Соцопрос о пенсионной реформе. Анатомия непротивления

Аватар пользователя mongolhel

Результаты исследования общественного мнения жителей России о пенсионной реформе, которая осуществляется в России с начала года, и о ее возможных последствиях. Исследование проводилось Центром независимой общественной экспертизы «АКСИО» с 10 июня по 10 июля 2019 г. (продолжение. 1 часть, 2 часть)

Апатия большинства населения произвела настолько неблагоприятное впечатление на активное протестующее меньшинство, что привела, в частности, и к обвинению народа, то есть большинства, в содействии пенсионной реформе путем непротивления ей.

Краткое содержание «предыдущей серии»

В предыдущей части нашего исследования результатов опроса АКСИО-8 (1 часть на АШ, 2 часть на АШ) мы установили, что:

Во-первых, в российском обществе сформировался антивластный консенсус. Негативизм в отношении власти проявляет большинство людей во всех социально-демографических группах, граждане различного имущественного положения, разных убеждений. Властью никто не доволен, в отвержении власти все сходятся.

Во-вторых, что как минимум одной из причин формирования антивластного консенсуса в России является отсутствие в нем «социального государства», что бы люди ни понимали под этими словами. При этом ясно, что любое движение в сторону «социального государства» (то есть человеческого отношения власти к народу) воспринимается и будет восприниматься обществом позитивно, любое движение от «социального государства» воспринимается и будет восприниматься негативно и ухудшать отношение народа к власти.

В-третьих, возникший антивластный консенсус накрепко спаян крайне негативным отношением практически всего российского общества к пенсионной реформе, принятой год назад. Именно принятие пенсионной реформы явилось для большинства граждан и доказательством отсутствия «социального государства» в России (то есть определенного качества отношения власти к народу), и причиной резкого ухудшения отношения к власти.

В-четвертых, ответственность за принятие решения о пенсионной реформе сформировавшийся антивластный квазикласс возлагает на власть в целом и лично на В. Путина, в гораздо меньшей степени обвиняя правительство, мало — «Единую Россию», и совсем не обвиняя региональные власти. То есть, хотя отторжение власти у большинства населения носит системный характер, персональную ответственность за сложившуюся ситуацию несет в основном лично президент. И никакое правительство, никакая «Единая Россия», никакие региональные власти внимание граждан в этом смысле не отвлекают — их влиянием на происходящее в стране, с точки зрения населения, можно пренебречь.

В-пятых, объективный интерес этого квазикласса заключается в том, чтобы существующая власть куда-нибудь исчезла — в этом и состоит «отпадение народа от государства». Запрос подавляющего большинства граждан состоит в том, чтобы власть была другая, государство было другое, а жизнь чтобы имела некоторые социалистические черты.

Глядя на такие результаты, нельзя не задаться вопросом о том, почему имеющееся негативное отношение народа к власти почти никак не отражается на поведении граждан? Почему люди не пытаются как-то воздействовать на власть? Почему они продолжают за нее голосовать на выборах? Почему они не протестуют?

Как показал наш опрос, подавляющее большинство населения негативно относится к пенсионной реформе, принятой год назад. И еще год назад было понятно, что большинство населения против этой пенсионной реформы — об этом говорили все опросы общественного мнения, да и движение «Суть времени» собрало более миллиона подписей под обращением к президенту с требованием остановить пенсионную реформу. Однако понятно было и то, что никакой особой активности в борьбе против пенсионной реформы граждане проявлять не хотели: митинги, которые организовывали различные политические силы, были относительно малочисленными, да и было этих митингов не так чтобы много. В общем, особого протеста не было, хотя можно предположить (и это будет законное предположение), что если бы в Москве на любой из разрешенных митингов вышли 100 тыс. человек (это не более 1% от взрослого населения Москвы), то пенсионную реформу либо отложили бы, либо вообще отменили. Так почему же?

В опросе АКСИО-8 мы попытались разобраться в этом вопросе.

Анатомия непротивления

Вопрос № 18 анкеты АКСИО-8 был посвящен степени и форме участия граждан в протестах против пенсионной реформы. (См. табл. 1)

Осмысливая результаты по этому вопросу, необходимо помнить, что люди склонны давать «социально-желательные» ответы. То есть пытаться представить себя в лучшем свете (с их точки зрения лучшем). Поскольку абсолютное большинство граждан России против пенсионной реформы, то понятно, что социально-желательное направление ответов — это участие в протестах. Поэтому доли «участников протестов», выявленные по результатам опроса, можно считать наверняка несколько завышенными. Однако пропорции различного отношения к протестам по полученным данным представить можно. Что же получилось?

Самая большая группа опрошенных — 41,2% считает протесты бесполезными, причем эта группа в восемь раз больше группы «принимавших участие в митингах и пикетах» и почти в два раза больше группы, подписавших различные обращения против пенсионной реформы. Что может означать мнение, что «протесты бесполезны»? По сути, есть два варианта: это либо проявление апатии абсентеизма («всё равно мы ничего не решаем, ничего не можем изменить, поэтому нечего и пытаться, тратить время, ходить куда-то, что-то подписывать…»), либо это свидетельство страха («пойду на митинг — выгонят с работы»). Что это на самом деле — разберемся чуть позже. В любом случае ссылка на «бесполезность» — это либо сознательный отказ от протеста, либо оправдание своего неучастия в протестах постфактум.

Почти четверть респондентов (24,9%) указали, что они подписали обращение против пенсионной реформы. Конечно, эти цифры кажутся сильно завышенными: если бы четверть взрослого населения подписала обращения, то это было бы более 25 млн человек, а такое количество подписей нигде не фигурировало. С другой стороны, известно, что сборы подписей использовались политтехнологами некоторых общественных организаций для «выпускания пара в свисток» и «слива протеста»: подписи собирали, но они потом никуда не передавались, или собирали подписи в интернете таким образом, что их нельзя было проверить и пр.: люди считали, что они вроде бы что-то сделали для торможения реформы, и успокаивались, а их подписи никак не использовались. В результате мы не можем достоверно оценить число граждан, которые что-нибудь где-нибудь подписали. Соответственно, не можем и сказать, насколько в результатах опроса оказалась преувеличенной доля «подписантов». Однако представляется, что важнее другое — люди, подписывавшие (или сказавшие, что подписали) какие-то обращения, на момент подписания (то есть год назад, до момента принятия реформы) еще, очевидно, верили властям и лично президенту России В. В. Путину, к которому было обращено большинство обращений, — иначе зачем подписывать? А что же теперь стало с их доверием? — но об этом тоже чуть позже.

16% респондентов заявили, что в протестах они не участвовали, но не потому что не хотели, а потому что рядом с ними никаких протестов не было. Ну что ж, хорошая версия, почти что алиби. Хотя уж подпись в интернете поставить можно откуда угодно, не говоря уже о том, что можно же и самому — если очень хочется — организовать что-то по месту жительства, если там так всё спокойно.

Почти 5% заявили, что участвовали в митингах и пикетах. Если бы это было правдой, то участников митингов и пикетов набралось бы минимум 5–7 млн человек. А их не набралось. Но то, что 5% решили заявить о своем участии — тоже неплохо: это означает, что хотя бы сейчас люди считают, что на митинги надо было идти.

4% сказали, что в протестах не участвовали, потому что поддерживают пенсионную реформу. Ну, это хоть понятно. Отметим только, что 4% — очень мало.

Почти 5% респондентов сказали в опросе, что они принимали активное участие в организации протестов: 3,2% собирали подписи под различными обращениями, 1,2% — организовывали митинги и пикеты. Понятно, что и то, и другое, — скорее желаемое, чем действительное. Но всё же это довольно много, тем более, что если бы люди были сильно напуганы, они бы в опросе скорее скрывали свое активное участие, чем преувеличивали. То есть в большинстве случаев речь всё же идет не о страхе, а пассивности, апатии — именно она, скорее всего, главная причина неучастия народа в сопротивлении пенсионной реформе.

Если собрать в группы активных участников (кто, по их словам, собирал подписи и организовывал пикеты и митинги), пассивных участников (кто заявил, что ставил подписи и участвовал в пикетах и митингах) и вообще не участвовавших, по разным причинам, в протестах, то получится так (рис. 1):

Из рис. 1 легко видеть, что 61% по разным «причинам» не участвовали в протестах, 30% участвовали и 5% были причастны к организации протестов. Поскольку, как мы уже говорили, люди несколько преувеличивают свою протестную активность, а также поскольку «организаторы» протестов наверняка были и их «участниками», то 30–35% — это максимальная оценка доли политически активных граждан в России. То есть ожидать какой-то заинтересованности в политике и готовности хоть как-то принимать участие в политических процессах можно ожидать максимум (!) от 30–35%. Все остальные — это пассив, абсентеисты, граждане, которые на всё махнули рукой и не хотят даже пытаться как-то изменить общую ситуацию. Как именно они это объясняют — принципиальной невозможностью что-либо изменить или организационными проблемами — не важно. Важно, что они не участвуют ни в чем и не считают нужным участвовать. Практически это может означать также и то, что на выборах любого уровня максимальная явка, которую можно ждать, — это те же 30–35%. Еще раз подчеркнем — это максимальная оценка, то есть оценка сверху, на самом деле число политически активных граждан меньше и тенденция — к снижению. 30–35% — это, конечно, мало. Почему? Потому что по большому счету выборы при 30%-ной явке не обеспечивают легитимности избранных. Ведь если на выборы пришло 30% имеющих право голоса, и избранный кандидат (не важно на какой пост) получил более 50% голосов, например 60%, то это значит, что за него проголосовали всего 18% избирателей — меньше одной пятой. А 82% избирателей за него НЕ голосовали — и они это знают. Какая же может быть легитимность у избранного таким образом губернатора или депутата? Она до первой сложности, первого мини-кризиса. Такая, мягко говоря, недолегитимность получается.

Если же рассмотреть отдельно «причины» неучастия в протестах, а также «сложить» участников и организаторов митингов и собирателей подписей с подписантами, то получится так (рис. 2):

Из рис. 2 мы видим, что 83% «активных» граждан (которых всего 35%) выбрали более пассивный способ протеста — подписание обращений и прошений — и только 17% сказали об участии в активных формах протеста вроде пикетов и митингов. Это означает, что граждане только условно «активны», на самом деле и среди «активных» большинство пассивны — их нужно уговаривать, убеждать проявлять активность, предоставлять им для этого возможности, причем и в случае такого убеждения они сделают по минимуму. То есть более 80% «активных» при любом раскладе будут идти по пути наименьшего сопротивления.

Как именно распределены «активистские» и «абсентеистские» настроения в обществе, показывает анализ ответов на вопрос № 18 в различных группах респондентов.

Так, на рис. 3 можно увидеть, что в наибольшей степени активность в протестах против пенсионной реформы проявляли люди в возрасте 46–55 лет (суммарно 45% говорят, что участвовали в протестах), а также граждане 36–45 лет (38% участвовали). А наименьшая активность — в самой младшей (16–25 лет; 29% «активных») и самой старшей возрастных (66 лет и старше; 27% «активных») группах.

Выходит, что «активность» в основном определяется степенью непосредственной угрозы пенсионной реформы для конкретного человека (то есть «шкурными интересами»): люди, которым до пенсионного возраста уже близко, более активны, а старшие, которые уже на пенсии, и молодежь, которая думает, что пенсионный возраст от нее бесконечно далеко, менее активны.

Еще лучше это видно на рис. 4, где возрастные группы укрупнены.

То есть мы видим в некотором смысле иллюстрацию к жизненной стратегии «каждый за себя». Наверное, в каком-то смысле это распределение активности и пассивности в вопросе о пенсионной реформе демонстрирует большие (но не окончательные) успехи в деле внедрения в массовое сознание индивидуалистской парадигмы капитализма: «важен только я, проблемы остальных меня не касаются». С другой стороны, полученный результат может быть также следствием разрушения коммуникаций между поколениями.

Интересно, что «протестная активность» по вопросу о пенсионной реформе плавно растет вместе с уровнем образования (рис. 5). Частично эта зависимость объясняется возрастом: люди с неполным средним образованием — это как раз представители либо самых старших поколений, либо совсем молодые люди — то есть представители как раз тех категорий, которые наименее активны. Но в остальном зависимость возрастом объяснена быть не может.

Можно предположить, что с ростом уровня образования растет вера в «демократию» и «процедуры», которые дают возможность «простым» гражданам повлиять на политику и ситуацию в стране. Растет эта «вера» — растет и политическая активность (в данном случае проявляющаяся в декларировании в опросе участия в протестах против пенсионной реформы). В результате если среди лиц со средним образованием «активных» 29%, то среди граждан с высшим образованием их уже 38%.

Возможно и другое объяснение: это не «вера» в демократию влияет, а уровень страха перед проявлением активности, и чем ниже уровень образования — тем больше люди боятся проявлять общественную активность.

Например, на рис. 6 мы видим, что чем ниже уровень образования, тем чаще среди «активных» граждан выбирается «пассивный» способ протеста — подписи (среди «активных» граждан из группы «Неполное среднее образование» 87% что-то подписывали, и только 13% вышли на улицу, на митинги и пикеты). И наоборот — чем выше уровень образования — тем больше «активных» граждан выбирает «уличные» методы протеста — митинги и пикеты (среди «активных» граждан из группы «Высшее образование» 79% что-то подписывали, а на митинги и пикеты вышел 21%).

Если доля считающих, что «всё бесполезно и бессмысленно», никак не зависит от уровня образования, то доля респондентов, использовавших отговорку насчет того, что «рядом не было протестов», с ростом уровня образования заметно снижается (с 26 до 11%). Это может быть объяснено как местом жительства респондентов (люди с высшим образованием в основном концентрируются в городах, где и проходила большая часть протестов, а люди с неполным средним образованием чаще живут на селе), так и бо́льшим страхом малообразованных граждан: они находятся в большей зависимости от работодателя, им сложнее менять работу (тем более на селе и малых городах), они часто плохо представляют свои права и поэтому более бесправны, чем образованные.

Влияние места жительства респондента на степень участия в протестах против пенсионной реформы, безусловно, есть (рис. 7). Городские жители намного чаще заявляют о своей «активности» (37%), чем сельские жители (27%). Что и неудивительно — в городах протестная активность значительно выше, чем в сельской местности, и принять участие в протестах в городах намного «проще».

Франсис Пикабиа. Le Peseur d’âmes. 1931

Франсис Пикабиа. Le Peseur d’âmes. 1931

Интересны зависимости проявления общественной «активности» в связи с пенсионной реформой от самоопределения социального слоя, к которому относится респондент (рис. 8–9). «Активность» растет вместе со снижением «социального слоя». Так, среди респондентов, отнесших себя к «низшему социальному слою», 39% заявили, что так или иначе участвовали в протестах, в «высшем социальном слое» таких оказалось только 28%.

Причем интересно, что «активные» из «низших» слоев склоняются больше к подписанию прошений, а «активные» из «высших» слоев — к уличным протестам (одновременно именно среди них больше всего людей, которые не протестовали, потому что они «за реформу»). Это может быть косвенным свидетельством того, что для «высших слоев», оппозиционно настроенных по отношению к нынешней российской власти, важен именно уличный протест, то есть не решение проблемы (отмена реформы), а дискредитация власти, использование момента для раскачки ситуации.

То же самое, даже еще более отчетливо, видно в зависимостях «активности» от самооценки уровня доходов (рис. 10–11): субъективно богатые протестуют меньше субъективно бедных, но при этом склонность к уличным протестам у них несоизмеримо больше. Если среди граждан с доходами «значительно ниже среднего» проявили «активность» 40%, то среди респондентов с доходами «значительно выше среднего» таких оказалось 33%. Но при этом любителей уличных протестов среди «активных» «бедных» оказалось 10%, а среди «активных» «богатых» — 52%. Как говорится, почувствуйте разницу.

Франсис Пикабиа. Le Peseur d’âmes. 1931

Франсис Пикабиа. Le Peseur d’âmes. 1931

Зависимость степени и предпочитаемых форм «активности» от политической ориентации (рис. 12–13) неожиданной не выглядит: наиболее «активными» группами в протесте против пенсионной реформы оказались наиболее «радикальные» группы — «либералы» (так или иначе 38% участвовали в протестах) и «коммунисты» (41%). А наименее «активными» оказались «консерваторы», то есть сторонники нынешней власти, которые в принципе должны поддерживать все ее начинания (21% «активных»), что вполне естественно.

При этом важно, что «либералы» и «коммунисты» резко отличаются по приверженности различным формам протеста: если среди «активных» «коммунистов» подавляющее большинство (80%) предпочло подписывать различные обращения, то среди «активных» «либералов» это большинство уже совсем не такое подавляющее (60%). То есть значительная часть «либералов», как мы это видим и в реальности, имеют склонность именно к уличным протестам. Весьма вероятно, что они готовы использовать любой повод (а не только пенсионную реформу) для уличной активности и раскачки политической ситуации.

Наконец, обратимся к данным по активности и формам протестов против пенсионной реформы в различных федеральных округах (рис. 14) и субъектах Федерации (рис. 15).

Наиболее «активным» оказался Уральский федеральный округ, наименее «активным» — Южный. Если считать, что доля «неактивных» граждан — это некая условная оценка уровня абсентеизма, то можно видеть, что в наибольшей степени абсентеизм выражен в Южном и Северо-Западном федеральных округах (Северо-Кавказский округ здесь трудно присовокупить, потому что явка на выборы на Северном Кавказе регулируется другими факторами). Наименьшая степень абсентеизма — в Уральском и Приволжском округах, хотя и там доля «активных» участников политических процессов не слишком велика.

Степень «активности» в различных регионах Российской Федерации также сильно различается, что, вероятно, объясняется и составом населения регионов, и местными особенностями.

Перейдем к рассмотрению зависимостей «активности» участия в протестах против пенсионной реформы и предпочтений различных форм протестов от содержательных вопросов.

Вполне естественным выглядит то, что наибольшую активность в протестах против пенсионной реформы проявили те, кто считает, что в России отсутствует «социальное государство» (которое, добавим, по мнению большинства населения должно быть, то есть государство должно обеспечить его гражданам) — см. рис. 16. Так вот, среди тех, кто считает, что в России социального государства «определенно нет», в протестах участвовали в четыре раза больше граждан (46%), чем среди тех, кто считает, в стране есть «социальное государство» (14%). Если считать, что видящие «социальное государство» в России удовлетворены тем, как государство выполняет свои обязательства перед гражданами, то понятно, что протестовать им против пенсионной реформы не с чего. Но те, кто «социального государства» в России не наблюдают, то есть считают, что государство и так перед ними свои обязательства не выполняет, должны быть возмущены пенсионной реформой до крайности и должны протестовать. Однако и среди них 51% не принимали участие в протестах — то есть они не надеются, что протесты могут привести к какому-то результату. Но в таком случае ничто не приведет к результату, в том числе и выборы. Вот и получается абсентеизм: зачем ходить на выборы, если они ничего не меняют?

Тем не менее апатичные настроения («ничего нельзя изменить, всё бессмысленно») значительно меньше распространены среди тех, кто не видит в России социального государства, чем среди тех, кто видит. Те, кто не испытывают сомнений относительного того, что Россия является социальным государством исключительно в тексте Конституции, не только в 3 раза чаще участвуют в протестах и ставят подписи под обращениями к власти, но и гораздо реже считают, что протесты не имеют никакого значения, что они ничего не могут достичь. Получается, что ситуация для многих из этих людей как бы вернулась в XIX век — «никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь…». Если это так, то какие цели преследовала власть, проводя пенсионную реформу? Она активно взялась за конструирование класса, который ее похоронит?

Дополнительного анализа требует группа «восхищённых» отношением власти к народу (рис. 19). С одной стороны, эта небольшая группа участвует в протестах практически наравне с «наиболее возмущенными» поведением власти, с другой — почти не участвует в кампаниях по сбору подписей, в отличие от своих «возмущенных» союзников. При этом доля считающих протесты бесполезным делом в этих группах одинакова. Радикально эти группы отличаются по отношению к реформе: треть «восхищенных» считают ее правильной, а среди «возмущенных» таковых практически нет.

Вероятно, группа «восхищенных» политически неоднородна. Действительно, политическая идентичность «восхищенных» размыта — распределение по политической ориентации практически равномерно, тогда как среди «возмущенных» доминируют левые.

Интересны и зависимости поведения граждан от того, каким им видится отношение власти к народу (рис. 20–21). Группы, радикально оценивающие существующий режим как рабовладение, феодализм, дикий капитализм и фашизм, наиболее активны в уличных и письменных протестах. Тогда как среди групп — носителей социал-демократических и социалистических оценок режима больше всего сторонников реформы, а протестующих в 3–5 раз меньше. То есть большинство тех, кто считает, что в России отношение власти к народу напоминает социал-демократию или социализм, на самом деле этим недовольны, они считают, что «совок» разводить нельзя, надо народ больше доить, поэтому пенсионная реформа — это как раз то, что доктор прописал.

Непонятно, против чего протестовали сторонники реформ (рис. 22–23)? Так же непонятно, почему 53% из относящихся к пенсионной реформе «резко отрицательно», не пошевелили и пальцем для того, чтобы воспрепятствовать принятию реформы.

Очень интересна зависимость «активности» от мнения о том, кто несет ответственность за принятие пенсионной реформы (рис. 24–25).

Наибольшую «активность» проявили (судя по опросу) те, кто считает, что за принятие пенсионной реформы основную ответственность несет народ (который недостаточно активно протестовал). Выскажем осторожную гипотезу, что «активные» граждане, которые наиболее активно пытались протестовать против реформы, многократно наталкивались на апатию населения, его нежелание что-либо сделать для противодействия пенсионной реформе и пр. В результате чего у них и сформировалось впечатление, что «виноват народ». То есть апатия большинства населения произвела настолько неблагоприятное впечатление на активное протестующее меньшинство, что привела, в частности, и к обвинению народа в содействии пенсионной реформе путем непротивления ей.

(Продолжение следует.)

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Комментарии

Аватар пользователя stil
stil(11 лет 6 месяцев)

что «активные» граждане, которые наиболее активно пытались протестовать против реформы, многократно наталкивались на апатию населения, его нежелание что-либо сделать для противодействия пенсионной реформе и пр. В результате чего у них и сформировалось впечатление, что «виноват народ».

Если слишком долго и безрезультатно борешься с российской властью можешь стать русофобом.

Аватар пользователя Гелиотроп
Гелиотроп(9 лет 4 месяца)

Это не я против течения — это течение против меня! ©

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 6 месяцев)

  ... этого квазикласса ....

Автор наверно имел ввиду глубинный народ в долгом государстве.

Аватар пользователя ZloyРусский
ZloyРусский(5 лет 10 месяцев)

Понимание протестной безнадеги + врожденный пофигизм русских. " Она как бы кается, ей как бы верят".(с) С. Альтов.

Аватар пользователя kv1
kv1(8 лет 7 месяцев)

О, в Москве оказывается треть населения в протестах участие принимала! Поднимите мне веки, где все эти миллионы?

Или их активный протест заключался в героическом верчении дули в кармане шаровар?  Или весь этот опрос можно в помойку отправлять? 

Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Ля, зачем все это надо?
Пенсионная реформа это ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА. 
Естественно с ней многие не согласны, но если СЕЙЧАС не предпринимать шаги по ее решению, то через 10 лет будет жопа.
Хайпожоры на этом зарабатывают хайп и якобы "радение за норот", только это все фикция. 
Хайпожоры не вышли НИ С ОДНИМ предложением решения проблемы, они только бегают, трясут анкетками и с заумным видом прокачивают скилл "Пердануть без брызг"...
А если завтра Путин объявит начало всеобщей мобилизации? - Тоже будете скакать с анкетками?

Есть такое слово в русском языке - НАДО.

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Пенсионная реформа это ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА. 

Есть такое слово в русском языке - НАДО.

Один вопросик можно? Кому надо? 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(12 лет 2 недели)

Людям. Старикам. Пенсионерам.

А те, кому не надо - в любой момент могут написать заявление в ПФ и отказаться от пенсии...

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Ну и как темпы роста благосостояния стариков и пенсионеров после проведения реформы? Намного забогатели? Особенно с учетом совершенно неизвестно почему растущих цен?

А еще есть такая безумная идея, уж не знаю, стОит ли и произносить - сэкономленные  деньги пойдут на мегастройки и  "нацпроекты", реализация которых будет доверена "правильным", "нужным" и "своим" людям, после чего, совершенно случайно, опять будет зафиксирован рекордный вывоз капитала за рубеж. Ну уж это явный бред, разве может такое быть в нашей стране с поистину народным правительством? 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(6 лет 1 месяц)

Намного забогатели?

С 1 января 2019 года всем пенсионерам, получающим страховые пенсии по старости, размер пенсии будет увеличен на 7,05% вместо 4% в пошлом и позапрошлом годах.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Обалдеть! Аттракцион невиданной щедрости! Особенно, если учесть, что реальная инфляция (а не бравурные реляции Росстата) примерно 10% - где-то посередине между самыми "выгодными" депозитами и самыми "дешевыми" кредитами, банки в этом вопросе не ошибаются. И еще вопрос, на 7% выросла вся пенсия, с региональными и федеральными доплатами и надбавками, или только базовая часть пенсии? 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(6 лет 1 месяц)

И еще вопрос, на 7% выросла вся пенсия, с региональными и федеральными доплатами и надбавками, или только базовая часть пенсии? 

Странный вопрос.

Индексируется базовая пенсия, выплаты за заслуги обычно не индексируются или индексируются в особом порядке (без привязки к индексацией пенсии)

Доплаты по бедности (региональные надбавки) считаются как разница между прожиточным минимумом и назначенной пенсий. Динамику данной доплаты, если арифметика для вас не лженаука, определить не сложно.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Я, вообще-то, не специалист по бесконечно малым величинам. Однако, если для пенсионера его единственный ежемесячный доход - пенсия, состоящая из базовой части и всевозможных добавок, то некорректно говорить о увеличении ежемесячного дохода пенсионера на 7%, реальное увеличение коснулось только базовой пенсии, а  это увеличение дохода, меньшее, чем на 7%. И все это отстает от реального уровня инфляции. Так что в реальном мире, где нужно ходить в магазин, аптеку и платить за услуги ЖКХ, пенсионер обеднел. 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Товарисчь, баталии по пенсионной реформе уже прошли. Вы повторяете то чем колосилось всё местное занародничество.
"Олегархи всё сало зъилы", "гежЫм неистовствует" и т.д.
Изящное словоблудие тут не в чести, если у Вас есть решение демографической проблемы и как следствие пенсионной реформы, то вэлкам, а пуржить словесами и богоцца за наши и ваши свободы это моветон.
Так что блесните своим изяществом и явите свое решение, кроме побулькивания "за норот".

"Отобрать и поделить" - не предлагаеть, это крайняя степень идиотизма.
Вэлкам мой йуный срыватель покровов - ждем-с... 

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Понял Вас. Вопросов больше не имею. Золотые люди, все о стране! Если завтра дяди из телевизора скажут: Надо!  - сдать все личные авто для борьбы с терроризмом в Анголе, и сменить трешку на комнату в бараке,  то Вы первый в очереди на сдачу и переселение.  

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Понял Вас. Вопросов больше не имею. Золотые люди, все о стране!

Вот в этом вся суть вашей тусовки)
Когда наступает время ныть - Вам нет равных. Всю ветку дискуссии зальете розовыми слюнями и соплями, срывая покровы и неистово попердывая.
Как только задается конкретный вопрос - сразу бежите менять шаровары.
Кроме своего брюха вас ни что не интересует. На пенсионеров вам глубоко насрать, они для вас только повод похайпожорить, поныть и похаркаться гавном. 

Неистово рукопожимаю)
ТакЪ победимЪ!
Все мы сегодня немного пенсионеры..

Аватар пользователя VVI
VVI(10 лет 10 месяцев)

Все мы сегодня немного пенсионеры.. - золотые слова! Мне 60 стукнуло нынче, но я настолько немного пенсионер, что даже и не почувствовал. А если серьзено, то поднятие пенсионного возраста - это удар под дых демографической программе. Не секрет, что пока молодые маются с работой и ипотекой, с их детишками возюкались бабушки и дедушки. Теперь этого не будет. Ненуачо, во всем мире так, и мы должны как все...

Аватар пользователя Олежа
Олежа(9 лет 11 месяцев)

пока молодые маются с работой и ипотекой, с их детишками возюкались бабушки и дедушки. Теперь этого не будет.

Ежели принять, что с внуками сидели исключительно бабушки и только с 55 до 60 лет, то действительно, демография опасносте. Только, где вы это видите-то? Бабушки с внуками не сидят уже лет пятьдесят...семьдесят.

И наоборот же, невозможность сесть на шею чужим детям провоцирует заводить своих. А?

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

Именно. Но там ещё такой фактор, они продлили сроки у основной части населения, выход на пенсию у служивых остался тот же, мой однокашник, 42 года, уже на пенсии, базовая пенсия больше, чем у меня оклад.

Второе. Пенсионером на ответственном участке, м... , опасно, а так как некоторые специальности утрачены, хоть и до следующих выборов они закроют эти дырки, то далее вероятности наступления опасных инцидентов резко вырастает. Но это будет не при работе наших текущих правителей. Они скорее всего введут к деткам.

Третье. Протест? И что он даст? Нет ни шансов, поэтому и нет явной реакции, но и защиты вне штатных должностных они особо пусть не надеятся.

Дихи. Можете рассираться, но диалога не будет.

Может на некоторые вопросы/тезисы отвечу.

ЗЫ. Статья именно хорошо указывает, о том что большая часть народа ушла в пассив, прикормленные не прочь поразвлечься, помитинговать. Просьба 77/78 регионы не плескать красноречием.

Аватар пользователя Олежа
Олежа(9 лет 11 месяцев)

мой однокашник, 42 года, уже на пенсии, базовая пенсия больше, чем у меня оклад.

Какая боль!

Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

с их детишками возюкались бабушки и дедушки. Теперь этого не будет.

Так себе перформанс - у меня трое детей.
Бабушки/дедушки с ними НИКОГДА не "возюкались", т.к. живут далеко (в соседней области). 

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Приостановите Ваш охранительный (или охренительный?) поток сознания. Какие слюни? Какие сопли? Просто-напросто, по неизвестным причинам, у меня и у моих свестников свистнули по миллиону. Вот и все. Какой конкретный вопрос задавался? Загадка. Вот ответ выше, предельно конкретный, я привел. А Вас что интересует? Подъем демографии путем увеличения пенсионного возраста? ТипО, если чел без пенсии, он, предпенсионер, вместе со своей женой, предпенсионеркой, состругают для страны пару-тройку новых солдат? Соответствует Вашему уровню понимания демографической проблемы.

А что касается брюха... Коли доктор сыт, то и больному легче. На сытый желудок и при комфортных условиях как-то плодотворнее работается на благо страны. Это я Вам, как работник ВПК с 30+ летним стажем, прошедший "святые 90-е" заявляю.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя Олежа
Олежа(9 лет 11 месяцев)

у меня и у моих свестников свистнули по миллиону.

Это пять!

Подозреваю, это не заработанные вами деньги, а образовавшийся перед вами долг со стороны будущего поколения. А? За что долг-то образовался, вот, перед вами лично, например?

Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Просто-напросто, по неизвестным причинам, у меня и у моих свестников свистнули по миллиону. Вот и все.

Причины известны, просто Вы малограмотный человек.
У Вас и у Ваших сверстников ни чего не воровали.
При СССР, начиная с 60-х годов печатали ни чем не обеспеченные деньги. Девальвация это приведение к обему знаменателю, когда печатать больше нет возможности. 

На сытый желудок и при комфортных условиях как-то плодотворнее работается на благо страны. Это я Вам, как работник ВПК с 30+ летним стажем, прошедший "святые 90-е" заявляю.

Расскажите это своим бабушкам и дедушкам, которые впроголодь построили БАМ, Байконур и т.д. 

А Вас что интересует? Подъем демографии путем увеличения пенсионного возраста? ТипО, если чел без пенсии

Покурите сначала матчасть, перед тем как нести очередную чушь.

Таки вопрос остался открытым - У Вас есть решение демографической проблемы? Или продолжите утверждать что проблемы нет и дальше проявлять гибкость в области тазобедренного сустава?

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

КонеЧно, ничего не воровали, просто джентльмены изменили правила игры во время игры.  Правила, которые народ справедливо считал "красной линией". И причем здесь необеспеченные деньги социалистического  СССР? Сейчас, в капиталистической РФ, товаров навалом, куда больше, чем денег у населения.По поводу бабушек и дедушек - во-первых, шестьдесят-семьдесят лет назад, была другая страна, другой жизненный уклад, другая мотивация, да и кующих щит Родина не забывала, и относительно библиотекарей и прядильщиц, платила прилично. А теперь ракеты и самолеты падают, потому что за 20-30 тысяч рукастые и головастые мужики на сборку ракет или двигателей не пойдут, а те, что идут, и не рукастые, и не головастые. Датчики ориентации ставят строго наоборот, как это было с "Протоном".

Насчет демографии - непонятен Ваш задор и таинственные призывы открыть тайну демографической проблемы. Каким образом продление невыплаты государственного пособия, то есть пенсии, для людей недетородного возраста улучшит рождаемость у молодых? Падение  рождаемости - общемировая тенденция, и весьма логичная, не нужно столько народу на Земле. Работы столько нет и ресурсов. Если Вы о том, что "трагически" повышается соотношение пенсионеров к работающим,- то это глупая страшилка. Сейчас один работающий на современном предприятии производит столько, сколько не производили сотня тружеников времен постройки Беломорканала с тачками, кайлами и двуручными пилами. Наоборот, людей некуда девать, не найти им работы, отсюда и пробные шары по "четырехдневке".

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Я дико извиняюсь, но диалоги с интеллектуальными инвалидами вызывают зевоту.
Вы в одном посте умудрились собрать всю бредятину, которая кочует по либеральным сайтам. Собственных мыслей - ноль.
Откланиваюсь. Мне реально не интересно пережевывать тезисы на которых наросло мха в три пальца.
 

Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Да нет проблем, откланиваюсь взаимно. Пойду соскребать мох с трех пальцев. Вам же рекомендую подать наверх инициативу "от лица всех трудящихся" - увеличить пенсионный возраст до 70 лет. Ведь - НАДО!, ведь мы -  в кольце врагов! Уверен, там поддержат, и вспомнят теплым словом, осматривая свежеприобретенную на дополнительные доходы виллу на Лазурном берегу. 

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя gadyuka
gadyuka(8 лет 4 недели)

А ПФ вернет уплаченные взносы?

Комментарий администрации:  
*** отключен (розжиг, провокатор) ***
Аватар пользователя k0lun
k0lun(12 лет 10 месяцев)

Попробуйте угадать с двух раз.

Аватар пользователя woddy
woddy(11 лет 11 месяцев)

Кому надо? Этих уважаемых людей вам регулярно показывают по телевизору 

Комментарий администрации:  
*** Неполживого чма кусок ***
Аватар пользователя Watcher
Watcher(6 лет 1 месяц)

Воооот! Правда, значительное количество людей, которым это нужно и принесет миллионы и миллиарды, очень скромны, и не любят светиться в телевизоре.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в дешевой политоте - https://aftershock.news/?q=comment/13285502#comment-13285502 ***
Аватар пользователя чёт мимо шёл
чёт мимо шёл(6 лет 6 месяцев)

Пенсионная реформа это ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА.

Поясните пожалуйста, в свете обсуждения 4-х дневной рабочей недели

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(12 лет 2 недели)

Египетские пирамиды тоже обсуждают. И летающие тарелки.

Кто-то вбросил, кто-то подхватил, кто-то засветился...

Аватар пользователя чёт мимо шёл
чёт мимо шёл(6 лет 6 месяцев)

Египетские пирамиды тоже обсуждают. И летающие тарелки.

Кто-то вбросил, кто-то подхватил, кто-то засветился...

 

Вообще то, выглядит как издёвка, на фоне повышения пенсвозраста, вам так не кажется?

Кстати о Кто-то

https://vz.ru/news/2019/9/13/997630.html

 

Аватар пользователя Сергей Низовцев

Минуточку - в этой 4-х дневной рабочей недели никто не обещает сокращение общих часов в неделю и в месяц - 40-часовая рабочая неделя и 168 часов в месяц останется. У вас просто сократится суммарное время и количество поездок на работу  +  суммарное время на обеденные перерывы.  То есть в эти четыре дня вы будете меньше отвлекаться на обед  и меньше потратите на транспорт - и ,  возможно, будете интенсивней работать на вашего работодателя.smiley

Аватар пользователя чёт мимо шёл
чёт мимо шёл(6 лет 6 месяцев)

Минуточку - в этой 4-х дневной рабочей недели никто не обещает сокращение общих часов в неделю и в месяц - 40-часовая рабочая неделя и 168 часов в месяц останется.

   Минуточку.

В Госдуме сообщили о намерении обсудить эту идею с правительством, профсоюзами и работодателями. Инициатива предусматривает сокращение трудовых часов при сохранении прежнего уровня зарплат.

https://russian.rt.com/russia/article/667647-moskalkova-chetyryohdnevnay...

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

Ха!! И вы в это верите? Когда у нас производили преобразования предприятия под новую команду, профсоюзная выступила чтобы учли и интересы коллектива, профсоюзная пересобрана с нуля, теперь в виде желе гасит волны.

Аватар пользователя feodor89
feodor89(6 лет 8 месяцев)

Вынужден с Вами согласиться

1. Раньше люди тупо дольше жили

2. Во всех странах вокруг подняли буржуины возраст. Если не поднимем - не сможем конкурировать

3. Большинство здоровых людей работают в 60, если есть силы. Такого что дождусь пенсии и буду круто на нее жить не видно

Аватар пользователя Axx Yeti
Axx Yeti(8 лет 4 месяца)

А если завтра Путин объявит начало всеобщей мобилизации?

Так есть в стране люди которым пенсионный возраст не поднимали. В 45 лет уже на пенсии.. им не надо?

 

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

Конечно, правда у них можно и к 40 набрать этот возраст, не бывая там где действительно опасно.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(12 лет 2 недели)

в российском обществе сформировался антивластный консенсус. Негативизм в отношении власти проявляет большинство людей во всех социально-демографических группах, граждане различного имущественного положения, разных убеждений. Властью никто не доволен, в отвержении власти все сходятся.

Ложь, пи$$дёжь и провокация. Всё, что вы высосали из пальца, поддерживает лишь жалкая кучка маргиналов, некоторое количество зажравшихся и радующаяся любой движухе политизированная школота.

А нормальные люди, которые трудятся на благо своей Родины, развивают и защищают её - вполне довольны своим житьём и не собираются его менять на непонятные лозунги типа "за все хорошее" от лиц, которые нигде и ничего не смогли создать, но слишком много говорят, говорят, говорят...

Аватар пользователя Дмитрий.
Дмитрий.(6 лет 1 месяц)

А нормальные люди, которые трудятся на благо своей Родины, развивают и защищают её - вполне довольны своим житьём и не собираются его менять на непонятные лозунги типа "за все хорошее" от лиц, которые нигде и ничего не смогли создать, но слишком много говорят, говорят, говорят...

Целиком поддерживаю - нужно золотом Вышить на знамени Ваши слова.

А так же не ошибусь, если скажу, что Абрамовичи и дерипаски, с прочими настоящими патриотами из Лондона и США шлют Вам горячие слова одобрения - так и есть, житьем в Лондоне или Майями довольны.

Комментарий администрации:  
*** отключен (невменяемое общение) ***
Аватар пользователя Reliability Engineer
Reliability Engineer(5 лет 7 месяцев)

А я вот - согласен! Может в метрополии по другому, но я на межвахтовом отпуске (вахтами по два месяца в тундре) старался как можно больше общаться с людьми и потихоньку наводящими вопросами узнавал о отношении к власти. Общее отношение ужаснуло... крайне негативное, особенно к местной власти.

Вот что особо запомнилось:

Третье место - школьный работник СОШ-  работаю с 8 до 20 часов, чтобы выйти на зп 26кр вынуждена взять классное руководство, из краевого руководства по образованию приезжают расфуфыренные тётеньки и арут матом (школа), Властями не то что недовольна, а просто абсолютный пофигизм, всё бестолку, а бюджетник вообще за оппозицию может вылететь легко с работы... и поэтому побарабану. Впереди безысходность, Она вдова, впереди мизерная пенсия и постоянно растущая коммуналка. Дочь - второклассник... Ещё запомнилось - много лет учавствовала в избирательных комиссиях, когда проживала в восточной Сибири, ни разу не занимались вбросом бюллетений, никто не заставлял, не напрягал, всё по чесноку. Переехала в Краснодарский рай и.... впервые в жизни, на выборах президента прикрывала вброс. Конечно говорит не по себе это дело ей, но что делать? кушать охота и ей и ребёнку...

Второе место - поликлиника, кабинет платных услуг...дословно "МЫ-РАБЫ!" С нас стригут и стригут и будут стричь до доски гробовой, не давая сдохнуть, ещё запомнилось, что рабы не хотят рожать рабов... Понафигачила мне ошибок в договоре, меня из кассы опять к ней вернули и я послушал полуматершинную исповедь, что за 10кр она тут не собирается пахать и за юриста и за бухгалтера. и что бы выжить. она в огороде горбатится и на эти ошибки (в договоре) и правительство - глубоко наплевать. Дословно _ ты что не видишь что у власти НЕЛЮДИ...  Вот так.

Ну и первое место (наверное потому что лично касается) - старший сын 24 года и племянник 27 лет в один голос и единодушно - ОНИ Г@ВНО! ПИД@РАСЫ ублюдки и так далее. Оба работают. Сын - имея высшее обр. по профилю работы, работает на рабочей специальности, нет вариантов на ИТР без связей, и не важно, что нынешний армянский ИТР заставляет цепь сварить (правильно звено менять). Вариантов нет. Средний 26т.р. На пенсию и не расчитывают. Ты, говорят, наивный, если веришь, что мы на пенсию пойдём, к тому времени пенс.возраст поднимут до 100лет и выше. О детях даже не заикаются. Не хотят детей. Когда начинаю на эту тему говорить - выслушиваю простую арифметику зп минус ипотека и тд и нету денег на детей. Поколение потреблядства... Власть ненавидят. В европах и америках всё очень хорошо. в РФ всё очень плохо. Пробовал скидывать им мемы про успехи РФ и загнивание запада...проиграл подчистую. На один мой мем, они слали десять противоположных. На митинги не пойдут. Нехер светится. Если что, заваруха какая, то тока партизанить...Ненавидят всякую власть, ментов и гибдд особенно... Неглупые, оба с высшим образованием, спортом занимаются, но уверены, что всё плохо и власть воры и бандиты, и переубедить невозможно, учитывая что льёт про Краснодарский край СМИ (не говоря про их вк и тд.) и высокая коррумпированность всех уровней, судей, и мЭров и ментов и всех... Да и сами видят, как приезжает депутат и начинает в их доме мать одиночку выселять, не может с ним до конца расчитаться за хату. Они убедительно доказывают мне, что на западе свобод больше, уровень жизни выше. Ну, говорю, что вы предлагаете? Отобрать и поделить?  Нет, говорят. Подождём, когда все эти старпёры с КЛИТОРЦЕВИЧЕМ и обконченными скрепами передохнут и изменим всё... Спрашиваю -До основания измените? Отвечают - а как пойдёт...

Есть младший сын 15 лет, тоже самое было года три назад. Ютюб и тд... Очень там мало про успехи РФ, почти нет. За то очень много критики и негатива, ОЧЕНЬ (кстати- почему? инфовойна? тогда проиграли всухую!) Ну начал работу по поднятию уровня патриотизма и любви к Родине. Вроде получилось, но одноклассники и просто школьники при общении чуть не избили его, когда он сказал, что Путин всё правильно делает и Россия быстро развивающаяся страна. Запретил ему вступать в дискуссии на эту тему, да он и сам понял, что всё непросто с этим убеждением...

Вообще немного не по себе стало. Я то в тундре спокойно работаю и не особо слежу за политикой, но в этот раз я правда испугался. Проходя медосмотр, много времени провёл среди сограждан, и только негатив про власть, причём ярость и жгучая ненависть не исключение, а скорее увеличивающаяся часть населения. НЕТ ВЕРЫ В ЭТУ ВЛАСТЬ.

Да и в светлое будущее тоже...

Аватар пользователя griver
griver(8 лет 7 месяцев)

Сын - имея высшее обр. по профилю работы, работает на рабочей специальности, нет вариантов на ИТР без связей

Или вы врете или ваш сын живет в зажопинске. 

Аватар пользователя СВВ
СВВ(9 лет 10 месяцев)

Этих попов Гапонов тоже не воспринимаем. Ибо это просто свистки для пара и маркеры. НаТБМ, кричали пьяные пионеры. Просто выполняем свои обязанности и точка. А веры и надежды на нынешних Николашек нет.

Аватар пользователя ivamat
ivamat(8 лет 6 месяцев)

которые нигде и ничего не смогли создать, но слишком много говорят, говорят, говорят...

Хорошее замечание. Очень подходит к руководству нашей страны.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(12 лет 2 недели)

Руководство страны - не инопланетяне. Они точно такие же, как другие жители нашей страны. Поэтому среди него (руководства) - есть говорящие головы, есть серые кардиналы, есть рабочие лошадки. Есть те, кто даёт направление к развитию, есть те, кто обеспечивает развитие, есть те, кто финансирует развитие, есть те, кто одёргивает зажравшихся, вплоть до крайних мер, а есть те, кто забалтывает любую вброшенную идею, чтобы дать народу расслабиться...

Аватар пользователя чёт мимо шёл
чёт мимо шёл(6 лет 6 месяцев)

Выходит, что «активность» в основном определяется степенью непосредственной угрозы пенсионной реформы для конкретного человека (то есть «шкурными интересами»):

Вы это определили исходя из разницы  в несколько процентов?

Вам непонятно почему люди спокойно отреагировали на пенсионную реформу?

Поясню: https://aftershock.news/?q=node/665185

Где то уже писал, у Русского Человека, есть пару выражений - заТБМли и пиТБМсы, когда их произносят по отдельности - хреново, но терпимо, но если произносят вместе, жди беды.

Так вот исходя из приведённых вами данных, это было просто глухое молчание.

Аватар пользователя чёт мимо шёл
чёт мимо шёл(6 лет 6 месяцев)

повтор извините

Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов
Повелитель Ботов(54 года 11 месяцев)

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***

Страницы