Нарком Первухин и наведение порядка в энергетике СССР 30-х годов

Аватар пользователя turan01

Некоторое время назад меня, как профессионального энергетика, заинтересовал  качественный  цикл статей уважаемой Елены ljwanderer, посвященный разбору «Дела о вредительстве на электрических станциях в СССР» и базирующийся на речи прокурора СССР А.Я.Вышинского (http://istmat.info/node/31279), а также на переводах британских источников:

1. Виккерс. Советы либералов  https://ljwanderer.livejournal.com/335041.html 

2. Виккерс. История успеха  https://ljwanderer.livejournal.com/335131.html 

3. Виккерс. Проникновение в Россию  https://ljwanderer.livejournal.com/335463.html 

4. Виккерс. Проникновение в СССР https://ljwanderer.livejournal.com/335660.html 

5. Виккерс. О Деле инженеров  https://ljwanderer.livejournal.com/336084.html 

6. Эпилог      https://ljwanderer.livejournal.com/336128.html

7. Вдогонку о технадзоре   https://ljwanderer.livejournal.com/336514.html

     Вот что заявлялось прокурором Вышинским (далее – В.) в начале своего выступления: 

«В течение 1931–1932 гг. на крупных электростанциях СССР — Златоустовской, Челябинской, Ивановской, Бакинской и др. — имели место систематические аварии отдельных котлов моторов, турбин, генераторов и т. д., выводившие их из строя на более или менее длительные сроки и понижавшие мощность электростанций. Образованная в стадии предварительного следствия и вызванная в судебное заседание специальная техническая экспертная комиссия на основе представленных ей данных пришла к заключению о наличии во всех обследованных случаях аварий либо преступной небрежности, либо прямого вредительства со стороны технического персонала, обслуживающего перечисленные станции. Следствие установило, что причиной указанных аварий была вредительская деятельность контрреволюционных групп  (…) Среди служащих фирмы «Метрополитен-Виккерс» руководящая роль по совершению контрреволюционных преступлений принадлежала Торнтону Л. Ч.  - главному монтажному инженеру этой фирмы, под руководством которого осуществляли вредительство на отдельных электростанциях СССР и инженеры и монтеры фирмы, английские подданные Макдональд и Нордволл, а равно и английский инженер Кушни и монтер фирмы «Метрополитен-Виккерс» Олейник П. Е.  Через этих лиц, а также и непосредственно Торнтон вступил в связь с контрреволюционными группами советских служащих на электростанциях, договаривался с ними о совершении аварий, о сокрытии дефектов оборудования, поставляемого фирмой «Метрополитен-Виккерс» (Крашенинников, Зиверт), и давал взятки государственным служащим за совершенные ими преступные действия; занимался военным шпионажем на территории СССР, собирая через Макдональда, Кушни, Грегори и Олейника секретные сведения военно-государственного значения, и давал за полученные сведения через указанных лиц взятки советским государственным служащим (…) Я уже сказал, что государственное обвинение строит свое обвинение по отношению к подсудимым по настоящему делу по трем основным направлениям. Это раньше всего умышленная порча агрегатов, оборудования. Это, во-вторых, военный шпионаж и, в-третьих, та система подкупов, с которой мы столкнулись в очень широком виде при рассмотрении индивидуальных преступлений отдельных, привлеченных к ответственности по настоящему делу, подсудимых (…)»

Далее В. задается вопросом: == «Почему вредительство, шпионаж и подкуп здесь так причудливо сплетаются в действиях чуть ли не любого из обвиняемых по настоящему делу?»  ==

Оспаривать шпионаж нет смысла, даже современные западные исследователи  в рассматриваемом случае признают его  определенную, скажем так,  разновидность в форме сбора промышленной и экономической информации для отправки на родину, и таким образом нарушается законодательство государства пребывания:

«(…) По мнению Гордона Моррелла, определенные основания для подозрений в отношении сотрудников "Метро-Виккерс" у советских спецслужб были. Британцы действительно занимались поставкой информации на родину – на уровне сбора промышленных сведений, оценки экономической ситуации в различных регионах, изучения работы советской промышленности, трудовых и прочих ресурсов, транспортной системы. Они передавали эти данные спецслужбам – хотя чаще всего не понимали толком, с кем разговаривают. С ними проводили беседы официальные представители британского министерства торговли, которые были сотрудниками разведки, но не представлялись так напрямую, утверждает историк. (…)»   https://www.svoboda.org/a/24932743.html#page=1 

   Насчет подкупа спорить тоже нет нужды: деньги британцами на самом деле давались советским  работникам, вопрос только в том, с какими целями. Иностранцы заявили, что в порядке поощрения и/или оказания материальной помощи нуждающимся лучшим специалистам, а также лоббизма интересов фирмы, В. же – только для осуществления вредительских операций, диверсий и шпионажа.

    Очевидно, остаётся проблема вредительства и диверсий.

     Ну, и некоторые цитаты из состоявшейся в названном журнале полемики, дающие общее  представление о её характере и ходе:

============================================

turan01 Feb. 22nd, 2016 11:45
==по поводу этих аварий были составлены акты, вопреки тому методу действий вредителей, который между прочим заключался и в том, чтобы или вовсе не составлять актов об авариях, или составлять акты заведомо таким образом, чтобы в них не были установлены действительные причины этих аварий.==
Т.е. вредители то составляют акты, то не составляют, а если составляют, то вредительские с сокрытием подлинных причин. У них что, никакого контроля сверху было, ни от главка, ни от наркомата, ни от Госгортехнадзора СССР? Тогда куда смотрела аварийная комиссия? Так не должно быть [на опасном производстве] в энергетике.  (…).

ljwanderer Feb. 22nd, 2016 04:11
Еще раз привожу пример: Зимой 1932 года на Златоустовской электростанции произошла новая авария с котлом № 8, который стоял в холодном резерве. И эта авария была произведена умышленно, и, как оказалось, не бог весть каким мудреным способом, — не были закрыты шибера, не была спущена вода, а когда пришла зима, котел замерз, и произошел разрыв ряда трубок. По заключению экспертной комиссии, и эта авария могла произойти либо от халатного отношения котельного персонала к оборудованию, либо от злого умысла. Кто будет отвечать? Для ответа на это вопрос дело, как обычно передается для расследования, а потом - в суд.

turan01   Feb. 22nd, 2016 11:34
Скажу Вам сразу по всем этим случаям: ничего,  свидетельствующего  о ПРЕДНАМЕРЕННЫХ, т.е. именно  вредительских действиях, не приведено. Такого рода инциденты совершенно легко возникают и в наше время: имя им халатность, разгильдяйство, невнимательность, пофигизм - а впереди всего невыполнение регламентов и инструкций.
Возьмем самую простую историю - с шиберами: здесь два варианта - неработающий котел находится в резерве или в ремонте. Во втором варианте он обычно опорожнен от воды, и размораживаться там нечему, в первом же - он находится под заливом, но шибера (регулирующие клапаны газоходов и воздуховодов) должны быть закрыты точно так же, как и при ремонте, они обматываются цепями [которые запираются на замки] и вывешивается предупредительный плакат. В оперативной документации делается соответствующая запись, и принимающий смену оперативный персонал ОБЯЗАН проверить состояние резервного котла по всем отключениям - и тоже сделать запись. Таким образом, нерадивый персонал при выведении в резерв не проверил шибера, но и принимающий тоже. Скрыть такие вещи просто невозможно, подозревать, что люди сами на себя добровольно навесили срок - принимать за полных идиотов. Что это за диверсия, виновники в которой устанавливаются элементарно просто и практически мгновенно? 

=================================================

И тут Елена выложила свой, как ей  казалось, главный козырь -  приказ наркома электростанций и электропромышленности СССР М.Г. Первухина №470 от 7 сентября 1939г. (см.прил.), и сразу всё встало на свои места, но не пользу её версии, солидарной с прокурорской и судейской позициями,  а ровно наоборот, цитирую:  

 «...больше половины аварий произошло по прямой вине персонала вследствие преступно-халатного отношения к свои обязанностям отдельных работников, а также вследствие систематических нарушений персоналом правил эксплуатации оборудования (…) авария была вызвана неправильными действиями дежурного …не предупредив при этом дежурного диспетчера и своего помощника, чем нарушил инструкцию по эксплуатации», «дежурный техник «ошибочно» отключил под нагрузкой … дежурный инженер, присутствовавший при переключениях для контроля согласно инструкции, отнесся к своим обязанностям халатно и не предупредил неправильное отключение», «ввиду пренебрежительно-халатного отношения к своим обязанностям зам.начальника котельного цеха на дежурство был поставлен неопытный водосмотр … ст.кочегар смены не уделил особого внимания работе котла и не установил контроля за работой водосмотра», «... машинист турбины и сменный мастер, несмотря на  резкое снижение температуры пара у турбины, нарушили инструкцию по эксплуатации, своевременно не сняли выгрузки…» 

Подано конкретно, осязаемо и персонализировано,  действия каждого идиота как на ладони, и на самом деле «каждая авария имеет свои фамилию, имя и отчество» [считается (с)]только выводы не те, что раньше.

И вот  какие еще нужны диверсанты и вредители с такими придурками? Они же безо всякой иностранной мзды и ненависти к Советской власти могут разнести всё что угодно!

Поневоле возникает вопрос: кошмарили-кошмарили шпионов-диверсантов, вредителей-саботажников на этом и др.процессах,  с удвоенной энергией добивали их в 37-38гг., но мало чем (или вообще ничем)  не отличающиеся проблемы почему-то  остались и к сентябрю 1939г., хотя, по идее, этих редисок  вполне надежно повыкорчевывали. Выходит, сознательных откровенных  врагов уже  нет – а котлы размораживаются или взрываются, лопатки турбин крошатся, электродвигатели горят по-прежнему. Значит, корень зла был всё-таки в другом, о чем и сказал прямым текстом  нарком:  

 «Высокая аварийность на электростанциях и сетях является прямым следствием пренебрежительно-халатного отношения со стороны директоров и помощников директоров по найму и увольнению, управляющих районными управлениями и энергокомбинатами к вопросам правильного и своевременного комплектования дежурного персонала станций и сетей надежными, проверенными в политическом отношении, квалифицированными работниками» 

И меры по устранению недостатков почему-то у него исключительно  деловые, конкретные, продуманные   - и административно-хозяйственные, и организационно-технические:

- «установить персональную ответственность за аварии в административном и судебном порядке, а также материальную ответственность в виде лишения премиальной оплаты за качество работы»;

- «ввести должности заместителя начальника цеха по эксплуатации (инженера), на которого возложить ответственность за повседневный контроль выполнения эксплуатационных инструкций по обслуживанию оборудования и технике безопасности, а также за производственное обучение и инструктаж»;

- «ввести должность инженер-инспектора по эксплуатации, на которого возложить (…) контроль за  выполнением цехами установленных инструкций (…), проверку выполнения противоаварийных мероприятий, а также расследование всех аварий, неполадок и брака в работе»;

- «возложить на главных инженеров станций работу исключительно по руководству эксплуатацией. На станциях, ведущих расширение установленной мощности, иметь специального второго заместителя директора (инженера) по капитальному строительству»;

- «организовать при главных энергетических управлениях инспекции по эксплуатации»;

-  «установить (…) порядок, по которому каждый эксплуатационный работник до назначения его на самостоятельную работу обязан пройти обучение на рабочем месте, сдачу испытаний в специальной комиссии и стаж исполняющего не менее двух недель под наблюдением  руководством опытного работника»;

- «запретить приемку смен при неисправном оборудовании без специального разрешения начальника цеха или главного инженера станции»;

- «организовать курсы по подготовке рабочих кадров [1-й набор 480 чел.]»

… и т.д. и т.п.

Всё довольно просто:  снизить запредельно высокую текучесть персонала (доходившую до 40-50%!) «за счет обучения и закрепления обученных кадров»,  удалить «с производства аварийщиков и разгильдяев», соблюдать инструкции по эксплуатации, ремонту и технике безопасности.

И такая система действует  по сей день!

Славный мужик был этот Первухин Михаил Георгиевич, настоящий специалист и выдающийся  организатор производства: высшее энергетическое образование, «вверх» пошел после нескольких лет практической работы «внизу». И еще интересный нюанс: сам уроженец Златоуста – где и рассматриваемая тов. В.  электростанция.

Добавлю одно: если вы захотите узнать, как обстоят  дела сейчас, вы убедитесь, что всё может кардинально  поменяться, но только  не люди, увы, но даже известная защита от дурака  помогает далеко  не всегда, один только пример из современности:

Раздел специализированного сайта Ростепло «Охрана труда и промышленная безопасность». О причинах аварий и несчастных случаев на объектах теплоснабжения

 http://www.rosteplo.ru/stat1.php?id=16

http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=3408

http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=3348

И в завершение о самой природе вредительской и диверсионной деятельности. Стоит поразмыслить,  насколько вообще возможно, рационально и эффективно совмещение шпионской и диверсионной деятельности в одной подрывной организации.

     Даже  чисто по формальным признакам у первой и второй принципиально разные цели и задачи, кардинально разные методы и способы осуществления.  Причем они  находятся с практической точки зрения чуть ли не в антагонистическом противоречии: шпион как можно дольше  играет роль обычного законопослушного  гражданина, ведет себя крайне осторожно, чтобы подслушать и подсмотреть,  старается втереться в доверие, особенно к вышестоящим работникам, чтобы получить ценную информацию,  копировать или выкрасть некие важные документы или чертежи, проанализировать полученные сведения и определить их ценность для последующей передачи своему начальству, поэтому  вынужден полностью исключать  любые другие действия, не связанные напрямую с разведывательной деятельностью, но могущие вызвать подозрение у окружающих.  У диверсанта другой функционал: получить доступ или тайно пробраться  к  какому-либо важному объекту и надолго вывести его из строя:  сломать, взорвать,  устроить аварию с серьезными последствиями, иногда даже за счет своей свободы, здоровья и жизни, т.е. решить  ограниченную во времени локальную задачу. Представить, что шпион с определенно высоким уровнем интеллекта и знаний, завербованный или внедрившийся с достаточно  большим трудом, получающий довольно высокую плату за свою службу, сам пойдет  на подсыпку песка в буксы вагонов или на подбрасывание  железяк в комбайны, а на электростанции на открытие шиберов (газовоздушных клапанов) для размораживания труб, имея повышенные шансы быть схваченным за руку в случае его задержания, более чем непросто.  Благо и дежурный (эксплуатационный), и ремонтный персонал имеет все необходимые регламенты и  инструкции, оговаривающие правильный  порядок действий, в т.ч. и при возникновении нештатных ситуаций.

Да и направить кого-то другого на диверсию означает серьезно повысить вероятность собственного разоблачения. Стоит ли овчинка (польза от удачной диверсии) выделки, если  ущерб для государства от, к примеру,  скопированных  чертежей или планов  военных мероприятий/операций, может многократно превысить его от уничтожения какого-то цеха и даже оборонного объекта?

Кроме того, вредитель на энергопредприятии по технологическим причинам далеко не всегда способен и может предугадать и запланировать  аварию во времени и в пространстве таким образом, чтобы гарантированно исчезнуть с места  будущего технического инцидента  и/или избежать обвинений.

Таким образом, системное централизованное вредительство непосредственно на энергообъектах самими работниками  с учетом   относительных оперативности и   несложности определения причин и конкретных  виновников происшествия представляется более чем  проблематичным.

Что, разумеется, не исключало в то лихое время индивидуальных актов вредительства, саботажа и диверсий.

Приложение. Скан первой страницы приказа наркома Первухина №470 от 07.09.1939г.

1098dea27924.jpg

Cканы всех страниц приказа Первухина здесь: https://ljwanderer.livejournal.com/336514.html

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя st251
st251(8 лет 1 месяц)

Спасибо за материал.

С выводами соглашусь. Причины аварий, на мой взгляд, в большей степени неграмотность и безответственность персонала. Я сам 16 лет провел в котло-турбинном цеху, поэтому кой-какой опыт по теме имеется.

но шибера (регулирующие клапаны газоходов и воздуховодов) должны быть закрыты точно так же, как и при ремонте, они обматываются цепями

У нас нечего было обматывать - электропривода, но питание с них снимали обязательно. Котел в резерве значит с высокой долей вероятности на консервации. У нас протоком деаэрированной воды. Причем есть даже инструкция по действиям в условиях экстремального снижения температуры, по которой проток воды увеличивали.

По текущей ситуации в генерации. Мое мнение, людей не ценят. Рулят не технари а менеджеры. Ремонт развалили. На нашей станции все держится только на энтузиазме отдельных специалистов, которых уже меньшинство.... Впрочем, я тоже уже не энергетик....

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

И вам спасибо, уважаемый коллега, за разумный и взвешенный комментарий именно и строго по теме, к сожалению, пока остающийся единственным по этому критерию. )

В отношении современности, увы, соглашусь: мы за 12 лет пережили три управляющие компашки, две из которых состояли из "крепких хозяйственников", не имевших представления об энергетике, и третья - из энергоЫффЫктивных манагеров, цель у которых (всех трех) была только одна: набить защёчные мешочки. Не погрешу против истины, если скажу, что мы бы в случае возможности их перевешали собственными руками без малейших угрызений совести.

Но вот четвертая, московско-тюменская, совсем др. коленкор: техническое перевооружение ежегодно на несколько сотен миллионов рублей в год плюс к нашему ветеранскому мнению весьма и весьма прислушиваются, поэтому и результаты, откровенно говоря, просто блестящие  как никогда. Так что и мне лично повезло на 40-м году службы. )

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Я там в комментах еще немного о личности Первухина и его мнении об ИВС добавил. )

Аватар пользователя don-matsony
don-matsony(10 лет 8 месяцев)

Спасибо за большую совместно проделанную работу органам следствия , прокурорско-судейским и администраторам от энергетики - 

В РОССИИ С ЭНЕРГЕТИКОЙ ВСЁ В ПОРЯДКЕ с тех пор .

Сейчас бы так с правительством поработать , наладить не менее сложную работу по гос. управлению решительными мерами .

А УЖ ЧЕРЕЗ 90 ЛЕТ тиснуть статейку о том , что они были не диверсанты , а просто дураки .

Главное - чтобы заработало как часы .

P.S. - а уж без диверсантов там , точно , не обходится .

Комментарий администрации:  
*** Отключён (лидер бан-рейтинга, провокатор розжига) ***
Аватар пользователя Tali
Tali(10 лет 3 месяца)

Диверсанты они, хоть и внутренние.

Куча народу, если понаблюдать годами - славные такие и милые, пока их не трогать, а как делать работу - аж за хвост себя кусают, когда нет возможности сделать плохо.

Аватар пользователя Борода
Борода(11 лет 8 месяцев)

Я вам как не юрист, сапсем не юристу скажу:

А за каким хреном вам понадобилось к материалам уголовного дела начала 30-х приплетать Приказ Первухина конца 30-х,кои никак между собой не связаны?

Комментарий администрации:  
*** отключен (70-80 работающих граждан живут в нищете и беспробудной бедности (с)) ***
Аватар пользователя Mozgun
Mozgun(12 лет 3 месяца)

Все эти тёрки-разборки имеют смысл только в 1 (одном) значении - была ли вина или вины не было. Всё.

Если вина была - какая в задницу разница, шпион там поработал или дебил? Виноват всё равно - обязан отвечать, а соотв-е органы надзора обязаны с него спросить.

Потому как все эти споры в конечном счёте работают на оценку сталинских времён. И нефиг акцентироваться на причинах, надо акцентироваться на самом главном - наличии вины как таковой. Чтоб люди сначала уясняли главное - посадили ВИНОВНОГО, реально виновного а не "стрелочника".

А уж потом можно частности разбирать.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 11 месяцев)

Да. А поскольку сроки за шпионаж и вредительство больше, чем за халатность - из-за слишком массового характера нарушений и для острастки прочих, ещё не выявленных такие же (ну может несколько более ответственные) работники органов сразу же и стали применять . т.е. на мой взгляд - то, о чём я написал в: этоесть основное объяснение произошедшего.

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Хороший шпионаж с агитацией: 

=================================

Техник ДнепроГЭС Зивер и  инженер Альберт Грегори:

Зиверт. Здесь есть монтер "Метро-Виккерс" Грегори, который начал делать полный прорыв и порчу оборудования... Я делал за 8 часов 5 изоляторов. Грегори за 12 часов ставил только один... Когда ему был задан вопрос, он ответил, что он приехал в Россию не работать, а деньги нажить.

Грегори (перевод). Я не делал такого заявления.

Зиверт. Грегори начал говорить нашим рабочим, что у вас здесь люди ничего не имеют кушать, а у нас за 25 копеек кушают масло, белый хлеб и прочее. Вообще он вел агитацию...

Грегори (перевод). Но я не умею говорить по-русски.

Ульрих. На каком языке Грегори разговаривал?

Зиверт. По-английски.

Ульрих. Вы понимаете по-английски?

Зиверт. Нет...

Грегори (перевод). Этот человек порочит мою репутацию, и вы принимаете это заявление без доказательств. Справедливо ли это?.. Я говорю, что если бы эта работа была проделана в меньший срок, то от этого пострадало бы качество работы. (...)

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 11 месяцев)

Вы, turan01, серьёзно не поняли о чём я написал?

 

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Более чем серьезно понял: название наказания может по политическим соображениям не соответствовать фактически совершенным проступкам. 

Это известная позиция, поэтому обсуждать её бессмысленно. 

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 11 месяцев)

Ясно.

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Еще немного о Первухине, которым я лично просто восхищаюсь:  навести элементарный порядок в энергетике менее чем за полтора года - это то, что и Вождь всех народов оценил первым! 

================================

http://militera.lib.ru/h/kymanev_ga2/06.html  

(...) Получив высшее образование и квалификацию инженера-электрика, он стал работать по специальности на ряде электростанций. Глубокий ум, широта знаний, эрудиция, простота и доступность в общении с трудящимися, богатый практический опыт, смелый, творческий подход к делу и несомненный организаторский талант способствовали его быстрому выдвижению по службе и росту в качестве одного из руководителей отечественной энергетики.

Перечислим только основные должности, которые он последовательно занимал во второй половине 30-х годов: директор Каширской ГЭС, исполняющий обязанности начальника «Мосэнерго», начальник Главного управления энергетического хозяйства Наркомата тяжелой промышленности СССР, заместитель и первый заместитель наркома тяжелой промышленности СССР...

В январе 1939 г. после разукрупнения Наркомтяжпрома Михаил Георгиевич, которому совсем недавно исполнилось 34 года, становится наркомом электростанций и электропромышленности СССР, проработав на этом посту до 17 апреля 1940 г.

Довоенное формирование его как видного партийного и государственного деятеля на этом не закончилось: в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) Первухин избирается членом ЦК партии, а в апреле 1940 г. последовало назначение заместителем Председателя Совнаркома СССР.

В годы Великой Отечественной войны его производственные, общественные и государственные нагрузки не только не уменьшились, а, напротив, добавились новые должности: заместитель председателя Совета по эвакуации при СНК СССР, Уполномоченный ГКО по управлению военно-химической защиты Красной Армии. 26 февраля 1942 г. последовало утверждение народным комиссаром химической промышленности СССР, и в этом же году Первухин как заместитель Председателя СНК ССР и нарком химической промышленности привлекается Государственным Комитетом Обороны к работам по атомной энергетике. Его участие в атомном проекте было отмечено Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Высокое звание присваивается ему в 1949 г. «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания...» [120]  (...)

Г. А. Куманев: Как Вы оцениваете деятельность наших центральных руководящих органов накануне войны? Насколько она была успешной, отвечала сложной предвоенной обстановке и соответствовала задачам, встававшим перед страной?

М. Г. Первухин: Скажу вполне объективно, хотя сам принадлежал тогда к числу высших руководящих работников, что эта деятельность была весьма многогранной, оперативной и плодотворной. Во многом ее обеспечивал И. В. Сталин как главный дирижер-руководитель с его необычайной работоспособностью, уникальной памятью, обширными и глубокими знаниями, опытом и выдающимися организаторскими способностями. Приведу несколько примеров.  (...)

При этом вспоминается такой случай. По полученным Генеральным штабом сведениям, немцы начали подтягивать к фронтовым районам химические боеприпасы, авиационные химические бомбы. Учитывая своевременность подготовки к отражению возможного химического нападения, Управление военно-химической защиты Красной Армии подготовило план снаряжения химических боеприпасов. Естественно, предпочтение было отдано снарядам крупных калибров. Ну, это и понятно: чем больше калибр, тем больше отравляющих веществ.

Ознакомившись с нашими предложениями, Сталин спросил: «Известно ли вам наличие в армии орудий такого крупного калибра?» Мы, конечно, не могли ответить. А он говорит: «Такое количество снарядов, которое вы собираетесь подготовить, требует большого числа орудий самого крупного калибра. А у нас в Вооруженных Силах таких пушек почти нет».

Присутствовавший в кабинете вождя начальник Главного артиллерийского управления Наркомата обороны генерал Николай Дмитриевич Яковлев это подтвердил.

Таким образом, наше предложение оказалось нереальным, и Сталин сам лично, своей рукой сделал соответствующие поправки на нашем плане.

Вспоминая этот эпизод, я хочу лишний раз подчеркнуть, что Сталин повседневно и конкретно занимался в мирное время вопросами обороны страны, а в годы войны осуществлял как Верховный Главнокомандующий руководство боевыми действиями Красной Армии. [128] Он находил время следить и за ее техническим оснащением. Во время войны мне приходилось не раз бывать у него. Всегда на большом столе были разложены географические карты с отметками, где линия фронта, где и какие наши части и части противника там находятся. И он постоянно информировался, как протекают военные действия, как осуществляется та или иная операция. В случае необходимости Сталин связывался не только с командующими фронтами и армиями, но и с командирами корпусов, бригад и даже дивизий.

Поэтому версия, пущенная в свое время безответственными людьми и в первую очередь Хрущевым, о том, что Сталин командовал войсками по глобусу, является просто грубой и гнусной ложью.

Теперь относительно роли Сталина в создании советской военной экономики и его компетентности в военно-экономических вопросах.

Задачам создания и развития военного производства, военной экономики Сталин уделял чрезвычайно важное внимание. Если говорить о годах войны, то у него на письменном столе постоянно находились график и оперативная сводка ежедневного выпуска военной продукции: по танкам, самолетам, пушкам, стрелковому вооружению, боеприпасам. Он очень тщательно следил за ходом производства, работой оборонной промышленности. И в случае отставания с выпуском той или иной военной продукции тут же звонил в соответствующий наркомат, чтобы принять действенные меры. Иной раз связывался с уполномоченными ГКО на местах, парторгами ЦК или даже с директорами отдельных предприятий, интересовался причинами отставания, спрашивал, какая нужна помощь и требовал обеспечить безусловное выполнение графика. Вот помню случай – Уралмаш задержался с выпуском танков. (Я в это время находился у Сталина.) Он тут же позвонил директору: «В чем дело? Почему, какие причины повлияли на снижение производства? Имеются ли внешние причины?» Немедленно были даны распоряжения и приняты меры по оказанию конкретной помощи заводу.

И до войны, и тем более во время войны Сталин был знаком почти со всеми военными конструкторами. Причем знал их не только по фамилии, но и по имени, отчеству, знал лично, и они много раз бывали у него. Готовился новый тип самолета – он встречался с его создателями, рассматривал образец этой машины, выслушивал мнения специалистов, испытателей, не упуская ни одной мелочи. Новый тип танка – то же самое. Новая подводная лодка – тоже в центре его внимания. Новое стрелковое оружие – то же самое.

Сталин был в курсе дела всего военного производства: состояние, нужды, в чем затруднения, какие требуются меры, чтобы ускорить и увеличить выпуск того или иного образца военной продукции. Все эти и другие сведения он получал не только из Госплана и наркоматов, но и от конструкторов и руководителей военных заводов. [129] И все это откладывалось у него в памяти. (А память у нашего вождя, как я уже говорил, была просто потрясающая.) По итогам почти каждого телефонного разговора или встречи привлекались смежные отрасли, все, что нужно для выполнения того или иного задания.

Следует иметь в виду, что во время Великой Отечественной войны, да и в другие годы, Сталин следил за развитием не только военного производства. Предметом его особого внимания было положение дел в черной и цветной металлургии, а также топливной промышленности. Если он замечал по ежедневным сводкам, что возникли какие-то перебои, например, с углем, то сразу же связывался с наркомом и спрашивал: «В чем дело?» Или поручал Бюро Совнаркома СССР, куда входили пять членов Политбюро ЦК партии (они же были заместителями главы правительства), разобраться с создавшимся положением и доложить.

Словом, Сталин в период войны, как и в мирные годы, постоянно и строго наблюдал за состоянием нашего народного хозяйства. И его компетенция в военно-экономических делах была достаточно высокой. Кстати, и после войны наш высший руководитель не ослаблял своего внимания к оборонным вопросам. Свидетельствую в данном случае и как человек, имевший отношение к созданию у нас атомной бомбы.(...)

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Таким образом, системное централизованное вредительство непосредственно на энергообъектах самими работниками  с учетом   относительных оперативности и   несложности определения причин и конкретных  виновников происшествия представляется более чем  проблематичным.

Что, разумеется, не исключало в то лихое время индивидуальных актов вредительства, саботажа и диверсий.

Ну а у меня- как у профессионального энергетика -иной вывод:

после того, как всех спецов пересажали ( в данном аспекте неважно за сознательный саботаж или за недостаточный контроль-обучение персонала)

работать стали необученные неспециалисты - вот на этот "этап развития" и вышел упомянутый приказ - аккурат через неделю после начала 2-ой мировой войны.

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Это вы сейчас знаете, что "начало 2-й мировой войны" (с). А тогда кто из граждан понимал и представлял? Ну, и маленькое замечание: от января, когда Первухин был назначен наркомом,  до сентября более чем полгода - как раз чтобы принять КАРДИНАЛЬНОЕ решение: учить. 

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Это вы сейчас знаете, что "начало 2-й мировой войны" (с). А тогда кто из граждан понимал и представлял?

???

Вторая мировая война началась после того, как 1 сентября 1939 года немецкие войска напали на Польшу. 3 сентября Великобритания предъявила Германии ультиматум с требованием прекратить вторжение и получила отказ. В тот же день Великобритания и Франция объявили Германии войну; вслед за ними в войну вступили британские доминионы...

1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят  Закон «О всеобщей воинской обязанности»

Так что не волнуйтесь за граждан- все всё отлично поняли...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 11 месяцев)

А как на счёт того, что среди депутатов того ВС были знатные чабаны с заоблачных горных пастбищ и знатные оленеводы с пастбищ уже заполярных, и добираться в Москву на съезд приходилось до десяти дней, значит созыв ВС был организован кем-то, кто знал чуть больше о ближайшем будущем..

Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Эх, молодцА: беспокоиться или не беспокоиться за граждан того времени, о чём они догадывались или нет. Напоминает фразу классика:

== "Люди - тоже, и смотрят так дико: думают, наверное - изваять его вот так, в назидание народам древности, или не изваять?" ==

Да, кстати, на какой электростанции сейчас работаете? Я сам в 70-х и 80-х годах трудился на Смоленских ТЭЦ-1 и 2, в командировках бывал на Дорогобужской и Смоленской ГРЭС, Рославльской ТЭЦ.

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Эх, молодцА: беспокоиться или не беспокоиться за граждан того времени, о чём они догадывались или нет

Мне гадать за кого-то  нет надобности: я застал живыми своих дедушек и бабушек, лично не раз расспрашивал их и об этом, не надо то поколение считать идиотами-  о начале ОЧЕРЕДНОЙ  мировой войны  они догадались без всяких суворовых и прочих борзописцев нынешней либеральной брехливой м...зи...тем более, что состав мировых держав тот же  был...

Да, кстати, на какой электростанции сейчас работаете?

Никакой- я  потребитель электроэнергии, а не продавец, например, эксплуатировал электродвигатели 400 и 900 кВт на 6 кВ.  В прошлом участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, бывал на БаксанГЭС ( задолго до ее взрыва террористами  и последующего "торжественного дистанционного пуска" после восстановления "почему-то" не приехавшего  для этого из Сочи в КБР ВВП).

Естественно, 5 группа допуска до и свыше 1000 В...у меня .два трупа только  от  электричества на производстве   с пребыванием мною под следствием...были у меня погибшие  от электричества и в быту и у коллег на работе  и дома, не считая травм-аварий...оные были есть и будут независимо от наличия Сталина или Путина, Чубайса и прочей... - оные приходят и уходят, а энергетика была и будет работать и без них...

И приказ типа того, что Вы привели - их несть числа было при СССР- с примерами гибели людей и т.п.

- в виде письма от профильной организации - не далее декабря прошлого года последний  на работе пподобный документ получили - там пример, как двое погибли в Электростали от высокого напряжения...

- а уж отключение ВН разъединителем под нагрузкой - что есть в приведенном Вами приказе - например, отключение так  двигателя 900 кВт 6 кВ - лично наблюдал- такое не забудешь....кстати, наказали виновного снижением премии на 25% (недавно его видел - жив-здоров, а мог бы...), хотя я в докладной требовал 100% лишить...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Ну, я неплохо  знаю историю нашей Родины, и сравнивал её с рассказами своих дедушек-бабушек и тёть-дядь. 

Насчёт Резуна вообще напрасно, он-то здесь причём? В своё время состоял в сообществе "Ледокол", разоблачавшего это негодяя, книги А.Исаева, Городецкого, Веселова и пр. антирезунистов имеются у меня в довольно большой домашней библиотеке. Либерастов ненавижу ото всей души, воевать с  их враньём могу не хуже других. 

Сталин у меня в статье не упоминался ни разу,  о нём заговорили комментаторы, с какой целью - непонятно.

Единственный профессионал, работавший на электростанциях, мою версию одобрил - этого вполне достаточно. 

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Единственный профессионал, работавший на электростанциях, мою версию одобрил - этого вполне достаточно. 

Имел я дела по работе со стариками-начальниками служб ТБ, один из них был даже  Герой Советского Союза...

Рассказывали они мне, молодому специалисту-энергетику, выходцу из деревни,  как сразу после войны (возможно и типа  байки)

-  за крупные аварии-несчастные со смертельным сначала сажали директоров, потом - главных инженеров, когда и тех пересажали- вакансии свободными все чаще стали- принялись сажать инженеров по ТБ...откуда брать было квалифицированные кадры после войны-то...

Так что у меня своя версия и она - "от земли", а не от теоретиков-сочинителей в теплых московских кабинетах...виновных-то найти надо- и их всегда находили...Кто побывал в тогда еще в прокуратуре при расследовании ЧП на производстве - отлично меня поймет....

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

== не от теоретиков-сочинителей в теплых московских кабинетах ==

Заинтриговали: интересно, кого вы имеете в виду под этими "теоретиками-сочинителями"?

Я бы лично назвал таким теоретиком Онотоле Вассермана, до сих пользующегося  гипотезой Ю.Жукова о письме Р.Эйхе, якобы породившем всю эту лавину 37-38гг., начиная с февральско-мартовского  пленума ЦК.  Правда, после моего тыканья ему на "Однако" в глаза, что Ж. совершенно беспричинно объявил его таинственным и загадочным, оно есть в свободном доступе, он немного сменил пластинку, тем не менее упорно  на него "фапает":

Последней каплей стало письмо 1-го секретаря Западно-Сибирского краевого комитета Роберта Эйхе. В нем сообщалось, что в его крае выявлен крупный заговор сосланных кулаков. Поскольку уже было ясно, как настроены делегаты, пришлось Эйхе дать чрезвычайные полномочия для борьбы с врагами, как и другим секретарям.

https://www.eg.ru/politics/478021/  

И снова обнаруженный в единственном экземпляре А.Гетти бланк голосования с тремя кандидатами, и снова фейк "Уймись, дурак!" ... smiley

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Заинтриговали: интересно, кого вы имеете в виду под этими "теоретиками-сочинителями"?

Да всех этих писюнов:  мне довелось с жертвами репрессий , включая родню, очно разговаривать, видел и участников с другой стороны  (но не разговаривал с ними лично) поэтому всех этих солженициных и прочую антисоветскую  продажную мразь читать мне без надобности....Кстати, в моем родном городе на Кубани при "победе демократии" был снесен памятник Ленину, но через два года за счет ветеранов был там же установлен бюст Ленина: в процессе восстановления оказалось, что один из "сносителей" был при оккупации полицаем, более того, предлагал немцам расстрелять моего 12-летнего отца, поскольку " отец этого щенка  в Красной армии  воюет против славной немецкой армии". 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Бывает.  Бывает и наоборот, как рассказывал, например,  известный политолог А.Юсуповский (человек левых взглядов), когда его раскулаченного деда, помогавшего партизанам, сдал немцам бывший колхозный активист. 

Нет универсальных рецептов и исчерпывающих любые возможные комбинации решений. Поэтому начхать на циркового деятеля Бороду, не удосуживавшегося прочитать не только само дело, речь Вышинского и исследование Елены, но и мой текст. Но срач тем не менее решил затеять. :)

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Нет универсальных рецептов

Уже лучше...кстати, к слепому исполнению инструкций это тоже относится...и электричеству, и к газу и к ПДД....

Тем не менее, материал у Вас интересный, но вот выводы все же однозначные делать не стоит...

https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/3495313-na-zavode-v-elektrostali-dvuh-elektrikov-udarilo-tokom-odin-iz-nih-skonchalsya.html

В письме, разосланном по заводам про это ЧП упирали на незамкнутую ячейку, и второй электрик тоже скончался....Нупо этому ЧП  валить все на питерскую клику и ельцинский развал образования-повышения квалификации я тоже не стал бы...

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01
turan01(7 лет 1 неделя)

Поясняю в последний раз, ибо уже начинается хождение по кругу. )

В деле британских инженеров тов.В. из предложенных экспертами двух версий: 

"Образованная в стадии предварительного следствия и вызванная в судебное заседание специальная техническая экспертная комиссия на основе представленных ей данных пришла к заключению о наличии во всех обследованных случаях аварий либо преступной небрежности, либо прямого вредительства со стороны технического персонала, обслуживающего перечисленные станции "

 

выбрал самую простую  - прямое вредительство. Но почему-то и к 1939г. ситуация с технологическими инцидентами оставалась аховой, поэтому, очевидно,  Первухин - профессионал, в отличие от юриста - выбрал оставшуюся версию: преступная небрежность. И потребовал: безжалостно вышвырнуть на улицу аварийщиков и разгильдяев, оставшихся заставить выполнять имеющиеся регламенты и инструкции, ввести дополнительные виды надзора, освободить главных инженеров от любой деятельности, не связанной с эксплуатацией, и учить, учить, учить людей. Причем как продуманно, без переманивания людей с других предприятий, например, более высокой зарплатой, а привлекая внутренние резервы: 

 "Комплектование курсов по подготовке квалифицированных рабочих кадров осуществить за счет рабочих низших квалификаций, служащих на электростанциях и сетях, а также за счет привлечения на производство жен рабочих, служащих и ИТР"

И его можно сравнивать с изгаляющимся в фантазмах прокурором? )

А тут еще и "питерская  клика"  с "ельцинским развалом образования" появляется с бухты-барахты - ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ  постоянно добавлять все эти лишние сущности в разговоре об исторических событиях?!? 

== Уже лучше ==

Со своим 42-летним стажем в реальном производстве на такой покровительственно-снисходительный тон смотрю с большой долей юмора, иначе никак не получается бывшему директору и главному инженеру различных энергопредприятий. )

Благодарю за беседу. 

Откланялся.

Аватар пользователя Valeryko
Valeryko(7 лет 1 месяц)

turan01

Первухин - профессионал, в отличие от юриста - выбрал оставшуюся версию: преступная небрежность. И потребовал: безжалостно вышвырнуть на улицу аварийщиков и разгильдяев, оставшихся заставить выполнять имеющиеся регламенты и инструкции, ввести дополнительные виды надзора, освободить главных инженеров от любой деятельности, не связанной с эксплуатацией, и учить, учить, учить людей. Причем как продуманно, без переманивания людей с других предприятий, например, более высокой зарплатой, а привлекая внутренние резервы: 

Ну хорошо...а пьянство как тут...вот поувольняли мы в свое время при Андропове - по команде профессионалов сверху -  всех алкашей- и имели команду таких же уволенных у соседей не брать (  не Москва- рабочий поселок, хоть и не глухой, зарплаты, условия работы,  жилье- не настолько, чтобы издалека ехать переезжать).

Помыкались и мы и алкаши месяца 2-3...и - правильно, взяли на работу обратно и мы и соседи обратно, причем не всех- потолковее перестали пить и- правильно- сразу нашли работу получше не у нас ...

Со своим 42-летним стажем в реальном производстве на такой покровительственно-снисходительный тон смотрю с большой долей юмора, иначе никак не получается бывшему директору и главному инженеру различных энергопредприятий. )

?

2018-1981=37 -2 СА = 35 лет . причем ТОЛЬКО на электротехнических-энергетических должностях, включая работу за рубежом, и ни разу  ни директором, ни главным инженером только  бумажки подписывать.

ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ  постоянно добавлять все эти лишние сущности в разговоре об исторических событиях?!? 

== Уже лучше ==

Ах да, не "при Андропове", а "при застое"...так лучше?

И насчет вредительства... у меня лично на работе такие факты имелись и даже в 80-е, со мной работают люди, попавшие под расследование КГБ про вредительство к "Олимпиаде-80", помогал коллеге незаметно видеонаблюдение наладить- уже при "демократии"в 90-е- он чуть ли не сразу вредителя поймал с его помощью...

Но тоже откланиваюсь

- похоже, "полное отрицание теорий заговора"  у Вас заслонило реалии жизни....как бы Вам таким образом постоянно из купель ребенков не выбрасывать - вместе с грязной водой-то...

 

Комментарий администрации:  
*** Отключен (манипуляции, систематические передергивания) ***
Аватар пользователя turan01