи газации Земли углекислым газом, и поглощением и захоронением из него углерода океанами, выделяя кислород из этой молекулы, кислород потихоньку далее связывается далее в устойчивые окислы и соединяется с водородом газации Земли.

И точка баланса (его уровень) определяется строго активностью Солнца.

Тайга углекислый газ сколько потребляет, столько же и выделяет обратно, но за минусом из за наработки чернозёма, вот этот слой чернозёма и есть вклад леса в кислород из углекислого газа.

И да, лесной фонд тайги в Сибири каждым годом только увеличивается в площади.

А то что сохнут реки, так это естественное планетарное изменение климата.

Дороги и трассы которые погубили ручьи и малые речки, тут сыграли лишь остаточное явление, даже заболоченность которая должна была из за этого только увеличиваться, в основной массе наоборот падает уровень грунтовых вод.

Я посмотрю на ваш оптимизм, когда вы лапу сосать будете. Бахвальство - плохой признак - признак недалекого человека.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(12 лет 3 недели)

Ваш ответ типичен для демагогов - ляпнуть про некие проблемы, и с презрением ко всем, остальным считать себя во всём белом.

Тьфу недалёкая демагогия.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя юрчён

юрчёнru.gif(6 лет 10 месяцев)(18:43:58 / 26-09-2019)

Ваш ответ типичен для демагогов - ляпнуть про некие проблемы, и с презрением ко всем, остальным считать себя во всём белом.

Тьфу недалёкая демагогия.

И это все, что из вас вылезло?

Аватар пользователя юрчён
юрчён(12 лет 3 недели)

Это из твоей башки вылезло, в виде этой статьи ко всем остальным.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя юрчён

юрчёнru.gif(6 лет 10 месяцев)(18:48:24 / 26-09-2019)

Это из твоей башки вылезло, в виде этой статьи ко всем остальным.

Узнаю невежду по апломбу и брани (знаний - нет и нечего сказать).

Аватар пользователя юрчён
юрчён(12 лет 3 недели)

Бревно из глаза выдерни, может увидишь что пишут тебе, и фантазировать домыслы про других не придётся.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя юрчён

юрчёнru.gif(6 лет 10 месяцев)(18:54:36 / 26-09-2019)

Бревно из глаза выдерни, может увидишь что пишут тебе, и фантазировать домыслы про других не придётся.

Бревна то я и не приметил... (пл Крылову). А на каждый роток не накинешь платок. А потому: "Мели Емеля - твоя неделя!"

Аватар пользователя юрчён
юрчён(12 лет 3 недели)

"Мели Емеля - твоя неделя!"

О чём и речь про подобные статейки.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя ильдар

ильдарru.gif(5 лет 1 месяц) (18:29:49 / 26-09-2019)новое

ладно,посмотрим в будущее, введем плановое хозяйство (технологии уже позволяют), отвергнем капитализм (и воровство с коррупцией тоже) а вопрос - куда мы идем останемся. куда?                         
ваше имхо.        
Я отговариваю человечества от самоликвидации. В петельку проще всего.
Аватар пользователя ильдар
ильдар(10 лет 3 месяца)

tory. ваш ответ слетел (ко мне не пришел).

да, я понимаю о чем вы. но есть прошлое и его осознание, есть настоящее и понимание (отчасти) что там - тупик, но иного будущего не сформулировано даже.

т.е. тупик известен, идем глубже в нору, . и тогда ваше "я против самоликвидации" (и тут обоснования - почему там тупик, более\менее реальные), это обозначение - надо остановиться. тут уже многие (да все уже наверно) знают - дальше жопа.

но вот будущего как проекта нет. стоп машина, и разворот в никуда. туман.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя ильдар

ильдарru.gif(5 лет 1 месяц)(19:21:10 / 26-09-2019)

tory. ваш ответ слетел (ко мне не пришел).

да, я понимаю о чем вы. но есть прошлое и его осознание, есть настоящее и понимание (отчасти) что там - тупик, но иного будущего не сформулировано даже.

т.е. тупик известен, идем глубже в нору, . и тогда ваше "я против самоликвидации" (и тут обоснования - почему там тупик, более\менее реальные), это обозначение - надо остановиться. тут уже многие (да все уже наверно) знают - дальше жопа.

но вот будущего как проекта нет. стоп машина, и разворот в никуда. туман.

Ильдар!

Вопрос возник после информации о бесконтрольной вырубке лесов и о лесных пожарах. У меня отец лесоустроитель. Мне пришлось изведать дальневосточную тайгу, забайкальскую, леса севера России, Прибалтики, Крыма и Кавказа. Так сложилась жизнь. 

Я обратился к поисковику и обнаружил статью В. Понамаренко с цифрами и графиками. Ситуация, если смотреть на дальнюю перспективу (75 - 100 лет), а это хотя бы 4 - 5 поколений, не очень радостная.

Можно махнуть рукой и оставить проблемы им? Но это некрасиво. Наши предки нам много оставили и мы не должны наживаться на будущих поколениях. Нужна плановая система без хищений и жестким контролем. 

Не все это понимают. 

Аватар пользователя ильдар
ильдар(10 лет 3 месяца)

tory. помните наверно историю про основателя тойоты, про пять почему (почему я это делаю, ответ, на этот ответ опять вопрос - почему, и т.д. и последний ответ - приближен к истинной причине). и вот на первые два\три  вы (да и все) отвечают легко (лес, экология, тупик капитализма), вот на следующие три нет ответа - куда идти человечеству,

и (кстати) критериев правильности (иного) направления тоже нет.

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя ильдар

ильдарru.gif(5 лет 1 месяц)(20:03:52 / 26-09-2019)

tory. помните наверно историю про основателя тойоты, про пять почему (почему я это делаю, ответ, на этот ответ опять вопрос - почему, и т.д. и последний ответ - приближен к истинной причине). и вот на первые два\три  вы (да и все) отвечают легко (лес, экология, тупик капитализма), вот на следующие три нет ответа - куда идти человечеству,

и (кстати) критериев правильности (иного) направления тоже нет.

Ответ есть, но вы его просмотрели. Речь о будущем человечества. Как быстро оно вернется к "первобытно-общинному коммунизму" или просто сгинет, как ушли неандертальцы и другие хомо. Стоит ли оттягивать "конец истории человечества" и выкручиваться для сохранения людей или же плюнуть на все, вспомнить свое ЭГО и жить только для себя?

Аватар пользователя ильдар
ильдар(10 лет 3 месяца)

хочу уточнить - ваш "проект будущего" это возврат

 к "первобытно - общинному коммунизму"? если, да, то как вам такое представляется?

Аватар пользователя tory
tory(5 лет 2 месяца)

Аватар пользователя ильдар

ильдарru.gif(5 лет 1 месяц)(20:15:27 / 26-09-2019)

хочу уточнить - ваш "проект будущего" это возврат

 к "первобытно - общинному коммунизму"? если, да, то как вам такое представляется?

Не передергивайте! Все-то вы хорошо поняли, умный оппонент.

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 11 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Иван Суворов

Очередной набрасыватель-дешевка вылез из-под дивана. Опять Китай, выпивает Байкал, вырубает тайгу, горят свалки, дым от ТЭЦ, мусорный остров. Брысь обратно, таракан! laugh

Комментарий администрации:  
*** Отключен (лидер бан-рейтинга и просто скот по жизни) ***

Страницы