Традиционный месячный обзор второй волны суперкризиса, смотрим на важнейшие индикаторы здоровья глобальной системы - мировое индустриальное производство и международная торговля (в денежном выражении и в количественном выражении),
1. Основные характеристики месяца:
- мировое индустриальное производство выросло за месяц на 0.1% и за год выросло на 1.46%. Несмотря на то, что средний мировой показатель еще в плюсе, в 2010-2014 годовой прирост составлял в среднем 4.2%, а в 2016 - 1,37%, что более чем в три раза хуже, это худшая динамика с 2008-2009 года;
- конкретно в России индустриальное производство дало годовое изменение на -0.26% - стагнация после спада в 2014-2015. Это хуже чем мир в среднем, но лучше чем в США. Для сравнения - Китай: +6.1%, США: -0.8%. Основной вопрос в том, что будет происходить дальше - прямое госфинансирование инфраструктурных проектов пока не очень заметно, а в рамках ростовщической модели "развития" они тупо "невыгодны" :-(.
- мировая торговля сократилась за месяц на 1,08% в количественном выражении, и выросла на 0.38% в долларовом;
- мировая торговля сократилась за год на 0.65% в количественном выражении, и сократилась на 1.8% в долларовом;
- падение мировой торговли в денежном выражении от пика в 2011 составило 19%;
Что такое годовое сокращение мировой торговли в количественном выражении, пусть и небольшое? Для сравнения - в 2010-2014 показатель рос со средней скоростью 5,27% в год. Нынешняя динамика - худшая с ноября 2009 года, в 2008 такие показатели впервые были отмечены лишь в октябре, в разгар первой волны суперкризиса;
2. Графики мировой торговли в денежном и количественном выражении:
В денежном выражении кризис бушует уже давно (что давно заметили, например, страны и компании-экспортеры), а теперь и в количественном стагнация переходит в спад.
3. Индустриальное производство в процентах от уровня 2000 года (два графика ниже отличаются исключительно наличием Китая и связанным с этим масштабированием):
Индустриальное производство не как проценты от 2000 года, а как проценты от предыдущего года, чтобы оценить изменения динамики - так деградация последних лет видна гораздо лучше:
ВСЕ страны, включая Китай, после первой волны суперкризиса, демонстрируют все более вялую динамику - Китай упал до уровня России в нулевых, Россия упала до уровня "развитых" стран в нулевых (стагнация), а "развитые" страны в минусе.
4. Текущий уровень индустриального производства в сравнении с 2000 и 2007 годом:
Россия на втором месте после Китая, если сравнивать с 2000, а после 2007 - хуже среднего по миру (но лучше "развитых" стран).
В общем, для планеты в целом картина ясна - продолжаем входить во вторую волну суперкризиса, которая вполне может стать концом глобализации и началом дикого хаоса.
А для России главный вопрос - как быстро и насколько безболезненно удастся соскочить с ростовщической модели и ориентации на экспорт ресурсов "низкого передела"? От этого зависит, насколько тяжело будет проходить крах глобализации у нас.
ИСТОЧНИК 1 (Россия), ИСТОЧНИК 2 (международная торговля), ИСТОЧНИК 3 (США), ИСТОЧНИК 4 (Китай)
Комментарии
Не очень понятно про мировую торговлю. Это 2014 и 2015 года?
Использовались свежие месячные данные, опубликованные в конце декабря и покрывающие период до октября 2016 включительно.
Вот, в плане тегов...
Хотелось бы чисто конкретные теги, типа #кризис #олимпиада_леммингов
Чтобы можно было по ним искать весь материал и все выпуски
А не дурацкие #Новая темная эра уже рядом!
который выглядит, как коммент
Указана промышленность, есть регионы, лично мне классификация ясна.
Метки Пульса обсуждались в другой записи, посвященной меткам Пульса, тут это голимый оффтоп.
Впрочем, ничто вам не мешает создать свой раздел с любыми иными метками.
создала
Ну пока толпоэлитарии не дотумкают что мировоззрение надо менять, а лишь затем экономическую модель, так и будут циферки пытаться "в рост" натянуть. Хотя по факту давно уже вниз едем.
у всего должна быть цель, а уж у экономики - в первую очередь. После цели надо назначить ответственных, как водится. А там и жить станет ощутимо легче.
Так победим.
Показательные графики. Принимая во внимание, что статистику всегда натягивали любопытно, когда это делали больше, до 2008 или сейчас??
думается мне, что валимся гораздо сильнее чем на графиках..
Графики и без того очень тревожные. Другое дело, что "деловая пресса" эти данные не пиарит, предпочитая "бумажную движуху" - таков заказ истеблешмента :-).
Это понятно. Пока Титаник тонет, должна играть позитивная музыка.
где можно почитать откровения статистов ?
Погуглите хотябы изменение параметров расчёта ВВП. Либо статистику добычи нефти, потерянные лишние миллионы баррелей нефти..
ну это не совсем корректно, ВВП это для пропаганды скорее, нежели для реального использования. ОПЕК же закрытая организация, которая в принципе не пострадает от собственных манипуляций. А вот широкие данные статистики, которые принимаются во внимание при планировании, и подделать немного сложнее, и пострадавшие немедленно начнут вопить, как мне кажется
Такими вещами МЭА балуется, а не ОПЕК. http://www.vestifinance.ru/articles/68727
Кстати графики на самом деле довольно любопытные. Смотрим динамику мирового промпроизводства+Китай и видим очередное подтверждение того, что статистика в Китае мягко говоря - "рисованная" и приукрашивает действительность по полной. В то, что они практически проигнорировали кризис 2008 года я ещё как-то могу поверить, но в то, что при этом продолжился абсолютно линейный прирост (примерно с 2001 года) - уже никак.
Этому лично я вполне готов доверять - с возможной поправкой плюс-минус, так как у них внутренний рынок рванул после первой волны. А он там такой, что вполне мог компенсировать проблемы с экспортом.
Мне больше интересен вопрос долгосрочной устойчивости этой китайской механики, основанной на легкодоступном угле. Вопрос, собственно, в том, а не скрывается за все более зеленой риторикой Китая банальное исчерпание этого ресурса?
на "вопросике" была статья - как раз про уголь в Китае. И судя по всему пик добычи угля у них должен был наступить сразу после 2020 года (примерно 2022г вроде). Так что никуда Китай и от нашего газа не денется - сколько бы не делел вид, что это нужно больше нам чем им.
Я принципиально не готов поверить, что внутренний рынок "рванёт" сразу же и на примерно те же величины, что до этого обеспечивал экспорт. Плюс само прохождение кризиса - так и не пресечён барьер в 100% от прошлого года. Нет, понятно, что QE там было ничуть не менее эпическое, чем в США (кстати косвенно это подтверждают начавшиеся проблемы со стоимостью "элитного" жилья), но совесть-то надо иметь - рисовать мощные плюсы, когда натуральные измерители экономики болтались около нуля.
Вы немного зациклены на энергетике. Не буду отрицать её значимость, но обратите внимание на забавную динамику роста з/п в Китае. А з/п там уже достигли величин, делающих производство в Китае на слишком выгодным и уже масса звоночков была о переносе новых производств в более бедные страны Азии. Да, КПК всячески старается препятствовать оттоку капитала и переносу предприятий из Китая, но эти мероприятия очевидно обречены на провал.
Внутренний рынок же Китая в принципе не может стабилизировать его экономику - они не могут довести потребление до уровня своих основных потребителей (ЕС и США), поскольку на это тупо физически не хватит ресурсов на всей планете, а стоит попробовать "урезать осётра" - так это спровоцирует катастрофические последствия в экономики из-за структурной перестройки экономики (и заметьте, это ещё не рассматривая проблему конкуренции со стороны более дешёвой Азии).
Собственно у них абсолютно такой же QE-шный пузырь в бизнесе, что и в США (да и не удивительно, ведь это части одного целого), о чём, например, свидетельствует ситуация в угольном секторе. Довести значительный кусок отрасли (и это по официальным данным!) до работы в планово-убыточном режиме и покрывать это кредитами, ничего исконно американского на ум не приходит? :)
Так что - смешать проблемы реальной экономики и финансового сектора = классический рецепт грядущего масштабного кризиса. Да, Вы правы, что энергетика и мат.ресурсы станут тут той самой "иголкой", потому как их нельзя "исправить" виртуальными деньгами и стат. махинациями. Но проблемы-то у них комплексного характера.
Статистика говорит, что внутреннее потребление Китая росло гораздо быстрее экспорта после 2007.
И никаких противоречий с энергопотреблением нет, оно тоже шустро росло.
Но рост и того, другого, все менее шустрый, хотя другим странам китайское замедление было бы диким ускорением.
Предполагаю, что не все так уж плохо. Или что экономика еще подержится несколько лет.
Один из знаков: Путин в начале августа 2016 заявил по телевизору про ипотеку "Кто хочет и может - берите сейчас". Если предположить, что ему сообщают что с экономикой - то видимо есть шанс экономике не загнуться на интервале лет в 5-10 - за сколько там у нас ипотеку в среднем выплачивают. Или же предполагается (гипер)инфляция. Иначе это получится разводка. Россияне наберут ипотек и не смогут их выплачивать. Что перед выборами будет не в плюс.
Осторожнее с практическим применением этой логики.
Вменяемый правитель, как правило, даже с ущербом для репутации будет поддерживать финсистему.
Промпроизводство в процентах от прошлого года...
А Китай-то, получается, ближе всех упал к минимуму прошлой волны! Вот те на...
Это - самый тревожный знак! Я некоторое время назад обратил внимание в статье, что для Китая 6,1% - очень и очень мало! Скорее всего отчетность приукрашена! Ибо, на мой взгляд, любой показатель от Китая, меньше шести процентов будет катастрофой!
Не Китай упал, а скорость *роста* промпроизводства упала. Тем не менее, она и после падения выше, чем у всех остальных.
Согласен! Но Китаю нельзя даже остановиться: только "бежать"!
Если встанет, то, как велосипед, рухнет! Жутковато...
Не понял все же логику. Почему весь мир не рухнул со стагнацией, а Китай вдруг сразу рухнет?
Другое дело, что он всему миру темп роста прибавлял, и потом деградация станет повсеместной. Впрочем, она уже идет много где и зримо - смотри инфраструктуру Украины, как близкий пример.
Алекс, прошу прощения за очевидный и глупый вопрос: графики очищены от долларовой инфляции? И вдогонку: с какого года идёт "очистка", если они очищены.
Тут все графики физические (не денежные, инфляцию учитывать не нужно) кроме одного - торговля в денежном выражении. Если к нему еще инфляцию доллара добавить двухлетний коллапс будет поглубже на 4-5 процента.
Спасибо. Я про долларовый график и спрашивал.
И всё-таки, с какого года начали отсчёт долларовой инфляции, я помню, что примерно в середине ХХ века, может чуть пораньше.
Осталось только добавить: Счастливого Нового Года... =\
"А для России главный вопрос - как быстро и насколько безболезненно удастся соскочить с ... ориентации на экспорт ресурсов "низкого передела"?"
Ну хоть бы один человек задумался: как же так, для экспорта легковых автомобилей требуются дотации, для экспорта гражданских самолётов требуются дотации, ни один частник не пытается экспортировать из России телевизоры, а мы всё толкуем про необходимость экспортировать "высокий передел"? А может, Паршев всё-таки прав, говоря, что чем выше уровень передела, тем убыточней экспорт из России такого товара?
На мой взгляд, для выживания страны надо запрещать любой экспорт. Вот только мера эта поможет ненадолго. Закончится топливо - вымерзнем как динозавры. Поэтому надо вывозить население в более благоприятные по климату места, пока не стало слишком поздно.
Слон, попробую объяснить на примере. Паршев может в чем-то и прав но обобщать так нельзя. Вот скажу о чём знаю - разработка тиражируемого софта (подчерку тиражируемого софта, не аутсорс - аутсорс совсем другая область - оказание профессиональных услуг, к аутсорсу эта логика не применима). Чем это не область высокого передела?
Самый большой экспортер софта в мире это США.
При этом у них такие высокие зарплаты у хороших толковых программистов, что на команду разработчиков из 6 человек, надо от 800 тысяч до миллиона долларов в год.
Взять у нас самый дорогой регион - Москву. 6 человек разработчиков обойдутся в год в примерно 200-250 тысяч долларов.
Сотверные компании арендуют офисы,потребляют электричество (мало) и компьютерную технику (еще меньше). Существенная часть расходов - налоги и взносы из ФОТ. Предположим они создали тиражируемый продукт и он (точнее лицензии на него) помимо замещения идет в том числе на экспорт. То есть они еще поставляют в страну валюту в обмен не за исчерпывающиеся ресурсы, а в обмен на последовательнсти байтов по интернету.
И этот экспорт уже стал заметен. Из РФ продает свой софт на экспорт от 2000 до 3000 компаний. По словам Путина экспорт ПО из РФ составил 7 млрд долларов. Это примерно половина от экспорта вооружений. И примерно развно экспорту вооруженияв середине 2000 ных годов.
Рассмотрим плюсы: отечественный софт замещает иностранный, дополнительная валюта приходит в страну, чем больше успешных софтверных компаний - тем более увеличивается уровень разделения труда в этой области (и специалитсты по автоматизированному тестированию, и сотверные маркетологи, продакт менеджеры, и т.п.), возникает спрос на профильное образование, литературу как переводную так и отечественную, конкурентоспособность повышается.
Есть ли минусы у экспорта ПО? Я их не вижу. Напишите их если сможете.
Поэтому когда Вы утверждаете что любой экспорт вреден, или как кто нибудь начнет утверждать что надо срочно вводить госмонополию на всю внешнюю торговлю - я просто не могу понять почему.
Ну, я обычно делал оговорку: если есть уникальный товар, на который можно заломить монопольную цену, тогда от экспорта будет польза. Сегодня я такую оговорку не сделал, так как обычно под экспортом понимается вывоз чего-то вещественного, а не последовательности байтов.
А вот насчёт "возникает спрос на профильное образование". Образование-то недёшево государству обходится. Включая затраты на трамвай, который перевозит студентов. Тем более, что обучать приходится во много раз больше людей, чем тех, кто реально будет зарабатывать для страны валюту. У вас, случайно, не найдётся каких-нибудь цифр, чтобы сравнить затраты с выручкой от экспорта ПО?
Образование спокойно оплачивается из налогов. С одного программиста в Мск налоги и взносы в фонды составляют около 600 тр. в год + еще налоги с самой компании. Больншинство софтверных компаний платят в белую. Этого с запасом хватит на содержание образования.
Добавлю про госмонополию внешней торговли. Она нужна для того, чтобы частники не расходовали валюту на покупку футбольных клубов, яиц Фаберже, островов в Средиземном море или просто на увеличение вкладов в иностранные банки. Вы видели фильм "Великая криминальная революция"? Где-то на 14-й минуте есть эпизод на китайской границе: туда грузовики идут полные, обратно пустые. Такого допускать нельзя, иначе самые ушлые люди вывезут из страны все средства для существования нашего населения и уедут следом, а остальная масса народа останется у разбитого корыта.
Ещё добавлю. Вы пишете "помимо замещения идет в том числе на экспорт." Я так понял, программа используется в промышленности. И она повышает производительность труда, снижает себестоимость производимой продукции. Иностранные торговцы привезут эту продукцию в Россию и доведут до разорения нашего производителя. Ему использование вашей программы не поможет, так как у него гирей на ногах висят наши природные условия. Вот если бы программа досталась только нашим людям, то для страны это было бы хорошо.
Если экспортировать в обмен на испанскую недвигу, любой экспорт для нации убыточен, а в обмен на нужное, это нормальный обмен.
Да, в обмен на нужное. Но тут есть важное обстоятельство: многие товары у нас получаются с огромными затратами труда. Как писал Маяковский: "В грамм добыча, в год труды". Нелепо отдавать иностранцам мясо в обмен на фураж для производства этого мяса, а все остальные издержки на производство того мяса покрывать дотациями из бюджета. Хотя фураж вроде бы и нужен.
Принцип внешней торговли должен быть такой: если уж продаем, то только те товары, в которых наименьшая доля стоимости определяется затратами на борьбу с неблагоприятными условиями. Затраты, разумеется, надо считать по всей технологической цепочке, начиная с добычи глины для изготовления кирпичей, из которых строится домна, дающая железо для строительства, скажем, авиационного завода. А покупать надо, наоборот, то, что мы можем сделать лишь с чрезвычайно большими издержками.
Добавлю. Исходя из этого принципа, получается, что выгодно для страны экспортировать только нефть, газ, а также аммиак и некоторые металлы, на изготовление которых опять же надо много топлива. Но ведь топливо скоро закончится, и мы вымерзнем как динозавры. Поэтому экспортировать такие вещи должно быть западло!
Что остаётся, что можно экспортировать? Сущие пустяки типа сувениров. Ну если бы ещё был сбыт копий "Чёрных квадратов" Малевича по миллиону долларов за штуку... ( Это я шучу).
Конечно, уровень жизни населения упадёт. Но лучше скромно жить в тёплой квартире, чем в неотапливаемой квартире, набитой импортным ширпотребом.
Глупая логика, Россия торговала задолго до экспорта нефти, и запустила людей в космос без нынешних масштабов экспорта. У вас в логике ошибка.
Можно торговать, вполне успешно, просто за счет более передовых средств производства, например.
Да, торговала задолго до экспорта нефти. Как там у Пушкина: "... что по балтическим волнам за лес и сало возят к нам". Чтобы заготовить лес, надо было, допустим, 100 человеко-часов, а везли сюда промышленные изделия, которые в Англии требовали 50 человеко-часов, а в России 500 человеко-часов. Потому что тогда в России не было передовых средств производства. Англичане наживались, а нашим помещикам было наплевать, они же не сами рубили лес. Сейчас же техника в Англии и у нас сравнялась, везти сюда что-то из Англии стало бессмысленно.
У Англии были передовые средства производства, причём монополия на эти средства. Потому и наживалась. А у России сейчас нету таких средств производства, которые монопольно превосходят любую страну в мире. Всегда за границей найдётся товар, по себестоимости дешевле аналогичного отечественного. Даже коммерческий запуск спутников постепенно уходит к китайцам. И вряд ли удастся вернуть прежние позиции, так как китайцы достраивают космодром, находящийся гораздо ближе к экватору, чем наши космодромы.
Да, СССР запускал людей в космос без нынешних масштабов экспорта. Так ведь мобилизовал на это дело всё что мог. А на бытовые нужды сил оставалось мало. В детстве я жил в таком месте, где над головой пролетали ракеты с Байконура. А в доме появилось электричество только в 1962 году, до этого пользовались керосиновой лампой и радиоприёмником на батарейках (крупные такие батарейки были, угловатые и весом около килограмма). Сейчас прекратись внешняя торговля - старты в космос продолжатся, а вот из магазинов исчезнут даже батарейки.
Добавлю. Вот тут про военное производство:
http://gosudarstvo.voskres.ru/parshev/pars_5.htm#505
А есть вообще основания полагать, что России удастся соскочить с ростовщической модели? Какие-то предпосылки к этому существуют?
Один раз уже соскочили, задав всему миру пример альтернативной модели.