«За время войны заводам удалось поставить станкостроение на начало массового производства и достигнуть значительных конструктивных успехов...»
(Л.Б.Кафенгауз. Эволюция промышленного производства России).
Насмотревшись таких вот картинок (между прочим, не с какого-нибудь безответственного плаката, а из официального статсборника [1, с. 210]), начитавшись советской пропаганды, в том числе издававшейся под видом статистики, некоторые до сих пор всерьез пишут, будто производство оборудования для металлообработки в нашей стране было налажено только в годы довоенных пятилеток, а до этого практически отсутствовало.
Но дело в том, что рассчитанная на массового читателя советская литература, включая массовые статистические сборники, старательно обходила данные о совершенно фантастическом подъеме тяжелой промышленности Российской Империи, который происходил в годы Первой мировой войны, вплоть до февральской революции. Всего за три военных года (1914-1916) продукция химической промышленности выросла в 2,52 раза (с 337,7 до 853,5 млн. царских золотых рублей в ценах 1913 года), металлообработки – в 3,01 раза (с 628,1 до 1888,4 млн. рублей в ценах 1913 года) [2, c. 350], машиностроения – в 4,76 раза (с 200,2 до 954,6 млн. рублей, также в ценах 1913 года). [2, c. 366] Таких темпов не бывало даже в годы первых пятилеток, которыми привыкли хвалиться приверженцы Секты Свидетелей Советского Рая (СССРТМ). Одним из лидеров царской индустриализации было как раз российское станкостроение.
Как обычно, сведения об успехах и достижениях Российской Империиприходится собирать буквально по крупицам. Попробуем, тем не менее, сделать приблизительную оценку натуральных объемов производства, исходя из имеющейся скудной информации.
В 1913 году Россия произвела 1,8 тыс. металлорежущих станков, в том числе в границах довоенного СССР 1,5 тыс. станков [1, с. 209].
В 1916 году производство промышленного оборудования в целом выросло в 3,15 раза по сравнению с 1913 годом. [4, c. 99]. При этом практически весь прирост производства пришелся на выпуск оборудования для металлообработки, который поэтому увеличился многократно. [3, c. 188].
Соотношение между импортом и собственным производством промышленного оборудования за годы войны изменилось коренным образом. Если в 1913 году отечественное машиностроение дало 30,7% оборудования для русской промышленности, то в 1916 году на его долю пришлось 66,9% поставок оборудования [4, c.99]. В 1916 году Россия импортировала промышленное оборудование на 108,2 млн. рублей в ценах 1913 года, а сама произвела (в границах довоенного СССР) на 218,5 млн. рублей в тех же ценах.
Известно, что в 1916 году из-за границы поступило 20 тыс. станков [2, с. 366]. Понятно, что в составе закупленного оборудования были не только станки, но в среднем на каждые 5400 рублей стоимости импорта оборудования пришелся один станок. Если применить эту пропорцию к российскому производству, то количество станков, произведенных в России в 1916 году, составило бы около 40 тыс. штук – если бы российские и импортные станки стоили одинаково. Однако на самом деле российские станки стоили значительно дешевле, следовательно, их было произведено больше этого количества. То есть 40 тыс. штук – это нижняя граница оценки производства российских станков в 1916 году.
С.Г.Струмилин приводит данные [4, c.95], согласно которым в ценах 1913 года 1 пуд импортных станков стоил 13 рублей, а пуд российских станков 6 руб. 35 коп, то есть в 2,05 раза дешевле. С учетом этого количество российских станков, выпущенных в 1916 году, могло достигать 82 тыс. штук, если бы их средний вес был таким же, как у импортных. Однако российские станки как правило были тяжелее, следовательно, их было произведено меньше этого количества. То есть 82 тыс. штук – это верхняя граница производства российских станков в 1916 году.
Таким образом, объем производства российских станков в 1916 году вероятно находился между 40 и 82 тыс. штук, то есть составил примерно 61±21 тыс. штук. Часть из этого количества, разумеется, пришлась не на металлообрабатывающее оборудование, а на станки для других отраслей. Однако в условиях мировой войны и сокращения гражданского производства их доля была невелика. Например, производство станков для деревообрабатывающей промышленности в 1916 году упало по сравнению с 1913 годом в 10,8 раза, для резинового производства – в 11,9 раза, для прядения и ткачества ‒ в 19,6 раза [3, c.189]. С учетом этого производство собственно металлообрабатывающих станков в 1916 году можно оценить примерно на уровне 55±15 тыс. штук в границах довоенного СССР. Для сравнения: в 1940 году, то есть по итогам довоенной индустриализации, в СССР было выпущено 58,4 тыс. металлорежущих станков.
Промышленная перепись 1918 года выявила, что в 1916 году по сравнению с 1913 годом рост производства металлообрабатывающих станков на учтенной группе заводов был более чем 10-кратным [3, с. 188]. В масштабе Российской Империи такой показатель роста уже выводит нас на объемы производства порядка 20 тыс. станков только на станкостроительных заводах.
Но в условиях начинающейся Гражданской войны результаты этой переписи были далеко не полными. Те 7,1 млн. рублей (в ценах 1913 года) выпуска станков, о которых отчитались обследованные заводы – это всего лишь 3,3% от 218,5 млн. рублей объема производства промышленного оборудования в 1916 году. Многие заводы, которые давали продукцию в 1916 году, до осени 1918 года, когда проводилась перепись, просто не дожили и не попали в ее результаты. Кроме того, в 1915-1916 годах, в условиях спада гражданского производства и гигантского спроса на станки, их выпуск наладили многие машиностроительные заводы другого профиля – которые до войны занимались производством паровозов, сельскохозяйственных машин, бурового оборудования и т.д. С учетом этого наша косвенная оценка, сделанная по данным об импорте и собственном производстве оборудования, получает дополнительное подтверждение. Порядок цифр определен верно, в общей сложности речь идет именно о десятках тысяч единиц оборудования для металлообработки, выпущенных в Российской Империи в 1916 году.
Cоветский профессор А.Л.Сидоров писал: "производительность отдельных частных заводов выросла в десятки раз. Те из них, продукция которых измерялась сотнями тысяч рублей, стали производить до десятков миллионов рублей <...> Расширение казенных заводов, которое происходило еще более быстрыми темпами, дополняет картину развертывания основных фондов частной промышленности". [2, с.367] Именно в машиностроении рост производства в годы войны был самым большим среди всех отраслей промышленности, а в производстве оборудования наибольший рост пришелся именно на выпуск металлообрабатывающих станков. Поэтому увеличение их выпуска в десятки раз за три года войны может восхищать, но не должно удивлять.
Если на пропагандистскую картинку из советского статсборника вернуть то, что на ней пропущено, она должна выглядеть примерно так.
В области станкостроения царская промышленность за три года добилась того, на что у советской ушло три пятилетки. Если бы Россия сохранила результаты развития промышленности, достигнутые до революции, то никакая большевицкая индустриализация была просто не нужна.
Рост советской промышленности в 1920-е годы носил в основном восстановительный характер – приводились в порядок и снова начинали работать царские заводы, которые за время войны прошли коренную модернизацию и расширение производства, получили огромное количество новенького оборудования.
Мало того, в портах и на машиностроительных заводах после революции осталось не установленного нового оборудования на сумму как минимум 200 млн. довоенных золотых рублей. [4, с. 99] Это примерно равно годовому объему производства оборудования российскими заводами в 1916 году, на вершине дореволюционного развития русской промышленности – многие десятки тысяч станков. После Гражданской войны в течение нескольких лет советские предприятия питались оборудованием, разгружая ящики с этими новенькими станками, закупленными или произведенными во время мировой войны. [3, с. 173]
То есть большевики получили в наследство не только мощную, хорошо оснащенную промышленность, но еще и запас новенького оборудования, которого хватило им на годы вперед.
В заслугу советской власти обычно ставится то, что в ходе индустриализации было построено много заводов. Но для того, чтобы просто закупать и строить заводы, большого ума не надо, нужны только деньги. Ресурсов и возможностей для этого в Российской Империи было гораздо больше, чем в сталинском СССР. Ум требуется для того, чтобы построенные заводы были рентабельными и увеличивали, а не уменьшали богатство страны.
Вот с разумом у советов были большие трудности – после того, как образованные классы были частично истреблены, а частично изгнаны. Поэтому большевицкая индустриализация оказалась разорительной для страны и привела к огромному падению уровня жизни. А в Российской Империи развитие промышленности было органичным и сопровождалось повышением уровня жизни. Как, собственно, и во множестве других стран, которые успешно провели индустриализацию в ХХ веке.
Без жертв и надрыва царская промышленность развивалась не менее успешно, чем советская. А в годы Великой войны экономическая система Российской Империи продемонстрировала свою гибкость и прочность, обеспечив в кратчайшие сроки громадный рост производства той продукции, которая была необходима и на которую появился платежеспособный спрос – в том числе и станков.
Источники:
[1] Народное хозяйство СССР в 1959 году. М., 1960.
[2] А.Л.Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973.
[3] Л.Б.Кафенгауз. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX в. – 30-е годы ХХ в.). М., 1994.
[4] С.Г.Струмилин К проблеме капитала в СССР. Плановое хозяйство, 1925, № 4.
©
Комментарии
.
за первоисточники спасибо! будем полистать.
UPD
мдя... прочитал саму статью....
а вот с фактографией серьезные проблемы....
начать можно отсюда
в условиях рыночной экономики оценивать производство в денежном эквиваленте, тем более в военное время, когда ВСЕ капиталисты взвинтили цены на все что можно???
за такое вообще в приличном обществе морды бьют.
а вот с этого абзаца и далее, даются только предположения (!!) что так МОГЛО быть...
угу... а Гражданскую учитывать будем? А эвакуацию заводов затеянную еще царским правительством, которое тоже многие заводы просто уничтожила?
т.е. опять только предположения!!
а дальше вообще сплошная политота пошла...
камрад.. давай факты, а не предположения!
да, помещаю в Ахтунг
дешевая политота
Зря. Советская пропаганда спрятала многие цифры в свою угоду, и продолжать их прятать глупо.
Вы коммент камрада прочитали про выявленные манипуляции?
А что за манипуляции ? Цифры основаны на фактах . Вранья нет .
чистопородное вранье в статье (заметьте, я не про Вас говорю... а про саму статью) начинается с фразы:
То есть выстраивание трендов на графике это враньё ?
конечно. потому что тренды основаны на вранье.
Вот если бы это были коммунистические тренды, тогда всё было бы супер. А так унылая политота.
Да нет. То, что эпические успехи советской власти рисовались в том числе путем отчаянного занижения базы, факт хорошо известный. Эпическая перемога ГОЭЛРО построена на явно фейковых данных по дореволюцонному производству ЭЭ, например и следы тривиальной установки полученного до революции оборудования видны невооруженным глазом. Советское мифоложество неизбежно пострадает в ближайшем будущем - его слишком пытаются навязать, а проверку оно выдерживает плохо.
Вы не правы золотой рубль был стабилен и не подвержен инфляции за время войны.
Так, что оценка в золотых рублях верная. А с учетом роста цен на золота за этот период скорее даже заниженная.
Только почему то в 1913 году курс "золотого" рубля к таллеру был 2 к 1, а в 1916ом стал 6,7 к 1. Это мы еще даже не начинали считать инфляцию таллера из-за первой мировой.
Что касается "золота" в рубле - в 1914 году, сразу после начала войны министерство финансов РИ выпустило распоряжение 2096, которое отменяло свободный обмен бумажных денег на золото. Золотые монеты были частично изъяты у банков, частично запрятаны банками, частично запрятаны населением. Курс рубля СРАЗУ просел на 15% из-за покрытия образовавшегося дефицита денежной массы бумажными деньгами. Это только в 14 году. Далее, что бы расплатиться с взвинтившими цены капиталистами по военным контрактам минфин РИ постоянно допечатывало рубли, тогда как их обеспечение золотом немного снизилось из-за ныканья золота по частным кубышкам...
" в условиях рыночной экономики оценивать производство в денежном эквиваленте, тем более в военное время, когда ВСЕ капиталисты взвинтили цены на все что можно??? "
Так написано , что в ценах 1913 года . То есть с учётом инфляции , с учётом " взвинченных " цен .
" угу... а Гражданскую учитывать будем? "
Сравниваются 2 периода , а не 3 , 5 , 10 .
Все эти старательные попытки натянуть сову на глобус имеют цель ровно одну - попытаться обесценить достижения СССР, поскольку при недолгом поиске легко находится нужная цифра - производство штуках увеличилось в 2 раза в 16 году по отношению к 13 году(http://militera.lib.ru/research/shigalin_gi/08.html в самом низу страницы).
ТАК ЧТО Я ВАС ПОЗДРАВЛЯЮ, ГРАЖДАНИН СОВРАМШИ!!!
Так это очередной бот. Только высрался и уже за лопату взялся.
Статья говорит о том , что советская статистика врала . Сведения по вашей ссылке о 2х кратном росте скорее всего основываются на этом вранье .
Выше в этой же ссылке говорится о 24х кратном росте производства винтовок , 25ти кратном росте производства пулемётов . А при помощи чего производили винтовки и пулемёты ? Не мясорубками же , а металлорежущими станками . Такой рост производства оружия невозможно было обеспечить 2х кратным производства станков .
Вот это ваш комментарий очень четко показывает, что видим только то, что хотим, игнорируя то, что написано в соседней строке. Например, касательно винтовок: выпуск осуществлялся до войны с производительностью сильно меньшей, чем позволял станочный парк - выпускалось по 65 тыс в год на предприятиях мощностью выпуска в 525 тыс. в год. в 16-м году выпустили примерно1600 тыс., что объясняется как увеличением станочного парка, так и сверхэксплуатацией имеющегося оборудования(например перевод на сменный режим работы, чтобы оборудование было загружено почти все сутки, исключая только время на обслуживание станочного парка), таким образом у нас производительность увеличилась в 3 раза от штатной ДОВОЕННОЙ!, что вполне вяжется с увеличением станочного парка вдвое. Ни о каком 25 кратном увеличении мощностей предприятий и речи нет.
Да, советская статистика интерпретировала имеющиеся цифры в определенном ключе, но ГРУБЕЙШИХ ПОДТАСОВОК, как у вас, милейший, у них почему-то не просматривается, как только начинаешь проверять цифры.
Последнее утверждение не верно.
Падения уровня жизни имело место быть и никакой эволюционности в условиях военного времени не было, была насущная необходимость увеличить выпуск вооружений и боеприпасов. Плюс огромные правительственные займы и неустойчивость рубля. Чепуху не порите.
Падение уровня жизни было , но не в разы .
Эволюционность заключалась в том , что не было революции , массовых социальных потрясений , голода .
На мой обывательский взгляд в станкостроении много факторов. Первое это потребность экономики как внутренней так и мировой в новых производственных мощностях. Для роста станкостроения нужен стабильный и качественный рост.
И второе не мение важно это то что станки это не горячие пирожки которые съел, а завтра еще захочещь. Заворд или производство может закупить современные станки и потом иожет их использовать не одно десятилетие. Большой потребности в новых станков нет. Оно возможно только с расширение производства когда есть спрос и новые рынки сбыта станков.
Поэтому на мой взгляд постоянного роста быть не может. И третий факто это то что один современный станок или там многофункциональный станок современный может производить и делать то что лет 20-30 назад делали 3-5 других станков. А теперь эти задачи выполняет один станок. Соответсвенно 30 лет назад для производства закупали 5 станков, а сейчас эти задачи 1 выполнит который будут юзать лет 20-30. Вот вам и нарисованый спад. В штуках производство и падает, но по факту есть нюансы как я описал.
Но хочу подчернкуть это на мой все на мой обывательский взгляд и понимание.
Первоисточник записи:
https://polit-ec.livejournal.com/13464.html
Очередное гадание на кофейной гуще... вычислять количество единиц через оценку стоимости одного пуда из массы единицы по сравнению со стоимостью пуда из массы иностранной единицы... в разные года... финансовое извращение.
Грубо говоря цифр в штуках у автора статьи нет, откуда их взять он не знает и сложными вычислениями нарисованными цифры подгоняются под хотелки... с тем или иным уровнем недостоверности.
Зачем так сложно. Есть цифры станков СССР... есть стоимость одного станка в 1913 году. Перемножаете. Получаете грубую прикидку. Распрашиваете специалиста-историка станочного дела, в чем разница между станками указанных годов, вводите поправочные коэффициенты по сложности. Перемножаете. Получаете более-менее точную оценку. Строите по ней графики. Да, полученные графики будут далеки от реальных, но гораздо обоснованнее и спорить с приверженцами СССР будет проще опираясь на них...
ПС: Если попадется хороший специалист-историк станочного дела, он вам и поправочный коэффициент по производительности станков даст. Еще один красивый график получится.
ну вообще если бы посоветоваться с историком станкостроения, он бы мог подсказать, какова была доля "царских" станков и как менялась их доля по годам и от пятилетки к пятилетке.
Л.Н.Толстой: "Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами", поэтому:
Тоже интересный вопрос. Если еще удастся проследить судьбу как станков отечественного, так и зарубежного производства еще интересней было.
Встречал в литературе, что на балансе предприятий в начале тридцатых было большое количество дореволюционных станков... в нерабочем состоянии... но за достоверность не поручусь, информация через третьи руки и четвертые воспоминания.
Кое-что удалось отразить здесь)
Написанное у Вас " В 1940 г. валовая продукция промышленности выросла по сравнению с 1913 г. в 7,7 раза " например вызывает возражение у https://polit-ec.livejournal.com/5935.html , по его сведениям рост 448% от уровня 1913 года . Хотя правильнее было бы измерять относительно 1916 года .
Это не мой расчёт, а официальные статистические данные. Источники по ним указаны.
Статистика в то время если и существовала , то вполне могла сгинуть в гражданской войне . Поэтому вычислить её можно только косвенно .
Т.е. предложенный вариант приведения к единой базе путем пересчета штук СССР в рубли РИ будет?.. для сравнения.
Кстати, очень странно, что статистика могла сгинуть... промышленное предвоенное производство РИ было крайне интересно как минимум Англии, Франции, Германии и Автро-Венгрии... они и сами считали и наши данные должны были упомянуть.
Отлично. Теперь, уважаемый автор, дополните статью списком предприятий которые выпускали станки на территории России. Не думаю что их миллион. На против каждого укажите владельца данного предприятия.
Статья заиграет новыми красками, я вам обещаю.
Еще бы к этому стоимость выпускаемого оборудования с разбивкой по годам, вообще конфетка будет.
1. Эффект низкой базы.
2. Страна такого перегрева не выдержала.
Во время войны(!) удалось поставить на начало(!) массового производства! - это всё, что надо знать об уровне стратегического полагания и качестве управления в Российской Империи. Там же ещё можно вспомнить, что комиссию КЕПС. Которая начала действовать тоже только во время войны. Т.е. эти идиоты (я не про академиков, а про тех, кто разрешал их работу и давал или не давал денег на неё) озаботились изучением того, чем же управляют, за два года до потери власти и жизни, в ходе большой войны...
Вы же, беляцко-олигархические пропагандоны, даже не понимаете, что несёте. Ни ума, ни совести. Мозгов не хватает даже чтобы свой текст оценить по сути того, что же написано на самом деле. Ровно один в один с тем, какой стиль работы и уровень мышления доминировали в РоссИмперии. Видимо вы не только социально близки тем, кого тут превозносите, но и биологически...
" Вы же, беляцко-олигархические пропагандоны, даже не понимаете, что несёте "
Знаете , вот я лично горжусь настоящими достижениями советского времени . Например полётом Гагарина . Но сторонникам Советов почему то претит гордиться успехами царской России .
Успехами русского народа, достигнутыми даже под ярмом иностранных колонизаторов Готторп-Ольденбургов, я горжусь.
Российская Империя же - это не то, чем можно гордиться русскому. Мало того, что это было чудовищно бредовое и идиотские неэффективное образование (погордитесь горбачёвским СССР и ельцинской РФ к примеру, а РоссИмперия так жила столетиями), так ещё она и чужой нам была. Это был проект западной цивилизации по колонизации Московии.
И большая удача для нас, русских, что это государство и его элита были уничтожены.
Вы могли бы сравнивать мобилизационный рост числа станков на закате РИ с полётом Гагарина. если бы он полетел в году эдак 90м, а есть Евросоюз - ещё в начале 20 века послал своих космонавтов.
Станок в то время это прежде всего подшипники и зубчатые колеса. Откуда у мастерской по выпуску сеялок компетенции в этих областях?
Про конструкторскую школу вообще молчу - пусть занимаются копированием, хотя вопрос материалов должен встать по любому.
PS давайте под станком подразумевать только имеющие рабочие ходы как согласованные движения по двум и более осям. Точило и сверлильный станок - отбрасываем. Токарный с исключительно ручным приводом суппорта - тоже.
вопрос поднимается интересный, только вот сразу вспоминаются книга Свирина по истории советских танков.
так вот, там упоминается, что для копирования танка "фиат" в начале 1920-е годов на одном из крупных заводов пришлось выпиливать шестеренки напильниками и притирать их друг другу. зуборезного станка на заводе не нашлось.
точно так же, производства двигателей внутреннего сгорания в заметном количестве до революции не наблюдалось.
тогда чем была занята все эта якобы произведенная масса станков? винтовки точила? так даже у трехлинейки тех лет коробка была граненная, под тиски и напильник.
а после реальной, не виртуальной, индустриализации стала круглой, пригодной для станочной обработки и массового производства.
поэтому в этой копипасте все и меряется в рублях и предположениях, ибо бред, противный историческим фактам.
Л.Н.Толстой: "Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами", поэтому:
"И хруст французской булки."
А то что индустриализация РИ повышала уровень жизни, вот с этим соглашусь если указать чей уровень жизни она повышала. Сколько заводов принадлежало русскому капиталу, а у скольких были импортные хозяева.
Говорят импортёры хлеба (говорю по памяти, могу соврать) порядка 40% выручки тратили за границей в казино и на баб, на 40% привозили заграничный шмот и прочие удовольствия и только на 10-15% завозилось с/х оборудование и прочую ненужную для повышения уровня жизни мелочь.
Вброшу уже мой любимый стандартный ответ по поводу индустриализации в РИ:
Причины Великого Отступление 1915 года:
19 апреля 1915г. началось "великое отступление" русских армий. Внезапно выяснилось, что им катастрофически не хватает самого необходимого - снарядов, патронов, ружей, даже сапог. Нередко новобранцы попадали в действующую армию без обуви, и им приходилось сражаться босыми...
Далеко не все бойцы имели винтовки, многим приходилось ждать гибели или ранения своих товарищей, чтобы получить их оружие. Командование отдавало приказы "не тратить патронов понапрасну", "забирать патроны у раненых и убитых". Как-то раз штаб Юго-Западного фронта разослал телеграмму о создании пехотных рот, вооруженных "алебардами"...
Но хуже всего был сильнейший "снарядный голод". На ураганный огонь противника русские могли ответить лишь редкими одиночными выстрела-ми. На один выпущенный русскими снаряд приходилось примерно 300 орудийных выстрелов армии Макензена. Генерал Николай Иванов с горечью написал на одной из телеграмм начальства о невозможности прислать снаряды: "Печальное сообщение. Не было бы и нужды с такой подготовкой втягиваться в войну".
"Весна 1915 года останется у меня навсегда в памяти, - вспоминал генерал Антон Деникин. - Великая трагедия русской армии - отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжёлые переходы, бесконечная усталость - физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть.
Сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать страшного гула немецкой артиллерии, буквально срывавшей целые ряды окопов вместе с защитниками их... И молчание моих батарей ... Мы не могли отвечать, нечем было. Даже патронов на ружья было выдано ограниченное количество. Полки, измотанные до последней степени, отбивали одну атаку за другой штыками или, в крайнем случае, стрельбой в упор. Я испытывал отчаяние и сознание нелепой беспомощности ... И когда после трехдневного молчания нашей батареи ей подвезли 50 снарядов, об этом сообщено было по телефону всем полкам, всем ротам, и все стрелки вздохнули с радостью и облегчением".
Оставалось только отступать, чтобы спасти армию от полного уничтожения. Русские войска оставили Перемышль, Львов... - почти всю Галицию. Они несли огромные потери - общее число убитых и раненых за время "великого отступления" составило 1 миллион 410 тысяч человек. В то же время отступление не было беспорядочным, почти всегда происходило организованно. "Наш фронт, лишенный снарядов, - замечал позднее А.Деникин, - медленно отходил шаг за шагом, не допуская окружения и пленения корпусов и армий, как это имело место в 1941г., в первый период Второй мировой войны". Наступающий противник тоже терял сотни тысяч солдат и офицеров пленными, убитыми и ранеными.
В июле перешли в наступление германские войска в Польше. "Великое отступление" русских армий началось и на этом фронте. В январе 1915г.немцы применяли здесь и химическое оружие. Поскольку противогазов у русских солдат не было, газовые атаки каждый раз уносили множество жизней. А.Деникин писал: "Мы противопоставили убийственной технике немцев мужество ... и кровь". К осени 1915г. позади русских армий остались огромные территории - Польша, Литва, Галиция, часть Беллорусии.
а вот тут вот нам объясняют, что все было хорошо...
https://aftershock.news/?q=node/726033
там правда больше про 16й год и далее =)
Конечно всё было хорошо. Люди танцевали на балах и питались французской булкой, запивая шампанским, пока не пришли из Ада орды большевиков с крестьянами. А так в РИ все было хорошо. Народ благоденствовал под заботливым крылом Царя.
ВсхрустнулосьЪ!
Рукопожимаю!!
Да на втором году войны начались проблемы, решили их в следующем и более проблем с оружием не было.
Вы называете проблемой ситуацию, когда из-за ошибок в планировании Царского Правительства и не желание заниматься развитием промышленности, мы потеряли один миллион четыреста тысяч убитыми и раненными? Мне кажется, это была не проблема, а катастрофа. Наверное, в 1915 году людям, пригнанным на убой немецкой артиллерии, должно было полегчать от того факта, что в 1916 году все наладится и все будет хорошо.
Что-то у вас бомбит любезный.
"потеряли один миллион четыреста тысяч убитыми и раненными?"
Эти 1.5 миллиона все погибли в один 1915 ? Или таки в 1914 в 1915 в 1916 в 1917 ? Или это вы барина пересмотрели где с палками крепость штурмовали ? Чего уж там стеснятся пишите сразу 15 миллионов. .пригнали.
"пригнанным на убой немецкой артиллерии"
А в 1941 тоже на убой гнали ?А в 1812?
--------------------------------------------------
Данные Главного управления Генерального штаба Русской армии от 3 октября 1917 года
Погибло солдат и офицеров 511 068 убитых и 264 301 пропавших без вести, всего = 775 369
Подшипник! Основа всех механизмов. Не выпускали в РИ до 1916 года.
В 1916 году на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ», с которого началось производство подшипников в России. В 1917 году завод был национализирован.
Даже не знаю, что про другие заводы думать.
на 100% уверен, что подшипники двух лучших классов точности на то время там не выпускались. А это точность станка.
Страницы