31 декабря 1937 года был арестован мой дед

Аватар пользователя ОПВ

Конечно, никаким дедом он тогда ещё не был. Недавно женат, жена носит первенца. 25 лет от роду, семью годами ранее уже сосланный на Урал на спецпоселение с Украины со всей семьёй. Имели мельницу, останки которой я видел ещё в начале восьмидесятых, когда последний раз был на родине деда. Кулаки, это очевидно. И хаты с земляным полом до восьмидесятых годов точно. Потом - не знаю, уже не довелось...

Три класса образования. Валил лес и сплавлял его по Чусовой, работал на рудниках. Где-то в это же время был сильно травмирован придавившим ему ногу куском руды. Нога выглядела так, словно её провернули через шнек мясорубки и выкрутили обратно. Полагаю, не сильно квалифицированным был труд моего деда.

Первый допрос 01.01.1938:

- вы участвовали в контрреволюционных организациях? выводили из строя оборудование?

- нет. нет.

Подпись - коряво, но твёрдо выведенная фамилия.

Второй допрос 07.01.1938 (Рождество...):

- вы участвовали? выводили?

- да. да.

Подпись - коряво выведенная фамилия.

Знать-то за неделю хлебнул горюшка. Год по тюрьмам области.

Пришли к власти бериевские палачи.

Допрос 08.01.1939:

- вы участвовали? выводили?

- нет, нет.

- зачем вы нам врёте, у нас есть протокол допроса, где вы во всём сознались.

- следователь мне сказал, что я должен так сделать для укрепления нашего советского строя.

- значит не участвовали, не выводили?

- нет, нет.

Дело прекратить, иди, работай.

И подпись в обрамлении мелких точек туши. Закрывали - твёрдо подписывался. Как понял, что выпускают - руки задрожали...

Работал, руду ломал. Первенец, девочка, умерла, пока дед в тюрьме был. Позже, в одном из бараков посёлка для спецпереселенцев, родились ещё четверо детей. Умер дед в 2002, в 90 лет.

Протоколы эти я видел. Написал не дословно, но с сохранением стиля. Первый следователь - юрист, второй - уже с фамилией на -ов. Все совпадения неслучайны.

А дед супруги отсидел за сожжённый сарай. Был удивлён по выходу - сарай как стоял со времён давних, так и продолжал стоять. Умер дед на рубеже девяностых-двухтысячных, тоже за восемьдесят годов.

Резюме? Сталина дед уважал. Бериевские палачи почти в круглосуточном режиме разгребали прежние дела в которых было всякое. Страшно поломанную ногу и ссыльному собрали. Дети, хоть и на нарах, родились. Впоследствии реабилитирован полностью.

Мораль? А мораль у каждого своя. Но, считаю, помнить надо.

Комментарий автора: 

Просто ещё одна песчинка в песочные часы памяти.

А в памяти дед всегда смеётся.

Комментарии

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

Бериевские палачи? Нет, не помню, помню атомный проект, завоевание космоса ... да-да ,мораль у каждого своя. 

Аватар пользователя GentleLady
GentleLady(11 лет 9 месяцев)

Из интервью Елены Прудниковой:

Берия ведь был для государственного деятеля молод — 54 года, а выглядел гораздо старше. Есть свидетельство, что он работал лежа — по крайней мере, отца одной моей знакомой он принимал таким образом, и того человека, довольно крупного конструктора, это чрезвычайно поразило. Наконец, буквально месяц назад я узнала о нервно-психических проявлениях лучевой болезни — это переходящие друг в друга эйфория и депрессия. Если учесть темперамент Берии, это точнейшим образом совпадает с тем, что говорили о нем на пленуме и что вспоминали о том, каким он был весной 1953 года. Он был явно чем-то очень болен, а какая болезнь для председателя атомного комитета является самой естественной, можно сказать, профессиональной? Кстати, два его заместителя, Малышев и Завенягин, умерли от нее же в середине 50-х годов. Не надо забывать, что лучевая болезнь в то время была практически не изучена, так что едва ли врачи могли дать какой-то определенный прогноз. И было бы просто безответственно — брать на себя управление государством, когда ты не знаешь, сколько тебе осталось. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(13 лет 1 месяц)

Автору - полезно было бы дать копию постановления суда, материалов дела. 

Мой небольшой опыт общения с арестантами нашего времени, жалобами на несправедливость и беспредел дал следующий вывод - без ознакомления с материалами дела, решением суда - большинство этих жалоб просто однобокая подача информации. а иногда и дезинформации.

С ростом прошедшего времени, очевидно, этот эффект лишь нарастает, так как уже инфа подается не самим арестантом, а в пересказе.

И, да, иногда бывает так, что показания меняются не после побоев, а после проведения очных ставок и тому подобных мероприятий.

 

Аватар пользователя dimashi
dimashi(11 лет 7 месяцев)

Баломуты..

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Еще раз повторюсь - идеализировать те времена не надо. Всегда было как плохое так и хорошее. Это жизнь. 

Строились заводы, но и людей не за что ссылали. Были как и плюсы, так и минисы.

Это же можно отнести к временам Российской империи и сегодняшним.

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

не готов к деанонимизации в силу объективных (для меня конечно же) причин.

никакого суда не было, три протокола из тоненького дела прочёл. сейчас даже не скажу, какие документы там ещё были.

про три класса подчеркнул для иллюстрации, что дед близко к сложным механизмам не подходил. максимум велосипед.

если бы и поломал что - точно осудили бы, не сумел бы скрыть.

Аватар пользователя Lehan
Lehan(10 лет 10 месяцев)

Судя по следующей за этим выражением фразой, ТС должен был написать слово палачи в кавычках.

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

само собой. ирония. на самом деле отношусь с уважением за работу.

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Постоянно говорю, что не надо идеализировать те времена.....

Сотни погибли на постройке всяких водохранилищ волжских....

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

и об этом я сказал. было.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

но их и не убивали террористы, они не падали в самолетах и современные коллекторы не жгли их детей в домах.

давай обсудим и это.

тебе было бы легче, если бы деда сожгли пришедшие фашисты или бы он умер в финских каменоломнях, добывая гранит на очередной памятник гитлеру? 

типичная болтология без анализа фактологического материала - низабудунипращю. 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Их использовали как рабов. Они гибли сотнями на великих стройках. Это факты.

Хотите сами на такую стройку камских, волжских ГЭС?

Поэтому и получаем масштабные сделанные проекты-магнитки. А в тени смерти, репрессии.

Как плохое было, так и хорошее.

А войну народ выйграл. 

Аватар пользователя domaksse
domaksse(10 лет 5 месяцев)

Лучше погибать под колесами в говно пьяного майора. 

Комментарий администрации:  
*** Юридически безграмотен, но мнение по законам имею! ***
Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

Они гибли сотнями на великих стройках. Это факты. А войну народ выйграл. 

ты себя-то слышишь?

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Адвизор, всё это, конечно, круто - для выживших. Особливо для тех, кто оказался в рядах привелигированных слоёв. Однако, девочка-первенец у героя рассказа умерла. Ей не случилось умереть от фашистов или финнов.

Вы, как я понимаю, пытаетесь оправдать коммунистов по принципу меньшего зла. Не замечая, что тем самым подтверждаете концепцию "Коммунисты - зло".

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

Алё, хватит уже карамазовщины. Я лишь напоминаю, что никто из вас, осуждающих, не жил в то время, но жизнь страны в то время осуждаете. Нет никаких принципов меньшего или большего зла, это все придумали либералы. Ты-либерал?

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Так ведь не слезинка же, а, Адвизор? Чем мерить возьмётесь? Общественным благом? А линейка - есть? Где хранится - в Парижской Палате  Мер и Весов?

А может, ну его - весь этот формализм буржуйский? Есть же такой верный испытанный инструмент - революционное правосознание. Он же - классовое чутьё. Надёжныыый. Вот только странно - им вроде как троцкисты злоупотребляли. Как вычленять врагов будем, а, Советник?

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

тебе же сказали - это не наш метод! враги умрут сами.

ЗЫ. времена изменились и сейчас финансовый магадан для наших врагов (врагов наших у нас) гораздо страшнее ,чем солнечный.))

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Ну, вот они и умерли. Хрущёв - аж до семидесятых дожил. А девочка - как-то не сложилось. Но сами, всё сами.

Вы, дражайший советник, по причине вовлечённости в тогдашние события, даже не в состоянии увидеть лютости тогдашнего звездеца. Все так жили - стало быть, нормально это. Однако, не обессудьте - даже у Ваших современников было иное отношение к вопросу. У Шолохова с Весёлым, у Абрамова с Тендряковым - все они как-то иначе к детсткой слезинке относились. Сопереживали.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

То, что ты называешь сопереживанием, вообще-то, называется соцреализм. Однако, это слишком большое допущение, считать меня современником Шолохова или Тендрякова, 1923 г.р. Ты это специально или сдуру?

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Вы, насколько мне известно из различных ваших сообщений (как здесь, так и на Авантюре), всяко старше 1972 года - и потому я могу, с точки зрения своего юного возраста, рассматривать указанных авторов, как Ваших современников ;) Вы, в отличие от меня, многих из них застали живыми, будучи в сознательном возрасте.

Их творчество много как называлось, да не суть.  И с каких пор сопереживание персонажам стало прерогативой соцреализма? Но главное, сопереживание это самое у них - было. И в творчестве, и в переписке. Они волками взвыли бы, когда бы увидели оправдание, подобное Вашему. Где у них была боль натуральная, когда из-за возникшей необходимости приходилось принимать бесчеловечные решения - у Вас сплошной бухгалтерский расчёт. И жути этой Вы - нет, не то, чтобы не замечаете. Нет, Вы её жутью не считаете.

И после этого Вы называете меня либералом? Пфуй. Когда гайдарочубайсы говорят про невписавшихся в рынок, вы обвиняете их в людоедстве - и справедливо. Но когда людей сажают за компанию, бе причины, и люди в результате гибнут -  с лёгкостью оправдываете это высшими целями. Выглядит так, что Вас заботит лишь целевая функция - методы же Вы считаете чем-то вторичным. И в чём же Ваша разница с ультралибералами?

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

Я не называю тебя либералом, я спрашиваю, как и при каких обстоятельствах ты им стал? )

А у тебя дешевая попытка манипуляции, ты красочно проехался бесчеловечностью от соцреализма до ультралиберализма )) Но, нет, не впечатляет. 

Остался последний вопрос, ты - веган? Представляешь ,какую боль испытывает морковка, когда ее режут в салат?

 

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Я не стал либералом. Однако, и с концепцией "цель оправдывает средства" - согласиться не могу. Я даже в Бога настолько не верю. И знаю - не верю, именно знаю - что сопереживание является одним из базовых человеческих свойств. Не учитывать его, считать слабостью - означает всего лишь обрекать себя - или потомков, что гораздо хуже - на поражение в дальнейшем.

Вам, Адвизор, доводилось читать Тендрякова? Продавался вариант такой, "Тугой узел". Где вместе с одноимённым романом - тоже интересным, кстати - был и роман "Кончина". Его читать - случалось? Вот там как раз и описано популярно, что происходит, когда руководствуешься бухгалтерией. И чем это - потом - отзывается. И да, всё во имя высших и светлых идей.

Вот только люди от такого доброго и светлого - устают. Упрекая оппонентов в хрусте французской булки при высокой детской смертности, чем лучше прославляющие великие достижения социализма, во имя которых народ помирал ничуть не менее? У хрустящих булкой есть, по крайней мере, одно оправдание - величие России, что пребудет в веках. А у социалистов - лишь светлое, сравнительно обеспеченное будущее. От величия-то после Сталина отказались.

И нет, я - не веган. Но и людоедом, ради простого существования которого необходимы человеческие жертвы - не фигуральные(в мире есть Царь, этот Царь  - беспощаден), а буквальные -  как-то быть не хочется.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

Можно сказать, что Тендрякова я не читал, пытался, но он мне не понравился, но уверен, что по одному Тендрякову делать столь умозаключительные выводы о что и как там было во имя светлых идей, было бы наивно и глупо. 

Хаить собственное прошлое свойственно именно либералам. Сопереживать, это же такой модный тренд снова и сейчас.

Спроси любого американчика, соперживает ли он ливийцам, сирийцам и прочим вьетнамцам? Он, заливаясь слезами умиления, начнет махать гривой и бить себя ручонкой по животу, показывая, как он переживает за девочку с картинки. Но спроси его об общем числе жертв в Ираке, например, этот хомячок вряд ли способен оценить их масштаб. Более того, он не может внятно объяснить, что там делали американские войска и за что гибли американские солдаты. Но он уверен, что все эти смерти были необходимы для процветания правды и демократии, которую несет миру его страна.

Поэтому сопереживание, как и совесть, теперь это простой расхожий товар, которым торгуют все, кто не попадя в целях, о которых даже не подозревают.

К примеру, вспомни ,как совестливые либералы оправдали терроризм Засулич, восторженно встречая ее с манифестацией у зала суда. 

Однако и с величием надо быть осторожнее, так и до нацизма недалеко. Патриотизм и величие, это совершенно разные мотивации. Достаточно ощущать себя равными среди равных.

Аватар пользователя freeman
freeman(10 лет 7 месяцев)



 


 

раз уж пошла такая пьянка, расскажу про прадеда. был председателем колхоза. после уборки урожая, разрешил бабушкам собрать колоски оставшиеся. ну как скажут либералы, по традиции донесли. отправился на стройку беломорканала. работал в поте лица, не потому что заставляли. Сталина уважал. для Родины что то делал. спрашиваю отца, а за что его уважал? (маленький я тогда был). тебе пока не понять, был ответ. тогда спросил, как прадед то вообще к этому отнесся? хорошо говорит, как отпустили, сам стал всем говорить, что совершил преступление, понес наказание. все голодают, и ты голод будь. к чему я. людям пофиг было на ифоны авто блекджек и шлюхи. у них была Цель, которой у нас, к сожалению, нет. разве только у сотрудников РосАтома. ну и всегда вспоминается история про четырех мужиков из питера, думавших, что их деды были репрессированы. пока на спор не решили проверить, за что. из четверых только один реалтно был репрессирован, остальные были преступниками. хз, байка или нет, но что то мне думается, что так оно и есть

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

выделенное вами словосочетание несёт невесёлый ироничный оттенок и означает прямо противоположное.

с глубочайшим уважением отношусь и к Л.П., и к той фирме, которой он руководил с конца 38-го года.

Аватар пользователя ek-nfn
ek-nfn(12 лет 3 недели)

автор тупо не в курсе, что с приходом Берии на этот пост (вместе с "палачами") из тюрем выпустили очень много народу. Пик посадок был лишь при его предшественнике. Но то понятно, почти все троцкисты и прочие сторонники мировой революции перекочевали на нары, чтобы не мешали строить социализм в отдельной стране. Вот дед автора, почуяв, что пошли повальные амнистии и запел другую песню - не был, не участвовал.. Да видать не поверили перевертышу.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

все троцкисты и прочие сторонники мировой революции перекочевали на нары

вот прямо все-все? Т.е. дед сидел за то, чтобы пламенные большевики у стеночки встали? Выходит, зря сидел - Хрущёва не посадили.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

наказания без вины не бывает! (с)

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 10 месяцев)

Точняк. Хрен с ними, с девочками, главное - троцкистов ущучить. И вообще, лес рубят - щепки летят.

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

очень старые, избитые штампы. даже стыдно за такого унылого либерала. хватит уже троцкистов вспоминать, пора взяться за нашего, так сказать, темнейшего. ))

где теперь лес рубят, куда щепки летят?

Аватар пользователя Ктулху жив
Ктулху жив(8 лет 4 месяца)

Без реальной фамилии и всех остальных данных нещитово. Очередной "миллиард расстрелляных лично Сталиным". Сочиняется такое на раз-два для опытного копирайтера.

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

тогда уж миллиард лично освобождённых Берией.

фамилию не скажу, не обессудьте, не историческое исследование, а всего лишь запись в блоге.

Аватар пользователя Redvook
Redvook(11 лет 7 месяцев)

Некоторые комментаторы не заметили, что именно бериевские палачи в описанной истории освободили осужденного.

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

даже не осуждённого. год за так просидел.

да - именно они и пересматривали, и выпускали. ну и закрывали, надо думать, тоже.

Аватар пользователя domaksse
domaksse(10 лет 5 месяцев)

Комментаторы полностью пост прочитали? 

Комментарий администрации:  
*** Юридически безграмотен, но мнение по законам имею! ***
Аватар пользователя GentleLady
GentleLady(11 лет 9 месяцев)

Советник и я, вроде, все правильно поняли и дополнили. 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Фанатиков слишком много стало..... Это опасно, не замечать ошибок прошлого, видеть только хорошее.....

Аватар пользователя GentleLady
GentleLady(11 лет 9 месяцев)

Уже 5 раз про опасность идеализаций и фанатизм в 2 темах пишете. Или 6-й? Сегодня идеализируют историю России особенно фанатично? Дима, где же ваш позитив?))

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

А проблем и в сегодняшней России навалом. На местах, в регионах. У нас например один детский зубной на 100 000. В больницах жесть. Писал уже. 

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(10 лет 1 месяц)

Позитив позитивом, но на реальность надо смотреть трезво. Так я виже положительное в действиях сегодняшнего ЦБ. Но при этом считаю проблему коррупции как проблему в менталитете самого народа. Тырить хотят практически все, магниты на счетчики, на работе. Большинство негодующих сами будучи при власти будут воровать еще больше.

Так же у нас в обществе негатив к добившимся чего либо личностям. Ведь намного легче поливать желчу богатых, говорит что все они воры. А самому при этом лежать на диване. Не обучаться, не расти личностно, не повышать свои профессиональные знания, не добивать и не ставить цели.

Необходимо качественное развитие самого нашего общество. Большинство же смлтрят на проблемы более узко. Виновать кто-то другой, но не они сами ответственны за свою жизнь.

Аватар пользователя freeman
freeman(10 лет 7 месяцев)


 

неправда ваша. если платят достойно, так я ни одного гвоздя не выносил. не видел смысла. а когда стали платить копейки, тут уж извини, либо я буду работать на эту сумму, либо же, если работодатель будет требовать, я каждый день багажник буду забивать материалами. и откуда воровство, скажите мне? навскидку, работал на заводе, реконструкция цехов, хоть и была возможность химичить, но платили на совесть, потому и был честным. как перешли к подрядчику на железку, так многие и отгрохали у себя бани, гаражи, коттеджи.

Аватар пользователя Старичок
Старичок(11 лет 3 месяца)

А мой дед, без всяких палачей горбом, не щадя ни себя, никого, строил укрепления на границе. Весь поломаный-побитый, жил в холодной глине, мечтая о куске хлеба, загибаясь от цинги. И попробовали бы вы при нём сказать плохое слово про Советскую власть...

Комментарий администрации:  
*** Земля это пассив (с) ***
Аватар пользователя freeman
freeman(10 лет 7 месяцев)


 

мой отец и дед из таких же! жаль, времена изменились...

Аватар пользователя parhonf
parhonf(9 лет 3 месяца)

И хаты с земляным полом до восьмидесятых годов точно.

Не смешите. уже после войны народ настелил в избах дощатые полы, и кстати они никогда на Урале не назывались "хатами". Один  мой дед тоже был кулаком. 8 детей .Ни в какую тюрьму его не сажали. Сослали в Сибирь, жили в совхозе как все. Один из  сыновей даже стал председателем соседнего колхоза.Кто-то на этого сына сострочил донос. Его на 6 месяцев посадили. Все члены колхоза написали петицию  в его защиту и послали Сталину. Кому конкретно попала петиция на стол не знаю, но его выпустили , и он продолжал свою деятельность на посту председателя. 

Аватар пользователя ОПВ
ОПВ(10 лет 2 месяца)

хаты с земляным полом на Украине. на Урале дома.

Аватар пользователя ek-nfn
ek-nfn(12 лет 3 недели)

деда жены, как кулака, тоже сослали из сибирской деревни в уральский городок - Карпинск, вместе с семьей и родней. Сестра его сбежала обратно и зря. Померло в той деревне много народа от голода. А деда послали не в шахты (уголь), а по специальности - столяром он был хорошим. И поселили не в бараках, а выделили землю, лес, лошадь.. И отстроил он домик, который его потомки легко поменяли на двухкомнатную квартиру уже в нулевых. И дети его без проблем закончили ВУЗы, один сегодня доктор наук. Вот и непонятно, в каком месте их репрессировали. Сегодня его дети получают пособия как репрессированные.

Аватар пользователя Alec
Alec(11 лет 8 месяцев)

Моего прадеда репрессировали как кулака, кем он и был. А вот деда уже репрессировали за шпионаж, что сомнительно. Как смог освободится - не знаю, но было что-то с подделкой документов. Вероятно помог и один из руководителей тогдашнего Советского Союза. Он любил мою бабушку когда ещё был просто никем, но отец бабушки насильно выдал её замуж за перспективного и богатого сына кулака - моего деда. Руководитель этот бабушку мою не забыл, помог пару раз. В войну дед стал дважды кавалером ордена Славы. Был представлен и к третьему, но несложилось, война кончилась, это помимо кучи медалей.

Аватар пользователя serghey
serghey(12 лет 10 месяцев)

в каждой семье своя история Страны

Аватар пользователя advisor
advisor(12 лет 10 месяцев)

своя история славы Страны.

Страницы