Когортная рождаемость в России опровергает мнение о росте рождаемости перед развалом СССР

Аватар пользователя Владимир Маслов

Относительно недавно Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН опубликовал сборник [1] с когортной рождаемостью по всем странам мира, причём этот показатель сравнивается с суммарным коэффициентом рождаемости. Данные весьма любопытные, и вот хочу отметить два момента.

"Когортная рождаемость, особенно показатель рождаемости завершённой когорты, дают более точное представление об уровнях рождаемости, поскольку они учитывают фактическое число рождений детей у женщин за весь период их репродуктивной жизни. <...> Таким образом, когортный подход обогащает изучение динамики рождаемости, укрепляет доказательную базу прогнозирования численности населения и позволяет более точно анализировать [демографическую] политику", - говорится в сборнике.

"КСР [коэффициент суммарной рождаемости или cуммарный коэффициент рождаемости] текущего периода может значительно и систематически расходиться с когортным показателем итоговой рождаемости для женщин, рожающих детей в данный период, и это расхождение может охватывать длительные периоды времени", - отмечают [2] демографы Томас Соботка [3] и Вольфганг Лутц [4].

Первое. Как отметили выше известные австрийские демографы академик Лутц и профессор Соботка, когортная рождаемость (КР) и суммарный коэффициент рождаемости (СКР) могут не совпадать. В сборнике ООН я насчитал 30 стран, где они серьёзно расходятся по краткосрочным трендам и в показателях: Армения, Австралия, Австрия, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Молдова, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Украина, Британия. 

Когортная рождаемость (синяя кривая) и суммарный коэффициент рождаемости (красная кривая) в мире и отдельных странах

Второе. Рушится мнение о том, что в конце существования СССР рождаемость в России выросла выше уровня вымирания (как правило это связывают с антиалкогольной кампанией). Как видим из графика КР и СКР, катастрофа случилась ещё в середине 1960-х, и с тех пор показателя воспроизводства по КР достигнуто не было, не говоря уже о народоприумножении. Дополнительно подчеркну, что тренд на снижение СКР пошёл сразу после 1987 года.

То есть, отказывалось рожать социалистическое общество, которое характеризировалось стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне и беспрецедентной для всего мира социальной обеспеченностью: работа, базовый уровень достатка и потребления, пенсии, бесплатные жильё, медицина, образование, досуг, кружки, отдых в санаториях и пансионатах, детские сады и так далее. Почти рай, рожай. Ан нет. 

Смотрите. Под статьями про вымирание русских и других россиян постоянно появляются женщины, которые пишут в духе "дайте нам" всё перечисленное выше (как было при СССР) и мы будем рожать. Но как показывает практика, рожать они не станут. Тогда о чём же идёт речь? 

Обычная инфантильная отговорка. 

Они оправдываются за свою бездетность и малодетность.

Рожать не хотят и не будут, от них исходят только требования и выдвижение условий, причём на удовлетворение оных уйдут многие годы, по прошествии которых указанные комментаторши потеряют фертильность. 

Эти женщины подразумевают рождение (при наличии благоприятных условий) лишь первого или второго ребёнка (вымирание), третий для них это слишком много, не говоря уже про восемь детей, как просит Владимир Путин. 

1. Gonnella, Giulia and others (2025). Cohort fertility measures from the World Population Prospects. United Nations, Department of Economics and Social Affairs, Population Division, Technical Paper No. UN DESA/POP/2025/TP/No.11.

2. Соботка Томас, Лутц Вольфганг Коэффициент суммарной рождаемости дает политикам дезориентирующие сигналы: не следует ли отказаться от использования этого показателя? // Экономический журнал ВШЭ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koeffitsient-summarnoy-rozhdaemosti-da... (дата обращения: 29.03.2026).

3. Томас Соботка - научный сотрудник Венского Института демографии Австрийской Академии наук.

4. Вольфганг Лутц - руководитель Программы Население мира Международного института прикладных системных исследований, директор Венского Института демографии Австрийской Академии наук.

Авторство: 
Авторская работа / переводика

Комментарии

Аватар пользователя Йоган
Йоган(3 года 4 месяца)

 Рожать не хотят и не будут, от них исходят только требования и выдвижение условий,

Посетив специализированные сайты по поиску врачей репродуктологов , возможно вы измените свое мнение. Хотя вряд ли , раз делаете такие категоричные заявления.  

Случаи в роддомах вам неведомы.  В общем и целом необъективно

Аватар пользователя Владимир Маслов
Аватар пользователя Пеннигер
Пеннигер(14 лет 2 месяца)

Посетив специализированные сайты по поиску врачей репродуктологов

Да, после 40 некоторые задумываются о рождении первенца, это вы  точно подметили 

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(13 лет 5 месяцев)

Аватар пользователя Владимир Маслов

Ликвидация вашей безграмотности тут https://aftershock.news/?q=node/1579168

Вымирание русских заложено в середине 1960-х при развитом социализме, когда рождаемость упала ниже уровня воспроизводства, и после преодоления демографической инерции неизбежно начинается депопуляция. Но невежды вроде вас винят капитализм. Социализм по типу СССР = вымирание народа. 

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(13 лет 5 месяцев)

Социализм по типу СССР = вымирание народа

Знал, что этим закончишь.

Глаза раскрой, на график посмотри, аналитик-предсказатель...

Аватар пользователя monk
monk(14 лет 1 месяц)

Когда я купаю ребёнка, то сдвигаю кран до упора в красную сторону, пока не пойдёт горячая вода. А тогда уже перевожу на синюю половину, чтобы не ошпарить. Ребёнок, однако, уверен, что красный цвет означает холодную воду, а синий - горячую. Нет, ну всё же правильно! Когда кран красный, идёт холодная, когда синий - горячая. Она девочка серьёзная, с чужим невежеством борется по мере сил, и всякий раз обязательно пытается открыть мне глаза на этот факт. Я ей объясняю, как могу, но она, разумеется, больше верит своим глазам, чем папе.

(Бормор)

Аватар пользователя Владимир Маслов

Я сам социалист и марксист, за буржуазных и капиталистических кандидатов не голосую,  постоянно пишу о необходимости перехода России к социализму и синдикализму. Но я в отличие от невежд понимаю ошибки социализма по типу СССР и знаю как их исправить. 

Ну а вы слабый умом, необучаемый индивид, который с данными работать не умеет. Графики как раз показывают когда при СССР был заложен процесс вымирания, это 1964 год. 

Аватар пользователя An-Swer
An-Swer(13 лет 5 месяцев)

Полная чушь.

Аватар пользователя predessor
predessor(8 лет 1 месяц)

...катастрофа случилась ещё в середине 1960-х

...что является отсроченным последствием хрущевских реформ, значительно повысивших уровень жизни населения.

И работать в 60-х стали хуже, что объясняется отчасти выбыванием ровесников века, на плечи которых легли основные трудности революции, гражданской войны, пятилеток и ВОВ.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(12 лет 11 месяцев)

Поддерживаю. В стране начали стремительно развиватьсч паразиты и целые паразитарные сектора.

Любое общество, и даже животные, это прекрасно чувствует, хотя и не артикулирует, но ведёт себя соответственно.


Но это не отменяет того что рождаемость в эпоху когда женщина получила власть над своей маткой, - уже перестает бытт делом женщины.

Как и в случае призывной армии, государство должно получить свою долю власти над женской маткой.

Ничего не поделаешь, альтернатива, это только фермы человеков и частная собственность хозяина таких ферм над своёй продукцией... 

Хороших решений о которых мечтают феминистки, - нет.

Комментарий администрации:  
*** Средний россиянин нищ не только энергетически, но и мозгами (c) ***
Аватар пользователя Al-хим
Al-хим(3 года 6 месяцев)

...катастрофа случилась ещё в середине 1960-х

...что является отсроченным последствием хрущевских реформ, значительно повысивших уровень жизни населения.

Наоборот, повышение уровня жизни явилось следствием демографической катастрофы. Массовые аборты ведут к солидной экономии на декретных отпусках и на построении детской и семейной инфраструктуры для растущего населения.

Женщина, сделавшая аборт, перестаёт быть нагрузкой на экономику, и становится генератором прибавочной стоимости для любимого государства. Да и доход семьи сразу заметно увеличивается. Вот и повышение уровня жизни.

Как там в Англии было: "овцы съели людей"? А в СССР 60-70х промышленность съела людей.

Аватар пользователя Muller
Muller(14 лет 2 месяца)

К росту рождаемости привела не антиалкогольная кампания, а увеличение декретного отпуска с 70 дней до 3 лет.

Аватар пользователя Владимир Маслов

Отпуск 3 года ввели в 1 декабря 1989 года, считай в 1990 году. (https://dokipedia.ru/document/5296078?pid=10), а  тренд на снижение суммарного коэффициента рождаемости пошёл сразу после 1987 года. Так что вы допустили очень серьёзную ошибку.

Аватар пользователя Andrew_Ost
Andrew_Ost(4 года 5 месяцев)

Насколько помню, мы в 85м родили второго, надеясь на три года декрета.

Аватар пользователя sh0k
sh0k(6 лет 11 месяцев)

Социалистические сказочники в атаке. ))))

Аватар пользователя НВК
НВК(7 лет 9 месяцев)

Это так, население росло а когортная рождаемость показывает, что нет. А в в девяностые наоборот. Только людей нет. 

учитывают фактическое число рождений детей у женщин за весь период их репродуктивной жизни. 

Другие что, учитывают нерепродуктивный период?  Если женщина родила двух детей, имеет ли смысл учитывать в какой период она рожала. Для статистического анализа-  никакого. 

Аватар пользователя Владимир Маслов

Рост населения идёт некоторое время после снижения рождаемости к уровню вымирания, это называется демографическая инерция. После преодоления инерции начинается депопуляция. Для каждой страны срок инерции разный (10-40 лет), он зависит от массы демографических и социально-политических показателей.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Любые статистические выкладки показывают, что никакой корреляции между уровнем жизни и количеством детей не существует.

"Разруха - в головах", а не в кошельке.

Аватар пользователя Владимир Маслов

Классическая версия теории "демографический переход" гласит, что рождаемость снижается по мере роста благосостояния, об этом было сказано ещё в первой половине прошлого века. При обеднении благополучного населения тоже идёт снижение рождаемости.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

А мне кажется, что экономические причины вторичны по отношению к моральным.

Мой двоюродной брат значительно богаче меня, но постоянно упрекает свою жену, что у них всего двое детей.

А у друзей - уже по трое (у меня вообще четверо smile1.gif)

Аватар пользователя steep
steep(3 года 5 месяцев)

т.е. если мы разделим семьи по доходам на децили то мы не увидим повышение рождаемости у низких и высоких децилей? :)

вот в моем окружении очень четко - с низким доходом не плодятся... 

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

На общий СКР верхние и нижние 10% особо не повлияют.

А вот все остальные - да.

Я бы вообще пенсии для бездетных отменил. Зарабатывайте себе на старость сами.

Аватар пользователя steep
steep(3 года 5 месяцев)

не сработает.  я 100 раз писал что затраты на ребенка до окончания вуза таковы что я могу на них две а то и три пенсии иметь без государства... а если я еще государству нифига платить не будут то все 5 :)

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Да даже и не ВУЗа - у меня старший сейчас технарь заканчивает.

Аватар пользователя steep
steep(3 года 5 месяцев)

технарь не требует особых затрат для поступления. и обучение.... имхо. 

и вы вряд ли выбрали технарь в москве если живете за уралом. т.е. ваш живет дома  и кушает из погреба. трат минимум.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Я живу на западном Урале, в Перми.

Технарь мне обошелся в 20 тысяч за первый семестр, я заплатил сразу за год полтинник, сына перевели на бюджет по результатам первой сессии. Это было 3 года назад.

Не представляю, сколько может стоить технарь в нерезиновой. Думаю, много больше.

Сын живет дома, траты - проездной + телефон.

Аватар пользователя SavE
SavE(11 лет 6 месяцев)

Сын живет дома, траты - проездной + телефон.

Прожиточный минимум официально около 16 тысяч в месяц. 

С рождения до 18 лет это 3,5 миллиона рублей. Уровень трат у большинства повыше минимума, полагаю. Около 5 миллионов на ребенка точно затраты есть.

Аватар пользователя Y.Polanski
Y.Polanski(8 лет 6 месяцев)

Нравится мне Маслов, неутомим, пинает и пинает СССР. Просто никак ему не остановится.

Уважаемый:

Во-первых, это актуально, только для тех, кто боится возвращения социализма (таких – не много).

Во-вторых, население РСФСФР стабильно, несколько десятилетий выдавало по примерно 1 млн. человек прироста, а в 1992 году он взял и сменился убылью, несмотря на все Ваши теории об инерции, вреде высшего образования для женщин и прочие наукообразные умозаключения. Как так?  30 лет инерция была и вдруг за один год пропала – наверное, все девушки в 1992 году в ВУЗы поступили и стали феминистками. Не вяжется это с самим понятием «инерции». 

Во-вторых, я сам жил в репродуктивном возрасте в СССР и уже в конце обучения в ВУЗе, а для моих ровесников,(кто не поступал – после 20 лет), от половины до двух третей девушек из моего школьного класса были мамами. У нас в группе ВУЗа некоторые даже двоих детей успели родить. Сейчас это происходит к 30 годам и то, далеко не у всех, просто дети не поучаются и все (опять же по знакомым сверстникам и их детям-внукам сужу).

Так что успокойтесь по поводу СССР, надо думать, как из демографической ямы вылезать нам, а не о том, какие проблемы были у СССР.    

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Возможно, все разговоры про СССР идут из-за того, что крошечная часть населения России активно мриет о СССР 2.0.

Не понимая, что

Фарш невозможно провернуть назад

И мясо из котлет не восстановишь.

Сразу говорю - жил при СССР, помню и плюсы и минусы. Сейчас - лучше, чем например в 1988-89.

Аватар пользователя Владимир Кирш
Владимир Кирш(4 года 8 месяцев)

Сейчас - лучше, чем например в 1988-89.

------------

1988-89 - фактически это уже не СССР.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Ну я и 1982 помню, когда в школу пошел. Было значительно лучше, чем в 89.

А мама говорила, что в 70-е было еще лучше. Но этого я уже помню - мелкий был.

Аватар пользователя Itanium
Itanium(8 лет 5 месяцев)

я и 1982 помню, когда в школу пошел

:) 

Я пошёл в школу в 1972. Но сказать, что помню 70-е годы СССР было бы лукавством... Я не зарабатывал деньги, не решал бытовые вопросы. "Сознательная" жизнь сводилась к сходить в школу, выучить уроки, поесть, почистить зубы и спать :)

Это в старших классах мы начинали задумываться о профессии, о каких-то вопросах общественной жизни и т.д.

Но с основным посылом согласен - проблема демография не в уровне жизни, а в содержимом головы. 

Аватар пользователя steep
steep(3 года 5 месяцев)

так ваше содержимое головы позволило восьмерых настругать?

Аватар пользователя Itanium
Itanium(8 лет 5 месяцев)

так ваше содержимое головы позволило восьмерых настругать?

8 или 28 не суть важно. Дело в том, что в моей голове не было другого жизненного шаблона. Был только один - семья, а если семья - то должны быть дети. 

Сейчас этого нет. 

Аватар пользователя Oberon
Oberon(14 лет 2 месяца)

То что лично вам стало жить лучше чем в 1988 не значит ровным счетом ничего вообще.

Поскольку я например заявлю что в 1988 мне лично было жить гораздо лучше и на этом основании расскажу чт овы все врете.

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Вам в горкоме или обкоме  или профкоме конечно лучше было.

А у меня отец на заводе работал, а мама - врачом в СЭС.

После работы - в очередь в магазине стоять, сам стоял с мамой. Талоны отоваривать на масло и сахар (мяса, колбасы, сосисок не было).

Продуктовые наборы на работе - не помните такое?

Аватар пользователя Oberon
Oberon(14 лет 2 месяца)

Опять врешь, я никогда не был ни в горкоме ни где ещё. 

Продуктовые наборы были, такое помню по дешёвке всякое разное полезное, ну конечно алкаши всё пропивали. Вы видимо оттуда.

И не врите в СССР же ничего не было в магазинах, забыли что ли, значит зачем стоять то, да ещё каждый день. 

Бухали родители ваши просто, а сыну говорили, что стоим сына, за едой. 

🤣

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Бухающий врач СЭС - это сильно. smile3.gif

Вы похоже вообще в СССР не жили. И не понимаете, что это за структура была.

Но судя по количеству вранья от вас - это не удивительно.

Вопрос про детей снимаю - не думаю, что у вас и жена есть.

Вы ее не прокормите просто.

Аватар пользователя Oberon
Oberon(14 лет 2 месяца)

Ооооо врач СЭС понятно все с продуктами точно было все в ажуре .

Аватар пользователя YetiAx
YetiAx(3 года 7 месяцев)

У меня отец тоже работал на заводе, после работы подрабатывал на кладбище гравером, если я не ошибаюсь. Откладывал на кооперативную квартиру для дедушки с бабушкой. В конце 80х купил. Поэтому телевизоров Сони у нас в семье тоже не было. Был телевизор Радуга. Знакомый ездил на несколько лет в Сибирь на заработки, привез больше 100 тысяч, купили квартиру, машину и пр.. Отец друга, физрук в школе, делал картины из соломки на продажу. Зарабатывал в долларах. Помню как одна такая картина висела у них в комнате, на картине парусник несется по волнам. Зарабатывали кто как мог. Некоторые очень даже не плохо.

Я стоял в очередях также как вы. И талоны отоваривал. Но прекрасно знал, что часть народа живет совершенно по другому, тк были знакое из КГБ и торговли. У них были специально обученные люди в подчинении, которые их возили и ходили за них по магазинам. Но к коммунизму эти люди никакого отношения не имели. Хоть и имели билеты КПСС. И жили как при коммунизме. Потом эти же люди ломали СССР и стали владельцами магазинов, заводов и пр. Думаю, что в отличии от нас простых людей, никакой ностальгии по СССР у них нет. И более того, часть из них ненавидит то время, из за того, что им пришлось вступить в компартию, чтобы сделать карьеру.. и стать владельцами заводов, пароходов и пр..

Аватар пользователя Анастасия Злец
Анастасия Злец(2 года 6 месяцев)

Фарш невозможно провернуть назад

И мясо из котлет не восстановишь.

Сразу говорю - жил при СССР, помню и плюсы и минусы. Сейчас - лучше, чем например в 1988-89.


Люди, которые воспринимают СССР более положительно, чем вы, просто несколько более знакомы с диалектикой. Никто в тот СССР, что был, не хочет. У нас будет круче. 

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Диалектика - замечательная вещь для объяснения почему белое - это черное по понедельникам, наоборот - по вторникам и какое угодно в зависимости от линии партии.

У нас будет круче

Только не в России, пожалуйста. Мы уже хлебнули, давайте вы новый СССР в Таджикистане построите. Или в Туркмении - там тоже хорошо.

Аватар пользователя Анастасия Злец
Анастасия Злец(2 года 6 месяцев)

Диалектика - замечательная вещь для объяснения почему белое - это черное по понедельникам, наоборот - по вторникам и какое угодно в зависимости от линии партии.

Я же правильно предположила, что вы не понимаете, что такое диалектика.  

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Вы кандидатский сдавали по философии?

У меня как раз Гегель был.

Аватар пользователя YetiAx
YetiAx(3 года 7 месяцев)

все разговоры про СССР идут из-за того, что крошечная часть населения России активно мриет о СССР 2.0.", - так уж и все? Большинство разговоров идет от тех людей, которые к  СССР относятся с предубеждением, а зачастую и ненавистью. Владимир Маслов мреет по Союзу..)

Аватар пользователя Smart75
Smart75(3 года 11 месяцев)

Владимир Маслов мреет по Союзу..)

Вряд ли.

Там рождаемость с 60-х вниз покатилась.

Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(5 лет 9 месяцев)

> надо думать, как из демографической ямы вылезать нам

Дать денюх!

Аватар пользователя Oberon
Oberon(14 лет 2 месяца)

Да ну , даже самый тупой либераст знает чло людям для размножения нихрена ничего не нужно вообще ни жилья ни денег ни еды .

Ваще ничего ..

Не забудь попрыгать и поорать славу невидимой руке.smile19.gif

Аватар пользователя Wolfi7
Wolfi7(5 лет 9 месяцев)

>Да ну , даже самый тупой коммунист знает чло людям для размножения нихрена ничего не нужно вообще ни жилья ни денег ни еды . Хватит бараков, карточек и Ленинских чтений.

В курсе.

Страницы